Публикация

Создание условий для добычи нефти и налоговое сопровождение такой работы – основные направления сотрудничества Югры и Минэнерго

  • 6 сентября 2018 г.
  • 0

Заместитель министра энергетики России Павел Сорокин и губернатор Югры Наталья Комарова прокомментировали для журналистов итоги рабочего совещания «Стимулирование вовлечения в разработку трудноизвлекаемых запасов углеводородов и обеспечение технологической независимости России в нефтяной отрасли», которое состоялось в Ханты-Мансийске.

Отвечая на вопросы журналистов, глава региона отметила, что правительством автономного округа и Минэнерго инициированы предложения, отвечающие на современные вызовы. Они должны лечь в основу принятия федеральных решений. «Нет смысла откладывать их в долгий ящик в виду остроты ситуации, в том числе связанной с санкциями в отношении оборудования и технологий, так или иначе используемых нефтяными компаниями. У нас абсолютно общее представление о составе проблемы и полная уверенность, что органы власти, участники процесса недропользования, предприятия найдут решение, которое ответит на вызовы. Это решение должно быть государственного уровня», – отметила она.

Комментируя тему принятия федеральными органами власти отдельных мер для ускорения добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, Павел Сорокин сообщил, что нефтяная индустрия является важным компонентом развития российской экономики в целом. «Мы все знаем те гигантские цифры, которые вкладывает эта отрасль в развитие. В Западной Сибири, которая является основным регионом добычи, локализована существенная часть всех нефтедобывающих процессов, – констатировал он. – Нефтяные компании в год на добычу тратят свыше 1,3 триллиона рублей. Более 90 процентов этих средств идут российским предприятиям, остаются в стране. Соответственно, нефтяная отрасль – не только источник налогов, но еще и гигантский заказчик для нашей индустрии. Поэтому стимулирование и поддержание ее конкурентоспособного состояния – залог развития. Президент поставил задачу по ускорению роста внутреннего валового продукта и стимулированию инвестиционной активности. Есть финансовый ресурс и есть проекты, в которые его можно вложить».

Он подчеркнул, что при отсутствии стимулирования в текущих налоговых условиях через 4-5 лет возможно снижение нефтедобычи. В этой связи министерство энергетики совместно с регионами страны и компаниями ведет работу над комплексной программой по стимулированию добычи. В числе применяемых инструментов Павел Сорокин назвал систему налога на дополнительный доход, который вступит в силу с 1 января 2019 года и будет учитывать реальную экономику добычи в определенных диапазонах. «Это эксперимент, который позволит приблизиться к лучшим практикам налогообложения в мире, – сказал он. – Вторая мера, которая обсуждалась на совещании, – вычет амортизации с повышенным коэффициентом. Это сразу стимулирует компании, так как они смогут вычитать это из налоговой базы. Также обсуждается ряд мер, в числе которых стимулирование работы компаний с малыми месторождениями, «хвостовыми» активами».

Заместитель министра заявил, что весь комплекс мер подразумевает очень плотное сотрудничество с основным нефтедобывающим регионом России – Ханты-Мансийским автономным округом, так как на территории региона создан мощный научный кластер, накоплена гигантская база данных от разработки месторождений, имеется большой кадровый потенциал. По его мнению, проект развития баженовской свиты и трудноизвлекаемых запасов нефти в целом станет межведомственной работой с самым активным участием региона.

Наталья Комарова обозначила два основных направления взаимодействия правительства Югры и министерства энергетики. В их числе – создание условий для добычи нефти и газа на территории Западной Сибири и налоговое сопровождение такой работы. «Сейчас министерство готовит документы для того, чтобы западно-сибирская инициатива нашла свое воплощение в реальных проектах и решениях, – сообщила глава региона. – Одно из самых «живых» – центр «Бажен». В реализации этого проекта активную заинтересованность проявляет бизнес».

Говоря о поддержке баланса экологической безопасности и экономической целесообразности при добыче трудноизвлекаемых запасов нефти, Павел Сорокин подчеркнул, что экологическая безопасность в любом случае должна быть, так как работа ведется в таких регионах, где любая авария может привести к катастрофе. «Здесь не нужно искать компромисс. Экологическая безопасность должна быть на таком уровне, который все равно позволяет разрабатывать месторождения. Если нормы не позволяют работать, то добыча может пойти вниз. Мы не должны жертвовать качеством, увеличивать вероятность аварии, особенно в арктических регионах», – заявил он.

Наталья Комарова также отметила, что федеральным центром поддержана инициатива Югры о присвоении проекту по разработке баженовской свиты статуса национального. В настоящее время подбирается оптимальная форма для формирования программного продукта. «Как минимум это проектная инициатива, создание портфеля проектов и управление им на уровне правительства России под кураторством профильного вице-премьера, – добавила губернатор автономного округа. – Есть и другие возможности. Та, которая станет максимально эффективной, будет принята правительством для реализации».

В завершении встречи с журналистами Павел Сорокин рассказал о мерах по стимулированию нефтесервисных компаний. По его словам, нефтяная индустрия имеет очень длинный цикл инвестирования. То есть, с момента обнаружения нефти в месторождении до начала его разработки проходит около 7-8 лет. «Это цикл, который дает некую предсказуемость нефтесервисной индустрии и подрядчикам. Но также это означает, что это высококонкурентный сектор. Поэтому компании, например, опытные западные компании могут давать более дешевую цену, сразу входить в проект на весь срок разработки. Это проблема», – подчеркнул он.

Но в то же время заместитель министра сообщил, что будет создан центр компетенций, который призван привнести предсказуемость и понимание заказа на следующие 10 лет. Благодаря этому, предприятия смогут планировать серийное производство оборудования, сравниваться с конкурентами в цене.

«Нужно понимать, что импортозамещение в такой сфере, как добыча трудноизвлекаемых запасов нефти, – это не вопрос 1-2 лет, а поэтапное развитие, процесс, который будет идти больше 5 лет. Мы имеем потенциал, чтобы развить свою индустрию, и должны это сделать, вывести ее на такой уровень качества, который позволит экспортировать и занимать близлежащие рынки», – резюмировал Павел Сорокин.

Опубликовано: Анастасия Краснова

Комментарии 0