Социально-экономическое развитие Республики Дагестан, в первую очередь, должно быть нацелено на сохранение, приумножение и эффективное использование человеческого потенциала, качественные изменения в демографических процессах в республике, в сферах образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, экологии – при ухудшении параметров этих сфер не может быть и речи о процессе развития. Кроме того, должны быть обеспечены защита прав всех форм собственности и другие условия экономического развития и добросовестной конкуренции, охрана и эффективное использование земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
По большинству индикаторов уровня социально-экономического развития Республика Дагестан в настоящее время отстает от среднероссийских показателей в 2-2,5 раза и более. Эти разрывы за последнее десятилетие сокращались медленно или вовсе не сокращались, несмотря даже на принятые решения по опережающему развитию региона в рамках Стратегий-2025 как РД, так и СКФО, постановление Правительства РФ от 23.12.2014 г №1444 «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан» и др.
С другой стороны, Республика Дагестан, согласно Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г, является геостратегическими регионом с большим потенциалом развития. Поэтому, Стратегия-2030 социально-экономического развития республики должна исходить из исторической необходимости разрешения этого противоречия.
Очевидно, что для республики среднероссийские темпы роста основных показателей при постоянном росте населения – это дальнейшая консервация отставания республики по ключевым направлениям развития и гарантированное отсутствие решения большинства существующих проблем. При будущих среднегодовых темпах роста российской экономики в 3-3,5% в год и выше, как это продекларировано руководством страны, для сокращения разрывов в социально-экономическом развитии темпы роста соответствующих показателей в республике в планируемом периоде обязательно должны быть не менее 6-8,75% ежегодного роста, а по некоторым позициям существенно выше. Например, производство валового регионального продукта на душу населения в Республике Дагестан в настоящее время составляет всего 34% (2019 г) от среднедушевого производства по субъектам РФ. Следовательно, для достижения среднероссийского уровня показателя в 2030 году, экономика Республики Дагестан в 2021-2030гг должна была бы расти темпом 14,2% в год. А с учетом сохранения тенденции опережающего роста численности населения в республике, по сравнению с подавляющим большинством регионов, темпы роста должны были быть 15,4-16% в год. Но это пока проблематично в рамках существующих возможностей региона и масштабов федеральной поддержки развития региона.
Общее стратегическое видение социально-экономического развития Республики Дагестан на горизонте 2030 года основывается на следующих аспектах:
- реализация на территории Республики Дагестан национальных интересов и стратегических национальных приоритетов Российской Федерации и Республики Дагестан;
- обеспечение выше среднероссийского качества жизни населения региона с вхождением республики на стратегическом горизонте в число тридцати регионов по этому показателю;
- рост численности населения и его доходов на уровне, поддерживающем динамичный потребительский спрос на региональном рынке;
- формирование и развитие в регионе центра экономического роста федерального уровня с обеспечением устойчивых темпов роста выше среднероссийских по основным показателям в 2-2,5 раза и более;
- приведение в нормативное состояние и эффективный режим функционирования основных составляющих инфраструктуры на всей территории Республики Дагестан;
- формирование условий и стимулов реализация собственного потенциала социально-экономического развития Республики Дагестан;
- максимальное использование внешних выгод и ресурсов, в том числе возможностей международного транспортного коридора «Север-Юг»;
- индивидуальный подход к решению проблем и сбалансированное социально-экономическое развитие различных типов территорий Республики Дагестан;
- создание институтов регионального и международного сетевого партнерства для трансформации экономики и занятости;
- создание условий для самореализации жителей всех возрастов, развития новых профессий и креативных индустрий, гражданского общества;
- укрепление экономической безопасности региона и наличие резервного фонда республики продовольственных и непродовольственных товаров первой необходимости;
- формирование системы последовательного решения экологических проблем.
Главной целью Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030г является повышение качества и продолжительности жизни людей, а также обеспечение роста численности населения республики.
Главная стратегическая цель должна быть достигнута на базе:
- устойчивого социально-экономического роста, опережающего развития экономики и повышения благосостояния населения;
- повышения эффективности формирования, развития и использования человеческого потенциала, а также природно-ресурсного, географического, производственного и социально-культурного потенциалов региона;
- решения ключевых проблем, препятствующих инвестиционному, инновационному и пространственному развитию республики, сохранению природной среды.
