Загрузка данных
Публикация

Под председательством Владимира Путина во Владивостоке состоялось заседание президиума Государственного совета

  • 10 сентября 2018 г.
  • 1295
  • 1

Под председательством Владимира Путина во Владивостоке состоялось заседание президиума Государственного совета, посвящённое мерам по реализации задач, определённых майским Указом Президента, в целях опережающего социально-экономического развития Дальнего Востока.

В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Мы, как и в прошлом году, встречаемся здесь, в столице Приморского края, чтобы обсудить вопросы социально-экономического развития Дальнего Востока. Оценим, как выполняются ранее принятые решения и какие новые ориентиры нам необходимо обозначить в совместной работе.

Не буду сейчас детально останавливаться на результатах, которых уже удалось добиться начиная с 2013 года, когда мы вплотную стали заниматься развитием Дальнего Востока.

Вы знаете, что сделано действительно немало. Хотел бы поблагодарить коллег, которые в последние годы проводили эту работу. И подчеркну: опираясь на фундамент уже достигнутого, нам необходимо двигаться дальше, сделать ещё больше.

В дальневосточных регионах выделены центры экономического роста. На реализацию планов социального развития в таких центрах до 2020 года выделяется свыше 50 миллиардов рублей из федерального бюджета. Их надо вложить с предельной эффективностью.
Основные направления на ближайшую и среднесрочную перспективу мы определили в июле на совещании с членами Правительства. Сейчас предметно рассмотрим ключевые вопросы с участием руководителей всех дальневосточных регионов.

Рассчитываю, уважаемые коллеги, что вы предельно подробно, откровенно обозначите проблемы, а также свою позицию по формированию национальных проектов, предусмотренных майским Указом. Эта работа ещё не завершена, и тем важнее обсудить именно сегодня те конкретные вопросы, которые приоритетны для дальневосточников.

Хотел бы также в целом услышать, в каком объёме предусмотрены в проектах мероприятия по опережающему развитию Дальнего Востока, запланированы ли специальные меры по ликвидации накопленных отставаний, сколько средств заложено, какими темпами будут достигаться поставленные цели, есть ли проблемы, решение которых затягивается и почему – нужно разобраться в причинах.

Мы должны сделать всё необходимое, чтобы люди на Дальнем Востоке могли реализовать себя, свои таланты, свои жизненные планы, были востребованы, получали достойную зарплату, жили в комфортных условиях, имели доступ к качественным услугам, не считали бы проблемой большие расстояния.

Уважаемые коллеги!

Наш важнейший приоритет – решение демографических проблем, стабилизация, а затем и рост численности населения Дальнего Востока.

Мы с вами знаем: миграционный отток из региона постепенно сокращается, но фактом остаётся то, что люди по‑прежнему всё‑таки уезжают. В прошлом году уехало на 17 тысяч больше, чем приехало.

Крайне важная и насущная для жителей Дальнего Востока задача – повышение транспортной доступности. Мы несколько лет выстраивали систему недорогих субсидируемых авиамаршрутов на Дальний Восток. Нужно и дальше предметно заниматься системной организацией доступных авиаперевозок, других пассажирских маршрутов на Дальний Восток.
Вызывает особую озабоченность, что 70 процентов уехавших – это люди трудоспособного возраста. И это на фоне экономического роста в макрорегионе и большой потребности в кадрах на Дальнем Востоке.

Вывод понятен: людей не устраивают сегодняшние условия для жизни. Дальний Восток по‑прежнему отстаёт, проблем, безусловно, пока ещё много. Это низкая обеспеченность жильём, качественными услугами здравоохранения, образования, связи, нехватка современных объектов культуры и спорта, неудовлетворительная транспортная доступность, отставание в благоустройстве городов и посёлков.

С учётом планов, которые сейчас реализуются, новых индустриальных объектов ожидается, что к середине следующего десятилетия в регионе вырастет потребность в квалифицированных специалистах.

И этот вопрос надо решать, безусловно, уже сейчас, причём комплексно. Развивать систему профессионального образования, создавать преференции для тех, кто хотел бы переехать на Дальний Восток, и, разумеется, комфортные условия для всех, кто уже живёт на этой земле.

Давайте обсудим, какие дополнительные меры нужно ещё принять, в том числе для поддержки работодателей, которые создают рабочие места на Дальнем Востоке, вкладывают средства в подготовку кадров.

На что хотел бы обратить особое внимание: сейчас продолжительность жизни в Дальневосточном федеральном округе немногим более 70 лет. Это ниже, чем в среднем по России. Очень тревожный показатель – высокая смертность в трудоспособном возрасте: её уровень также выше среднероссийского.

Снижение смертности – важнейшая задача, и я прошу Минздрав, Правительство в целом действовать более решительно и результативно, особенно в вопросах развития инфраструктуры здравоохранения, лекарственного обеспечения.

Системный подход должен быть и в сфере регулирования важнейших тарифов на электроэнергию, тепло, газ, воду. Здесь нужен переход на модель долгосрочного регулирования, чтобы бизнес мог выстраивать свои инвестиционные планы, а регионы, муниципалитеты – свои бюджеты, расходы.
На что ещё обращаю ваше внимание? Сейчас коэффициент рождаемости на Дальнем Востоке, и это, безусловно, плюс, немного выше, чем в целом по стране, но этого пока недостаточно. В дальневосточных регионах нам нужно выйти на уровень устойчивого естественного демографического прироста.

Правительству уже дано поручение проработать специальные меры по поддержке рождаемости. Речь идёт о повышенных выплатах при рождении первого ребёнка, выделении средств при рождении второго ребёнка, а также о пониженной ставке ипотечного кредитования для семей с детьми.

Все эти предложения необходимо учесть при подготовке национальных проектов, реализация которых начнётся уже в следующем году.

Уважаемые коллеги!

В дальневосточных регионах выделены центры экономического роста, где будет создаваться дополнительная социальная инфраструктура. Это практически все ключевые города региона, ведущие индустриальные, научные площадки.

На реализацию планов социального развития в таких центрах до 2020 года выделяется свыше 50 миллиардов рублей из федерального бюджета. Их надо вложить с предельной эффективностью, чтобы заработали новые школы и больницы, культурные и спортивные объекты.

Стройка предстоит большая, и здесь важно максимально дебюрократизировать административные процедуры, создать стимулы для работы компаний, способных решать ответственные государственные задачи.

Опережающее развитие Дальнего Востока – это задача общенационального масштаба. Всем надо действовать активно, с полной отдачей, не затягивать, не выхолащивать содержание уже принятых решений.
Напомню также, что ближайшие зимние Олимпийские игры пройдут в 2022 году в Пекине, а летние – в Токио. Наши олимпийские команды должны успешно подготовиться к этим важнейшим стартам. Правительству вместе с регионами нужно проработать вопросы строительства и реконструкции спортивных баз в макрорегионе и представить свои предложения.

Ещё раз подчеркну: не только отдельные территории, но весь Дальний Восток должен выходить на опережающие темпы роста и в экономике, и в социальной сфере, и в демографическом развитии.

На совещании в июле предлагалось, чтобы на дальневосточные проекты направлялось до 5,5 процента от общего объёма инвестиционных расходов наших госпрограмм.

Безусловно, нужно выходить на это решение практически, нужно это делать, выйти на такой уровень, но при условии поддержки решений о создании таких объектов отраслевыми федеральными органами, а также наличия проектно-сметной документации.

И главное – готовности и способности регионов и муниципалитетов обеспечивать содержание новых объектов.

Ещё одна крайне важная и насущная для жителей Дальнего Востока задача – повышение транспортной доступности. Мы несколько лет выстраивали систему недорогих субсидируемых авиамаршрутов на Дальний Восток. Конечно, не все проблемы решили, но всё‑таки многие люди уже почувствовали изменения. Нужно и дальше предметно заниматься системной организацией доступных авиаперевозок, других пассажирских маршрутов на Дальний Восток.

Такой же системный подход должен быть и в сфере регулирования важнейших тарифов на электроэнергию, тепло, газ, воду. Здесь нужен переход на модель долгосрочного регулирования, чтобы бизнес мог выстраивать свои инвестиционные планы, это всем понятно, а регионы, муниципалитеты – свои бюджеты, расходы на содержание социальных и других объектов.

