НРАВСТВЕННОСТЬ УЧИТ НЕ ТОМУ КАК СТАТЬ СЧАСТЛИВЫМ, А ТОМУ КАК СТАТЬ ДОСТОЙНЫМ СЧАСТЬЯ (И. КАНТ)
Сегодня людям очень важно понять, что может быть отнесено к ценностям цивилизации, а что под видом ценностей представляет антикультуру. Различить их может то, что стоит «за» ценностями, являясь их основами и фундаментом.
Ценности не могут быть первичным фундаментом культуры и общества, поскольку они сами являются средством рационального управления и подвергаются постоянному изменению. Это касается как всей рациональной культуры современного рационализированного общества, так, в частности, правового и нравственного регулирования.
Высшей ценностью является отдельная неповторимая личность человека, но не как изолированный индивид сам по себе, а как коллективная данность и соборная личность. Культура служит средством существования и воспроизводства этих личностей как коллективного целого.
Основой нашей цивилизации выступают восточноевропейский славянский и христианский типы личности. Они образуют осевой тип человека, характерный в других формах, помимо русской, для многих народов, прошедших через осевое время. Они образуют основу традиционного и в то же время нового типа человека, который является и коллективистом, и индивидуальностью одновременно.
Поэтому, если мы говорим о ценностях, чтобы не быть нигилистами и выдержать конкуренцию с антикультурой, мы должны определить сущности наших цивилизационных ценностей.
Важно отметить и то, что мы живем в такой исторической ситуации, когда традиционные ценности и культурный код могут поддерживаться и сохраняться только на основе волевого (духовного) выбора личности, противостоящего натиску антикультуры «новой нормальности», то есть автоматически традиционные ценности и коды не поддерживаются. Например, чтобы быть христианином, нужно делать постоянные личные или коллективные волевые выборы и усилия. Поэтому культура должна быть нацелена на коллективный волевой переход к творению своей судьбы и судьбы русской цивилизации.
Следовательно, главным образом культуры России должен быть волевой духовный человек новейшего типа, прошедший личностную революцию, способный управлять своей духовной личностью и социальной идентичностью, имеющей опору в Боге.
Вера в Бога - это частное дело любого человека, но только духовный человек, имеющий опру в Боге, воспитанный в вере или прошедший личностную революцию становится способным управлять своей личностью. По сути вершину свободы личности можно определить выбором человека быть с Богом или отходить от него. Веря в Бога человек обретает веру в себя, надежду на развитие и взращивание себя.
Для взращивания плодов человеческой деятельности, крайне необходима почва, климат и уход (забота), это и есть та атмосфера, которую способно создать только общество.
Атмосфера в обществе бывает благоприятная, способствующая к творчеству, развитию и совершенствованию. Определение такой атмосферы - нравственная. Нравственная атмосфера - это безопасная среда жизнедеятельности где человек может самовыражаться занимаясь творчеством и созиданием. Нравственная атмосфера характеризуется глобальным принципом - не вреди и созидай! Себе - другим - окружающей среде. Ни мыслью, ни словом, ни делом! Создавай благо для себя, других и для страны - мыслью, словом и делом!
В противоположном случае атмосфера может способствовать деградации, разрушению, самоликвидации личности и физического человека. Это и есть основной глобальный принцип отличия нравственной атмосферы от безнравственной.
Каждый человек в среде должен вести себя в соответствии глобальным экологическим нравственным принципом. На этом принципе основан дискурсивно-оценочный метод. Применение этого метода порождает зкосоциальную технологию. Применение с помощью дискурсивно-оценочных практик экосоциальной технологии во всех сферах жизнедеятельности решает конкретные проблемы и задачи для создания и поддержания нравственной атмосферы. Дискурсивно-оценочные сети - это инструмент позволяющий визуализировать массовые этические оценки.
Глобальный экологический принцип - не вреди себе, другим, окружающей среде.
Глобальный этический принцип - вести себя надо так, чтобы не вредить себе, другим, окружающей среде.
НРАВСТВЕННЫЙ МАНИФЕСТ (открыть)
Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.
Культура – это возделывание, созидание человека усилиями всех социальных субъектов.
Известно множество определений понятия «традиция» (от лат. traditio — «передача»). Наиболее полно оно определяется как элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Следовательно, в качестве традиций могут выступать общественные установки, нормы поведения, социальные и культурные ценности, идеи, обычаи и т. п. Традиции действуют во всех областях общественной жизни.
