3.3. Сбалансированное пространственное развитие и устойчивая экология

  • 3 октября 2021 г.
  • 1584
  • 0

«Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 г.» ориентирует республику на преодоление межрегиональных и внутрирегиональных диспропорций, на агломерационное развитие и совершенствование форм транспортной связности территории, учитывать необходимость индивидуального похода к разным типам муниципальных образований.

Стратегическая цель пространственного развития Республики Дагестан – проведение сбалансированной пространственной политики, направленной на развитие всех муниципальных образований и создание комфортной среды проживания.

Планирование пространственного развития Республики Дагестан в настоящей Стратегии осуществлено на двух уровнях:

- уровень агломерации субъекта федерации, логистические центры, транспортные узлы, промышленные центры, сельскохозяйственные и иные комплексы;
- уровень территориальных научно-промышленных и индустриальных комплексов, аграрно-промышленных, транспортных и ресурсообеспечивающих центров.

При планировании пространственного развития учтены следующие особенности территории и первичные факторы:

- природно-климатические характеристики и условия;
- эколого-биологические условия и рельеф местности;
- гидрогеологические условия и их характеристики;
- географические и этнографические условия;
- культурно-исторические особенности территорий, их становление и
идентичность;
- инженерные, транспортные инфраструктуры и их показатели;
- отраслевые особенности и ближайшие приоритеты, как экономическая
география и регионалистика;
- демографические факторы;
- стратегическое планирование, как основа социально-экономического развития территорий.

Принципами пространственного развития Республики Дагестан являются:

- учет этнокультурного фактора при обеспечении социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
- обеспечение гарантий прав народов, включая поддержку их экономического, социального и культурного развития, защиту исконной среды обитания и традиционного природопользования и образа жизни;
- рациональное природопользование, сохранение природного и историко-культурного наследия, обеспечение доступа к природным и культурным ценностям;
- учет интересов и мнения населения и бизнеса при планировании социально-экономического развития территорий.

Основные задачи пространственного развития:

- поиск и определение перспективных точек роста для каждого муниципального образования;
- уточнение специализации отдельных районов для формирования конкурентных преимуществ, привлечения инвесторов, диверсификации;
- разработка и внедрение масштабной программы обучения глав муниципальных образований;
разработка узнаваемых муниципальных брендов, а также продуктовых и корпоративных брендов с привязкой к конкретным муниципальным образованиям;
- разграничение территорий муниципальных образований в соответствии с их функциями: промышленными, туристическими, агропромышленными, транспортно-транзитными, научно-образовательными и прочими с целью создания условий для формирования и развития соответствующих локальных производственных и сервисных кластеров;
- активное использование механизма государственно-частного и муниципально-частного партнерства при реконструкции и строительстве муниципальных объектов в социальной сфере и в сфере ЖКХ;
- разработка и реализация проектов развития муниципальных образований, прилегающих к внешней границе России, с возможным привлечением федеральных ресурсов и средств международных программ.

Повышение комфортности городской среды:

- проведение современной градостроительной политики, ориентированной на создание гуманистической городской среды, комфортной и безопасной для жизни людей;

- благоустройство общественных и дворовых территорий, а также обустройство мест массового отдыха населения (городских парков, прибрежных морских территорий), привлечение профессионального дизайнерского сообщества к ее реализации;

- своевременная актуализация документов территориального планирования республики и муниципальных образований в целях приведения их в соответствие с программами социально-экономического развития, повышения качества документов территориального планирования и градостроительного зонирования;

- обеспечение переселения граждан из аварийного жилья по федеральным и республиканским программам, контроль объемов и качества возводимых жилых помещений, сроков сдачи их в эксплуатацию, соблюдения норм;

- принятие регионального стандарта качества жилья для городов РД;

- содействие реализации принципов "умного города" в городских поселениях: автоматизация систем уличного освещения с их переводом на энергоэффективные технологии при реализации энергосервисных контрактов, всеобщая информатизация, строительство домов с использованием энергосберегающих технологий, внедрение автономных систем энергообеспечения;

- обеспечение физической сохранности и условий восприятия объектов культурного наследия при реализации строительных проектов на сопредельных территориях и в зонах охраны объектов культурного наследия, привлечение экспертов к участию в общественном обсуждении проектов нового строительства на таких территориях;

- содействие реализации градостроительной политики, направленной на строительство малоэтажных и среднеэтажных зданий, ограничение точечной застройки;

- поэтапное внедрение принципов квартальной застройки, разработка пилотных проектов реновации промышленных зон, обременение застройщиков строительством (реконструкцией) социальных объектов и инфраструктуры общественного транспорта;

- обеспечение комплексного подхода к сохранению объектов культурного наследия, а также этнокультурного своеобразия архитектурно-градостроительной среды и культурных ландшафтов, в том числе путем разработки и внедрения проектов индивидуального жилищного строительства, адаптированных для исторических территорий с учетом региональных особенностей;

- внедрение концепции "пешеходного города", в том числе ограничение реализации проектов, связанных с расширением существующей дорожной сети в центре города за счет зеленых насаждений и тротуаров, регулирование транспортных потоков за счет изменения прав проезда и создания стимулов для развития велосипедного движения;

- обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе: снижение максимально разрешенной скорости, сужение полос проезжей части, организация дополнительных островков безопасности на автодорогах, организация заездных карманов для общественного транспорта;

- формирование современной системы экологически чистого общественного и велосипедного транспорта;

- поддержка развития Махачкалинской агломерации, повышение транспортной доступности, включая пригородные территории;

- строительство и реконструкция спортивных объектов шаговой доступности;

- обеспечение участия студентов и сотрудников ведущих образовательных и научных организаций региона в формировании комфортной и креативной среды;

- создание комфортной, удобной и современной среды для материнства и детства в рамках исполнения УказаПрезидента Российской Федерации от 29 мая 2017 года N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства": содействие созданию безбарьерной городской среды; внедрение современных стандартов оснащения общественного транспорта; поддержка закупки низкопольных транспортных средств; создание современных игровых площадок и т.д.

Развитие цифровых технологий и инфраструктуры "умных городов" в городском управлении:

- содействие развитию систем связи, включая расширение зоны покрытия сотовой связью, обеспечение доступности информационно-телекоммуникационной сети Интернет в отдаленных населенных пунктах;
- стимулирование создания компаний, специализирующихся на технологиях "умного города" и "Интернета вещей";
- содействие в разработке и внедрении программы "Умный город" по переходу городов республики к новому технологическому укладу, в т.ч. переход на автоматизированные и интерактивные системы освещения, энергосбережения, транспорта;
- поддержка внедрения технологий бережливого управления в органах исполнительной власти и в государственных учреждениях Республики Дагестан;
- внедрение информационных технологий в системах общего образования, здравоохранения, социальной защиты и занятости населения, включая электронную запись к специалистам, электронные медицинские книжки, электронный документооборот и пр.;
- поддержка создания и размещения в Республике Дагестан центров обработки и хранения данных, в т. ч. с использованием незадействованных производственных площадей;
- обеспечение интеграции региональных информационных систем в здравоохранении, образовании, социальной защиты и занятости населения и пр. с соответствующими федеральными информационными системами;
- внедрение технологий ГЛОНАСС на автомобильном транспорте органов исполнительной власти Республики Дагестан, в бюджетных учреждениях республики.
- развитие систем общественной безопасности, в том числе внедрение комплекса "Безопасный город";
привлечение возможностей вузов и научных учреждений республики к развитию цифровых технологий в регионе.

Развитие моногородов и преференциальных территорий:

- обеспечение достижения целевых показателей развития моногородов, утвержденных в рамках приоритетной программы "Комплексное развитие моногородов";
- активное использование мер государственной поддержки, предоставляемой по линии некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" для поддержки инвестиционных проектов, не связанных с градообразующими предприятиями, реализуемых в моногородах Дагестана;
- способствовать диверсификации экономики моногородов, снижению зависимости от градообразующих предприятий, повышению инвестиционной привлекательности моногорода, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций;
- создание промышленных парков и комплексных инвестиционных площадок, обеспеченных необходимой транспортной и инженерной инфраструктурой, а также поиск и привлечение инвесторов для реализации инвестиционных проектов в моногородах.

