Публикация

Лучшие муниципальные практики Югры по оказанию комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями

  • 21 мая 2018 г.
  • 1928
  • 0

Ровно год назад, в мае 2017-го, правительство автономного округа утвердило концепцию комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями на период до 2020 года. В развитие был разработан план мероприятий («дорожная карта») по сопровождению людей, имеющих расстройства аутистического спектра, на протяжении всей жизни.

В автономном округе 419 семей воспитывают 423 ребенка с признаками и расстройством аутистического спектра. Согласно анкетированию 96% семей подтвердили необходимость получения комплексной помощи.

В реализации мероприятий участвуют 211 учреждений здравоохранения, социального обслуживания, физической культуры и спорта, образования, культуры Югры. Была сформирована нормативно-правовая база, созданы рабочие группы по реализации концепции, проводилось обучение как специалистов по работе с людьми с расстройством аутистического спектра, так и родителей.

План мероприятий по реализации концепции содержит 6 разделов, в которых сгруппированы основные задачи: от формирования доступной среды до оказания комплексной помощи семьям, воспитывающим детей с расстройствами аутистического спектра. Большая часть мероприятий концепции направлена на переход к инклюзивному образованию, которое позволило бы максимально раскрыть творческий потенциал детей с аутизмом, подготовить их к самостоятельной жизни в обществе.

г. Ханты-Мансийск.

Образование детей-аутистов в школе № 6 им. Н. Сирина Ханты-Мансийска представлено двумя моделями: инклюзивное образование и индивидуальное обучение.

Анкетирование родителей показало, что для таких детей в школе необходимо организовать среду с учётом визуальных подсказок, пиктограмм; создать место для отдыха, где нет большого количества детей;  изменить учебную программу, сделать акцент на  воспитание в детях человечности, заботы о близком, отзывчивости.

В декабре 2017 года школа была утверждена в качестве пилотной площадки для создания и внедрения модели обучения детей с РАС и другими ментальными нарушениями. На основе опыта московских школ, реализующих практику инклюзивного образования для детей с РАС, было решено создать ресурсный класс для обучения таких детей.

Утверждена нормативно-правовая база по внедрению новой модели обучения, обучены 6 педагогов школы по программе «Образовательные и реабилитационные методики работы с детьми и подростками, имеющими особенности развития». Клуб волонтёров «Алые паруса», педагоги-психологи и классные руководители занимаются подготовкой обучающихся общеобразовательных классов к принятию особенных сверстников.

Ресурсный класс - это помещение в школе, где школьники, имеющие трудности в обучении, могут получать дополнительную помощь. Ресурсный класс позволяет организовать обучение, соответствующее потребностям каждого ребёнка в наименее ограничивающей среде. После обучения в ресурсном классе обучающийся может быть переведен в общеобразовательный класс.

г. Сургут.

Как сообщил заместитель главы Сургута Александр Пелевин, в городе с сентября 2017 года на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения № 14 «Брусничка» действует инновационная площадка «Апробация различных моделей и технологий оказания психолого-педагогической медико-социальной помощи детям с расстройством аутистического спектра». «Она призвана способствовать повышению родительской компетентности по вопросам развития и воспитания детей с расстройством аутистического спектра с РАС, - отметил он. - Одним из основных условий инклюзивного образования является профессиональная компетентность педагогов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. В 2017-2018 учебном году педагогические работники стали участниками обучающих семинаров по организации занятий с детьми в возрасте 2,5 - 3 лет с синдромом раннего детского аутизма, развитию речи у таких детей».

На базе детского сада № 37 «Колокольчик» реализуется проект «Оптимизация содержания дошкольного образования детей с синдромом Дауна и расстройством аутистического спектра». Коллектив изучил современные подходы к обучению таких детей, составлен план по обновлению развивающей предметно-пространственной среды. Дети проходят обучение правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге, организовано трудовое воспитание малышей, их знакомство с окружающим миром, делается акцент на формирование у них конструктивных и коммуникативных навыков. Родители получают здесь методическую и консультативную помощь.

