Александр Новак отметил, что газификация Российской Федерации является важным фактором стабильного социально-экономического развития и способствует повышению качества и уровня жизни населения.
Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак выступил с докладом на совещании у Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрия Медведева о мерах, направленных на повышение темпов газификации в Российской Федерации.
«В настоящее время, согласно утвержденной Генеральной схеме развития газовой отрасли на период до 2030 года, разработаны и утверждены 82 Генеральные схемы газоснабжения и газификации субъектов Российской Федерации. С 2005 года совокупный объём инвестиций в газификацию составил уже около 0,5 трлн. В газификации участвуют 67 субъектов Российской Федерации», - сообщил Александр Новак.
По данным главы Минэнерго России, ежегодно газифицируется в среднем около 300 населённых пунктов, при этом в 2016 году должно быть газифицировано 480 населённых пунктов.
«С 2005 года было построено около 30 тыс. км межпоселковых газопроводов, газифицировано 765 тыс. квартир и домовладений. А также 4700 котельных, перевод которых на газ решает как вопросы повышения энергоэффективности, так и экологии. В результате с 2005 года средний уровень газификации субъектов Российской Федерации природным газом увеличился практически на четверть, с 53,3% до 66,2%», - продолжил Александр Новак.
При этом, по словам Министра, несмотря на высокие показатели уровня газификации, в территориальном аспекте показатели газификации сильно отличаются.
«Европейские регионы в среднем высоко газифицированы ввиду более развитой инфраструктуры, высокой плотности населения и основных промышленных потребителей. Перспективы газификации сибирских регионов связаны с реализацией крупнейшего масштабного проекта - строительства новой газотранспортной системы Силы Сибири, разработкой новых крупнейших газовых месторождений - Ковыктинского и Чаяндинского, и других газовых месторождений Восточной Сибири. В целях стимулирования развития газотранспортной инфраструктуры в Восточной Сибири в прошлом году правительственным распоряжением принят комплексный план мероприятий по обеспечению государственной поддержки. На Дальнем Востоке газификация «сетевым» природным газом уже началась. В 2011 году был введён в эксплуатацию первый пусковой комплекс ГТС «Сахалин-Хабаровск-Владивосток», что позволило обеспечить поставки природного газа в Хабаровский и Приморский края за счёт ресурсов природного газа, добываемого на шельфовых месторождениях о. Сахалин», - добавил глава российского Минэнерго.
Несмотря на ряд принятых мер по стимулированию газификации, остаются некоторые проблемы, требующие дальнейшего решения, сказал Александр Новак. По его словам, дальнейшая газификация отдалённых населённых пунктов с низкими объёмами потребления газа, меньшей плотностью населения и промышленных потребителей сопряжена с необходимостью строительства протяжённых газораспределительных сетей, требующих значительно больших инвестиций на единицу потребляемого газа, со значительно более длительными сроками окупаемости, а в большинстве случаев в принципе не окупаемых.
В целях повышения экономической привлекательности газификации в субъектах Российской Федерации необходимо разработать и утвердить комплекс стимулирующих мер, включив в него, например, рекомендации субъектам Российской Федерации рассмотреть возможность снижения региональной налоговой нагрузки на строящиеся новые газораспределительные сети, отмену или снижение налога на имущество для таких сетей. Он также может предусматривать внесение изменений в Земельный кодекс в части установления возможности предоставлять в безвозмездное пользование земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для целей строительства объектов газоснабжения и газораспределения, предусмотренных утвержденной программой газификации субъектов РФ.
Также считаю необходимым рассмотреть поэтапную ликвидацию перекрёстного субсидирования при поставках природного газа в субъекты РФ в целях повышения инвестиционной привлекательности проектов газификации», - предложил министр.
По словам главы Минэнерго России, второй крупной проблемой остаётся неисполнение субъектами Российской Федерации обязательств по подготовке потребителей к приёму газа.
«По итогам 2015 года из 66 планов-графиков синхронизации выполнения программ газификации только в 46 субъектах обязательства исполнены в полном объёме, что не позволило подключить плановое количество новых потребителей природного газа, а также привело к переносу сроков ввода в эксплуатацию инфраструктуры, построенной за счёт средств ПАО «Газпром». В целях повышения ответственности субъектов Российской Федерации за исполнение согласованных план-графиков синхронизации Минэнерго России предлагает использовать механизм предоставления встречных гарантий, в рамках которого заинтересованные стороны - поставщик газа, включая независимых поставщиков, и субъект Российской Федерации - предоставляют друг другу финансовые гарантии, которые, в случае неисполнения одной из сторон принятых на себя обязательств, должны обеспечить компенсацию понесенных расходов или режим «бери или плати»», - полагает Александр Новак.
Систематическое нарушение платёжной дисциплины потребителями природного газа является, по словам Министра, ещё одной системной проблемой, влияющей на дальнейшую эффективную газификацию.
В целях укрепления платежной дисциплины по инициативе Минэнерго России в конце прошлого года был принят федеральный закон об укреплении платёжной дисциплины, предусматривающий повышение финансовой ответственности потребителей, предоставление финансовых гарантий и ужесточение административной ответственности. Сейчас Минэнерго России ведётся работа по подготовке подзаконных актов.
По словам Министра, предложенные меры позволяют повысить ответственность участников газификации в Российской Федерации и создать необходимые экономические условия для привлечения частных инвестиций в газификацию, что позволит повысить темпы газификации в Российской Федерации.
Источник: minenergo.gov.ru
Комментарии 0