3.4.2. Добыча ископаемого природного сырья

  • 3 октября 2021 г.
  • 0

Развитие сферы недропользования
 
В сфере пользования недрами в ведении республики находится добыча общераспространенных полезных ископаемых. На сегодняшний день в республике выдано 223 лицензии на право добычи общераспространенных полезных ископаемых. Количество действующих лицензий составляло в 2018 году – 243 лицензии, 2019 году – 215 лицензий, 2020 году -223 лицензии. Министерство проводит активную работу по приведению деятельности в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых в соответствие с требованиями природоохранного законодательства. По результатам анализа деятельности недропользователей и предоставленных ими отчетных документов в 2018-20 году было аннулировано 27 лицензий у недропользоватей.

Минприроды РД проведена инвентаризация всех предприятий по производству кирпича, функционирующих на территории Республики Дагестан по результатом которой, были закрыты все заводы осуществляющих обжиг кирпича открытым полевым способом. В результате принятых мер закрыто около 50 кирпичных заводов расположенных на территории республики и ведущих напольный открытый обжиг кирпича. В целях недопущения дефицита кирпича в республике Минприроды РД проведена инвентаризация месторождений кирпичных глин, расположенных на территории республики и определены перспективные участки. На сегодняшний день на государственном балансе состоят 30 разведанных месторождений кирпичных глин, расположенных на территории Республики Дагестан. Сведения по данным месторождениям министерством направлены Главам МО, на территории которых расположены эти месторождения, в целях активизации работы по привлечению инвесторов для разработки этих месторождений и строительства современных стационарных предприятий по производству кирпича, отвечающих всем природоохранным требованиям. Министерство со своей стороны окажет поддержку в оформлении и получении лицензии на разработку карьеров кирпичных глин.
 
В целях увеличения уплаты налоговых платежей в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых и обеспечения независимого контроля за объемами добычи полезных ископаемых, министерством ежегодно проводятся контрольные маркшейдерские замеры с привлечением специализированной маркшейдерской организации ООО «ГЕОКАР» (г.Краснодар). Вся информация по этим замерам предоставлена в налоговые органы для проведения сверки и доначисления налоговых платежей. Проведение данных замеров позволило вывести из тени весь объем добываемых полезных ископаемых и реальному увеличению налоговых платежей в бюджет республики.

Поступления в бюджет в виде налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) составили: 2018 г. - 21,5 млн.руб. , 2019 г. – 37,5 млн.руб. и 2020 г. – 32 млн.руб. На предприятиях по добыче общераспространенных полезных ископаемых по сведениям УФНС в 2018 году было официально трудоустроено около 1200 человек. В результате принятых министерством мер по легализации и оформлению в соответствии с законодательством работников достигнуто увеличение официально трудоустроенных работников более чем на 250 человек. Так, в 2020 г. количество официально трудоустроенных лиц составляет 1450 человек.

Созданию дополнительных рабочих мест и увеличению налоговых поступлений в бюджет могло бы привести начало работ по добыче на карьерах, которые имея лицензии, не могут приступить к добыче из-за трудностей с оформлением землеотводных документов и переводом земель в категорию земель промышленности. Решение этих вопросов и начало деятельности этих недропользователей позволит создать дополнительно более 150 рабочих мест и увеличить поступления налоговых платежей. Одним из направлений работы министерства является обеспечение прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых за счет привлечения внебюджетных средств. Это особенно актуально на фоне того, что в республике с 80-90 гг. прошлого столетия не проводились геологоразведочные работы и не выделялись средства для этого. В 2018-2020 г. на государственный баланс поставлены запасы общераспространенных полезных ископаемых в объеме более 13 млн. м3. Эти объемы разведаны в результате геологоразведочных работ, проведенных за счет средств недропользователей, без привлечения бюджетных средств.

В целях привлечения инвестиций недропользователей на геологическое изучение участков недр с последующей разработкой месторождений (участков недр) общераспространенных полезных ископаемых на сайте министерства размещен согласованный с Федеральным агентством по недропользованию Перечень участков недр. За 2018-2020 годы согласованы и утверждены 110 новых участков недр местного значения. Одним из основных направлений в деятельности министерства в сфере недропользования является выявление и пресечение нарушений при добыче общераспространенных полезных ископаемых.

Так по результатам, проведенных проверок наложено штрафов за нарушения законодательства о недрах на сумму: 2018 г. – 3247 тыс.руб., 2019 г. – 2866 тыс.руб., 2020 г.- 1519 тыс. руб. По фактам незаконной добычи полезных ископаемых недрами привлечено к административной ответственности 1061 лицо, наложено штрафов на сумму 4,6 млн.руб. подсчитаны и предъявлены к возмещению суммы ущерба нанесенного в результате незаконной добычи в размере 5,66 млн. руб. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Количество действующих лицензий на добычу ОПИ 243 215 223
Объем добычи общераспространенных полезных ископаемых, млн.м3. 5,0 4.98 4,9 по предв. данным
Сумма уплаченного налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), млн. руб. 21,5 37,5 32
Количество согласованных новыхучастков недр местного значения 17 48 45
Объем разведанных запасов ОПИ за счет средств предпринимателей, млн. м3 2,85 3,3 6,5
Сумма наложенных штрафов за нарушения в сфере недропользования, тыс. руб. 3247 2866 1519
 
Ключевые проблемы в сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых в республике:

Необходимость обеспечения прироста запасов общераспространенных полезных ископаемых, которые необходимы для использования в строительной индустрии и производства стройматериалов. Для этого необходимо проведение геологоразведочных и поисково-оценочных работ за счет привлечения бюджетных и внебюджетных средств (средств предпринимателей). Это особенно актуально на фоне того, что в республике с 80-90 годов прошлого столетия не проводились геологоразведочные работы и не выделялись средства на эти цели.

