Загрузка данных

План мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник»

  • 23 января 2023 г.
  • 6171
  • 0

Источник финансирования: Государственный

Год начала: 2023

Год окончания: 2024

Статус проекта: Запланирован

Приложение

к постановлению Правительства

Субъекта Российской Федерации

от ___________ года № _____

  

План мероприятий по формированию здорового образа жизни

«Здоровый школьник»

1. Общие положения

1.1. Обоснование

Указом Президента Российской Федерации № 400 от 02 июля 2021 года «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», Указом Президента Российской Федерации № 809 от 09 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» определены направления реализуемой в Российской Федерации государственной социально-экономической  политики по развитию человеческого потенциала, защите российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия, укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, создание условий для укрепления здоровья граждан, формирования здорового образа жизни.

Вопросы увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения обозначены в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации.

1.2. Цели и задачи 

Цель Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни  «Здоровый школьник» - формирование здорового образа жизни у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Задачи Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни  «Здоровый школьник» заключаются в привитии учащимся следующих качеств личности:

1) физические качества:  сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, работоспособность; оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;  многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

2) нравственные качества: не вредить себе, другим людям и стране; созидать для себя, других людей, страны; умение определять свою роль и согласованного действовать в коллективе; взаимопомощь и взаимовыручка, товарищество, честность.

3) волевые качества: настойчивость, целеустремленность, выдержка, упорство в преодолении преград, терпение физического дискомфорта, самоконтроль, сдержанность;

4) эстетические качества: красивая физически развитая фигура тела.

Способы решения задач плана:

1. Проведение научных исследований, направленных на изучение и выявление уровня развития физических, нравственных, волевых и эстетических качеств личности учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

2. Разработка и совершенствование методических пособий по развитию физических, нравственных, волевых и эстетических качеств личности учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

3. Разработка и реализация региональной учебной дисциплины по психогигиене и профилактике психических заболеваний у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

4. Разработка и реализация организационно-методических указаний для работников образования, физической культуры и спорта по осуществлению психогигиены и профилактике психических заболеваний у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (пограничные психические расстройства, депрессии, невротические реакции, умственная скромность, социопатия, алкоголизм, суицидальное поведение, наркомании, токсикомании, хроническое психоэмоциональное напряжение и так далее).

5. Проведение регулярных занятий по физической культуре со всеми учащимися и работниками образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

6. Разработка и реализация мероприятий пропаганды нравственной культуры, безвредного и созидательного поведения граждан, физических, нравственных, волевых, эстетических качеств личности.

7. Подготовка и проведение массовых спортивных состязаний, игр коренных народов субъекта Российской Федерации.

8. Обучение и контроль учащихся соблюдению правил личной гигиены.

9. Осуществление родителями и работниками учреждений образования мероприятий закаливания организма учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

10. Соблюдение учащимися режима труда и отдыха, контроль режима труда и отдыха родителями и работниками образовательных учреждений.

11. Организация родителями полноценного рационального питания несовершеннолетних.

1.3. Содержание здорового образа жизни

Здоровый образ жизни (далее -        ЗОЖ) – это индивидуальная система поведения и привычек человека, обеспечивающая активный образ жизни, работоспособность, здоровье и долголетие человека.

Здоровый образ жизни является следствием формирования у учащихся этической мировоззренческой парадигмы, основанной на следующих принципах и правиле:

- глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания;

- глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;

- нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.

Технология формирования этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия учащихся в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C.

Укрепление у учащихся этической парадигмы мышления путем  непрерывного нравственного и физического воспитания обеспечивает формирования нравственной атмосферы в  субъекте Российской Федерации. Такая атмосфера является условием для  подлинной свободы граждан,  справедливости для всех, создания  легитимного благосостояния (духовно и материального богатства) для каждого.

1.4. Субъекты мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник»

Деятельность по формированию у школьников потребности в ведении ЗОЖ осуществляется на исполнения основе исполнения Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник», а также сетевого внутриведомственного и межведомственного взаимодействия, участниками которого в субъекте Российской Федерации являются:

- Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации;

- Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации;

- Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации;

- Органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры;

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

2. Мероприятия Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни  «Здоровый школьник»

2.1. Учебные и воспитательные мероприятия по формированию здорового образа жизни у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

2.1.1. Проведение научных исследований, направленных на изучение и выявление уровня развития физических, нравственных, волевых и эстетических качеств личности учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Заказчик: Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации.

Исполнитель и бюджет определяются заказчиком.

На основе полученных данных разрабатываются предложения по дополнению Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник».

Время на исполнение мероприятия: один год. 

2.1.2. Разработка и совершенствование методических пособий по развитию физических, нравственных, волевых и эстетических качеств личности учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Заказчик: Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации.

Исполнитель и бюджет определяются заказчиком.

Методические пособия по развитию физических, нравственных, волевых и эстетических качеств личности учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации внедряются в практику обучения и воспитания через курсы повышения квалификации работников образования субъекта Российской Федерации.

Время на исполнение мероприятия: периодично один раз в пять лет.

2.1.3. Разработка и реализация региональной учебной дисциплины по психогигиене и профилактике психических заболеваний у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Заказчик: Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Исполнитель и бюджет определяются заказчиком.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины по психогигиене и профилактике психических заболеваний у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации ы внедряется в практику обучения и воспитания через курсы повышения квалификации работников образования субъекта Российской Федерации.

Время на исполнение мероприятия: периодично один раз в пять лет.

2.1.4. Разработка и реализация организационно-методических указаний для работников образования, физической культуры и спорта по осуществлению психогигиены и профилактике психических заболеваний у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации (пограничные психические расстройства, депрессии, невротические реакции, умственная скромность, социопатия, алкоголизм, суицидальное поведение, наркомании, токсикомании, хроническое психоэмоциональное напряжение и так далее).

Заказчик: Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации.

