В современном мире невозможно обеспечить устойчивый рост экономики без наличия соответствующего человеческого потенциала. При этом критически важными параметрами для Республики Дагестан являются:
а) численности населения не менее 3 млн. чел и продолжающийся ее рост;
б) качество человеческого потенциала, соответствующая современным требованиям и перспективным потребностям.
Поэтому, для республики стратегический приоритет номер один - формирование человеческого потенциала соответствующего количества и качества, создание условий для ее развития и эффективного использования.
Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- обеспечение устойчивого роста численности населения республики;
- перелом в негативных демографических трендах (снижение рождаемости, суммарного коэффициента рождаемости и коэффициента брачности, отрицательное сальдо миграции за достаточно длительный период времени, относительно высокая младенческая смертность и т.п.);
- создание эффективной системы профилактики заболеваемости и оказания своевременной и качественной медицинской помощи;
- обеспечение доступности и качества образования для всех слоев населения, возможностей перманентного повышения уровня квалификации специалистов;
- создание современных рабочих мест и обеспечение занятости на уровне среднероссийского, повышение доходов населения и преодоление бедности, повышение качества продуктов питания населения, а также формирование региональных государственных запасов продуктов и товаров первой необходимости;
- заботу о детях и старшем поколении, молодежи;
- развитие культуры, спорта и физической культуры;
- создание условий для раскрытия талантов и реализации творческих возможностей каждого дагестанца;
- обеспечения безопасности жизнедеятельности людей.
Развитие социальной инфраструктуры играет особую роль в формировании, поддержке и развитии человеческого потенциала, в том числе трудового потенциала территории. Приоритетными социальными задачами в области развития социальной инфраструктуры являются:
в области здравоохранения:
‒ укрепления и расширения сети учреждений здравоохранения, в том числе детских и специализированных,
‒ обеспечение квалифицированными кадрами, закрепление собственных медицинских кадров на территории республики;
‒ улучшение доступности высокотехнологичной медицинской помощи, особенно для детей и населения сельских и горных районов Дагестана (должно осуществляться за счет развития нескольких межрайонных центров, в которых должны быть созданы современные, высокотехнологичные диагностические центры; в труднодоступных районах должна получить дальнейшее развитие санитарная авиация; должна быть налажена передвижная форма обслуживания для регулярной диспансеризации жителей труднодоступных населенных пунктов).
в области образования:
‒ укрепление и расширение сети учреждений образования;
‒ увеличение охвата детей учреждениями дополнительного образования;
‒ улучшение системы подготовки кадров, особенно для видов деятельности, основанных на современных технологиях.
в области социальной защиты (повышение доходов граждан и обеспечение социальной защиты граждан, нуждающихся в особой заботе государства, в том числе за счет:
- разработки и реализации региональной программы снижения уровня бедности (доли населения с доходами ниже прожиточного минимума) на период до 2030 года;
- предоставления мер социальной поддержки и льгот отдельным категориям граждан и семей, в том числе многодетным и малоимущим семьям;
- внедрения механизма социального контракта (в виде денежной субсидии), предусматривающего оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан;
- государственной поддержки людей с ограниченными возможностями;
- обеспечения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения, объектов социальной и транспортной инфраструктуры;
- модернизации социальной сферы за счет роста эффективности использования бюджетных средств, оптимизации сети и штатной численности учреждений социального обслуживания населения, развития социально - реабилитационных учреждений, абилити - центров;
‒ укрепления и расширения сети учреждений социальной защиты;
‒ замена объектов, расположенных в приспособленных помещениях муниципальной формы собственности;
-увеличения государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (НКО) с целью реализации инновационных проектов в области социальной защиты и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, семей с детьми.
в области культуры и искусства:
‒ укрепление и расширение сети региональных и муниципальных учреждений культуры и искусства;
‒ создание эффективной системы подготовки и переподготовки кадров для учреждений культуры и искусства;
‒ внедрение новых, прогрессивных форм обслуживания в учреждениях культуры и искусства.
в области физической культуры и спорта:
‒ развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
‒ содействие вовлечению населения в систематические занятия физической культурой и спортом и повышению доступности и качества предоставляемых физкультурно-оздоровительных услуг.
Демография и устойчивый рост численности населения
Улучшение демографической ситуации - преодоление негативных тенденций и обеспечение роста численности населения - остается в числе основных приоритетов как государственной, так и региональной политики. Основные цели демографической политики в республике включают в себя:
- увеличение численности населения;
- увеличение продолжительности жизни;
- увеличение рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка, третьего и более детей;
- развитие системы государственной поддержки семей, в том числе при рождении и воспитании детей;
- развитие экономической самостоятельности семьи и создание условий для самостоятельного выполнения ею своей социальной функции;
- повышение ценности семейного образа жизни, сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, оказание содействия в реализации воспитательного и культурно-образовательного потенциала семьи;
- развитие жизнеохранительной функции семьи и создание условий для обеспечения здоровья ее членов;
- снижение уровня смертности, профилактика заболеваний и снижение уровня заболеваемости социально значимыми и представляющими опасность для окружающих заболеваниями;
- увеличение продолжительности активной жизни, создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.
- снижение сальдо миграции;
В целях создания социально-экономических условий для повышения уровня рождаемости населения требуется проведение мероприятий, направленных на оказание социальной поддержки семей с детьми, повышение эффективности и качества медицинских услуг семьям с детьми, укрепление материально-технической базы учреждений родовспоможения, развитие сети дошкольных образовательных организаций, создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми и другие.
Повышение рождаемости возможно и за счет сокращения числа искусственных прерываний беременности, усовершенствования работы существующих и создания новых центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Снижение числа абортов окажет положительное влияние на репродуктивное здоровье женщин края.
В направлении роста рождаемости будет работать и дальнейшее развитие системы здравоохранения и улучшение качества оказания медицинской помощи женщинам во время беременности и родов, а также новорожденным.