Развитие и поддержка сельских территорий и исторических малых населенных пунктов:

- разработка комплекса мер по поддержке малых населенных пунктов и развитию сельских территорий;
активизация деятельности выделения земельных участков для индивидуального жилищного строительства для молодых специалистов в сельской местности;
- проработка вопроса о присвоении отдельным малым населенным пунктам статуса "исторический населенный пункт Дагестана", организация и проведение регулярного республиканского форума "Исторические населенные пункты Дагестана ", одной из задач которого является определение востребованных направлений и форм поддержки данных населенных пунктов;
- внесение в соответствующие государственные программы (подпрограммы) Республики Дагестан изменений в части определения первоочередных мер поддержки исторических населенных пунктов и сельских населенных пунктов в сфере образования, культуры, здравоохранения, социальной защиты, занятости, экономики, туризма и др.;
- внесение соответствующих изменений в положения о конкурсах по оказанию поддержки некоммерческим организациям и инициативам граждан, проводимых отраслевыми министерствами, в соответствии с особенностями развития исторических малых населенных пунктов и сельских населенных пунктов Дагестана;
внесение изменений в муниципальные программы социально-экономического развития населенных пунктов и районов в соответствии с особенностями развития исторических малых населенных пунктов и сельских населенных пунктов;
- выход на федеральный уровень с предложениями о расширении форм и объемов поддержки исторических малых населенных пунктов и сельских населенных пунктов горной зоны Республики Дагестан;
- создание условий для сохранения и развития мобильной торговли в малонаселенных и труднодоступных населенных пунктах.

Основные программы и проекты, обеспечивающие в рамках Стратегии-2030 сбалансированное пространственное развитие Республики Дагестан

Южная зона: Программа комплексного развития Дербента; Участок МТК Север-Юг; Самурский энергетический кластер; Туристический кластер «Южный» ; Самурский национальный парк; Объездной участок ФАД в г.Дербент; ТОР «Дагестанские Огни»; Инвестиционные проекты в сферах АПК, промышленности и логистики.
Центральная зона: Махачкалинская агломерация; Участок МТК Север-Юг; Проекты реконструкции морского порта и аэропорта; Туристический кластер «Прибрежный»; Программа развития Каспийска; ТОР «Каспийск»; Индустриальные парки; Инвестиционные проекты в сферах строительства и торговли

Северная зона: Планируемая в Кизляре ОЭЗ; Туристический кластер «Северный»; Участок МТК Север-Юг; Объездной участок ФАД в г.Хасавюрт; Программа экологической реабилитации и Биосферный проект; Комплексный план развития территории Ногайского района; Индустриальный парк Ногайпром; Инвестиционные проекты в АПК.

Горная зона: Туристический кластер «Сулакский»; Программа развития горных территорий; Развитие народных художественных промыслов; Развитие фермерства и террасного земледелия; Инвестиционные проекты в сфере АПК.

Международный транспортный коридор «Север-Юг» (МТК «Север-Юг») – мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов, общей протяженностью от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Бомбей) 7200 км. Он создан для привлечения транзитных грузопотоков из Индии, Ирана и других стран Персидского залива на российскую территорию (в том числе через Каспийское море), и далее в Северную и Западную Европу.

Развитие МТК является в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года, Стратегией развития железнодорожного транспорта Российской Федерации до 2030 года одним из приоритетных направлений транспортной политики РФ. 

Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года обязывает субъекты федерации развивать пролегающие по их территории участки международных транспортных коридоров, поэтому  требуются принципиальные решения по развитию дагестанского участка МТК «Север-Юг» и, соответственно, по судьбе проекта «Каспийский хаб», планированию соответствующих мероприятий в пределах стратегического горизонта Стратегии-2030 Республики Дагестан. В целях институционализации процесса развития участка МТК в пределах республики, реализации связанным с ним проектов и достижения синергетического эффекта предложен:

Стратегический проект РД «Развитие дагестанского участка Международного транспортного коридора «Север-Юг» в 2022-2030гг».

Реализация этого прорывного для республики проекта позволит Республике Дагестан превратиться в крупный транзитный центр грузопотоков и формировать часть своего бюджета за счет доходов, связанных с международной и сопутствующей региональной торговлей, транспортировкой и логистикой – растущих сегментов мировой экономики.

Каспийский хаб

У республики здесь перспективы, как минимум, в трех направлениях: 1) развитие транспортных узлов (строительство центра контейнерных перевозок – специализированного порта морских и автогрузовых перевозок из Азии в Европу и обратно; развитие авиасообщения и увеличение грузовых авиапотоков в страны Средней Азии, Закавказья, Малой Азии и Ближнего Востока); 2) создание логистического каркаса РД: таможенных терминалов, транспортно-логистических комплексов по обслуживанию грузовых ж\д и автомобильных потоков, автосервисных станций; 3) наращивание экспортного потенциала и объемов экспорта. В августе текущего года тестовые испытания маршрута провели АО «РЖД Логистика» и финский логистический оператор Nurminen Logistics Services OY. Груз в контейнерах, отправленный по железной дороге из Финляндии в Индию, в пути был 18 дней, из которых 5 дней – проезд по территории РФ.  Это в 2 раза короче пути через Суэцкий канал и в обход Европы.

Перспективные центры экономического роста

Стратегия пространственного развития РФ на период до 2025 года определяет понятие "перспективный центр экономического роста" - территория одного или нескольких муниципальных образований и (или) акватория, обладающие потенциалом для обеспечения значительного вклада в экономический рост Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в среднесрочный и долгосрочный периоды (к перспективным центрам экономического роста относятся, в том числе, минерально-сырьевой центр и агропромышленный центр).

Согласно положениям Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года определены понятия:
агропромышленный центр – территория одного или нескольких муниципальных образований, специализирующаяся на высокоэффективном агропромышленном производстве.

Перспективные центры экономического роста субъектов Российской Федерации – минерально-сырьевые центры и агропромышленные центры, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации менее 0,2 процента ежегодно, определяются в стратегиях социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

В результате формирования новых центров экономического роста Республики Дагестан к 2030 году будут обеспечены условия для расширения географии экономического роста, что позволит изыскать дополнительные ресурсы для социально-экономического развития малых и средних городов, сельских территорий, приграничных территорий, уменьшить сложившиеся территориальные диспропорции и отставание муниципалитетов. Перспективные центры экономического роста представлены в виде соответствующих стратегических проектов Республики Дагестан. В последующем, необходима разработка соответствующих программы развития (профилирование, специализация, кооперация) и производственные, социальные, туристические, логистические проекты.

Потенциал развития центральной зоны Республики Дагестан рассматривается в аспекте развития Махачкалинской агломерации, г.Каспийска, Кумторкалинского, Карабудахкентского районов, транспортно-логистического хаба Махачкалы и Каспийска, научно-образовательного комплекса Махачкалы и кластеров малых предприятий Махачкалы.

Хаотичное расширение города и интенсивное строительство привели к повышенным темпам износа коммунальной и инженерной инфраструктуры – объектов электроснабжения, водоснабжения и водоотведения.  Продолжительный период площадь общественных пространств, зеленых насаждений планомерно сокращалась.  Бурный рост численности городского населения не сопровождается соразмерным ростом городских функций, способных обеспечить адекватный уровень включения новых горожан в городскую культурно-экономическую среду.