Исполнитель и бюджет определяются заказчиком.

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины по психогигиене и профилактике психических заболеваний у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации внедряется в практику обучения и воспитания через курсы повышения квалификации работников образования субъекта Российской Федерации.

Время на исполнение мероприятия: периодично один раз в пять лет.

2.1.5. Проведение регулярных занятий по физической культуре со всеми учащимися и работниками образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Организаторы мероприятия: Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации,  органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры.

Исполнители:

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

Время на исполнение мероприятия: еженедельно.

Результаты мероприятия – формирование, укрепление, развитие этической мировоззренческой парадигмы мышления, а также физических, нравственных, волевых, эстетических качеств личности учащихся субъекта Российской Федерации.

2.1.6. Разработка и реализация мероприятий пропаганды нравственной культуры, безвредного и созидательного поведения граждан, физических, нравственных, волевых, эстетических качеств личности.

Заказчики: Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации,  органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры.

Бюджет определяет заказчик.

Исполнители:

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

Время на исполнение мероприятия: еженедельно.

Результаты мероприятия – укрепление этической мировоззренческой парадигмы мышления, а также физических, нравственных, волевых, эстетических качеств личности учащихся субъекта Российской Федерации.

Обеспечение: использование методических разработок Института нравственной культуры для укрепления этической мировоззренческой парадигмы мышления учащихся субъекта Российской Федерации.  Доступ исполнителей к обеспечению осуществляется через сайт Института нравственной культуры и платформу «Стратегия24».

2.1.7. Подготовка и проведение массовых спортивных состязаний, игр коренных народов субъекта Российской Федерации.

Заказчики: Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации,  органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры.

Бюджет определяет заказчик.

Исполнители:

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

Время на исполнение мероприятия: раз в три месяца.

Результаты мероприятия – освоение учащимися игр коренных народов субъекта Российской Федерации, поддержка традиций коренных народов.

2.1.8. Обучение и контроль учащихся соблюдению правил личной гигиены.

Заказчики: Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации,  органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры.

Бюджет определяет заказчик.

Исполнители:

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

Время на исполнение мероприятия – ежедневно.

Результаты мероприятия – соблюдение учащимися  правил личной гигиены.

2.1.9. Осуществление родителями и работниками учреждений образования мероприятий закаливания и прогревания организма учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Заказчики: Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации,  органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры.

Бюджет определяет заказчик.

Исполнители:

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

Время на исполнение мероприятия – еженедельно.

Результаты мероприятия – сокращение потерь учебного времени из-за заболеваний, приучение учащихся к культуре русской бани, строительство и эксплуатация дополнительных банных комплексов при учебных учреждениях и муниципальных учреждениях для прогрева учащихся и работников образования, обеспечение доступности гидротермических процедур, укрепляющих здоровье граждан.

2.1.10. Соблюдение учащимися режима труда и отдыха, контроль режима труда и отдыха родителями и работниками образовательных учреждений.

Заказчики: Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации,  органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры.

Бюджет определяет заказчик.

Исполнители:

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

Время на исполнение мероприятия: ежедневно.

Результаты мероприятия – соблюдение учащимися режима труда и отдыха.

2.1.11. Организация родителями полноценного рационального питания несовершеннолетних.

Заказчики: Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации,  органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры.

Бюджет определяет заказчик.

Исполнители:

- Учащиеся образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Родители несовершеннолетних и лица, их замещающие.

- Время на исполнение мероприятия – ежедневно.

Результаты мероприятия – полноценное рациональное питание несовершеннолетних субъекта Российской Федерации, организация доступного для каждого учащегося и работника образования полноценного питания в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации.

2.2. Создание условий для формирования здорового образа жизни у учащихся образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации.

2.2.1. Деятельность администрации образовательной организации субъекта Российской Федерации по созданию условий для формирования здорового образа жизни у учащихся.

Администрация образовательной организации субъекта Российской Федерации создает условия для формирования здорового образа жизни у учащихся:

- осуществляет разработку и принятие нормативных актов, направленных на формирование нравственной и физически здоровой личности учащегося и педагогического работника;

- формирует предложение и обоснование для  администрации  субъекта Российской Федерации по расширению педагогических штатов и созданию учебно-производственных, спортивных, оздоровительных баз образовательного учреждения, обеспеченных плавательными бассейнами, саунами, банями, спортивными тренажерами и инвентарем, лыжами и оборудованными лыжными трассами, учебно-туристическими маршрутами и базами отдыха;

- осуществляет мониторинг состояния нравственного и физического здоровья учащихся, проводит диспансеризацию;

- организует внеурочную деятельность учащихся по качественной подготовке домашних заданий, повышению успеваемости учащихся, снижению нагрузки на психику детей и подростков, вовлекает их в спортивные и оздоровительные мероприятия;

- организует и содействует деятельности спортивных секций, в том числе по самбо и боевому самбо как национальному виду спорта России;

- осуществляет материальное и нематериальное поощрение руководителей спортивных секций, а также учащихся, ведущих примерный здоровый образ жизни;

- осуществляет организацию и обеспечение полноценного здорового и рационального питания обучающихся, показывает высокую культуру питания в образовательном учреждении;

- формирует педагогический коллектив из работников учреждения образования, объединенный общей идеей и этическим мировоззрением,  основанным на следующих принципах и правиле:

- глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания;

- глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;

- нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.

Технология формирования этической мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия педагогических работников образовательного учреждения в обсуждении и оценке всех решений администрации учреждения с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C.

Укрепление у учителей и педагогов этической парадигмы мышления путем  их дополнительной подготовки администрацией образовательного учреждения обеспечивает формирование нравственной атмосферы в  педагогическом коллективе, где каждый педагог чувствует себя   подлинной свободным профессионалом,  видит, как администрация устанавливает справедливость в учреждении, создает для себя   легитимное благосостояние (получает духовные и материальные  богатства).