В Дагестане пости до 30 тыс. выросло число пар с диагнозом “бесплодие”. Показатели бесплодия в РД превышают среднероссийские значения в 1,5-2 раза. Поэтому необходимо дальнейшее развитие системы профилактики, оперативного и консервативного лечения с целью преодоления проблемы бесплодия, использования современных вспомогательных репродуктивных технологий, в частности, экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), которая стала неотъемлемой частью современного социума. На должный уровень должна быть поставлена и информационно-просветительская работа врачей женских консультаций по популяризации методов лечения бесплодия с применением вспомогательных репродуктивных технологий среди групп женского населения края репродуктивного возраста.
Системная поддержка и повышение рождаемости будет осуществляться преимущественно в рамках реализации национальных проектов страны.
В рамках текущей деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан (ОИВ РД) будет оказываться финансовая поддержка семьям в зависимости от очередности рождения ребенка, что позволить создать условия для повышения уровня доходов семей с детьми. Будут осуществляются также выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка до достижения им возраста 1,5 лет, а также выплаты семьям, в которых родился третий или последующий ребенок, до достижения ребенком возраста 3 лет.
Выплаты на первенца будут осуществляются до достижения ребенком 3-летия, что будет способствовать увеличению периода финансовой поддержки семей. Осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением первого ребенка и ежемесячной выплаты в связи с рождением третьего ребенка в размере прожиточного минимума позволит компенсировать в среднем до 50 процентов утраченных доходов семьи.
Родители, нуждающиеся в государственной поддержке, получат ее посредством предоставления органами социальной защиты населения соответствующих видов выплат, пособий, компенсаций, и, таким образом, предлагаемые меры окажут влияние на демографическое поведение, предотвратив откладывание родителями решения о рождении ребенка на более поздний период.
Кроме того, осуществление данных выплат будет способствовать частичной компенсации выпадающих доходов семей в период, когда при возрастающих расходах семьи работает и получает доход от трудовой деятельности в полном объеме только один из родителей, и приблизит уровень дохода семьи с ребенком (детьми) к среднедушевому доходу семьи до рождения ребенка (детей).
Одним из приоритетных направлений социальной политики является усиление адресной поддержки малоимущего населения, не имеющего возможности для самостоятельного решения социальных проблем ввиду низкого уровня их доходов.
С целью предупреждения социального неблагополучия семей, имеющих детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, необходимо реализовать комплекс мероприятий путем формирования ответственной родительской позиции и укрепления детско-родительских отношений.
В рамках реализации региональной составляющей национального проекта «Демография» планируется:
- создать возможность женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, совмещать трудовую деятельность с семейными обязанностями, путем переобучения в период нахождения их в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет;
- повысить до 100 процентов доступность дошкольного образования для детей в возрасте до 7 лет посредством создания новых мест для таких детей в организациях дошкольного образования;
В целях снижения миграционного оттока населения, в первую очередь, будет обеспечено повышение качества жизни населения. При этом значительное влияние на сокращение миграционного оттока населения будет оказывать комплекс мероприятий в области социального развития. Миграционное развитие будет основано на решении следующих задач:
- введение мер в целях разумного ограничения объемов привлечения иностранной рабочей силы на территорию республики;
- создание социально-экономических, правовых, организационных и информационных условий, способствующих реализации соотечественниками желания переехать в Республику Дагестан для постоянного проживания и их включения в устойчивые позитивные трудовые и социальные связи внутри республики;
- создание условий для закрепления населения на территории республики посредством предоставления ипотечных кредитов на льготных условиях, повышения занятости, улучшения жилищных условий населения, устранения несоответствия выпуска специалистов системой образования республики потребностям рынка труда.
Реализация задач по демографическому и миграционному развитию республики планируется в рамках государственных программ РФ и РД. Выполнение мероприятий по улучшению демографической ситуации в республике позволит к 2030 году закрепить позитивные тенденции прироста численности населения, существенно улучшить репродуктивное здоровье населения, создать условия для комфортной жизнедеятельности семей, воспитывающих детей.
Основными результатами реализации Стратегии-2030 в сфере демографии должны стать (по целевому сценарию):
- увеличение численности населения республики до 3 393 тыс. человек, а с учетом перебазирования Каспийской флотилии – 3438,5 тыс. чел;
- увеличение ожидаемой продолжительность жизни при рождении до 81,1 года;
- увеличение суммарного коэффициента рождаемости до 1,95 ребенка на 1 женщину детородного возраста;
- снижение младенческой смертности на 1000 новорожденных до 5,4;
- удержание отрицательного сальдо миграции населения региона в пределах 10 тыс. чел.
Здравоохранение
Анализ медико-демографической ситуации в республике свидетельствует как о необходимости развития системы профилактических мер, связанных с пропагандой здорового питания и образа жизни, так и дальнейшего развития системы здравоохранения, направленного на повышения качества диагностики, доступности и качества медицинской помощи, особенно по проблемным направлениям для региона, связанным с повышенной смертностью от сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний, заболеваний пищеварительной системы и внешних причин.
Основная цель развития системы здравоохранения республики – увеличение ожидаемой продолжительности жизни, снижение общей смертности населения на основе формирования здорового образа жизни населения, повышения качества и доступности оказания медицинской помощи.
Основные задачи развития системы здравоохранения Республики Дагестан:
по направлению формирование здорового образа жизни:
- формирование моделей ведения здорового образа жизни по социально-демографическим характеристикам населения республики с внедрением механизмов повышения ответственности работодателей, социально-образовательных учреждений за здоровье своих работников, воспитанников и учащихся; развитие эффективных форм пропаганды здорового образа жизни по соответствующим целевым аудиториям;
- разработка, совершенствование реализации программ по профилактике заболеваний и снижение уровня заболеваемости социально-значимыми и представляющим опасность для окружающих заболеваниями. Профилактика алкоголизма, наркомании, табакокурения и других факторов риска, в первую очередь среди детей и подростков; формирование культуры здорового питания населения;
- дальнейшее развитие системы медицинской профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний и формирование единой профилактической среды, а также диспансерное наблюдение за лицами, относящимися к группам высокого и очень высокого риска, обеспечение охвата всех граждан профилактическими медицинскими осмотрами не реже одного раза в год с разработкой индивидуальных программ медицинской профилактики.