Уважаемые коллеги!

Опережающее развитие Дальнего Востока – это задача общенационального масштаба, об этом я уже неоднократно говорил. Всем надо действовать активно, с полной отдачей, не затягивать, не выхолащивать содержание уже принятых решений.

Прошу сегодня проинформировать, как исполняются эти поручения не только по итогам президиума Госсовета, который состоялся год назад, но и в целом касающиеся развития Дальнего Востока.

Давайте перейдём к обсуждению.

Пожалуйста, слово Сергею Константиновичу Носову.

С.Носов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Считаю символичным, что первое заседание, на котором мы обсуждаем меры по реализации Вашего майского Указа, проходит именно на Дальнем Востоке. Ведь перед Дальним Востоком как регионом национального приоритета XXI века поставлены серьезные задачи прорывного развития на ближайшие шесть лет.

Все мои коллеги-губернаторы понимают, что заданные национальные ориентиры в экономике и социальной сфере должны быть достигнуты. Мы постарались максимально ответственно и взвешенно подойти к подготовке доклада на президиум Госсовета. Для работы была создана рабочая группа.

По каждому из направлений мы определили его текущее состояние, сравнили со среднероссийскими показателями и лучшими практиками, выработали совокупность системных мероприятий, которые позволят преодолеть существующий разрыв и выйти на целевые значения Указа.

В моем выступлении я остановлюсь на основных позициях, влияющих на качество жизни и рост населения Дальнего Востока.

Здравоохранение, на наш взгляд, – ключевое звено в решении стратегической задачи повышения продолжительности жизни. Что происходит сегодня в нашем макрорегионе? Система здравоохранения модернизируется, строятся новые кардио- и онкоцентры, обновляется система первичного звена, парк санитарных автомобилей, создаются современные ФАПы, идут процессы цифровизации.

Но статистика констатирует, что смертность граждан трудоспособного возраста на Дальнем Востоке выше среднероссийского уровня на 20 процентов. Основные причины, как и во многих регионах страны, – смертность от болезней кровообращения и новообразований.

В то же время в отношении смертности от туберкулеза нужно принимать экстренные меры. Наши показатели в два раза выше среднероссийских. Я впервые столкнулся с тем, что даже существуют специализированные детские садики для малышей, больных туберкулезом. При этом действенных мер по решению этой проблемы в национальном проекте «Здравоохранение» не предусмотрено.

Для решения задач по раннему выявлению заболеваний необходимо сформировать доступную сеть учреждений первичной медико-санитарной помощи, укомплектовать их современным оборудованием, медицинскими кадрами, обеспечить возможность консультаций с узкими специалистами, лечение с использованием сервисов телемедицины.

Но иногда цена жизни элементарно зависит от транспортного сообщения и связи. До сих пор на Дальнем Востоке лишь 35 процентов дорог с твердым покрытием, а 1400 населенных пунктов в весенне-осенний период остаются просто отрезанными от транспортных коммуникаций.

Связь отсутствует на 56 процентах федеральных трасс и на 83 процентах региональных дорог. Поэтому правило «золотого часа», в течение которого можно спасти жизнь пациенту при инсультах, инфарктах или ДТП, часто не действует.

Приведу пример парадоксального случая. В районном центре и поселке Эвенск Магаданской области скончался главный врач больницы. Если бы его вовремя доставили в сосудистый центр Магадана, то спасли бы. Но в течение четырех дней была нелетная погода, не было возможности его транспортировать, так как сообщение с поселком только авиационное. Человек погиб.

По нашему мнению, чтобы исключить подобные ситуации, необходимо зачастую сохранить медучреждения даже в малонаселенных, тем более удаленных районах. Но по утвержденной методике это сверхнормативная сеть. Для того же Северо-Эвенского района, где живут две тысячи человек, положен только один кабинет с врачом или амбулатория. Мы просто вынуждены содержать там районную больницу и три ФАПа. В Фонде ОМС на эти так называемые сверхнормативные учреждения расходы не предусмотрены.

Складывается противоречивая ситуация. Позиция Минздрава – регионы должны финансировать эти расходы из своего бюджета. Но как только мы начинаем это делать, Минфин считает, что это нецелевые расходы с соответствующими выводами и последствиями. На наш взгляд, должна быть согласованная позиция министерств по этому вопросу – ведь чаще всего на чаше весов жизнь человека.

Еще одна проблема нашего здравоохранения – дефицит квалифицированных медицинских кадров, особенно в сельских и отдаленных районах. В районах организуют выездные бригады. Но это все-таки не выход, когда врач приезжает в поселок раз в два, а то в три месяца. Люди болеют не по расписанию, и врачи на местах нужны постоянно.

Существует очень хорошая программа по привлечению кадров – «Земский доктор». По этой программе размер выплат для тех, кто едет в сельскую глубинку, одинаковый для всех субъектов – один миллион рублей (и для Краснодарского края, и для Чукотки). Нетрудно догадаться, какой регион выберет специалист. Поэтому предлагаем к единовременной компенсационной выплате по программе «Земский доктор» для регионов Дальнего Востока установить повышающий коэффициент, равный районным.

И конечно, вызывает обеспокоенность техническое состояние зданий больниц и поликлиник. Вместо строительства их иногда достаточно просто отремонтировать. Мы убеждены, что в региональной составляющей федеральных проектов должна быть учтена специфика дальневосточных субъектов.

Одним из показателей, определяющих качество жизни, являются жилищные условия. Доля ветхого и аварийного жилья на Дальнем Востоке – шесть процентов, что в два с половиной раза выше среднероссийского уровня. В том числе только аварийного, по данным Минстроя России, на 1 июля текущего года два миллиона квадратных метров, а фактически его намного больше, так как муниципалитеты, каким бы ветхим, суперветхим ни было жилье, нередко из-за отсутствия средств на расселение не признавали его аварийным.

Обновление жилищного фонда идет по всей стране. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» должен быть утвержден до 1 октября 2018 года. Хотелось бы обратить внимание, что в его рамках для регионов Дальнего Востока на сокращение непригодного для проживания жилищного фонда средств предусмотрено пока в шесть раз меньше потребностей. Следует учесть, что и стоимость строительства жилья на Дальнем Востоке одна из самых высоких в стране.

Уважаемый Владимир Владимирович, Вами в майском Указе поставлена конкретная задача – улучшать жилищные условия не менее пяти миллионов семей ежегодно, строить до 120 миллионов квадратных метров жилья в год.

Для ее достижения регионам Дальнего Востока необходимо кратно увеличить ввод нового жилья. Здесь тоже есть проблема: как высокая стоимость жилья, так и недоступность ипотеки. Стоимость повышается, в том числе из-за необходимости реконструкции инженерной инфраструктуры, что прямо влияет на увеличение себестоимости квадратного метра.

Что касается ипотеки, Правительство неоднократно поднимало вопрос о специальном ипотечном продукте для Дальнего Востока. До настоящего времени такой продукт не создан.

Не менее важно для нас опережающее строительство нового жилья для тех, кто хотел бы сюда приехать, готов приехать, но еще сомневается.

Я много общался с людьми на личных приемах, где они поднимали вопрос об улучшении жилищных условий, беседовал с вахтовиками: они готовы остаться, если будет обеспечено качество жизни, сопоставимое с материком, прежде всего достойное жилье. В жилье нуждаются врачи, учителя, работники федеральных служб, силовых структур.

Людей привлекает зарплата, серьезные льготы, нравится природа, они готовы здесь создавать семью. Но качество жилищных условий, отсутствие нового жилья является фактором, сдерживающим рост населения.

Мы предлагаем рассмотреть вопрос целенаправленного строительства жилья для работников бюджетной сферы, строительства жилья под заказ. Можно объединить ресурсы всех ныне действующих ведомственных программ, чтобы не просто сделать шаг в решении проблемы, а решить ее окончательно.

Новая модель развития Дальнего Востока требует опережающей системы образования, способной удовлетворить кадровую потребность региональной экономики. Но только половина школ на Дальнем Востоке соответствует современным требованиям. И в этом направлении предстоит еще много работать.

