Загрузка данных

Основы нравственного воспитания

  • 22 октября 2022 г.
  • 1389
  • 0

Институт нравственной культуры

А.М. Сафиоллин

Основы нравственного воспитания

Учебно-методическое пособие по нравственному воспитанию детей в образовательных учреждениях начального и среднего образования

Утверждено в качестве учебно-методического пособия базовой организаций государств-участников СНГ по образованию взрослых и просветительской деятельностью 22 июня 2009 года

Согласовано с советом министров образования государств-участников СНГ 2-е издание

Санкт-Петербург - 2022

ISBN 5-7199-0287-2  

УДК 355.4 ББК 68.9 С 21

Основы нравственного воспитания: учебно-методическое пособие по нравственному воспитанию детей в образовательных учреждениях начального и среднего образования / Под редакцией П.И. Юнацкевича / Серия книг: Нравственный путь человечества. – Санкт-Петербург, Институт нравственной культуры, 2022. – 36 с.

Автор:

Сафиоллин Алексей Маулитжанович, директор Института нравственной культуры

Научный редактор:

Юнацкевич Петр Иванович, полковник, доктор педагогических наук

Рецензенты:

Чигирев Виктор Анатольевич, полковник, доктор военных наук, профессор (2009, 2022)

Стражев Василий Иванович, председатель Совета по образованию государств-участников СНГ, доктор педагогических наук, профессор (2009)

Учебно-методическое пособие рекомендовано для использования в воспитании и обучении детей и молодежи основам нравственности.

Учебно-методическое пособие соответствует требованиям, установленным для нравственного воспитания детей и молодежи, разработано в рамках исполнения решения совета глав правительств СНГ от 09.05.2009 года. Первое издание осуществлено в 2009 году, второе в 2022 году.

Предназначено для использования в системе начального и среднего образования. Адаптировано для использования во всех странах мира для нравственного воспитания детей и молодежи.

Подписано в печать 18 октября 2022 года.
Формат 84x108/32. Бумага офсетная. Гарнитура Times New Roman. Бумага газетная. Тираж 900 экз. Заказ No 2/2022-ИНК. Печатных листов 1,4 Произведено ИНК, Санкт-Петербург. Изготовлено в 2022 г.
Изготовитель: ИНК, https://iov.ast.social

УДК 355.4 ББК 68.9

© ИНК, 2022

 

Раздел 1


Основы нравственного воспитания

Урок N1.

Нравственное правило не вредить себе

Читаем, запоминаем:

Нравственность – это когда человек не вредит себе, другим, стране, в которой живет.

Нравственный принцип для каждого человека: не вреди себе, соседям, среде ни мыслью, ни словом, ни делом; созидай для себя, соседей, среды мыслью, словом и делом.

Не вреди себе (С1), соседям, другим людям (С2), стране, окружающей природе (С3) ни мыслью (М), ни словом (С), ни действием, делом (Д):

C1 + С2 + С3/(М+С+Д)

где


С1- не вредить себе;


С2- не вредить соседям, другим людям;

С3- не вредить среде обитания, окружающей нас природе;

М - не вредить мыслью, не думать плохо;


С - не вредить словом, не говорить плохо;


М - не вредить делом, не совершать плохие поступки.

Пишем:

Переписываем нравственное правило в учебную тетрадь.

Действуем:

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) нравственный принцип и вслух повторяем этот принцип у доски.  

 

Учебный вопрос N1


Правило N1

С1-М нравственного принципа

 

Читаем, запоминаем:

Первое правило нравственного принципа С1-М: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С1-М.

Первое правило С1-М – не вредить себе мыслью (С1-М):

C1/М

где


С1 – не вредить себе;

М – не вредить себе мыслью.

 

 

Рисунок 1.

С1-М «Не вреди себе мыслью» 

 

Действуем:  

Рисуем в учебных тетрадях примеры рисунков на тему правила С1-М «Не вредить себе мыслью», используя для примера рисунок No 1. Переписываем в тетрадь правило С1-М: не вредить себе мыслью.

