Поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства (МСП) – это принципиальный вопрос экономического развития республики. Значимость МСП в современных условиях определяют следующие факторы:
- малое и среднее предпринимательство создает конкуренцию на рынках товаров и услуг, заполняет рыночные ниши, не занятые крупным бизнесом;
- малое и среднее предпринимательство имеет большой потенциал для создания новых рабочих мест, способствуя снижению уровня безработицы и социальной напряженности;
- становление и развитие малого и среднего предпринимательства изменяет общественную психологию и жизненные ориентиры населения, предприниматели образуют основу среднего класса, выступающего гарантом политической и социальной стабильности государства;
- развитие малого и среднего предпринимательства способствует росту налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.
Малое и среднее предпринимательство является стабилизирующим фактором для экономики - это гибкость и приспособляемость к конъюнктуре рынка, способность быстро изменять структуру производства, оперативно создавать и применять новые технологии и научные разработки.
МСП республики имеет ряд проблем, в том числе свойственных российскому предпринимательству в целом, осложняемых последствиями мирового финансово-экономического кризиса, в том числе:
- дефицит собственных средств для развития и высокая стоимость заемных средств;
- ограниченность квалифицированных специалистов;
- административные барьеры, низкий уровень правовой защиты предпринимателей;
- рост цен на энергоносители и сырье; низкое качество транспортно-логистической инфраструктуры;
- недостаток производственных и офисных помещений;
- высокая доля нелегального предпринимательства;
- неразвитость производственной и инновационной инфраструктуры поддержки бизнеса.
Особенностями развития МСП в Республике Дагестан являются:
- неравномерное размещение субъектов МСП на территории. Современная пространственная структура экономики республики характеризуется высокой степенью концентрации экономической активности в городах и городских агломерациях;
- отраслевая структура регионального сектора МСП характеризуется высокой долей их присутствия в производстве продукции сельского хозяйства, оптовой и розничной торговле, транспортировке и хранении, строительстве;
- при общем сокращении количества субъектов МСП в 2010-2020 гг (после 2017 г падение приостановилось и рост начал восстанавливаться), наблюдается рост объемов оборота предприятий и налоговых отчислений во все уровни бюджетной системы, растет показатель отгрузки товаров собственного производства, работ, услуг.
- снижение за период количества занятых на малых и микропредприятиях, сокращение доли работников в общей численности населения, занятого в экономике (системная проблема многих регионов, в том числе СКФО).
- низкий уровень заработной платы на малых и средних предприятиях по сравнению с крупными организациями, проблемы с легализацией заработной платы, высокая доля нелегального предпринимательства, что также является системной проблемой.
недостаточная ресурсная база (производственная, техническая, финансовая) субъектов малого и среднего бизнеса.
- слабое развитие кооперации малых и средних предприятий с крупными компаниями.
Межмуниципальные различия в уровне жизни населения определяют разные возможности для организации собственного бизнеса. В частности, для большинства сельских муниципалитетов остаются проблемными следующие вопросы:
- слабое развитие производственной сферы в сегменте предпринимательства;
- недостаток собственных ресурсов у субъектов МСП и затрудненный доступ к различным источникам финансирования в территориях;
- снижение объемов финансирования муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
Основная цель развития МСП Республики Дагестан - обеспечение сбалансированности и развития экономики республики, повышение ее инновационности и эффективности, а также обеспечение стабильно высокого уровня занятости, оплаты труда и роста качества жизни населения региона.
Основные задачи развития МСП:
- Реализацию мероприятий по совершенствованию нормативного правового регулирования условий ведения предпринимательской деятельности, снижению административного давления на бизнес.
- Организация мониторинга тенденций его развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях и своевременное внесение предложений по изменению законодательства в части устранения избыточных, дублирующих требований к ведению отдельных видов предпринимательской деятельности, а также оптимизации разрешительных процедур. Работа будет проводиться при активном участии бизнес-сообщества.
- Совершенствование региональной системы стимулов и преференций для МСП, налогообложения МСП на основе принципа сбалансированности фискального и стимулирующего действия налогов.
- Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности, расширение мер имущественной поддержки.
Деятельность Правительства Республики Дагестан, преимущественно должна быть направлена на поддержку малого и среднего предпринимательства, по следующим направлениям:
- создание партнерских отношений между органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан, общественными организациями и объединениями предпринимателей, организациями инфраструктуры поддержки малого бизнеса;
- приоритетная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, реализующих социально значимые для республики проекты;
формирование и развитие единого информационного пространства предпринимательства, совершенствование правового пространства;
- противодействие избыточным административным барьерам, сдерживающим развитие малого и среднего предпринимательства;
- стимулирование инновационной активности субъектов малого и среднего предпринимательства, развитие их технологического потенциала путем оказания поддержки высокоэффективным наукоемким, инновационным проектам;
- развитие системы подготовки кадров и повышение их квалификации; укрепление социального статуса предпринимательства; создание комплексной инфраструктуры содействия развитию малого и среднего предпринимательства.
При этом следует определить в качестве приоритетных следующие направления поддержки:
- развитие предпринимательства в молодежной среде, которое будет способствовать трудоустройству молодежи, что является очень важным в нашем трудоизбыточном регионе, где имеет место отток молодежи по причине безработицы;
- поддержка и развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в научно – технической и инновационной сфере, что будет способствовать достижению высокой конкурентоспособности малого бизнеса республики. Использование интеллектуального потенциала научных и инженерно–технических специалистов при создании товаров и формировании наукоемких услуг должно позволить эффективно решать проблему занятости лиц интеллектуальных профессий и тем самым сохранять в республике научный и инженерно-технический потенциал и вносить весьма серьезный вклад в решении задач экономического роста;
- поддержка и развитие производственных малых предприятий с целью создания предпосылок для самостоятельной переработки местных ресурсов и обеспечения населения товарами местного производства, в том числе в области сбора, сортировки, переработки и утилизации твердых бытовых отходов;
- поддержка и развитие предприятий в сфере сельского хозяйства, т.к. основная часть населения республики проживает в сельской местности. Существует необходимость создания рабочих мест в местах постоянного проживания сельских жителей, для снижения трудовой миграции в крупные города.
Организация кластера креативных индустрий МСП
Развивающийся кластер: потенциал расширения и роста сегментов художественных ремесел, творческих профессий, бизнес кластеров МСП (ядро кластера Махачкала); уровень локализации – 3 место в РФ; перспектива организации кластера оценивается как высокий уровень.
Основные направления развития кластера:
индустрия красоты – салоны красоты, медицинские и косметологические центры;
свадебная индустрия – множеством банкетных залов, магазинов свадебной одежды, цветочных бутиков, точек аренды дорогих авто (по различным оценкам, около 2 тыс. единиц);
народные промыслы – производство (ювелирное, ковроделие, керамика, обработка дерева, живопись и др.); киоски, магазины, Центры народных промыслов;
художественное творчество – театры, студии народного творчества, музыки, танца, режиссуры, художественного искусства, музеев, выставочных арт-комплексов;
дизайн и мода – авторские дома модельеров, салоны одежды, обуви ручной работы;
медиа – более 300 телерадио студий, газет, журналов, новостных и аналитических интернет-порталов;
реклама и маркетинг – достаточно развитая сеть рекламных компаний с собственным производством продукции наружной рекламы;
архитектура и дизайн – проектные и архитектурные организации, бюро дизайна жилых и коммерческих помещений.
В кластере работают около 10% всех занятых в Республике Дагестан или почти 120 тысяч человек, оценочная доля в ВРП 5%. Перспективы развития кластера креативной индустрии связаны прежде всего с развитием Махачкалинско-Каспийской агломерации, на территории которой проживает около 40% населения Дагестана (порядка 1,2 млн. человек).
