Новый общественный договор / Институт социально-экономического прогнозирования им. Д.И. Менделеева, Сретенский клуб им. С.П. Курдюмова; под редакцией А.В. Щербакова, Л.А. Колесовой, В.Г. Буданова.
Все права защищены. Воспроизведение всей книги или любой её части любыми средствами и в какой-либо форме, в том числе в сети Интернет, запрещается без письменного разрешения владельца авторских прав.
***
При написании настоящей книги использовались авторские тексты и идеи А.В. Щербакова, Л.А. Колесовой, В.Г. Буданова, В.В. Летуновского, А.И. Агеева, С.Ю. Малкова, А.В. Олескина, А.А. Алтунина, Б.И. Костенко, В.С. Курдюмова, З.Э. Ларькиной, Н.В. Белотелова, В.А. Рыжова, Н.Ю. Лобачева, П.В. Белоусова
***
Сегодня стало очевидно, что мир поразила одна большая проблема – отсутствие привлекательного образа будущего. Люди не могут жить исключительно сегодняшним днём, они должны знать, для чего и зачем пришли в этот мир, какова цель их существования, что ожидает их детей и внуков. Только объединение гуманитарных и естественных наук позволит теоретически обосновать желаемый для всего человечества образ будущего.
Применительно к нашей стране наиболее оптимальная перспектива – Новый общественный договор, где особая роль отводится Российскому государству, которое вместе с народами России берёт на себя определённые обязательства по установлению обновлённых правил общественной жизни, консолидирующих общество и направляющих его на активную работу над проектом объединения человечества в единый мир-организм.
В данной книге изложены принципы, по которым должен быть составлен Новый общественный договор, а также основные положения новой концепции и новой идеологии все-человечества. Она создана в рамках работ Сретенского клуба имени С.П. Курдюмова (http://sretensky-club.ru) и Института социально-экономического прогнозирования им. Д.И. Менделеева (www.mendeleev-center.ru).
СОДЕРЖАНИЕ
Введение .................................................................................4
Концепция – мир для всех и все для мира ............................8
Человек в мире .....................................................................13
Культура ................................................................................18
Идеология и общество .........................................................22
Умное управление и государство .........................................27
Экономика уникальных вещей ............................................34
Экология ...............................................................................37
Здравоохранение – экология человека ...............................40
Просвещённое образование ................................................44
Гуманитарный этос науки ....................................................49
Заключение ..........................................................................52
ВВЕДЕНИЕ
Говоря о новом общественном договоре России, нельзя не учитывать глобальные процессы, происходящие в мире, и особенности исторического этапа развития нашей страны. Кроме того, нельзя рассматривать современный кризис как чисто финансовый, экономический или экологический. Он носит, в первую очередь, глубинный антропологический характер глобального кризиса общества потребления: неспособность современного мироустройства отвечать на вызовы кризисных дисбалансов мировой экономики, угрозы локальных войн и пандемий, кризисы климатические, экологические и досуговые, но главное – кризисы смысла, резко обостряющиеся в цифровом сетевом обществе.
(Сетевое общество – общество со значительным вкладом сетевых структур (сетей), т. е. организаций, объединений, ассоциаций и т. д., построенных на принципах децентрализованной иерархии и частичного лидерства, широкой специализации индивидов в составе этой системы, а также кооперативных взаимоотношений элементов на базе связывающих их социальных норм, идей, ценностей, целей и др.)
.
Мир оказался на перепутье: в одной исторической точке сошлись идеологический, социальный и экономический кризисы. Но, самое главное, человечество столкнулось с кризисом смыслов: весь мир потерял смысловые ориентиры, никто не знает, ни зачем он живёт, ни куда ему идти дальше. Сейчас многие говорят о смене мирового «гегемона», эта проблема лежит на поверхности и потому широко обсуждается. На самом деле всё гораздо сложнее – мир подошёл к одновременной смене эпох, завершив не только 2500-летний цикл, но и приступив к полноценному переосмыслению итогов других циклов, связанных с осевым временем, духовно-этическим Евангельским переворотом, началом и завершением проекта модерн и Реформации.
Единство и целостность мира есть неизбежное и неотвратимое будущее. В попытке достичь этого в начале 1990-х СССР сделал шаг назад от собственного социалистического эксперимента, чтобы встать в общую семью наций под западным глобалистским либеральным флагом. К сожалению, это было ошибкой – мир не стал более безопасным, а количество локальных войн только увеличилось. Всё потому, что Запад, мировая глобалистская элита, подмяла под себя процесс объединения человечества, попытавшись заменить целостность мира элитным консенсусом. Эта попытка не удалась, англосаксонская часть мировой элиты надорвалась, не сумев предложить и осуществить глобальное управление в новых условиях, что привело к экономическому и идеологическому краху форпоста англо-саксонского мира – США.
Богатейшие семьи мира, крупнейшие инвестиционные фонды и ТНК решают свои проблемы передела рынков и обнуление своих долговых обязательств теперь уже не за счёт войн и революций, уничтожающих реальные материальные потенциалы государств и народов, а изощрённо, по-новому, за счёт разорения многих развитых стран через их экономическое самоистребление во время остановки жизни в самоизоляции и карантине, скупки их активов, земли и недвижимости за бесценок по окончании кризиса, введения тотальной системы слежки и административномедицинской диктатуры. Фактически речь идёт о создании цифрового концлагеря, разобщения людей, народов и установления феодально-олигархической диктатуры. Для этого достаточно поддерживать страх заражения и перспективы новых эпидемических волн новых вирусов, которые обязательно будут, искусственные или порождённые больной биосферой.
Пока наша страна, как и все, следует в мейнстриме этих замыслов и процессов самоуничтожения, но планы манипулирования страхом всё больше разрушаются осознанием национальными элитами интересов своих народов, консолидацией людей вопреки самоизоляции, пробуждением в людях духовных ценностей и состояний перед лицом смертельной угрозы. Всё это открывает нам окно в новый мир грядущего будущего, другого будущего для России и Мира.
Сегодня, в условиях бурного развития сетевого общества и очевидного развала прежних устоев капитализма, мир стал нуждаться в новом осмыслении как прошлого, так настоящего и будущего, разработке новой идейной концепции единства мира, сохранения человечества и среды его обитания на планете. То, что предстоит сделать человечеству в ближайшее время, мы называем Большим антропологическим переходом, а открывающуюся перед нами эпоху – Новым осевым временем. Особую роль в этом переходе должна сыграть Россия – как источник и новых смыслов, и новой идеологии, как цивилизация, способная, наряду с другими народами, дать ориентир для объединения всего человечества. Мы осознаем всю полноту исторической ответственности за формирование нового ОБРАЗА БУДУЩЕГО для России и всего человечества.
В этой связи мы предлагаем заключить Новый общественный договор, где особая роль отводится Российскому государству, которое вместе с народами России берёт на себя определённые обязательства по установлению, на основе новых идеологических принципов, правил общественной жизни, консолидирующих общество и направляющих его на активную работу над проектом объединения человечества в единый мир-организм. В данной книге излагаются принципы, по которым должен быть составлен Новый общественный договор, а также основные положения новой концепции и новой идеологии все-человечества.
Авторы выражают искреннюю благодарность коллегам по Сретенскому клубу, принимавшим участие в обсуждении настоящих тезисов. Особенную признательность за ценные замечания и бескомпромиссное отстаивание своего мнения хочется выразить В.Б. Кешелаве, Д.Е. Золотареву, Е.Б. Гарину, Е.А. Антипиной, Р.В. Рыжову, Ю.С. Грибанову,
И.А. Зимненко, В.Ю. Румянцеву
КОНЦЕПЦИЯ – МИР ДЛЯ ВСЕХ И ВСЕ ДЛЯ МИРА
Земля вступила в эпоху глобальных перемен. Закончив индустриальный этап своего развития, мы стремительно переходим в качественно новое состояние. Технологические достижения индустриальной эпохи (глобальный транспорт, телекоммуникации, высокоэффективные производства) сделали мир единым, связным, материально изобильным. Но научно-технический прогресс, до сих пор лишь исправно обслуживавший потребности человека, незаметно превратился из слуги в хозяина и заставляет человека менять своё сознание, своё отношение к окружающему миру. В чём суть этих изменений?
Капитализм, давший толчок к материальному переустройству и служивший идейным знаменем индустриальной эпохи, поставил материальное выше духовного, а ничем не ограниченную свободу – выше культуры самоограничений. Но, достигнув пределов развития, он исчерпал себя. Материальная экспансия упёрлась в пределы роста и стала порождать экономические и экологические кризисы. Капитализм, как идейный мейнстрим, сыграл свою историческую роль и уходит
в прошлое. Но что придёт ему на смену?