Изображаем в тетради формулу правила С1-М:

C1/М

где

С1 – не вредить себе;


М – не вредить себе мыслью.

Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя о себе плохо думать. Например, низкая самооценка сковывает человека, мешает ему совершать смелый и полезный для себя и общества поступок.

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С1-М.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С1-М и вслух повторяем это правило у доски.  

 

Учебный вопрос N2


Правило N2 С1-С нравственного принципа

 

Читаем, запоминаем:

Вторе правило нравственного принципа С1-С: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С1-С.

Это второе правило С1-С – не вредить себе словом:

C1/С

где


С1 – не вредить себе;


М – не вредить себе словом.

Действуем:

Рисуем в учебных тетрадях примеры собственных рисунков на тему правила С1-С «Не вредить себе словом». Переписываем в тетрадь правило С1-С: не вредить себе словом. Изображаем в тетради формулу правила С1-С:

C1/С

где


С1 – не вредить себе;


М – не вредить себе словом.

Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя о себе плохо говорить вслух. Например, когда человек плохо о себе говорит в слух, другие не станут ему доверять. Низкая самооценка закрепится. Она мешает человеку совершать полезный для себя и общества поступок.

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С1-С.  

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С1-С и вслух повторяем это правило у доски.

 

Учебный вопрос N3


Правило No3 С1-Д нравственного принципа

 

Читаем, запоминаем:

Третье правило нравственного принципа С1-Д: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С1-Д.

Третье правило С1-Д – не вредить себе действием:

C1/Д

где


С1 – не вредить себе;


Д – не вредить себе действием.

Действуем:

Рисуем в учебных тетрадях примеры собственных рисунков на тему правила С1-Д «Не вредить себе действием». Переписываем в тетрадь правило С1-Д: не вредить себе действием. Изображаем в тетради формулу правила С1-Д:

C1/Д

Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя вредить себе действием. Например, нельзя лишать себя жизни, попадать в опасную для жизни и здоровья ситуацию.

Например:

Нельзя уходить без разрешения родителей из дома.
Нельзя играть в опасные или азартные игры.
Нельзя баловаться с огнем, без разрешения родителей разводить костры.
Нельзя брать в руки опасные предметы.
Нельзя прикасаться к чужим вещам.
Нельзя общаться с незнакомым человеком.
Нельзя наносить себе порезы и ожоги.
Нельзя провоцировать или наносить себе ушибы.
Нельзя курить, употреблять алкоголь, наркотические и иные психотропные вещества.
Нельзя переедать, голодать, вызывать рвоту.
Нельзя принимать лекарства без разрешения и контроля родителей.
Нельзя совершать рискованные поступки (прыгать с высоты, ходить по стройкам, залазить в норы, подземные лазы, развалины домов и сооружений, искать любых приключений).

С места по указанию учителя озвучиваем в слух правило С1-Д.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С1-Д и вслух повторяем это правило у доски «Вред себе наносить нельзя»:

Нельзя допускать порезы частей своего тела (руки, ноги). Нельзя допускать ожогов частей своего тела (руки, ноги). Нельзя допускать ситуацию, когда вас могут ударить. Нельзя отказываться от пищи или воды.

Нельзя выдёргивать волосы на голове и теле. Нельзя расцарапывать кожу.
Нельзя допускать контакта с горячими предметами. Нельзя прыгать с высоты.

Нельзя допускать укусов животных, змей, насекомых. Будем доброжелательны.

Будем доверять друг другу дома, в семье и школе, колледже, институте, на работе.

Контрольные вопросы по теме урока No1

1. Нравственный принцип С1- С2- С3 – М + С +Д.

2. Первое нравственное правило С1-М.


3. Второе нравственное правило С1-С.


4. Третье нравственное правило С1-Д.

  

Урок N2.


