Загрузка данных
Публикация

Для поддержки наемных работников и индивидуальных предпринимателей нужно провести реформу трудового законодательства

  • 18 июня 2020 г.
  • 0

Три экономических шока станут причиной всеобщей экономической рецессии России в 2020 году, однако в течение 2021 года страна адаптируется к новым условиям. Свою точку зрения о текущей ситуации в государстве высказал заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев в статье, опубликованной в журнале «Россия в глобальной политике». Экс-премьер постарался оценить происходящее в экономике Российской Федерации и описал свое видение комплекса необходимых мер для преодоления трех кризисов.

Падение нефтяных цен на мировом рынке, по мнению зампреда Совбеза, является «самым главным шоком». Объясняется это тем, что отечественная экономика сохраняет зависимость от экспорта углеводородов. Основной отрицательный эффект может наступить в текущем году, а в 2021 году вне зависимости от динамики цен на нефть, экономика, скорее всего, сможет в целом адаптироваться к новым условиям.

Дмитрий Медведев напоминает, что за последние 20 лет Россия трижды выдерживала сложные удары: первый - на исходе XX века, второй - в 2008-2009 гг. и третий - в 2014-2015 гг. Россия каждый раз стойко выдерживала эти удары и вновь вставала на ноги. Тем самым страна приобрела бесценный опыт для того, чтобы определить наиболее действенные меры для снижения негативных последствий.

Распространение коронавируса экс-премьер называет вторым шоком для России, которой пришлось в экстренном порядке принимать регуляторные решения. Государство предприняло ряд беспрецедентных мер для замедления распространения коронавирусной инфекции. Прежде аналогов такому «внутреннему шоку» в российской истории практически еще не было.

По словам Медведева, внешне этот «внутренний шок» чем-то напоминает ситуацию начала 1990-х гг., когда из-за того, что отдельные субъекты хозяйственной деятельности выпадали из экономического процесса, происходил разрыв сложившихся связей. Проблемы в реальном секторе экономике, на рынке труда, социальной сфере и банковском секторе, имеют особую природу:

- Время спада может быть ограничено периодом сохранения регуляторных решений, а восстановление экономики начнется достаточно быстро. - Если, конечно, новые волны эпидемии не приведут к очередному витку вынужденных ограничений.
 

Третий шок Россия испытывает в связи со снижением зарубежного спроса на широкий круг отечественных товаров, вызванного замедлением мировой экономики. Подобная ситуация наблюдалась в 2008-2009 гг. во время глобального финансово-экономического кризиса.

По оценке зампреда Совбеза, сокращение торговли и спроса в мире является следствием ограничительных мер и временного разрыва хозяйственных и логистических связей. Поэтому, как предполагает автор статьи, продолжительность такого падения, будет ограничена сроком действия строгих карантинных мер, после чего спрос восстановится.

Однако Медведев не исключает возможность еще одного сокрушительного удара по мировой экономике, которая способна нанести новая вспышка пандемии. Этот удар, по мнению автора, может быть сопоставим с мировыми войнами.

Не исключает зампред Совбеза и новый финансовый кризис в одной или нескольких странах, который может спровоцировать текущая неблагоприятная ситуация.

Финансовый кризис может оказать существенное давление на финансовый и валютный рынки России, а это, в свою очередь, спровоцирует дополнительное снижение спроса на российский экспорт. По мнению автора статьи, вероятность такого шока повышается со временем, и в 2021 году риск будет выше, чем в 2020-м. К этому Россия должна быть готова.

Зампред Совбеза заявил, что мировая экономика и отдельные государства уже нуждаются в помощи, ведь для оживления хозяйственной жизни после пандемии коронавируса понадобятся колоссальные средства.

Медведев акцентировал внимание на важность антикризисного плана восстановления экономики, отметив, что избежать резкого сокращения совокупного спроса и предложения, а также предотвратить рост бедности, позволит развернутая поддержка граждан и компаний.

Большой интерес в статье вызвает позиция Медведева относительно еще одного инструмента преодоления кризиса — масштабной «цифровизации» страны от госуправления до бытовой сферы:

Автор статьи перечислил ряд принципов социально-экономической политики на первом этапе открытия экономики.

Во-первых, это постепенное снятие всех ограничений.

Во-вторых, поддержка людей, прежде всего, наемных работников и индивидуальных предпринимателей. Для этого необходимо провести реформу трудового законодательства, включая институт удаленной занятости.

В-третьих, снижение издержек, которые испытывают компании в связи с ведением бизнеса. Малому предпринимательству, возможно, понадобятся дополнительные меры поддержки в момент снятия карантина.

В-четвертых, дальнейшее упорядочение контрольно-надзорной деятельности.

В-пятых, максимально возможное сохранение бюджетных обязательств, включая инвестиционные, в текущей ситуации.

Автор статьи резюмирует, что жизнь, очевидно, окажется сложнее и внесет неизбежные коррективы даже на первом этапе выхода из кризиса, но в целом объем мер господдержки должен быть по возможности сопоставим с масштабами потерь экономики и благосостояния граждан.

В завершение статьи, автор называет главное условие выживания в этот трудный период - транспарентность:

- Нужно делиться научной и практической информацией, навыками, различного рода технологическими решениями. Государства и люди должны объединить усилия, оказывать друг другу взаимную поддержку и помощь настолько активно, насколько этого требует ситуация. В наших общих интересах – как можно скорее оставить в стороне ненужные споры и противоречия, - подытоживает Дмитрий Медведев.
 

Опубликовано: Игорь Свинков


Комментарии 0