Приоритетной задачей в сфере образования сегодня является привлечение выпускников школ в учреждения среднего профессионального образования и популяризация рабочих профессий. Для этого материально-техническое обеспечение системы профподготовки должно соответствовать требованиям федеральных стандартов и стандартам WorldSkills.

Что проблема подготовки профессиональных кадров существует, подтверждают и наши промышленники. Я встречался со многими из них, и на мой вопрос, почему они везут работников на вахту из других регионов, отвечают: «Ваши институты не готовят нужных нам специалистов».

Ситуация, конечно, меняется. Во исполнение, Владимир Владимирович, Вашего поручения на территории ДФО уже начинает действовать программа подготовки кадров для ключевых отраслей экономики макрорегиона и поддержки молодежи на рынке труда. Планируется задействовать потенциал образовательных и научных учреждений Дальнего Востока, создать структурные подразделения шести ведущих российских вузов.

Но есть и другие проблемы. Мы вместе с регионами провели анализ и установили, что практически все образовательные учреждения подключены к сети интернет, и это хорошо. При этом качество такого подключения не позволяет пользоваться всем перечнем необходимых сервисов. Так, минимальную скорость интернета, дающую возможность работать с современными базами данных, имеет только 17 процентов образовательных учреждений Дальнего Востока.

Такая проблема существует и в здравоохранении. Текущая скорость спутникового ресурса в тех районах, где нет ВОЛС, препятствует внедрению сервисов телемедицины. То же самое и в культуре, и в сфере предоставления государственных услуг.

Уважаемый Владимир Владимирович! Коллеги!

Отмечу, что все наши предложения – это результат совместной работы с регионами, федеральными министерствами, законодателями, государственными корпорациями и общественными организациями. За каждым мероприятием стоит целевой показатель Указа.

Понимаем, что на Дальнем Востоке достижение каждого критерия дороже в силу его региональной специфики. Но мы не должны допустить ситуации, когда средний показатель по стране будет выполнен за счет других субъектов, а проблемы населения Дальнего Востока останутся.

Принципиальное решение о достижении среднероссийского уровня во всех регионах Дальнего Востока необходимо выполнить. Это должно стать нашей совместной ответственностью, губернаторов и федеральных министерств. Только так, сообща, мы сможем достичь цели Указа.

Считаю, что для этого надо также совместно разработать уже конкретные мероприятия по каждому дальневосточному субъекту с учетом региональной специфики, а они должны лечь в основу дальневосточных разделов федеральных программ и проектов. Здесь единый подход как основной принцип распределения федеральных средств неприемлем.

Хочу заверить Вас, уважаемый Владимир Владимирович, что те поручения, которые Вы дадите нам и Правительству Российской Федерации, в том числе на основе нашего доклада, безусловно, будут выполнены.

Спасибо за внимание.

В.Путин: Спасибо большое.

Пожалуйста, Козлов Александр Александрович.

А.Козлов: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Хочу поблагодарить Вас за решение о проведении президиума Госсовета по развитию Дальнего Востока с учетом выполнения стратегических задач, поставленных Вашим Указом от 7 мая текущего года. Хотел бы кратко охарактеризовать проделанную работу.

Основные этапы работы по реализации обозначенных приоритетов. Вместе с регионами мы сформировали предложения в национальные проекты, которые, на наш взгляд, позволяют выполнить задачи, поставленные Указом, и направили их нашим коллегам из отраслевых ведомств, понимая, что только они смогут дать оценку достаточности этих мер для достижения целей Указа.

Сейчас национальные проекты поступают в Правительство Российской Федерации для утверждения. До 15 сентября по ним будут решены вопросы финансирования, а также сбалансированности региональных бюджетов. Важно уже сегодня на текущем этапе включить в национальные проекты дальневосточные разделы, тем самым обеспечив их интеграцию с дальневосточными разделами госпрограмм, задачами именно опережающего развития макрорегиона.

Конечно, при формировании надо учесть и уже принятые решения об опережающем развитии Дальнего Востока (об этом говорилось), и есть Ваше поручение, Владимир Владимирович, по итогам первого ВЭФа. Президент также давал поручение в пункт «к» пункта 1 в рамках третьего ВЭФ.

Хочу подчеркнуть, что перед дальневосточниками стоят масштабные задачи, и нам нужно двигаться не только к целевым значениям майского Указа, но и преодолеть накопившиеся отклонения, о которых также было озвучено в докладе Сергея Константиновича.

Такую работу мы можем вести, опираясь уже на созданный фундамент. И благодаря ранее принятым решениям на Дальнем Востоке есть хорошие продвижения по многим показателям. По экономике, по данным Росстата, темпы роста ВРП и инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке, начиная с 2000 года, выше средних по стране. Объем валового регионального продукта увеличился в 12,2 раза, инвестиций в основной капитал – в 20 раз, прямых иностранных инвестиций – в 34 раза. Однако динамика изменений в социальной сфере по-прежнему остается ниже среднероссийской.

Ожидаемая продолжительность жизни на Дальнем Востоке одна из самых низких в стране и составляет 71 год. Рост с 2000 года – 6,9 лет, при среднероссийском показателе – 7,4 года. Смертность трудоспособного населения сократилась, но остается одной из самых высоких в России. Доля ветхого и аварийного жилищного фонда в общем объеме жилищного фонда увеличилась до шести процентов при сокращении в целом по России до 2,4. Разрыв по уровню и качеству жизни с другими регионами сохраняется. Необходимы системные решения, которые могут переломить ситуацию. Именно на таких решениях хотел бы остановиться в своем докладе.

Наша ключевая стратегическая задача, о которой Вы, Владимир Владимирович, говорили сегодня, – это увеличение численности населения на Дальнем Востоке.

Хотел бы обратить внимание коллег на ключевую составляющую демографических процессов – это рождаемость. Да, сегодня суммарный коэффициент рождаемости на Дальнем Востоке незначительно, но выше среднего по стране. У Дальнего Востока – 1,73, по России – 1,62. Однако этот показатель снижается во всех дальневосточных регионах.

В динамике по всем девяти регионам Дальнего Востока мы потеряли 11700 детей, которые показывают, что все-таки эти меры принимать нужно. Это выплаты при рождении первого ребенка, выделение средств семьям на второго ребенка, льготная ипотека.

Для достижения национальной цели Указа по обеспечению устойчивого естественного роста населения предлагаем указанные мероприятия включить в национальный проект «Демография».

И что принципиально важно, также проработать вопрос софинансирования и региональных бюджетов, и федерального для достижения этой цели. Надеемся на Вашу поддержку, Владимир Владимирович.

Также мы проанализировали основные причины высокой смертности на Дальнем Востоке. К ранее сказанному из доклада Сергея Константиновича я бы хотел отразить одну причину – это смертность на дорогах. Она выше среднего по стране – порядка 14,7 человека на 100 тысяч населения, тогда как по России этот показатель – 13 человек на 100 тысяч населения. По майскому Указу нам нужно выйти на показатель не более четырех человек.

Чтобы добиться такого перелома, нам нужно привести в нормативное состояние региональные и муниципальные дороги, ликвидировать опасные участки, обеспечить оперативную службу работ скорой помощи. Про «золотой час» уже здесь говорилось.

Однако в национальном проекте акцент пока сделан только на региональные дороги, в то время как 70 процентов ДТП и 40 процентов погибших на Дальнем Востоке приходится именно на муниципальные дороги. Например, в Хабаровском крае на федеральных дорогах погибло 23 человека, на муниципальных в три раза больше – 70. На Камчатке: на региональных – 16, на муниципальных – 20. Якутия: на региональных – 44, на муниципальных – 51. Данные взяты по линии МВД за 2017 год.

Минтранс планирует оказать поддержку всем административным центрам, у нас таких девять, и городам с численностью населения свыше 200 тысяч человек. В результате такой методики из дальневосточных городов дополнительно к административным центрам попал в список только город Комсомольск-на-Амуре, потому что там 250 тысяч человек.

Наше предложение учесть в национальном проекте, имея в виду специфику региона, города Дальнего Востока с численностью населения от 50 тысяч человек до 200 тысяч человек. Это позволит включить дополнительно семь городов, а у нас их всего 16, остальные девять попали уже как региональные центры экономического роста.