по направлению обеспечение населения качественной медицинской помощью:
- формирование медицинского кластера на базе передовых медицинских центров Республики Дагестан для обеспечения роста объема оказанных медицинских услуг населению республики, других субъектов Российской Федерации и зарубежных стран;
- внедрение инновационных медицинских технологий, включая создание механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов. Особое внимание в связи с территориальной доступностью будет уделено телемедицинским консультациям. Будет продолжена интеграция деятельности медицинских и научно-образовательных учреждений как в процессе подготовки и повышения квалификации кадров, так и при проведении научных исследований, в том числе с использованием современных комплексов обработки больших массивов информации;
- внедрение клинических рекомендаций и протоколов лечения и их использование в целях формирования тарифов на оплату медицинской помощи;
- совершенствование оказания медицинской помощи (первичной медико-санитарной, специализированной (включая высокотехнологичную), скорую, в том числе скорую специализированную) и совершенствование взаимодействия медицинских учреждений в рамках сложившейся республиканской трехуровневой системы здравоохранения. Развитие паллиативной и гериатрической медицинской помощи, внедрение новых эффективных средств и методов лечения на основе консолидации традиционной восточной и современной медицины;
- повышение доступности высококачественной медицины, лекарственного обеспечения населения, особенно в сельских территориях;
- обеспечение оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населённых пунктов, расположенных в отдалённых местностях) медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь;
- формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения с использованием геоинформационной системы с учётом необходимости строительства врачебных амбулаторий, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов в населённых пунктах с численностью населения от 100 до 2,0 тыс. чел., а также с учётом использования мобильных медицинских комплексов в населённых пунктах с численностью населения менее 100 чел.;
- развитие медицинской реабилитации и совершенствование системы санаторно-курортного лечения с учетом имеющихся минеральных лечебных источников;
- обеспечение медицинских учреждений квалифицированными кадрами с учетом развития системы привлечения, закрепления и мотивации кадров. Для этого будут продолжены программы и проекты, предусматривающие меры социальной поддержки медицинских специалистов, в том числе предоставление жилья и земельных участков: республиканский проект «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», федеральные программы «Земский доктор», «Земский фельдшер»;
– целевая подготовка в медицинских ВУЗах кадров для системы первичной медико-санитарной помощи с последующей аккредитацией и трудоустройством в первичном звене здравоохранения, непрерывное медицинское образование и поэтапная аккредитация медицинских работников с акцентом на их привлечение и закрепление, предоставление дополнительных мер социальной поддержки;
- укрепление материально-технической базы отрасли здравоохранения и совершенствование эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий и участия в федеральных программах и проектах;
- обеспечение своевременности оказания экстренной медицинской помощи с применением авиации гражданам, проживающим в труднодоступных районах республики. Дополнительное увеличение эвакуированных лиц с использованием санитарной авиации, строительство вертолетной площадки для санавиации в пределах 15-минутной доступности до ведущих медицинских организаций в г. Махачкала;
- с целью реализации нового пациенто-центрированного подхода – оптимизация работы медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, сокращение времени ожидания в очереди, упрощение процедуры записи на прием к врачу. Участие всех городских поликлиник и центральных республиканских больниц в федеральном проекте «Бережливая поликлиника»;
- увеличение объёма экспорта медицинских услуг.
Механизмом реализации задач с ресурсным и организационным обеспечением является:
- участие в федеральных приоритетных проектах - «Развитие первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями»;
- реализация республиканских проектов и программ:
Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи.
Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями.
Борьба с онкологическими заболеваниями.
Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям.
Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами.
Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ).
Развитие экспорта медицинских услуг.
Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение».
Формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек. В паспортах указанных региональных проектов утверждены показатели, обеспечивающие достижение целей и результатов федеральных проектов в сфере здравоохранения.
развитие государственно-частного партнерства с передачей бизнесу части полномочий по обслуживанию прикрепленного населения, оказанию первичной медико-санитарной помощи по программам государственных гарантий.
Приоритетные проекты (объекты) здравоохранения, намеченные к строительству в периоде приведены в Приложении – Приоритетные проекты и объекты.
Для ликвидации кадрового дефицита в медицинских организациях необходимо дополнительно привлечь на медицинскую службу 4120 квалифицированных медработника.
Образование
Основная цель развития образования – формирование комфортной образовательной среды, направленной на выявление и развитие потенциала личности, формирование общеобразовательных и профессиональных компетенций личности, обеспечивающих его конкурентоспособность на мировом уровне, адаптированных к инновационным изменениям современной экономики на базе создания единой образовательно-воспитательной платформы с синхронизацией развития образовательных учреждений всех уровней.
Основные задачи развития образования:
- внедрение новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс;
- формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, на самоопределении и профессиональной ориентации всех обучающихся;
- опережающее развитие кадрового потенциала педагогических работников для обеспечения потребности всех форм и уровней образования;
- создание условий для раннего развития детей, вовлечение родителей в образовательный процесс;
- формирование на базе образовательных организаций высшего образования региональных и отраслевых центров инноваций и развития компетенций для всех отраслей экономики;
- создание условий для развития электронной среды в сфере образования;
- развитие самостоятельности и экономической эффективности образовательных учреждений;
- актуализация образовательных программ республиканской системы образования в соответствии с потребностями регионального рынка труда;
- обеспечение доступного образования для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья;
- создание условий для развития наставничества, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);
- реализация федеральных приоритетных проектов «Вузы как центры пространства создания инноваций» и «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации»;
- развитие региональной системы оценки качества образования;
- организация патриотического, экологического и нравственного воспитания детей на основе духовно-нравственных ценностей и воспитательных традиций народов Российской Федерации;
- модернизация инфраструктуры системы образования в соответствии с требованиями современного общества;
- поддержка и сохранение сельских малокомплектных школ в части создания современной материально-технической базы и обеспечение высокоскоростным интернетом, педагогическими кадрами;
- обновление содержания и материально-технической базы учреждений дополнительного образования для реализации образовательных программ естественнонаучной и технической направленности;
- создание условий для развития частных образовательных организаций дополнительного образования путем предоставления субсидии из республиканского бюджета на реализацию образовательных программ дополнительного образования;
- внедрение персонифицированного финансирования дополнительного образования (сертификатов) на услуги в сфере дополнительного образования;
- создание специальных условий (оснащение техническими средствами связи, компьютерным оборудованием) для реализации программ дополнительного образования для детей с ОВЗ с использованием дистанционных технологий.