Нравственное правило не вредить другим

 

Учебный вопрос N1


Не вредить другим мыслью

Нравственное правило С2-М «Не вредить другим людям мыслью».

Читаем, запоминаем:

Четвертое нравственное правило С2-М:

любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С2-М.

Четвертое правило С2-М – не вредить другим мыслью (С2-М):

C2/М

где


С2 – не вредить другим;


М – не вредить другим мыслью.

Действуем:

Рисуем в учебных тетрадях собственные рисунки на тему правила С2-М «Не вредить другим мыслью». Переписываем в тетрадь правило С2-М: не вредить другим мыслью. Изображаем в тетради формулу правила С2-М:

C2/М

где


С2 – не вредить соседям, другим людям;


М – не вредить другим мыслью.


Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя плохо думать о соседях, других окружающих нас людях. Например, негативные мысли о других людях мешают нам их изучить, понять. Они мешают человеку заводить новых друзей и товарищей.

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С2-М.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С2-М и вслух повторяем это правило у доски.

 

Учебный вопрос N2

«Не вредить другим словом»

 

Пятое правило нравственного принципа С2-С

Читаем, запоминаем:

Пятое правило нравственного принципа С2-С: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С2-С.

Пятое правило С2-С – не вредить другим словом (С2-С):

C2/С

где


С2 – не вредить другим;


С – не вредить другим словом.

Действуем:

 

 

Рисунок 2.


С2 – Не вреди другому словом

Рисуем в учебных тетрадях примеры рисунков на тему правила С2-С «Не вредить другим людям словом», используя для примера рисунок No 2. Переписываем в тетрадь правило С2-С: не вредить другим людям словом. Изображаем в тетради формулу правила С2- С:

C2/С

Где
С2 – не вредить другим;
С – не вредить другим людям словом.
Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя плохо говорить о других людях. Например, это некультурно, может привести к конфликту, мешает установить дружеские и товарищеские отношения.

Другие люди могут не прийти на помощь, ели о них плохо говорить.

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С2-С.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С2-С и вслух повторяем это правило у доски.

Учебный вопрос N3
Шестое правило нравственного принципа С2-Д

Читаем, запоминаем:

Шестое правило нравственного принципа С2-Д: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С2-Д.

Шестое правило С2-Д – не вредить другим людям действием:

C2/Д

где


С2 – не вредить соседям, другим людям;

Д – не вредить действием.

Действуем:

Рисуем в учебных тетрадях примеры собственных рисунков на тему правила С2-Д «Не вредить другим людям действием». Для примера можно использовать рисунок N3.

Переписываем в тетрадь правило С2-Д: не вредить другим людям действием. Изображаем в тетради формулу правила С2-Д:

C2/Д

где


С2 – не вредить соседям, другим людям;

Д – не вредить действием.

Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя вредить другим людям действием. Например, нельзя другим людям вредить, угрожать, лишать жизни, причинять вред их здоровью, нарушать их право собственности и другие права и законные интересы.

 

 

Рисунок 3.


С2-Д «Не вреди другому человеку своим делом»

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С2-Д.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С2-Д и вслух повторяем это правило у доски «Вред себе наносить другим людям нельзя».

Приводим примеры соблюдения правила С2-Д, содержание которых в ясной для учащихся форме раскрывает учитель:

Не допускать вред личности человека

Нельзя убивать человека.
Нельзя наносить телесные повреждения человеку.

Нельзя другому человеку угрожать убийством.
Нельзя незаконно лишать человека свободы.
Нельзя оскорблять личность человека.
Нельзя совершать сексуальное насилие над человеком.

Не допускать вред имуществу человека

Нельзя осуществлять кражу.
Нельзя осуществлять грабеж.
Нельзя осуществлять разбой.
Нельзя осуществлять вымогательство.
Нельзя осуществлять мошенничество.
Нельзя умышленно уничтожать или повреждать имущества. Нельзя намеренно уклоняться от выплаты штрафа.

