Загрузка данных

Музыка Шопена, спасшая жизнь

  • 17 ноября 2021 г.
  • 1715
  • 0

 

Музыка Шопена, спасшая жизнь узникам Краковского гетто.

Начинаем данную статью с музыки Фридерика Шопена-Ноктюрн до-диез минор (3:53мин) — Frederic Chopin NOCTURNE C-sharp minoor (cic-moll)-https://yoty.be/2QVuWFCdkTs

Эта мелодичная, наполненная глубокой печалью музыка вызывает трепетную любовь к классической музыке, облагораживает человека, возносит его к небесам. Музыка не единожды спасала жизнь! В статье пойдёт речь о женщине, достойной памяти на века, мы преклоняем свои головы перед подвигом этой женщины-Натальи Карп.

Всепобеждающее искусство, воплощённое в талант сильной души Натальи, победили смерть, дало радость людям видеть её и слушать в её исполнении классику.

Озверевшие нелюди, прослушав потрясающее исполнение Ноктюрна Шопена на минуту отошли от повседневной жизни и возможно, хотели ещё и ещё слушать музыку в исполнении Натальи. Поэтому и отсрочили смерть её сёстрам…


В «Списке Шиндлера» есть такой эпизод: узница лагеря смерти играет Ноктюрн Шопена на празднике в честь дня рождения коменданта, и тот, покорённый искусством пианистки, соглашается сохранить ей жизнь. Этот эпизод основан на реальных событиях : узницей, обязанной своей жизнью Ноктюрну Шопена, была знаменитая еврейская пианистка Наталья Карп.

Родилась Наталья Карп, урождённая Weissman, 27.02.1911 года в Кракове - древней столице Польши Королевства Галиции и Лодомерии Австро-Венгрии. Она была вторым ребёнком в преуспевавшей семье Исидора Вайсмана. Семья владела текстильной фабрикой, но главным увлечением был вовсе не текстиль, а музыка. Дедушка Натальи был кантором и замечательным певцом, мать любила исполнять оперные арии, а сама девочка с раннего детства с лёгкостью подбирала на слух.

Однажды, вспоминала спустя годы Наталья, в дом постучала незнакомая женщина. Она услышала звуки рояля и через распахнутое окно увидела сидящую за инструментом маленькую девочку. Увиденное и услышанное настолько поразило её, что она ворвалась в дом сообщить родителям Натальи о том, что их ребёнок — вундеркинд. Хотя женщина не была музыкантом, её восторженная речь была услышана-Наталью решили профессионально обучать музыке. В начале её учил дедушка, а с 13 лет она начала брать уроки музыки у деверя Артура Рубинштейна. Когда Наталье исполнилось 16, дедушка уговорил родителей отпустить её в Берлин, и она стала ученицей знаменитого пианиста и композитора Артура Шнабеля, а затем его сына-Карла Ульриха (ru.wikipedia.org/wiki/Карп,_Натальля ). (cм.фото:get_img.jpg).



Уже через два года в Берлине состоялся её дебют с оркестром Берлинской филармонии. Для начинающей пианистки это был необыкновенный успех. Всё, казалось, предвещало блестящую карьеру, но случилось несчастье: в Кракове неожиданно скончалась мать Натальи, оставив на её попечение младших братьев и сестру. Наталье пришлось вернуться домой и вместо концертов давать частные уроки музыки.

В 1933 году Наталья выходит замуж. Её избранник - Юлиус Хублер -был очень одарённым человеком: адвокатом, пианистом и музыкальным критиком одновременно, но карьере жены противился : женщина, по его мнению, должна была заниматься мужем и домом.

Однако дома скоро не стало: 1.09.1939 года в Польшу вошли немцы, а 18.05.1940-го года нацистский «городской голова» Карл Шмидт объявил об «очищении» Кракова от евреев. Еврейское население в городе в соответствии с его планом сокращалось до 15 тысяч человек. Остальные должны были искать себе приют в сельской местности-позднее они будут депортированы в концлагеря. Оставшихся согнали в Краковское гетто. Юлиус, муж Натальи , до этого дня не дожил-он ушёл добровольцем на фронт и погиб в первый же день войны во время бомбёжки. О его смерти Наталья узнала уже только после войны. Отец , брат и младшие сёстры Натальи тайно покинули город. В Кракове остались только Наталья и её сестра Хелена. Однажды вышедшую на улицу после комендантского часа Наталью арестовали и жестоко избили гестаповцы. Через некоторое время сестёр выслали в город Тарнув, находящийся в 70 км от Кракова. Раньше в Тарнув жило около 25 тысяч человек, теперь-за счёт еврейских беженцев-40 тысяч человек. Жилья катастрофически не хватало, и людям приходилось ночевать прямо на улицах. А в 1943-м году ситуация стала совсем катастрофической - Тарнув был превращён гитлеровцами в еврейское гетто, окружённое высоким забором и патрулируемое охраной.