В дошкольном и общем образовании главной задачей является обеспечение доступности дошкольного образования для детей и обеспечение доступности к качественному общему образованию.
Основные мероприятия в области дошкольного и общего образования:
- обеспечение 100% доступности детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием с целью создания условий для осуществления трудовой деятельности женщин, имеющих детей;
- развитие частного сектора дошкольного образования;
- продолжение мероприятий по созданию мест в детских садах и развитию альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования (семейных групп, групп кратковременного пребывания, консультационных центров и т.п.);
- с целью ликвидации 3-х сменного обучения продолжение работы по строительству новых школ и расширению действующих, по реконструкции и капитальному ремонту школ, приобретению (выкупу) зданий для школ. Необходимо предусмотреть развитие межуровневого взаимодействия для использования ресурсов федеральных и республиканских образовательных учреждений в деятельности муниципальных образовательных учреждений;
- повышение качества обучения в соответствии с федеральным стандартом общего образования (далее – ФГОС), в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья. В целях предоставления качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья требуется реализация адаптированных образовательных программ и создание специальных условий, введение в учебный процесс узких специалистов, обновление технологий обучения, формирование ресурсных центров на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений;
- создание условий для формирования современной школьной библиотеки как современного библиотечно-ресурсного центра в рамках введения новых стандартов;
- продолжение работы по созданию и развитию образовательных округов и комплексов, по внедрению электронной базовой среды в школах, формированию цифровой образовательной среды;
- увеличение охвата дополнительным образованием детей путем создания 5 детских технопарков «Кванториумов», 8 мобильных кванториумов, ключевых центров на базе образовательных организаций, реализующих программы высшего образования, регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в 2020 году, развития олимпиадного движения, проведения мероприятий, нацеленных на повышение мотивации, раскрытие и развитие способностей и талантов детей. Будут внедрены механизмы ранней профессиональной ориентации ребенка для учащихся 6-11 классов, реализации проекта «Билет в будущее» и «Проектория»;
- создание новых мест в системе дополнительного образования путем строительства, капитального ремонта, оснащения современным оборудованием учреждений дополнительного образования для реализации обновленных программ, созданием дополнительных новых мест в государственных, муниципальных организациях.
Предстоит решить комплекс задач, направленных на решение проблем по организации горячего питания в школах, требующих инфраструктурных решений (строительство, капитальный ремонт, реконструкция) и материально-технического оснащения. Решение данной проблемы связано с необходимостью строительства пищеблоков с использованием современных быстровозводимых технологий.
В 2020-2023 годах в республике уже запланировано строительство:
86 детских садов на 12649 мест, в том числе 57 детских садов на 9100 мест - нацпроект «Демография», 19 детских садов на 2320 мест – РИП, 3 детских сада на 320 мест – по госпрограмме РФ «Социально-экономическое развитие Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г» (ГП 35), 3 детских сада на 219 мест - программа Минстроя РД по программе «Повышение сейсмоустойчивости», 4 детских сада на 690 мест - государственная программа Республики Дагестан «Развитие г. Дербента».
82 школ на 28898 ученических мест в 2020-2023 годах, в том числе: нацпроект «Образование» - 31 школа (на 14126 мест), государственная программа Российской Федерации «Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах РФ» - 5 школ (на 1610 мест), государственная программа Российской Федерации «Развитие сельских территорий» - 3 школы (на 820 мест), РИП - 43 школы (на 12342 места).
Для проведения работ по капитальному ремонту зданий школ необходимо продолжить реализацию проекта «100 школ».
В целях решения вопроса кадрового дефицита педагогических работников необходимо продолжить реализацию проекта «Земский учитель», увеличить федеральную квоту с 48 до 90 учителей.
Также важным направлением работы является реализация федеральных проектов «Цифровая образовательная среда» и «Успех каждого ребенка», «Современная школа» национального проекта «Образование», в рамках которых предполагается:
- создание Центров образования естественно-научного и технического профилей «Точка роста»;
- создание центров цифрового образования детей «IТ-сити»;
- создание новых мест дополнительного образования в образовательных организациях с улучшением материально-технического состояния.
В профессиональном среднем и высшем образовании основными проблемами являются низкая конкурентоспособность образовательных программ профессионального образования из-за слабой материально-технической базы и недостаточности кадрового обеспечения, недостаточность краткосрочных программ переподготовки населения для обеспечения кадровой потребности в рамках создания новых видов продукции и услуг, в том числе в рамках формирующихся территориальных кластеров. Например, сфера высшего образования слабо реагирует на востребованность высококвалифицированных специалистов инженерно-технических специальностей, хотя и профессиональное обучение граждан проводится по профессиям, специальностям, пользующимся спросом на рынке труда в рамках контрактной целевой подготовки для конкретных работодателей республики в соответствии с заключаемыми с ними договорами.
Основные задачи в области профессионального среднего и высшего образования:
- развитие практико-ориентированного обучения;
- внедрение системы ранней профориентационной работы с обучающимися 6-11 классов в образовательных организациях;
- создание профильных классов (инженерных, медицинских, физико-математических) в общеобразовательных организациях;
- внедрение инновационных проектов «Мой первый бизнес» для развития предпринимательских способностей обучающихся;
- обеспечение доступности получения профессиональных компетенций с ранней стадии воспитания детей с возможностями дальнейшего их развития внутри республики;
- создание системы оценки компетенций и формирования запросов на их развитие; - развитие навыков и компетенций молодых профессионалов в соответствии со стандартами Worldskills;
- формирование эффективной сети образовательных учреждений в районах республики, в том числе для профессиональной переподготовки;
- развитие ВУЗов как центров разработки и коммерциализации инновационных решений, формирования новых отраслей, инфраструктурных центров экосреды, обеспечивающих обширную кооперацию местных (детских и молодежных сообществ, творческих, спортивных объединений, местных органов власти, бизнеса) и внешних партнеров (федеральных органов власти, институтов развития, международные корпорации и др.);
- внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по востребованным и перспективным профессиям и специальностям («Топ-50»). Реализация комплекса мер позволит республике внедрить Региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста;
- оснащение мастерских колледжей в рамках регионального проекта «Молодые профессионалы» (13 мастерских по направлениям информационных и коммуникационных технологий, промышленности, транспорта и логистики), а также модернизация материально-технической базы колледжей;
- с целью массовой подготовки кадров в соответствии с международными профессиональными стандартами на базе средних профессиональных образовательных учреждений необходимо создать специализированные центры компетенций.