Реализация поставленной стратегической цели будет происходить в рамках следующих основных стратегических направлений:
1. Развитие человеческого потенциала и социальной сферы.
2. Повышение качества и доступности инфраструктуры.
3. Устойчивое пространственное и экологическое развитие.
4. Развитие экономики и предпринимательства.
5. Развитие научно-технологической базы и цифровизация экономики.
6. Наращивание социального капитала и обеспечение общественной безопасности.
7. Формирование современной экономической и управленческой модели развития.
Стратегические приоритеты сгруппированы по основным направлениям социально-экономического развития республики и имеют стратегические цели.
Критериями выбора стратегических приоритетов являются их высокая значимость и эффективность в процессах достижения обоснованных интересов жителей региона, национальных интересов России, локализованных в регионе, а также непосредственно интересов самого региона, предприятий его хозяйственного комплекса.
Обязательными критериями выбора данных приоритетов являлись также:
- их гарантированное обеспечение уже имеющимися конкурентными преимуще-ствами и ресурсами (или реальными возможностями создания и использования таких конкурентных преимуществ и обеспечения ресурсами);
- возможность их реализации в стратегируемом периоде, в том числе при поддержке федеральных органов власти.
Приоритеты социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2030 года сформулированы как ключевые направления стратегической кооперации региональных органов власти, хозяйствующих субъектов реального сектора экономики, научно-образовательных организаций, структур гражданского общества и граждан республики.
Они ориентированы на позитивные изменения в качестве жизни каждого гражданина, проживающего в республике и имеют сквозной характер - реализуются в каждой цели и задаче развития региона.
Они предполагают взаимную ответственность и координацию действий всех сторон и участников их реализации.
Они согласованы с национальными целями развития Российской Федерации до 2030 года и целями развития Северо-Кавказского федерального округа на период.
Реализация направлений, не вошедших в состав стратегических целей развития, будет осуществляться в рамках текущей деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления.
Главными индикаторами достижения стратегической цели развития Республики Дагестан на период до 2030 года являются вхождение:
- в число 2 ведущих российских регионов по ожидаемой продолжительности жизни при рождении;
- в число 10 регионов страны по численности населения;
- в число 30 регионов страны по качеству жизни населения.
Главная стратегическая цель развития Республики Дагестан развернута в двадцати стратегических приоритетах, каждый из которых имеет цель, являющуюся целью второго уровня.
В рамках стратегии опережающего развития Республики Дагестан не снимаются задача выхода на среднероссийские показатели социально-экономического развития. Однако, в пределах планируемого стратегического горизонта полностью решить эту задачу представляется маловероятной – для этого требуется время. Конечно, весьма желательным было бы сотворить «экономическое чудо» – форсированное развитие с ежегодным ростом и развитием темпом 10% и более в течение длительного времени. Мировой опыт и меж- и мультидисциплинарные исследования показывает, что в основе экономического чуда лежит взаимообусловленное изменение и развитие культуры, институтов, технического прогресса и уровня благосостояния в контексте взаимодействия механизмов власти и сотрудничества. Но к этому Республике Дагестан надо прийти в результате целенаправленной работы в этом направлении через создание действенных институтов, обеспечивающих консолидацию общества, бизнеса и власти, возможность формирования безличных взаимоотношений внутри элит. Значимую роль в создании этих условий должна сыграть реализация настоящей Стратегии. Дальнейшие успешные шаги в этом направлении также связаны с выполнением трех пороговых условий:
I. Верховенство права для всех и, прежде всего, для власти и элиты общества.
2. Существование множества бессрочных общественных и частных организаций.
3. Консолидированный общественно-политический контроль над формированием, распределением и использованием бюджетных средств, деятельностью силовых, правоохранительных и правоприменительных органов, а также налоговых и других контролирующих и регулирующих органов власти и управления, монопольных структур и банковской системы.
Возможность реализации стратегии опережающего развития детерминируется ресурсами, институтами и структурой экономики, но, самое важное, имеющимися человеческими ресурсами и технологическими заделами, которые можно воспроизвести, перераспределив ресурсы, тем самым вывести экономику на новую в технологическом и конкурентном отношении траекторию развития.
