Загрузка данных
Публикация

Алексей Сафиоллин - делать то, что нужно городу ( интервью )

  • 28 августа 2016 г.
  • 2183
  • 0

Делать то, что нужно городу

19-09-2012
 
Алексей Сафиоллин имеет опыт работы как в предпринимательстве, так и во власти. Сейчас он - заместитель мэра Сургута по экономике. О том, как сегодня развивается городской бизнес и какие перспективы его ждут – первое интервью Алексея Сафиоллина Бизнес журналу в новой должности.
 
– Алексей Маулитжанович, как вы оцениваете экономическое развитие Сургута на данном этапе?
 
– В этой сфере происходят положительные тенденции. Они связаны, в первую очередь, с ростом цен на нефть, со стабильной работой компании "Сургутнефтегаз", других градообразующих структур: "Газпром-переработка", "Сургутгазпром", "Тюменьэнерго". В итоге более половины жителей города получают стабильную заработную плату. Пользуются спросом услуги, которые сегодня бизнес готов предоставить сургутянам. Заметно улучшается качество общепита. Растут коммерческие торговые площади, в том числе за счет первых этажей строящихся зданий. Все это в целом говорит о том, что Сургут сегодня и в официальных рейтингах, и в объективной действительности — достаточно инвестиционно-привлекательный город. Поэтому бизнес здесь неплохо развивается, особенно если сравнивать его с другими городами Ханты-Мансийского округа. Чувствуется активность и федеральных сетей, которые сюда входят. Триста тысяч квадратных метров, планируемые к вводу в Сургуте в 2012-2013 годах, это ровно столько, сколько коммерческих торговых площадей было построено за весь предыдущий период развития города. Два мощных торговых центра "Сургут Сити Молл" и "Аура" будут введены в конце текущего года. Они уже заполняются арендаторами достаточно серьезного уровня, которые, хотим мы этого или нет, будут серьезно влиять на развитие сургутского бизнеса с точки зрения качества предоставления новых видов услуг. И в конечном итоге в первую очередь, я считаю, от этого выиграет потребитель. Кроме того, в связи с вводом новых площадей прогнозируется достаточно активное освобождение существующих торговых площадей в микрорайонной части города. Кому-то станет сложнее вести бизнес с приходом мощных конкурентов. Тем не менее, это законы бизнеса, которые требуют постоянного развития.
 
– Свою лепту в этот процесс внесет и вступление в ВТО.
 
– Да, это очень важная тема, от которой администрация не может оставаться в стороне. В ближайшее время мы планируем проведение ряда мероприятий, направленных на подготовку к жизни в новых условиях. Мне, как отвечающему за бизнес в Сургуте, важно также выяснить степень готовности сегодняшнего предпринимателя к работе в условиях ВТО. Чтобы понять, что нас ждет, можно посмотреть на опыт той же Украины. Через очень короткое время после ее вступления в ВТО туда вошли бизнесмены Восточной Европы, имеющие опыт работы в странах ВТО, и произошел серьезный передел. Не стоит думать, что иностранцы и инвестиции придут в сложное технологичное производство. Они придут туда, где деньги. Под "интервенцию" попадают в первую очередь страховые компании, банки. России был дан достаточно длительный период для подготовки. И те предприниматели, которые не только ведут свой бизнес, но и развиваются, обучаются, думают стратегически, безусловно, должны быть готовы интегрироваться в европейское сообщество. Скажу по собственному опыту, когда мы сертифицировались по системе менеджмента качества в статусе строительной компании, выбрали немецкий сертификационный орган, чтобы понять, какие технологии и методы необходимы для организации производственных, а в конечном итоге — бизнес- процессов. Сегодня многие банки, оказывающие услуги кредитования, уже давно работают по требованиям ВТО. В целом, на мой взгляд, вступление в ВТО — позитивный процесс. И чем быстрее мы будем интегрироваться в мировое пространство и принимать правила и нормы, действующие на международном рынке, тем качественнее и лучше будет наша жизнь.
 
– На какие меры государственной поддержки могут рассчитывать сегодня бизнесмены?
 