Основной задачей развития науки является обеспечение опережающего развития сектора научных исследований и разработок, эффективной инновационной системы, обеспечивающих модернизацию экономики и повышение ее конкурентоспособности на основе передовых технологий и развитие научного потенциала как основного ресурса диверсифицированного экономического роста.
Особое внимание необходимо уделить поддержке научных проектов по приоритетам научно-технологического развития, способствующих решению актуальных для республики задач.
Фундаментальные и прикладные научные исследования будут осуществляться в рамках развития широкой инновационной структуры выполнения и реализации совместных научных фундаментальных и прикладных исследований в области новых технологий и материалов (включая наноматериалы), разработок и производства высокотехнологичной промышленной продукции, энергоэффективности и энергосбережения.
Предполагается разработка совместных с предприятиями инновационных проектов по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий, разработка программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Не менее важным является формирование заказа от государства на инновационные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Будет продолжена поддержка научных организаций путем предоставления грантов и субсидий в рамках региональных конкурсов, проводимых Российским фондом фундаментальных исследований.
Целевые показатели развития системы образования:
уровень образования – 47,6%; доступность дошкольного образования – 100%; доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных услугами дополнительного образования - 75 %; доля учащихся, занимающихся в третью смену – 0,0%.
Занятость и доходы населения
Рост доходов населения, развитие рынка труда, обеспечение занятости населения будет основано на решении следующих задач:
- сокращение резкой дифференциации по доходам сельских и городских жителей республики;
- снижение безработицы, особенно среди молодежи;
- развитие системы самозанятости населения, грантовой поддержки талантливой молодежи, микро- и малых предприятий;
- повышение качества имеющихся и вновь создаваемых рабочих мест;
- снижение оттока высококвалифицированных кадров из республики;
- увеличение обеспеченности высококвалифицированными кадрами.
Основные мероприятия в сфере занятости населения:
- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- психологическая поддержка безработных граждан;
- профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование, включая обучение в другой местности;
- организация проведения оплачиваемых общественных работ;
- организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;
- социальная адаптация безработных граждан на рынке труда;
- содействие самозанятости безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при их государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации;
- содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости; - квотирование рабочих мест для несовершеннолетних граждан;
- содействие в трудоустройстве граждан предпенсионного возраста, в том числе в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;
- организация и финансирование сопровождения при содействии занятости инвалидов. Снижение бедности будет основано на решении следующих задач:
- обеспечение роста заработной платы; - содействие занятости; - развитие малого и среднего предпринимательства;
- повышение эффективности социальной защиты и усиление адресности социальной помощи;
- реализация комплекса мер по недопущению необоснованного роста цен (тарифов).
Решение задач по повышению доходов населения, занятости населения, снижению уровня бедности населения будет осуществляться посредством реализации соответствующих государственных программ РФ и РД и текущей деятельности ОИВ РД, роста и развития отраслей и комплексов экономики региона, а также реализации федеральных и региональных инвестиционных программ и проектов, в том числе осуществляемых как на бюджетной, так и на коммерческой основе.
Целевые результаты реализации Стратегии по занятости и росту доходов населения:
индекс реальной среднемесячной заработной платы – 190,5%, рост реальных доходов населения - 193,75%; cоздание новых рабочих мест – 265 тыс., в том числе в МСП – 50,0 тыс.
Социальная защита населения
Социальная защита населения сегодня – это система широкого набора мер, направленных на поддержку социально уязвимых групп населения, а также разветвленная сеть учреждений социального обслуживания пожилых граждан, людей с ограниченными возможностями, семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вместе с тем анализ отрасли выявил ряд проблем:
- предоставление большей части региональных мер социальной поддержки гражданам без учета принципа адресности и нуждаемости;
- необходимость модернизации материально-технической базы стационарных учреждений социального обслуживания, в том числе зданий, в целях соответствия требованиям законодательства, а также потребностям граждан, нуждающихся в постоянном уходе;
- недостаточное развитие социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп граждан;
- недостаточная обеспеченность жильем детей-сирот;
- низкий престиж профессии социального работника и как следствие нехватка квалифицированных специалистов.
Основная цель в социальной защите населения – повышение уровня и качества жизни населения путем развития и совершенствования системы мер социальной поддержки.
Приоритетными направлениями являются:
- адресная социальная поддержка малообеспеченных граждан;
- оказание государственной поддержки семьям с детьми, в том числе реализация мероприятий по повышению рождаемости;
- реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье;
- улучшение качества жизни граждан старшего поколения;
- развитие негосударственного сектора социального обслуживания; обеспечение равных возможностей для граждан с инвалидностью.
Основные задачи в социальной защите населения:
- оценка эффективности выплат и перевод категориальных выплат на адресную основу с учетом критерия нуждаемости;
- совершенствование механизмов социальной поддержки семей с детьми, в том числе многодетных и замещающих семей;
- снижение уровня социального сиротства и содействие семьям, находящихся в трудной жизненной ситуации, в активизации их собственного потенциала в решении имеющихся проблем;
- обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- обеспечение нуждающихся граждан качественным социальным обслуживанием;
- разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения;
- создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, включающей сбалансированное социальное обслуживание на дому, в полустационарной и стационарной форме с привлечением сиделок, а также поддержку семейного ухода;
- обеспечение полноценной социальной интеграции инвалидов и граждан с ограничениями жизнедеятельности в общество и формирование толерантного отношения к гражданам с ограниченными возможностями.
- повышение качества и доступности социальных услуг путем развития негосударственного сектора социального обслуживания в стационарной, полустационарной формах и на дому;
- развитие активного диалога с гражданским обществом, укрепление социального партнерства и повышение участия социально ориентированных некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг населению;
- формирование и реализация комплекса мер по повышению кадрового потенциала в системе социальной защиты населения.
