Загрузка данных
Публикация

О проекте "Вершина" - Сургут

  • 28 августа 2016 г.
  • 4124
  • 0

ТРЦ «Вершина»

Интервью Алексея Сафиоллина Юлии Неруш для журнала "60-я параллель"  декабрь 2005 года.

 

Известный голландский архитектор Эрик ван Эгераат все-таки приходит в Россию – со стороны Сибири. Региональная строительная компания выдвигает проект создания европейского молла в Сургуте – небольшом по столичным меркам городе. Эксклюзивной начинкой станут модные в молодежной среде экстремальные виды спорта – уже не только как активный способ досуга, но и как массовое зрелище. С чем имеем дело: с развитием на севере рынка потребления или с социальным проектом? Рассказывает один из авторов – Алексей Сафиоллин, председатель совета директоров компании "Специализированное карьерное управление".

– Промелькнувшая информация о проектировании в индустриальном городе нового торгово-развлекательного центра недолго бы задержалась в памяти. Но когда этот комплекс строит архитектор с мировым именем, жители воспринимают этот факт как обещание больших перемен, если не в личной жизни, то, по крайней мере, в среде своего обитания. Какова история этого проекта?

В 2002 году одному из предпринимателей был выделен земельный участок под роллердром. Администрация города при землеотводе ставила условие – организовать при новом объекте подземные гаражи. Тем самым частично решалась городская проблема обеспечения мест для парковки автомобилей. Предприниматель обратился к нам с приглашением стать партнерами проекта и построить двухэтажный поземный паркинг. Мы согласились построить парковочные места с целью их продажи. Вот прозаическая исходная точка будущего проекта.

Между партнерами был заключен договор, согласно которому в случае выхода из проекта по любым причинам одной из сторон, другой стороне предоставлялась прерогатива продолжения строительства и владения этой землей. Это было время, когда еще не проводилось конкурсных торгов, обременений и пр. Мы уже начали работы нулевого цикла, когда наш партнер принял решение по ряду причин отказаться от своих намерений и вышел из проекта.

Встал вопрос – как нам использовать площади, которые будут над нашим паркингом? Было понятно, что нужно строить объект, который будет востребован горожанами, который будет нужен городу. После консультаций с муниципалитетом остановились на строительстве торгового центра, который бы не только соответствовал новейшим мировым стандартам, но и вносил бы новый элемент в архитектурную и культурную среду города. Это не противоречило стратегии диверсификации нашего бизнеса.

Кроме того, я считаю неправильным, когда в городе с таким уровнем жизни, как Сургут – нефтяная столица России, люди не имеют должного уровня услуг, товаров, вообще – культуры проведения досуга. А ведь их запросы сформированы – в тех многочисленных поездках по всему миру (бизнес-поездки или туризм), которые стали частью жизни многих. У себя дома же, в довольно благоустроенном городе они попадают, мягко говоря, в разреженное пространство бытового сервиса, во вчерашний день дикого, плохо организованного рынка, где зачатки услуг, те же появляющиеся детские комнаты, соседствуют с отделами по продаже бытовой химии, где человеку, входящему в супермаркет, нечем дышать через двадцать минут, потому что дурно сконструирована система вентиляции, а кондиционирования нет вообще.

– Правильно ли я понимаю, что этот проект для Вас лично не только бизнес-проект, но часть Вашей социальной миссии в городе?

Миссии нашего предприятия, прописанной далеко не вчера. Она как раз и состоит в создании благ для государства. Я наблюдаю за тем, что сейчас повсеместно государство понимается только как власть. По моему убеждению, государство – это территория, населенная людьми, живущим по определенным законам. Законы меняются, люди приходят и уходят, но территория в ее развитии остается. Любой объект, который мы строим, будь то дорога, трубопроводы, здания и сооружения, – это те объекты, на которых богатеет государство – то есть, люди, которые живут и пользуются этими продуктами. От качества этого продукта и зависит уровень жизни людей. В этом же контексте мы понимаем и наш проект торгового центра.

Развлекательный центр внутри комплекса не ориентирован на выполнение образовательной или просветительской функции. Развлечение и отдых посетителей – вот главные задачи этого блока. Но мне кажется, что и арт-проекты, и молодежные соревновательные форматы типа КВН здесь могут найти место, как способ привлечения публики. Хотя это не станет одной из составляющих будущего центра, мы готовы к переговорам с молодежью, творческой элитой. Главным же элементом, стержнем досугово-развлекательной зоны мы планируем сделать роллердром, который разместится в зоне food-корта. Это не только способ развлечения для молодежи, это еще и увлекательное зрелище, которое можно наблюдать, сидя за столиком в кафе. Прыжки с горок, захватывающие трюки, которые сейчас становятся технологией катания, - зрелище может добавить адреналина.