– Государство поддерживает бизнес не столь активно, чтобы планировать свое развитие с учетом каких-то вспомогательных мер. Определенная помощь может оказываться в самый сложный период развития бизнеса, на этапе его становления. Предусмотренные механизмы — Окружной Фонд поддержки предпринимательства, бизнес-инкубатор, технопарки, которые мы планируем развивать. По  моему мнению, поддержка в большей степени должна состоять в том, чтобы научить желающих стать бизнесменами правильному восприятию бизнеса. Бизнес — это не "когда ты начал что-то делать, и у тебя пошла прибыль".  В первую очередь, это дело, и людей с талантом к предпринимательству, к управлению бизнесом, не много. Если взять мировую статистику, то из десяти взятых кредитов возвращается только два. Чтобы дело пошло, нужны знания, отдача, благоприятная среда для развития бизнеса и, конечно, возможность подбора команды под определенную идею, эффективная реализация этой идеи. Все эти факторы напрямую влияют на качество ведения бизнеса. И малейшая погрешность хотя бы в одном из них влечет серьезные последствия для всего процесса, в том числе сказывается на возможности предпринимателя вернуть кредит. Не все способны стать предпринимателями, удел многих — быть организаторами и исполнителями идей. Не исключено, что с опытом исполнитель вырастет в предпринимателя. А говорить о том, что мы должны создавать инкубаторские условия, я считаю, неверно. Бизнес не может вырасти в теплице. Человек должен уметь принимать решения, а не ждать, когда кто-то придет и поможет. Все успешные бизнесмены стали таковыми только за счет собственных усилий.
 
– Что, по-вашему, необходимо поменять в расстановке бизнес-потенциала в городе?
 
– Мы должны, в первую очередь, создавать условия для защиты бизнеса от самого себя, чтобы бизнес сам себя отрегулировал. Власть определила свои условия, они заданы нормативно-правовыми актами, которые необходимо выполнять: начиная от правил ведения бизнеса и заканчивая налогами, подлежащими уплате. Рассуждать о том, правильные ли они, дают ли развитие бизнесу, можно сколько угодно, но сегодня бизнесмену необходимо тратить все свое время на создание материальных благ и извлечение прибыли. Условия для всех равны. Другой вопрос, если в этих условиях кто-то пытается получить преимущество. Местные бизнесмены порой жалуются на иногородних коллег, которые не платят налоги, тем самым снижают стоимость товара и оказываются в более выигрышном положении. Надо вместе бороться с этим, создавать понятный, прозрачный бизнес. Победит тот, кто лучше работает и предоставляет более качественные услуги. Другим будет стимул догонять и стараться соответствовать. Нужно стремиться к таким условиям, чтобы зарплаты не выдавались в конвертах. Данная проблема мешает бизнесу развиваться. Если бы мы смогли объявить наш город чистым в этом отношении, условия для бизнеса были бы понятнее, правильнее и мощнее. Администрация, со своей стороны, должна контролировать процесс и влиять на "нарушителей". Было бы правильно заводить всех в равные условия: мы не должны помогать "нашим" и создавать барьеры "варягам". Закон этого не допускает. В равных условиях местные предприниматели получили бы дополнительные возможности с учетом того, что они ведут здесь бизнес не первый год, у них наработаны материальная база, связи, репутация, социальная ответственность. Помочь им, защитить от недобросовестных конкурентов — главная наша задача. Но это надо делать всем вместе. Поэтому, я считаю, бизнесменам необходимо объединиться и определить правила "игры".
 
– Какие-то шаги в этом направлении уже сделаны?
 
– Уже этой осенью мы планируем разработать стратегию работы с бизнесом, которая будет содержать определенные правила. Проведем ряд встреч с предпринимательским сообществом Сургута,  проанализируем состояние бизнеса в городе, определим меры по взаимодействию и, таким образом, надеюсь, дадим новый толчок развитию предпринимательства в нашем городе. Я бы не стал говорить, что вести бизнес в Сургуте сложнее, чем в других городах. Во-первых, по собственному опыту. Во-вторых, сами бизнесмены признаются, что в Сургуте интереснее развиваться, потому что и город во всех отношениях привлекательный, и население требует новых качественных услуг, причем зачастую эти требования соответствуют мировым стандартам. Многие сургутяне часто бывают за границей и хотят получать дома услуги такого же качества, и, главное, готовы за это платить. 
 
