Внутренний потенциал социально-экономического развития
Результаты анализа, в том числе SWOT-анализа (см.Приложение), показали, что основными элементами, образующими внутренний потенциал социально-экономического развития Республики Дагестан, являются следующие:
1) население, по численности превышающее 3,13 млн. чел, с благоприятной половозрастной структурой и перспективой дальнейшего роста, преимущественно ведущее здоровый образ жизни, толерантное, с исторически высокой патриотичностью и гражданским самосознанием, предпринимательской активностью. Эти качества могут быть усилены разработкой и внедрением мер, направленных на поощрение и поддержку общественных инициатив, содействием в развитии малого и среднего бизнеса;
2) значительные эксплуатационные запасы природных ресурсов (земельных, водных, морских, биологических, минеральных, топливно-энергетических, туристско-рекреационных), которые могут быть дополнительно вовлечены в хозяйственный оборот;
3) экономико-географические преимущества, выражающиеся в удобном транзитном расположении, близости к емкому потребительскому рынку Юга РФ, Закавказья и Ближнего-Востока, наличии протяженной сухопутной границы с Республикой Азербайджан и Республикой Грузия с относительно развитой приграничной инфраструктурой, а также более 500 километровым побережьем Каспийского моря с выходами на порты прикаспийских государств из грузотранспортного порта г.Махачкалы, международного аэропорта Махачкала («Уйташ»);
4) достаточно диверсифицированная отраслевая структура экономики при превалировании отраслей третичного сектора (более 40%) и инвестиционно-инновационного типа развития.
5) относительно высокий уровень развития инфраструктуры ЖКХ, дорожно-транспортной, энергетической и информационно-коммуникационной инфраструктуры;
6) наличие аграрных, промышленных, строительных, торговых и транспортных предприятий, обладающих производственными и технологическими компетенциями и значимостью на региональном и российском, отдельные - и на международных рынках, имеющих высокий потенциал для расширения и увеличения объемов производства товаров и оказываемых услуг, создания новых рабочих мест, развития кооперации с малым бизнесом;
7) земли сельскохозяйственного назначения, достаточное количество потенциальных инвестиционных площадок типов Greenfield и Brownfield, а также неиспользуемые земли, которые могут быть использованы для расширения площади пашни, а также формирования привлекательных инвестиционных площадок, в том числе агропромышленных;
8) относительно высокий уровень развития научно-образовательного комплекса (включая вузы, средние профессиональные учебные учреждения, научные организации), являющегося основой для подготовки и обеспечения действующих и новых предприятий высококвалифицированными кадрами, а также для развития инновационной деятельности;
9) высокий национально-культурный, исторический и духовно-нравственный потенциал Республики Дагестан, наличие большого числа памятников истории и культуры.
10) высокий потенциал развития межрегиональных связей с субъектами РФ СКФО и другими субъектами РФ, а также внешнеэкономических связей и приграничного экономического сотрудничества (при наличии родственных и разделенных народов по обе стороны сухопутной границы).
Ограничения использования внутреннего потенциала
Использование имеющегося внутреннего потенциала социально-экономического развития Республики Дагестан связано с рядом ограничений, которые могут быть сняты ввиду разработки и реализации комплекса соответствующих мер и проектов:
1) существенное снижение динамики основных социально-экономических показателей развития региона в периоде по сравнению с динамикой их развития в 1999-2009гг;
2) снижение динамики роста населения, суммарного коэффициента рождаемости и коэффициента брачности, позднее вступление в брак молодежи, смена модели многодетной семьи;
3) растущая демографическая нагрузка, отток молодежи и выпускников вузов, существенный миграционный отток наиболее квалифицированных кадров в другие регионы (преимущественно в Ставропольский и Краснодарские края, Тюменскую область, Санкт-Петербург и Москву) и за рубеж, снижение качества миграционного притока в регион;
4) кланово-тухумный характер распределения основных активов республики и сфер деятельности, выстраивания отношений во многих сферах экономики и управления, повышенное административно-коррупционное давление на население и бизнес, высокий удельный вес теневой экономики.
