Государство и общество, каждый бизнесмен, общественный деятель и обычный гражданин — все хотят успешного развития экономики, науки, образования, медицины и культуры в своей стране. Президент обозначает приоритеты, дает поручения и озвучивает показатели изменений. Государственные менеджеры разрабатывают стратегии социально-экономического развития, законодатели готовят и утверждают законы. Выделяются значительные средства на поддержку бизнеса, финансируются научные исследования, строятся объекты социально-культурного назначения.
Происходит ли при этом развитие? Некоторые скажут, что да, некоторые ответят на этот вопрос отрицательно.
А вот на вопрос о том, происходит ли в стране “прорывное развитие” (упомянутое в качестве цели в Президентском Указе от 21.07.2020), которое позволит обогнать передовые страны мира в развитии высоких технологий, в фундаментальной науке, в космических исследованиях и в других важных направлениях, большинство, скорее всего, ответит “К сожалению, нет”.
Можно сформулировать еще более сильный и немного провокационный тезис: даже если в законодательных и стратегических документах будут детально описаны самые благоприятные условия для прорывного развития, скорее всего, большинство опрошенных сочтут его невозможным.
Почему? Есть три главные причины:
Большинство людей
1) не читают законодательные и стратегические документы;
2) не могут самостоятельно увидеть в этих документах возможности, которые открываются перед ними лично, их коллегами, их детьми;
3) формулируют свои цели, мысли и интересы на языке, отличном от языка законодательных и стратегических документов, а потому не очень понимают, что и зачем в них написано.
Из сказанного следует, что разработка законодательных и стратегических документов — это лишь первый этап организации развития. Но сам факт их наличия не позволяет сформулировать задачу прорывного развития всерьёз, и искать способы её решения.
Трансляция и обсуждение содержания законодательных и стратегических документов через все современные СМИ позволяет решить задачу информирования, но при долгом и навязчивом повторении вызывает реакцию отторжения: люди скоро перестают доверять тому, что слышат с экранов телевизоров и тому, что читают в интернет-публикациях и газетах. У них либо вырабатывается сложный комплекс критериев доверия к информации, либо они перестают критически осмыслять полученные сообщения. И в том и в другом случае не происходит включения людей в коллективную коммуникацию, а значит, люди становятся пассивными фигурами, мнение которых, по сути, никого не интересует, потому что масс-медиа эксперты уверены, что оно почти целиком формируется извне.
Пассивное восприятие информации может “включить” людей только в одном случае: когда СМИ начинают говорить с людьми тем языком, на котором они сами описывают свою жизнь и деятельность, а это происходит, когда люди видят на экранах и в новостях людей, похожих на себя самих, говорящих об осмысленных и абстрактных темах, например, о прорывном развитии языком повседневности. Впрочем, обычные люди, живущие в повседневности, смотрятся на экранах и в новостях не так уверенно и красиво, как профессиональные ведущие, актеры и журналисты, в большинстве случаев они не могут убедительно и системно говорить о прорывном развитии.
Итак, чтобы социально-экономическое, научное, культурное развитие обрело черты прорывного, опережающего или хотя бы заметного и очевидного, необходимо вовлечение людей, необходимо, чтобы они понимали главные идеи развития, видели новые возможности для себя, и необходимо, чтобы кто-то начал говорить с ними их языком, осуществил своеобразный перевод темы прорывного развития с чиновничьего и юридического языка документов на язык повседневности.
Как можно организовать такой процесс коллективной коммуникации? Одним из вариантов является серия стратегических сессий, которые проводятся по технологии живого моделирования.
Суть технологии в том, что по каждой возможной теме (например, развитие промышленности, культуры, образования или креативных индустрий) отбирается такое множество участников, которые одновременно и погружены в отрасль, и способны видеть или представлять себе картину целого.
Это могут быть владельцы бизнесов, отраслевые эксперты, опытные управленцы, руководители НКО, ученые, государственные менеджеры, авторы законодательных и стратегических документов и т.д. Каждый потенциальный участник сессии проходит глубокое интервьюирование, в ходе которого становится ясной его позиция, и его отношение к тем или иным под темам, связанным с развитием.
В ходе интервью потенциальный участник может изложить своё представление о нежелательных явлениях и их причинах, указать корневые проблемы, решение которых приведет к общему улучшению ситуации.
Состав участников стратегической сессии очень важен: люди, которые примут участие в коммуникации о развитии, должны репрезентировать все существующие в обществе и в отрасли позиции и интересы, касающиеся темы сессии. В этом случае в коммуникации участников будут моделироваться те сценарии развития, которые возможны в реальности.
Стратегическая сессия проводится одновременно на двух коммуникативных площадках: оффлайн (для участия в этой сессии приглашаются некоторые из тех, кто был проинтервьюирован), и онлайн. Для онлайн коммуникации может быть использована платформа “Стратегия 24” (strategy24.ru). В онлайн коммуникацию могут быть вовлечены тысячи и даже десятки тысяч человек. Смысловые поля, которые ими будут созданы, в какой-то мере начнут определять ход обсуждения на оффлайн стратегической сессии, будет происходить и обратное влияние.