Дальнейшее эффективное осуществление Махачкалой столичных функций возможно только при обеспечении городом целого ряда условий:

– устойчивость общегородского развития, экологическая безопасность, охрана окружающей природной среды, учет требований гражданской обороны и предотвращения чрезвычайных ситуаций;
– сохранение природного, ландшафтного, исторического своеобразия столицы и ее пригородов;
– развитие в Махачкале систем городских общественных центров, а также зон рекреационных и спортивных комплексов как инфраструктуры национального и международного туризма;
– комплексное развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур города, обеспечивающих устойчивое функционирование всех систем обслуживания Махачкалы и гостей столицы.

Среди основных направлений сбалансированного развития города выделяют следующие: инфраструктура для человека, комфортная городская среда, достойное жилищное строительство, образование, транспорт, туризм, экология. В «зеленый щит» Махачкалы планируется включить 33 объекта, в том числе склон горы Тарки-Тау, Эльтавский лес, парки Ленинского Комсомола и 50-лет Октября, сквер им. Фазу Алиевой, Родопский бульвар, городской сад и бульвар им. Сулеймана Стальского, Ак-гель, Грязевое и Талгинские озера, лагуну Муравейник. 

В целях реализации этих и других направлений и дальнейшего поступательного развития планируются: стратегический проект РД «Махачкалинская агломерация», Программа развития Махачкалинской агломерации, Программы комплексного развития территорий города Каспийск, Кумторкалинского и Карабудахкентского районов, локальные концепции отдельных пространств, мест, объектов, комплексное развитие застроенных территорий, редевелопмент территорий и ревитализация промзон, программа реновации жилья.

Потенциал развития южной зоны Республики Дагестан в составе города Дербент и прилегающих районов рассматривается через призму федеральных программ туристско-рекреационного развития региона и конкретно г.Дербент, как исторического памятника всемирного значения, на базе природных и исторических памятников региона, организации национального парка «Самурский», развития Самурского энергетического кластера, известных альпинистских маршрутов федерального и международного значения на горных вершинах Базар-дюзю, Шалбуз-даг и в местности с. Куруш, бальнеологических источников (с. Касумкент, с. Ахты), розлива минеральной воды «Рычал-су», развития АПК, пище-перерабатывающей и вино-коньячной промышленности, активизации приграничного сотрудничества. В целях институционализации процесса развития, реализации инвестиционных проектов и достижения синергетического эффекта предложены три стратегических проекта.

Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр «Чираг» на территории Сулейман-Стальского, Курахского, Хивского районов Республики Дагестан в 2022-2030гг».

Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр «Самур» на территории Магарамкентского, Докузпаринского, Ахтынского районов Республики Дагестан в 2022-2030гг».

Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр «Рубас» на территории г. Дербент, Дербентского, Табасаранского и Кайтагского районов Республики Дагестан в 2022-2030гг».

Особое внимание требуется развитию северной зоны Республики Дагестан. Здесь сосредоточены земли, которые требуют проведения срочных мелиоративных и фитомелиоративных мер для остановки опустынивания и восстановления растительного покрова, в том числе земли горных районов с зимними пастбищами, а также рисоводческие и животноводческие предприятия. Потребуются комплексная программа мелиорации территории, биологизации почв и постепенный переход к органическому сельскому хозяйству.

Город Кизляр рассматривается в качестве перспективного индустриального центра Республики Дагестан и там проектируется ОЭЗ промышленного типа.

На горизонте 2030 года должны проявиться перспективы будущей агломерации с населением более 500 тыс. человек на территориях городов Хасавюрт и Кизилюрт, Кизилюртовского, Казбековского, Новолакского и Хасавюртовского районов. Инфраструктурное развитие, проблемы и решения связаны с обеспечением качественной дорожной сети, водоснабжением и водоотведением. Решения в сферах экономической специализации и занятости связаны с усилением торгово-логистических функций и выводом объектов в пределы кольцевой дороги. Социальный комплекс и зеленые зоны планируются развивать на освобождаемых в центре территориях. В целях институционализации процесса развития, реализации инвестиционных проектов и достижения синергетического эффекта предложены два стратегических проекта.

Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр Аксай» на территории городов Хасавюрт и Кизилюрт, Кизилюртовского, Казбековского, Новолакского и Хасавюртовского районов Республики Дагестан в 2022-2030гг».

Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр Терек» на территории города Кизляр, Бабаюртовского, Кизлярского и Тарумовского районов Республики Дагестан в 2022-2030гг».

Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр Ногай» на территории г Южно-Сухокумск и Ногайского района в 2022-2030гг».

Задачи развития горных территорий республики носят межотраслевой характер, охватывают весь комплекс проблем как реконструкции и модернизации существующих предприятий и объектов инфраструктуры, так и строительства современных производств, создания значительного количества новых рабочих мест, вовлечения имеющихся ресурсов в хозяйственный оборот.

В целях регулирования миграционных процессов в горной зоне необходимо усовершенствовать подходы к реализации государственной программы Республики Дагестан «Социально-экономическое развитие горных территорий РД до 2025 года». В целях развития институциональной среды, реализации инвестиционных проектов, а также достижения синергетического эффекта от всего комплекса принимаемых мер, предложены стратегические проекты:
 
Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр «Буйнак» на территории города Буйнакск и Буйнакского района Республики Дагестан в 2022-2030гг».

Стратегический проект РД «Создание центра экономического роста «Агропромышленный центр «Леваши» на территории Левашинского и Акушинского районов Республики Дагестан в 2022-2030гг».

Перспективы муниципальных образований Республики Дагестан рассматриваются в связи с предстоящим формированием в республике единой системы публичной власти. Кроме того, именно в муниципалитетах сосредоточены земельно-имущественный комплекс и налогооблагаемая база республики, и тем самым муниципалитеты представляют собой огромный диверсифицированный ресурс экономического развития. Пока этот ресурс задействован крайне слабо: имущественный комплекс и налогооблагаемая база не актуализированы, экономическое развитие муниципалитетов слабо регламентировано и практически не планируется. В этом разрезе, правительству Республики Дагестан необходимо создать современную систему планирования и совместно с муниципальными образованиями обеспечить их комплексное социально-экономическое развитие.

Диагностика, исследование потенциала, создание реестров инвестиционных проектов, муниципальных и межмуниципальных инвестиционных площадок могли бы стать весомой частью предложения для бизнеса, предпринимательского сообщества. Проекты межмуниципального характера и территориального значения без планирования на уровне региона, вряд ли реализуемы: создание межмуниципальных мусороперерабатывающих заводов, инвестиционных площадок, производственно-логистических центров, центров компетенций и др.

Развитие Махачкалинской агломерации

Согласно положению Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года Махачкалинская агломерация отвечает требованиям категории "крупная городская агломерация" – совокупность компактно расположенных населенных пунктов и территорий между ними с общей численностью населения 500 тыс. человек - 1000 тыс. человек, связанных совместным использованием инфраструктурных объектов и объединенных интенсивными экономическими, в том числе трудовыми, и социальными связями. Стратегия требует обеспечить сбалансированное пространственное развитие территорий, входящих в состав крупных городских агломераций и крупнейших городских агломераций, за счет содействия межмуниципальному взаимодействию в целях формирования документов стратегического планирования, формирования единой градостроительной политики, решения общих социально-экономических проблем, в том числе инфраструктурных и экологических.

Согласно ПРИЛОЖЕНИЮ № 3 к Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года П Е Р Е Ч Е Н Ь перспективных центров экономического роста, город Махачкала включена в группу перспективных центров экономического роста субъектов Российской Федерации, которые обеспечат вклад в экономический рост Российской Федерации от 0,2 процента до 1 процента ежегодно. Города и прилегающие к ним муниципальные образования с общей численностью населения более 500 тыс. человек, образующие крупные городские агломерации и крупнейшие городские агломерации.

