Система стратегического планирования в РФ практически отсутствует, цели органов власти не увязываются между собой и с требованиями президента и правительства и не стыкуются с проектной деятельностью Правительства, определяются формально, а их достижение не контролируется.
Такой неутешительный вывод сделан в отчете о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года».
Отчет представлен в бюллетени Счетной палаты № 266 – официальном издании, которое выходит с 1997 года в соответствии с законом. Это первый номер, который СП выпустил в соответствии с обновленной концепцией издания. Документ подписан аудитором Татьяной Блиновой.
Напомним, ранее отчет был анонсирован главой СП Алексеем Кудриным на коллегии этого контрольного органа. В своем обращении к жителям России, Алексей Леонидович заявил, что Счетная палата, реализуя принципы открытости и публичности, переходит от логики бюллетеня-сборника отчетов, к бюллетеню-площадке для дискуссий по самым актуальным темам развития страны:
По мнению Алексея Кудрина, это полностью соответствует миссии Счетной палаты: содействовать справедливому и ответственному государственному управлению как необходимому условию устойчивого развития российского общества и достойной жизни человека.
Итогом стратегического аудита работы правительства в 2017–2019 годах, проведенного СП стал объемный документ, который свидетельствует о рассогласованности ведомственных планов и положений, системы федеральных проектов и объединяющих их нацпроектов с национальными целями.
Отчет охватывает всю систему целеполагания Правительства и подведомственных госорганов, признавая, что «система стратегического планирования деятельности… исполнительной власти в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины».
Цель отчета: Проанализировать организацию формирования и достижения показателей
деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Вывод: Система стратегического планирования деятельности ФОИВ в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины. В этом состоянии она не способствует достижению национальных целей и требует совершенствования.
Итоги проверки: Счетная палата провела стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и сделала вывод о неэффективности системы стратегического планирования.В стратегическом планировании выявлены проблемы нормативного регулирования, методического обеспечения, организации контроля, открытости и доступности информации. Анализ показал, что нормативные правовые акты, регулирующие эту сферу, не формируют завершенную систему стратегического планирования. Они не согласованы между собой и не актуализированы в соответствии с документами, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально-экономического развития страны. В результате ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы не соответствует установленным требованиям. В планы деятельности ФОИВ включено только 26 % показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено 55 %.
СП пришла к выводу, что методология планирования целевых и индикативных показателей деятельности ФОИВ требует пересмотра.
Несовершенство планирования и методического обеспечения приводит к невыполнению установленных ФОИВ показателей деятельности.
Разработка планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы, как документа
стратегического планирования, осуществлялась в связи с утверждением Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года для уточнения приоритетов деятельности ФОИВ. В частности, для определения новых целей, целевых показателей, задач и ключевых направлений деятельности.
14 ФОИВ разработали свои планы деятельности на 2019–2024 годы в установленный срок, 10 ФОИВ - с нарушением срока, что свидетельствует о низком уровне организации планирования и низкой исполнительской дисциплине.
Авторы отчета обратили внимание на то, что предыдущие планы деятельности ФОИВ на 2013–2018 годы и на 2016–2021 годы реализованы не были, т.к. работа по их выполнению осуществлялась только три года из шести. В конечном итоге это оказало отрицательное влияние на эффективность стратегического планирования деятельности ФОИВ.
В настоящее время сложилась ситуация, когда вертикаль утверждения планов деятельности ФОИВ прерывается на уровне федеральных министерств и Правительство Российской Федерации не участвует в этом процессе.
Это обусловлено тем, что направление проектов планов деятельности ФОИВ на 6 лет в Правительство Российской Федерации нормативно не закреплено. В результате снижается возможность координации планирования деятельностии показателей ФОИВ со стороны Правительства Российской Федерации, что не способствует повышению эффективности государственного управления.
Счетная палата также акцентировала внимание на неоправданность высокого уровеня самостоятельности ФОИВ в определении целей, задач и показателей своей деятельности не совсем оправдан в условиях реализации федеральных и национальных проектов и достижения национальных целей. Соотношение централизации и децентрализации в стратегическом планировании деятельности ФОИВ, по мнению авторов отчета, не оптимально и не соответствует современным требованиям, связанным с обеспечением достижения национальных целей. Анализ показал, что управление разработкой планов деятельности ФОИВ осуществляется на низком уровне. Планы деятельности ФОИВ на 2016–2021 годы содержали 894 показателя, на 2019–2024 годы – 1 532 показателя, или на 638 показателей больше.