Такие города, как Свободный, где у нас Амурский ГПЗ (Вы, Владимир Владимирович, на нем были в августе прошлого года), Белогорск – ТОР «Амурский», Нерюнгри – центр угольной промышленности, Арсеньев – производство вертолетов, Уссурийск, Находка, Артем. То есть те города, которые на слуху на Дальнем Востоке, действительно города развиваются, живут и их нужно поддерживать.

Одним из источников финансирования этих мероприятий могли бы стать региональные и дорожные фонды, но и здесь, к сожалению, есть свои нюансы. При распределении акцизов для формирования региональных дорожных фондов учитывается протяженность дорог.

Однако на Дальнем Востоке на одну тысячу квадратных километров приходится 9,5 километра дорог с твердым покрытием при средней протяженности по России 62 километра на одну тысячу квадратных километров дорог.

Этот подход не позволяет формировать региональные фонды, соразмерные масштабу территории и проблем Дальнего Востока. Ведь получается, что ДФО – это 36 процентов площади территории России и только 5,6 протяженности российских региональных и местных автомобильных дорог. Хотели бы, чтобы это предложение было поддержано.

Отдельный вопрос текущего недофинансирования системы здравоохранения Дальнего Востока. Основным источником финансирования учреждений здравоохранения являются средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Это зависит от наличия лекарств, препаратов, заработной платы врачей и медицинского персонала, питания пациентов.

В соответствии с действующей методикой объем субвенций регионам определяется с применением так называемого «индекса бюджетных расходов». Он отражает затратность оказания государственных услуг в каждом конкретном регионе с учетом его специфики, включая районные коэффициенты и северные гарантии работникам бюджетной сферы, транспортную доступность, стоимость жилищно-коммунальных услуг.

Однако при распределении субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования данный показатель применяется в размере не менее одного и не более трех. Специфика Дальнего Востока при таких коэффициентах просто не просматривается.

Так получается, что в четырех наших регионах значение индекса значительно выше. Это явно искусственное ограничение. То есть на Чукотке – 13, Камчатка – 5,3, Магадан – 4,8, Якутия – 4,5.

В результате из-за такого ограничительного подхода четыре дальневосточных региона ежегодно недополучают порядка 13 миллиардов рублей по оценке регионов. При этом по указанным регионам смертность трудоспособного населения выше среднероссийского уровня.

Чукотка – 822 случая на 100 тысяч населения, по России – 484, по Камчатке – 577 случаев, по Магаданской области – 678, по Якутии – 516. При этом отмечу, что при расчете дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по правилам Минфина индекс бюджетных расходов применяется в полном объеме.

Считаем, что и в рамках расчета субвенций на здравоохранение надо соблюдать это правило, используя единый подход. Необходимо внести изменения в постановление Правительства от 5 мая 2012 года за № 462.

Еще один острый вопрос по жилищным проблемам – состояние жилищно-коммунального комплекса на Дальнем Востоке. Фактическая стоимость квадратного метра в округе, по данным Росстата, значительно превышает норматив, установленный Минстроем. Это приводит к тому, что недофинансируются федеральные жилищные программы на территории Дальнего Востока.

Я могу привести пример. Было поручение по Комсомольску-на-Амуре построить 10 тысяч квадратных метров жилья. Стоимость довели, по приказу Минстроя, до 35 тысяч рублей за квадрат. Фактическая стоимость составляет 48 тысяч. До сих пор это жилье не построено.

Убежден, что при оценке потребностей дальневосточных регионов в средствах на реализацию Указа надо брать реальную цену квадратного метра по данным Росстата и регионов. Мы с Владимиром Владимировичем Якушевым уже по этому поводу разговаривали, эта работа в Министерстве начата и обещают в ближайшее время выпустить новую нормативную базу, которая как раз приведет к реальному состоянию дел с квадратным метром.

Есть еще одна проблема. По России от принятия решения до ввода объекта в эксплуатацию в среднем требуется два года. На Дальнем Востоке из-за особых климатических, сейсмических, других условий, ограниченного строительного сезона – примерно восемь месяцев в году весь строительный цикл, включая привязку типовой документации к земельному участку, занимает всего три года.

Стандартное требование федеральных программ – строительство не более двух лет. Мы хотели бы, вместе с губернаторами это проговаривали, представить предложения по упрощению этих процессов, и как Вы, Владимир Владимирович, в своем вступительном слове сказали, дебюрократизации этих процессов, отработать с отраслевыми ведомствами для того, чтобы эти процедуры упростить.

Нам нужна слаженная работа. Как говорят у военных, сегодня идут учения на Дальнем Востоке: «За содружество родов войск», так как все вопросы, озвученные и отраженные в докладах, материалах, проработках рабочей группы, пересекаются между отраслевыми ведомствами. И если не приедет работать врач в ФАП, то, значит, там нет жилья, нет дорог, не добраться авиацией, или просто не с кем жить, потому что вокруг ничего не работает.

Спасибо. Доклад закончен.

В.Путин: Спасибо большое.

Олег Николаевич, прошу.

О.Кожемяко: Глубокоуважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Сахалинская область активно включилась в исполнение Указа Президента о национальных целях и стратегических задачах по развитию Российской Федерации. В последние годы в регионе сложилась положительная демографическая тенденция, сократился отток населения, растет рождаемость и продолжительность жизни. Во многом это зависит от того, что мы предусмотрели пакет мер социальной поддержки различных категорий семей, как Вы, Владимир Владимирович, и говорили.

Например, каждая молодая семья при рождении первенца получает единовременную денежную помощь. Беременным женщинам и детям до трех лет выплачивается также ежемесячное пособие. Более того, мы помогаем семьям с детьми улучшить жилищные условия. Тем, кто имеет четырех и более детей, предусмотрены социальные выплаты на приобретение жилья. В том числе благодаря этому Сахалинская область дает хорошие показатели по многодетным семьям: за три года их численность увеличилась почти на треть.

Все эти меры позволили нам значительно улучшить демографические показатели. Так, по суммарному коэффициенту рождаемости 2,03, как здесь уже говорилось, мы превышаем среднероссийские значения, растет доля граждан, которые систематически занимаются спортом, их у нас более 46 процентов.

И мощным импульсом в развитии спорта станет проведение в феврале 2019 года первых международных Зимних игр «Дети Азии». В регионе уже созданы условия для проведения соревнований самого высокого уровня. По шести зимним видам спорта здесь пройдут соревнования. Вся эта инфраструктура после окончания Игр будет использована для подготовки российских спортсменов для участия в пекинской Олимпиаде 2022 года.

Безусловно, благополучие граждан во многом зависит от условий проживания, наличия качественного жилья, а также возможности его приобретения уже сегодня. Для решения этих задач в регионе создано Сахалинское ипотечное агентство.

Оно разработало специальные программы ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан – это и работники бюджетной сферы, представители федеральных и территориальных органов власти. Ставки составляют от 7 до 0 процентов годовых.

Льготная ипотечная программа нацелена прежде всего на социально нуждающиеся категории граждан, им предоставляются единовременные социальные выплаты. Так, при рождении первого ребенка процент по ипотеке снижается с 7 до 3,5 процентов, при рождении второго и третьего – до 0 процентов, при рождении четвертого – жилье предоставляется семьям бесплатно.

Мы выполнили Указ Президента по расселению аварийного жилого фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года, продолжаем работу в данном направлении. Вместе с тем для улучшения жилищных условий всех слоев населения, прежде всего молодежи и приезжающих специалистов, у нас реализуется программа строительства арендного жилья.

За два года арендное жилье по цене в половину ниже рыночной уже получили более тысячи семей. Для расширения практики привлечения частных инвестиций просим включить арендные дома социального найма в закон о концессиях, сегодня такого нет пока.

Еще одно важное направление – это повышение качества образования, где одной из основных проблем пока еще остается вторая смена в школах области. Этот вопрос мы решаем за счет строительства новых школ. До 2024 года планируем построить 37 школ и пристроек к действующим образовательным учреждениям. Сейчас в стадии строительства находится уже 11 новых зданий.