Продовольствия почти не было, а жителей гетто депортировали в трудовые и конценрационные лагеря. Во время «отбора» на депортацию немцы массово расстреливали стариков и детей. Наталья и Хелена видели ,как в течении только одного дня на площади гетто расстреляли пять тысяч человек. Побег казался единственным выходом, и сёстры вместе с двумя друзьями собрались тайно покинуть гетто, добраться до Варшавы, а оттуда бежать в соседнюю Словакию. В результате все четверо с фальшивыми документами на руках были схвачены гестапо и отправлены в концлагерь Плашув, находящийся неподалеку от Кракова. Cестёр приговорили к смерти и оставили в бункере до исполнения приговора. Как же велико было их удивление, когда наутро Наталье было предписано явиться на день рождения коменданта лагеря Амона Гёте. Среди узников лагеря он был известен своей нечеловеческой жестокостью-на его счету было 10 тысяч еврейских жизней. А ещё он был необыкновенным поклонником классической музыки, и в день его рождения, 9.12.1943 года, Наталье было приказано преподнести ему "музыкальный сюрприз".



«Парикмахер уложил мне волосы,-вспоминала спустя годы Наталья, - и я была доставлена из бункера на виллу коменданта Гёте. Когда меня привели, праздник уже был в самом разгаре : нарядные гости пили вино и провозглашали здравницы в честь виновника торжества-коменданта, облечённого в белый парадный мундир. Мне было смертельно страшно, потому что не играла на фортепиано почти четыре года-с самого начала войны. Мои пальцы к тому времени онемели и почти не гнулись, но я должна была сесть за инструмент-это был единственный шанс сохранить жизнь! Несмотря на царившее на празднике веселье, Наталья решила сыграть свой любимый Ноктюрн Шопена до-диез минор, наполненный глубокой печалью ,который отражал состояние её души(cм.прикреплённый файл на 563 кб-ноты Ноктюрна Шопена).

«Будь что будет!» - обречённо решила она.

«Ну играйте же, Сара, - скомандовал Гёт.

«Сара» - именно так называли нацисты еврейских женщин.

Начав играть, Наталья подспудно ожидала, что Гёт вытащит пистолет и застрелит её. Но доиграв до конца, услышала, как в воцарившейся тишине Гёт небрежно произнёс, указав в её сторону:

- 0на останется жива!

Услышав эти слова, Наталья, осмелев, спросила:

- А моя сестра?

- Она тоже, - нехотя согласился комендант.

С тех пор сёстры считали этот день — 9.12.1943 года — новым днём своего рождения, ведь чудом удалось остаться в живых.

В 1950-е годы Наталья Карп успешно гастролировала по Европе с оркестром Лондонской филармонии. Приезжала с концертами и в Германию. В течении следующих 20 лет дала сотни концертов для ВВС, выступая в сопровождении симфонического оркестра. В 1967 году спасителю краковских евреев Оскару Шиндлеру вручали премию имени Мартина Бубера. Хотя Натальи не было в списке Шиндлера, её пригласили на церемонию. Она играла тот самый Ноктюрн Шопена, который спас ей жизнь-до-диез минор. Она поднялась на сцену, как всегда-в платье с короткими рукавами, открывавшими на руке номер «А27407»-чтобы все помнили и знали : ей удалось выжить несмотря ни на что.

Ноктюрн Шопена вошёл в репертуар музыкальной творческой группы израильского отделения Академии экосоциальных технологий

Источник: Музыка Холокоста

Используемая интернет - информация и литература:

-jewish.ru/ru/stories/chronic/184241
-ru.wikipedia.org/wiki/ Карп,_Наталья
-фото-файл: get_img.ipg-фото
-файл:get_img(1).jpg, гетто.
-фото-файл Гёте-get_img(2).jpg
-https://yotu.be/2QVuWFCdkTs (Шопен. Ноктюрн До-диез минор),Russian Philharmonie-Moscow City Sumphong, Оркестр «Русская филармония», соло Родион Петров-скрипка, дирижёр Виктор Бабарикин.
-«Музыка Холокоста» от 01.11.2017г.:jewish.ru/ru/stories/chronicles/184241/
-Прикреплённый файл на 563 кб (ноты Ноктюрна Шопена-d9a2f47b-bc72-4bd1-a8c9-0e2a9bf63524.pdf , Adagio ).
-В.П.Яковлев, фото-файлы на 153 кб,605 кб,8 мб,4мб- исполнение Ноктюрна Шопена в ре-миноре.
-

Материал статьи подготовила творческая группа ИО АЭСТ (Яковлев В.П.-рук.отделения, Скулькевич А.П., Малкина О.И., Скулькевич Н.Г.,Китайчик О. и др.активисты израильского отделения АЭСТ).

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

1715

Комментарии 0