Стратегия опережающего развития для Республики Дагестан сводится к поиску оптимума между стимулированием развития человеческого потенциала, инвестиций и инноваций, эффективного управления, а также воссозданием классических (консервативных) производств, что само по себе создаст дополнительный спрос на новые технологии. При этом государственная политика инвестирования такого рода проектов должна исходить из необходимости обеспечения секторов возрастающей отдачи дополнительными ресурсами. Такими проектами возрастающей отдачи и одними из главных инструментов реализации целей Стратегии являются «прорывные» проекты РД (проекты 1 эшелона), в которых важную роль должен сыграть федеральный центр:
1.Создание перспективного центра экономического роста «Махачкалинская агломерация» в 2022-2030гг и приведение в нормативное состояние и нормальный режим функционирования инфраструктуру агломерации.
2.Развитие дагестанского участка МТК «Север-Юг» с возобновлением проекта «Каспийский хаб», создание торгово-транспортно-логистического комплекса Республики Дагестан со всеми его составляющими.
3.Обеспечение нормативного состояния и режимов функционирования основных элементов инфраструктуры Республики Дагестан (водоснабжение и водоотведение с современными очистными сооружениями стоков, электро-, газо- и теплоснабжение, сбор, сортировка, обработка и утилизация твердых коммунальных отходов).
4.Обеспечение доступности и качества образования и медицинского обслуживания для населения, развитие материально-технической базы этих сфер и обеспечение их квалифицированными кадрами.
5.Программа комплексного развития г.Дербент и организация туристических кластеров Республики Дагестан в 2022-2030гг.
6.Создание кластера возобновляемой энергетики в Республике Дагестан (развитие Самурского энергетического кластера, строительство солнечных электростанций), реконструкция, ремонт и развитие энергетической инфраструктуры и обеспечение энергетического баланса Республики Дагестан в 2022-2030гг и на перспективу.
7.Развитие сельского хозяйства, рыболовства и рыбоводства, пищеперерабатывающей промышленности и производства минеральной воды и напитков, а также организация и рост объемов экспорта продукции этих отраслей.
8.Создание ОЭЗ в г.Кизляре, аграрно-промышленное и экологическое развитие северной зоны Республики Дагестан в 2022-2030гг.
9.Развитие и кластерная организация обувной, мебельной и стекольной промышленности республики, организация и рост экспортных поставок продукции этих отраслей.
При этом, в настоящей и тем более в будущей повестке дня экономики республики находятся также пять ключевых блоков вопросов, ждущих своего решения в рамках Стратегии-2030 РД:
1.Развитие человеческого потенциала и создание условий для его эффективного использования (обеспечение качества жизни и роста численности населения, развитие образования, здравоохранения, культуры; защита здоровья населения; увеличение численности населения; рост доходов и занятости, обеспечение безопасности).
2.Преодоление инфраструктурного отставания территории (защита экологии; перспективные организационно-технические модели функционирования отраслей жизнеобеспечения: развитие дорожно-транспортного и транспортно-логистического комплексов, энергоснабжения, водоснабжения, водоотведения, обращения с отходами).
3. Преодоление длительной стагнации социально-экономического развития, рост внутреннего и внешнего спроса, смягчение и устранение дисбалансов, в том числе трудовых, энергетических, финансово-бюджетных, территориальных, повышение инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности экономики.
4.Модернизация базовых отраслей экономики, развитие предпринимательства и ускорение экономического роста (структурные изменения, кластерная организация экономики; технологическое обновление; развитие новых отраслей; внедрение стандартов ведения бизнеса и корпоративного управления; развитие экспортно-ориентированных отраслей; повышение результативности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов).
5.Повышение эффективности регионального управления (эффективная экономическая политика; обеспечение законности и прозрачности в развитии земельно-имущественного комплекса и налогооблагаемой базы; создание перспективных центров экономического роста, индустриальных парков и ОЭЗ; организация кластеров, институтов развития; реализация нацпроектов, госпрограмм\стратегических проектов РД; деловое администрирование, проектное управление и реализация инвестиционных проектов; антикризисные меры и управление рисками).
Комментарии 0