– Какие ниши, на ваш взгляд, не заполнены в местном бизнесе? Какие направления необходимо развивать?
 
– Если посмотреть на европейский бизнес, а бизнес — это, в основном, услуги, то там насчитывается до трех тысяч видов услуг. У нас в России их сегодня порядка трехсот, то есть пространство для развития очень велико. Взять, к примеру, клининговые компании. По большому счету, все организации, начиная с администрации и заканчивая детскими садами, сами выполняют их функции. Тогда как это огромный рынок для нового бизнеса. Толчком к его развитию и созданию новых рабочих мест могли бы стать сотни тысяч квадратов площадей, которые собственники предоставили бы убирать профессионалам. Большой работы требуют сегодня и наши рынки. Их нынешний статус непонятен — то ли они конкуренты торговых сетей, то ли  поставщики дешевых товаров для населения. Мы сейчас продумываем концепцию развития рыночной торговли в Сургуте и, конечно, она будет меняться. Уже закрылся рынок "Строитель" в этом году, первого января заканчивается лицензия рынка "Геолог", на его месте запланировано строительство больничного комплекса. Много вопросов по рынку на Набережном. Ясно одно — рынков, в их нынешнем виде, не будет. Начало уже положено на Центральном рынке: его планируемый статус — фермерский рынок, где будет продаваться натуральная продукция фермерских хозяйств. Конкурировать с продуктовыми торговыми сетями, которые сегодня активно работают в Сургуте, нереально. Но если  это будет "био-рынок" с прилавками, заполненными натуральным мясом, молоком того же совхоза "Северный", продукцией соседних регионов, пусть даже на порядок дороже магазинной, то спрос будет большой. В Сургуте достаточно много людей, предпочитающих есть не китайское замороженное мясо, а приобретать свежее. А это уже дополнительные возможности для местных предпринимателей. То же самое можно сказать и о так называемых стихийных рынках, которые будут реформированы в ярмарки. Конечно, Сургут — не курортный туристический центр, как Мюнхен или Рим, но, тем не менее, тапочки, носки ручной вязки, местная рыба — это товары, пользующиеся спросом и реализуемые населению в точках стихийной торговли. Так зачем нам "черные" рынки, если мы можем создать условия для легальной торговли, которая принесет пользу и людям, вовлеченным в это ремесло, и вызовет у потенциальных покупателей уверенность в соответствии товара санитарным нормам. Конечно, мы понимаем, что на рынке должны быть и относительно дешевые товары для тех категорий населения, которые не могут себе позволить приобретать бренды среднего уровня. Для этого можно создавать частные рынки, главное  правильно их спозиционировать и наладить организованную торговлю. В этом направлении мы тоже будем работать.
 
– Едва ли бабушки с носками захотят платить аренду на рынке...
 
– Дело даже не в арендной плате, а в правильной организации их деятельности. Даже дотировать можно такие вещи, если они выгодны городу. Для пенсионеров это дополнительная возможность заработать. Данный вопрос — тема для обсуждения, в том числе с депутатами. Мы же хотим сделать лучше жизнь горожан, если есть возможность — почему ею не воспользоваться? Сейчас идем по пути разработки городской инвестиционной программы, в рамках которой ищем механизмы и рычаги, способные запустить инвестиционные проекты. Насколько будет возможно использовать ресурсы, чтобы инициировать бизнес и стимулировать его пойти в те направления, которые необходимы городу — здесь я вижу перспективу и в рамках государственно-частного партнерства. К примеру, поступает масса предложений от бизнесменов, желающих использовать территории общегородского значения под коммерческие цели. Это могут быть и пляж, и парки, и набережные, текущее состояние которых оставляет желать лучшего, и перспектив в ближайшее время не видно. Значит, надо работать  с предпринимателями, помогать им, определять временные границы взаимодействия и двигаться в этом направлении.
 
– Вы упомянули технопарки. Это пока только идея или решение по их созданию уже принято?
 