Мир стал замкнут, коммуникативно доступен, оплетён информационными сетями, высокотехнологичен. Это открывает невиданные возможности, но и несёт не ведомые ранее угрозы. Человечество оказалось на распутье: либо эта связность и информационная «теснота» будет использована для манипулирования и подчинения сознания людей воле «касты избранных», для создания цифрового концлагеря. Либо эта же связность станет основой для преодоления перегородок «свой – чужой», для возвышения духовного над материальным, для преобладания сотрудничества над соперничеством. Искусственный интеллект может служить как закабалению людей, тотальному контролю над ними, лишению их возможности самостоятельно действовать, так и облегчению решения рутинных вопросов и освобождению людей для творчества и взаимообогащающего общения.
Каким будет мир после наступившего глобального кризиса, запущенного эпидемией вируса COVID-19? Уже понятно, что вошёл мир в этот кризис ещё капиталистическим, но выйдет из него уже другим. Можно, конечно, пассивно ожидать результатов происходящих на наших глазах перемен без уверенности, что эти перемены нам понравятся. Но можно и самим принять активное участие в формировании будущего. Наша задача – не ждать, что получится, а начать конструировать новый мир. Но чтобы эта конструкторская работа была осмысленной, должен быть ясный ОБРАЗ БУДУЩЕГО, будущего, в котором хотелось бы жить.
Сегодня человечество очевидно переходит от рыночного капитализма к цифровому социализму и от него к реальному целостному планетаризму. Концепция целостного планетаризма – мир для всех и все для мира.
Бесконечная борьба капитализма с социалистической идеей, сначала в советском варианте, а теперь с китайским лицом, как основной источник научно-технического прогресса, исчерпала себя. Капитализм, поставив материальное выше духовного, обеспечил создание в отдельных странах благополучного большинства среднего класса. Однако с ростом численности населения постоянно повышать уровень такого благополучия оказалось невозможно. Потребительская экспансия упёрлась в пределы роста, порождая непрерывные экономические, экологические, биологические и другие глобальные кризисы. В этих условиях ничем не ограниченная свобода предпринимательства стала постепенно, прежде всего, в Северной Европе, вытесняться культурой самоограничений и взаимной поддержки. Ещё вчера внешне мощный, но рыхлый внутри финансовый механизм рыночной конкуренции сегодня развернулся в сторону государственного планирования и бесплатной социальной защиты.
Ведущие философы, учёные, аналитики и политики приступили к активному изучению и авторскому изложению принципов социалистического общественного устройства. Да, идея социальной справедливости в многочисленных её государственных разновидностях будет определяющей на ближайший период.
В отдельных странах старое иерархическое мироустройство уже двинулось в национал-социализм, в разделение народов по благоустроенным национальным квартирам. При этом оно, пользуясь коммуникативной доступностью практически каждого человека, начало вводить индивидуальные рейтинги благонадёжности, манипулируя поведением людей. Элементы искусственного интеллекта, чипизация населения стали применяться для организации тотального контроля, введения запретов на самостоятельные действия. Особенно активно новые технологии использовались во время противостояния вирусным и углеводородным пандемиям. Прогнозируется их широкое применение для нейтрализации последующих, более масштабных угроз существования человечества.
В этих условиях появились противники всемирной цифровизации. Началось рассогласование картин внутреннего и внешнего мира людей. Проявился импульс к развитию. Мир вошёл в кризис одним, а выходит другим. Нельзя войти в одну реку дважды, не меняясь. Так каким явится этот мир? Преображённым или архаичным?
Человечество оказалось на распутье. Либо во исполнение воли «касты избранных», желающей сохранить статус-кво, оно будет загнано в «цифровой концлагерь» с индивидуальным номером. Либо духовное начало преодолеет алчность материального, и «свой» – ближний будет почитаться, как и «чужой» – дальний, в круге равных.
Эта развилка ещё не пройдена. Угрозы возврата в прошлое с новым IT-отпечатком сохраняются. Падение в капиталистическую пропасть финансовых спекуляций может смениться ужасом восстановления цифровых вассальных повинностей и рабовладения.
Возникли реальные вызовы упустить очередной шанс для единой планетарной цивилизации жить в общем будущем для всех, где каждый необходим и востребован для созидания долгой и счастливой жизни в гармонии с природой и вселенной.
Конечно, рано или поздно цифровой социализм победит, но он тоже проходящий этап развития мира. Интересно, что будет следовать за ним, какой долгосрочный образ будущего грядёт?
Формирование этого образа – сверхсложная совместная конструкторская работа. Такая работа должна учитывать опыт выживания в старом мире, с благодарностью всем нашим предшественникам, многие из которых ценою жизни остановили мировые войны и эпидемии, техногенные и природные катастрофы, и неизменно восстанавливая мирное жизнеустройство.
Их главный завет: довольно жить в борьбе, агрессии одних против других, необходимо остановить процессы деградации личности и разобщения социумов.
Потому ключевой тезис сегодня – социальное благосостояние и безопасное процветание всех людей на Земле независимо от их расы, национальности, конфессии, пола, возраста и социального положения. Концептуально это мир, где каждому человеку, каждой нации, каждому народу найдётся своё место, собственно, это и есть наш главный тезис – Единство Разнообразия.
Для этого потребуется Большой антропологический переход в ближайшие 30 лет к новой общественной формации, к реальному планетарному гуманизму, в котором каждый человек живёт максимально долго и счастливо. Впервые горизонтальные связи между людьми, свойственные пока семейным отношениям, станут важнее вертикальных. Сетевые сообщества будут преобладать над иерархическими вертикалями. Заботы о социальной справедливости сменятся на хлопоты по формированию человека-творца.
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ
Техническая трансформация мира, принёсшая колоссальные изменения в облик человеческого общества со времён Промышленной революции, не смогла изменить самого человека. Цифровая трансформация, пришедшая как продолжение всего индустриального цикла, несёт с собой ещё более опасные риски, претендуя на управляемые изменения уже личности человека, замену его мышления и даже сознания таким образом, чтобы поставить его под совершенно новый тип тотального контроля. Информационно-техническая революция ХХ–ХХI вв., создавая инструментарий искусственного интеллекта, одновременно осуществляет два разнонаправленных переворота. С одной стороны, она создаёт новый масштаб единения человечества на основе эффективности коммуникации и управления, а с другой – принципиально новые возможности в закабалении людей, лишая их свободного мышления, свободного выбора, подлинного человеческого общения и социализации, глубоко воздействуя на их физическое, психическое и духовное здоровье.
Однако человек активно сопротивляется этим разрушительным попыткам. Испытав чудовищные потрясения двух последних веков и принеся миллионные кровавые жертвы, люди перешли в совершенно новое качество личностного развития, обратившись к собственному Пути каждого человека, поискам его внутреннего, природно-духовного начала, подлинного призвания и предназначения. Этот новый, начавшийся экзистенциальный переворот в самосознании человека знаменует новую антропологическую революцию, которая осуществит переход от мира социоцентричного и внешнего по отношению к человеку в мир целостный и единый, создав человека, живущего в единении с природой, в том числе его собственной, человеческой природой.
Противоречивая личность, появившаяся 25 веков назад, начинает новую духовную революцию для преодоления глубинного раскола мира человека, связанного с обретением каждым своего уникального личностного смысла. Все мировые концепции, искавшие определения основ человеческого бытия, смогли ответить только на три универсальных вопроса о человеке: «что есть человек», «как он есть» (каков способ его жизни), «почему есть человек» (каковы мотивы его жизни), оставив вопрос о смысле и цели существования человека вне пределов рационального знания. Эти три универсальных вопроса знаменовали три предыдущих антропологических революции:
– Неолитическую (переход из дикости к «ветхому человеку»),
– Осевого времени и авраамизма (спасение человека, переход к человеку этико-духовному и Всечеловечеству в христианстве),
– Возрождения и протестантской Реформации, угасание импульса которой мы наблюдаем сегодня (свобода человека, переход к человеку свободно-общественному).
В отличие от рационального знания, на вопрос о смысле и цели жизни человека – «зачем есть человек» и «куда есть человек» (какова его цель) – отвечали различные религиозные и духовные традиции, в том числе духовные традиции поиска судьбы и кармы, которые описывали осмысление и распознавание предназначенной цели через особые состояния сердца-ума. Указанные духовные поиски прозрения и «умного сердца» ( Источником осознанности души и осмысления её поступков и намерений является «духовное сердце», а не головной мозг, иными словами, с точки зрения самосознания человека, главный жизненный импульс проистекает именно из «духовного сердца», как центра знания, а уже потом и с небольшой задержкой она обрабатывается центром мозга и рассудка. Данный принцип известен как «ум сердца», или совесть, которая сразу распознаёт любое явление с точки зрения добра и зла без рассуждения и анализа, т. е. без использования центра головного мозга.) в предыдущие эпохи происходили внутри глубоко закрытых религиозных и духовных традиций и разрабатывались особыми духовными практиками, разделявшими людей на «благородных» и «ничтожных».