Безусловный приоритет для нас – это здоровье школьников, укрепление их физической формы. Мы ввели в практику совмещенные уроки физкультуры, которые проходят на базе спортивных объектов, горнолыжных и ледовых комплексов и днем более-менее свободны. В этот список скоро войдет водный оздоровительный комплекс.

Опыт региона по реализации таких проектов показывает, что они дают большой оздоровительный эффект, способствуют вовлечению ребят в спорт. Считаю, что такие механизмы, не требующие, кстати, значительных бюджетных трат, могут быть применены во всех субъектах Дальнего Востока.

Особое внимание в регионе уделяется развитию профобразования. В августе этого года в Сахалинской области прошел финал чемпионата WorldSkills. По итогам принято решение о создании пяти центров компетенций, аккредитованных по стандартам WorldSkills. В условиях динамичного развития отраслей экономики требования к квалификации кадров постоянно растут, поэтому нужно успевать за потребностями рынка труда, готовить рабочие кадры в более короткие сроки.

Сегодня на это тратится почти три года. Однако готовить рабочих можно за один год и далее направлять ребят совершенствовать навыки на производство. Необходимо проработать вопрос на федеральном уровне и внести изменения в отдельные нормативные акты.

В регионе также проводится большая работа по повышению доступности и качества оказания медицинской помощи. За последние три года в регион прибыло 560 врачей, 640 средних медицинских работников. У нас обеспеченность одна из самых высоких по стране – 47 на 10 тысяч населения, тем не менее проблем в этой сфере пока еще достаточно.

И одна из главных – это негативная динамика по смертности населения в трудоспособном возрасте. Для того чтобы радикально переломить ситуацию, предлагаем создать на Дальнем Востоке современный международный медицинский кластер с самым лучшим оборудованием и высококлассными специалистами. Уверен, что подобный центр был бы востребован и удобен для дальневосточников с учетом близости расстояния и возможности прилететь сюда местными авиакомпаниями.

На состояние здоровья жителей Сахалинской области значительное влияние оказывают климат и географическое положение, в том числе и качество продуктов питания. Например, на протяжении 25 лет островитяне в основном потребляли замороженные продукты питания, сухое молоко, все продукты питания длительного хранения. В связи с этим высокая смертность по новообразованиям как раз сложилась в структуре желудочно-кишечных заболеваний.

Сейчас мы в регионе проводим большую работу по созданию предприятий сельского хозяйства, растет потребление свежего мяса, молока, овощей. Мы обеспечиваем детские сады, школы, больницы. И это дает свои результаты: смертность от желудочно-кишечных заболеваний снизилась на 12 процентов.

Для поддержки здоровья граждан особое внимание необходимо уделять санаторно-курортному лечению, совершенствованию имеющихся и строительству новых здравниц и детских оздоровительных лагерей. Таких в Сахалинской области, да и в других субъектах Дальнего Востока, стало значительно меньше.

Так, на территории нашего региона с 90-х годов их осталось всего два вместо когда-то существующих восьми, а число детских оздоровительных лагерей сократилось в пять раз. Считаем важным поднять вопрос о финансировании из федерального и региональных бюджетов строительства новых подобных учреждений.

Может быть, ввести это в оценку эффективности деятельности регионов. Для жителей Дальнего Востока с непростыми климатическими условиями, с учетом отдаленности от традиционных мест отдыха это имело бы большое значение.

И в заключение позвольте затронуть вопрос, который без преувеличения волнует всех жителей нашего региона. Сахалинцы, да и жители Хабаровского края, ждут, Владимир Владимирович, Вашего решения о строительстве железнодорожного перехода между Сахалином и материком.

Реализация этого проекта положительно повлияет на качество жизни островитян, в целом на социально-экономическое развитие Сахалина и Хабаровского края, откроет для страны выход к незамерзающим портам на востоке страны, станет первым шагом в реализации трансконтинентального проекта по созданию перехода между Сахалином и Хоккайдо в Японию.

Убежден, что решение этих вопросов позволит нам добиться достижения целевых показателей выполнения указа и благоприятно скажется на социально-экономическом развитии Сахалинской области.

В.Путин: Спасибо большое.

У нас есть возможность обменяться мнениями. Но я бы хотел послушать вначале своих коллег из Правительства. Давайте начнем с транспорта.

Евгений Иванович.

Е.Дитрих: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

По транспортному комплексу целый ряд вопросов, который сегодня затронут в нашем обсуждении, требует, наверное, дополнительных комментариев.

Начну, наверное, с авиаперевозок. Этот сектор в 2018 году был в сфере особого внимания. В 2018 году тенденция роста авиаперевозок по Российской Федерации в целом продолжились. За семь месяцев этого года перевезено 64 миллиона пассажиров, на внутренних линиях перевезено 38 миллионов.

При этом объем перевозок внутри Дальневосточного округа и в Дальневосточный округ и обратно составляет около шесть миллионов пассажиров, это 10 процентов от объема перевозок в Российской Федерации.

Рост по семи месяцам 2018 года к соответствующему периоду прошлого года составил порядка 5,5 процента, то есть люди продолжают летать, перевозки продолжают наращиваться.

В рамках программ субсидирования ежегодно перевозится порядка 1,5 миллиона пассажиров, при этом только в Дальневосточном округе в прошлом году перевезено 600 тысяч человек.

Суммарно на ДФО в прошлом году выделено четыре миллиарда рублей с небольшим или 59 процентов от общего объема всех субсидий, которые мы выделяем на авиационные перевозки. Кроме того, 500 тысяч человек в прошлом году перевезено по «плоским» тарифам «Аэрофлота».

В общем, в прошлом году в Дальневосточном округе воспользовались льготной перевозкой воздушным транспортом порядка 1117 тысяч пассажиров или 18,5 процентов от всех перевезенных пассажиров в Дальневосточном округе. На 2018 год по всем программам на Дальневосточный округ выделено 4200 миллионов рублей или тоже 59 процентов от общей суммы всех субсидий.

Был ряд системных вопросов, которые мы по авиации с коллегами совместно рассматривали, прорабатывали и договаривались решать. Во-первых, сегодняшние объемы субсидий, которые выделяются, недостаточны. Было обращение, которое совместно с Министром Козловым направляли в Правительство Российской Федерации о выделении в этом году дополнительных средств на субсидирование перевозок на Дальний Восток. Это предложение было поддержано –

400 миллионов рублей было выделено дополнительно из Резервного фонда. Распоряжение Правительства о фиксации этой суммы на сегодняшний момент внесено в Правительство и находится на оформлении. 300 миллионов рублей дополнительно внесено в качестве корректировки поправки в бюджет на 2018 год.

Что касается дополнительных объемов на 2019 и последующие годы, в процессе рассмотрения Бюджетной комиссией достигнута договоренность, Антон Германович ее поддержал, в отношении того, что мы будем также представлять предложения по дополнительному финансированию, и в рамках Резервного фонда такого рода дополнительные предложения могут быть поддержаны.

В целом мы рассмотрели вопрос о расширении субсидирования дальневосточных перелетов в рамках комплексного плана модернизации транспортной инфраструктуры на 2019–2024 годы, который был подготовлен в соответствии с майским указом.

Исходя из потребностей, которые заявили регионы, в этом комплексном плане зафиксированы суммы на 2019 и 2024 годы по субсидированию в объеме 36 миллиардов рублей, в том числе по первой трехлетке – это 4,5, 5 и 5,5 миллиардов рублей. Об этих объемах финансирования в целом по комплексному плану мы с Министерством финансов договорились. Общие объемы, общие суммы согласованы.

Продолжим также на будущее перевозить пассажиров по «плоским» тарифам. В 2018 году Группой «Аэрофлот» запланировано перевезти более 900 тысяч пассажиров по «плоскому» тарифу. Это на 70 процентов больше, чем в 2017 году.

Нами подготовлен ряд предложений по программам государственной поддержки авиаперевозок. Эти предложения направлены на то, чтобы расширить срок по оказанию государственной поддержки и установить ее на круглогодичной основе, расширить перечень субсидируемых маршрутов, включить многодетных родителей в дополнение к лицам, которые обладают правом на воздушную перевозку по специальному тарифу.