Постановлением правительства Республики Дагестан  от 11 февраля 2021 года N 22 «Об утверждении схемы территориального планирования части территории Республики Дагестан (схема территориального планирования Махачкалинской агломерации)», в соответствии со статьями 15 и 27  Градостроительного кодекса Российской Федерации  утверждена схема территориального планирования части территории Республики Дагестан (схема территориального планирования Махачкалинской агломерации). Под Махачкалинской агломерацией в настоящем постановлении понимается часть территории Республики Дагестан, образованная городом Махачкалой и смежными с ним городом Каспийском, Карабудахкентским и Кумторкалинским муниципальными районами. Схема территориального планирования определяет основные планировочные решения по развитию агломерации. Основные организационно-технические решения, направления и проекты развития Махачкалинской агломерации будут разработаны в высшем документе – Программе развития агломерации.

Махачкала сегодня – клубок проблем. Действие в совокупности всех факторов, ограничивающих экономический рост (высокий уровень безработицы, морально и физически устаревшая материально-техническая база и технологии многих производств, высокая степень износа основных фондов, потеря налаженных рынков сбыта промышленной и другой продукции, неразбериха в земельных вопросах, высокая доля криминально-теневой экономики, дефицит квалифицированных кадров, негативный имидж, представляемый СМИ, отсутствие крупных инвестиций) формирует, в конечном счете, тенденцию замедления дальнейшего экономического роста. Ситуация в городском округе крайне сложная во всех сферах, во многом запущенная и выделить определенные окончательно сформировавшиеся сегменты территории, управления, экономической политики, городского хозяйства, практически невозможно.

Тем не менее, Махачкалинская агломерация имеет все шансы стать прорывным проектом и локомотивом развития Дагестана и новым мегаполисом России. Для этого агломерация уже сегодня должна получить опережающее, по отношению к приросту населения, планирование территорий, инфраструктуры, коммуникаций – ориентир планирования 2 млн. человек. При создании двухмиллионной агломерации на огромной территории весьма актуальны также вопросы обеспечения экологических требований: сбор, вывоз, утилизация ТКО, проблемы с качеством питьевой воды, задымленность и запыленность территории, антисанитария, недостаточные мощности очистных сооружений и выбросы в море, незаконная застройка береговой полосы, также незаконные застройки парковых, бульварных территорий и нехватка зеленых зон.

Уникальность ситуации в том, что непосредственно на территории будущей агломерации уже реализуются еще четыре мега проекта – дагестанский участок МТК "Север-Юг", проект «Каспийский хаб», создание базы военно-морского флота РФ в Каспийске, создание ТОР "Каспийск" и четыре опорных инфраструктурных проекта – реконструкция аэропорта, реконструкция морского торгового порта, реконструкция федеральной трассы "Кавказ", создание крупного мусороперерабатывающего комплекса. Крупными инфраструктурными проектами могут стать строительство сквозной набережной в морской береговой черте агломерации с обустройством пляжных и парковых зон, строительство кольцевой автомобильной дороги. При благоприятном развитии агломерации набережная Махачкалы может стать крупнейшей в мире, протяженностью более 30 км.

Основные направления развития Махачкалинской агломерации на период до 2030 года

Дорожно-транспортная инфраструктура. Концепция развития транспортной системы Махачкалинской агломерации составлена в соответствии с разработанной в 2018 году ГУП г. Москвы «МосгортрансНИИпроект» стратегией развития транспортной системы».

Концепция развития транспортной системы Махачкалинской агломерации. Формирующаяся Махачкалинская агломерация расположена в месте пересечения транспортных коридоров страны: «Запад – Восток», «Север – Юг», включающих важнейшие направления: федеральную автомобильную трассу «Кавказ», железнодорожные трассы: «Москва – Ростов-на-Дону – Махачкала – Баку», «Москва – Волгоград – Астрахань – Кочубей – Махачкала». Эти направления связывают территорию Махачкалинскую агломерацию, в единое транспортно-экономическое пространство с развитыми регионами и деловыми центрами Российской Федерации.

Основными дефицитами качества существующей транспортной системы города являются:

1.  Недостаточно развиты магистральные виды перевозок.
2.  Изношенность парка подвижного состава.
3.  Отсутствие единого центра диспетчерской службы.
4.  Недостаточно развита транспортная инфраструктура, включающая автобусные остановки и специализированные территории для организации меж рейсового отстоя пассажирского транспорта.
5.  Низкие темпы развития систем безналичной оплаты проезда пассажиров (АСОП).
«Проектируются две обходные дороги, которые во многом способны снять напряженность транспортных потоков в северной и южной части Махачкалинской агломерации.

«Хушетский обход». Обеспечивает выезд из Каспийска и южных кварталов Махачкалы на автодорогу Р-217 с последующим движением как в северные районы Махачкалы, так и за пределы города. Включает в себя строительство автодороги протяжённостью около 2,2 км от существующей развязки, расположенной на повороте с шоссе «Махачкала – Каспийск – Аэропорт» к Каспийску, в западном направлении до ул. Ярагского (с. Новый Хушет) и путепровода через железную дорогу у станции Тарки, связывающий улиц Ярагского (Новый Хушет) и Кайтуева (Махачкала), будет заменой существующего переезда. 

Северный обход». Обеспечивает прямое, (без использования улично-дорожной-сети г. Махачкалы) соединение автомобильных дорог общего пользования федерального значения Р-215 «Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала» и Р-217 «Кавказ». Предполагает строительство автодороги протяженностью 16 км. Предлагаемый вариант, который предполагает строительство дороги за поселком Красноармейское охватывает земли г. Махачкалы, Кумторкалинского и Новолакского (переселяемого) районов, а также земли федеральной собственности (автомобильные дороги и железная дорога).

Проведенный анализ в части прохождения проектируемой дороги в границах города Махачкала предполагает к резервированию и соответственно к изъятию многочисленных земельных участков сельскохозяйственного использования, предоставленных гражданам под крестьянские фермерские хозяйства, а также под индивидуальное жилищное строительство. Большинство земельных участков поставлены на государственный кадастровый учет с регистрацией права пользования, площадь колеблется от 450 кв.м (ИЖС) до 20000 кв.м (КФХ).

Одним из средств для нормализации движения в центре города является перевод части улиц в режим односторонних. В настоящее время одностороннее движение нехарактерно для улично-дорожной сети Махачкалы: имеются лишь отдельные односторонние участки на улицах Малыгина, Нурадилова, Тихонова, Буйнакского, А.Алиева и т.д. В целях создания оптимальной схемы дорожного движения в центре города предлагаются пять участков создания парных разнонаправленных улиц с односторонним движением: ул. Коркмасова – ул. Батырая; ул. Дзержинского – ул. Толстого; ул. М. Горького – ул. С. Стальского; ул. Дахадаева – ул. Абубакарова; ул. Кадырова – ул. Нурадилова.

Первоочередной целью организации парковочного пространства, является его структурирование. С этой целью предлагается ограничение разрешения на парковку, на отдельных наиболее загруженных участках УДС, а также обустройство платного парковочного пространства в отдельных зонах.

В целях увеличения пропускной способности улиц, снижения загрязнений воздуха и уровня шума предполагается развитие велосипедной инфраструктуры города. Для становления тенденции к развитию велосипедного транспорта, что в будущем даст эффект в виде уменьшения нагрузки на улично-дорожную сеть, предлагается два этапа развития велосипедной инфраструктуры. В качестве первого этапа предлагается проект развития велоинфраструктуры на отдельных центральных улицах и в парковых зонах (парк им. Ленинского Комсомола, сквер им. Фазу Алиевой и бульвар им. С. Стальского), с привязкой к объектам культуры и досуга.

Исходя из существующего положения, основными стратегическими задачами системы организации транспорта и пассажирских перевозок являются:

1.    Полное и своевременное удовлетворение потребностей жителей города в пассажирских перевозках, в том числе с учетом строительства и ремонта дорог в рамках мероприятий, предусмотренных национальным проектом БКАД.
2.     Совершенствование и развитие сети магистральных маршрутов;
3. Обеспечение безопасности при организации и осуществлении пассажирских перевозок, в том числе за счет мероприятий по организации безопасности дорожного движения реализуемых в рамках нацпроекта БКАД.
4.    Развитие системы безналичных платежей в общественном транспорте;
5.   Обеспечение контроля и мониторинга городских пассажирских перевозок за счет создания единого диспетчерского центра.