Одной из проблем также являются трудности с процедурой перевода земель предоставленных недропользователям в категорию промышленности. Это связано с отсутствием разработанной и утвержденной в установленном порядке Схемы территориального планирования республики, в которой необходимо учесть все сведения о месторождениях полезных ископаемых и лицензионных участках.

В результате закрытия экологически неблагополучных заводов по производству кирпича в республике возник недостаток в стеновых материалах (кирпич), что на сегодняшний день восполняется завозом из других регионов кирпича, газосиликатных блоков и др. Вместе с тем в республике имеются необходимые запасы кирпичных глин, карбонатных пород, кварцевых и силикатных песков необходимых для производства строительных материалов взамен ввозимых в республику. Основным приоритетом развития отрасли является дальнейшее освоение минеральных ресурсов с привлечением в эту сферу предприятий малого и среднего бизнеса. Минеральные ресурсы играют значимую роль в социально-экономическом развитии Дагестана, и потенциал их освоения в перспективе представляется как весьма большой.
 
Недостаточно высокий уровень освоения минеральных ресурсов, обусловливается в первую очередь отсутствием необходимых инвестиций с длительным сроком окупаемости, характерного для геологоразведочных и горнодобывающих отраслей промышленности, а недостаточность темпов развития геологоразведочных работ, из-за хронического дефицита их финансирования за счет государственных и привлеченных инвестиций. В связи с этим, учитывая ограниченные финансовые возможности предприятий малого и среднего бизнеса необходимо предусмотреть комплекс мер по воспроизводству минерально-сырьевой базы.

Наличие в недрах большого разнообразия минеральных ресурсов являются хорошими предпосылками для расширения экономических отраслей республики и существенного улучшения быта, увеличения занятости населения. В настоящее время отрасль промышленности строительных материалов республики способна удовлетворять лишь часть потребностей строительного комплекса Дагестана, и, как следствие, определенную долю на рынке строительных материалов занимает российская и/или импортная продукция. При этом Республика Дагестан имеет потенциальные возможности по организации и расширению производства таких востребованных рынком видов продукции промышленности строительных материалов как щебень, гипс и гипсосодержащие строительные материалы, сухие строительные смеси, известь, пиленый и декоративный камень, производство керамической плитки и кирпича, цемент.
 
Расширение объемов производства и номенклатуры может быть обеспечено за счет рационального использования местных сырьевых ресурсов и привлечения предприятий малого и среднего бизнеса в эту отрасль, с последующим формированием кластера строительных материалов, являющегося одним из приоритетов развития СКФО.

В сфере добычи общераспространенных полезных ископаемых, по данным Агентства по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан в республике реализуются следующие инвестиционные проекты, предполагающие добычу полезных ископаемых. Часть из них - «Строительство завода по производству гипса и гипсосодержащих строительных материалов в промышленной зоне селения Кафыр-Кумух Республики Дагестан (инициатор проекта ООО «Матис-Т»), «Создание Индустриально-строительного комплекса «Каспийск» (инициатор проекта ООО «Завод строительных материалов»), включены в подпрограмму «Социально-экономическое развитие Республики Дагестан на 2016-2025 годы». В рамках реализации этих проектов предполагается выпуск очень востребованных и ввозимых на сегодняшний день в республику строительных материалов.
 
+++

Перспективные кластеры добывающей сферы, в составе:
 
Гидрогенерирующий промышленный кластер: развивающийся кластер; потенциал действующих гидрогенерирующих предприятий (17 единиц разной мощности); потенциал реализуемых проектов «Самурский энергетический кластер» и Строительство солнечных электростанций: возобновляемых источников энергии и малых ГЭС; уровень локализации – 1 место в РФ; перспектива организации кластера оценивается как средний уровень – ограничения организационного характера (так как крупные ГЭС в составе «Русгидро») и в отсутствии сильного ядра.
 
Протокластер рудных и нерудных минералов: латентный (нереализованный) кластер; потенциал действующих сегментов добычи и обработки нерудного сырья; потенциал добычи и переработки рудного сырья, межрегиональной специализации и кооперации, перспектива организации кластера оценивается как низкий уровень – ограничения организационного и инфраструктурного характера, отсутствие крупных долгосрочных инвестиций и соответствующих технологий.
 
Нефтегазовый промышленный кластер: потенциал действующих предприятий по добыче, перевалке и переработке нефти; потенциал разведанных запасов нефти (включая шельфовую зону) и природного газа, внутрирегиональной специализации и кооперации; перспектива организации оценивается как низкий уровень – ограничения в отсутствии крупных долгосрочных инвестиций и соответствующих передовых технологий, а шельфовая добыча – прерогатива госкомпаний, которые, как правило, имеют корпоративные планы по геологической разведке и добыче.

Опубликовано: Администратор №2

Прикрепленные документы 1


Комментарии 0