Мы обговаривали повышение предельной ортодромии маршрутов (протяженности маршрутов) до 3 тысяч километров для Дальневосточного и Сибирского округов по сравнению с 1,5 тысячи для других федеральных округов. И установить коэффициент труднодоступности для тарифов в Дальневосточном округе и Арктической зоне, который позволит нивелировать эффект от роста цен на керосин.

Две проблемы здесь, Владимир Владимирович. Первая состоит в том, что завоз керосина на дальневосточные аэропорты оказывается дороже, чем если бы мы потребляли его в Центральной России или в Сибирском округе. Рост по сравнению с доступными районами составляет от 10 до 40 процентов. Соответственно, это оказывает существенный рост также и на услуги, и на цену билета. Поэтому надеемся, что коэффициентами труднодоступности мы сможем несколько нивелировать этот рост цен на керосин.

В целом по этому году мы проанализировали первое полугодие, рост цен на керосин составил порядка 18–20 процентов для авиакомпаний, а по году ожидается, что рост достигнет

30 с небольшим процентов. Предложение по предоставлению авиакомпаниям единовременной разовой субсидии на компенсацию роста цен на керосин мы подготовили. Расчет показал, что порядка 50 миллиардов рублей может составить в деньгах такой рост. Попросили профинансировать около 22,5 миллиарда частично единовременно рост цен на керосин. Это позволит с учетом сегодняшнего определенного роста лизинговых платежей авиакомпаниям зафиксировать цены на авиабилеты, не допустить их дальнейшего роста.

Могу сказать о том, что совместно с Министерством по развитию Дальнего Востока и губернаторами мы просим составить единый план по анализу спроса на авиаперевозки на Дальний Восток для того, чтобы мы понимали, в каких объемах и какое количество пассажиров мы прогнозируем на будущее. Это позволило бы нам подтянуть авиакомпании по количеству воздушных судов и расширению географии рейсов. К этой работе сейчас приступили, создали совместную рабочую группу. Эту работу продолжаем.

Должен, наверное, сказать также в целом о том, каким образом мы подходим к финансированию проектов на территории Дальнего Востока. В начале этого года была переутверждена Государственная программа развития транспортной системы до 2021 года, и сейчас мы прорабатываем ее продление до 2025 года.

В действующей программе инфраструктурные проекты, транспортные на территории Дальневосточного округа финансируются в объеме 94800 миллионов рублей, это 7,8 процента от общего объема финансирования проектной части.

В рамках комплексного плана магистральной инфраструктуры, который составит наш основной инвестиционный объем на ближайшие шесть лет, объем средств, планируемых на развитие проектов на территории Дальневосточного округа, по предварительной оценке, планируется около 362 миллиардов рублей. Это составит порядка 9,2 процента от общего предполагаемого объема финансирования комплексного плана.

И если позволите, буквально два слова в отношении автомобильных дорог, эта тема также поднималась. Мы сегодня структурировали этот национальный проект, он практически готов, паспорт проекта подготовлен Правительством, предварительно одобрен для рассмотрения на президиуме по приоритетным и национальным проектам.

Мы зафиксировали несколько важнейших задач. Во-первых, не менее половины региональных дорог привести в нормативное состояние. И здесь для субъектов Российской Федерации Дальневосточного округа картина, наверное, довольно неплохая. Четыре субъекта сегодня уже такого показателя достигли, 50 процентов дорог в нормативном состоянии у них, четыре субъекта имеют показатель 40 процентов дорог в нормативе и выше. Соответственно, шансы достичь целей очень высоки. По Республике Саха сегодня базовый показатель 29 процентов в нормативном состоянии, будем интенсивно работать на то, чтобы подтянуть к 50-ти.

Два обстоятельства по этому поводу. Во-первых, мы планировали передать всем регионам часть дополнительно выделяемого акциза на цели приведения дорог в нормативное состояние с тем, чтобы не дестимулировать те регионы, которые уже вложились в дороги, не отнимать у них ту часть дополнительного финансирования, которая могла бы поступить. Три процента этого объема дополнительных акцизов будут поступать всем регионам, в том числе регионам Дальневосточного округа.

В целом по приведению дорог в нормативное состояние по Дальневосточному округу планируется сумма на шесть лет порядка 23 миллиардов рублей. Просьба, Владимир Владимирович, мы обсуждали довольно интенсивно в Правительстве с участием Администрации Президента механизм, которым мы могли бы направлять регионам эти средства. Наше предложение (Министерства транспорта) состоит в том, чтобы сконцентрировать дополнительно поступающие от акцизов средства в Федеральном дорожном фонде и по специальному распределению, по специальному механизму доводить их до регионов.

Мы такой механизм опробовали на примере приоритетного проекта «Безопасные дороги», который реализовывался в прошлом и в этом году. Те, кто в нем участвовал, в том числе и субъекты Дальневосточного округа, наверное, скажут о том, что этот механизм зарекомендовал себя неплохо. Мы составляли совместные программы по автомобильным дорогам и использовали на это федеральные и региональные средства. Просим такого же рода механизм распределения дополнительных средств через Федеральный дорожный фонд поддержать и для национального проекта. Это повысит управляемость и результативность.

И с точки зрения снижения смертности буквально два слова хотел бы сказать. Внутри национального проекта есть специальный раздел, который называется «Обеспечение безопасности дорожного движения». Он нацелен именно на мероприятия по снижению смертности не только дорожными действиями, но и профилактикой правонарушений, обучением детей, строительством вертолетных площадок неподалеку от больниц крупных центров. Мы планируем вместе с МВД снизить количество погибающих в дорожно-транспортных происшествиях. Полагаем, что эти меры позволят нам достичь этого показателя.

Наверное, все у меня. Спасибо.

В.Путин: Я прошу коллег покороче.

Е.Дитрих: Извините, пожалуйста.

В.Путин: Так мы до утра будем сидеть. Это первое.

Второе. Хотел бы попросить вас сосредоточиться на том, что не удалось сделать.

Третье, что касается дополнительных денег от акцизов, которые мы изначально планировали направлять в регионы. Можно, конечно, и через федеральный фонд, но мы же договорились о том, что эти деньги в регионы пойдут непосредственно. А так через федеральный фонд вы их соберете, и кто будет контролировать, куда вы их направите? Поэтому я не думаю, что это хорошая идея. Давайте мы деньги эти все-таки в регионы будем направлять, а Федеральный дорожный фонд пускай контролирует использование этих денег. Мне кажется, так нужно сделать, а то непонятно, какие регионы и что там увидят.

И Федеральный дорожный фонд, дай бог ему здоровья, все-таки должен заниматься тем, чем он должен заниматься. Чего там скапливать все деньги? Мы же договаривались, что деньги будут направляться в регионы, правильно? Такая договоренность была изначально. Мне кажется, так и нужно делать.

Юрий Петрович, что из проблемных вопросов в этой части, в части транспорта?

И кстати, Евгений Иванович, Вы сказали, что перевезен миллион пассажиров по «плоским» тарифам. У меня другие данные: в 2017 году перевезено по «плоскому» тарифу 530 тысяч человек. Прогноз на 2018 год – 900 тысяч.

Е.Дитрих: Буквально секунду, я сверю. Уверен, что у Вас самые точные данные.

В.Путин: Какие есть. Может быть, здесь ошибка.

Е.Дитрих: Виноват, да, 500 тысяч пассажиров перевезено по «плоским» тарифам, я сказал неправильно. А 900 планируется в 2018 году.

В.Путин: Да, 900 тысяч. Поэтому нужно, чтобы мы точно понимали, каких результатов мы добиваемся в ходе практической работы.

Юрий Петрович, пожалуйста.

Ю.Трутнев: Уважаемый Владимир Владимирович!

Позвольте коротко доложить о выполнении поручений прошлогоднего Госсовета.

В.Путин: Нет, по транспорту в этой части.

Ю.Трутнев: Цифры у нас немножко разнятся с Минтрансом по поводу перевозок пассажиров прежде всего в том, что на 2019–2021 годы Дальний Восток отдельно не выделен, поэтому мы пока можем говорить только в целом об объеме финансирования.

При этом необходимо отметить, что говорили о дополнительных средствах. Дополнительные средства возникают, потому что на Дальнем Востоке субсидированные билеты заканчиваются обычно в течение недели, а из других регионов мы берем неиспользованные субсидии. Поэтому, в общем, мне кажется, что здесь Минтрансу есть, чем позаниматься.

