Событие

Заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию посвятили вопросам здравоохранения и экологии

  • 1 сентября 2016 г.
  • 986
  • 0

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Вступительное слово Дмитрия Медведева на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам

У нас сегодня заседание президиума, посвящённое двум вопросам – здравоохранению и экологии.

Начнём со здравоохранения. Все мы знаем, что за последние годы были сделаны немаленькие государственные инвестиции в здравоохранение. Они дают свой эффект. Это касается и оснащения медицинских учреждений, и стандартов работы персонала, и даже принятия целого ряда оперативных решений, как то, например, выделение денег (совсем недавнего решения по 3 млрд рублей на закупку новых автомобилей скорой помощи). Вчера я очередную партию этих автомобилей как раз осмотрел в Липецке. Решение это исполняется, и в общем исполняется достаточно оперативно.

Очевидно, что на здоровье человека, помимо наших решений в сфере здравоохранения, влияет и состояние окружающей среды. Целый ряд регионов у нас находится в довольно сложном экологическом состоянии. Ситуацию эту нужно исправлять по мере возможности и, конечно, прежде всего исходя из необходимости заботиться о здоровье людей. Помимо этого, наша страна уникальна по своей красоте и разнообразию природы. И наша задача – сберечь все эти красоты, нашу природу для детей, внуков. Это очевидная и весьма непростая государственная задача.

Одним из важных достижений последних лет стал рост рождаемости, дальнейшее улучшение медицинской помощи матерям и новорождённым, которая, безусловно, требует самого пристального внимания в рамках нашей проектной работы.

Опыт показывает, что ситуация в регионах качественно меняется с появлением перинатальных центров. За последние годы мы построили 29 таких центров, где даже в самых сложных ситуациях и маме, и ребёнку обеспечена современная медицинская помощь.

Строительство центров продолжается. Естественно, мы должны завершить все те проекты, которые были начаты. Особо подчеркну: медицинские возможности такого рода должны быть доступны всем жителям регионов, а не только тем, кто живёт рядом. При необходимости нужно практиковать и дистанционные консультации, и выезды бригад для оказания помощи на месте.

Также нужно таким образом организовать нашу работу, чтобы действительно обеспечить каждому человеку в нашей стране независимо от места жительства без каких-либо сложностей и очередей возможность попасть к нужному врачу, пройти эффективно и быстро диагностику, получить современную высокотехнологичную помощь, лекарства. Это особенно острый вопрос для жителей труднодоступных регионов нашей страны, речь идёт о значительном количестве людей. Понятно, мы по-разному можем определять критерии труднодоступности, но в любом случае это может быть несколько десятков миллионов человек, поэтому одним из направлений нашей работы должны стать вопросы обеспечения доступности медицинской помощи. Особенно это касается тех видов патологий, где такая помощь требуется незамедлительно, в частности сердечно-сосудистых болезней.

Следующее направление по здравоохранению касается квалификации врачей. Их профессиональный рост должен успевать за развитием медицинских технологий. Понятно, что процесс обучения должен идти постоянно, это требует новых образовательных технологий, которые основаны на профессиональных стандартах. Введение их нужно ускорить, так же как и внедрение современных протоколов лечения. Процесс обучения должен быть организован удобно для человека, в том числе за счёт более широкого использования электронного обучения, включая дистанционное. Для этого заработал портал непрерывного медицинского образования Минздрава. Естественно, таким специалистам нужна и система допуска к профессиональной деятельности. Она должна быть максимально объективной, она не должна быть формальной, и с этой целью в текущем году начато проведение аккредитации специалистов.

Острый вопрос, особый вопрос – обеспечение людей доступными, качественными, эффективными лекарствами в рамках государственных закупок. Его нужно решать в рамках проектной работы. Сейчас объём закупок для государственных нужд составляет более 300 млрд рублей. Это свыше, подчёркиваю, свыше трети всего рынка лекарств, которые существуют в стране. И мы хотим, чтобы на эти деньги приобретались наиболее качественные препараты по нормальным ценам. Для этого, во-первых, нужно исключить возможность наживаться, играя на искусственно созданной разнице цен. Практика показывает, что, к сожалению, такая разница существует. 