В утренние и дневные часы горки могут быть убраны, и тогда роллердром способен превращаться в выставочное или подиумное пространство, в детскую площадку, где ваш ребенок может покататься на электрических машинках и т.п. С помощью спускающегося экрана роллердром может трансформироваться в площадку доля коллективного просмотра спортивных зрелищ, а значит, здесь найдут пристанище спортивные фан-клубы.

Помимо роллердрома мы планируем организацию оборудованной искусственной скалы для тренировок и соревнований по скалолазанию. И это тоже может быть объектом для досужего зрелища. Пора бездумного прожигания времени в барах и на дискотеках сменяется модой на активный образ жизни, спортивную подтянутость и стремлением к преодолению. Кстати, мы планируем назвать будущий комплекс "Вершина".

Разбросанные по периметру атриума многочисленные food-корты могут стать трибуной для зрителей. В верхних уровнях в относительной тишине расположатся дансинг-студия "ТОДЕС" и лобби – бар. Здесь можно будет провести бизнес-ланч, переговоры и просто полюбоваться городом с высоты. Важно, что попасть в лобби-бар можно будет напрямую из подземного комплекса. Стратегия работы проста: европейские повара, лаунж-музыка, спокойный интерьер – всё это позволит людям чувствовать себя спокойнее, чем в Альпах.

Социально-культурная концепция комплекса направлена на то, чтобы создавать микросреду для отдыха нескольких разнородных социальных групп населения, каждая из которых имеет доход средний, выше среднего и высокий, но все они принципиально отличаются по возрасту и образу жизни.

Вот смотрите:

Роллердром и искусственная гора – для активной молодежи.

Ночной клуб – для людей 20-35 лет, разбирающихся в современной танцевальной музыке.

Food-корт – для семей с детьми, школьников и студентов, ценящих время и деньги.

Танцевальная студия – для детей и молодежи, которые хотят научиться танцевать.

Лобби-бар – для солидных людей, ценящих повышенный комфорт и изысканную кухню.

Каждый найдет себе свою компанию и свой островок в этом большом проекте.

Есть еще один важный аспект, который стоит учитывать – торговый комплекс нужен не только покупателям. Данный проект позволит местным предпринимателям стать участниками международного ритейл-проекта, став его арендаторами.

– Архитектор – одна из ключевых фигур в создании пространства, притягивающего людей. Вам удалось увлечь своим проектом Эрика ван Эгераата – мастера, имеющего мировую известность, что уже делает будущий центр не городской, а российской достопримечательностью.

Мы провели международный тендер на проектирование, в котором приняли участие не только архитекторы, но и консультанты, которые знают психологию, заложенную в продукты такого вида. Участниками тендера были десять лучших российских компаний, зарекомендовавших себя на этом рынке и десять мировых. В конечном итоге определились два претендента – одним из них и был голландский архитектор Эрик ван Эгераат. При первой встрече с ним в Москве я сказал, что Россия, это не только Москва и Петербург. (справка на поля о русских проектах ван Эгераата – Москва Сити, Русский Авангард)

Нам удалось найти общий язык. Мы говорили о людях и о территориях, где имеет смысл реализовывать масштабные во всех смыслах проекты. После того, как я ему рассказал о Сургуте и показал его место на карте, он ответил: "Я Эгераат, я ПЕРВЫЙ: когда мои коллеги едут в Китай, куда придет нефть, я поеду туда, ОТКУДА она придет".

– Эрик ван Эгераат всегда подчеркивает в своих интервью, что для него очень важны местные условия. Каким он увидел индустриальный северный Сургут при первом знакомстве?

В первую очередь, его восхитила наша природа. Ему, как архитектору, активно использующему кривые в своих конструкциях, была интересен вантовый мост через Обь и встреча с мостостроителем Валентином Федоровичем Солохиным. Его поразил наш город, отстроенный всего за последние сорок лет. Я рассказывал ему, что когда я родился, здесь стоял всего один пятиэтажный дом, а сегодня Сургут – это город с развитыми коммуникациями и современными дорогами, который берет призовые места в российских конкурсах по благоустройству.

Он увидел, что здесь кроме нефти есть новая культура и сохраняется память о прошлом, что здесь люди не только работают, но и думают о будущем.