Нельзя намеренно уклоняться от выплаты налогов. Нельзя неправомерно завладеть транспортным средством.

Не допускать вред другим людям в экономической деятельности

Нельзя заниматься незаконным предпринимательством.
Нельзя создавать монополию.
Нельзя приобретать или сбывать имущество, добытое преступным путем.
Нельзя фальсифицировать денежные средства.
Нельзя осуществлять подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков.

Нельзя заниматься контрабандой.

Не совершать допускать преступлений против общественного порядка и безопасности

Нельзя хулиганить.
Нельзя незаконно проникать на охраняемый объект.
Нельзя заниматься бандитизмом.
Нельзя создавать преступное сообщество или участвовать в нем.
Нельзя учинять массовые беспорядки и участвовать в них.

Нельзя осуществлять вандализм.

Нельзя не сообщить о преступлении в правоохранительные органы.

Нельзя заниматься терроризмом.

Нельзя осуществлять манипуляции с наркотическими веществами.

Нельзя проявлять халатность.

Недопустимы преступления против правосудия.

Нельзя осуществлять самоуправство.

Не допускать использование смертоносного и опасного оружия против людей.

Использование смертоносного и опасного оружия допускается на основании разрешения и только в целях защиты человека, граждан от явной угрозы их жизни и здоровью.

Нельзя носить смертоносное и опасное оружие без разрешения.

Нельзя осуществлять сбыт, перевозку и хранение смертоносного и опасного оружия без лицензии.

Нельзя небрежно относиться к смертоносному и опасному оружию.

- превышать должностные полномочия. передавать и брать взятки.

- препятствовать законной деятельности должностного

- посягать на жизнь государственного служащего. воздействовать и препятствовать следствию. выдавать себя за государственного служащего.

- оказывать сопротивление сотруднику полиции

- осуществлять побег из-под стражи. проявлять неуважение к суду.

- клеветать в отношении судьи, присяжного заседателя, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава.

- не исполнять приговор суда, решение суда или иного судебного акта.

Нельзя беспричинно использовать смертоносное и опасное оружие.

Нельзя нарушать правила контроля проданного смертоносного и опасного оружия.

Нельзя осуществлять незаконное производство, продажу, использование опасных взрывчатых, радиоактивных, ядовитых, отравляющих веществ и вооружения.

Контрольные вопросы по теме урока

1. Нравственный принцип С1- С2- С3 – М + С +Д.

2. Нравственное правило С2-М.


3. Нравственное правило С2-С.


4. Нравственное правило С2-Д.

 

Урок N3.


Нравственное правило не вредить среде

 

Учебный вопрос N1

Не вредить среде обитания мыслью

 

Нравственное правило С3-М «Не вредить среде обитания мыслью».

Читаем, запоминаем:

Седьмое нравственное правило С3-М: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С3-М.

Седьмое правило С3-М – не вредить среде обитания мыслью (С3-М):

C3/М

где


С3 – не вредить среде обитания;


М – не вредить среде обитания мыслью.

Действуем:

Рисуем в учебных тетрадях собственные рисунки на тему правила С3-М «Не вредить среде обитания мыслью». Переписываем в тетрадь правило С3-М: не вредить среде обитания мыслью. Изображаем в тетради формулу правила С3-М:

C3/М

где


С3 – не вредить среде обитания, окружающей природе;

М – не вредить среде обитания мыслью.

Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя плохо думать о среде обитания, окружающей природе. Например, негативные мысли об окружающей нас природе могут привести к оправданию поступков, причиняющих вред среде обитания. Нарушая экологию, мы причиняем вред себе и другим людям.

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С3-М.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С3-М и вслух повторяем это правило у доски.

 

Учебный вопрос N2


«Не вредить среде обитания словом»

 

Восьмое правило нравственного принципа С3-С Читаем, запоминаем:

Восьмое правило нравственного принципа С3-С: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С3-С.