5) недостаточное развитие и неудовлетворительное качество инфраструктуры в городах и муниципальных районах в Республики Дагестан, высокий уровень износа основных объектов инфраструктуры федерального, республиканского и местного значения;
6) нарастание экологических угроз, опустынивание земель сельскохозяйственного пользования, увеличение объема образования отходов производства и потребления при низком уровне их утилизации и переработки, низкое качество питьевой воды и водоочистки в населенных пунктах Республики Дагестан;
7) высокие тарифы на подключение к сетям при существующем дефиците энергетических мощностей в городах и муниципальных районах Республики Дагестан, недостаточный уровень газификации;
8) высокий уровень износа основных фондов, в особенности социальной сферы (жилищно-коммунальной, дорожной инфраструктуры в большинстве городских и сельских населенных пунктов), низкая доступность объектов социальной инфраструктуры, а также низкая комфортность городской среды;
9) слабая технико-технологическая оснащенность развитие и высокий уровень износа аграрной, промышленной и социальной инфраструктуры, технологическое отставание большинства предприятий и отраслей, обусловливающие необходимость их модернизации;
10) наличие монопрофильных муниципальных образований с высоким риском ухудшения социально-экономической ситуации.
11) неблагоприятный инвестиционный климат, отсутствие внутренних инвестиционных возможностей (достаточных накоплений населения и хозяйствующих субъектов, кредитных ресурсов), финансово-бюджетных и организационных возможностей для эффективного использования имеющихся ресурсов территории, модернизации и структурных изменений экономики, обеспечения ее устойчивого роста и развития.
12) слабый уровень экономических связей и кооперации с субъектами РФ СКФО, внешнеэкономических связей, использования транспортно-логистических возможностей.
Основные диспропорции и дисбалансы в развитии
Анализ основных тенденций и проблем социально-экономического развития Республики Дагестан, оценка потенциала и ограничений его использования позволили выявить следующие основные диспропорции и дисбалансы в развитии:
1) дисбаланс между преимущественной ориентацией экономики на внутренний рынок республики и преимущественными поставками сырья, материалов и комплектующих для производства товаров и услуг из-за пределов региона;
2) дисбаланс производства и потребления топливнно-энергетических ресурсов;
2) глубокая территориальная дифференциация уровня социально-экономического развития: растущие диспропорции в уровне и динамике социально-экономического развития отдельных муниципальных образований, различие в уровне и качестве жизни в городских и сельских населенных пунктах;
2) концентрация населения и рабочей силы: рост концентрации населения и субъектов хозяйствования в формирующейся Махачкалинской агломерации в сочетании с ускорением процессов депопуляции в удаленных частях республики, формирование тенденции к образованию моноцентричного региона;
3) растущая конкуренция за молодых специалистов и квалифицированные кадры со стороны восточных добывающих регионов, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга, южных регионов России с точки зрения преимуществ в качестве жизни, возможностях для самореализации, комфортности городской среды, качестве досуга, наличия современных рабочих мест и уровня оплаты труда;
4) дисбаланс между потребностями регионального рынка труда и профилями подготовки в организациях высшего и среднего профессионального образования, а также между требованиями работодателей к качеству профессиональной подготовки и возможностями учебных заведений;
5) дисбаланс с точки зрения высокого уровня развития науки и образования, с одной стороны, с другой - недостаточного взаимодействия между образовательными, научными организациями и организациями реального сектора экономики;
6) сохранение низкой бюджетной обеспеченности и ограничений на введение и использование мер налогового стимулирования бизнеса и предпринимательства при необходимости реализации активной инвестиционной политики и поиска возможностей обеспечения государственной поддержки инвестиционной и предпринимательской деятельности;
7) высокая роль малого бизнеса и туризма в создании новых рабочих мест и обеспечении самозанятости населения при большой доле теневого сектора в этих сферах деятельности;
8) цифровое неравенство - наличие населенных пунктов, не обеспеченных качественной сотовой связью и/или доступом к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, при общем высоком развитии информационно-коммуникационной инфраструктуры в крупных городах;
9) слабое развитие межрегиональной кооперации и мизерные объемы внешней торговли при наличии больших возможностей для развития приграничной торговли и внешнеэкономической деятельности при наличии родственных народов по обе стороны границы, при одновременном сохранении жестких режимов регулирования и ужесточении экономических и иных секторальных санкций со стороны зарубежных государств.