На сегодняшний день, первоочередной задачей реформирования системы наземного пассажирского транспорта, является оптимизация маршрутной сети, путем увеличения доли подвижного состава большой вместимости. В целях совершенствования городских пассажирских перевозок предполагаются мероприятия по организации выделенных полос для общественного транспорта. Текущая конфигурация ОДД не в полной мере способствует использованию общественного транспорта. Не реализуются мероприятия по обеспечению приоритета проезда общественного транспорта, отсутствуют выделенные полосы. В рамках реализации КСОДД предполагается организация выделенных полос для движения общественного транспорта по пр. И. Шамиля, пр. Акушинского, пр. Петра Первого.

В рамках реализации комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) можно выделить следующие локальные мероприятия по реконструкции перекрёстков пр. Акушинского – пр. Казбекова, пр. Акушинского – ул. Даганова. В качестве мероприятий по реконструкции перекрестков предложены следующие:

- перекресток с круговым движением на пересечении проспектов Гамидова и Гамзатова;
- путепровод на пересечении улицы Булача и автодороги Махачкала – Каспийск – Аэропорт.

В целях снижения нагрузки на улицах Каммаева и Мирзабекова предлагается обустройство дороги от ФАД Р-215 до Махачкалинского морского торгового порта по участку, на котором расположены нефункционирующие ж/д пути. Длина предполагаемого к обустройству участка дороги составит около 1,7 км. Также в целях снижения нагрузки с пр. Петра Первого предлагается соединить улицы Лаптиева и Пушкина, путем обустройства путепровода или переезда через ж/д пути и обустроить участок дороги вдоль побережья соединив ул. Лаптиева и ул. Хурукринская (Аллея героев-медиков).

Транспорт. В рамках реализации мероприятий, предусмотренных комплексной схемой организации транспортного обслуживания населения, основным вектором, является развитие магистральных видов перевозок и оптимизация городской маршрутной сети.  Маршрутная сеть города состоит из 68 регулярных маршрутов и представлена тремя видами транспорта: троллейбусами, автобусами большой вместимости, автобусами малого класса (маршрутные такси). Из общего количества маршрутов 63 обсуживаются автобусами малой вместимости (информация прилагается), 2 маршрута обслуживаются автобусами большого класса (№№ 44а, 64) и 3 маршрута троллейбусами (№№ 5,6,8). Обслуживание маршрутов осуществляют 12 транспортных предприятий различных форм собственности, в том числе два Государственных унитарных предприятия (ПАТП-1, ПАТП-2), два муниципальных унитарных предприятия (Троллейбусное управление, Горавтотранс) и 8 частных компаний.

Из общей структуры пассажирского транспорта, на долю троллейбусов приходится 2%, на долю автобусов большой вместимости – 2%. Остальной пассажирский транспорт (96%) – это автобусы малого класса (маршрутные такси), принадлежащие частным хозяйствующим субъектам на праве собственности либо ином законном основании. Преимущественное использование пассажирского транспорта малой вместимости отрицательно влияет на загруженность улично-дорожной сети города, транспортная инфраструктура которого не обладает достаточной пропускной способностью для столь интенсивного трафика пассажирского транспорта.

Правительством Российской Федерации вырабатываются стимулирующие меры, инструменты поддержки и соучастия транспортного реформирования в регионах. На сегодняшний день, основным таким инструментом является Федеральный проект по определению субъектов Российской Федерации для реализации мероприятий по обновлению подвижного состава наземного общественного пассажирского транспорта, в рамках федерального проекта «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». 

Учитывая, что комплексная реформация существующей системы пассажирского транспорта в г. Махачкале, требует существенных финансовых средств, целесообразно использовать данный инструмент поддержки для реализации задач по развития транспортного комплекса. Также, для реализации задач по развитию транспортной инфраструктуры рассматривается возможность привлечения инфраструктурных бюджетных кредитов, механизм и регламент получения которого в настоящее время прорабатывается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Проектное направление Город-университет. Предлагается опорный проект агломерации и развития человеческого потенциала «Махачкала – глобальный город-университет». Махачкала – крупнейший на Северном Кавказе образовательный центр и уже проявляет себя в качестве глобального города-университета. В то же время, необходимо признать отрицательные тренды: сегодня высшие учебные заведения республики не только не стали уникальными центрами компетенций, инноваций и инвестиций, наоборот, теряют специализацию, уникальность, становятся похожими.

Университеты являются организациями, деятельность которых характеризуется множественностью результатов, что обуславливает множественность каналов влияния университетов на социально-экономическое развитие территорий и городских агломераций. Инвестиции в высшее образование могут рассматриваться как механизм преодоления целого спектра проблем таких, как отставание инновационного и технологического развития, социальная напряженность. В этой связи актуальные направления государственной политики в области образования все большее внимание уделяют вопросам развития университетов как драйверов социально-экономического роста территорий их локализации. Помимо этого, знания и инновации становятся новыми центрами инвестиций.

Проектное направление Информационно-технологический хаб. Махачкалинская агломерация в будущем – центр развития инноваций и генерирования новых технологий Республики Дагестан. Технологическая отрасль является сегодня самой высоко маржинальной: ведущие города мира предпринимают много усилий для того, чтобы развить и привлечь к себе как можно больше технологических предпринимателей и компаний. Эта работа имеет много аспектов – от финансовой и фискальной поддержки до предоставления соответствующей инфраструктуры и даже средовых решений, которые делали бы город привлекательным для технологических компаний. Несмотря на некоторое отставание, определенный потенциал в этой сфере, включая человеческий капитал, у Махачкалы и Каспийска, имеются.

Предлагаются проекты Научного города – нового центра научно-технологического развития региона, создания Экспертного Совета по развитию ключевых технологий, межрегионального Центра трансфера технологий. Инновационно-технологический комплекс рассматривается в качестве одного из опорных проектов агломерации, центров инвестиций и факторов ускорения экономического роста региона.

Ключевыми задачами проекта являются ускорение экономического роста и превращение Махачкалы в центр генерирования технологий. Проект имеет высокую бюджетную эффективность для Махачкалы и Республики Дагестан.

Проектное направление Туристический хаб. Махачкала – один из крупнейших перекрестков туристических потоков страны и пространство туриста. Республика Дагестан один из немногих регионов мира, где есть предпосылки развития всех известных видов туризма. Несмотря на безусловные конкурентные преимущества, платформу туризма как крупного бизнеса придется создавать чуть ли не «с нуля».

Предлагаются ряд проектов и мероприятий в целях привлечения крупных инвесторов в туристическую отрасль, концепты «Пространство туриста Махачкалы» и «Махачкала – территория туризма». Без развития туризма в Махачкале, развивать туризм в Республике Дагестан, как масштабную отрасль и крупный бизнес, невозможно.

Другой перспективный концепт в рекреационной сфере Дагестана – «Медицинский и оздоровительно-бальнеологический комплекс» (медкластер) с центром в Махачкале: при поддержке правительства и соответствующих государственных и частных инвестициях, повышая вкупе с организацией комплекса общий уровень здравоохранения в республике, может превратиться в достаточно крупный профильный кластер.

Программа организации кластеров малых предприятий. Проявляются пищевой кластер, обувной кластер, мебельный кластер, кластер интенсивного земледелия, рассматриваются потенциал кластера возобновляемых источников энергии, кластера креативных индустрий.

