Молодежь Сургута, чем она дышит, что она видит, как самореализуется?
Протестные настроения среди молодежи, по мнению Ксении, стали следствием провальной молодежной политики. Молодежь по своему выражает свое недовольство тем, что их окружает каждый день. Они видят у власти одних и тех же людей, которые находятся на одних и тех же местах по 20 лет. Например, в Югре начальникам молодежной политики - более 40 лет, а руководителям молодежных учреждений – более 60 лет.
Возможно ли поменять ситуацию к лучшему, и как это сделать?
Все, что делается для молодежи, ей это не интересно:
- По факту молодежи нечем заниматься и негде тусоваться. Форматы молодежной политики устарели, а молодежные клубы похожи на клубы 90-х годов. Такие клубы в 17 часов уже закрываются, как раз в том момент, когда у молодых людей появляется свободное время и им просто некуда пойти. Поэтому молодежь выбирает или торгово-развлекательные центры или смотрит Ютуб. Причем Ютуб и Телеграмм-канал более популярны среди молодежи Югры, чем, например, ТикТок. Излюбленные челленджи на Ютубе называются «А поговорить?», «Вдуть» и «Пнуть». Телевизор молодежь практически вообще не смотрит.
Ксения считает, что молодежь должна брать пример со своих сверстников.
- Молодежи не хватает примеров успешных историй молодых людей, которые благодаря своим знаниям и целеустремленности добились высот в своей жизни и карьере. Они бы тоже стали стремиться работать и учиться так, чтобы добиться успеха, занять руководящую должность, достойно жить, набирать в коллектив таких же энергичных и талантливых ребят.
По словам Ксении, вся система молодежной политики в автономном округе работает таким образом, что, с одной стороны, вроде есть много классных мероприятий, но с другой - в них участвует всего около 10 человек, причем одних и тех же.
- Молодежная политика направлена на одних и тех же людей - на 5% молодежи, а остальные 95% вообще не знают, что происходит. А работать на массы и быть интересным не получается, потому что молодежную политику «загнали» под разные форматы, в рамках которых она и должна работать. А весь фокус в том, что эти форматы не являются привлекательными для молодежи.
Сейчас молодежь не уверена в своем будущем и от этой неуверенности пропадает желание жить, творить, добиваться успеха.
- В Югре нет открытых лифтов для роста молодежи, а все проекты, такие как «Лидеры Югры», реализованы номинально. Молодежь о них даже не знает, потому что тройка лидеров, как правило, лоббируется. Молодой человек не понимает смысла участия в очередном таком конкурсе, потому что не понимает в чем его смысл.
Еще одной негативной тенденцией является закрытость университетов и корпоративных сообществ. То есть каждый университет - сам по себе. А ведь именно на базе университетов должны проводится наиболее значимые мероприятия в рамках реализации молодежной политики.
Увы, но молодежная политика не имеет влияния на корпоративные сообщества университетов. Нет реальных студенческих самоуправлений: их председатели просто не имеют возможности принимать управленческие решения.
Каждый вуз держит при себе «ручную молодежь» - им так удобно. Десять человек надели футболки волонтеров и участвуют в различных мероприятиях, например, форумах, конкурсах, проектах, конференциях, акциях.
- Таким образом, растут показатели, которые потом отражаются в отчетах, а на самом деле эти цифры не соответствуют действительности. И молодежная политика превратилась в кулуарное сообщество. Суть в том, чтобы научиться работать в школах и университетах с молодежной аудиторией, которая предпочитает не участвовать во всех эти мероприятиях, надо научиться работать в соцсетях, взаимодействовать со СМИ.
- Сама система молодежной политики устроена так, что университеты подчиняются департаменту образования, и воспитательная работа в университетах ведется на очень низком уровне. Одним словом, молодежь не ощущает, что она может повлиять на какие-то процессы в стране.
Деньги на молодежную политику распределяются по остаточному принципу – в приоритете всегда - другие насущные темы. В регионе нет общего понимания, куда отнести молодежную политику – к культуре, спорту, образованию?
Следующая тенденция – кадровая. Лучшие специалисты среди молодежи идут работать куда угодно, но только не в структуры, отвечающие за сферу молодежной политики. Потому что в этих структурах - самые низкие зарплаты.
Молодежные палаты и парламенты представляют собой чисто номинальные институты. Хотя изначально они задумывались как действенные и эффективные институты молодежной политики. Нет четкого понимания, зачем они созданы, какие есть прерогативы, какие нужно решать задачи, какие вносить инициативы.
Многие молодые люди приходят в молодежные палаты и парламенты с целью изменить жизнь сверстников, сделать ее более интересной и насыщенной, но очень быстро на смену этому желанию приходит разочарование.
Мероприятия в сфере молодежной политики должны оказывать содействие в самоорганизации сообществ, реализации молодежных проектов и инициатив. Как, например, в Татарстане при каждом бюджетном учреждении открыты НКО, в которых активная молодежь оказывает помощь при реализации проектов.
- В итоге молодежная политика стала атрофированной. В городе есть номинальный председатель студенческого совета, но нет студенческих сообществ. А теми молодыми людьми, которые выходят на митинги, в первую очередь двигает желание изменить свою жизнь к лучшему. Они не могут найти себя, но стремятся к этому!
Общественник по имени Ксения считает, что с точки зрения модных тенденций среди молодых людей в возрасте от 14 до 35 лет тема ислама молодежи не интересна. Даже не смотря на то, что в Сургуте есть достаточно большое количество мусульманских сообществ, темы радикального ислама в повестке вообще не существует.
- Мусульманскую молодежь, на самом деле, уже можно назвать обрусевшей – молодые люди точно так же смотрят Интернет и Ютуб. Гораздо большую угрозу для общества представляет собой наркомания - это спайсы, снюсы, хорошо процветающая аптечная наркомания. Молодежь очень сильно интересуется именно этой, и как раз все эти средства активно прокачивают через Ютуб и Интернет.
Ксения долгое время активно занималась борьбой с распространением и употреблением наркотиков среди молодежи. По ее словам, молодежь особенно подвержена этой проблеме в подростковом возрасте, начиная где-то с 8 класса.
- Ведь это так круто, показать всем на Ютубе, что ты делал что-то запрещенное. Буквально год назад, когда в городе появились снилсы, был очень большой бум среди молодежи. Эту проблему удалось частично решить после того, как Роспотребнадзору вместе с активистами «Молодой гвардии» удалось закрыть все эти точки. Сейчас снилсы и аптечная наркомания ушли в подполье.
О масштабе аптечной наркомании свидетельствуют цифры: 8 аптек в Сургуте закупали легальные лекарства, например, капли для глаз для эпилепсиков, которые молодежь употребляла, как наркотическое средство. Выручка каждой такой аптеки достигала до 300 тысяч рублей в день (!).
Эта проблема приобрела общероссийский масштаб. И только после инициативы, с которой активисты обратились к Губернатору Югры, а затем и к премьер-министру страны, эти средства были включены в список лекарственные препараты запрещенных к продаже без рецептов.
@Игорь Свинков
Комментарии 0