Реализация стратегии предусматривает наличие трех этапов: условный подготовительный этап – хронологические рамки 2021г (годовой), I этап – 2022-2024гг (краткосрочный), II этап – 2025-2030гг (среднесрочный).
Подготовительный этап является этапом формирования собственно самой стратегии, определения ее приоритетов, целей, задач, организационно-экономического механизма и ресурсов реализации, а также их согласования с заинтересованными сторонами и исполнителями по целям и задачам, ресурсным, временным и пространственным (территориальным) параметрам реализации. Этот этап фактически уже реализуется и завершится официальным оформлением правового статуса Стратегии-2030.
I этап – переломный (переходный), а основной его замысел заключается в создании базовых условий устойчивого социально-экономического развития республики Дагестан.
Хронологические рамки этапа выделены с учетом установленной периодичности бюджетного планирования 2022-2024гг и цикла планирования нацпроектов. На этом этапе преодолеваются кризисные явления и создаются базовые условия для устойчивого развития. Вначале реализуются переходные мероприятия, направленные на разработку и внедрение основных инструментов Стратегии и механизмов ее реализации. Принятие новой стратегии потребует синхронизации мероприятий государственных программ с приоритетами развития региона, обозначенными в ней.
В начале данного этапа будет структурирована система государственных программ, сформированы или скорректированы программы развития ключевых экономических направлений. При этом на базе существенного улучшения государственного и муниципального управления будут созданы организационно-правовые и институциональные возможности для решения задач, установленных для достижения стратегических целей, начнется совершенствование стратегического планирования и проектного управления на всех уровнях власти, синхронизация документов стратегического планирования республиканского уровня с федеральными стратегическими приоритетами, с одной стороны, и муниципальными, с другой, совершенствование внедрения целевых моделей в части улучшения делового климата, закладка основ пространственной схемы рационального расселения, реализация базовых проектов высокой степени готовности.
Важнейшими задачами на данном этапе будут: создание комфортных условий для привлечения инвестиций, реализация уже намеченных крупных инвестиционных проектов, точечное внедрение цифровых технологий в экономику и социальную сферу. Качество институтов социальной сферы, доступность социальных услуг будут повышаться. Основной вклад в экономический рост будут вносить отрасли традиционной специализации региона. Стабилизируется ситуация с ухудшением ряда демографических показателей.
Этап предполагает активную реализацию инфраструктурных проектов (в сфере строительства и реконструкции объектов транспортной, инженерной, энергетической, социальной инфраструктуры), создание необходимых условий (институциональных и организационных) для привлечения инвестиций и решении наиболее острых проблем в социальной сфере, опережающее развитие базовых отраслей экономики. Ключевыми инструментами привлечения финансовых средств в создание и развитие инфраструктуры являются участие республики в государственных программах Российской Федерации по реализации национальных проектов страны на территории республики, Государственная программа «Социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025», государственные программы Республики Дагестан, а также Федеральные и республиканские адресные инвестиционные программы.
Будет уделяться усиленное внимание развитию человеческого потенциала (акцентируя внимание и ресурсы также на подготовке кадров, развитии высшего и среднего профессионального образования), системы социальной и производственной инфраструктуры региона, а также качественному улучшению условий жизнедеятельности населения в городской и сельской среде, экологии. Важной составляющей будет обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере, что позволит повысить их качество и приблизить оказание услуг к населению.
Реализация комплекса мер и проектов в рамках первого этапа позволит создать необходимые условия для стабилизации ситуации в социальной сфере и экономического роста. В конце первого этапа (2024 год) планируется достигнуть ВРП в объеме 914,6 млрд рублей по целевому сценарию.
Примечание: возможна разработка и принятие отдельной краткосрочной программы социально-экономического развития по этапу и ее основные положения изложены выше.
II этап – форсированный, основная идея заключается в запуске модели наращивания темпов роста и общей эффективности, качественного развития.