Начинающаяся новая антропологическая революция постепенно преодолевает это разделение. Воссоединение мира происходит одновременно и с участием воссоединения человека с самим собой, природой, окружающим миром, другими людьми. В сердцевине этой революционной, воссоединяющей работы оказываются поиски способов достижения состояния «умного сердца», а также людей, способных донести до каждого суть этой новой революции, осуществив преображение себя и мира в целом.
В совокупности этой революционной работы неизбежно будет появляться новый облик человека в мире – «человека софийного» (Софийность – в философии Серебряного века термин, обозначающий мудрое сотворчество человека и Бога. София (в переводе с греческого «мудрость») – в русской религиозной философии термин, обозначающий начало, посредствующее между миром и Богом.), духовного, творческого и рационального одновременно, осознанно осуществляющего Преображение себя и мира в синергии с Высшим Замыслом.
Метафизически, как и в большинстве религий, будет принято, что Человек создан по образу и подобию Бога-Творца, являясь сыном его, а не рабом, который обладает свободной волей и сыновней любовью к Творцу и Миру, сотворённому Богом и оставленному нам на попечение. Человек стремится творить как Отец в Духе, для чего посвящает жизнь свою стяжанию Духа Святого, творению блага и гармонии Мира.
Понимание и следование этим мировоззренческим принципам сегодня поможет людям достойно пройти начавшийся Большой антропологический переход середины XXI века, в котором человечество впервые должно осознать свой коллективный Разум, и люди будут совместно творить этот Мир в гармонии с Высшим замыслом, творить новое Небо и новую Землю.
Для атеистов нашей рациональной эпохи эти принципы также применимы, если Богом человек считает свою проснувшуюся Совесть, как проявления закона гармонии Мира, отважно следует ей – «делай что должно и будь что будет», верит в конечную справедливость и существование нравственных законов мироздания, следует золотому правилу этики – «не пожелай другому того, чего себе не пожелаешь».
В не меньшей степени эти принципы применимы в традициях, не упоминающих Бога-Творца, но в них есть Предвечное Небо, Абсолют или Высшее Начало, Большое Я, манифестации которых должны проявляться в человеке максимально и гармонично, и это является задачей его самосовершенствования.
Пути восхождения к Высшему Началу через самосовершенствование и преображение хорошо известны в тысячелетних традициях духовных практик в культурах всех народов, а искреннее и настойчивое их применение позволит людям быть в гармонии с Миром и друг другом.
Совместной целью человечества становится создание целостного общества морально совершенных Творцов. Этика действия поднимается до этики намерений. Место конкуренции занимает новая честная и равноправная состязательность человека с другими людьми.
Мы разделяем традиционные ценности, признающие, что «Человек создан по образу и подобию Бога, и в творчестве он приобщается к замыслу Создателя». Преображая себя и мир в синергии с Высшим замыслом, человек побеждает вызовы распадного кризиса старого мира.
В земной жизни у человека есть три истинные духовные цели: жить в согласии с его Совестью, быть Счастливым (Счастье – состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия при полноте и осмысленности жизни, а также осуществлению своего человеческого призвания и самореализации.) и стать Творцом.
Человек живёт в любви с ближними, начиная с родителей, семьи, рода, народа, отечества и кончая всем человечеством, являясь частью мирового Древа Жизни, которое он возделывает совместно с другими.
Когда наш внешний материальный человек отчаялся и мир разрушил все основания жизни – наш внутренний духовный человек крепнет и всегда найдёт опору в Высшем начале, прибежище вечной жизни. Помогая ближнему и Миру, человек
уподобляется Всевышнему, выполняя свою земную миссию. Анонимная и искренняя помощь другим – это дар высшей радости нашему сердцу.
Творчество без Бога в душе есть безумие. Наша задача – обожение этого мира, сотворчество с Богом в каждом мгновении и помысле, в каждом дыхании и движении, в каждом общении и сотрудничестве.
Преображение себя и мира невозможно без опоры на корни и истоки, лежащие в основе отечественной и мировой культуры. Культурный код – вот основа преобразования человека и мира.
КУЛЬТУРА
Культура – буквально культ света, полноты жизни в духе. Тысячи лет она освящала жизнедеятельность человека, его бытовые практики и ремёсла через сакрализацию всех действий архаического человека, обряды традиционных обществ, теплоту человеческих сердец и любовь рукоделия, рождая красоту и гармонию даже в быту повседневности. Человек путешествует во времени культуры, истории, мечтаний и воспоминаний, но принадлежит Вечности Творца, где в каждом мгновении есть его дом и прибежище, очаг и кров в ветвях вечного Древа Жизни культуры творений народов, в божественных энергиях и смыслах.
Свет культуры всегда имел духовную природу и пронизывал всю жизнь и традиции любых народов. Культурный человек всегда творец, он распознаёт и создаёт красоту и гармонию в мире, в других людях, в себе самом. Важно, что красивая форма должна нести и красивое содержание, порождая и духовно красивое состояние человека.
С наступлением Нового времени, уже после эпохи Возрождения, как на Западе, так и на Востоке культура стала постепенно пересекать черту культа и культово-духовных традиций и переходить в социальную жизнь. Эта десакрализация мира культуры принесла как её феноменальное разнообразие и распространение, поскольку культура стала массовой, так и извращение её глубинного и высокого смысла и светлого предназначения. Возрожденческий гуманизм могучего культурного взлёта и провозглашение свободы культуры человека в Новейшее время сменились постепенной дегуманизацией культуры, откровенной эксплуатацией её в политике, в локальных и мировых войнах, а также в так называемых «культурных революциях» и «культурных войнах».
Современное цифровое общество продолжает эту же самую тенденцию, перенеся «культурные» противостояния в мировую сеть, благодаря которой культура не только десакрализуется всё более нарастающими темпами, но и теряет свой облик, испытывая давление тёмных социальных сетей, мира безнравственности и бездуховности. Исконная, подлинная культура в сетевом обществе теряет свою целостность, просвещённость и высокую нравственность, находясь фактически в изгойстве, в скромных субкультурных сообществах, которые ещё хранят её высокие и гуманистические ценностные основы.
В России культурные сообщества подвижников в музеях и театрах, библиотеках, культурные сообщества кинематографистов и СМИ на сегодня находятся на переднем крае битвы за спасение культуры – как мировой, так и отечественной. Им предстоит, совместно с государством, вернуть нравственные традиции и творческую одухотворённую атмосферу в повседневную жизнь, дать возможность каждому освоить собственную творческую активность, найти тем самым свой смысл и призвание. Для этого нам предстоит прививать культуру уже с младенчества, чтобы культурная вдохновенная жизнь, творческий труд стали привычной, даже обыденной нормой.
В этом новом культурном движении огромная роль принадлежит языку, особенно родному языку (и родной культуре в целом), и поэтому такое значение в новом культурном перевороте важно уделить именно языковому вопросу. Для России это, прежде всего, вопрос о сохранности русского языка как языка межнационального общения, общегосударственного строительства и целостности страны, основы общественного согласия и стабильности.
Вот как нам видятся основные задачи в области культуры:
– Возрождение духовных основ жизни целостного просвещённого человека через воспитание, культуру и религиозное образование.
– Возвращение людям их внутреннего человека, живущего в мирах восхождения к Высшему началу, духовного творчества и созидания.
– Возвращение понимания целостного человека, творящего во всех мирах через гармонию взаимодействия науки, философии, религии, искусства и мастерства в повседневности.
– Предоставление возможности встать на путь духовного воспитания и образования своих детей, путь жизни в Духе. Культура будущего общества вернётся в нашу повседневность, станет нормой жизни людей-творцов, иначе они просто не смогут творить. Начинать прививать культуру надо уже с младенчества.
– Возвращение людям радости совместного творчества и соборного строительства Древа Жизни. Возрождение духовных основ жизни целостного просвещённого человека на примерах личных и коллективных подвигов, достижений общин и народов, жертвенного служения человека.
– Информационная этика, оздоровление информационной среды и культура, как неотъемлемая часть повседневной жизни человека. Бережное отношение к истории. Гармоничный баланс патриотизма и всечеловеческого начала.
– Возрождение родной культуры, массовое вовлечение молодёжи в эту деятельность.
– Возрождение массовых детских культурно-воспитательных проектов (кинематограф, литература, театр, Интернет).