Учреждение взаимодействует со специалистами Сургутского государственного педагогического университета, местной общественной организацией «Организация родителей, воспитывающих детей с синдромом Дауна «Солнечные дети», региональной общественной организацией помощи детям и взрослым с нарушениями развития аутистического спектра «Дети дождя», фондом поддержки людей с РАС и другими ментальными нарушениями «Город Солнца».

Детская школа искусств им. Г. Кукуевицкого и детская художественная школа №1 им. Л. Горды реализуют программу творческого развития детей с ограниченными возможностями здоровья «Гармония». Программа разработана в соответствии с рекомендациями по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств министерства культуры РФ.

Занятия по ритмике, театральным играм, музыкальным занятиям, игре на музыкальных инструментах проводятся на базе детской школы искусств им. Г. Кукуевицкого. Занятия по изобразительному творчеству проводятся на базе детской художественная школа №1 им. Л. Горды. Реализация программы «Гармония» помогает учащимся социализироваться в обществе. Так, 3 человека продолжили обучение в детской школе искусств.

Благотворительный проект «Добрая сказка входит в дом» театра актера и куклы «Петрушка» с 2014 года реализует благотворительный проект «Добрая сказка входит в дом» путем проведения выездных (на дому у больного ребенка) спектаклей. В 2014 году была осуществлена постановка двух спектаклей - «Лунный сон Чудо-зонтика» и «Сон про солнце». В 2016 году комитет культуры и туризма администрации Сургута финансировал постановку ещё одного спектакля - «Как страусёнок друзей искал».

Совместно со службой домашнего имитирования Сургутского реабилитационного центра в рамках проекта за три с половиной года было показано 74 спектакля на дому. С начала 2018 года было показано 7 спектаклей. По отзывам родителей особенных детей, приход актеров вносит разнообразие в замкнутую жизнь ребёнка, дарит радость общения, вызывает яркие позитивные эмоции. На второй встрече дети узнают артистов, реагируют на вопросы персонажей спектакля, смеются и подпевают.

За 3,5 года реализации проекта актёры театра «Петрушка» завоевали доверие не только детей. Родители увидели своих особенных детей смеющимися, внимательными, увлечёнными, активными, сопереживающими, смелыми, весёлыми и самое главное – счастливыми! Показ спектакля на дому - это мощный толчок к психоэмоциональному развитию особенного ребёнка и семьи в целом. Родители особенных детей воспринимают выступление артистов как внимание общества к их особенной семье.

Благотворительный проект «Добрая сказка входит в дом» получил специальный диплом городского конкурса «Успех года» в номинации «За реализацию проекта, направленного на социокультурную реабилитацию детей-инвалидов». 22 апреля театр презентовал новый спектакль «Как Маша поссорилась с подушкой».

Просветительская программа «АРТ поиск» предполагает обучение азам изобразительной деятельности, освоение ключевых понятий изобразительного искусства. Участниками программы являются воспитанники и учащиеся образовательных учреждений Сургута и Сургутского района, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, включая детей с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями. В 2017 – 2018 году в рамках программы было проведено 2 музейных занятия для детей с ментальными нарушениями - занятие «Маска, я тебя узнаю!» и археоквест «Тайна ЯХа».

С декабря 2017 года в центральной городской библиотеке им. А.С. Пушкина прошло 23 литературных занятия для детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в первом классе школы № 8. Ребята познакомились с русскими народными сказками, национальными сказками разных народов и сказками советских авторов.

Также мероприятия для детей с особенностями развития проводятся в центральной детской библиотеке. Дети участвовали во всероссийской неделе детской и юношеской книги «СТИХиЯ», квесте «Компас поэтический», литературной игре «Стих с лету», командном соревновании с играми, конкурсами по составлению стихов, в клубе кукольного театра «Сказочный теремок», экскурсии «Книжное царство - мудрое государство» с участием робота Элби. Также проходят занятия кружка «Волшебная кисточка», мастер-класс «По следам сказок».

г.г. Югорск, Советский.