10) инфраструктурные и институциональные ограничения взаимодействия в приграничной зоне с Республикой Азербайджан (состояние пунктов пропуска и сопутствующей инфраструктуры, транспортной инфраструктуры).
Снятие ограничений и устранение диспропорций развития
К основным возможностям для снятия отмеченных выше ограничений и диспропорций развития относятся:
1) обеспечение запланированных объемов финансирования в рамках реализации национальных целей развития и реализация запланированных в соответствующих мероприятий со стороны бюджета Республики Дагестан, федеральных и региональных государственных программ, Государственной программы социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г», а также реализация мер, предлагаемых постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 17.03.2021 г №85-СФ «О государственной поддержке социально-экономического развития Республики Дагестан».
2) расширение участия Республики Дагестан в федеральных государственных программах, федеральной инвестиционной программе с концентрацией ресурсов и внимания на нескольких прорывных инфраструктурных, экономических и социальных проектах, которые смогут обеспечить серьезный мультипликативный эффект для Республики Дагестан, в том числе в области развития АПК и обрабатывающей промышленности, транспортной инфраструктуры, туризма и рекреации, Махачкалинской агломерации, моногородов, сельских территорий, развития прибрежных морских территорий, экологии и др.;
3) активное использование новых инструментов государственной поддержки и развития отдельных территорий, включая создание территорий опережающего социально-экономического развития, индустриальных и агропарков и др.;
4) перезагрузка промышленной и инновационной политики в сочетании с выработкой новых форм и инструментов государственной поддержки инвестиционных проектов, созданием и повышением эффективности работы региональных институтов развития;
5) развитие межрегионального и международного сотрудничества в части реализации комплексных проектов экологической и туристско-рекреационной направленности, включая межрегиональные проекты, связанные с развитием туризма и рекреации в СКФО, на побережье Каспийского моря, в горной зоне и др.;
6) привлечение ресурсов приграничного и межрегионального сотрудничества на федеральном, региональном и локальном уровнях в целях социально-экономического развития территории, использование потенциала программ приграничного сотрудничества;
7) реализация крупных инфраструктурных проектов, включая модернизацию и развитие аэропорта г Махачкалы и Махачкалинского морского порта, строительство объездов городов Махачкалы, Дербента и Хасавюрта, модернизацию транзитных федеральных трасс, развитие энергетической инфраструктуры и газификации и др.;
8) кардинальное повышение качества регуляторной среды и улучшение инвестиционного климата, снятие административных барьеров и административного давления на субъекты малого и среднего предпринимательства, создание благоприятных институциональных условий, развитие специальной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
9) преодоление тенденции к снижению доли молодого поколения и росту доли лиц старшего возраста в составе рабочей силы через реализацию мер по закреплению квалифицированных молодых кадров в регионе;
10) реализация передовых градостроительных практик и подходов к развитию городской среды, повышение качества городской среды, общественных пространств для повышения комфортности проживания с целью сохранения и приумножения человеческого капитала;
11) комплексное развитие научно-образовательного комплекса, направленное на формирование высокотехнологичного предпринимательства и сохранение высококвалифицированных кадров, формирование в г. Петрозаводске наукоемких услуг в области здравоохранения, рекреации, информационных технологий;
12) технологическая модернизация для увеличения глубины переработки сырья и производства готовой потребительской продукции за счет привлечения, реализации и поддержки инвестиционных проектов, направленных на создание производства новых видов продукции с высокой добавленной стоимостью из местного сырья;
13) формирование отраслевых кластеров (агропромышленного, винно-коньячного, стекольного, обувного, мебельного, рыбохозяйственного, туристского, научно-образовательного и др.) за счет мер государственной поддержки и стимулирования кооперационных процессов и организации совместных производств, что позволит повысить интенсивность использования ресурсов, конкурентоспособность продукции и услуг, а также позволит сосредоточить в регионе производственные цепочки и добавленную стоимость, производимую ими;