– Создание государственной программы переводов литературы с национальных языков народов России на русский язык. Передача курирования вопросов издания современной российской литературы в Минкультуры России из Федерального агентства по цифровой печати и массовым коммуникациям.
– Создание государственно-общественной программы защиты русского и других национальных языков в сети Интернет.
– Формирование в сети и СМИ специальных проектов о духовных вопросах, смысле жизни, самосовершенствовании. На основе русского культурного кода, как основы межнационального братства и сотрудничества между людьми и народами, формируется новая идеологическая платформа – основа идеологии Нового мира и Нового общественного договора.
ИДЕОЛОГИЯ И ОБЩЕСТВО
Коллективный Запад входит в Большой антропологический переход в соответствии с 2000-летним циклом своей истории, повторяя тот же цикл, который идёт от распадного постцезарианского состояния Римской Империи, как истока современного Запада, и последовательного перехода Рима к христианской этике и ценностям, в центре которых находится человек, а не деньги и власть. Именно так суть этого цикла будет определена в Ренессансе христианства, её значение сохраняется и сегодня и завтра. Поскольку речь идёт не о форме, а о мировоззренческой сути людей нового века, хотя сегодня мы, напротив, наблюдаем массовый отказ Запада, и особенно его элиты, от христианских идеалов. Идеи всеобщего братства людей и жертвенного служения ближнему являются корневыми для первых христиан. Сегодня же, в период кризисной трансформации, именно эти идеи становятся востребованными через социальные и информационные технологии перед лицом массовых беспорядков, тотальной неопределённости и эпидемических форм самоизоляции людей, сообществ и целых стран.
После гибели сакрализованной монархической власти в Европе развились три основные рационалистические идеологии, основанные на доминантах прав: человека-гражданина – либерализм, общества – социализм, нации – нацизм, которые сгорели в бурных коллизиях ХХ века, и им на смену должна прийти новая идеология сетевого общества. Сеть, как природно-общинное состояние всеобщей взаимосвязанности и естественной самоорганизации в природе, обществе и культуре способна гибко противостоять хаосу в любых его формах. Сетевая идеология рождается, поэтому, как эффективный и устойчивый естественно-стихийный способ противостояния глобальным вызовам на основе новых технологий коммуникации, но не отторгает окончательно предыдущие идеологии, скорее синтезируя их на основе возвращения сакральных форм духовной жизни обновлённых мировых религий.
Наступившая новая сетевая эпоха по-новому разворачивает весь мир, заставляя Запад перейти к новой взаимности и новой сетевой нравственности, отказавшись от мессианства и идеологии мирового доминирования, вспомнив собственные духовные истоки. Точно так же сетевая эпоха разворачивает и Восток, переформатируя его ментальную замкнутость и цивилизационную закрытость, открывая перед ним новые возможности международного общественно-культурного диалога.
Для России этот возврат к своим духовным истокам и синтез предыдущих идеологических оснований наиболее естественен, поскольку в нашей социальной памяти ещё живут все формы предыдущих идеологий. Идеалы духовного единства в память о тех, кто «отдал жизнь за други своя» манифестируется в многомиллионных шествиях Бессмертного полка 9 мая. Мы уже отмечали в своих работах, что для России это возрождение архетипов общинного строительства жизни по Сергию Радонежскому и многих идей государственного строительства первых отцов церкви времён императора Юстиниана. Идея соборности и синергии1 (Синергия (греч. совместная, общая работа) – усиливающийся эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов.) – сотворчества человека и Бога – может стать основой софийной идеологии России.
Коротко ориентиры новой идеологии и общественного устройства можно сформулировать так:
– Основа сетевой самоорганизации – здравый смысл, пассионарность и патриотизм в гармонии с всечеловеческим началом.
– Национальное, социальное и личностное преображение, сбережение человека, Родины, народа, природы и культуры.
– В основе всего, что человек делает, должна лежать Любовь и творческая энергия.
– Новое общество – многонациональное, соборное по своей сути.
– Преобладание общественной собственности, общинного самоуправления и общинного права вето (аналогом в Новое время было Земское устройство и Советы в СССР). Взаимная ответственность и доверие открыто избираемой власти народного самоуправления, синергия просвещённого народа и нравственной власти.
– Честная творческая состязательность в обществе.
Итогом сказанного являются Десять тезисов Нового мира:
1. Справедливость. Основой общества является справедливость. В основе принятия любого решения также лежит справедливость. Справедливость порождает гармонию.
2. Гармония. В обществе должны гармонично развиваться любой человек, любой этнос, любая народность (Единство разнообразия). Гармония – это лад и согласие. Согласие и единение всех и каждого рождает этику совести.
3. В обществе доминирует этика совести, в том числе золотое правило этики: поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Житие по совести – это и умение прощать.
4. Умей прощать. Учиться прощать и принимать всё происходящее – один из важнейших уроков для человека и человечества. Высшая степень прощения – это любовь.
5. Учись любить. Любовь к ближнему и дальнему, любовь ко всему сущему, к Земле и Космосу. Нести благо и запрет нести вред. Любовь – это мера развития человека и эволюция человечества. Любовь материализуется через творчество.
6. Творчество является основным императивом каждого человека и общества в целом. Цель каждого – сотворчество с Богом, а цель человечества – создать общество творцов. Через творчество начинается процесс духовного совершенствования человека.
7. Моральное и нравственное, духовное и культурное совершенствование человека и человечества в целом. Нравственность и духовность переходят в сферу экономики.
8. Человекоориентированная экономика. Вместо конкуренции – многослойная кооперация. Осознанная экономика и искусственный интеллект. Цифровая экономика как переход к инновационной экономике. Сохраняя ориентацию на потребности человека, экономика переходит к природосбережению и народосбережению.
9. Ресурсосберегающая экономика, экономика возобновляемых ресурсов. Основа экономики – эффективность вместо прибыли. Отсутствие ссудного процента, невозможность экономического паразитирования. Новая экономика рождает сетевую меритократию.
10. Власть – это ответственность перед миром, обществом и самим собой. Главный критерий для власти – это справедливость. Где нет справедливости – там нет государства. Исходя из новых идеологических принципов и на основе человекоориентированной концепции, формируется новый тип сетевого меритократического государства.
(Цифровая экономика (ЦЭ) – цифровизация экономических отношений, в основе которых лежит создание отраслевых платформ и платформы платформ. Платформа – редуктор между производителем и потребителем, позволяющий сформировать на основе обработки массива персональных данных об индивидуальных потребностях процесс производства товаров и оказания услуг.
Инновационная экономика (ИЭ) – экономика сетевого устройства общества, обеспечивающая максимальное удовлетворение индивидуальных потребностей конкретного человека.
Сетевая меритократия – вариант общественного порядка, при котором профессионалы с социально признанными заслугами и авторитетом (учёные, педагоги, эксперты) должны иметь высокий политический статус. В отличие от более традиционного понимания меритократии, в данном случае высокий социальный статус лучшим из профессионалов присваивает не правительственная комиссия. Его присваивают сетевые структуры и в целом гражданское общество; именно их доверие и поддержка позволяют социально признанным экспертам высказываться от имени этих сетевых структур по политическим, экономическим, социальным, культурным или экологическим проблемам.)
УМНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВО
Как мы уже не раз писали, любая стратегия в управлении социумом идёт от идеологии, а идеология рождается из концепции. Без идеологии управление невозможно. Ошибочно считать, что миром правят деньги, управление финансами – это не более чем перераспределение ресурсов, без идеологии управление невозможно, тем более – управление стратегическое. Выше мы тезисно сформулировали концепцию и идеологию нового мира. Исходя из них, мы должны построить стратегию государства Российского как минимум на весь XXI век.
Основа нашего государства – это русская православная ментальность (здесь не надо бояться слова «православный»: ментально православным может быть и мусульманин, и буддист, и иудей и даже атеист). Русская цивилизация имеет неоценимый исторический опыт ассимиляции различных культур, в результате которой эти культуры не только сохранились, но и получили новый импульс к развитию. Именно русская цивилизация должна стать одной из основ нового миропорядка, нового Мира-организма, где каждое государство, каждая нация и народность найдут своё достойное место.
Что касается собственно системы управления обществом, то здесь, в условиях цифровизации, необходимо грамотное сочетание сетевых и иерархических структур как государственного управления, так и местного самоуправления.
Кратко принципы формирования стратегии и системы управления выглядят следующим образом:
– сохранение и развитие Русской цивилизации как одной из осевых структур нового миропорядка;
– сопричастность и привлечение всего мирового сообщества к пониманию концепции и идеологии Русского мира;
– идеологический каркас в стратегии – основа любого управления, в том числе государственного;
– сочетание сетевых и иерархических методов управления и самоуправления.