- совершенствование системы постинтернатного сопровождения детей-сирот;
- реализацию права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на предоставление жилых помещений;
- укрепление материально-технической базы государственных учреждений, строительство новых объектов;
- «цифровизацию» сферы социального обслуживания населения;
- охват 100,0 % всех организаций социальной сферы независимой оценкой качества оказания услуг населению с соблюдением единых методологических подходов и требований, установленных законодательством Российской Федерации;
- обеспечение доступной среды в учреждениях социального обслуживания; - внедрение и распространение социальных технологий для поддержания активного долголетия граждан старшего возраста;
- реализация стационарозамещающих технологий социального обслуживания;
- внедрение технологии «сопровождаемое совместное проживание малых групп инвалидов в отдельных жилых помещениях»;
- дальнейшее развитие мобильных служб по оперативному оказанию наиболее востребованных социальных услуг получателям, проживающим в отдаленных населенных пунктах.
Обеспечение социальных гарантий и социального обслуживания семей, женщин и детей, граждан пожилого возраста, ветеранов и инвалидов, других категорий граждан, нуждающихся в особой поддержке государства, будет осуществляться в рамках Государственной программы Республики Дагестан «Социальная поддержка граждан». Предусмотрено совершенствование инструментов оценки эффективности выплат с учетом среднедушевого дохода семьи и имущественного положения граждан, что позволит повысить эффективность мер социальной поддержки, социальных выплат за счет внедрения критериев нуждаемости. Продолжится содействие в укреплении и развитии института опеки и попечительства, совершенствование механизмов социальной поддержки семей с детьми, в том числе по предоставлению социальной помощи на основании социального контракта. Механизм социального контракта предусматривает помощь малоимущим трудоспособным гражданам и их семьям в активизации их способностей для самостоятельного повышения семейного дохода и выхода из трудной жизненной ситуации. Обеспечить нуждающихся граждан качественным и доступным социальным обслуживанием в необходимых объемах позволит укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания, внедрение инновационных технологий оказания услуг, а также повышение кадрового потенциала отрасли и повышение престижа социальных работников. Участие республики в федеральной подпрограмме «Старшее поколение» Государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» позволит осуществить строительство ряда учреждений социального обслуживания и тем самым обеспечить гражданам пожилого возраста и инвалидам безопасные и комфортные условия проживания. Продолжится работа по внедрению стационарозамещающих профессиональных и альтернативных форм ухода за пожилыми людьми (патронажные службы, услуги «сиделки», приемные семьи), что позволит в будущем создать сбалансированную систему долговременного ухода. Доступ граждан старшего поколения к информационным и образовательным ресурсам, содействие в приобретении навыков компьютерной грамотности, развитие программ активного долголетия будет способствовать профессиональной занятости старшего поколения, обеспечению участия не менее 25,0 % пожилых граждан в социальной и экономической жизни республики ежегодно. Продолжение работы по предоставлению негосударственным организациям (в том числе СО НКО) финансовых средств, в целях оказания социальных услуг нуждающимся в них гражданам, будет способствовать расширению негосударственного сектора социального обслуживания, обеспечению конкурентоспособности социальных услуг, позволит задействовать имеющийся материальный и кадровый ресурс частных структур и более гибко реагировать на запросы жителей республики. Продолжится грантовая поддержка некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на улучшение жизни отдельных категорий граждан и привлечение их к участию в социально-экономическом развитии республики. В результате реализации комплекса мер социальной поддержки материнства и детства в республике прогнозируется рост суммарного коэффициента рождаемости до 1,89 к 2024 году, что выше общероссийского показателя (Россия - 1,7). Привлечение в сферу социального обслуживания негосударственных организаций и их поддержка на государственном уровне позволит увеличить объемы социальных услуг, предоставляемых гражданам, при этом обеспечить их качество и доступность. Выполнение поставленных задач будет способствовать устойчивости региональной системы социальной защиты населения, улучшению материального и социального положения нуждающихся граждан и как следствие обеспечит благоприятное формирование среды для развития человеческого капитала в республике.
Молодежная политика
Основные задачи в сфере молодежной политики:
- пропаганда здорового образа жизни и ответственного отношения к своему здоровью у молодежи;
- формирование активной гражданской позиции, повышение правовой культуры и укрепление патриотического сознания молодежи, в том числе через массовое развитие добровольческого движения;
- создание механизмов для полноценной самореализации молодежи, включая грантовую поддержку на реализацию молодёжных проектов;
- пропаганда значимости своевременного создания семьи;
- развитие эффективной системы поддержки традиционной семейной культуры, направленной на укрепление ценности благополучных молодых семей и осознанного родительства;
- вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития, обеспечение поддержки научной, творческой и предпринимательской активности молодежи.
Решение задач будет осуществляться в рамках развития системы профессиональной ориентации детей и молодежи Республики Дагестан, мероприятий по содействию занятости в части поддержки трудоустройства молодежи. Такой механизм как стажировка, наставничество и трудоустройство на начальном этапе трудовой деятельности выпускников высших и профессиональных учебных заведений позволит существенно повысить шансы на трудоустройство молодых людей. Предполагается синхронизация действий с деятельностью учебных заведений по повышению трудоустройства их выпускников.
Одними из важных являются проекты и инициативы, поддерживающие и реализующие потенциал молодого поколения, включая развитие существующих и создание новых государственных и муниципальных молодежных и подростково-молодежных центров, клубов и других учреждений, чья деятельность направлена на гражданско-патриотическое воспитание, культурное развитие, профилактику девиантного поведения и успешную социализацию молодежи, привитию интереса к здоровому образу жизни, физической культуре, спорту и труду.
Поддержка молодежных инициатив будет концентрированно осуществляться через выделение специализированного «блока» проектов для реализации силами молодежи, включая грантовую поддержку реализации молодежных проектов. При этом будет решаться задача содействия самоопределению молодежи через включение в реализацию проектов социально-экономического развития республики, что приведет к уменьшению миграционного оттока среди молодежи. Также с целью снижения миграционного оттока необходимо продолжать работу по повышению доступности для молодежи жилья.