И если продолжать по проблемам транспорта, то…

В.Путин: Нет, а что значит, есть, чем позаниматься? Конкретно, что нужно сделать?

Ю.Трутнев: Распределить эти деньги по субъектам. Их там всего три: Калининград, Крым и Дальний Восток. Надо просто написать по годам: 2019, 2020 и 2021, сколько на долю Дальнего Востока.

В.Путин: Евгений Иванович, можно это сделать?

Е.Дитрих: Мы практически так и подходим. У нас сегодня два постановления по поводу поддержки. Внутри них доля средств, направляемых на Дальний Восток, зафиксирована – 59 процентов, я об этом сказал. То есть если требуются какие-то дополнительные фиксации…

В этом году 200 миллионов.

Ю.Трутнев: Этого нет в бюджете.

Е.Дитрих: 200 миллионов мы дораспределили после того, как у нас по итогам первого полугодия Калининград и Крым часть своей субсидии недовыбрали, заявка была. Собственно, в этом году мы внесли изменения, которые позволяют такого рода средства перераспределять на Дальний Восток при необходимости. Но норматив определен 59 процентов от объема субсидий.

Ю.Трутнев: Если деньги перераспределяются, наверное, норматив можно повысить.

В.Путин: То есть зафиксировать его заранее?

Е.Дитрих: Тогда мы не сможем перераспределять.

Ю.Трутнев: Его можно просто установить с учетом того, что не выбираются деньги…

В.Путин: В этом году не выбираются, а в следующем могут быть выбраны.

Ю.Трутнев: Владимир Владимирович, у нас заканчивается за неделю.

В.Путин: Я знаю. Да, это вопрос не в том, что перераспределять нужно, а в том, чтобы увеличить субсидирование, вот и все.

Ю.Трутнев: Так точно.

В.Путин: Это отдельная работа, с Минфином надо прорабатывать просто.

Ю.Трутнев: Еще по транспорту можно?

В.Путин: Да. Есть что сказать еще?

Ю.Трутнев: Есть. Вами поручено Минтрансу России представить предложения по строительству грузопассажирского судна для организации сообщений между полуостровом Камчатка и портами Сахалин и Магаданской области…

В.Путин: Там два судна мы планировали.

Ю.Трутнев: Причем они эти деньги нашли в госпрограмме, но их предложения о перераспределении средств не поддержаны Минэкономразвития. Министр здесь присутствует. Может быть, попросить его все-таки поддержать предложение.

В.Путин: Конечно. Максим Станиславович, в чем проблема?

М.Орешкин: Я просто не в курсе этой проблемы. С Юрием Петровичем мы разберемся.

В.Путин: Вы же приехали на совещание по Дальнему Востоку, Вы должны быть в курсе этой проблемы. Я Вас прошу выяснить и доложить отдельно.

Пожалуйста.

А.Силуанов: Разрешите, добавлю тогда. Деньги на два судна, о которых, Владимир Владимирович, Вы говорите, они есть. Одно судно, начиная с 2020 года, а другие суда, начиная уже с 2018–2019 годов. Эти деньги есть в бюджете.

В.Путин: Есть, но они не заложены, и планы по их строительству отсутствуют. Деньги, может быть, и есть в бюджете, только суда не заложены, и ничего не делается, а деньги есть. Потом выяснится, что они не реализованы, эти деньги, не использованы и назад поступят в бюджет. Вот и все.

Деньги есть, а почему запланированные мероприятия не выполняются?

Максим Станиславович, разберитесь и доложите мне.

Пожалуйста, дальше.

Ю.Трутнев: Ваше поручение – обеспечить, начиная с 2018 года, строительство грузопассажирского судна для обеспечения сообщения Командорских островов…

В.Путин: Я же сказал – это второе судно.

Ю.Трутнев: Да, 920 выделено, а конкурсы не состоялись. Оценка – 1,3. Поэтому просто нужно добавить денег – 400 миллионов.

В.Путин: Надо проработать. Это самое простое – деньги все время добавлять. Нужно посмотреть, сколько реально стоит, и посмотреть на практике, что происходит еще раз. Если действительно не хватает, надо, чтобы проанализировали это и Минэкономразвития, и Минфин, добавить надо, конечно.

Ю.Трутнев: Владимир Владимирович, последний вопрос по Минтрансу. Ваше поручение – обеспечить в приоритетном порядке в процессе исполнения федерального бюджета в 2018 году выделение дополнительных средств на строительство новых пунктов пропуска.

У нас сегодня ситуация такая, что сдаются в 2019 году два моста: Нижнеленинское – Тунцзян и Благовещенск – Хэйхэ, где пунктов пропуска нет. В результате мы затратим большие бюджетные деньги, мосты будут стоять, но перевозить по ним без пунктов пропуска будет невозможно. К сожалению, поручение не выполнено.

А.Силуанов: Владимир Владимирович, у нас в нацпроекте «Поддержка экспорта» предусмотрено 11,9 миллиарда рублей на строительство 13 пунктов пропуска на территории Дальнего Востока. Эти пункты пропуска будут профинансированы за счет ресурсов и мероприятий нацпроекта.

В.Путин: То есть эти деньги заложены в бюджете?

А.Силуанов: Да.

Ю.Трутнев: В 2019 их [пунктов пропуска]не будет, а мосты будут построены, они будут в 2021, скорее всего.

А.Силуанов: Давайте распределим тогда.

В.Путин: Надо, разумеется, это сделать. Я прошу вас обратить на это внимание. Если мост будет готов, а пунктов пропуска не будет, он будет стоять пустой, не будет использоваться. Это просто смешно. Нужно посмотреть и перераспределить деньги с тем, чтобы все было готово для эксплуатации. А то, знаете, на смех поднимут. Что же мы, заморозили деньги, получается, построили мост, а он работать не будет, не пройти, не проехать по нему нельзя будет? Зачем тогда строили? Посмотрите, пожалуйста. Это и в перечне поручений нужно отметить.

По здравоохранению заместитель Министра здесь, пожалуйста.

Т.Яковлева: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

Мы, конечно, за приоритетное развитие Дальнего Востока, за увеличение финансирования. Поэтому в первую очередь уже в 2018 году на «первичку», например, на ФАПы выделено Дальнему Востоку 86 миллионов рублей, на передвижные формы – 26 миллионов рублей, на паллиативную терапию – 204 миллионов рублей и так можно перечислять.

Обязательно, приоритетна онкологическая программа. Десять субъектов по онкологической программе на Дальнем Востоке. Обязательно это сосудистые программы, региональные центры. Буквально недавно лично Вероника Игоревна была на Чукотке. Необходимо строительство первичного сосудистого центра. И мы за снятие ограничений с бюджетных расходов, поддерживаем это. Но в то же время, Владимир Владимирович, очень нужно сделать, и делаем, хороший мониторинг, анализ, контроль и на основании этого – правильное принятие управленческих решений.

Пользуясь тем, что сегодня здесь губернаторы, хочу привести примеры. Посмотрите, общая смертность в Российской Федерации за январь-июль 2018 года – 12,9, по Дальнему Востоку – 12,5, младенческая в Российской Федерации – 5,2, по Дальнему Востоку – 4,9. Примерно такое же соотношение и за 2017 год. Доля старшего трудоспособного населения по России – 25,4, Дальний Восток – 22,4, более молодое население.

За счет чего ниже, чем в Российской Федерации продолжительность жизни (хотя младенческая лучше, чем в Российской Федерации)? За счет большой смертности трудоспособного населения. Если в России – 477, то сегодня на Дальнем Востоке за январь-июль – 570.

Давайте посмотрим, что на первом месте. Во всем мире, и в России в том числе, на первом месте сердечно-сосудистые заболевания. Особенность Дальнего Востока состоит в том, что на первом месте с сердечно-сосудистыми заболеваниями среди причин смертности стоят внешние причины. Посмотрите, если по России 30,2 процента составляет смертность от сердечно-сосудистых заболеваний, то на Дальнем Востоке внешние причины, например, Амурская область – 36, Республика Саха (Якутия) – 35, Сахалинская область – 33, Чукотка – 34, а внешние причины – это ДТП, это алкоголь, другие внешние причины. Поэтому именно сюда в первую очередь, я согласна с Олегом Николаевичем, который выступал по Сахалину, нужно направлять.