Администрация учреждения изучает мнение учащихся о педагогических работников, использует методы групповой и коллективной оценки личности и педагога.  По результатам обратных социальных связей осуществляет кадровую политику – направляет на переподготовку  педагогов, утративших доверие учащихся; поддерживает педагогов, пользующихся уважением и поддержкой учащихся.

Администрация обеспечивает справедливое настоящее и потому светлое будущее каждому педагогу, который являет собой пример нравственного и квалифицированного специалиста, пользующегося авторитетом у учащихся.

2.2.2. Деятельность педагогического коллектива образовательной организации субъекта Российской Федерации по созданию условий для формирования здорового образа жизни у учащихся.

Педагогические работники используют на занятиях гимнастику, проветривают учебное помещение. Поддерживают у учащихся активную  жизненную позиции, в том числе на личном примере.

Осуществляют постоянный контроль психического состояния учащихся, подбирают адекватные методы обучения и воспитания для учащихся с разными психофизиологическими возможностями, дают рекомендации родителям по повышению работоспособности несовершеннолетних.

В ходе каждого занятия, используя разные дидактические формы, педагог напоминает учащимся и наглядно воспроизводит основные компоненты этического мировоззрения человека – высоконравственного гражданина Российской Федерации:

- глобальный экологический принцип (ГЭП): человек не должен вредить себе, другим людям и среде обитания;

- глобальный этический нравственный принцип (ГЭНП): человек должен вести себя так, чтобы не вредить себе, другим людям и среде обитания;

- нравственное правило III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.

Педагог применяет на каждом занятии дискурсивно-оценочный метод  путем организации всеобщего участия учащихся в обсуждении учебных тем и вопросов, а также ошибок и их устранении с позиций ГЭП, ГЭНП, III-C. 

Перед каждой контрольной работой учитель  дает учащимся проверочную работу. По результатам выявленных ошибок осуществляет их разбор и научение правильному мыслительному действию, слову, письменной и устной речи, трудовому акту. Затем снова проводит проверочную работу и убеждается в отсутствии ошибок учащихся. Только после этого дает контрольную работу, которую все учащие выполняют успешно, что формирует нравственную атмосферу в учебном коллективе.

Педагогические работники следят за эстетикой своего тела, чтобы быть примером для учащихся.  Недопустимы ожирение, излишняя худоба, сумрачный и мрачный вид педагогического работника.

В ходе занятий учителя передают учащимся в ясной форме представления о  своем теле и организме,  средствах укрепления и сохранения своего здоровья, используют прием совместного здорового действия. Например, учитель вместе с учащимися идёт в туристический поход и показывает пример организации здорового быта, рыбалки, приготовления пищи и отдыха на природе, обучает учащихся приемам выживания в естественных условиях, в том числе зимних.

Педагог обеспечивает передачу учащимся личных вкусовых пристрастий, стереотипов пищевого поведения, представлений о здоровом питании для формирования у них культуры питания. Практикует совместный прием пищи для передачи примера высокой культуры питания, использования предметов сервировки стола и так далее.

Учитель в ходе занятий осуществляет привитие обучающимся нравственных ценностей (правила III-C: не вреди себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом) для создания крепкой семьи и крепкого брага. Цель семьи и брака воспроизводство нравственного человека, способного созидательно трудится, свободного, справедливого и богатого в духовном и материальном отношениях. При этом должно быть обеспечено преимущество духовного над материальным компонентами жизнедеятельности. Нужно обсуждать не столько половое, сколько социальное поведение: ответственность за семью, содержание и воспитание детей, противостояние деструктивной идеологии: эгоизм, вседозволенность, безнравственность, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, корыстные мотивы пребывания на государственной службе, социопатическое поведение.

В работе с учащимися учителю рекомендуется использовать следующие методические разработки:

Абдулаев Тагир Муртузович: философия самбо.

https://igumt.ast.social/menu-news/44-abdulaev-tagir-murtuzovich-filosofiya-sambo.html 

История образования древних славян:https://ips.ast.social/868-2016-10-04-20-52-10.html 

Сафиоллин А.М. О причинах дефицита нравственности в современном общественном сознании: научный доклад / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, Институт нравственной культуры, 2022. – 16 с.

https://iov.ast.social/news/1111-ink008.html 

Сафиоллин А.М. Разговоры о важном: учебно-методическое пособие / Под редакцией П.И. Юнацкевича / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, Институт нравственной культуры, 2022. – 100 с.

https://iov.ast.social/news/1110-ink007.html 

Сафиоллин А.М. Дискурсивно-оценочный метод в системе государственного контроля. Монография  / Под ред. П.И. Юнацкевича / Серия книг: Теория и методика профессионального обучения и воспитания взрослых. - Санкт-Петербург, Институт нравственной культуры, 2022 – 254 с.

Дискурсивно-оценочный метод в системе государственного управления и контроля: https://iov.ast.social/news/1108-ink005.html 

Диагностика социопатии у учащихся образовательных учреждений: https://in.ast.social/menu-news/633-in001.html 

Экостандарт учебника XXI века: https://ips.ast.social/news/1039-ekostandart-uchebnika-xxi-veka.html 

Новая мировая зеленая повестка: https://ist.ast.social/menu-news/684-ekopovedenie-kak-adekvatnyj-sposob-borby-s-izmeneniyami-klimata.html 

Формирование высоконравственной личности специалиста по физической подготовке: https://igumt.ast.social/menu-news/62-igu012.html 

Сказкотерапия как способ нравственного воспитания детей: https://pi.ast.social/menu-news/52-ipiy005.html 

Социопатия как предмет психологического познания: https://pi.ast.social/menu-news/44-sotsiopatiya.html 

2.2.3. Деятельность классного руководителя (куратора учебной группы, курса) образовательной организации субъекта Российской Федерации по созданию условий для формирования здорового образа жизни у учащихся.