Есть предложение окружного технопарка открыть технопарк на базе Сургутского университета и привлечь резидентов, готовых предлагать инновационные технологии. Например, в Сургуте запущен цементный завод с большой производительностью, как следствие он станет производить изделия для строительной отрасли. Предприниматель, создавший этот завод, имеет месторождение на Полярном Урале, откуда планирует завозить сюда сырье. Следующим этапом станет запуск в Сургуте завода строительных смесей. Может, он и небольшой, но это уже собственное производство продукта, нужного строителям. В перспективе можно будет производить из местного цемента различные строительные изделия. Также в Сургуте работает завод кабельной продукции. Есть  бизнесмен, планирующий открыть аквапарк, его проект уже проходит экспертизу. Очень много интересных идей, в том числе связанных со строительством. Среди них и возведение коттеджных поселков, и проект "Город в городе", который сейчас разрабатывается в Сургуте, и уже строятся подземные паркинги в высотных домах. Это уверенный шаг вперед к новому качеству. Перспектива налицо, город Сургут достаточно живой и активный с точки зрения бизнеса. И все проекты, о которых я говорю, реализует именно бизнес.
 
– Алексей Маулитжанович, вопрос как к строителю. Насколько адекватными можете назвать цены на жилье в Сургуте?
 
– То, что сейчас происходит с формированием стоимости жилья, называется виртуальной экономикой. Рыночная цена квартиры не соответствует реальной. Проблема очень серьезная, ведь цена товара исчисляется не в реальных, а в виртуальных деньгах. Этот "мыльный пузырь" не предвещает ничего хорошего. Если на этапе строительства от фундамента до кровли цена квадратного метра составляет, допустим, 35-40 тысяч рублей, то стоимость земли, банковских кредитов, инфраструктуры, отсутствие уверенности застройщика в продаже всех готовых квартир,  плюс спекуляция на рынке жилья и составляют вторую половину рыночной стоимости, которая вызывает шок и не входит ни в какие рамки. Программа по улучшению жилищных условий населения — это не только раздача квартир бесплатно, она также предусматривает создание доступности квадратного метра для всех тех, кто способен приобрести жилье даже без помощи государства. Власть должна быть регулятором спроса и предложения. Если она перестает регулировать и теряет механизмы управления, формируется неадекватная цена. Выходить из положения нужно дополнительными вбросами средств. Но бывает, программы как таковые не работают: средства обещаны, но конечный потребитель их не получает. И рынок начинает "рулить" сам, следствием чего и являются завышенные цены на жилье в Сургуте.
 
– В последнее время очень часты случаи, когда подрядчики, работающие по муниципальному заказу, бросают свои объекты на полпути. С чем это связано?
 
– Да, само наличие данной проблемы свидетельствует о том, что по каким-то причинам неправильно выстроена работа с бюджетом. Либо расчетная цена, выставляемая на конкурсы, не соответствует действительности. А подрядчикам надо что-то брать, иначе их коллективы остаются без работы, и от безысходности они берутся за объект, а осилить его в конечном итоге не в состоянии. Проблему усложняет проникновение на рынок недобросовестных подрядчиков, которые и другим не дают работать, и сами не выполняют обязательств по контракту. В итоге и власть становится заложницей этой ситуации, неспособная регулировать эти процессы, и сам строительный бизнес не имеет гарантий для своего существования.
 
– Каким образом регулируется процесс застройки города? Что делается, чтобы избежать бессистемной застройки?
 
– Застройка города регулируется следующими нормативными документами: генеральный план, план застройки города, где относительно принятых нормативно-правовых актов определены зоны строительства в городе: промышленная, жилищная и т.д. Также действуют проекты планировки территорий. Кстати, сейчас защищаются проекты планировки ядра Сургута и пойменной части реки — это как раз те места, от которых стратегически зависит качество развития города. Есть риск, что они попадут под  бессистемную застройку, и ответственные лица, которые сегодня заказывают проект планировки, завтра скажут, что не способны остановить стихийность. Они должны сегодня, на этапе планирования территории отвечать за свои действия. Перед началом строительства объекта предприниматель в любом случае приходит за разрешением, которое должно выдаваться согласно принятым нормам и правилам. Ничто не мешает нам разработать правила, препятствующие строительству того, что не нужно жителям города. Я не верю, что нельзя разобраться с рекламой. Надо просто убрать баннеры, установленные через каждые пять метров и закрывающие всю архитектуру города, просто плыть по течению нельзя.  
 