14) создание условий для становления Республики Дагестан как центра экологического и оздоровительного туризма всероссийского значения, сохранение биоразнообразия и естественных ландшафтов, вовлечение особо охраняемых территорий и объектов регионального значения в развитие республики, туристический сектор;
15) популяризация и реализация экологических программ, направленных на развитие раздельного сбора мусора, переработку пластика, внедрение "зеленых технологий" в промышленности, развитие мусороперерабатывающих предприятий, развитие инфраструктуры водоочистки, повышение качества питьевой воды;
16) снижение энергодефицитности территории за счет строительства малых ГЭС, развития альтернативной и возобновляемой энергетики, солнечной и ветроэнергетики, биоэнергетики на основе использования местных биоэнергетических ресурсов (в том числе отходов АПК), решение проблем тарифообразования (последней мили и перекрестного субсидирования) для запуска проектов в области альтернативной энергетики;
17) организация поставки продукции в торговые сети крупных городов и агломераций страны, ориентированные на здоровые и экологически чистые продукты питания, продвижение продукции дагестанских производителей на основе формирования уникального торгового знака и создания единого регионального дистрибьютора.
Население региона не удовлетворено качеством именно тех услуг, в которые направляются огромные бюджетные ресурсы. Среди самых популярных тем в категориях "проблемы" и "потребности" в местных печатных СМИ в 2019-2020 гг. безоговорочными лидерами являлись водо- и электроснабжение, вывоз и утилизация мусора, здравоохранение, образование и детские сады, ЖКХ, не удовлетворенность качеством автомобильных дорог, около половины людей не устраивает состояние придомовых территорий, примерно четверть – водоснабжение и работа общественного транспорта.
В настоящее время уже обозначились, а в планируемом периоде в стране и мире будут усиливаться трансформации фундаментального характера, как в условиях жизни людей, факторах, процессах и результатах производства, так и на глобальных и региональных рынках. Эти трансформации в основном связаны с переходом к четвертой промышленной революции и шестому технологическому укладу, ужесточением экологических стандартов и требований «зеленой экономики».
Изменения в базисе общественного производства будут сопровождаться активизацией мировых геополитических процессов, а также возникновением новых политических и социальных феноменов, не всегда и не везде ведущих к прогрессу. При этом, существует опасность: отстающие страны и регионы могут навсегда остаться за бортом будущего развития.
Замедление темпов экономического роста, снижение уровня занятости и денежных доходов населения, спад инвестиционной активности и ряд других индикаторов свидетельствуют, что в современной экономике достигнуты определенные пределы роста. Это подталкивает страны и регионы к активному поиску парадигмы будущего развития, использованию механизмов и инструментов государственного стратегического и индикативного планирования, с их распространением на негосударственные сегменты экономики.
Мировой опыт управленческой и экономической практики демонстрирует новую роль регионов, как субъектов стратегического целеполагания и локомотивов социально-экономического развития стран. Не является здесь исключением и РФ. Одновременно усиливается конкуренция между регионами внутри страны: дальновидные управленческие команды в них стремятся создать соответствующие условия для привлечения и развития человеческого потенциала, бизнеса, инвестиций, современных производств, объектов туризма и рекреации. Сильные регионы преуспевают в этом и становятся еще богаче.
В кризисные годы, характеризующихся высокой турбулентностью процессов и неопределенностью будущего, знание стратегических перспектив страны позволяет регионам очертить контуры собственного будущего, выбрать правильные направления движения, сосредотачивать на них ресурсы и основные усилия, снижать риски. А поскольку исходные условия регионов различаются порой значительно, то и рецепты выбора и реализации стратегий не могут быть одинаковыми в экономиках разных типов.
Комментарии 1
___
не согласен со следующим утверждением (тестовая запись)
предлагаю заменить на:
"ХХХ"