Проведенный анализ выявил две основные группы проблем, связанных с формированием показателей деятельности ФОИВ:
- формальные;
- качественные.
Формальные проблемы связаны с: Несоответствием показателей установленным требованиям.
Качественные проблемы выражаются в: Опосредованной связи показателей с целями деятельности ФОИВ и их явной недостаточностью. При этом формальные проблемы обусловлены как недостатками методического обеспечения, так и недостаточным вниманием ФОИВ к формированию своих показателей.
Структура показателей планов деятельности ФОИВ на 2016–2021 годы включала:
373 целевых показателя и 521 индикатор направлений (блоков мероприятий).
В структуре показателей планов деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы содержится:
117 целевых показателей, 478 индикаторов направлений (блоков мероприятий) и 937 индикаторов реализации мероприятий. При этом значительное количество целей, направлений (блоков мероприятий) и мероприятий этих планов не обеспечено соответствующими показателями и индикаторами.
Изменения, внесенные Минэкономразвития России приказом от 28 января 2019 г. № 30 в Методические рекомендации, утвержденные Приказом № 68, исключили целевые показатели из планов-графиков.
Индикаторы реализации мероприятий введенные в новой форме планов-графиков мероприятий по реализации документов стратегического планирования привели к увеличению общего количества показателей деятельности ФОИВ.
Всего в планах деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы содержится : 1 337 мероприятий, которыми предусмотрены 937 индикаторов реализации мероприятий. Из них только 500 (53,4 % общего количества индикаторов реализации мероприятий) имеют количественные значения хотя бы на один год реализации планов.
Проведенный анализ соотношения показателей деятельности ФОИВ с показателями государственных программ Российской Федерации, их подпрограмм, национальных проектов (программ) и федеральных проектов показал, что:
- из 1 263 показателей (индикаторов) государственных программ Российской Федерации и их подпрограмм, ответственными исполнителями которых являются ФОИВ, в планы деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы включены только 328 показателей, или 26 %;
- из 525 показателей национальных проектов (программ) и федеральных проектов только 289 показателей, или 55 %, включены в планы деятельности ФОИВ на 2019–2024 годы. Из 894 показателей деятельности, которые содержались в планах деятельности ФОИВ на 2016–2021 годы, плановые значения были предусмотрены по 785 показателям на 2017 год, по 759 показателям – на 2018 год.
Анализ достижения плановых значений показателей деятельности показал, что в 2017 году достигнуто 454 показателя деятельности, не достигнуто 135. При этом информация о достижении плановых значений 196 показателей отсутствовала.
Из 589 показателей, по которым осуществлялась оценка достижения плановых значений, доля недостигнутых показателей в 2017 году составила 22,9 %.
В 2018 году достигнут 481 показатель деятельности, не достигнуто 142 показателя. При этом информация о достижении плановых значений 136 показателей отсутствовала.
Из 623 показателей, по которым осуществлялась оценка достижения плановых значений, доля недостигнутых показателей в 2018 году составила 22,8 %. Количество недостигнутых ФОИВ показателей деятельности в отчетных периодах остается значительным. При этом в 2017 и 2018 годах не были достигнуты отдельные плановые значения показателей, оказывающих влияние на экономический рост.
В условиях отсутствия полной, достоверной и актуализированной информации о деятельности ФОИВ снижается возможность ведения конструктивного диалога по повышению эффективности этой деятельности. Остается незначительным количество обращений к сайтам ФОИВ за данной информацией, что свидетельствует об их низкой информативности.
Пунктом 1.4 Методических рекомендаций по реализации принципов открытости в федеральных органах исполнительной власти23 установлено, что выполнение
ведомственного плана реализации принципов открытости может быть организовано проектным методом. Однако результаты анализа свидетельствуют о том, что ФОИВ не применяли проектный метод при реализации своих ведомственных планов. В 2017–2019 годах ФОИВ не реализовывали ведомственные проекты, направленные на повышение открытости их деятельности, за исключением Минэкономразвития России.