В Югорске создано объединение специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями  развития. В мае запланировано проведение очередного методического объединения специалистов по вопросам комплексного сопровождения детей с РАС и другими ментальными нарушениями в рамках непрерывных индивидуальных маршрутов, индивидуальных программ, их социокультурного интегрирования.

Общеобразовательные учреждения города и Советский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями организовали постоянно действующий семинар для своих специалистов, где осуществляется подбор наиболее эффективных методик, форм, методов альтернативной коммуникации для реализации  непрерывных индивидуальных маршрутов комплексной реабилитации каждого ребенка с РАС.

Уже 2 года на базе Югорской городской больницы функционирует  школа для обучения родителей навыкам ухода и реабилитации в домашних условиях. В 2017 году в школе прошли обучение 22 семьи, в 1 квартале 2018 года – 4 семьи.

На базе реабилитационного центра «Солнышко» создана и действует «Школа эффективного родителя» по обучению родителей эффективным методам ухода, реабилитации и абилитации, взаимодействию с детьми с РАС, способам снижения проявлений нежелательного поведения, формированию у детей социально-бытовых, коммуникативных навыков. В 2017 году в школу обратилось за консультацией 18 человек. В групповых тренингах, семинарах-практикумах  приняли участие 34 родителя.

В 2017 году Советский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностям начал работать с Югорским политехническим колледжем и школой №2 Югорска. Добровольцы проходят обучение и стажировку на базе филиала реабилитационного центра в Югорске.

В целях освоения детьми с РАС и другими ментальными нарушениями социального опыта в 2017 году запущены совместные проекты по социокультурной интеграции «Солнце в каждом!», фестиваль художественного чтения «Живое слово», спортивный проект «Выше неба», проект «Континент Синема» (еженедельно 15 семей посещают кинотеатр в рамках клуба выходного дня). Дополнительным образованием охвачено  45% детей с РАС (24 человека). Так, 8 человек занимаются в центре адаптивного спорта, 13 человек -  в кружках и студиях развития, 9 детей посещают с родителями городскую детскую  библиотеку.

Березовский район.

Березовский районный центр социальной помощи семье и детям предоставляет социальные услуги детям с РАС и другими ментальными нарушениями в соответствии с индивидуальной программой. Учреждение создало информационный банк данных о детях с РАС и их семьях.

В реализации концепции развития комплексной помощи людям с РАС и другими ментальными нарушениями активно принимают участие организации и бизнес-структуры, которые предоставляют благотворительную помощь детям с особенностями развития, а также физические лица.

Ежемесячно осуществляется мониторинг качества социальных услуг детям с РАС и другими ментальными нарушениями через анкетирование родителей. Все получатели социальных услуг удовлетворены их качеством. Регулярно проводится анкетирование специалистов, предоставляющих услуги детям с особенностями развития на предмет профессиональной компетенции и профилактики профессионального выгорания. Это позволило установить, что уровень профессиональной компетенции специалистов достаточный.

Также педагоги Березовского районного центра социальной помощи семье и детям и школ Игрима прослушали обучающий курс московского центра реабилитации инвалидов детства «Наш солнечный мир» посредством видеоконференцсвязи. Ссылки на видеоматериал семинаров направлены родителям, проживающим в отдаленных территориях Березовского района.

Березовский районный центр социальной помощи семье и детям составил банк технологий и методик по реабилитации детей, имеющих особенности развития. Из 10 детей с РАС и 11 детей с ментальными нарушениями комплексная помощь предоставляется 7 детям с РАС и 11 детям с ментальными нарушениями. Разработано 18 индивидуальных маршрутов реабилитации детей. Сформирована группа для детей с РАС, где они получают социальные услуги в условиях полустационара, а родители посещают реабилитационные занятия, группу психологической взаимоподдержки и клуб выходного дня.

Консультирование родителей детей с РАС, проживающих в отдаленных территориях, осуществляется как дистанционно, так и при посещении семьи бригадой мобильного социального облуживания во время выездов в территории Березовского района.

 

 

Опубликовано: Анастасия Краснова

1928

Комментарии 0