Нужны механизмы, которые позволят избежать большого разброса цен, в том числе между российскими и зарубежными лекарствами. В принципе здесь работа идёт. Я вчера заходил сам в аптеку по ходу движения к объекту в Липецке, посмотрел ассортимент лекарств. Отрадно, что там появились российские аналоги по целому ряду важнейших препаратов – известных. Естественно, аналоги, имеющие одну и ту же химическую формулу, основное вещество, причём, конечно, эти аналоги дешевле иностранных препаратов, в некоторых случаях (я сопоставил вчера) – в 2–2,5 раза. Это серьёзная разница.

Кроме того, нельзя допускать, чтобы люди покупали некачественные или контрафактные лекарства, то есть подделки. Это прямая угроза жизни пациентов. Нужны действенные меры контроля за продвижением препарата от производителя до конечного потребителя.

Ещё одно важное направление в рамках приоритета «Здравоохранение». Современная медицина такова, что вызывает у пациентов разные эмоции, поэтому нужно развивать информационные технологии в здравоохранении. Цель в том, чтобы, с одной стороны, обеспечить пациенту доступ к информации, возможность быстро попасть к врачу, а с другой – сделать так, чтобы врач меньше времени тратил на заполнение документов и больше – на работу с пациентами.

Я в последний месяц встречался с медицинскими работниками на эту тему, она актуальна. Нужно уйти от писанины, это само собой, но даже электронные бланки не спасают, если они избыточно сложны, если требуют бесконечного внесения в эти проформы каких-то стандартных позиций. Поэтому нужно в целом постараться упростить документацию, конечно, используя электронный документооборот.

Теперь по второй теме. Я напомню, следующий год в нашей стране является Годом экологии. Запланирован целый ряд важных для защиты окружающей среды мероприятий. Часть из них связана с проектом по экологии. Отмечу три наиболее значимых направления.

Первое касается ликвидации накопленного вреда. На карте нашей страны более 300 горячих экологических точек. Это объекты, которые представляют для окружающей среды наибольшую угрозу. Прежде всего это огромные мусорные полигоны, свалки промышленных отходов. В зоне их негативного воздействия проживает более 17 млн человек. Конечно, это влияет на здоровье, причём серьёзно.

Считаю правильным в Год экологии начать системную расчистку именно с этих завалов. 

Важно не только разобраться с накопленными загрязнениями, но и выработать совместно с бизнесом, с промышленностью, с экспертами систему мер, которая позволит впредь не накапливать эти отходы или минимизировать такое накопление.

Второе направление касается бережного использования водных ресурсов. Наша страна обладает крупнейшими запасами пресной воды в мире, но при этом целому ряду регионов воды не хватает. Состояние рек и озёр в ряде случаев не позволяет использовать воду. Причин несколько. Это, конечно, и деятельность человека, это и природные явления – засухи, разливы. В результате где-то происходит мельчание водоёмов, где-то их заболачивание. От этого страдают и люди, и экологическая система, и экономика. Понятно, что этот баланс нужно восстанавливать. Дело это сложное, очень дорогостоящее, но тем не менее у нас есть сеть серьёзных гидротехнических сооружений, которая должна защищать людей и от наводнений, и от засух, и от загрязнений. Их надо приводить в порядок. Вот этим надо будет заниматься, рассчитываю, что прозвучат тоже предложения.

И последнее направление в сфере экологии. Россия – страна действительно огромная. У нас обитают сотни редких видов животных и растений. Конечно, мы должны принимать меры, направленные на их защиту. Сейчас у нас в стране действует более 13 тыс. особо охраняемых природных территорий, где редким видам обеспечены благоприятные условия. Нужно будет создавать новые, если это требуется. Но, с другой стороны, принципиально важно, чтобы и заповедники, и национальные парки не были резервациями, они были бы открытыми для людей. Нам нужна специальная туристическая инфраструктура, которая не будет создавать нагрузки на экологическую систему. Вот как это совместить – это сложная, но очень важная задача, чтобы каждый житель нашей страны мог собственными глазами увидеть все наши красоты. И это важно, кстати, и для развития так называемого экологического сознания.

Вот две темы, которые мы сегодня рассмотрим на президиуме. Прошу тех, кто ими занимается, соответственно, профильных министров выступать компактно, с предложениями. Обращаю внимание на то, что мы всё-таки с вами специально избрали проектный метод, а не просто разговоры о том, что нужно иметь хорошую медицину и хорошую экологию. Вот только на проектах и нужно сконцентрировать наше внимание. И деньги туда же, потому что денег у нас, как известно, немного.