Ключевую роль в обеспечении открытости играет взаимодействие ФОИВ с общественными советами. Оно осуществляется на системной основе и в целом способствует открытости информации о целях и задачах деятельности ФОИВ. Вместе с тем отмечается ряд проблемных вопросов, связанных с организацией деятельности общественных советов, в том числе отсутствие должного мотивирования членов совета. Работа общественных советов при ФОИВ зачастую носит формальный характер. Институт общественных советов не в полной мере ориентирован на повышение объективности информации о результатах деятельности ФОИВ.
Не в полной мере для реализации принципов открытости используется потенциал итогового доклада, который рассматривается на заседании итоговой коллегии ФОИВ. Как правило, в нем отсутствует оценка недостигнутых целевых показателей и рисков недостижения целей, что снижает объективность оценки эффективности деятельности ФОИВ и создает предпосылки совершения ошибок в управленческом процессе. Кроме того, нивелирование ситуации является существенным источником роста недоверия к органам государственной власти.
Функционирование системы экспертных и общественных обсуждений планов и показателей деятельности ФОИВ позволило лишь частично решить проблему обеспечения их публичной открытости. Не отработан канал получения и учета предложений граждан и экспертов при формировании планов и показателей деятельности. Не в полной мере произошло вовлечение гражданского общества в процесс реализации планов деятельности ФОИВ и оценки их выполнения. Таким образом, формирование понятного, оперативного и открытого для общества механизма реализации ФОИВ стратегических и тактических решений не завершено. Это не способствует укреплению доверия и выстраиванию конструктивного диалога между обществом и властью.
Не обеспечен положительный эффект от реализации открытого диалога ФОИВ с общественностью. Существующие механизмы его реализации носят в значительной мере формальный характер. Не сформирована система мониторинга и оценки открытости ФОИВ в части проведения социологических исследований, направленных на изучение удовлетворенности граждан и референтных групп уровнем открытости ФОИВ. Отсутствие должной обратной связи не способствует повышению качества управления.
Таким образом, уровень открытости ФОИВ не отвечает современным требованиям и запросам общества, не способствует установлению прочной связи государства с гражданами и организациями. Требуется принятие мер системного характера по обеспечению открытости ФОИВ.
Счетная палата приняла решение:
1) информацию об основных итогах и отчет о результатах экспертно- аналитического мероприятия направитьв Совет Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Портал Стратегия 24 будет внимательно следить за дальнейшим развитием событий и своевременно информировать наших читателей
Комментарии 2
Категорически возражаю против разработки Стратегии развития России!
ПОЧЕМУ?:
А). Кто занимается планированием, знают, как сложно разработать даже план перспективного развития средней фирмы с оборотом в сотню миллиардов рублей! Представьте экономику всей страны!
Б). На федеральном уровне необходимо обозначить только СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ, которые надо достичь к 2050 году:
- численность населения;
- территория расселения данного населения;
- какое сельхозпроизводство необходимо для обеспечения продовольственной безопасности;
- какие виды промышленности необходимо производить самим, а какие можно и у других купить и так далее.
В). Всем сначала нравилось КРАСИВОЕ слово Рынок, типа он за нас всё решит, теперь вытащили новое красивое слово Стратегия – напишем документ с таким названием и мы « в шоколаде». Необходимо отвыкать от лозунгов и красивых слов и начинать думать о реальных делах и понимать, как их можно реализовать!
КАКОЙ ВЫВОД:
- на федеральном уровне – ОБОЗНАЧАЕМ ЦЕЛИ!
- на региональном уровне, в рамках федеральных целей, разрабатываем рекомендации для муниципалитетов, учитывая преимущества данных муниципалитет. У кого село, у кого промышленность, какая численность населенных пунктов и т.п.
- в результате на муниципальном уровне появится понимание того, что:
А). планирует и будет финансировать государство;
Б). планирует и будет помогать региональная власть.
А вот на муниципальном уровне, имея всю информацию, появляется возможность разработать стратегию, НО НЕ КАК ДОКУМЕНТ, а КАК ИНСТРЕМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБАТЫВАЕМОЙ СТРАТЕГИИ!
Спросите в чем отличие? Документ может разработать любой институт, ( как это и происходит) а кто будет выполнять?
Стратегию как инструмент должны разрабатывать специалисты, которым и придется её реализовать, разумеется, институты, как советники (и только) тоже должны участвовать.