Программа редевелопмента промышленных и неиспользуемых территорий, с использованием механизма ГЧП, создание на этих территориях бизнес кластеров, творческих кластеров (по примеру Москвы) и кластеров новой архитектуры может стать опорной для Махачкалинской агломерации. Редевелопмент территорий имеет серьезный  инвестиционный потенциал и высокую бюджетную эффективность. Мощность программы редевелопмента территорий до 2030 года на территории агломерации оценивается в 90-100 млрд. руб. государственных и инвестиционных средств. Реализация программы редевелопмента позволит провести актуализацию статуса данных территорий, развивать производство и услуги, сотни территорий и прилегающие общественные пространства будут благоустроены.

Программа реновации жилья. В Махачкале достаточно много старого жилищного фонда, но и жилищные фонды многоквартирных домов 60-80-х годов уже устарели и морально, и физически, включая инженерные коммуникации.

Закон «О реновации жилищного фонда в РФ», предусматривает наделение органов государственной власти субъектов РФ правом проведения реновации жилищного фонда на своих территориях.

Стоимость программы реновации жилья до 2030 года на территории агломерации оценивается в 110-120 млрд. рублей государственных и инвестиционных средств.

Проекты развития Махачкалинской агломерации (перспективный план):

• Создание нового делового и административного центра агломерации.
• Реализация проекта насыпного городка на морском прибрежье Каспия.
• Проекты городского развития «Транспортный каркас», «Зеленый каркас», «Умный город», «Умное хозяйство», «Умный дом», «Чистый воздух». Сферы жизнедеятельности – ЖКХ: цифровизация, проекты оптимизации процессов; бережливые технологии – экономия электроэнергии, воды; городское освещение; установка приборов водопотребления.
• Придание Махачкалинскому морскому торговому порту статуса особой экономической зоны.
• Строительство подземного тоннеля под центральной площадью, соединяющей ул. Р.Гамзатова и ул. М.Гаджиева; наземных развязок, соединяющих улицы Гамидова, Ярагского, Дахадаева, Абубакарова.
• Строительство 10-12 пешеходных тоннелей на проспекте Акушинского, оборудованных торговыми точками.
• Строительство канатной дороги на гору Тарки-тау и оборудование смотровых площадок нескольких уровней.
• Строительство дороги на склоне Тарки-тау для формирования транспортного кольца (агломерацию без транспортного кольца невозможно представить).
• Обустройство прилегающих территорий предприятий, объектов бизнеса, дворовых территорий (с созданием некоммерческого Фонда общественных работ и привлечения безработных граждан к оплачиваемым общественным работам).
• Локальные оазисы благоустройства и озеленения, памятные знаки, малые архитектурные формы.

Дополнительно, в целях снижения нагрузки на Махачкалу и сбалансированного развития агломерации, предложены:

- проект протяженной набережной, который в свою очередь способствует наведению порядка в земельно-имущественной сфере на огромных территориях береговой части Каспийского моря. А попадание набережной в туристические справочники превратит Махачкалу в мировой туристический центр;

- сопряженный с набережной проект Махачкалинской кольцевой автомобильной дороги (она уже складывается), за пределы которой город не будет выходить – иначе непланируемое расширение и опасное расползание города не остановить (площадь Махачкалинской агломерации на 500 кв км больше площади Москвы и Н.Москвы-ТиНАО). Сомкнув агломерацию в кольцо, легче планировать инженерные коммуникации, новые производственные территории, жилые кварталы и зоны отдыха. Министерство транспорта Республики Дагестан готово проработать технические решения по «закрытию» ж\д дороги и двум вокзалам, новой развязке на порт.

- города-спутники Махачкалы – они ранее проектировались, но по различным причинам не состоялись, проекты не реализованы. Ближние спутники: с южной стороны Махачкалы, «Лазурный берег» со специализацией деловой и административный центр, курортный город для комфортного проживания и бизнеса в сфере сервиса, рекреационная зона пляжного и оздоровительного туризма, с высшим учебным заведением университетом туризма, ядром медицинского кластера Медико-биологический центр; с северной стороны «Шамхал-Термен», малоэтажные экопоселки для комфортного проживания, агропарки, малые производственные предприятия, туристические агродеревни, спортивно-оздоровительные комплексы, ж\д вокзал с ТПУ;  совокупная площадь двух городков свыше 1000 га. Отдаленные города-спутники: рекреационный городок «Экополис» в Буйнакском районе со строительством новой объездной дороги с северо-западной стороны Махачкалы: крупная естественная биосферная территория с несколькими природными парками, жилыми экопоселками, горными курортами, туристическими базами и маршрутами на Сулакский каньон и Чиркейскую ГЭС, с производственными, социальными и сервисным комплексами, учебным заведением с кампусом, имеющий инфраструктурную общность всех поселков и объектов, административный и туристический центр горного туркластера; в качестве отдаленных спутников также рассматриваются город Кизилюрт и поселок Манас.

Ресурсное обеспечение. Проблема нехватки финансовых, инвестиционных и управленческих ресурсов может стать самым серьезным ограничением проекта создания Махачкалинской агломерации. В то же время, агломерация создает новую среду, новые возможности проектно-инвестиционной практики и новые точки левериджа, тем самым способствует притоку инвестиций. Концентрация экономической активности и населения в агломерациях заставляет инвесторов перевести свой взгляд на них, оставляя на втором плане оценку привлекательности стран. Решения об инвестировании в конкретную компанию теперь во многом зависят от того, в какой агломерации она расположена. Правительству Дагестана необходимо обеспечить максимальную открытость для инвесторов, выработать эффективную финансово-экономическую модель агломерации, предложить ряд налоговых, бюджетных, инвестиционных решений, обосновать высокую бюджетную эффективность создания Махачкалинской агломерации, проектов и институтов, мобилизовать местное предпринимательское сообщество и привлечь крупных инвесторов со стороны.

По мнению экспертов, реализация планируемых при организации Махачкалинской агломерации программ, проектов и институтов развития позволит довести бюджет агломерации к 2025 году до 25 млрд. рублей, а к 2030 году до 80 млрд. рублей (для сравнения – бюджет Махачкалы на 2021 год около 12 млрд. рублей).

Проект создания агломерации затратный, особенно на начальном этапе, и бюджетные ресурсы крайне важны. Только НДФЛ (при оценочной занятости к 2030 году 500 тыс. человек и средней заработной плате 60 тыс. руб. в месяц – сегодня 30 тыс. руб.) составит около 50 млрд. руб. в год, а налог на имущество 300 тыс. домохозяйств, владений, объектов бизнеса, госсобственности и др. – около 20 млрд. руб. в год. 

Учитывая масштаб агломерации и растущее население, возможны проблемы с обеспеченностью агломерации электроэнергией, питьевой водой, а с учетом растущего социального комплекса, и продуктами питания.

Частично проблему нехватки электроэнергии решает проект модернизации энергогенерирующего и энергосетевого комплекса республики, начатый компаниями «Русгидро» и «Россети». Частично она решается внедрением энергосберегающих технологий и созданием на территории агломерации кластера возобновляемых источников электроэнергии – десятки стран в мире уже решили такими методами проблему энергоснабжения.
Проблема питьевой и технической воды уже сегодня стоит остро: в будущем необходимы новые нитки водоводов и новые источники воды – схемы водоснабжения и водоотведения Махачкалинской агломерации прорабатываются правительством Республики Дагестан с планированием строительства новой нитки водовода от Сулака до Дербента.

Проблема снабжения продуктами питания, а это поставки нескольких тысяч тонн в сутки, решается через кооперацию с сельскими районами республики, строительством нескольких логистических комплексов, созданием городских агропарков, организацией на территории агломерации крупного высокотехнологичного пищевого промышленного кластера. 

В целях институционализации процесса развития Махачкалинской агломерации, реализации инвестиционных проектов и достижения синергетического эффекта предложен стратегический проект:

Стратегический проект РД «Создание перспективного центра экономического роста «Махачкалинская агломерация» в 2022-2030гг».