Брифинг Вероники Скворцовой по завершении заседания

В. Скворцова: Уважаемые коллеги! Сегодня на президиуме рассматривались приоритетные проекты в области здравоохранения. Было выделено пять направлений, которые будут концентрированно реализованы в течение ближайших двух-трёх лет, поскольку именно при их реализации мы планируем достичь новых позитивных показателей в повышении качества, доступности медицинской помощи, в улучшении демографии.

Первое направление – это снижение материнской и младенческой смертности, формирование в 27 регионах Российской Федерации трёхуровневой системы оказания помощи беременным женщинам, женщинам в период родов, после родов и новорождённым детям.

Мы планируем в течение предстоящего периода времени внедрить 28 новых перинатальных центров. И не просто их внедрить, а обеспечить хорошо подготовленными кадрами (более 3,4 тыс. человек) и встроить в систему оказания медицинской помощи в перечисленных регионах, изменив логистику оказания медицинской помощи и на первичном, и на вторичном уровне. Это позволит нам в дальнейшем снизить материнскую и младенческую смертность не ниже чем на 11% в 2018 году и сохранить более 1,4 тыс. детских жизней.

Мы также рассматривали второй проект – по повышению доступности медицинской помощи для жителей труднодоступных районов. Это 34 субъекта Российской Федерации, где проживают более 8 млн человек на существенном отдалении от межмуниципальных региональных центров. И среди них по анализу, проведённому Минздравом, около 1 млн человек находятся в риске неполучения своевременной помощи, прежде всего речь идёт о скорой и экстренной специализированной медицинской помощи.

Поэтому предложено развивать вертолётную санитарную авиацию в этих районах. Нам нужно довести ежегодное количество вылетов с 17 тыс., что сейчас происходит в этих регионах (это примерно 80% от всех вылетов на территории нашей страны), до 26 тыс. вылетов. Для этого нам необходимо создать дополнительно 34 вертолётные площадки и помочь регионам обеспечить закупку авиационно-технических услуг у соответствующих предприятий. Это позволит нам существенно нарастить, соответственно, число пациентов, которые будут в течение первых суток госпитализироваться при жизнеугрожающих состояниях, и снизит летальность, спасёт не менее 6 тыс. жизней дополнительно.

Третье направление касается ликвидации дефицита участковых терапевтов и участковых педиатров в первичном звене здравоохранения по всей стране и существенного повышения качества подготовки медицинских работников, врачей прежде всего, и, соответственно, обеспечения необходимой квалификации. Для этого будет выстроена система непрерывного медицинского образования с использованием дистанционных модулей. Мы планируем уже на будущий год иметь 1 тыс. таких образовательных модулей, через год, в 2018 году – 2 тыс., нарастить число тех врачей, которые находятся постоянно в этой федеральной системе непрерывного медицинского образования. Параллельно будет развиваться новая система допуска к профессиональной деятельности (это система аккредитации), и фактически мы на протяжении нескольких лет всех врачей должны провести через эту систему – аккредитацию, реаккредитацию. Важно отметить, что все образовательные программы, все аккредитационные тесты основаны на клинических руководствах и протоколах лечения больных, которые уже сейчас созданы, и на профессиональных стандартах при всех основных медицинских специальностях.

Четвёртый приоритетный проект посвящён развитию цифровых технологий в медицине, в самом широком смысле. Мы планируем поэтапно все медицинские организации – государственные и муниципальные – подсоединить к единой государственной информационной системе, что позволит внедрить электронный документооборот не только внутри отдельно взятого учреждения, но и между медицинскими организациями, и сформировать на портале государственных услуг личный кабинет пациента «Моё здоровье». Мы планируем для каждого гражданина создать такой кабинет, через который пациенты смогут не только узнавать возможности получения медицинской помощи, записываться к врачу, вызывать врача на дом, получать доступ к собственным медицинским документам, но и, естественно, оценивать уровень оказания ему медицинских услуг. Соответственно, с каждым годом будет увеличиваться количество активных пользователей системы. Этот проект мы осуществляем вместе с Минкомсвязи, поскольку Министерство связи и массовых коммуникаций должно обеспечить широкополосную интернет-связь на всех территориях страны, там, где находятся медицинские организации. Это наш совместный проект.