Действующее стратегическое управление всё чаще подвергается широкой критике из-за отсутствия здравого смысла в тех или иных действиях. Многим кажется принятое решение несправедливым, не отвечающим насущным требованиям, поверхностным, однобоким и т. п. Реальная алогичность управленческой деятельности является результатом размытого мировоззрения.
Движение без ориентиров невозможно, оно напоминает путника в снежной буре, идущего по кругу.
Ещё более опасным становится путь при денежном урагане. Ошибочно считать, что миром правят деньги. Жажда наживы – такая же болезнь, как чрезмерное потребление алкоголя. Использование финансов для личного накопления развращает окружение. Их перераспределение в те или иные сферы без согласования с социумом всегда имеет печальное окончание.
Между тем технологические достижения создали единую среду всеобщей связанности и мобильности. В недрах уходящей эпохи зреют зёрна новых общественных отношений и систем управления ими с использованием искусственного интеллекта высокого уровня. В электронной действительности выбор принципов и направлений его применения, как сервиса по выработке, принятию и реализации стратегических решений, становится ключевой проблемой. Пока в политических иерархиях он служит закабалению людей, тотальному контролю над ними, лишению их возможности действовать самостоятельно. Постепенно эффективность его использования приведёт к массовому внедрению искусственного интеллекта в экономику всех стран. Далее возникнет парадокс искусственного интеллекта. Он станет первопричиной преобразования общественных отношений из иерархических в сетевые.
Во-первых, его функционирование потребует объективных и достоверных данных.
Во-вторых, их невозможно будет корректировать, тем более – манипулировать ими в создаваемой мировой доверительной среде обмена информацией (типа блокчейн).
В-третьих, данные, отражающие именно реальную действительность, принесут крах, прежде всего, биржевых и банковских структур, работающих со скрытой или скрываемой информационной сущностью денег. Эти структуры начнут
искать спасение в отчаянной борьбе с продвижением искусственного интеллекта. Они, обладая значительным политическим и экономическим потенциалом, вполне могут стать тормозом мирового развития. Однако борьба за сохранение прошлого с отрицательным результатом никому не нужна и открытые сетевые системы возьмут верх над закрытыми иерархическими.
Да, катастроф никто не желает, но приходят к ним, так как любая власть меняется через смену опорных точек в сознании. Революции возникают, когда сознание проживает в комфорте – враге любых, даже эволюционных изменений.
Слабая власть сохраняет своё благополучие в борьбе с изменениями, порождая революции. Сильная власть, выживая в конкуренции, более склонна к этапным и постепенным преобразованиям. Для неё насущный вопрос – скорость таких изменений и их соответствие возрастающим духовным и материальным потребностям граждан.
Любая социальная структура имеет цель своего существования. Знание цели необходимо как для понимания механизма действия социального объекта, так и для планирования вектора его развития.
Подлинная цель государства – это сохранение и приумножение проживающего под его юрисдикцией народа, а также находящихся на его территории биологических и природных ресурсов. Власть должна иметь «отцовское начало», то есть обладать мудростью и ответственностью, заботиться о своих подданных, независимо от их социального статуса. Форма реализация такой власти – сетевая цифровая меритократия, в которой любая клеточка многофункциональной матрицы организации и управления жизнедеятельностью общества заполнена достойным и опытным профессионалом – воплощающим в себе легион знаний, с опорой как на природный, так и искусственный интеллект.
Для того чтобы воплотить это в реальность, необходимо исключить саму возможность монетизации власти. Это осуществимо при соблюдении трёх условий.
Во-первых, полная цифровизация финансового оборота на основе технологии блокчейн, когда все финансовые трансакции хранятся в системе распределённого реестра, то есть они прозрачны и декриминализированы.
Во-вторых, это принятие Закона о соответствии доходов и расходов всех граждан, включая чиновников и госслужащих.
В-третьих, нахождение в открытом доступе кадастровых реестров на все виды собственности (за исключением документов, связанных с государственной безопасностью).
Таким образом, мы исключаем возможность незаконного обогащения за счёт госслужбы и превращаем её из разновидности бизнеса в тяжёлый ответственный труд, прозрачный и подконтрольный цифровому обществу.
Для принятия сложных решений необходимо использовать профессиональные (цифровые) сообщества – как для выработки алгоритмов управления, так и для экспертизы принимаемых решений. В новом обществе должно быть оптимальное сочетание иерархических, сетевых и рыночных методов управления (в зависимости от решаемых задач).
Коротко тезисы, связанные со структурой нового государства, выглядят так:
– Основная цель государства – сохранение и приумножение народа и природных ресурсов на подконтрольной территории.
– Тип государственного управления – власть достойных (сетевая цифровая меритократия) и «отцовское начало» – мудрость, ответственность, забота об Отечестве.
– Способ управления – сочетание сетевых, иерархических и рыночных структур, осознанное управление через идеологию и целеполагание.
– Разумное и оптимальное алгоритмическое регулирование управления профессиональными сетевыми (цифровыми) сообществами. Человекоориентированное управление приводит к принципиально новой экономике.
ЭКОНОМИКА УНИКАЛЬНЫХ ВЕЩЕЙ
Экономика в новом обществе – обще стве развития – будет обеспечивать материальные потребности человека и общества созданием индивидуальных или уникальных вещей, отвечающих предпочтениям, вкусам, размерам конкретногочеловека. Эра массового производства и перепроизводства товаров исчезает. Информационная обработка материальных потребностей каждого человека позволит выйти на безошибочные прогнозы по необходимому объёму и качеству продукции. Валовый внутренний продукт (ВВП), как и другие метрики современной экономики, станет не востребованным. Измерять будем не сколько произведено валом, а сколько потреблено персонально.
3D- и 4D-проектирование, роботизированная промышленность, самообучаемые сенсорные машины уничтожат понятие производительность труда, потому что смогут выдавать продукцию в заданном количестве и качестве в необходимое время.
Внимание общества развития будет сосредоточено на развитии качественных и количественных характеристик каждого его члена, свободного от экономических проблем. Впервые можно будет просчитать интеграционный показатель как благополучия, так и развития всех и каждого, совершенно иначе, чем в усреднённом случае «средней температуры по больнице», как при складывании нищего и богатого, получая якобы успешного середняка, что характерно для общества потребления.
В обществе развития деньги постепенно утратят многие функции. Их накопление станет бессмысленным. Стоимость денег будет определяться не по золотому эквиваленту или по мощи военно-экономического потенциала, человек станет главным номиналом, мерой всего. Инфляция станет невозможной. Волатильность оценок национального богатства по золоту, нефти или газу заменит стабильность роста способностей и возможностей людей. В промежуточный, переходный период доходы будут распределяться по остаточному принципу. Сначала затраты на других – потом на себя.
Начнётся гонка не за сверхоружием, а за развитием и творчеством, раскрытием человеческих талантов. Исчезнет безработица. Каждый будет на счету. Впервые возникнет реальная потребность в человеческом потенциале, чтобы человек жил долго и счастливо. Источник войн, которые уносили и уносят впустую непрожитые жизни, иссякнет. Посмешищем станут те, кто ставит своей целью передел материальных богатств.
Справедливое владение имуществом останется в истории трактатов по хрематистике Аристотеля, политической экономии от Антуана Монкретьена де Ваттевиля до Карла Генриха Маркса и последующих. Экономика перестанет перегреваться. Закончится эластичный спрос на теории маржинальности, институционализма, монетаризма. Они займут достойное место на полках всемирных библиотек в разделе «Детство человечества». Сам термин «экономика» вернётся в исходное состояние – разумное хозяйствование.
Чтобы прийти к этим новым экономическим отношениям, необходимо уже сейчас менять отношения тройки «государство-бизнес-человек».
Все природные блага и основные активы должны находиться в общественной собственности. В обществе не должно быть ни бедных, ни сверхбогатых. На минимальный доход можно реально прожить, при этом не находясь за чертой бедности. Весь крупный бизнес – либо государственный, либо под контролем государства. Все естественные монополии –
государственные. Весь мелкий и средний бизнес – частный с преобладанием общественной собственности (кооперативы, артели и пр.). Мелкий бизнес и самозанятые налогами не облагаются, весь остальной бизнес платит единственный налог с оборота, причём взимается он автоматически приперечислении денег.
Основным принципом переходной экономики является производство реальных товаров и оказание реальных услуг.
Ниже приведены базовые принципы такой экономики:
– Цель любого предприятия – не извлечение прибыли, а максимальное удовлетворение потребностей общества в реальных товарах и услугах.
– Индивидуальный подход к изготовлению вещей, конец массового производства.
– Глубокая переработка отходов позволяет максимально экономить ресурсы, а возможности апгрейда, заложенные при создании вещей, делают их практически вечными.
