2.2. Сценарии социально-экономического развития Дагестана в 2021-2030гг

  • 3 октября 2021 г.
  • 1349
  • 0

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан определяются уровнем развития и интенсивностью воздействия следующих ключевых факторов в различных их комбинациях:

- состоянием макроэкономической ситуации в стране и мире;
- развитием человеческого потенциала Республики Дагестан;
- объемом привлечения инвестиций в развитие экономики и социальной сферы региона;
- скоростью изменения качества среды жизни и деятельности, модернизации и преодоления ограничений в инфраструктурных отраслях (энергетика, транспорт, газо-, тепло- и водоснабжение, водоотведение, очистка бытовых и производственных стоков, утилизация твердых бытовых отходов);
- степенью развития и реализации конкурентных преимуществ региона в природно-ресурсном потенциале, АПК, промышленном производстве, транспортно-логистической, туристско-рекреационной, культурной и других сферах региона на внутрироссийском и мировом рынках;
- динамикой инновационного и цифрового обновления технологических процессов, производительности труда;
- ростом доверия и социальной справедливости в обществе;
- уровнем легитимации прав владения, пользования и распоряжения в вопросах земельно-имущественных отношений;
- развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, интенсивность межрегиональных и внешнеэкономических связей;
- эффективностью государственного и муниципального управления и качеством их взаимодействия с институтами гражданского общества. 

В мировой и отечественной практике среднесрочного и долгосрочного социально-экономического прогнозирования и планирования принято выделять консервативный, умеренно-оптимистический и оптимистические сценарии развития экономики.

В настоящей Стратегии возможность консервативного сценария основывается на предположении о неблагоприятном развитии событий в мировой и отечественной экономике (затяжные кризис и стагнация, продление и дальнейшее ужесточение санкционного режима в отношении экономики страны, ускорение инфляционных процессов,  дестабилизация положения в сопредельных государствах и близлежащих регионах мира и т.д.), которые приведут к ограничению роста или даже к некоторому снижению объемов федеральной поддержки,  росту стоимости привлекаемых финансовых и других ресурсов в республику, снижению спроса на товары и услуги, производимые в республике, к низкой доходной базе бюджетов населения и консолидированного бюджета республики и т.п.

В этих условиях высока вероятность отсутствия позитивных преобразований  и застой в экономике республики, сохранение сложившейся ее структуры; региональная политика будет ориентирована в основном на сохранение устойчивости социально-экономического положения в республике и нивелирование негативного воздействия внешнеэкономических факторов. Сценарий характеризуется отсутствием роста или мало ощутимым ростом частных инвестиций и внедрением инновационных технологий, невысокими темпами роста производительности труда, незначительным сокращением отставания качественных показателей уровня жизни населения от среднероссийских показателей. Слабый спрос на внутрироссийском и внешних рынках окажет сдерживающее влияние на развитие отраслей экономики. В виду ограниченности бюджетных ресурсов развитие инфраструктуры и доведение ее до нормативного состояния будет растянуто за пределы стратегического горизонта. Однако, социальные обязательства будут выполняться, ориентируясь на возможности их удовлетворения в полном объеме с помощью федерального центра. В рамках данного сценария, при сохранении текущих демографических тенденций, темпы прироста численности населения будут сокращаться, миграционный отток возрастет, малозаметный рост ВРП периодами будет сочетаться с кризисными падениями. В дальнейшем эта перспектива не рассматривается в качестве возможного сценария развития, поскольку шестнадцатилетний (с учетом 2015-2020гг) срок стагнации – это слишком маловероятное событие, в особенности после очередного кризиса 2020 года. Поэтому в рамках Стратегии допускается возникновение кризиса на рубеже 2023-2024гг (предполагается и ЦБ РФ), как последствие беспрецедентного количественного смягчения денежно кредитной политики центральными банками ведущих стран мира в период «ковидных» ограничений.  

Умеренно-оптимистичный (или Базовый) сценарий основывается на постепенном наращивание текущих позитивных тенденций и благоприятных условий макроэкономического функционирования (с незначительными колебаниями). Сценарий характеризуется усилением инвестиционной и инновационной направленности экономического роста, при этом темпы роста основных показателей будут средними - на уровне характерных для последних 10-15 лет. Предполагается также постепенный переход к новой модели развития страны и региона. В рамках данного сценария закладывается модернизация социальной инфраструктуры, что обеспечит условия для повышения качества человеческого капитала и стандартов жизни населения. Сценарий базируется также на более оптимистичных предположениях в отношении динамики показателей естественного движения населения республики и миграционного оттока - численность населения Республики Дагестан будет возрастать темпом близким к сложившемуся: 0,7-0,8% ежегодно и на конец 2030 г составит 3359 тыс. чел, а с учетом перебазирования Каспийской флотилии – 3392 тыс. чел. Валовой региональный продукт увеличится среднегодовым темпом: 2021-2024гг  - 5,5%, 2025-2030гг – 6,7%. Качество государственных услуг и эффективность государственного управления в целом также будут повышаться.