С учетом анализа достигнутых результатов на предыдущем этапе реализации Стратегии при необходимости будет осуществляться уточнение основных параметров стратегии и плана мероприятий по ее реализации, произведена настройка инструментов и механизмов реализации Стратегии.
На этом этапе будут наращиваться мультипликативные эффекты от реализации национальных проектов, инвестиционных вложений в развитие инфраструктуры. В этот период наблюдается: повышение качества и продолжительности жизни населения, увеличение суммарного коэффициента рождаемости, стабилизация величины сальдо миграции.
Цифровизация экономики и социально сферы, внедрение инновационных технологий в деятельность предприятий будут носить более масштабный характер.
Начнут формироваться новые отрасли экономики, связанные с технологическим развитием. Эти процессы будут сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные современные кадры, будут появляться новые профессии.
Продолжаются: структурные и институциональные реформы; модернизация экономики и технологическое перевооружение отраслей; формирование новой модели кластерного, инновационного и инвестиционного устойчивого развития.
Ожидаются: рост инвестиций и инноваций, производительности труда и производства валового регионального продукта на душу населения; повышение инвестиционной привлекательности республики; активное внедрения информационных технологий в экономику; увеличение производства высокотехнологичной и инновационной продукции в промышленных отраслях; развитие городских агломераций; транспортной инфраструктуры; оказание высокотехнологической медицинской помощи на базе развития медицинского кластера; рост эффективности государственного и муниципального управления.
Ключевые точки роста в рамках этапа развития будут, прежде всего, связаны с развитием кластеров в сфере машиностроения, АПК (производства мясо-молочной и винно-коньячной продукции), стекольный, производства обуви и мебельной промышленности, для которых будущие перспективы развития в значительной степени обусловлены технологическим уровнем предприятий и возможностями для модернизации их производств. Чтобы ускорить развитие этих и других кластеров и повысить конкурентоспособность участников, необходимо провести их технологическую модернизацию опираясь на конкурентные преимущества Республики Дагестан и активное проведение политики импортозамещения. Кроме того, развитие кластеров будет дополнительно поддерживаться за счет модернизации транспортно-логистической инфраструктуры, коммунальной инфраструктуры, социальной инфраструктуры, а также развития институтов управления. Большое внимание будет уделяться развитию кластерной ассоциации, совершенствованию научно-исследовательской и материально-технической базы, модернизации существующих производственных мощностей и техническому обновлению производства.
Общесистемными мероприятиями по развитию также являются дальнейшее совершенствование управления, инвестиционной привлекательности республики, меры по поддержке малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, связанных с производством продукции с высокой добавленной стоимостью и небольшими объемами выпуска. Формирование и развитие новых направлений деятельности повысят диверсификацию и устойчивость экономики Республики Дагестан.
Кроме того, на этом этапе факторами роста станут встраивание в глобальные и межрегиональные цепочки роста стоимости, привлечение внешнего спроса в регион и его удовлетворение на территории республики, ускоренное развитие экспортной деятельности, в товарной структуре которого преобладает продукция высокой степени переработки.
Этап предполагает выполнение наиболее капиталоемких мероприятий для достижения целей стратегических приоритетов на указанном этапе реализации Стратегии.
Примечание: возможна разработка и принятие отдельной среднесрочной программы социально-экономического развития по этапу на основе этих концептуальных положений.
При реализации Стратегии-2030 Республики Дагестан предусматривается достижение нового качества роста, базирующегося на высокопроизводительном труде, развитии цифровых технологий, производстве конкурентоспособных на глобальных рынках продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, значительном повышении уровня международной и межрегиональной интеграции, достижении необходимого уровня инфраструктурной обеспеченности, сбалансированности пространственного развития региона, формировании благоприятной, комфортной территории для проживания, стимулирующей к раскрытию творческого потенциала человека.
Основные ожидаемые результаты достижения стратегических целей представлены в Таблице 1.3.1.
Комментарии 0