Восьмое правило С3-С – не вредить среде обитания словом (С3-С):

C3/С

где


С3 – не вредить среде обитания;


С – не вредить среде обитания словом.

Действуем:

Рисуем в учебных тетрадях примеры рисунков на тему правила С3-С «Не вредить среде обитания словом». Переписываем в тетрадь правило С3-С: не вредить среде обитания словом. Изображаем в тетради формулу правила С3-С:

C3/С

где


С3 – не вредить среде обитания;


С – не вредить среде обитания словом.

Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя плохо говорить о среде обитания. Например, это некультурно, может привести к совершению экологического преступления, причинения вреда окружающей нас природе. Нельзя вредить окружающей среде, иначе природа навредит человеку.

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С3-С.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С3-С и вслух повторяем это правило у доски.

 

Учебный вопрос N3


Девятое правило нравственного принципа С3-Д

 

Читаем, запоминаем:

Девятое правило нравственного принципа С3-Д: любой поступок надо осуществлять в соответствии с правилом С3-Д.

Девятое правило С3-Д – не вредить среде обитания действием:

C3/Д

где


С3 – не вредить среде обитания;

Д – не вредить действием.

Действуем:

Рисуем в учебных тетрадях примеры собственных рисунков на тему правила С3-Д «Не вредить среде обитания действием».

Переписываем в тетрадь правило С3-Д: не вредить среде обитания действием. Изображаем в тетради формулу правила С3-Д:

C3/Д

где


С3 – не вредить среде обитания;

Д – не вредить действием.

Показываем свои рисунки учителю, и обсуждаем их, приводя примеры из личного опыта, почему нельзя вредить среде обитания, окружающей нас природе.

С места по указанию учителя озвучиваем вслух правило С3-Д.

Пишем по очереди на классной доске мелом (при наличии электронной учебной доски надпись наносится стилусом) правило С3-Д и вслух повторяем это правило у доски «Вред среде обитания наносить нельзя».

Приводим примеры соблюдения правила С3-Д, содержание которых в ясной для учащихся форме раскрывает учитель:

Нельзя нарушать правила охраны окружающей среды при производстве работ.

Нельзя нарушать правила обращения экологически опасных веществ и отходов.

Нельзя нарушать правила безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами.

Нельзя нарушать ветеринарные правила и правила, установленные для борьбы с болезнями и вредителями растений.

Нельзя загрязнять воды, атмосферу, морскую среду. Нельзя осуществлять порчу земли.

Нельзя нарушать правила охраны и использования недр.

Нельзя осуществлять незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов.

Нельзя нарушать правила охраны водных биологических ресурсов и осуществлять незаконную охоту.

Нельзя осуществлять незаконную рубку лесных насаждений. Нельзя уничтожать или повреждать лесные насаждения.
Нельзя нарушать режим особо охраняемых природных

территорий и природных объектов.

 

Контрольные вопросы по теме урока

 

1. Нравственный принцип С1- С2- С3 – М + С +Д.

2. Нравственное правило С3-М.


3. Нравственное правило С3-С.


4. Нравственное правило С3-Д.

 

Практическое занятие N1

Нравственный компас

 

Читаем, запоминаем, переписываем в учебную тетрадь:

Нравственный компас – средство индивидуальной ориентации в социальном (общественном) пространстве для принятия решения на совершение поступка.

Если поступок безнравственный, его совершать нельзя. Использование нравственного компаса помогает разобраться, какой поступок может быть нравственным, а какой безнравственным, таким образом можно удержать себя от совершения безнравственного поступка.

Перерисовываем в тетрадь нравственный компас (рисунок N5):

 

 Рисунок 5. Нравственный компас

 

Далее самостоятельно повторяем действия учителя по изготовлению и применению нравственного компаса

 

 

 

Рисунок 6. Нравственный компас

 

Действия по применению нравственного компаса:

Учитель демонстрирует поворот стрелок компаса (3 стрелки С1, С2, С3).