Ключевые компоненты Базового сценария - реализация национальных приоритетов РФ на территории РД; рост численности и благосостояния населения; обеспечение нормативного состояния инфраструктуры; умеренный экономический рост на основе аграрно-сервисного и рекреационного потенциала при текущем уровне (или некотором улучшении) роста инвестиций и бюджетно-финансовой поддержки федерального центра. ВРП увеличится среднегодовым темпом индекса физического объема в 6,22%, в том числе: 2021-2024гг  -- 5,5%, 2025-2030гг – 6,7%.

Оптимистический сценарий характеризуется интенсификацией факторов экономического роста и устойчивостью динамики позитивных изменений макроэкономической ситуации.  Он предполагает переход к новой модели экономики и управления форсированными темпами, активизацию инвестиционной и инновационной деятельности, пространственного и экологического развития, ускоренную цифровую трансформацию региональной экономики. Он является оптимальным вариантом, обеспечивающим достижение установленных приоритетов и целей социально-экономического развития Республики Дагестан. Поэтому он получил название Целевого сценария Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030г.

Суть Целевого сценария –  Базовый сценарий + мобилизация внутренних источников роста; опережающий экономический рост на основе эффективного использование имеющегося человеческого, инвестиционного, инновационного, управленческого и интеграционного потенциала республики при масштабной финансово-инвестиционной поддержке федерального центра и реализации прорывных проектов социально-экономического развития республики.

В процессе реализации Целевого сценария масштабное привлечение федеральных и частных инвестиций приведет к модернизации и развитию как социальной, так и производственной инфраструктуры, а также широкого спектра отраслей экономики республики: сельского хозяйства, добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетики, водоснабжения и водоотведения, строительства, транспорта, торговли, туристско-рекреационной сферы и др. Будут созданы новые отрасли и экспортно-ориентированные производства.

Эффективному использованию ресурсов региона и росту производительности труда будут способствовать развитие человеческого потенциала, использование инновационных и цифровых технологий, а также существенное повышение конкурентных преимуществ региона. Качественное изменение среды проживания и деятельности, а также модернизация и расширение инфраструктуры способствуют повышению уровня экономического развития, улучшению транспортной доступности и связанности пространства региона и муниципальных образований.

В целях адекватного функционирования и развития республики система управления регионом будет исполнять свои полномочия таким образом, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно, качественно и эффективно. Сценарий предполагает использование новых передовых государственных и общественных управленческих принципов и технологий, ориентированных на конечный результат и эффективное управление финансовыми, материальными и человеческими ресурсами, в том числе программно-целевой и проектный подходы, результативное сотрудничество органов государственной власти и институтов гражданского общества в вопросах социально-экономического развития региона.

Сценарий исходит из полномасштабной реализации всех целей и задач, поставленных в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года», возможностей, предоставляемых реализацией других федеральных и региональных стратегических документов, в том числе Стратегии СКФО-2035.

При этом в отношении Республики Дагестан на старте Стратегии целесообразной видится более «сбалансированная» федеральная региональная политика с «подтягиванием» уровня жизни населения региона и комплексом мер по стимулированию структурных изменений, инвестиционных и инновационных процессов в экономике Республики Дагестан. По мере готовности региона к масштабированию трансформационных процессов, наиболее значительный эффект даст мощная федеральная «инвестиционная интервенция», т.е. осуществление в пределах Республики Дагестан (СКФО) крупномасштабных инвестиционных проектов как производственного, так и инфраструктурного характера.

Целевой сценарий отличается более благоприятными демографическими трендами в совокупности с высокими качественными параметрами уровня жизни населения. Численность населения на конец 2030 г по целевому сценарию предполагается на уровне 3393 тыс. чел, а с учетом перебазирования Каспийской флотилии – 3438,5 тыс. чел. Валовой региональный продукт увеличится среднегодовым темпом 8,8%, в том числе: 2021-2024гг  - 7,17%, 2025-2030гг – 9,97%.

Опубликовано: Администратор №2


1349

Комментарии 0