– Общественное пользование средствами производстваи совместное владение предметами долговременного пользования.
– Природо-, ресурсо- и энергосбережение как основа экономики будущего.
Бережное отношение к ресурсам и их возобновление приведёт к новому этапу во взаимоотношениях между человеком и природой. Экология станет одной из производительных сил.
ЭКОЛОГИЯ
Человек, с одной стороны, крепко связан с биосферой, а с другой стороны, связан с чем-то высшим – неведомым, с тем, что формирует гармонию Космоса.
С некоторого момента, начав «подчинять себе окружающий мир», создавая присваивающую экономику и осваивая окружающий мир, используя знания, накапливаемые в потоке поколений в языковых сетях, человек в основном ориентировался на улучшение своего материального благополучия. Он не задумывался об ограниченности окружающего его мира и о том, что он есть лишь часть этого мира. За последний век цель – достижение материального благополучия – выродилась в оголтелое стремление денежного богатства или максимизации процента на капитал. При этом именно в ХХ веке начинает осознаваться факт того, что биосфера ограничена, что Мир есть нечто целостное. Мир, условно говоря, подобен Организму. Осознание этого проявлено в стремительном общественном интересе к проблемам экологии.
Мы не имеем в виду феномены типа Греты Тунберг или развития различных форм зелёного движения, мы имеем в виду целостные, системные научные работы В.И. Вернадского, В.Н. Сукачёва, Н.Н.Моисеева и др.
Об исчерпании антропоцентрического взгляда на цели развития цивилизации начали говорить ещё тридцать лет назад. Наступает эпоха единого целостного Мира-организма: человека, природы и культуры.
За те 300 лет, когда доминировала идея антропоцентризма и – как его продолжения – идея сверхчеловека – в мире развились крайне разрушительные процессы во всей совокупности среды обитания человека и человечества. Главной их причиной был и остаётся потребительс кий, хищнический, агрессивный подход человека к природе и к её богатствам.
Произошло глобальное отчуждение – человека от природы и человека от его собственной, человеческой природы.
В результате все последние десятилетия человечество балансирует не только на грани экологических или техногенных катастроф, но переживает фактически наступившую эпоху всемирного экологического бедствия. Налицо угроза существования всех экосистем на планете, а также и ближайшего к ней слоя космического пространства.
Исторически вся мировая цивилизация с каждым новым технологическим рывком совершала новый шаг по разрушению природы. Первый крупный экологический кризис произошёл в палеолите 10–50 тысяч лет назад, второй – в неолите – около 2000 лет назад, третий – в эпоху Великих географических открытий – на рубеже Нового времени. Эти кризисы были разрушительными, но не катастрофичными для экологического равновесия. Самый мощный экологический кризис разразился в эпоху Промышленной революции XVII–XVIII вв. и продолжается до сих пор, порождая уже фактически необр атимые последствия. Вследствие освоения и широкого использования человеческой цивилизацией природных ресурсов (уголь, нефть, газ и т. д.) в биосфере началосьразрушение продукционных процессов. Идёт деградация почвенного покрова, что привело к трансформации биогенных круговоротов. Резко выросла численность населения, что привело к увеличению нагрузки на экосистемы, достигшейсегодня критических значений.
Начался глобальный экологический кризис, связанный с исчерпанием недр планеты, происходит стремительное накопление в атмосфере парниковых газов, что ведёт к изменению циркуляции атмосферы вследствие её разогрева: имеются постоянные очаги радиационной опасности и техногенных загрязнений, включая ядохимикаты, взрывчатые вещества. Бесконтрольно развивается множество опасных технологий. Фактически биосфера Земли перешла, таким образом, в перманентно нестабильное состояние, которое может быть чревато исчезновением человека как вида.
В условиях угрозы выживания человечества неизбежно воссоединение целостности мира и человека, объединения людей доброй воли, которым предстоит добиться установления мира на планете, прекращения войн и потребительски хищнического отношения к природе, прекращения загрязнения среды обитания, уничтожения природных ресурсов и биоразнообразия. Одним из условий этого является разработка глобальных моделей восстановления природы и научно обоснованного природопользования, а главное – преодоление стереотипов технократического эгоизма, породившего кризис в сознании людей, возврат человека к сбережению природы, в том числе его собственной, человеческой природы.
Краткий взгляд на пути решения экологических проблем:
– Восстановление разрушенных экосистем с целью возрождения гармонии между человеком и природой, предупреждения патогенности биосферы.
– Развитие общинных поселений с учётом биосферных ограничений.
– Развитие: зелёной энергетики, производств замкнутого цикла. Включение переработки твёрдых бытовых отходов в производственные цепочки.
– Добыча строго ограниченного количества ресурсов, в соответствии с реальной потребностью экономики России.
– Распространение в сетевой среде духоподъёмных практик, удерживающих высокие духовные состояния человека, защищающих его природную адаптивность и иммунитет.
Экология и здравоохранение – связанные вещи, нынешний век ознаменуется переходом от лечения болезней к комплексному подходу в области охраны здоровья и экологии человека.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ – ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА
В современной техногенной и потребительской цивилизации к человеку принято относиться двояко – утилитарно, как к носителю полезных качеств для обслуживания общества, и инструментально, как к элементу общецивилизационной конструкции. В то же время реальная деятельность совокупного человека и человечества в целом уже давно переросла эти узкие рамки социоцентричного взгляда.
Со времён работ В.И. Вернадского известно, что человек стал геологической силой, а с начала этого века мы говорим уже об эпохе Антропоцена, понимая, что деятельность человека является существенной силой даже в отношении климата, не говоря уже о биосфере и антропосфере. Более того, в современной цивилизации человек стал симбионтом с царствами вирусов и бактерий, которые резко мутируют в условиях загрязнения окружающей среды, изменения климата, уничтожения экосистем, редактирования генома растений и животных. Пандемии новых вирусов, взламывающих межвидовые барьеры, будут перманентными, и никакая вакцинация за ними просто не успеет. Единственная надежда – на естественный иммунитет человека, который давно заменён и ослаблен аллопатическими препаратами, антибиотиками, синтетическими витаминами и вакцинами. Основной естественный иммунитет человека связан с непатологической биотой нашего кишечника, которая радикальным образом зависит от психических состояний человека, подвергающейся сегодня, в рамках коронавирусной пандемии, особо мощному воздействию психодемии.
Фактически сегодня происходит искусственное раздувание страха и фобий с синдромом враждебности к «прокажённым», принуждение людей и навязывание им разного рода тоталитарных состояний подавленности перед властью эпидемии, цифровых запретов и ограничений.
Однако общество находит в себе силы противостоять эпидемическому и цифровому тоталитаризму, опираясь на собственную социальную память мобилизационного стресса. В России мобилизационный нормальный стресс во время Великой Отечественной войны, напротив, прекратил многие заболевания, предотвратил массовые психозы и способствовал сохранению нации, здоровой духовно и психически. Этот мобилизационный исторический опыт существует и в духовных практиках. Социальный психоз может быть усмирён интенсивным обращением к религиозной жизни, к народной сердечной и искренней взаимопомощи, которые гармонизируют и здоровье, и иммунитет во время эпидемий. Видимо, это один из мотиваторов существования духовной культуры человечества многие тысячи лет. Это и есть ключ тк экологии человека и общества, не только в нравственных мыслях и поступках, но, что не менее важно, в высоких духовных состояниях человека, поднимающих его защитные силы в отношении микробиоты.
Очень важно распространить этот опыт оздоровления общества и на саму сферу здравоохранения, поскольку сегодня мировая ситуация со здравоохранением находится в состоянии катастрофы.
Помимо угроз техногенного и антропогенного характера, мир в начале 2020 года поразила пандемия коронавируса, в одночасье превратившая все страны в один большой карантинный барак. На этом фоне становятся очевидными все просчёты здравоохранения – как в мире, так и у нас, в России, хотя в целом мы с этой пандемией справляемся достойно. Это происходит, в том числе и потому, что, слава Богу, у нас сохранилось наследие советской санитарно-эпидемиологической службы, отлаженная советская система прививок и миллионы героически жертвующих собой практикующих врачей и медработников самых разных специальностей.
Здравоохранение обязано гарантировать людям достойную защиту их здоровья, и в этой ситуации очень важно воссоздать государственную систему здравоохранения, способную оперативно и слаженно работать в условиях крайне опасных эпидемий и иных биосферных и антропогенных угроз.
Крайне важны специальные программы профилактики и укрепления иммунитета, в том числе иммунитета психосоматического, духовно-нравственного, так как патологической средой распространения пандемий и эпидемий во все времена были страх, паника, нагнетание уныния и пессимизма.