Комплексное развитие г.Дербент и Дербентской агломерации

Перспективы развития рассматриваются исходя из статуса города как объекта всемирного наследия ЮНЕСКО, ядра туристического кластера и будущего стратегического центра развития на Юге Российской Федерации.
г. Дербент обладает достаточно высоким потенциалом для развития туристско-рекреационной отрасли благодаря ряду факторов: развитая социально-экономическая сфера муниципального образования; удобное географическое положение и благоприятные природно-климатические условия; наличие на территории городского округа объектов Всемирного наследия человечества и статус города «историческое поселение» (согласно Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 года), как одного из старейших городов РФ; национально-культурные и гастрономические традиции и др.

На горизонте 2030 года проявляются перспективы будущей агломерации с населением более 500 тыс. человек на территориях городов Дербент, Дагестанские Огни и Дербентского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского районов. Инфраструктурное развитие, проблемы и решения связаны с обеспечением качественной дорожной сети, водоснабжением и водоотведением. В целях институционализации процесса развития части муниципальных образований, реализации инвестиционных проектов и достижения синергетического эффекта предложен стратегический проект:

С 2020 года реализуется мастер-план Дербента, предусматривающий стратегию развития города на среднесрочную и долгосрочную перспективу, включающую основные якорные проекты, такие как 12-километровая набережная с причальной стенкой, канатная дорога, строительство очистных сооружений, комплексное благоустройство исторической части города, дворец спорта, а также комплексное освоение незастроенных территорий, адаптированных к развитию города и туризма.

Инструментом реализации мероприятий по комплексному развитию города Дербент является принятая в 2019 году государственная программа Республики Дагестан «Комплексное территориальное развитие муниципального образования «городской округ «город Дербент» (постановление Правительства Республики Дагестан от 11 апреля 2019 г № 78). Стоимость программы на 01.08.2021 г - 41,7 млрд. рублей.                                                                                             

Во исполнение поручения Президента РФ о разработке документа, определяющего стратегические направления градостроительного развития города, в 2019 году в Дербенте благотворительным фондом «Я люблю Дербент» совместно с администрацией города при финансовой поддержке «ДОМ.РФ» был разработан мастер-план, определяющий комплексные подходы к развитию города Дербента на ближайшие 20 лет. На основе мастер-плана разработан План мероприятий по комплексному развитию города Дербента до 2025 года и на период до 2030 года, совмещающий концепцию историко-культурного и современного центра. Реализация данной концепции позволит сформировать имидж города нового типа, который станет визитной карточкой Северного Кавказа на мировом уровне, якорным проектом для всего макрорегиона, способным привлечь дополнительные инвестиции, создать рабочие места, сформировать новую точку притяжения в туристической отрасли нашей страны.

Для реализации Плана мероприятий комплексного развития города Дербент планируется направить более 333 млрд рублей, в том числе из федерального бюджета потребуется 53,6 млрд рублей. Объем софинансирования из республиканского и местного бюджетов составит 7,9 млрд рублей. Предполагаемый объем частных инвестиций составляет 272 млрд рублей. При этом комплексный план проходил неоднократную корректировку, в том числе с учетом уточнений требуемых объемов финансирования, мероприятий, необходимости соблюдения требований софинансирования из федерального бюджета с учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности Республики Дагестан. В то же время общие объемы финансирования из уровней бюджетов и внебюджетных источников соответствуют раннее проработанным с Минэкономразвития России и отраженным в докладе Первого заместителя Министра экономического развития РФ М.Б. Бабича Заместителю Председателя Правительства РФ-полномочному представителю Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Ю.П. Трутневу (письмо от 13.10.2020 № 33626-МБ/Д223и).

Основные направления программы по комплексному развитию г. Дербент до 2025 года и на период до 2030 года

Развитие социальной инфраструктуры. В целях обеспечения доступности и качества образования, снижения нагрузки на образовательные учреждения соседних микрорайонов, которые функционируют в 2 смены (70% школ города функционируют в двух сменном режиме) и очереди в детские сады (3664 детей в очереди), в комплексном плане развития города предусмотрено строительство объектов образования отвечающих всем современным требованиям (в том числе  СОШ на 804 месте в МКР «Аваин-4», детский сад на 250 мест в МКР «Аваин 4», детский сад на 140 мест в МКР «Аэропорт», детский сад на 160 мест в районе СОШ №20 и др.). Кроме того, в настоящее время поэтапно проводятся мероприятия по капитальному ремонту, реконструкции и оснащению оборудованием всех существующих образовательных учреждений города, многие из которых являются строениями начала 20 века.

В настоящее время г. Дербент испытывает дефицит в современных спортивных объектах (уровень обеспеченности спортивными учреждениями от норматива составляет 25,8 %, ориентировочно по РФ 40%). В  целях профилактики здорового образа жизни, увеличения доли населения, систематически занимающегося физкультурой и спортом (до 65%), организации современной площадки для проведения межрегиональных, международных соревнований и конференций, планируется строительство современного многофункционального Дворца спорта включающего в себя: фитнес зал площадью 750 кв.м., 2 универсальных тренировочных зала, плавательного бассейна, конференц-зала на 150 мест, гостиницы на 40 мест и универсального зрительного зала на 2500 мест.

В целях повышения качества медицинского обслуживания предусматривается строительство новой современной центральной городской больницы, которая позволит также принимать жителей районов южной части Дагестана. На реализацию указанных мероприятий из федерального бюджета необходимо около 12,4 миллиардов рублей.

Развитие жилищно-коммунального хозяйства. Многие десятилетия в городе Дербент существует дефицит питьевой воды. Вода подается по графику, а в отдельных районах, где проживает порядка 30 % жителей, возможность подачи воды вообще отсутствует. При текущей потребности города в 75 тыс. куб. м./сутки, фактическая обеспеченность 25 тыс. куб. м./сутки): дефицит – 50 тыс. куб. м./сутки. Для обеспечения населения питьевой водой планируется строительство нового водовода «Кайтаг-Дербент» производительностью 25 тыс. м3/сут. и «Шурдере-Дербент» - 35 тыс.м3/сут. В настоящее время проектно-сметная документации разработана, направлена на экспертизу.

Разработан комплекс строительных работ по реконструкции и строительству Северных очистных сооружений, реализация которых позволит значительно уменьшить количество загрязнений от хозяйственно-бытовых, промышленных и ливневых стоков. Кроме того, в связи с активным развитием городской агломерации, в южной части города возникла необходимость строительства дополнительных очистных сооружений сточных вод. Расчетная требуемая мощность проектируемых южных очистных сооружений составляет 25 тыс. м3 в сутки.

Комплексное освоение территории карьера в микрорайоне «Аваин» с преобразованием депрессивной территории в новый квартал с жилой застройкой, парком и зданиями культурно-досугового значения, а также жилая застройка микрорайона «Южный» требует значительных средств для строительства инфраструктуры в указанных микрорайонах (дороги, водные объекты, благоустройство, инженерные сети). Объем средств, необходимых для строительства объектов в этих микрорайонах составляет 16,9 млрд рублей: из федерального бюджета (ФБ) – 16,1 млрд руб.  (в т.ч. инфраструктура микрорайона «Южный» - 14,9 млрд рублей (ФБ – 14,2 млрд руб.), микрорайона «Аваин» - 2,0 млрд рублей (ФБ – 1,9 млрд руб.). Строительство южных очистных сооружений – 1,52 млрд руб. (ФБ - 1,45 млрд рублей), реконструкция и строительство северных очистных сооружений – 1,13 млрд руб. (1,07 млрд руб.), строительство нового водовода «Кайтаг-Дербент» - 1,33 млрд руб. (ФБ-1,26 млрд руб.), строительство нового водовода «Шурдере» - 1,32 млрд руб. (ФБ – 1,26 млрд руб.).