Обозначается пример актуального вопроса безопасности жизнедеятельности детей из правил поведения в школе, дома и на улице (например, можно ли переходить дорогу на красный сигнал светофора).

Дети копируют повороты стрелок компаса на вопрос. Вслух отвечают на вопрос учителя:

Навели на вопрос первую стрелку компаса С1 «Не вреди себе». Какой ответ получим?

Навели на вопрос вторую стрелку компаса С2 «Не вреди другим». Какой ответ получим?

Навели на вопрос третью стрелку компаса С3 «Не вреди стране». Какой ответ получим?

Далее в свободном порядке осуществляется применение нравственного компаса для вопросов, поставленных в воспитательных целях учителем и детьми. Осуществляется согласование общих и личных нравственных оценок учащихся посредством их обсуждения.

В завершение занятия дети говорят, научились ли они пользоваться нравственным компасом и давать нравственные оценки ситуации, перед тем, как совершить поступок.

Учитель просит детей показать родителям нравственный компас и обсудить с ними норму своего поведения дома, в школе и на улице: не вредить себе, другим, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом.

Контрольные вопросы

1. Название первой стрелки нравственного компаса (С1)

2. Название второй стрелки нравственного компаса (С2)

3. Название первой стрелки нравственного компаса (С3)

 

Практическое занятие N2

«Пятиминутка» нравственности

 

В ходе занятия осваиваются и затем повторяются физические упражнения, направленные на развитие универсального учебного действия - личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация учащихся и нравственно-этическое оценивание (то есть умение ответить на вопрос: «Что такое хорошо и что такое плохо?»).

Методика упражнения «Нравственность»

Учитель в ходе урока может сделать гимнастическую паузу и предложить детям в классе принять положение стоя и вслед на ним осуществить ряд действий, направленных на закрепление нравственного отношения к себе, другим, среде обитания.

Положения рук в ходе выполнения упражнения

В ходе выполнения упражнения учитель у детей развивает универсальное учебное действие - личностное самоопределение, ценностно-смысловую ориентацию учащихся и нравственно- этическое оценивание, то есть умение ответить на вопрос: 

Что такое хорошо?

Это когда не вредишь себе, другим, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом!

Что такое плохо?

Это когда причиняешь вред себе, другим, среде обитания мыслью, словом, делом!

Учитель демонстрирует ценностную норму, задает нравственную систему координат детям, и тем самым помогает им быть уверенным в себе и созидать для себя, других и среды обитания мыслью, словом, делом.

 

Положение N1

 

Начало упражнения - исходное положение руки по швам, ноги на ширине плеч. Учитель обращает внимание детей на повторение его действий и высказываний. Переходит к положению N2.

 

 

   

 

Положение N2


«Хорошо думаем о себе, других людях и окружающей природе»

Учитель делает быстрое движение руками, и прикладывает их к своей голове, демонстрируя детям пример движения No2, при этом он четко, добрым и уверенным голосом вопрошающе произносит следующее высказывание: «Как думаем о себе, других и о природе?».

Затем просит детей хором повторить еще раз движение и вместе повторить его высказывание «Как думаем о себе, других и природе?»

Далее учитель переходит к позиции N3.

 

Положение N3

Затем учитель делает быстрое движение руками, и от головы руки разводит в стороны, демонстрируя детям пример движения No3, при этом он четко, добрым и уверенным голосом произносит следующее высказывание: «Как думаем – хорошо!!!».

Потом просит детей хором повторить еще раз движение и вместе повторить его высказывание «Как думаем - хорошо?» и все разводят руками вверх, и в стороны, и вместе повторяют ответ учителя «Как думаем – хорошо!!!».

Учитель завершает действие словами: «мыслями не вредим себе, другим и природе»

Далее учитель переходит к позиции N4.

 

Позиция N4

 

Учитель делает быстрое движение руками, и прикрывает ладонями свой рот, демонстрируя детям пример движения N4, при этом он четко, добрым и уверенным голосом произносит следующее высказывание: «Как говорим о себе, других, природе».