Расширение доступа субъектов МСП к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию
Повышение эффективности уже применяемых форм и видов финансовой поддержки малых и средних предприятий, а также создание новых инструментов такой поддержки, в том числе с использованием ресурсов федеральных институтов развития. При этом финансовая поддержка малого и среднего предпринимательства будет осуществляться на основе их дифференциации по различным критериям, обеспечивающим ускоренное и эффективное развитие предпринимательского сектора в целом.
Существенный рост объемов средств на развитие региональных организаций микрофинансирования, предоставление гарантий. Одновременно будут развиваться гибкие подходы и инструменты к развитию приоритетных для края видов деятельности путем установления льготных условий для возвратных форм поддержки.
Акселерация субъектов МСП
Совершенствования и модернизации региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, оказывающей комплексные услуги предпринимателям в режиме «одного окна». В частности, предусмотрено расширение деятельности единого Центра «Мой бизнес», который объединяет на одной площадке организации инфраструктуры и институты развития в регионе, включая центр поддержки предпринимательства, центр экспорта, центр предоставления гарантий и др.
Переход на новый качественный уровень взаимодействия субъектов МСП между собой, а также с государством и потребителями потребует создания единой информационно-сервисной инфраструктуры, на основе которой будет сформирована среда, открытая для граждан, желающих начать и развивать собственное дело, и максимально комфортная с точки зрения соблюдения обязательных требований.
Развитие в регионе информационно-аналитических систем для бизнеса позволит не только обеспечить информационную поддержку субъектов МСП, но и сформировать единое цифровое пространство, обеспечивающее упрощенный доступ к мерам государственной поддержки, услугам и сервисам организаций инфраструктуры развития предпринимательства и сбыта товаров и услуг. Кроме того, на региональном уровне будет обеспечена реализация федеральной программы «Цифровизация организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства и органов власти».
Обеспечение льготного доступа субъектов МСП к производственным площадям и помещениям, в том числе на базе промышленных парков, технопарков, малых промышленных площадок, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства.
+++
Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации
Расширение специальных мер поддержки сельскохозяйственной кооперации с участием федеральных структур, в том числе с созданием особых условий по финансированию проектов сельхозкооперативов региональными организациями микрофинансирования и предоставления гарантий.
Продолжение работы по поддержке фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в части оптимизации налогообложения, организационной и информационно-консультационной поддержке по вопросам регистрации, финансовая и образовательная поддержка, а также принятие дополнительных мер, направленных на организацию каналов сбыта продукции.
Популяризация предпринимательства
Содействие популяризации малого и среднего бизнеса в регионе, а, следовательно, и росту количества занятых в нём, формированию положительного имиджа малого и среднего бизнеса.
Решение трех ключевых задач: создание положительного образа предпринимателя, выявление людей, склонных к ведению бизнеса (в том числе через «таргетирование» мероприятий по выявленным группам целевой аудитории, что позволит значительно повысить эффективность коммуникации), и их активное вовлечение в предпринимательскую деятельность.
Ведение активной информационной кампании, направленной на стимулирование интереса к предпринимательской деятельности, в том числе для выхода из «тени» самозанятых, с использованием современных технологий масс-медиа.
Обеспечение подготовки профессиональных кадров для сферы предпринимательства, включая раннюю профориентацию школьников, а также создание общедоступного информационного ресурса обо всех образовательных программах, полезных и необходимых на каждом из этапов развития бизнеса.
Реализация комплекса мероприятий по проведению специализированного обучения по различным программам, направленным на ознакомление потенциальных предпринимателей с основами ведения бизнеса и на формирование у действующих предпринимателей навыков развития бизнеса.
Предпринимательство Дагестана 2030 – стратегическое видение
В Республике Дагестан создано пространство для реализации предпринимательских инициатив, условия для ведения бизнеса, привлекательные для действующих и новых участников рынка, эффективная для акселерации начинающих предпринимателей.
Малый бизнес стал главным поставщиком инноваций для крупных предприятий. Предприниматели аккумулируют творческий потенциал, способный создавать новые форматы, технологии и в конечном итоге новые потребности и рыночные ниши.
