Финансовым инструментом Стратегии являются средства федерального, регионального и местного бюджетов, средства инвесторов, финансово-кредитных, инвестиционных фондов и других негосударственных организаций.
Объем инвестиций в основной капитал, дополнительно заявленный для реализации базового сценария составляет на период до 2030 года 488,0 млрд руб.
Рис.__ Объем инвестиций в основной капитал, дополнительно по заявленных по инвестиционным проектам до 2030 г
За счет средств бюджетов всех уровней и инфраструктурных монополий может быть мобилизовано еще 112 млрд. руб.
Реализация базового сценария опирается на действующие ресурсы консолидированного бюджета Республики Дагестан, в том числе на имеющиеся ресурсы федерального бюджета, направленные на социально-экономическое развитие республики. Общий объем доходов консолидированного бюджета республики на период до 2030 года (нарастающим итогом) может составить до 2,5 трлн руб., часть из которых может быть направлена на реализацию мероприятий Стратегии. Объем средств, направляемых на реализацию Стратегии, может корректироваться в соответствии с параметрами бюджетного прогноза Республики Дагестан на долгосрочный период.
Привлечение средств федерального бюджета планируется осуществлять на условиях софинансирования в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в пределах объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Реализация целевого сценария потребует еще дополнительных инвестиций на период до 2030 года на уровне 810,0 млрд. руб. в ценах 2020 года, в том числе за счет бюджетов всех уровне и инфраструктурных монополий – 268,0 млрд руб.
Как возможный источник инвестиций для РД, рассматриваются федеральные средства и средства федеральных инфраструктурных монополий на реализацию основных позиций «Стратегии пространственного развития РФ на период до 2025 г.», и прорывных проектов развития Республики Дагестан, в том числе на развитие РД как геостратегической территории федерального уровня: на развитие Махачкалы как территории экономического роста федерального значения (Махачкалинская агломерация); достройку необходимых элементов дагестанского участка Международного транспортного коридора «Север-Юг» и Каспийского хаба; комплексное развитие городского округа «г Дербент» и туристско-рекреационной сферы региона; развитие энергетической инфраструктуры и обеспечение энергетического баланса в региональной экономике; решение ключевых экологических
проблем Северной зоны и др. Федеральные инвестиции должны сыграть определенную роль в модернизации и развитии инфраструктуры в целом по республике – водоснабжение и водоотведение, строительство очистных сооружений, школ и детских дошкольных учреждений, объектов здравоохранения, дорог и т.п.
Средства для реализации целевого сценария должны быть обеспечены дополнительно за счет средств внебюджетных источников, экономии бюджетных расходов консолидированного бюджета Республики Дагестан.
Предполагается на первом этапе сохранение определенных ограничений в инвестиционных ресурсах для развития республики и, соответственно, сохранение федеральной поддержки инвестиционной программы республики, в том числе средствами федерального бюджета.
Предусматривается увеличение дефицита консолидированного бюджета РД для поддержки инвестиционной деятельности в условиях возможного краткосрочного усиления кризисных явлений в экономике, снижения доходов хозяйствующих субъектов и населения, а, следовательно, тенденции снижения источников инвестиций в основной капитал
Повышение инвестиционной привлекательности Республики Дагестан и упрощение процедур сопровождения реализации инвестиционных проектов является одним из важных составляющих реализации Стратегии. Основные мероприятия:
-внесение изменений в соответствующие нормативно-правовые документы, направленных на упрощение процедуры сопровождения инвестиционных проектов и на выработку дополнительных критериев включения проекта в реестр инвестиционных проектов Республики Дагестан, в отношении которых со стороны институтов развития региона осуществляется сопровождение на основании заключенного соглашения;
-оптимизация организационно-правовой схемы взаимодействия с объектами инфраструктуры поддержки бизнеса и институтами развития, работающими в Республике Дагестан;
-завершение внедрения целевых моделей улучшения предпринимательского климата в регионе, а также продолжение мониторинга реализации Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе;
- ведение единого реестра инвестиционных и промышленных площадок Республики Дагестан; -усиление взаимодействия с институтами и корпорациями развития других российских регионов и зарубежных стран с целью привлечения инвесторов.
Развитие инвестиционного комплекса
В условиях нарастания неопределённости развития страны и региона положительную роль должны сыграть краткосрочная и среднесрочная программа социально-экономического развития Республики Дагестан, соответственно, на 2022-2024 гг и 2025-2030 гг. при сохранении долгосрочных целей и задач, всей модели развития Республики на долгосрочную перспективу.