Важным направлением молодежной политики в республике является развитие добровольческого (волонтерского) движения, патриотического воспитания молодежи, которые путем предоставления субсидий и грантов добровольческим организациям, создания и обеспечения деятельности ресурсных (добровольческих) центров, реализации грантовых проектов по вопросам гражданского и военно-патриотического воспитания способствует активному участию молодежи в общественной, социальной и экономической жизни общества.
Культура
Основные цели в области культуры - обеспечение формирования развитой культурной среды в республике, способствующей повышению культурного уровня и культурных запросов населения, развитие и дальнейшая интеграция культуры Республики Дагестан в общероссийское и мировое культурное пространство.
Основные задачи:
техническая модернизация существующих учреждений культуры, улучшение их материальной базы, обеспечение привлекательности учреждений для населения, особенно молодёжи:
- создание современных театральных, концертных, выставочных пространств и учреждений культурно-досугового типа, и улучшение материально-технического состояния учреждений, внедрение новых технологий и цифровых решений;
- создание на базе существующих в муниципалитетах культурных учреждений социально-культурных хабов-универсальных культурных центров, включающих интегральное зрелищно-досуговое пространство, музейное, библиотечное и творческое пространства, развитие их общественно-коммуникационных функций;
- внедрение и реализация программы реновации общественных пространств (включая парки, скверы, набережные и др.), создание и воссоздание летних театров/кинотеатров/культурных площадок, в том числе за счет механизмов государственно-частного партнерства, и реконструкция существующих концертных площадок, разработка и реализация новых проектов;
- создание и развитие уникальных культурных объектов федерального и международного уровня.
повышение доступности культурных учреждений:
- повышение обеспеченности муниципалитетов современными культурными учреждениями, в том числе создание новых центров культурного развития, и строительство модульных домов культуры;
- модернизация и развитие передвижных клубных учреждений (обновление и расширение парка автоклубов);
- разработка и внедрение проектов оборудованных многофункциональных залов (от 50 до 300 мест) в крупных городах региона;
- создание новых музейно-выставочных комплексов с современной планировкой экспозиционных пространств и техническим оснащением;
- развитие подведомственных, в том числе индустриальных, музейных комплексов региона, обеспечение широкого доступа посетителей к новым экспозициям ведомственных музеев.
внедрение современных механизмов культурного менеджмента:
- создание условий для устойчивого развития креативной индустрии;
- тесное взаимодействие предприятий НХП с арт-индустрией (организация выставок и фестивалей, кинопоказов, мастер-классов на объектах предприятий);
- выявление точек культурного роста региона, поддержка и информационное обеспечение таких проектов;
- создание интереса к региону через использование имен/личностных брендов известных людей;
- поддержка некоммерческих организаций в сфере культуры с целью развития общественных инициатив, реализующих культурные проекты, как внутри, так и за пределами региона;
- поиск и внедрение лучших российских и зарубежных практик культурного менеджмента;
- внедрение новых форм и технологий в сфере культуры, в том числе путем повышения квалификации работников культуры;
- активизация работы с блогерами и журналистами, продвижение культуры региона в цифровое поле: Проект "Устойчивое развитие креативных индустрии", Проект предполагает разработку и создание центров креативных индустрии на базе неиспользуемых или частично неиспользуемых промышленных объектов и размещение в них культурных кластеров, объединяющих все виды искусства. Создание центров креативных индустрии даст региону новые творческие таланты и объединения, позволит создавать методологическую базу в сфере культуры и искусства, станет площадкой, объединяющей творческих людей России и гостей из-за рубежа.
создание цифрового культурного пространства:
- создание условий для повышения доступности и возможности
участия граждан в культурной жизни путем цифровизации услуг культуры и
формирования информационного пространства знаний;
- разработка единой информационной системы, объединяющей "культурную жизнь" региона;
- использование современных технологий, в том числе виртуальной/дополненной реальности, для создания интерактивных и онлайн-экскурсионных туров;
- создание интерактивных экскурсионных офлайн-туров.
культурное развитие общества и раскрытие творческого потенциала:
- создание условий для самореализации и раскрытия таланта каждого человека путем расширения доступа к информационным ресурсам;
- обеспечение организаций культуры и искусства квалифицированными кадрами;
- укрепление гражданской идентичности путем продвижения талантливой молодежи, создания условий для творческого саморазвития и раскрытия таланта каждого гражданина и поддержки культурных инициатив;
- формирование механизмов сетевого взаимодействия учреждений культуры и учреждений общего образования в сфере художественного и эстетического просвещения детей и молодежи;
- стимулирование творческой деятельности работников искусств в создании художественного продукта высокой общественной ценности;
- вовлечение в культурную жизнь людей с ограниченными возможностями и людей пожилого возраста;
- реализация мер, направленных на социально-культурную интеграцию трудовых мигрантов.
повышение инвестиционной привлекательности отрасли:
- развитие межрегионального и международного сотрудничества в сфере культуры;
- повышение финансовой самостоятельности культурных учреждений;
- поддержка частных проектов в области культуры;
- развитие бизнес-компетенций индивидуальных предпринимателей, занимающихся художественным творчеством, а также менеджеров по реализации культурных проектов;
- активное участие в федеральных информационных и грантовых программах;
- поиск и внедрение лучших российских и зарубежных практик привлечения инвестиций;
- разработка и реализация проектов ГЧП в сфере культуры;
- содействие в развитии культурно-познавательного и этнотуризма.
Также важным направлением работы остаётся создание полноценных условий для любительского художественного творчества и обеспечение учреждений клубно-досуговой деятельности достаточной материальной базой и кадрами, а также восстановление действия социальных нормативов обеспеченности учреждениями культуры, в том числе учреждениями дополнительного образования детей.
Стратегически важным остаётся обеспечение кадровой базы, повышение профессионального уровня работающих специалистов, подготовка кадровой смены и социальная поддержка специалистов.
Крайне важно сохранение на местах устоявшейся системы художественного образования как основы воспроизводства и сохранения культурного потенциала республики.
В целях решения указанных проблем необходимо обеспечить реализацию государственной программы «Развитие культуры в Республике Дагестан», участие в реализации государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и национального проекта Культура».