Лекарство от этих состояний имеет несколько аспектов. Они связаны непосредственно с экологией человека: с внешней средой его обитания и с его внутренней средой – микробиотой. Для каждого эта проблема упирается в систему здорового образа жизни, здорового питания (включая чистую воду и чистый воздух), здравого осмысленного мышления и творческих занятий. Также организм надо подвергать так называемому нормальному стрессу, где главное место занимают не столько физические нагрузки, сколько разработка комплексной программы самосовершенствования (личной и семейной), включая опору на принципы натуропатии (природоподобных методик лечения и профилактики). В эту программу также входят духовные практики, причём в первую очередь отечественные, родные по языку и культуре. Далее, сюда входит система аутопоэзиса (самовыстраивания, самораспознавания), умение распознавать свою глубинную мотивацию (побудительные намерения), преодолевать кризисные факторы своей жизни и вырабатывать самомобилизацию, собственную целевую стрессовую стратегию и нормальную выносливость. Сюда же входят системы гуманитарного и нравственного образования, системы воспитания самоотдачи и любви к ближнему как к самому себе, ответственности, взаимопомощи и милосердия, нравственной чистоты и душевной открытости, честности и искренности. То есть тех качеств, которые в русской культуре всегда были традиционными и определяющими на протяжении столетий.
Коротко можно обозначить следующие аспекты здравоохранения будущего:
– Здравоохранение должно быть полностью бесплатным.
– Преобладание государственной системы здравоохранения.
– Популяризация здравого смысла и здоровья – физического, ментального, нравственного, духовного.
– Широкое распространение сетевых децентрализованных сообществ и товариществ здорового образа жизни.
– Распространение в сетевой среде духоподъёмных практик, удерживающих высокие духовные состояния человека, защищающих его природную адаптивность и иммунитет.
– Воссоздание государственной системы профилакториев и санаториев, в том числе с учётом особенностей материнства и детства.
– Создание системы транспортной срочной медицинской помощи, дистанционной диагностики и консультирования. Успешное здравоохранение неразрывно связано с уровнем образованности и просвещённости общества.
ПРОСВЕЩЁННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Стратегические образовательные альтернативы. Говоря о сценариях развития образования, отметим, что они будут
радикально зависеть от типа глобализационного развития, и пока идеального образовательного проекта не существует. Итак, антропологический переход середины ХХI века уже начался. Идеалы устойчивого развития, общества знаний постиндустриальной цивилизации и гражданского общества очерчены, сейчас составляются дорожные карты транзита в глобальное будущее. Здесь и возникают конфликтующие альтернативные сценарии, в первую очередь связанные с разными образами человека будущего, его культурными ценностями и социальными формами управления. Ценности современного общества потребления, индивидуализма и жёсткой конкуренции не смогут более доминировать, поскольку разрушают культуру, редуцируют жизненный мир человека до эгоцентрических инстинктов и противоречат идеалам свободного доступа к знаниям, обмену информацией и всеобщему качественному образованию в обществе знаний Сегодня отчётливо проявлена борьба двух концепций будущего развития человечества.
Первый путь. После завершения холодной войны Запад предпочитает ограничивать уровень качественного доступного образования населения (бакалавр – лишь неполное высшее, а ЕГЭ создаёт человека-функцию и не стимулирует творческие способности) и унифицировать культурные ценности, полагая, что так мировым элитам проще управлять
людьми, и это высвечивает, скорее, перспективы неофеодализма золотого миллиарда, нежели гражданского общества.
Второй путь характерен для стран БРИКС (исключая современную Россию), Финляндии и Японии. Он предполагает культ всеобщего доступного образования и использования креативного ресурса творчества населения для технологических прорывов в будущее и конкуренции на мировой арене (мотив понятен – никто не станет делиться ни новыми технологиями, ни научными кадрами). Этой стратегии присущи свои крайности – обычно страдает гуманитарная сфера.
Таким образом, сегодня не существует идеальной системы образования: в первой урезан рациональный и сомнителен культурный компонент, во второй гипертрофирован рациональный и не хватает гуманитаристики. С такими стратегиями
в общество знаний не попасть, нужен баланс «физики и лирики» целостной личности. Хочется верить, что Россия ещё способна выработать свой гармоничный образовательный проект пути в будущее, тем более что фундамент образовательной системы СССР ещё не окончательно разрушен.
Существует и третий путь в будущее, который пока лишь формируется и не идентифицируется ни с одним национальным проектом, но есть результат сетевой самоорганизации молодых криэйторов (Криэйтор – человек, несущий ответственность за разработку, ведение и контроль над успешной реализацией рекламных проектов.) во всём мире. Они уже генетически, с раннего детства начинают активно использовать интуитивный канал творчества, на что их провоцирует турбулентная информационная жизненная среда и погружение в киберпространства. Здесь возникает новая этика свободы информации и внутренней свободы (иначе нет творчества), этой страте принадлежит всё большая часть молодёжи. Уже возникает иной образ жизненных целей и ценностей, здесь ростки гражданского общества самоорганизуются стихийно и вариативно. Спецификой таких процессов являются трансформации нравственных ценностей, и не всегда в лучшую сторону. Противоположными полюсами представителей людей будущего можно считать Ассанжа и Брейвика.
Новыми поколениями не удастся манипулировать привычными способами, искажая и скрывая информацию. В будущем возможен лишь нравственный союз просвещённой власти и талантливого народа, который невозможен без возвышения и сбережения культуры и знаний в жизни гражданского общества. Россия всё ещё имеет великую культуру и науку, и у нас есть шанс прорыва в будущее на третьем пути.
Третий путь предполагает умение жить в сложном мире, и будущая парадигма должна учить этому.
Воспитание и образование. Роль образования (воспитания и обучения) в любом обществе сводится, в первую очередь, к формированию норм, ценностей и навыков общественной и личной жизни будущего гражданина, а также усвоения знаний и умений, необходимых для взрослой жизни в обществе и дальнейшего профессионального роста личности. Причём при современной системе образования творческие, креативные способности ребёнка практически не развиваются. Система подготовки к ЕГЭ уже с младших классов съедает всё время на бессмысленную зубрёжку и формирует формально-нормированное отношение к миру. Это национальная катастрофа в образовании, а основная задача обучения и воспитания сегодня сводится, почти исключительно, к репликации очередного члена социума потребления, неспособного думать самостоятельно. Это мы с горечью наблюдаем в последние годы как стремительное падениеуровня подготовки первокурсников, не способных учиться в вузе.
Порочность нашей системы воспитания связана с тем, что школа практически самоустранилась от воспитания ребёнка, а в высшей школе воспитание не предполагается вообще. Человека воспитывают семья и улица, которые зачастую сами требуют воспитательных мер. Это объясняется тотальной деидеологизацией процесса обучения, записанной в конституции, поэтому предложение ребёнку любой системы ценностей рассматривается как идеологическое насилие, согласно либеральной доктрине. Необходимо срочное возвращение к идеалам и методам классической системы образования, гуманной педагогике, в которой процесс воспитания начинается с пелёнок и проводится соборно всеми институтами общества, а не только семьёй и школой.
Здесь радикально важны два вопроса.
Первый: формирование образов-идеалов и ценностей на примерах подвигов и жертвенного служения граждан и народа России на протяжении многих веков её истории вплоть до нашего времени.
Второй: воспитание любви к ближнему через собственные примеры поступков и поведение воспитателя, чему не учат современных педагогов.
Отметим, что цифровизация в школе не решает этих проблем, более того, в доподростковый период компьютерные игры, общение через социальные сети и коммуникаторы должны быть минимизированы, в связи с рисками формирования в этом возрасте игровых зависимостей, доминанты клипового мышления, блокировки нормальной социализации, усвоения нравственных норм и эмпатического (Эмпатия – осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания.) понимания сверстников и взрослых. Фактически есть риски атрофирования нравственно-эмоциональных способностей человека. Образование будущего должно быть направлено на формирование целостного духовного творческого человека, принимающего иерархию культурных ценностей – от семьи и малой родины до отечества, человечества и всего живого.
Вместе с тем следует прививать высшую цель любви к познанию – понимание того, что, познавая себя, ты познаёшь Бога и Мир, находишь ключи самосовершенствования; что соборное, коллективное познание есть новая зарождающаяся форма проявления божественного Коллективного Разума и Воли грядущего Человечества.
Тезисно это выглядит так:
– Цель образования – воспитание нравственной и творческой личности.
– Гармоничное сочетание гуманитарного и естественнонаучного образования на основе изучения истории развития человеческого общества.
– Непрерывное образование в течение всей жизни.
– Любовь к истокам и родной культуре, и в то же время к человечеству в целом и к Земле как основе Ноосферы.