Благоустройство городской среды и развитие транспортной инфраструктуры. В черте города, рядом с Цитаделью Нарын-Кала расположен лесной природный комплекс «Сосновый бор» площадью 63 га. На данной территории реализуется 1-й этап создания уникальной лесопарковой зоны с пешеходными, конными, терренкурными дорожками, местами для семейного отдыха, кемпингом и туристическим центром. Ведется разработка проектно-сметной документации на благоустройство в 2 - 3 этапов.

В исторической части города Дербента расположен район старинного восточного города, сосредоточенный вокруг Джума-мечети – Магалы, который является одним из центров притяжения туристов, поскольку здесь находится значительная часть объектов культурного наследия. В целях повышения уровня туристской привлекательности предусмотрены мероприятия по улучшению инфраструктуры данной территории, озеленению и освещению, замене инженерных сетей.   На проведение указанных работ планируется направить 651 млн руб. (ФБ – 416 млн руб.)

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации проводится благоустройство улично-дорожной сети города. В план реконструкции включены 22 улицы общей протяженностью 26,9 км. В настоящее время утверждена проектно-сметная документация и получено положительное заключения государственной экспертизы на все улицы. Ведутся строительные работы. Объем средств на выполнение данных работ составляет 2,7 млрд рублей.

Совместно со Сбербанком России и частным инвестором реализуется совместный проект по благоустройству парка им. Низами Гянджеви со строительством самого большого в России мультимедийного фонтана в центре парка, который будет создан по образу архитектуры Дербента. Фонтан будет обладать самым большим водным экраном и мощным водным залпом высотой струи до 30 м. Стоимость проекта составляет 1 млрд руб.  Также планируется строительство музея, смотровой башни и библиотеки, а также объекты общественного питания за счет средств частных инвесторов.

Развитие туризма. В рамках создания дополнительных центров притяжения туристов, планируется строительство канатной дороги, которая соединит Цитадель Нарын-Кала с набережной, протяженностью 2,85 км. (пропускная способность 500 чел./час). Также данный проект предусматривает строительство набережной с пирсом и причальной стенкой для приема пассажирских судов на Каспии, что позволит развить морской туризм, соединит морское пассажирское сообщение с Прикаспийскими государствами и станет еще одной точкой притяжения на Кавказе. Проектируемая набережная будет располагаться в исторической части города. Набережная позволит активизировать участки, расположенные вдоль побережья и стимулировать создание средств размещения, объектов торговли и общественного питания.

В настоящее время ведутся проектные работы по 1-му этапу строительства набережной протяженностью 1,5 км. Общая протяженность набережной составит 12 км.  Реализация данного проекта позволит развить морской туризм в регионе и в целом послужит целям развития туризма для всей нашей страны. Объем требуемых средств на 1-й этап строительства набережной составляет 2,13 млрд руб. (ФБ – 2,02 млрд руб.), на строительство канатной дороги 1,19 млрд руб. (ФБ – 1,13 млрд руб.)

Привлечение внебюджетных средств. Якорным инвестиционным проектом Комплексного плана развития города Дербента является проект, предусматривающий комплексное освоение территории жилой застройкой. Его инициатором выступает Фонд содействия градостроительной деятельности и развитию инфраструктуры «Новая земля», а проект планировки разрабатывается знаменитой британской организацией WATG. Планируемый объем инвестиций составляет 30 млрд рублей.

Еще одним крупным проектом, реализуемым за счет внебюджетных средств, является комплексное освоение территории карьера в микрорайоне «Аваин» с преобразованием депрессивной территории карьера в новый квартал с жилой застройкой, парком и зданиями культурно-досугового значения. Проектом предусматривается строительство жилья площадью 200 тыс. кв.м., коммерческих объектов площадью 23 тыс. кв.м., культурного центра (4 тыс. кв.м.). Планируемый объем и инвестиций составляет 11 млрд рублей. В настоящее время проводится корректировка проекта планировки территории, разработка проектной документации жилой застройки с последующим определением инвестора в рамках реализации подхода комплексного развития территорий.

В рамках строительства набережной предусматривается 2450 кв.м. коммерческих помещений для реализации проектов в рамках МЧП, а также строительство гостиниц площадью до 3600 койко-мест, что стимулирует увеличение числа отдыхающих туристов в гостиничных комплексах до 90 тыс. чел. в сезон, послужит созданию 800 рабочих мест, увеличению ежегодных поступлений в консолидированный бюджет республики на 92 млн. рублей, без учета смежных отраслей (НДФЛ 37 млн., налог на имущество организаций 55 млн.).

Дербент со столицей Дагестана Махачкалой и аэропортом «Уйташ» связывает федеральная трасса Р-217 «Кавказ». При этом с учетом развития города, реализации мастер плана и опытом других городов необходимо развитие транспортных узлов и создание альтернативных путей сообщения с г. Дербентом. В этой связи предусматривается организация пассажирских железнодорожных экспресс-перевозок между г. Дербент и аэропортом "Уйташ" источником реализации мероприятий планируется, в том числе инвестиционная программа ОАО «РЖД».

В настоящее время архитектурным бюро уже начаты работы, проведен предпроектный анализ вариантов организации железнодорожного сообщения с международным аэропортом Махачкалы по принципу аэроэкспресса. Проект позволит интегрировать пути авиационного сообщения с железнодорожными путями и в целом улучшит транспортную доступность всего южного Дагестана. Одновременно с этим предусматривается реконструкция железнодорожного вокзала города.

Кроме того, Комплексным планом и мастер планом предусмотрено строительство коммерческих объектов, гостиниц, административно деловых зданий, как в новых микрорайонах города, так и в рамках планируемой работы по редевелопменту промышленных территорий, создание промышленных парков, модернизация производств.

Одновременно администрация города проводит поэтапную работу по возврату в муниципальную собственность незаконно отчужденных земельных участков в прибрежной рекреационной зоне. В настоящее время городу уже возвращено около 100 таких участков. В дальнейшем планируется их использования в рамках законодательства о государственно-частном партнерстве с учетом мастер плана развития города и комплексного плана развития рекреационных зон побережья Каспийского моря с привлечением институтов развития ВЭБ.

В отношении городских территорий приоритетные области социально-экономического развития определяются с учетом индекса городского развития (интегральная оценка качества человеческого капитала, состояние экономики и комфортности городской среды). Состав мероприятий долгосрочных планов социально-экономического развития городов дифференцируется в зависимости от наличия особого статуса (монопрофильное муниципальное образование (моногород), наукоград, историческое поселение), численности населения и роли города в системе расселения. По представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в планы могут включаться мероприятия, осуществляемые ими в пределах собственных полномочий, в целях комплексного развития соответствующих территорий.

Перспективы города Каспийск проявляются как растущая быстрыми темпами городская территория и как место дислокации крупнейшей в РФ базы военно-морского флота (Каспийской флотилии). В связи с принятым решением о передислокации кораблей (судов) Каспийской флотилии в район г. Каспийска возникает необходимость обеспечения военнослужащих жильем, а членов семей работой. Необходимо комплексное развитие города, предусматривающее интенсивное строительство объектов инженерной и социальной инфраструктуры. Перспективы города связаны с развитием образовательной среды и инноваций, не использован потенциал туристско-рекреационного развития.


Согласно Стратегии пространственного развития РФ до 2025 года определяется понятие "перспективный центр экономического роста" – территория одного или нескольких муниципальных образований и (или) акватория, обладающие потенциалом для обеспечения значительного вклада в экономический рост Российской Федерации и (или) субъекта Российской Федерации в среднесрочный и долгосрочный периоды. В целях институционализации процесса развития, реализации инвестиционных проектов и достижения синергетического эффекта предложен стратегический проект.

Стратегический проект РД «Развитие части территории Республики Дагестан на акватории Каспийского моря «Центр экономического роста Каспийск» в 2022-2030гг».

Опубликовано: Администратор №2


1584

Комментарии 0