Классный руководитель (куратор учебной группы, курса) образовательной организации субъекта Российской Федерации осуществляет наблюдение за состоянием психического и физического здоровья  учащихся, информирует родителей и медицинских работников о замеченных симптомах недомогания или признаков антисоциального  поведения.

Проводит занятия «Разговоры о важном», используя в том числе методическую разработку:

Разговоры о важном: учебно-методическое пособие: https://iov.ast.social/news/1110-ink007.html 

Осуществляет просветительскую и профилактическую работу с учащимися и их родителями по формированию здорового образа жизни,  предупреждению вредных привычек, обеспечении безопасности учащихся детей во всех аспектах их жизнедеятельности, в ходе проведения родительских собраний, в индивидуальной и групповой работе с классом (учебной группой, курсом).

Организует мероприятия, предполагающие двигательную активность (спортивные праздники и соревнования, походы, самодеятельность учащихся, игры и тому подобное) с привлечением родителей и других, педагогов, работников культуры.

Осуществляет анализ причин пропусков занятий физической культуры, с целью устранения причин, препятствующих их посещению, повышения мотивации к занятиям физической культуры, содействует в установлении позитивного контакта учителя физкультуры с родителями детей, имеющих проблемы в физическом развитии.

Проводит мониторинг и анализ участия учащихся класса в классных, общешкольных спортивно-оздоровительных мероприятиях, посещения спортивных и оздоровительных секций, кружков и клубов, предполагающих активные формы деятельности (спортивные секции, танцы, туризм и далее).

Создает благоприятный морально-психологический климат в учебном коллективе, в том числе для учащихся с ослабленным здоровьем, с недостатками физического, функционального и умственного развития.

Выявляет учащихся, подвергшихся (подвергающихся) насилию, в том числе сексуальному, ведущих раннюю половую жизнь, организует  их социально-психологического сопровождения (при наличии информированного согласия родителей, подростков старше 15 лет).

Мотивирует к ведению здорового образа жизни личным примером с использованием примера сотрудников образовательной организации, родителей, иных значимых взрослых.

Еженедельно оценивает поведение учащихся с выставлением за поведение оценки в дневниках учащихся, используя пятибалльную систему:

- оценка «Пять» - учащийся демонстрирует пример здорового образа жизни и проявляет активное участие в общественной жизни образовательного учреждения;

- оценка «Четыре» - учащийся демонстрирует пример здорового образа жизни и проявляет участие в общественной жизни образовательного учреждения;

- оценка «Три» - учащийся соблюдает здоровый образ жизни и проявляет пассивное участие в общественной жизни образовательного учреждения;

- оценка «Два» - у учащегося появилась вредная привычка (курит, сквернословит, употребляет энергетические напитки, замечен в распитии спиртных напитков, агрессивен по отношению к окружающим);

- оценка «Единица» - учащийся публично демонстрирует вредную привычку, утрачивает чувство сопереживания другим, имеет место жестокое обращение с животными, нарушает дисциплину, срывает занятие).

С учащимися, имеющими отрицательные оценки по поведению организуются отдельные учебные и воспитательные мероприятия с использованием рекомендаций, изложенных с следующем учебном пособии:

Диагностика социопатии у учащихся образовательных учреждений: https://in.ast.social/menu-news/633-in001.html 

В процессе обучения учащихся классный руководитель (куратор учебной группы, курса) ведет педагогический дневник на каждого учащегося, в котором оценивает по пятибалльной системе уровень формирования и динамику устойчивости социально-важных качеств (далее – СВК) личности учащихся средних и старших классов, студентов и слушателей:

СВК-1: научное мышление – способность и готовность осуществлять поиск, критический анализ и синтез научно-методической информации, применять научные рекомендации для решения поставленных задач;

СВК-2: нравственное  мышление     - способность и готовности применять нравственные идеалы для решения поставленных задач; нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества; это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания; формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека;

СВК-3: нравственно-правовое  поведение – способность и готовности вести  себя по отношению к другим нравственно, не нарушать законы;

СВК-4: коллективное поведение - способность и готовность осуществлять социальное взаимодействие при решении жизненных и профессиональных (учебных) задач, взаимопомощь, брать на себя ответственность и исполнять взятые на себя обязательства; умение вовлекать других в свое созидательное дело, поставить себя в коллективе и завоевать авторитет; развитие коллективных начал как способность и готовность российского человека осуществлять формирование своей семьи, профессионального коллектива на базе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, разделяемых и поддерживаемых членами семьи, профессионального коллектива, органами государственной власти;

СВК-5: патриотизм – чувство гордости за принадлежность к Российской Федерации и готовность защищать Россию с оружием в руках, мужественно выносить тяготы и невзгоды защиты России; патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества;

СВК-6: воспитанность гражданина – качество, которое характеризует сформированную привычку поступать по совести, нравственно во всех жизненных ситуациях;

СВК-7: образованность гражданина – качество, которое характеризует сформированную привычку созидательной деятельности и социальной активности, направленной на преобразование окружающей действительности; образованный человек становится субъектом деятельности, он перестает быть объектом обмана и манипуляций деструктивной идеологии, критично воспринимает действительность и активно придает ей нравственное координирующее начало, владеет дискурсивно-оценочным методом, разделяет идею нравственного пути человечества и руководствуется ей в повседневной жизнедеятельности;

СВК-8: вера – внутренний эмоционально-чувственный процесс познания действительности, опирающийся на эмоциональный опыт коллективного поведения и совместного труда людей; один из древнейших способов познания и преобразования действительности, позволяет людям, которые верят друг другу, объединятся, кооперироваться и осуществлять совместную деятельность, созидательно трудиться, создавать крепкую семью и брак (союз женщины и мужчины);

СВК-9: благополучие человека – чувство, отражающее ситуацию соматического и психического здоровья, общественного значения труда (учебы и воспитанности) человека в глазах общества, государства, ближайшего окружения;