– Традиционные ценности: семья, Родина, уважение к старшим в гармоничном балансе с идеологией улучшения мира и создания эффективного сетевого общества.
– Создание сети центров детского и юношеского творчества и патриотического воспитания на новом технологическом уровне.
– Среднее, среднетехническое и высшее образование должно быть бесплатным.
Качественное и многогранное образование – залог успешного развития отечественной науки.
ГУМАНИТАРНЫЙ ЭТОС НАУКИ
(Этос (греч. «нрав, характер, душевный склад») – многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии. Термин «этос» в античной философии обозначал привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи.)
Несмотря на огромные достижения, наука, как социальный институт, подвержена всем болезням современного общества.
В первую очередь, это утрата своего идеала – производства новых истинных знаний на благо человека, поскольку прикладная наука всё больше коммерциализируется и работает в угоду корпоративным интересам крупного бизнеса и военных, а не в интересах человечества, живущего в гармонии с природой. Таким образом, необходимо восстановить этос науки на широких междисциплинарных и этических основаниях.
Во-вторых, в современном обществе потребления и деградации целостного образования рациональное мировоззрение приходит в упадок и позволяет манипулировать безграмотным населением в целях, не всегда совпадающих с интересами людей, чего можно избежать через обновление высшего образования и популяризацию науки в Русском мире.
В-третьих, новая цифровая эпоха роботизации и искусственного интеллекта создаёт неведомые ранее социогуманитарные вызовы всеобщей занятости, организации досуга, атрофии психоментальной сферы и, самое главное, экзистенциальных смыслов жизни человека. Эта проблема мировоззренческая и может решаться только в диалоге естественных наук, наук о человеке и духовных практик традиционной культуры. Фокус научного интереса должен перемещаться с изучения и преобразования неживой природы на изучение и преобразование человека и общества.
В-четвёртых, грядущая постэпидемическая реальность, перспектива перехода к новому цифровому технологическому укладу и возможные войны уже во второй половине 20-х годов XXI века с необходимостью потребуют опоры страны на внутренние ресурсы, реиндустриализацию и возрождение отраслевой науки.
В-пятых, занятие наукой – это один из мощнейших способов творческого самовыражения. Прививка интереса к науке, к научному творчеству – важнейшая задача системы образования, общества в целом на пути формирования человека будущего, человека-творца.
Поэтому мы предлагаем следующие меры в развитии современной науки:
– Бесплатное высшее образование.
– Привлечение русскоязычных иностранных студентов в российские вузы на бесплатной основе.
– Развитие и поддержка научных школ, особенно в сфере фундаментальной науки.
– Развитие мегапроектов космических исследований и исследований междисциплинарных проблем целостной космо-гео-биосферы обитания человека.
– Философский ренессанс – основа научного мировоззрения во всех дисциплинах. Учёный-энциклопедист как междисциплинарный идеал научного работника.
– Создание сетевых структур управления наукой с широким применением таких форм исследовательской и конструкторской активности, как научные парки, творческие команды и артели, сети экспертов и др.
– Творческий диалог науки с вненаучными формами познания мира.
– Развитие природоподобных, природосберегающих технологий и системы социальной этической экспертизы научно-технических проектов.
– Развитие (в том числе с применением цифровых технологий) сферы исследований не только наук о природе, но и социогуманитарных наук и культуры с целью познаний законов развития человека и общества.
– Восстановление Государственного комитета по науке и технике в связи с необходимостью реиндустриализации страны и перехода её к новому технологическому укладу.
– Создание комитетов независимой социогуманитарной экспертизы научно-технических проектов.
– Создание и поддержание развития гражданской науки, сетевых платформ и экспертиз, прогнозов и проектов коллективного творчества в сотрудничестве с официальной наукой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мир стоит пороге хаоса – на горизонте замаячил невиданного масштаба экономический кризис, во многихпрежде благопол учных странах (США, Великобритания, страны ЕС и т. д.) ширятся социальные конфликты, идёт не виданная доселе война с памятниками. Всё это можно былобы списать на закат капиталистической системы, но даже в странах, ориентированных на социалистический путь развития (Белорусь, Китай, Венесуэла и пр.), граждане выходят на массовые уличные протесты. Очевидно, что мир поразила одна большая проблема и название ей – отсутствие привлекательного ОБРАЗА БУДУЩЕГО.
Люди не могут жить исключительно сегодняшним днём, они должны знать, для чего и зачем пришли в этот мир, какова цель существования человека и общества и какое будущее ожидает их детей и внуков. Никто ни в одной стране мира не даёт сегодня ответа на эти важнейшие вопросы.
Более того, представители так называемого глубинного государства, а проще – финансовые транснациональные корпорации, готовят для человечества «цифровой концлагерь». Пандемия COVID-19 (так удачно названная в нашей стране коронабесием) – не что иное, как всемирная генеральная репетиция будущего цифрового рабства. Такой образ будущего не может устроить никого, кроме, конечно, тех, кто нам его готовит. Люди интуитивно чувствуют, что надвигается нечто страшное, отсюда и массовые протесты по всему миру.
В настоящей книге мы формируем этот самый желаемый ОБРАЗ БУДУЩЕГО, который поддержит большинство человечества. Концептуально это мир, где каждому человеку, каждой нации, каждому народу найдётся своё место, посколькунаш главный тезис – Единство Разнообразия.
Мир, как единый организм, устроен так, что всё, в него приходящее, должно быть востребовано и занимать достойное место. Каждый человек, родившийся на Земле, создан по образу и подобию Божьему, поэтому должен жить по совести, быть счастливым и стать человеком-творцом. Человек стремится творить как Отец в Духе, для чего посвящает жизнь свою стяжанию Духа Святого, творению блага и гармонии Мира. Наш мир будущего человекоцентричен, но не в смысле ницшеанского сверхчеловека. Человек живёт в любви к ближнему, начиная с родителей, семьи, рода, народа, отечества и кончая всем человечеством, являясь частью мирового Древа Жизни, которое он возделывает совместно с другими. Основой для творения являются истоки и культура, культурный код – вот основа преобразования человека и мира.
Опираясь на концепцию и культуру, мы формируем идеологию Нового мира – десять тезисов, переходящих один в другой и закольцованных между собой.
Центральным тезисом является Любовь, ведь Любовь есть безусловная причина и основа Бытия.
Исходя из новых идеологических принципов и на основе человекоориентированной концепции, формируется новый тип сетевого меритократического государства.
Умное государство стимулирует зарождение экономики уникальных вещей, где нет места корысти и конкуренции – им на смену приходит самоограничение и взаимопомощь.
Главная цель как экономики в целом, так и каждого отдельного предприятия – максимальное удовлетворение разумных потребностей человека и общества при сохранении и приумножении природных и биологических ресурсов планеты.
Бережное отношение к ресурсам и их возобновление приведёт к новому этапу во взаимоотношениях между человеком и природой. Экология станет одной из производительных сил.
Экология и здравоохранение – связанные вещи, нынешний век ознаменуется переходом от лечения болезней к комплексному подходу в области охраны здоровья и экологии человека.
Успешное здравоохранение неразрывно связано с уровнем образованности и просвещённости общества.
Качественное и многогранное образование – залог успешного развития отечественной науки.
Объединение гуманитарных и естественных наук позволит теоретически обосновать желаемый для всего человечества ОБРАЗ БУДУЩЕГО и воплотить его в реальность.
Для воплощения в жизнь этой глобальной миссии мы предлагаем заключить Новый общественный договор, где особая роль отводится Российскому государству, которое вместе с народами России берёт на себя определённые обязательства по установлению, на основе новых идеологических принципов, правил общественной жизни, консолидирующих общество и направляющих его на активную работу над проектом объединения человечества в единый мир-организм.
В данной книге нами изложены принципы, по которым должен быть составлен Новый общественный договор, а также основные положения новой концепции и новой идеологии все-человечества.
Источник: http://sretensky-club.ru/ru/2020/09/10/novyj-obshhestvennyj-dogovor/
Институт социально-экономического прогнозирования им. Д.И. Менделеева
Сретенский клуб им. С.П. Курдюмова
НОВЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДОГОВОР
Под редакцией А.В. Щербакова, Л.А. Колесовой, В.Г. Буданова
www.mendeleev-center.ru
www.sretensky-club.ru
Корректор А. Павина
Оригинал-макет В. Павловой
Автор иллюстрации Н. Лобачёв
Оформление обложки А. Самоделовой
Подписано в печать 04.09.2020 г.
Формат 60х90/16
Тираж 300 экз. Заказ №
Грифон
125284, Москва, Хорошевское шоссе, 38
Тел.: 8-499-740-45-62
www.grifon-m.ru
Комментарии 0