Но этот проект имеет и другие направления. Прежде всего это фактически в течение нескольких лет тотальное присоединение автоматизированных рабочих мест врача к единой информационной системе, что позволит ограничить писанину врачей и высвободить не менее 30% рабочего времени на непосредственную работу с больным. Это позволит иметь неограниченный доступ ко всем информационным базам, к электронной медицинской библиотеке, к системам помощи принятия решений и, кроме того, к возможности телемедицинских консультаций с соответствующими организациями – региональными, федеральными – необходимого профиля.

Комплекс этих мероприятий, безусловно, скажется и на качестве оказания медицинской помощи, и на сроках ожидания, и на наличии очередей в медицинских организациях, то есть это комплексное улучшение уровня оказания медицинской помощи и ощущение партнёрства у пациента с медицинскими организациями. Для нас очень важно, чтобы упростилось взаимодействие каждого человека с медицинским сообществом, с медорганизациями, в том числе по многим направлениям дистанционно. Скажем, у нас есть отдельный показатель – снижение обращений за медицинскими документами, но, по идее, это должно быть резкое снижение, поскольку можно будет медицинские документы, выписки необходимые, справки получить через свой личный кабинет пациента.

И последнее направление, очень важное – это новый уровень контроля за государственными и муниципальными закупками лекарственных препаратов, переход на референтное ценообразование для государственных закупок лекарственных препаратов и таким образом уменьшение отклонений от референтной цены при закупках. Как сейчас показывают наши прогнозные расчёты, это позволит сэкономить достаточно большие ресурсы на увеличение охвата необходимыми лекарствами всех групп населения. Это пункт «а» в этом пятом направлении. А пункт «б» связан с введением маркировки лекарственных препаратов не только для прослеживаемости от производителя к покупателю, но и уменьшения возможности вообще появления контрафакта и фальсификата. Хотелось бы сказать, что за последние годы мы резко, во много раз уменьшили количество фальсификата на российском рынке. У нас сейчас всего 0,01% фальсификата.

Но даже если это касается одного больного, а мы ему не помогли, потому что он купил фальсифицированный препарат, то это полное безобразие. Поэтому наша задача – эту 0,01% превратить в ноль и, кроме того, убрать с рынка контрафакт. Предлагаются разные методы, но эти методы должны быть такими, чтобы любой покупатель с мобильного телефона мог фиксировать QR-код и проверить истинность препарата, где он произведён и вообще проверить, что за серия там проставлена.

В целом я вам про проекты рассказала. Мы их очень тщательно отбирали, поскольку нам представляется, что они позволят действительно добиться эффективных результатов в ближайшем будущем.

Вопрос: А финансирование какое запланировано на этих проектах?

В. Скворцова: Прежде всего это перераспределение средств внутри государственной программы развития здравоохранения с концентрацией этих средств на тех приоритетах, которые наиболее значимы для получения результатов. При этом определённые ресурсы дополнительные мы тоже просчитали. По теме развития санитарной авиации они были представлены, коллеги не возражали против этих данных, они должны быть дополнительно обоснованы и уже представлены на решение Председателя Правительства и Президента.

Вопрос: По поводу избиения врача, недавно о котором всем стало известно, и этот случай явно не первый. С позиции министерства будут ли какие-то шаги?

В. Скворцова: У нас есть законодательство, в соответствии с которым любое хулиганство или какое-то другое противозаконное действо наказуемо. При этом есть отдельные статьи, которые касаются служащих, находящихся на рабочем месте. В том случае, если это на рабочем месте происходит, скажем, с полицейскими, было внесено специальное изменение в законодательство, где наказание становится существенно более жёстким. Поэтому мы сейчас вместе с Национальной медицинской палатой рассматриваем вопрос о том, чтобы и для врачей при исполнении своих служебных обязанностей мы выровняли норму с полицейскими. Что касается мнения министерства, естественно, министерство должно защищать двухмиллионную армию своих медицинских работников, чем мы и занимаемся вместе с нашими профессиональными структурами, поэтому в обиду никого не даём.

Вопрос: Сейчас к специалистам попадают через терапевтов в основном. К тем же самым кардиологам. Если у человека приступ, это скорая. Но если он просто заболел?

