4.4. Система управления реализацией Стратегии-2030

  • 30 сентября 2021 г.
  • 0

В целях осуществления контроля за реализацией Стратегии со стороны органов государственной власти необходимо ведение системы мониторинга социально-экономического развития Республики Дагестан, задачами которого являются:

— анализ уровня социально-экономического развития республики и его отдельных муниципальных образований;

— мониторинг качества жизни населении, его образовательного уровня и состояния здоровья, состояния трудового, демографического и миграционного балансов республики;

— оценка хода выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии социально- экономического развития республики;

— оценка проведения бюджетной и административной реформ, анализ состояния нормативно- правовой базы на региональном и местном уровнях;

— объективная оценка федеральной поддержки региона или муниципального образования;

— формирование базы данных инвестиционных проектов и системы поддержки инвесторов, которая обеспечит проектам первоначальное содействие до выхода их на проектную мощность;

— оценка состояния перспективных инвестиционных проектов и инфраструктурной обеспеченности региона;

— софинансирование (солидарное и субсидиарное финансирование за счет частных и общественных источников) приоритетных, инфраструктурных и социально значимых проектов в рамках реализации Стратегии.

Фактически речь идет о более эффективном построении системы реактивного управления, которая отслеживает изменения, критические для достижения ряда показателей программы, факторов как объективного, так и субъективного порядка как во внешней (по отношению к системе управления), так и во внутренней средах. Система оперативного реагирования базируется на своевременном анализе отклонений плановых значений показателей и индикаторов с целью выявления факторов, влияющих на эти отклонения, и принятия решений по изменению в содержании Стратегии или программ развития.

Система индикаторов социально-экономического развития подразумевает количественно- качественную характеристику явлений и процессов, происходящих в Республике Дагестан, качественная сторона которых отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину.

Выраженные в форме количественных показателей уровня той или иной качественно определенной стороны социального и экономического развития индикаторы служат точным и объективным измерителем для соотнесения планируемых мероприятий с целями развития. Кроме оценки реального социально-экономического положения индикаторы направлены:

— на задание уровня эффективного развития экономики и социального благополучия населения (пороговые значения);

— на планирование действий государственных органов исполнительной власти по достижению пороговых значений;
— на принятие регулирующих воздействий;
— на осуществление контроля за достижением запланированных результатов;

— на определение оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления.

Система индикаторов социально-экономического развития муниципальных образований региона характеризует развитие экономики и социальной сферы муниципальных образований региона и включает в себя показатели, характеризующие экономическое и социальное развитие территории, населенных пунктов территории.

Для реагирования на отклонения целевых показателей и изменения внешней среды предлагается: изменять структуризацию проблем, корректировать цели и задачи, изменять методы (технологии) достижения целей и реализации приоритетных мероприятий, изменять механизмы управления.

В качестве субъектов системы оперативного реагирования выступают государственные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и администрации хозяйствующих субъектов (аппарат управления, менеджеры предприятий и организаций).

Система оперативного реагирования реализуется в несколько этапов:

1 этап — подготовительный этап, который включает мероприятия по формированию нормативной правовой базы, разработку методических рекомендаций и системы индикаторов социально- экономического развития региона, отраслей экономики, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов, организацию проведения мониторинга за достижением пороговых значений индикаторов;

2 этап — отработка основных элементов планирования: совершенствование процесса прогнозирования, управления бюджетными и инвестиционными процессами, госзаказом, формирование и корректировка региональных целевых программ и индикативных планов отраслей, территорий и хозяйствующих субъектов;

3 этап — введение полного цикла системы оперативного реагирования.

Внедрение системы оперативного реагирования позволит разработать эффективный инструментарий, обеспечивающий прозрачность и предсказуемость принятия решений со стороны органов государственного управления и хозяйствующих субъектов, а также регулировать экономические процессы с помощью определения целей развития производства и создания государством стимулов для хозяйствующих субъектов, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

Законодательной и методической основой реализации оперативного реагирования экономики являются законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы Республики Дагестан, методики и регламенты, утверждаемые властями республики в установленном порядке.

Использование системы оперативного реагирования позволит:

— объективно оценивать реальное социально-экономическое положение регионов, отраслей, муниципальных образований, предприятий;

— задавать пороговые значения индикаторов и корректировать действия по достижению целевых показателей Стратегии;

— проводить корректную оценку эффективности деятельности органов управления.
В рамках реализации проекта по внедрению оперативной системы реагирования будет решен следующий ряд задач:

— организация сопровождения реализации Стратегии профильными подразделениями органов исполнительной власти;

— развитие рыночных отношений и усиление роли государственного регулирования, особенно касающегося социальной защиты населения и инвестиций в человека (человеческий капитал);

— улучшение координации работы государственных органов власти и органов местного самоуправления;

— устранение существующих административных барьеров;

— повышение открытости органов власти регионов, усиление влияния общественных организаций на подготовку и принятие управленческих решений;

— проведение институциональных преобразований, затрагивающих финансово-кредитную систему, функционирование разрешительных органов, структуру государственных и муниципальных органов управления;

— инициирование законопроектов, направленных на повышение жизненного уровня населения, стимулирование развития реального сектора экономики, поддержку социальной сферы, создание рыночной инфраструктуры, устранение административных барьеров;

— совершенствование нормативно-правовой базы в соответствии с задачами Стратегии;

— проведение ревизии действующих государственных программ республики. Разработка комплексных программ по направлениям социальной сферы.

Намеченные меры позволят усовершенствовать систему контроля за ходом реализации государственных программ, более полно отслеживать эффект от реализации мероприятий, сконцентрировать финансовые ресурсы на наиболее значимых направлениях, влияющих на качество жизни населения.

Опубликовано: Администратор №2

Прикрепленные документы 1


Комментарии 0