Коммуникация на стратегической сессии такова, что каждый участник получает возможность свободно высказать свою точку зрения. В то же время общение строго регламентировано и отформатировано, — чтобы избежать нерациональных потерь времени. Коммуникация строится таким образом, чтобы все участники, с одной стороны, поняли главные смыслы законодательных и стратегических документов, с другой — наполнили эти документы собственными смысловыми конструктами. Это достигается благодаря дискурсивному характеру сессионной коммуникации: к любой высказанной кем-либо из участников идее можно вернуться в любой момент, обсудить ее под другим углом, выделить новые аспекты, соединить эту идею с другими, которые были высказаны в процессе коллективной работы. Многомерность такой коммуникации позволяет участникам воочию увидеть возможности, которые открываются для них, и понять важные нюансы применения законодательных норм и потенциал стратегических программ развития.
Дискурсивная коммуникация выполняет функцию коллективного переводчика между терминологическими словарями государственных чиновников, общественников и бизнесменов, становится своеобразной машиной для моделирования возможных форм и процессов сотрудничества между ними. В такой коммуникации могут быть проявлены позиционные конфликты, противоречия, разновекторные интересы, и там же в ходе сессии могут быть найдены способы их трансформации и гармонизации.
Смыслы, намерения, решения и планы, возникающие в коммуникации на стратегической сессии, оказываются наполненными реальными живыми интересами, мотивами и целями людей, поэтому публикация промежуточных и итоговых обсуждений, которые состоялись в ходе стратегической сессии, вызовет интерес у тысяч и десятков тысяч читателей и зрителей. Они узнают в участниках сессии самих себя, собственные сомнения, страхи, надежды, интересы и мотивы, а в том, какие решения будут выработаны на сессии, увидят свои собственные шансы и возможности. Таким образом создаются условия для коллективного массового целеполагания, что формирует вектор развития, устремленный в будущее и вовлекающий в это движение множество людей.
Стратегические сессии по технологии живого моделирования могут оживить (то есть наполнить реальными стремлениями и намерениями живых людей) законодательный документ, программу социально-экономического развития, концепцию. Особенно важно использование этой социальной технологии для реализации мультиотраслевых и комплексных проектов развития, таких как научно-исследовательские центры, свободные экономические зоны, агроиндустриальные парки, создание мультиотраслевых кластеров, кооперативных объединений, реализация крупных логистических проектов, — иными словами там, где в одном пространстве пересекаются разнонаправленные интересы множества участников. Живое моделирование позволяет гармонизировать ситуацию, предотвратить развитие деструктивных конфликтов, избежать существенных ошибок в построении систем управления.
Когда создается концепция какого-либо проекта развития или программа социально-экономического развития — их авторы закладывают в документ множество собственных гипотез, идей, предположений, и по каким-то основаниям выбирают тот или иной вариант развития в качестве базового. Если в дальнейшем этот документ не обсуждать в режиме стратегической сессии по технологии живого моделирования, все смыслы, заложенные авторами так и останутся нераспакованными, скрытыми в тексте, и известными только авторам документа и узкому кругу экспертов, которые привлекались для его разработки. В процессе обсуждения на сессии любой подобный документ частично подвергается деконструкции, начинает играть новыми оттенками смысла, в нем проявляются контексты, которые авторы даже не имели в виду. Как правило, по результатам сессий принимается множество поправок к исходному документу, а благодаря этому он становится более понятным и более приемлемым для значительного числа людей, а значит и более реализуемым.
Прорывное развитие можно организовать только на фундаменте глубокого понимания идей развития (касающихся данной отрасли или данного проекта) и глубокого взаимопонимания ключевых фигур. Взаимопонимания, при котором происходит не просто понимание слов, а понимание причины, по которой именно эти слова человек произносит именно сейчас и именно перед этими людьми, понимания, что происходит при этом в его сознании, на что он рассчитывает, какой реакции и от кого ждет, как будет реагировать в том или другом случае. Такой уровень взаимопонимания достижим либо как результат многолетней работы “плечом к плечу”, либо в результате коммуникации на стратегической сессии по технологии живого моделирования. Если необходимой глубины взаимопонимания у участников нет, проект развития обречен на многочисленные трудности. Если взаимопонимание ключевых фигур построено, шансы на опережающее и даже прорывное развитие существенно повышаются.
Текст концепции, законодательного или стратегического документа, каким бы хорошим он ни был, реальность не меняет, он остается просто текстом на бумаге. Реальность меняют люди, детально обсудившие и согласовавшие свои намерения и планы. Живое моделирование — одна из наиболее эффективных форм коллективной коммуникации, в которой это возможно сделать.
Комментарии 0