СВК-10: великодушие – чувство человека, проявляющееся в его бескорыстии, победе над собственной жадностью, глупостью, подлостью, завистью, лицемерием и иными отрицательными качествами человека, а также преодоление умственной скромности;

СВК-11: взаимопомощь – привычка человека помогать и поддерживать других  людей, казавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации; это врожденное чувство человеческого единства, с помощью которого балансируется чувство внутривидовой агрессии;

СВК-12: взаимоуважение – привычка человека выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии; формируется в процессе нравственного воспитания и обучения; закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны влиятельных субъектов к конкретному человеку;

СВК-13: гуманизм – это нравственное чувство человека, которое проявляется в привычке поступать по совести по отношению к себе и другим людям; главным признаком гуманистического мышления является возведение человека для человека в качестве ценности; гуманное отношение человека к человеку проявляется в том, что человек не причиняет вреда другим людям;

СВК-14: достоинство личности рассматривается с двух сторон; с одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека, общества и государства; с этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности; с другой стороны, достоинство личности является качеством человека, которое формируется в процессе оценки этой личности другими людьми; достоинство составляет нравственное мышление и поведение человека, его созидание для себя и других, а также умственные способности критическим воспринимать действительность и проявлять субъективную активность по влиянию на улучшение окружающей социальной действительности; улучшая других людей, человек улучшает и себя; это улучшение может иметь разные формы: участие в массовых этических оценках, воспитание и обучение других, просвещение, научная работа, культурная деятельность, искусства и художества, политика как вид нравственной общественной и государственной деятельности.

СВК-15: дружба – процесс устойчивых личных отношений между людьми, основанный на разделении общих идей, нравственной идеологии, симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и поддержки друг друга;

СВК-16: жизнь (ценность человеческой жизни) – это взаимосвязанный процесс функционирования человека как биологическое, физиологическое и социальное явление, направленное на воспроизводство новых поколений людей не вредящих себе и друг другу, а также созидающих для себя и друг друга; ценность жизни человека заключается в его жизни для общества, а не в жизни для себя, т.е. степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам других людей; если эти интересы нравственные, то и ценность человеческой жизни приобретает свое высокое значение; если человек выступает объектом эксплуатации и угнетения, то его жизнь не имеет ценности для эксплуататоров и угнетателей; в нравственном обществе и государстве ценность человеческой жизни абсолютна; никто не имеет права отнять у человека жизнь, так как он не создает угрозы и вреда себе и другим людям;

СВК-17: историческая память – отражение и закрепление в общественном мнении событий, информация о которых передается из поколения в поколения путем устной и письменной речи, литературы, а также с помощью работников образования, культуры, науки, искусств, кино и музеев;

СВК-18: преемственность поколений заключается в передаче от поколения к поколению идей, идеологии, отношений, способов труда и преобразования действительности, культурного кода (привычек и типовых поступков человека), традиций, ритуалов и обычаев, знаний, умений и навыков, которыми ранее владели предыдущие поколения; проявляется в том, что человек помнит и уважает своих предков, родителей, учителей, наставников, научных руководителей, хранит и передает их традиции своим преемникам;

СВК-19: единство народов России - это чувство дружбы народов страны,  скрепленное общей идеологией,  нравственным воспитанием и обучением, государственным и общественным непрерывным контролем уровня профессионального соответствия управленческих кадров, совместным ведением хозяйства и справедливым разделением результатов совместного труда;

СВК-20: коллективизм – чувство долга перед своим профессиональным (учебным) коллективом и личной ответственности за благополучие других людей, с которыми человек вместе созидает;

СВК-21: крепкая семья – чувство человека как члена крепкой семьи (союза мужчины и женщины), которое проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, осуществлять семейное воспитание и обучение, принимать участие в трудовой деятельности;

СВК-22: любовь – чувство глубокой привязанности и устремлённости к другому человеку, ставшему объектом симпатии, увлеченности, создавшему чувство безопасности и безвредности совместной деятельности;

СВК-23: милосердие — чувство жалости к побежденному врагу, прощение его для создания основания к совместной созидательной деятельности;

СВК-24: надежда - положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения желаемого и предвосхищающая возможность его свершения;

СВК-25: ответственность за судьбу Отечества – чувство человека, характеризующиеся переживаниями личной ответственности за происходящие в Отечестве события и  осуществление действий, направленных на противодействие внешним и внутренним врагам Отечества;

СВК-26: приоритет духовного над материальным выражается в преобладании нравственных идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения; несовпадение идеологии и назначения материального стимулирования приводит к противоположному результату и недостижению целей материального стимулирования поведения;

СВК-27: служение Отечеству – активное участие гражданина в процессе защиты Отечества от различного рода внешних и внутренних врагов, создающих угрозы и причиняющих вред соотечественникам; формы участия могут быть формальными и неформальными; формальное служение Отечеству – это когда гражданин занимает соответствующие должности государственной военной или гражданской службы и должным образом исполняет свои обязанности, профессионально соответствует занимаемой должности; неформальное служение Отечеству – это когда гражданин, невзирая на свои должности и звания, проявляет чувство личной ответственности за защиту Отечество, самостоятельно и коллективно выявляет и пресекает деструктивную деятельность внешних и внутренних врагов Отечества;

СВК-28: совесть – это способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению; совесть как этический регулятор поведения формируется в процессе нравственного воспитания и обучения, является одной из форм самоконтроля; совесть ориентирована на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитетов; в качестве нравственного регулятора, совесть осуществляется как внутренний мыслительный процесс, ориентирующий человека на непричинение вреда себе и другим людям; СО-Весть – это совместная весть других, указывающих на нравственный путь развития человека; утрата совести может иметь как биологический, так и физиологический и социальный характер; человек без совести – социопат, он не чувствует боли других людей, способен их угнетать и эксплуатировать, совершать против людей любые преступления ради личного благополучия;