– Скажите, есть ли какие-то подвижки по проекту застройки ядра?
 
– Проект планировки территории утверждает глава города. Он либо подпишет то, что там напланировали, либо не подпишет.
 
– Каково ваше личное отношение к тому, что там напланировали?
 
– Мое отношение резко отрицательное. Это ярмарка каких-то зданий и сооружений, без определенной концепции, без идеи — для чего нам это нужно. Я бы всю территорию запланировал под городские нужды, под зоны, которые востребованы всеми горожанами — для отдыха, для прогулок и т.д. Сделал бы муниципальные жизнеобеспечивающие территории, создал бы условия для сноса расположенных там домов, переселив людей в специально построенное жилье. Сохранив природу, расчистил бы территорию и сделал ее доступной для пешеходного движения и муниципальных парков, и только потом стал бы рассматривать варианты строительства различных зданий, к появлению которых были бы готовы и предприниматели, и администрация, и самое главное — жители города. Но не ждать, расчертив территорию под гостиницы и торговые центры, когда предприниматели разберутся с домами, находящимися в частной собственности. Можно предусмотреть заполнение площади около университета интересными для города проектами — проводить там различные мероприятия, предусмотреть кафе. Все равно молодежь здесь собирается, кто на машинах, кто на лавочках. Почему бы не создать нормальные условия: поставить скамейки, сделать прогулочные зоны, куда приходили бы все горожане? Без привлечения бизнеса это невозможно.
 
– С вашим приходом на новую должность какие ваши личные инициативы нашли поддержку у администрации?
 
– Функции администрации — во-первых, администрировать доходы и расходы города, утверждая их в Думе. И во-вторых, оказывать услуги населению города. Поэтому задача по первой части — подумать, как дополнительно мобилизовать поступления в доходную часть бюджета города. Она сегодня невелика — это налоговые и неналоговые поступления и дотации из бюджета округа. Налоговые и неналоговые поступления в большей степени зависят от налога на НДФЛ, который составляет более шести миллиардов рублей — это треть городской казны. Ресурсы, конечно же, есть: существенно увеличивает поступления в городской бюджет повышение заработной платы в Сургуте, в частности, работников бюджетной сферы, градообразующих предприятий и бизнеса. Это мощнейший ресурс, исчисляемый сотнями миллионов рублей. Что касается окружных дотаций, здесь тоже есть, над чем поработать. Чтобы финансирование различных программ и проектов продолжалось, необходимо грамотно осваивать то, что нам выделяется. К примеру, мы уже пять лет не можем построить поликлинику на семьсот мест. Есть и положительные примеры: достроены Ледовый дворец, Дворец бракосочетания,  на стадии рассмотрения к завершению станция юных натуралистов, улица Университетская и т.д. Проекты создают рабочие места и блага для города и его жителей. Может быть, не публично, но вся администрация активно трудится в данном направлении. Кроме того, моя работа заключается в корректировке стратегии города, это ежегодная процедура. И, конечно, большой отдачи требует работа с бизнесом. Думаю, мои знания и опыт (как в сфере предпринимательства, так и во власти) позволят привнести новые идеи, тенденции и возможности, которые будут претворяться в жизнь.   
 
Справка
Алексей Сафиоллин родился 25 июня 1969 года в Сургуте. Окончил Новосибирский инженерно-строительный институт имени В.В. Куйбышева. В 1999 году возглавил ООО "СКУ" — крупную строительную корпорацию Сургута. В 2007 году перешел на должность заместителя председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по вопросам строительного комплекса. Алексей Сафиоллин является Почетным строителем РФ, членом Правления некоммерческой организации "Союз строителей Югры" (с июля 2007 г.), членом Правления Сургутской торгово-промышленной палаты (с декабря 2010 г.). На общественных началах является Президентом Федерации бокса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (с 2008 г.), Президентом ассоциации строителей Сургута и Сургутского района (с сентября 2010 г.). 9 июня 2012 года распоряжение Главы города Сургута назначен его заместителем по экономике.
 
 
Наталья Салаутина

 

 

Сафиоллин Алексей

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

2183

Комментарии 0