Потом просит детей хором повторить еще раз движение и вместе повторить его высказывание «Как говорим о себе, других, о природе?» и все закрывают ладонями свои рты, и вместе повторяют ответ учителя «Как говорим о себе, других, о природе?».

Далее учитель переходит к позиции N5.

 

 

Позиция 5

Учитель делает быстрое движение руками в стороны, демонстрируя детям пример движения N5, при этом он четко, добрым и уверенным голосом произносит следующее высказывание: «Как говорим – хорошо!!!».

Потом просит детей хором повторить еще раз движение и вместе повторить его высказывание «Как говорим - хорошо?» и все разводят руками, в стороны и вместе повторяют ответ учителя «Как говорим – хорошо!!!».

Учитель завершает действие словами: «словами не вредим себе, другим и среде обитания!»

Далее учитель переходит к позиции N6.

 

 

Позиция N6

Учитель делает быстрое движение руками, и схватывает их сзади корпуса тела – рука хватает руку за кисть, демонстрируя детям пример движения N6, при этом он четко, добрым и уверенным голосом вопрошающе произносит следующее высказывание: «Как делаем для себя, других и среды обитания?».

Затем просит детей хором повторить еще раз движение и вместе повторить его высказывание «Как делаем для себя, других и среды обитания?».

Далее учитель переходит к позиции N7.

 

 

 

Позиция N7

Учитель делает быстрое движение руками в стороны, демонстрируя детям пример движения N7, при этом он четко, добрым и уверенным голосом произносит следующее высказывание: «Как делаем – хорошо!!!».

Потом просит детей хором повторить еще раз движение и вместе повторить его высказывание «Как делаем - хорошо?» и все разводят руками в стороны, и вместе повторяют ответ учителя «Как делаем – хорошо!!!».

Учитель завершает действие словами: «делами не вредим себе, другим и среде обитания!».

 

 

В завершение «пятиминутки» нравственности учитель демонстрирует сам аплодисменты и просит всех его поддержать, выражая благодарность за повторение нравственного правила:

 

  

не вредить себе, другим, среде обитания ни мыслью, ни словом, ни делом;

созидать для себя, других, среды обитания мыслью, словом, делом.

Данное упражнение может использоваться учителем на регулярной основе в ходе обучения своему предмету. Наиболее эффективно повторение упражнения раз в неделю в ходе преподавания своего предмета. Настроение для осуществления данного упражнения у учителя должно быть веселым и бодрым. Дружелюбие – важнейшее чувство, которое должны чувствовать дети в ходе выполнения данного упражнения.

Ответственное отношение учителя к демонстрации и выполнению данного упражнения гарантирует воспитание нравственных граждан и сокращение негативных социальных явлений и язв общества и государства. Так укрепляется нравственное здоровье общества, растет молодое поколение достойных граждан, в руках которых завтра будет судьба страны.

Источники для методической подготовки к проведению уроков нравственности

Международный день нравственности 5 апреля https://in.ast.social/menu-news/631-mezhdunarodnyj-den-nravstvennosti-5- aprelya.html

Методические рекомендации по внеурочному занятию для 1-11 классов средней общеобразовательной школы на тему "Нравственность" https://in.ast.social/menu-news/526-metodicheskie-rekomendatsii-po- vneurochnomu-zanyatiyu-dlya-1-11-klassov-srednej-obshcheobrazovatelnoj- shkoly-na-temu-nravstvennost.html

Конспект для классного руководителя по внеурочному занятию на тему "Нравственность" https://in.ast.social/menu-news/523-konspekt-dlya-klassnogo-rukovoditelya-po- vneurochnomu-zanyatiyu-na-temu-nravstvennost.html

Педагогическая технология мобилизации граждан https://ips.ast.social/news/1051-ippis001.html

 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 2

Классный час
PDF, 118 Кб, 23 окт. 2022 г.

1389

Комментарии 0