В регионе сформированы нормативные правовые и организационные основы государственной политики в сфере МСП, реализуются мероприятия финансовой, инфраструктурной, информационной и иной поддержки, которые позволяют оптимизировать издержки субъектов МСП, стимулируют к инвестированию средств в развитие собственного дела, созданию новых рабочих мест.
Созданы и функционируют все элементы базовой инфраструктуры государственной поддержки МСП (более 100 объектов), которыми ежегодно предоставляется более 30 тыс. различных услуг по актуальным вопросам ведения предпринимательской деятельности.
Проводится постоянная работа по расширению и совершенствованию механизмов финансовой поддержки, ориентированных на различные категории хозяйствующих субъектов, в том числе производящих и реализующих товары (услуги) для экспорта, начинающих предпринимателей, предприятия, осуществляющие модернизацию производства.
Рост малого и среднего бизнеса стимулируется за счет развития эффективной системы льгот и преференций. Сокращены сроки запуска новых предприятий, упрощены административные процедуры. За счет внедрения новых цифровых технологий и снятия ограничений повышена доступность и прозрачность госзакупок.
Электронная коммерция существенно повысила доступность товаров и услуг вне зависимости от территориального фактора: новые возможности открыты за счет виртуальных торговых платформ.
Бизнес-образование доступно со школьной скамьи. У школьников есть возможность по желанию учиться открывать и вести свой бизнес на уроках предпринимательства: образовательные программы нацелены на решение нестандартных задач.
Малое и среднее предпринимательство стало одним из основных и наиболее устойчивых работодателей в регионе, обеспечив высокий уровень занятости и стандартов качества жизни населения. В предпринимательском секторе республики насчитывается более 100 тысяч хозяйствующих субъектов, где занято почти 880 тысяч человек. В структуре предпринимательства 30 % - это малые, средние и микропредприятия, 70 % - индивидуальные предприниматели и самозанятые.
Целевые индикаторы:
Доля малого и среднего предпринимательства в ВРП: 2024 –_%; 2030 –_ %.
Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей: 2024 – 97,7 тыс. чел.; 2030 – 132,0 тыс. чел.
+++
Стратегические направления развития сервисной экономики
Основная цель развития сервисной экономики республики – выстраивание самодостаточного и конкурентоспособного сервисного комплекса, реализующего человеческий потенциал республики. При этом предполагается реализация следующих задач:
- обеспечение успешного продвижения торговых сетей (производителей) Республики Дагестан, в первую очередь, в соседние регионы, с последующим усилением позиций региона и на других внешних рынках, в том числе с использованием современных цифровых платформ;
- создание самодостаточного и конкурентоспособного комплекса сервисов, дополняющих развитие внутрирегионального потребительского рынка и обеспечивающего выход местных производителей на внешние рынки;
- встраивание творческих индустрий, образовательных учреждений в бизнес сегменты с созданием новых привлекательных образов, повышающих ценности брендов Республики Дагестан;
- поддержка развития системы дистрибьюции этнической продукции, продукции творческих объединений и системная поддержка их развития;
- создание центра туризма российского, а затем и международного уровня.
Развитие предпринимательства в сфере торговли, общественное питание и бытовых услуг.
От эффективности организации деятельности торговли, общественное питание и бытовых услуг(географической доступности товаров и услуг для населения, минимизация издержек и оптимизация процессов по их оказанию) напрямую зависит объем продаж, доля местных товаров и услуг в ассортименте их региональных продаж и, в конечном счете, величина валового регионального продукта.
На фоне положительных тенденций последнего времени в развитии торговли, общественного питания и бытовых услуг существует ряд проблем и нерешенных задач в этих сферах:
- недостаточный уровень инвестиционной активности в части финансирования строительства и реконструкции соответствующей инфраструктуры, в том числе торговых объектов;
- наличие территориальных диспропорций в уровне обеспеченности площадями для оказания соответствующих услуг в муниципальных районах и городах республики;
- низкий охват и качество организации обслуживания жителей сельских поселений, особенно в отдаленных и малых населенных пунктах;
- проблема продвижения товаров и услуг местных производителей на внутренний и межрегиональный уровни;
- ограниченная емкость рынка республики по сравнению с потенциальными возможностями хозяйствующих субъектов региона;
- наличие фактов несоответствия качества товаров и услуг требованиям законодательства;
- дефицит квалифицированных кадров (связан с невысоким уровнем оплаты труда относительно других отраслей, значительной текучестью кадров);
- низкая платежеспособность населения в последние годы.