СВК-29: справедливость – чувство человека, которое возникает в ответ на нравственное поведение человека и других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном поведении и нравственному правилу III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

СВК-30: созидательный труд – деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей, которые дают положительные обратные связи, потребляя данные блага;

СВК-31: сохранение и укрепление традиционных ценностей - сохранение и укрепление традиционных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей; сохранение и укрепление традиционных ценностей обеспечивается и поддерживается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения граждан и организаций;

СВК-32: товарищество – это отношения между людьми, основанные на общности их идей, идеологии, мировоззрения, интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии, созидательной деятельности;

СВК-34: честь -  обладание человеком рядом морально-психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека; бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий;

СВК-35: авторитет в коллективе – уважительное отношение членов коллектива к конкретному своему члену, который показывает пример, как надо поступать в конкретной жизненной и профессиональной (учебной) ситуации;

СВК-36: здоровый образ жизни без вредных привычек (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков);

СВК-37: социальный интеллект как способность человека оценивать себя глазами других людей и осуществлять самокоррекцию поведения;

СВК-38: умственный труд как способность человека к умственному труду, которая проявляется в освоении научных знаний и умений переложить полученные знания в жизнь.

Для оценки данных СВК можно использовать не только метод личной оценки преподавателя, но и методы групповой и коллективной оценки данных качеств.

По развитию каждого СВК классный руководитель (куратор группы, курса) проводит внеурочное занятие, целью которого является формирование и укрепление каждого конкретного СВК.

2.2.4. Деятельность специалистов в области воспитания (педагог-организатор, социальный педагог, педагог-библиотекарь, заведующий дистанционным обучением), педагог-психолог, советник директора по воспитанию, педагог дополнительного образования  по формированию здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Специалист в области воспитания (педагог-организатор, социальный педагог, старший вожатый, педагог-библиотекарь, заведующий дистанционным обучением), педагог-психолог, советник директора по воспитанию, педагог дополнительного образования осуществляют следующие действия по формированию здорового образа жизни у учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации:

- создают и поддерживают работу актива из числа старшеклассников ведущих здоровый образ жизни, занимающихся спортом;

- организуют вовлечение всех учащихся в мероприятия, предусматривающие двигательную активность, пропаганду здорового образа жизни;

- участвуют в подготовке и исполнении программы физического воспитания, включающей в себя спортивные игры, соревнования, обсуждения и оценку общественно-полезных мероприятий в регионе;

- осуществляют организацию социально-психологического сопровождения учащихся, подвергшихся (подвергающихся) насилию, в том числе сексуальному, ведущих раннюю половую жизнь, (при наличии информированного согласия родителей, подростков старше 15 лет);

- создают средства массовой информации и коммуникации в образовательном учреждении, наполняют эти средства информацией о здорового образа жизни, осуществляют пропаганду учебы, научно-исследовательской активности и здорового образа жизни учащихся;

- проводят просветительскую и профилактическую работу с учащимися и их родителями по предупреждению вредных привычек, игровой зависимости  (кибер-зависимости, игромании), обеспечению безопасности детей во всех аспектах их жизнедеятельности;

- планируют и осуществляют мероприятия патриотического воспитания;

- осуществляют профилактику, раннее выявление и реагирование на деструктивное поведение обучающихся, проявляющееся под воздействием деструктивной идеологии, распространяемой в социальном окружении и информационно-коммуникационных сетях;

- производят профилактику агрессивного преследования и издевательства над одним из членов коллектива со стороны других членов или всего коллектива.

2.2.5. Деятельность родителей и лиц их замещающих по формированию здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Родители и лица их замещающие осуществляют формирование здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации путем развития и закрепления у несовершеннолетних и совершеннолетних учащихся социально-важных качеств личности:

- нравственное  мышление        - внутренний мыслительный процесс, использующий идеалы для решения задач жизнедеятельности; под нравственностью понимается общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества; это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания; формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека;

- чувство долга и личной ответственности за порученное дело;

- семейственность  – чувство принадлежности к крепкой семье (устойчивому союзу мужчины и женщины), гордости за свою семью и предков, которое проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, сохранять историческую память и преемственность поколений;

- приоритет духовного над материальным выражается в преобладании нравственных идей и идеологий в регулировании поведения человека, чем материальное стимулирование этого поведения;

- совесть – способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению;

- справедливость – чувство человека, которое возникает в ответ на нравственное поведение человека и других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном и нравственном поведении;

- созидательный труд – деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей, которые дают положительные обратные связи, потребляя данные блага;

- честь -  обладание человеком рядом морально-психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека; бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий;

- здоровый образ жизни без вредных привычек (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков).

Родители и лица их замещающие осуществляют все формы воспитания несовершеннолетних: духовное, нравственное, физическое, интеллектуальное, показывают личным примером здоровый образ жизни.

Принимают участие в мероприятиях и общественно значимых делах, организуемых и проводимых образовательной организацией (походы, спортивные соревнования, пешие прогулки и далее).

Формируют у несовершеннолетних культуру и традиции питания (вкусовые пристрастия, стереотипы пищевого поведения, представления о здоровом питании).