Традиции и ритуалы, основанные на нравственности выступают регулятором взаимоотношений, направляют людей к добровольному выбору подчинения с сохранением волевого выбора, чести и достоинства; следованию установленным правилам и нравственным нормам поведения.
Ритуал — сложившийся на протяжении жизни многих поколений устойчивый вид общественных отношений, проявляющихся в символической форме и регламентируемых общественным мнением, обычаями, а иногда и законами. Слово «ритуал» произошло из латинского языка и означает «священный обряд».
Традиции и ритуалы, основанные на нравственности подают пример для подражания, создают морально-психологический и эмоциональный настрой осознанно действовать в различных ситуациях, опираясь на положительный опыт, определяют жизнеспособность, помогают развитию нравственной коммуникации, сохранению нематериальных культурных ценностей гражданского населения, обеспечивают преемственность многих поколений защитников Отечества, с их помощью происходит накопление и передача духовно-нравственных ценностей, которые складывались в процессе всей отечественной истории.
Традиционные ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Сохранение и укрепление традиционных ценностей, культуры и исторической памяти обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования традиционных ценностей.
На основе воинских традиционных ценностей проще всего описать нравственную атмосферу. Воинские традиции, являясь частью национально-государственных традиций и разновидностью профессиональных, не однородны. Одни из них общие для всех Вооруженных Сил, другие характерны для определенного рода или вида войск, объединения, соединения, части, корабля, третьи — для определенной воинской профессии. Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества защитников Родины, являются воинские ритуалы. Изучая их, необходимо раскрыть такие понятия, как обычай, обряд и церемония, воинский ритуал.
Обычаи — общепринятые, более или менее устойчивые в той или иной среде правила и нормы, регулирующие поведение людей в определенной области общественной жизни. Это традиционно принятый порядок, привычный образ действий, соблюдающийся в силу прочно установившихся привычек, передаваемых из поколения в поколение.
Обряды - система традиционных символических коллективных действий, которая устанавливается традицией, обычаем, сопровождает некое важное событие общественного или частного характера. Обряд символически и эстетически выражает смысл, содержащийся в событиях или явлениях.
Церемония — тот же обряд, но более динамичный, торжественный, официальный. Церемония выражает содержание тех традиций, которые связаны с наиболее значительными событиями общественной жизни.
Воинские ритуалы — это исторически сложившийся, устойчивый, передающийся от поколения к поколению вид традиций, реализующийся в формах условных и символических действий, строго регламентируемых сначала обычаями и общественным мнением, а затем и законами. Воинские ритуалы выражают внутренний смысл, содержание традиций, связанных с важнейшими событиями в жизни народа, армии и флота. Другими словами, воинские ритуалы — это воинские обряды, торжественные церемонии, совершаемые при повседневной деятельности, во время праздничных торжеств, важных актов военной службы и в других установленных случаях.
Воинские ритуалы в вооруженных формированиях на Руси возникли на основе народных и религиозных обрядов. Изначально это были лишь отдельные элементы — боевые игры, воинственные пляски, песни, которые исполнялись при подготовке военных походов, а также при встречах возвращающихся после сражений воинов. Обрядовая сторона военной деятельности была связана с необходимостью лучше подготовиться к боевой службе, повторить боевые приемы, типизировать их, создать необходимое настроение, уверенность в победе.
Воинские ритуалы социально обусловлены, они способны к закреплению и распространению сложившихся традиций. «Я не знаю, каков будет человек через тысячу лет, но отнимите у современного человека нажитый и доставшийся ему в наследство скарб обрядов, обычаев и всяких условностей — он все забудет, всему разучится и должен будет начать все сызнова», — отмечал выдающийся русский историк В.О. Ключевский.
Воинские ритуалы обладают огромной силой воздействия, активно приобщают воинов к героическому прошлому, воспитывают чувство патриотизма, повышают бдительность и боевую готовность. Они сопровождают российского воина на протяжении всей его службы. Каждый ритуал — своеобразное эстетическое явление, организованное по законам красоты. Исполненный глубокого смысла, освещенный великими подвигами во славу Родины, каждый ритуал имеет строгую целесообразность, суровую красоту.
Комментарии 0