Основная цель развития торговли - удовлетворение спроса населения и бизнеса в потребительских и промышленных товарах через развитие многоформатной инфраструктуры торговли и предпринимательской активности.
Для дальнейшего развития оптовой и розничной торговли необходимо решение следующих задач:
- поддержка развития бренда «Сделано в Дагестане» для повышения продаваемости продукции из Республики Дагестан;
- построение полноценной «матрицы» торговых форматов с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей республики;
- продвижение на потребительский рынок республики качественной продукции, в том числе республиканских товаропроизводителей;
- развитие новых и социально ориентированных форматов торговли и сервиса, в том числе малого торгового и сервисного бизнеса, мобильной, дистанционной и ярмарочной торговли, современных сетевых торговых и сервисных форматов;
- рациональное размещение торговых и сервисных объектов с учетом принципов доступности, а также повышение привлекательности осуществления торговой и сервисной деятельности в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах;
- развитие малого семейного торгового бизнеса в различных форматах - мобильной и нестационарной торговли, на рынках, ярмарках, в небольших магазинах, в том числе с использованием франшиз известных брендов;
- выстраивание системы инжиниринговых и консультационных услуг (включая консультации по внешнеэкономической деятельности) для компаний, ориентированных на внешние рынки, включая местных поставщиков, обеспечивающих деятельность розничных сетей на внешних рынках;
- выстраивание системы мультимодальной и многорежимной логистики, обеспечивающей доставку товаров на внешние рынки и наоборот;
- государственная поддержка завоза товаров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности населения труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, расположенных в труднодоступных горных районах;
- повышение правовой грамотности и информированности населения Республики Дагестан в вопросах защиты прав потребителей, формирование навыков рационального потребительского поведения.
На первом этапе в 2022 – 2024 годах развитие отрасли будет осуществляться за счет реализации инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства и развития бренда Республики Дагестан «Сделано в Дагестане» для повышения продаваемости продукции из республики. Развитие малого семейного торгового бизнеса в различных форматах предусматривает привлечение собственных и заемных средств, в том числе кредиты коммерческих банков и льготные займы Фонда поддержки малого предпринимательства и Гарантийного фонда Республики Дагестан.
Далее, в 2025 – 2030 годы предусматривается построение полноценной «матрицы» торговых форматов с учетом демографических, географических, экономических, инфраструктурных и прочих особенностей республики, выстраивание системы мультимодальной и многорежимной логистики, обеспечивающей доставку товаров как по экспорту, так и по импорту.
Общественное питание. Основные проблемы развития отрасли связаны с диспропорциями развития сети общественного питания в муниципальных районах республики, сочетанием малой емкости регионального рынка и сезонностью туристских потоков, высокой конкуренцией, недостаточной трудовой дисциплиной работников, приводящей к снижению качества продукции.
Основная цель развития сети общественного питания – обеспечение качества продукции и услуг на основе использования широкого ассортимента кухни, а также национальных продуктовых брендов, обеспечивающих узнаваемость кухни.
Основные задачи развития сети общественного питания:
- модернизация технологий и оборудования, внедрение инновационных разработок;
- развитие ассортимента продукции;
- повышение квалификации персонала и качества продукции.
На первом этапе в 2021 – 2024 годах развитие общественного питания будет связано с повышением квалификации персонала и повышением качества продукции. Далее в 2025 – 2030 годы предусматривается модернизация технологий и оборудования, внедрение инновационных разработок в отрасли.
Основные проблемы развития отрасли бытовых услуг связаны со снижением спроса населения - более 50,0 % от общего объема расходов населения тратится на услуги «обязательного характера» неэластичные к доходам населения (жилищно-коммунальные услуги, приобретение продуктов питания, медицинские услуги, услуги пассажирского транспорта).