Методическое обеспечение по повышению психолого-педагогической культуры родителей и лиц их замещающих осуществляют классные руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

2.2.6. Деятельность работников здравоохранения субъекта Российской Федерации по формированию здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Работник здравоохранения по согласованному направлению Департамента образования и науки субъекта Российской Федерации и Департамента здравоохранения субъекта Российской Федерации в образовательном учреждении не реже одного раза в месяц осуществляет мероприятия медицинского просвещения в среди учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации:

- доведение социальных достижений, достижений медицинской науки и практики до  учащихся и педагогических работников;

- поддержка  инициативы и самодеятельности учащихся, трудящихся, больных в охране и укреплении своего здоровья и окружающих;

- систематический контроль и наблюдение за тем, чтобы пациенты, учащиеся, работники выполняли гигиенические рекомендации на практике;

- повышение осведомленности учащихся и работников о том, что болезни являются серьезной проблемой общественного здравоохранения, тесно связаны с  эгоизмом, гедонизмом, жадностью, безответственностью человека, то есть являются следствием безнравственности, аморального поведения человека;

- повышение осведомленности общественности о симптомах и признаках заболеваний и их профилактике;

- улучшение знаний и отношений учащихся и работников к профилактике, диагностике, лечению заболеваний и реабилитации;

- повышение осведомленности учащихся о вредных последствиях алкоголя, курения, наркотиков, токсических веществ, игровой зависимости от компьютерных игр;

- обучение учащихся доступным способам укрепления иммунитета;

- обучение учащихся и работников образования комплексам лечебной и профилактической гимнастики.

2.2.7. Деятельность работников физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации по формированию здорового образа жизни учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации и подведомственные организации осуществляет введение в физическую подготовку учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации физкультурно­спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)».

Физкультурно­спортивный комплекс «Готов к труду и обороне (ГТО)»  является основой физического воспитания населения субъекта Российской Федерации.

На основе физкультурно­спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)»   Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации разрабатывает и представляет на утверждение Высшему должностному лицу  субъекта Российской Федерации программы по физическому воспитанию и спорту во всех образовательных организациях, физкультурно-спортивных клубах и их объединениях, в трудовых коллективах и других учреждениях и организациях, где проводится физкультурно-спортивная работа.

В программах физического воспитания определяется в качестве цели освоение основных знаний, умений, навыков каждого человека по ведению здорового образа жизни, выполнению физических упражнений, занятий спортом, определенных в физкультурно­спортивном комплексе «Готов к труду и обороне (ГТО)».

После утверждения данных программ  Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации совместно с Департаментом образования и науки субъекта Российской Федерации осуществляет внедрение данных программ в систему образования и профессиональной деятельности субъекта Российской Федерации.

2.2.8. Создание сети спортивных секций по самбо и боевому самбо субъекта Российской Федерации.

Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации осуществляет разработку и введение в физическую подготовку учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации программы физической подготовки по самбо.

В России активно возрождаются культурные традиции. Исторически сложилось, что национальные виды спорта формировались в России и развиваются со времен Древней Руси, передаются из поколения в поколение, постепенно развиваясь, формируя общую культуру человека и нации в целом.

Все исконно русские виды спорта направлены на воспитание и развитие физической, нравственной и духовной сил.

Самбо – составная часть национальной культуры, в которую входят не только самые рациональные методики и техники борьбы, но и прежде всего, история побед нашего Отечества, искусство, культура и Великий русский язык. Самбо является историческим наследием, национальной идеей, ценностным хранителем русского языка и русской культуры. На него возлагается огромная ответственность и стратегическая роль в воспитании подрастающего поколения и популяризации физической культуры и спорта.

Содержание программы  физической подготовки по самбо группируется вокруг базовых национальных ценностей: истории создания самозащиты без оружия, героизации выдающихся соотечественников, уникальном комплексе физического и нравственного воспитания, что позволит сформировать у обучающихся патриотические ценности, культуру здорового образа жизни. Программа должна способствовать нравственному и физическому развитию подрастающего поколения, их готовности к защите Родины.

Самозащита без оружия — это система философии нравственности, справедливости, духовной и физической силы, обеспечивающей защиту без оружия.

Реализация программы физической подготовки по самбо в образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации ‒ Югры предполагает контингент обучающихся в возрасте от 7 до 18 лет по 3 уровням подготовки:

- ознакомительный уровень – обучающиеся 7 – 9 лет;

- базовый уровень – обучающиеся 10 – 13 лет;

- углубленный уровень – обучающиеся 14–18 лет;

- для обучающих, планирующих службу в армии, иных силовых структурах предполагается обучение боевому самбо по отдельной подпрограмме, разработку и внедрение которой также осуществляет Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации.

Программа должна быть разработана на основе базовых и наиболее безопасных элементов борьбы самбо с учетом возрастных и психофизиологических особенностей обучающихся. С учетом контактности данного вида спорта, предусматривается четкое соблюдение требований по обучению, указанных в программе.

Обучение планировать мальчиков и девочек в составе классов, учебных групп.

Программа «Самбо» должна предусматривать следующие формы организации  учебно–тренировочных занятий и формы организации учебной деятельности:

- теоретические (занятия, тренировки, экскурсии);

- практические (общая физическая, специальная, техническая,  тактическая и психологическая подготовки, мастер-классы, соревновательная деятельность и др.);

- индивидуальные, групповые, фронтальные.

Цель Программы «Самбо» – формирование нравственной, физической и духовной культуры защиты без оружия.

Задачи:

- сохранение и укрепление здоровья, в том числе закаливание организма;

- оптимальное развитие физических качеств и двигательных способностей;

- повышение функциональных возможностей организма, формирование навыков здорового и безопасного образа жизни, формирование умений саморегуляции средствами вида спорта «Самбо»;

- формирование жизненно важных, в том числе спортивных двигательных навыков и умений; формирование культуры движений средствами вида спорта «Самбо»;

- приобретение базовых знаний научно-практического характера по физической культуре и виду спорта «Самбо»;

- содействие развитию психомоторных функций и формирование морально – волевых качеств;

- обеспечение интеллектуального, нравственного, духовного и физического развития, военно-патриотического воспитания обучающихся.

Планируемые результаты.