Согласно Стратегии культурной политики Российской Федерации до 2030 года приоритетными направлениями является комплекс мер, способствующих обеспечению культуры не только как ресурса духовного развития, но и как важного фактора социальной стабильности и национальной безопасности.
Культура была и продолжает оставаться важнейшим идеологическим ресурсом. Внимание к духовному содержанию жизни общества, владение новыми информационными технологиями, эффективное встраивание республики в информационно-коммуникационную систему России является условием ее успешного развития.
Инвестирование в культуру означает, в итоге, инвестирование в развитие человеческого потенциала - самое эффективное вложение в будущее республики.
Целевые показатели в отрасли культуры формируются в соответствии с разрабатываемыми целевыми показателями национального проекта «Культура»:
- увеличение к 2030 году числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года;
- увеличение к 2024 году в 5 раз числа обращений к цифровым ресурсам культуры.
Ориентирами являются также показатели, характеризующие состояние отрасли культуры Республики Дагестан, и определенные Стратегией государственной культурной политики на период до 2030 года:
- увеличение к 2030 году доли учреждений культуры и искусства, находящихся в собственности Республики Дагестан, состояние которых является удовлетворительным, до 90 процентов общего количества учреждений культуры и искусства, находящихся в собственности Республики Дагестан;
- создание эффективных механизмов привлечения в культуру частных инвестиций, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
- обеспечение использования исторического и культурного наследия для воспитания и образования подрастающего поколения.
Физическая культура и спорт
Основная цель развития физической культуры – создание условий для граждан Республики Дагестан для ведения здорового образа жизни, систематического занятия физической культурой и спортом, повышения уровня двигательной активности и физической подготовленности.
Основные задачи по развитию физической культуры и спорта:
- развитие региональной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;
- формирование доступных условий для занятий физической культурой, спортом различных категорий населения (по месту жительства, учебы, трудовой деятельности), в том числе строительство малобюджетных спортивных сооружений, направленных на развитие массового спорта, популяризация службы дворовых инструкторов и создание условий для подготовки и сдачи комплекса норм Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
- обеспечение профессиональными кадрами отрасли физической культуры и спорта;
- увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом к 2024 году до 55,0 %, к 2030 году до 70,5 %;
- обеспечение доступа социально ориентированных некоммерческих организаций к предоставлению услуг в рамках региональных программ в области физической культуры и массового спорта.
В целях повышения доступности занятий физической культурой и спортом для населения планируются мероприятия по расширению перечня физкультурно-оздоровительных услуг, проведение постоянного мониторинга содержания и качества физкультурно-оздоровительных услуг. По результатам мониторинга будут проводиться мероприятия по повышению квалификации кадров, их переподготовке, приобретению необходимого спортивного инвентаря и оборудования для создания необходимых условий по предоставлению востребованных физкультурно-оздоровительных услуг. Это позволит увеличить популярность занятий физической культурой и спортом среди населения всех возрастных групп.
Развитие спорта высших достижений. Базовыми видами спорта в Республике Дагестан, в соответствии с приказом Минспорта РФ от 26.12.2019 г №1117, являются спортивная борьба, бокс, дзюдо, каратэ, тхэквондо, спорт глухих, слепых и спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата. Этот перечень, конечно, весьма ограниченный: к примеру, для Ставропольского края он в 3 раза больше.
Основная цель развития спорта высших достижений – достижение стабильно высоких показателей спортсменами республики по олимпийским и неолимпийским видам спорта.
Основные задачи в сфере спорта высших достижений:
- приоритетное развитие видов спорта, входящих в программы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдлимпийских игр;
- совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене;
- оказание мер государственной поддержки общественным физкультурно-спортивным организациям;
- организация эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд республики и страны;
- развитие научно-методического, медицинского, медико-биологического, психологического, антидопингового обеспечения спортивной деятельности.
Эффективная система общественной безопасности и правопорядка
Основная цель развития системы общественной безопасности – создание привлекательной среды для проживания человека и деятельности бизнеса, максимально защищенной от возможных рисков. При этом основными задачами по созданию эффективной системы общественной безопасности и правопорядка в долгосрочной перспективе являются:
- повышение уровня правопорядка на улицах (развитие аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в республике, повышение эффективности участия членов народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности в охране правопорядка, повышение качества их подготовки к участию в охране общественного порядка);
- создание эффективной системы предупреждения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в отношении них, лицами, ранее совершавшими преступления, лицами в состоянии алкогольного опьянения;
- обеспечение защиты и охраны частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности;
- обеспечение общественной безопасности и правопорядка при проведении спортивных, зрелищных и иных мероприятий с массовым участием граждан;
- реализация в республике государственной политики в сфере профилактики правонарушений и мер по противодействию незаконному потреблению и обороту наркотических средств и психотропных веществ;
- обеспечение безопасности по сферам: пожарная, экономическая, экологическая, террористическая, противодействие коррупции, предупреждение, ликвидация и (или) минимизация последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан.
Особого внимания в условиях республики потребуют задачи обеспечения:
- безопасности инфраструктурных объектов (строительство новых водопроводных сетей и модернизация существующих с целью минимизации рисков возникновения аварийных ситуаций);
- экологической безопасности (организация экологически безопасной утилизации ТКО; решение проблем в системе водоотведения и развитии системы отвода ливневых сточных вод; развитие инфраструктуры микробиологических лабораторий медицинских и ветеринарных организаций для ограничения распространения и циркуляции возбудителей болезней);
- безопасности продуктов питания и продовольственной безопасности (развитие производства экологически чистых продуктов; внедрение системы сертификации сырья, продуктов, почв, воды на предмет соответствия требованиям федеральных стандартов экологически чистой продукции; внедрение систем сквозного контроля качества сырья и пищевой продукции на этапах переработки, транспортировки и хранения; устойчивое развитие отрасли сельского хозяйства и сельских территорий);
- информационной безопасности (осуществление организационных и технических мер по обеспечению информационной безопасности электронных данных);
- безопасности труда (технической, технологической, экологической и эргономической безопасности мест труда; развитие системы оценки эффективности мероприятий по обеспечению безопасности труда).
Комментарии 0