Основная цель развития отрасли бытовых услуг – повышение качества услуг, направленных на обеспечение роста спроса населения.
Основные задачи развития отрасли бытовых услуг:
- модернизация технологий и оборудования;
- расширение сети в муниципальных образованиях республики;
- повышение квалификации персонала и качества продукции.
В 2021 - 2030 годах развитие бытовых услуг будет связано с повышением квалификации персонала и качества предоставляемых услуг.
Гостиничный бизнес. Основные проблемы развития отрасли заключаются в высокой конкуренции на рынке услуг, сочетанием малой емкости внутреннего рынка и сезонности характера спроса, диспропорциях в форматах мест размещения.
Основная цель развития гостиничного бизнеса – обеспечение потребностей приезжающих в многоформатных услугах размещения с дифференцированной стоимостью услуг, доступных для всех категорий населения.
Основные задачи развития гостиничного бизнеса:
- развитие форматов гостиничного бизнеса, в том числе хостелов, гостевых домов и т.д.;
- урегулирование услуг размещения, представляемого населением в местах отдыха, обеспечение их качества и безопасность;
- модернизация технологий и оборудования;
- повышение квалификации персонала и качества услуг.
Целевые показатели развития:
Оборот розничной торговли на душу населения - .
+++
Перспективные кластеры в сегменте МСП, в составе:
- пищевой кластер: развивающийся кластер, в составе нескольких тысяч точек фаст-фуд, кофеен, кафе, ресторанов (по некоторым оценкам их более 5 тысяч только в Махачкале), функционирует во взаимодействии с поставщиками местной продукции (мясо, сыр, хлеб, помидоры, огурцы, зелень, фрукты, вино-коньячная продукция и др.); потенциал внутрирегиональной специализации и кооперации; уровень локализации – 3 место в РФ; перспектива организации кластера оценивается как средний уровень – ограничения организационного характера.
- обувной кластер: развивающийся кластер (в котором занято около 15 тыс. человек, мощностью производства до 5 млрд. руб в год, продукция реализуется в республике и за пределами, ядро кластера – Махачкала); уровень локализации – 2 место в РФ; перспектива организации оценивается как средний уровень – ограничения организационного характера; возможно объединение в состав кластера легкой промышленности (пошив одежды и постельного белья, обувное и кожевенное производство, производство комплектующих и др.).
- мебельный кластер: развивающийся кластер, имеющий потенциал роста производства комплектующих и готовой продукции (ядро кластера – Махачкала); уровень локализации – 3 место в РФ; перспектива организации кластера оценивается как средний уровень – ограничения организационного характера.
- художественно-ювелирный кластер: развивающийся кластер, имеющий потенциал роста в сфере традиционных для региона художественных ремесел (ювелирное, ковроделие, керамика, обработка дерева, живопись и др.); уровень локализации – 1 место в РФ; перспектива организации оценивается как средний уровень – ограничения организационного характера, возможно объединение в состав кластера креативных индустрий;
- кластер креативных индустрий: развивающийся кластер, имеющий потенциал расширения и роста сегментов художественных ремесел, творческих кластеров, бизнес кластеров МСП (ядро кластера - Махачкала); уровень локализации – 1 место в РФ; перспектива организации кластера оценивается как высокий уровень.
Перспективные направления кластеризации Республики Дагестан:
Медицинское – в наличии определенная база в государственном и негосударственном сегментах; перспективы организации кластера связаны с созданием нового ядра кластера – современного Медико-биологического центра, и с развитием направления медицинский туризм.
Образовательное – в наличии определенная научно-образовательная база; перспективы организации кластера связаны с созданием нового ядра кластера – современного Научно-образовательного центра.
Инновационное – в наличии определенная промышленная и научно-технологическая база; перспектива организации кластера связаны с созданием нового ядра кластера – современного Научно-технологического парка, и с развитием новых отраслей в высокотехнологичных секторах экономики.
Комментарии 0