Обучающийся должен знать:

- историю развития, традиции национального вида спорта самбо;

- специальную базовую терминологию самбо;

- основные гигиенические требования на занятиях самбо;

- основные правила техники безопасности при падениях и непредвиденных жизненных обстоятельствах;

- основные понятия о физической культуре, как одном из эффективных средств всестороннего гармонического развития личности, сохранения и укрепления здоровья;

- базовые сведения о строении и функциях организма и основных ее системах;

- профилактические меры по предупреждению травматизма и заболеваний;

- методы самоконтроля и саморегуляции морально-психического и физического состояния;

Обучающийся должен уметь:

- качественно выполнять упражнения, предусмотренные программой;

- показывать и объяснять технику страховки и самостраховки;

- взаимодействовать с партнером;

- применять полученные на занятиях знания и умения в соревновательной деятельности;

- презентовать изученные технические приёмы и действия для пропаганды вида спорта самбо (показательные выступления);

Обучающийся должен владеть следующими устойчивыми навыками:

- организованности и дисциплинированности;

- самообладания и самоконтроля;

- этического поведения спортсмена – самбиста (не вредить и созидать);

- ведения здорового и безопасного образа жизни;

В ходе освоения программы учащиеся должны выработать следующие умения:

- не вредить себе и другим людям, защищать себя и других людей от нападения без оружия;

- планирование режима дня, правильное распределение физической нагрузки, составление сбалансированного рациона питания, регулирование двигательной активности и отдыха;

- самостоятельное выполнение требований личной гигиены и соблюдение правил техники безопасности как на занятиях самбо и физической культуры в целом, так и в повседневной жизни;

- владение техниками восстановления работоспособности в различных режимах физической и психологической нагрузки, а также методами закаливания организма и приемами укрепления и сохранения здоровья;

- готовность и способность к взаимодействию, вербальному и невербальному общению (жесты, движения);

- готовность к социальной адаптации, взаимопомощи и взаимоподдержке;

- готовность к самоанализу действий и проецированию результативности;

- самоорганизация своего свободного времени, досуга, активного отдыха, пропагандирующего здоровый образ жизни;

- соблюдение основ профилактики простудных и социальных заболеваний, бытового травматизма и безопасного поведения;

- идентификация себя как гражданина собственной страны – России;

- готовность представлять субъект Российской Федерации на спортивной арене;

- готовность к службе в Вооруженных силах Российской Федерации. 

3. Контроль качества исполнения Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник»

3.1. Контроль качества исполнения Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник» осуществляется путем замера и оценки степени развития и устойчивости качеств личности учащихся:

1) физические качества:  сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, работоспособность; оптимальное развитие физических качеств, присущих человеку; укрепление и сохранение здоровья, а также закаливание организма; совершенствование телосложения и гармоничное развитие физиологических функций;  многолетнее сохранение высокого уровня общей работоспособности.

2) нравственные качества: не вредить себе, другим людям и стране; созидать для себя, других людей, страны; умение определять свою роль и согласованного действовать в коллективе; взаимопомощь и взаимовыручка, товарищество, честность.

3) волевые качества: настойчивость, целеустремленность, выдержка, упорство в преодолении преград, терпение физического дискомфорта, самоконтроль, сдержанность;

4) эстетические качества: красивая физически развитая фигура тела.

Контроль данных качеств личности осуществляют:

- Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации и подведомственные образовательные организации;

- Департамент здравоохранения субъекта Российской Федерации и подведомственные организации;

- Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации и подведомственные организации;

- Органы местного самоуправления и муниципальные организации образования, спорта и культуры;

- Педагогические работники образовательных учреждений субъекта Российской Федерации;

- Руководители образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации осуществляет регулярный (еженедельный) сбор данных о состоянии и динамике уровня развития качеств личности учащихся образовательных учреждений субъекта Российской Федерации.

Данные о качествах личности и их динамике методом оценки педагогических работников, групповой и коллективной оценки еженедельно собирают руководители образовательных учреждений. Получаемые данные передаются в виде списков на электронных носителях, отображающих уровень (пятибалльный) развития и динамики проявления оцениваемых качеств личности.

Предварительную еженедельную оценку полученных данных осуществляет Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации, которые обращает внимание на учащихся и учреждения, в которых данные качества ниже уровня «удовлетворительно».

Руководитель образовательного учреждения, в котором имеются неудовлетворительные оценки степени развития качеств личности, обязан разработать план оперативных психолого-педагогических мероприятий по устранению данного отклонения от нормы.

3.2. Департамент физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации осуществляет ежемесячный контроль и регулярное (раз в три месяца) информирование Высшего должностного лица  субъекта Российской Федерации о выполнении комплекса ГТО всеми категориями населения субъекта Российской Федерации, реализации программ физического воспитания населения субъекта Российской Федерации.

3.3. Для автоматизации управления контролем формирования качеств личности учащихся и осуществления динамической коррекции  деятельности субъектов образования, здравоохранения, физической культуры и спорта субъекта Российской Федерации по формированию здорового образа жизни учащихся создается АСУ ЗОЖ (автоматизированная система управления формированием здорового образа жизни). 

Заказчик разработки АСУ ЗОЖ:

- Департамент образования и науки субъекта Российской Федерации и подведомственные образовательные организации.

- Бюджет и исполнитель определяется заказчиком.

Сроки разработки и внедрения АСУ ЗОЖ:

- три месяца на заказ и разработку технического задания;

- шесть месяцев на создание и тестирование АСУ ЗОЖ;

- три месяца на подготовку и принятие нормативных актов и регламентов по эксплуатации АСУ ЗОЖ;

- через двенадцать месяцев запуск в эксплуатацию АСУ ЗОЖ.

 

Заключение

Надлежащее и неотложное исполнение Плана мероприятий по формированию здорового образа жизни «Здоровый школьник» обеспечивает формирование здорового населения субъекта Российской Федерации, гармоничное воспитание нравственного, здорового, физически крепкого молодого поколения, что  является одним из приоритетных направлений социальной политики государства, насущной задачей органов государственной и муниципальной власти субъекта Российской Федерации.

@А.М. Сафиоллин "Путь в будущее" (Организационно-методические рекомендации по исполнению Указа Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 года)

0
6171

Комментарии 0