В. Скворцова: Все интернисты – кардиологи, неврологи, пульмонологи и так далее – должны действительно принимать пациентов через терапевтов, потому что сам пациент никогда не может сказать, что с ним происходит. Вам кажется, что у вас болит сердце, а у вас невралгия межрёберная, или люмбалгия, или ещё что-то. Поэтому терапевт обязан посмотреть, чтобы уже определить, направлять ли вас к неврологу или к кардиологу. Но есть специалисты, к которым можно записываться напрямую, и на этот счёт никаких нормативных ограничений нет. Скажем, офтальмолог, стоматолог, уролог, гинеколог, травматолог – это те специалисты, которые могут без предварительной записи к терапевту записывать к себе. Сейчас мы рассматриваем возможность вынести и некоторые обследования, на которые можно записаться сразу, без направления терапевта. Такие обследования сейчас тоже появятся.

Ваш вопрос по поводу кардиолога. В этом случае какое есть исключение? Если у вас уже есть диагноз хронического заболевания и вы наблюдаетесь кардиологом, для того чтобы к нему попасть, вам не нужно к терапевту идти. Здесь речь идёт только о первичном визите. А если вы уже находитесь в группе здоровья с определёнными факторами риска или у вас есть ишемическая болезнь сердца и вас наблюдает кардиолог, естественно, вы записываетесь сразу к нему.

Брифинг Сергея Донского по завершении заседания

С. Донской: Сегодня на заседании были рассмотрены приоритетные проекты в сфере экологии. Следующий год объявлен Президентом Годом экологии, поэтому те проекты, которые мы сегодня обсудили, направлены на решение крупных, комплексных проблем, которые накопились в этой сфере. Этих проектов у нас сейчас выделено три и один факультативно, о котором я позже скажу.

По трём проектам – это «Чистый город», «Вода России» и «Дикая природа» – мы выделили следующие направления. Что касается «Чистого города», ключевой проблемой (и все участники сегодняшнего заседания поддержали это) является ликвидация отходов, которые накопились за предыдущие годы в виде крупных промышленных свалок. Ликвидация этого большого ущерба позволит сделать экологическую среду более благоприятной для более 5 млн человек.

Сегодня мы обсудили, каким образом можно было бы этот проект усилить. В частности, обсудили тему, связанную со строительством крупных перерабатывающих утилизационных предприятий. Это тоже стало одной из тем, на которую практически все участники обратили внимание, так как просто ликвидация свалок, ликвидация накопленного ущерба промышленных объектов потребует кроме всего прочего для создания благоприятной среды и создание крупной системы утилизационных производственных мощностей.

Также коллеги обратили внимание, что на сегодняшний день подготовлена необходимая нормативная база и в части ликвидации прошлого экологического ущерба, и создания системы утилизации твёрдых коммунальных отходов. Это тоже очень важный плюс этого проекта, так как, с одной стороны, есть возможность реализовать крупные проекты, которые затронут большое количество граждан России в части уборки территорий городов, территорий поселений, где эти люди проживают. С другой стороны, накапливаемые отходы, которые сейчас, как все подчеркнули и мы хорошо понимаем, являются серьёзной проблемой многих территорий, нужно вовлекать в оборот. И создание таких производственных мощностей, которое мы планируем начать с 2017 года, как раз позволит уже эту проблему рассматривать как, скажем так, решаемую, но решаемую не просто захораниванием этих отходов, но и переработкой и созданием целой системы, большой системы утилизации вторичных отходов. Это первый проект.

Второй проект – «Вода России». Он у нас акцентируется по трём направлениям. Это ликвидация маловодья, у нас около 6 млн человек сейчас проживают на территории, где природно-климатические условия или антропогенный фактор являются таким негативным фактором. Но на самом деле ряд регионов являются маловодными, и необходимо создать соответствующую инфраструктуру, организовать таким образом работу всего водного хозяйства этих регионов, чтобы потери воды были меньше, и тем самым через определённое время решить проблемы с маловодьем в ряде регионов.

С другой стороны, это в основном относится в большей степени, конечно, к Дальнему Востоку, здесь участились наводнения, и опять же необходимо строительство инфраструктуры, чтобы более 4,5 млн человек не подвергались опасности.