По туберкулезу могу сказать. Магадан – самый низкий туберкулез. Есть туберкулез в Приморском крае – да, в Еврейской автономной области – да, но опять это оргвопросы. В Приморском крае, я лично выезжала, 400 медиков собирали, абсолютно не работают с ФСИНом. Нужно решать оргвопросы. Почему в Архангельске (одни учреждения ФСИНа) 3 промилле – ниже, чем в Российской Федерации? Потому что там четко налаженная связь.

Экспертов мы посылаем сюда и опять пришлю экспертов. «Плечо» доставки обязательно нужно – это да, санавиацию развивать на Дальнем Востоке – это да. Сегодня приоритеты субсидирования дадим на Дальний Восток самые большие по санавиации. Я бы коротко так сказала.

А то, что мы по геоинформационной карте смотрим, вы говорите, «плечо» доставки, большие расстояния. Геоинформационную карту пусть правильно регионы заполняют, мы по ней смотрим. И в указе, Владимир Владимирович, написано «геоинформационная». Свыше 100 человек – сразу смотрим, где ФАП и финансируем через ОМС, подушевое финансирование. Три человека живут – на три человека будем финансировать.

Поэтому, пожалуйста, уважаемые губернаторы, посмотрите как следует геоинформационную карту, а мы готовы во всем вам помогать. Тем более, Владимир Владимирович, я заместитель Министра, который курирует региональную политику, и во всех регионах Дальнего Востока, везде были.

В.Путин: У Вас какие-то возражения на этот счет? Вы не согласны?

С.Носов: Абсолютно согласен с тем, что сказала Татьяна Владимировна. Мы обсуждали буквально перед совещанием эти вопросы.

В.Путин: Хорошо. У меня тогда вопрос к остальным нашим участникам совещания, руководителям регионов. Согласны с тем, что заместитель Министра сказала? Тогда надо исполнять, надо с этим работать.

А Вас прошу обратить внимание на Дальний Восток особо, в приоритетном порядке.

По Министерству промышленности, пожалуйста, Мантуров.

Д.Мантуров: Что касается поддержки предприятий Дальнего Востока, у нас идет взаимодействие на системном уровне, как, собственно, было определено решением Правительства в части резервирования средств по каждой госпрограмме, в объеме 5 процентов мы это реализовали. Другой вопрос, чтобы регионы активно эти средства выбирали. Потому что, например, по госпрограмме развития фарм- и медтехники ни одного предприятия (хотя предприятия на Дальнем Востоке есть, в частности, в Хабаровске) не обратилось за поддержкой ни на разработку НИОКРа, ни на продвижение, хотя средства такие есть.

По Фонду развития промышленности. Юрий Петрович недавно как раз передавал справку: всего за четыре года существования фонда из 390 проектов три проекта относятся к Дальнему Востоку. Самая крупная отрасль, которая у нас расположена в Комсомольске-на-Амуре, в Арсеньеве, представлена авиацией на сегодняшний день, там все достаточно благополучно с точки зрения загрузки и развития модернизации этих комплексов.

По судостроению по предприятиям в целом, не входящим в группу «ОСК», по средней руки предприятиям загрузка в целом около 60–70 процентов. И по комплексу «Звезда» завтра у Вас, Владимир Владимирович, планируется посещение, поэтому Вы знаете, какая там обстановка.

Мы рассчитываем на то, что меры, которые мы за последние три года предоставили по лесоперерабатывающему комплексу по предприятиям в части компенсации затрат, позволяющих утилизировать небалансные остатки после работы, с конца прошлого года принятое постановление по квотам даст возможность построить на Дальнем Востоке большой целлюлозно-бумажный комплекс. У нас сейчас две инвестиционные площадки прорабатываются. Рассчитываем на то, что после того, как будет построен ЦБК, мы закроем по Дальнему Востоку потребность в утилизации балансовых отходов. А так в целом будем продолжать системную работу по предприятиям.

В.Путин: Субсидирование перевозок автомобильной техники, произведенной на Дальнем Востоке.

Д.Мантуров: Да, Владимир Владимирович, в этом году 500 миллионов было предоставлено, еще 250 до конца года, компания обратилась с просьбой, мы нашли из собственных источников, перераспределив, Минфин нас поддержал, поэтому в осенней корректировке такие средства будут также до конца года предоставлены.

В.Путин: Но Вы знаете эту проблему? Если мы не обеспечим сбыт техники на европейской части, то тогда и экономические стимулы производства отсутствуют.

Д.Мантуров: Конечно, Владимир Владимирович.

В.Путин: Сейчас на «Мазду» поедем, там наверняка будут эти вопросы.

Д.Мантуров: Каждый год обеспечиваем субсидии на компенсацию затрат на перевозку, поэтому будем сохранять эту меру и в дальнейшем.

В.Путин: Хорошо. А потребности у них какие? Вы всего выделите, получается, 500 и 250?

Д.Мантуров: В этом году 750. Но на следующий год у нас уже в базовом бюджете также стоит 500. И по необходимости, если будет больше потребность, мы к концу года традиционно добавляем средств. Но раньше эти объемы были больше.

В.Путин: Ладно, хорошо.

Владимир Владимирович, пожалуйста, по Вашей линии.

В.Якушев: Уважаемый Владимир Владимирович!

Вопрос, касающийся методики стоимости квадратного метра, характерен не только для субъектов Российской Федерации Дальневосточного федерального округа. Эта проблема в принципе сегодня касается всех субъектов Российской Федерации. Поэтому Минстрой активно в эту работу включился: до 1 января 2019 года мы представим методику, и квадратный метр будет переоценен по всем 85 субъектам Российской Федерации. Этот вопрос действительно давно назрел, поэтому мы его решим.

То, что касается инфраструктуры и подготовки вопросов, связанных с площадками под строительство, мы как раз работаем сейчас над заполнением региональной части нашего паспорта по национальному проекту «Жилье и городская среда». Сейчас идет обратная связь как раз от субъектов Российской Федерации, в том числе от субъектов Дальневосточного федерального округа. Мы предлагаем внести еще одно изменение в один из пунктов, поддержанный сегодня Минфином, когда деньги будут направляться не только на поддержку социальной инфраструктуры и строительство дорог, но и в том числе на поддержку подключения к сетям, о чем сегодня остро ставят вопрос субъекты Дальневосточного федерального округа. Есть методика, эта методика на сегодняшний день поддержана – 4 тысячи на квадратный метр.

Поэтому, после того, как мы получим наличие тех проектов, где планируется строительство микрорайонов, соответственно, мы уже с каждым субъектом Российской Федерации отработаем и с точки зрения инфраструктуры эти вопросы поддержим. Механизм нам понятен и деньги на сегодняшний день в национальном проекте Минфином поддержаны.

В.Путин: Нужно как можно быстрее разобраться со стоимостью квадратного метра здесь, на Дальнем Востоке.

В.Якушев: 1 января 2019 года методика будет утверждена, Владимир Владимирович.

В.Путин: 1 января 2019 года она будет утверждена по всем регионам?

В.Якушев: По всем регионам.

В.Путин: По Дальнему Востоку сделайте быстрее.

В.Якушев: Хорошо.

В.Путин: Потому что от этого все зависит. Это ключевая точка, отправная, печка, от которой плясать надо.

Хорошо. Спасибо.

Максим Станиславович, есть что сказать?

М.Орешкин: Да, я добавлю по тем национальным проектам, которые сейчас разрабатываются по малому и среднему предпринимательству, по производительности труда. Здесь с коллегами активно находимся в работе. У нас специальные показатели выделены по Дальнему Востоку, планируется рост кредитной поддержки для предприятий больше, чем на 20–25 процентов ежегодно, поэтому все это учли – работаем.

В.Путин: Спасибо.

 

 

Опубликовано: Светлана Львова

1295

Комментарии 1

Да, скучно проходят совещания- перчинки нет, меня там нет, наш глава и замглавы это подтвердили бы.