Инвестиционные ресурсы экономики республики, в том числе их главная часть инвестиции в основной капитал (как объёмы, так и отраслевая структура), будут зависеть от многих факторов, в том числе, в главном:
‒ от общей инвестиционной политики, проводимой в регионе, расширения сети инновационных структур, с преференциальным режимом для привлечения стратегических инвесторов;
‒ от приоритетов развития и основных специализаций;
‒ от надёжности финансового обеспечения инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации;
‒ от обеспечения заказами предприятий ОК;
‒ от уровня эффективности и производственной, и финансовой деятельности предприятий и организаций;
‒ от устойчивости и развития всей системы предпринимательства;
‒ -от устойчивости и развития всей сети инновационных структур, ранее созданных и планируемых к созданию,
‒ от наличия в экономике благоприятного инвестиционного климата, а также пула стратегических инвесторов.
Предполагается сохранение центрального места Махачкалинской экономической зоны в территориальной структуре инвестиций в основой капитал, а также увеличение места и роли двух других экономических эон - «Хасавюртовско–Кизилюртовской» и «Дербентской», с формирующимися агломерационными территориями. Эти территории и на перспективу остаются территориями интенсивного хозяйственного и градостроительного освоения.
Роль и место других экономических зон в перспективной территориальной структуре инвестиций в основной капитал будет зависеть, прежде всего, от реализации инвестиционных проектов, существующих и планируемых, от успешной деятельности инновационных структур на их территории, развития предпринимательства.
Драйверы с возможно устойчивыми источниками финансирования (в рамках национальных проектов), – это инновационные структуры, а также цифровая трансформация экономики. Стратегия показывает распределение инвестиционных проектов, реализуемых и планируемых к реализации, по экономическим зонам РД с развитие широкой сети инфраструктур, включающие ТОСЭРы, кластеры, ОЭЗ, индустриальные парки и другие выокотехнологичные формы организации территории.
С другой стороны, рассматривается и достаточно широкий набор отраслевых инвестиционных проектов, обеспечивающих развитие основных специализаций территорий экономических зон, а также развитие новых специализаций.
В развитии бюджетной и финансовой сферы Республики Дагестан следует выделить следующую цель и задачи: повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, создание финансовой основы для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Республики Дагестан.
Приоритетными направлениями бюджетной политики являются следующие:
— обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета республики на основе системы норм и мероприятий в сфере формирования доходов и осуществления расходов бюджета, управления государственным долгом;
— взаимосвязь формирования и исполнения бюджета с прогнозами, планами и программами социально-экономического развития в целях развития экономики региона и повышения уровня и качества жизни населения;
— повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования за счет оптимизации расходных обязательств, повышения прозрачности процедур составления, изменения и исполнения бюджетов всех уровней, в том числе процедур размещения государственного и муниципального заказа, процедур формирования межбюджетных трансфертов.
Для достижения стратегической цели предстоит обеспечить решение следующих основных задач:
— обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета республики;
— увеличение доходов консолидированного бюджета;
— совершенствование системы планирования и управления расходами бюджетов бюджетной системы региона;
— повышение эффективности управления государственным долгом, увеличение объема долговых обязательств на финансово безопасном уровне с учетом всех возможных рисков;
— организация бюджетного процесса исходя из принципа безусловного исполнения действующих расходных обязательств;
— повышение результативности расходования бюджетных средств за счет ориентации на достижение конечного результата наиболее эффективным способом;
— внедрение конкурсных принципов распределения бюджетных ресурсов;
— повышение качества планирования и обоснованности принятия управленческих решений всеми участниками бюджетного процесса;
— создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, защиты их безопасности и обеспечения социальных гарантий;
— совершенствование нормативно-правовой базы в части формирования налогового потенциала путем установления экономически обоснованного уровня налоговой нагрузки для предприятий реального сектора экономики в целях расширения налогооблагаемой базы;
— расширение применения механизмов государственно-частного партнерства при реализации инвестиционных проектов и внедрении инноваций с регистрацией участия органов государственной и муниципальной власти;
— формирование системы управления качеством государственных и муниципальных услуг, внедрение новых форм их оказания и финансового обеспечения, развитие конкуренции в сфере предоставления социальных услуг.
Реализация указанных мероприятий обеспечит повышение объемов налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета, оптимизацию бюджетных расходов при полном и своевременном исполнении всех расходных обязательств, будет способствовать модернизации социальной и инженерной инфраструктур, а также реализации инвестиционного и инновационного потенциала региона, в том числе на основе государственно-частного партнерства.
Инвестиции в основной капитал:
Комментарии 0