И последнее направление приоритетного проекта «Вода России» связано со строительством очистных сооружений. И здесь ключевая тема – это качество воды, тех водных ресурсов, которые потребляют люди, промышленные, и сельскохозяйственные объекты. Здесь мы планируем развернуть большую работу, дополнительную к той, которую уже делаем, но сделать так, чтобы уже в 2017–2018 годах мы могли в ряде регионов вопрос качества воды решить.

Ещё один проект – «Дикая природа». Здесь акцент делается на развитии экологического туризма в системе особо охраняемых природных территорий. Во всём мире тема экологического туризма достаточно активно развивается, и, что касается наших ООПТ, здесь очень большой потенциал. По оценкам специалистов, более 20 млн людей могли бы посетить ООПТ.

На сегодняшний день особо охраняемая природная территория привлекает людей, но с учётом отсутствия большей части инфраструктуры они посещают ООПТ достаточно редко. То есть национальные парки, заповедники посещают где-то около 2 млн человек.

Наша задача сейчас – акцентировать средства, акцентировать внимание на строительстве инфраструктуры на этих территориях таким образом, чтобы уже в ближайшие пять лет мы могли удвоить здесь количество туристов.

При этом акцент мы сделали на трёх регионах – это Кавказ, Алтай и Байкал (Прибайкалье), куда, понятно, очень многие граждане хотели бы попасть, посмотреть и увидеть природные объекты, которые там существуют.

И ещё одно направление приоритетного проекта «Дикая природа» – это биоразнообразие, то есть развитие проектов, которые направлены на восстановление краснокнижных животных. У нас планируется более семи таких проектов. Конечно, речь идёт о достаточно известных сейчас проектах, связанных с леопардами – как кавказским, так и дальневосточным. Речь идёт о копытных, зубрах. И многие другие проекты мы тоже планируем в рамках приоритетных проектов реализовывать, потому что, понятно, посмотреть, приехать в заповедник, в национальный парк и не увидеть животных – это, наверное, не самое лучшее времяпровождение с точки зрения экологического туризма.

И ещё один проект  рассматривался факультативно. Речь идёт о проекте по озеру Байкал. На сегодняшний день мы о нём заявили, но подробно не рассматривали, потому что планируем более подробно его и обсудить, и подготовить уже к апрелю 2017 года. Я надеюсь, он тоже станет одним из приоритетных проектов, над которым мы вместе с коллегами будем работать в следующем году.

Вопрос: А в чём смысл проекта по озеру Байкал? В двух словах.

С. Донской: В двух словах речь идёт в первую очередь о мероприятиях, с одной стороны, по восстановлению природной среды, ликвидации накопленных проблем и связанных, в том числе с тем, что сейчас увеличились масштабы туризма на Байкал, а инфраструктуры нет. Соответственно, и идёт накопление отходов, и нет инфраструктуры, для того чтобы людей можно было принять. Это с одной стороны. С другой стороны, очень важный элемент, связанный с социально-экономическим развитием тех регионов, строительством инфраструктуры необходимой – и дорожно-транспортной, и многого другого.

У нас существует ФЦП по социально-экономическому развитию Байкала, но с учётом того, что многие вопросы выходят за рамки тех сроков и тех объёмов финансирования, которые ФЦП предусматривает, мы и планируем предложить более масштабный проект с привлечением частных средств и иностранных инвесторов. Крупный проект, приоритетный, как мы его назвали, «Озеро Байкал – великое озеро великой страны».

Думаю, все со мной согласятся, что это одна из ключевых, приоритетных проблем экологической тематики, в том числе и Года экологии – следующего года.

Вопрос: Если об Иркутской области говорить, там аукцион по Сухому Логу уже давно готовится. Сняли ли вы разногласия с ФАС по поводу участия?

С. Донской: Я уже говорил, мы планируем в сентябре провести все необходимые согласования. С учётом принятия решения, в том числе Правительством, с точки зрения всех административных правил в этом году, уже скорее где-то в ноябре-декабре, этот аукцион может пройти.

Вопрос: А по Эргинскому месторождению тоже перенесли на это же время?

С. Донской: В 2016 году планируем. На данный момент Роснедра  активно готовится к этому аукциону.

Опубликовано: Марина Буторина


Комментарии 0

Наверх
Вниз