Инициатива

проект создания Махачкалинско-Каспийской агломерации

  • 9 марта 2019 г.
  • 930
  • 0

Замечания по тексту форсайт проекта создания Махачкалинско-Каспийской агломерации.
Внимательное прочтение Доклада позволяет сделать следующие общие замечания:
1. Первые 4 страницы несколько отвлекают от сути обсуждаемого вопроса.
2. Стиль изложения очень пространный. Он больше напоминает брошюру популярно освещающую мировые и отечественные тенденции развития агломераций.
3. Если исходить из того, что «18 января 2018 года утвержден паспорт ПРОГРАММЫ комплексного развития транспортной инфраструктуры Махачкалинской городской агломерации в рамках приоритетного направления стратегического развития Российской Федерации «Безопасные и качественные дороги», то доклад должен отражать суть проблемы в терминах программы или стратегии развития предлагаемой идеи с целью ее практической реализации.
4. Только с 7 страницы начинается реальное рассмотрение идеи. Все, что излагалось до этого должно касаться постановки проблемы и сжатого изложения зарубежного и отечественного опыта получения агломерационного эффекта.
5. Если речь идет о «выработке Концепции и Программы комплексного развития Махачкалинско-Каспийской агломерации», то необходимо строго следовать последовательности разработки, принятых у нас в России, подобного рода документов. Тогда сначала разрабатывается Концепция (постановка проблемы, цели, задачи, этапы, механизмы, возможные источники финансирования, ожидаемые результаты и др.) после утверждения которой приступают к разработке самой «Программы», увязывая ее с принятыми федеральными, ведомственными и региональными национальными проектами. После их утверждения (иногда параллельно) разрабатывают прогнозы развития предлагаемой «Махачкалинско-Каспийской агломерации».
6. Методически и практически верно эти разработки увязать с идеей обоснования в рамках документа "Будущее Дагестана. 21 век".
7. Документ надо привести в соответствие по срокам анализа. Например, численность трудоспособного населения дается за период с 2011 по 2013 гг., а далее по тексту информация только за январь-июнь 2018 г., т. е. она не представлена в динамике, что сужает рамки текста, который должен претендовать на «Программу».
8. На стр. 12 обращено внимание на то, что: «город Махачкала» участвует в реализации трех федеральных проектов: «Безопасные и качественные дороги», «Формирование современной городской среды» и «Доступная среда». В то же время Доклад претендует на охват вопросов, касающихся так же Каспийских проблем. Этот аспект требует усиления внимания в аналитической части изложения.
9. На стр. 14 «Дорожная карта» иллюстрируется только данными за полгода 2018 г.. что не позволяет делать выводы. Касающиеся среднесрочного периода развития.
10. В подразделе «Сфера образования» информация освещается по показателям уже за 2017 и 2018 гг.
11. Стр. 18 подраздел «Инвестиции» опирается только на данные 2018 г., что не позволяет делать выводы на перспективу и выявить какие-либо тенденции.
12. На 22 стр. текст связан с «Прогнозом социально-экономического развития ГО с ВД «город Махачкала» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Учитывая, что этому предшествовали сведения за один год, то сведения о прогнозе выглядят не очень обоснованно.
13. После ссылок на общероссийские тенденции делается вывод о том, что: «Развитие экономики города Махачкалы будет происходить на основе реализации накопленного потенциала (природно-ресурсного, научно-технического, трудового), инвестиционных проектов, федеральных, республиканских и муниципальных программ, приоритетных проектов 16 развития Республики Дагестан на территории города Махачкалы, поддержания конкурентоспособности местных товаропроизводителей, стимулирования экономического роста и модернизации экономики». Но это никак не вытекает логически из представленного выше текста, где сведения преимущественно касались только 2018 г. И не было ни каких обоснований, позволяющих делать такие возможно верные выводы (см стр. 23).
14. И только на 26 стр. появляется принципиально важный текст, увязанный с названием доклада: «Стратегическое значение для Махачкалы имеет развитие транспортно-логистического комплекса. Республика Дагестан располагает прямым выходом к международным транспортным потокам (в том числе морским) и обеспечивает экономические связи России с Закавказьем, Средней Азией, Казахстаном, Турцией и Ираном, а также обладает большим потенциалом для транзита международных потоков между Средней и Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком и Европой. Основу республиканского транспортного комплекса составляют: Махачкалинский морской торговый порт, Махачкалинский международный аэропорт, железнодорожные, автомобильные и трубопроводные магистрали, пролегающие через город.»
15. Вывод: до подраздела «Стратегический анализ» (стр. 26) в основном представлен разрозненный, в некоторых местах детальный материал, не имеющий статистический материал (поскольку он только годовой за пол 2018 года), позволяющий методически выверенно и обоснованно перейти к прогнозу.
16. Раздел «Стратегический анализ» изложен проблемно, с указанием рисков, с которыми сталкивается будущая «агломерация».
17. Текст на стр. 29 очень важен: «Решение о создании Махачкалинско-Каспийской агломерации принято, утверждены соответствующие схема территориального планирования и генеральный план развития городского округа. Эксперты смогут предложить новые идеи, решения, проекты переходного процесса, наполнить агломерацию новыми зонами и центрами роста.» Весь Доклад должен методически работать на необходимость обоснования этого вывода. В тоже время представленная преимущественно годовая статистика это не позволяет сделать.
18. На стр. 32 принципиально важный вывод: «Проект Махачкалинско-Каспийской агломерации, кроме неопределенности с источниками предстоящих огромных затрат, имеет и другие существенные недостатки. Разрабатываемый проект фактически является экстенсивным: произойдет поглощение Махачкалой города Каспийск и механическое расширение города на территорию от Сулака до Манаса. Проект агломерации «разорван»: нет скрепляющих огромную территорию транспортных коридоров, единого «зеленого каркаса», сквозной набережной, нового административного и делового центра, сквозных автомагистралей, новых полюсов развития. В данном проекте агломерации нет самого главного – качественно новой роли и более высоких конкурентных позиций будущего города как на Кавказе и Прикаспийской территории, так и на страновом уровне». Однако в аналитической части доклада много фактических примеров из разных сфер деятельности, но они не увязаны логически с этим выводом.
19. Начиная со стр. 34 речь идет о «Стратегической доктрине». Анализ основных ее положений, болевых точек, потенциально возможных точек роста позволяет сделать вывод, что следует отразить в докладе также необходимость разработки «Концепции пространственного развития республики», с последующим выходом на свою «Стратегию пространственного развития», в которых основным ядром должна быть идея разработки «Перспективы развития Махачкалы, как Махачкалинско-Каспийской агломерации», включающая новые полюса развития.
20. Кроме того, в докладе следует подробнее развернуть идею о том, что : «. Маркетинг территории должен быть сквозным, начиная с маркетинга каждого продукта, предприятия, отрасли, инвестиционного проекта, муниципального образования. Это вопрос глобальной конкурентоспособности региональной продукции, региона в целом и позиционирования Махачкалинско-Каспийской агломерации в масштабах страны. Территория должна предлагать не только достопримечательности и товары, но и новые возможности для бизнеса, и свободные ниши для инвесторов, новые целевые рынки для производителей товаров, инвестиций, туризма, новых жителей». (См. стр. 40).
21. На стр. 41 в перечне «Направлений исследования потенциала агломерации» следует подробнее раскрыть геополитический аспект, связанный с экономической безопасностью и сотрудничеством в рамках всего Каспийского региона, что придаст идее «агломерации» и международное значение.
Д.э.н., проф., ак. РАЕН Котилко Валерий Валентинович


Комментарии 0

Наверх
Вниз