Он не считает возможным давать оценку нашей архитектуре по вполне понятным причинам. То, что было построено за эти годы, нельзя судить – во времена строительства решалась социальная задача – перевести людей из балков и бараков в нормальное благоустроенное жилье. Важно сейчас при строительстве опираться только на оригинальные свежие идеи, не стремясь повторять какие-то признанные образцы. "Зачем? Зачем повторять, то, что уже где-то было? – говорит Эрик ван Эгераат. – Неужели нет идей?". Эрик принял задачу создать нечто совершенно новое на относительно небольшой, отведенной под строительство площадке 50х100 метров, расположенной недалеко от центра города, вдоль магистрали и соседствующей с рядом жилых микрорайонов – при этом, не травмируя среду.

– В городах с маловыразительной городской средой люди предъявляют к архитектуре высокие культурные требования, даже если речь идет об объекте, связанном с бизнесом. Вы говорите о своем желании построить в Сургуте образец архитектуры будущего, возле которого по Вашим словам люди будут фотографироваться. Какова художественная идея проекта?

Идея образа здания возникла из впечатлений от Оби, на которой стоит город. Хотя Эгераат был у нас в начале лета, в пору полной воды, он представил себе реку во льдах. (ПЕРВЫЙ ЭСКИЗ). "От меня ждут что-то функциональное, зажатое средой, но просторное внутри. Есть предчувствие взрыва. Я ищу мотивы, форму, исходя из местных условий. Это может быть нечто, напоминающее вздыбленный лед, выполненный в камне и стекле. Мне важно, чтобы мой проект не вызвал отторжения в той среде, которая уже существует. Он будет соразмерным ей, но отличаться логикой – среди "зарослей" жилых домов – правильных многоугольников, центр будет будить воображение своими линиями, соразмерными восприятию человеком природы, в которой тоже нет прямых и параллельных линий".

     

– По Вашим словам, архитектура нового комплекса обещает внести новое содержание, идею в городскую среду. Как Вы могли бы сформулировать ее?

"Весь мир на ладони, ты счастлив и нем,

И только немного завидуешь тем,

Другим, у которых вершина еще впереди".

Мне невольно вспоминается песня Владимира Высоцкого. Для нашего предприятия это будет определенная вершина. У людей, философия которых близка философии восхождения, будет много вершин в жизни. Но это – одна из них. Эрик говорит, что единственно правильного рецепта "сделать что-то новое" нет. Усовершенствование городской среды базируется не столько на правилах, сколько на принципе, что голые правила не работают, помимо правил нужно чутье и экспериментальный подход.

– И последний вопрос. Этот сказочный Вавилон, начиненный сервисом по последнему слову – все-таки для Вас супермаркет или центр культурных индустрий? Думаете ли Вы о создании каких-то специальных условий для разворачивания в вашем центре деятельности творчески ориентированных людей?

С точки зрения культуры наш проект, конечно, – проект развития культуры жизни. Но вопрос, который Вы затронули, мне кажется, – вопрос будущего для Сургута, до этого нам нужно еще дорасти. И в первую очередь, не инвесторам, а муниципалитетам, которые должны являться проводниками художественной культуры в их города. Потому что именно они должны быть заинтересованы в таком культурном имидже города. У меня есть мысли на этот счет, но я не привык говорить о мечтах.

Сегодня шопинг – это одно из главных занятий жителей Сургута, если не считать собственно работу. Посмотрите, сколько магазинов, и они не пустуют. Люди стремятся туда, значит, нужно им обеспечивать именно это предложение – на максимально высоком уровне.

Культура покупки – это тоже определенный вид культуры, связанный с дизайном повседневной жизни – когда не просто красиво, но также многофункционально и удобно во всех отношениях. К этому люди быстро привыкают. Так культура входит в их жизнь через быт. Конечно, наш центр задуман как место комфортного времяпрепровождения.

Что касается художников… Музыка и видео во множестве кафе центра – разве это не поле для реализации творческих идей?

Конечно, я понимаю вопрос соотношения масштабов. Но пока у нашего предприятия есть возможности на такой проект, в который мы вошли.

Конечно, человеку нужны места, где он может просто остановиться и посмотреть на окружающий мир, своими глазами, а не по телевизору и увидеть и понять в этом мире нечто, по мере зрелости. В российских городах есть тенденция к развитию в этом направлении. Даже если мы об этом начали говорить – это уже шаг вперед.

 

P.S. В 2011 году концепция торгово-развлекательного центра "Вершина" была признана самой нестандартной в мире (рейтинг экспертов компании NAI Becar), обогнав универмаг Peek & Cloppenburg (Кельн, Германия), торговый центр The Tjalk (Лелиштад, Нидерланды), "тематический" Sevens (Дюссельдорф, Германия) и торговый центр Funf Hofe (Мюнхен, Германия).

Проект Эрика ван Эгераата в Ханты-Мансийске "Шахматная академия" - лучшее здание РФ 2012 года.

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

4124

Комментарии 0