Загрузка данных
Публикация

Потенциал ЕАЭС

  • 16 января 2021 г.
  • 2731
  • 0

   

 

     Потенциал Евразийского экономического союза

 

      Потенциально ЕАЭС – очень мощный экономический, геополитический и идеологический проект. С точки зрения экономики ЕАЭС объединяет пять государств с общей численностью населения 182,5 млн человек, на его территории, которая составляет 14% суши, сосредоточена пятая часть мировых запасов газа, 15% нефти и запасы практически всех элементов таблицы Менделеева. ЕАЭС занимает ведущие места в мире: по добыче нефти – 1-е место в мире; добыче газа – 2-е место, добыче угля – 6-е; выработке электроэнергии – 4-е место; попроизводству стали – 5-е место; производству минеральных удобрений – 2-е место; производству чугуна – 2-е место; по сбору зерновых и зернобобовых – 5-е место; 3-е место по производству картофеля и пшеницы; по производству молока – 3-е место, 4-е по производству мяса и т.д. Суммарный ВВП стран составляет порядка 2,2 трлн долл. (около 85% ВВП всех стран СНГ). В целом ЕАЭС занимает 6-е место в мире по объему промышленного производства. При этом важно, что на Россию приходится 80–87% всего экономического потенциала стран – членов Евразийского союза. Важнейшее геостратегическое положение ЕАЭС делает его потенциально важнейшим транзитным транспортным узлом, соединяющим Европу и Азию. ЕАЭС занимает второе место в мире по протяженности железнодорожного полотна и пятое – по общей протяженности автомобильных дорог. Государствами – членами Евразийского экономического союза являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика и Российская Федерация. Кроме того, Республика Куба и Республика Узбекистан  имеют статус государств-наблюдателей при Евразийском экономическом союзе. С Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) готовы сотрудничать более 50 стран, взаимодействие с ЕАЭС происходит в двух различных формах. Первая — это подписание договоров о создании зон свободной торговли (ЗСТ). Так, ЕЭК ведет переговоры о создании ЗСТ с несколькими странами, среди которых Азербайджан, Афганистан, Иран, Сербия, Сингапур, Турция, Израиль, Индия, Пакистан, Китай, Вьетнам. Вторая форма взаимодействия — это меморандумы о сотрудничестве. С ЕАЭС на данный момент готовы работать более 50 стран, из которых многие готовы подписать договоры о создании ЗСТ. Между странами-членами ЕАЭС и странами, желающими сотрудничать с блоком, по-прежнему имеются порядка 60 «барьеров, изъятий и ограничений», а также около 60 вопросов, относительно которых внутри Высшего совета ЕЭК «продолжаются дискуссии». Повестка взаимодействия ЕАЭС со странами Латинской Америки и необходимость формализации уже существующих отношений приобретают всё большую актуальность. Со стороны Американского континента растёт интерес не только к переговорам в формате ЕАЭС-МЕРКОСУР, но есть и запрос на более активное взаимодействие с другими интеграционными группировками, в особенности КАРИКОМ. Всё более активное внимание будет уделяться взаимодействию с англоязычными странами Карибского бассейна. В этом регионе интеграционные процессы идут крайне интенсивно, и продукция стран, входящих в него, представляет интерес для российского рынка. Для развития и улучшения качества сотрудничества государств Карибского бассейна со странами ЕАЭС необходимо постепенно устранять существующие преграды для осуществления инвестиций. Для этого стоит рассмотреть возможность взаимной отмены виз, налаживание прямого авиасообщения и ряд других мер. Страны Карибского бассейна открыты для экспорта продукции и инвестиций из ЕАЭС. Способствовать этому процессу может заключение рамочного соглашения ЕАЭС-КАРИКОМ и успешное завершение переговоров в формате ЕАЭС-МЕРКОСУР. К концу 2020 года обозначились новые контуры участия ЕАЭС в общемировой экономике и торговле. Эфиопия, Венесуэла и ряд стран Карибского сообщества (КАРИКОМ) официально объявили о своей заинтересованности во взаимодействии с Евразийским союзом. А в перспективе – о создании зон свободной торговли с ЕАЭС. Тем самым формируется присутствие Союза в экономике и внешней торговле Африки, Латинской Америки и Карибского региона. На ближайшие пять лет задача сформулирована таким образом, что ЕАЭС будет углублять  интеграцию и снимать все барьеры.  Несмотря на нынешний кризис в современных российско-европейских отношениях, существует объективный фундамент для взаимной заинтересованности ЕС и ЕАЭС в интеграционном взаимодействии: «он основан на территориальной близости, значительных торговых потоках, потенциале инвестиционных связей, вопросах экономической безопасности, заинтересованности стран ЕАЭС в трансфере европейских технологий, нерешенности вопросов развития трансграничной инфраструктуры, наличии общих сопредельных государств». Эти факторы не исчезли с приостановлением сотрудничества стран ЕС и России, более того, именно они приводят к тому, что потери от антироссийской санкционной политики несет не только Россия, но и страны Евросоюза, и, пожалуй, в равной степени. На сегодняшний день Стратегией развития ЕАЭС до 2025 г. предусмотрено использование потенциала Евразийского банка развития, Евразийского фонда стабилизации и развития и Международного финансового центра «Астана». Стратегические направления сфокусированы на формировании цифрового пространства и расширении цифровой инфраструктуры, в первую очередь это касается таможенных органов стран участников ЕАЭС. Еще один вектор – дальнейшее расширение сети торговых отношений союза с третьими странами, что особенно важно с учетом прогнозируемого роста протекционизма. Перечень мер и механизмов фактически является «дорожной картой» дальнейшего развития интеграции государств ЕАЭС, его выполнение предусматривает разработку и подписание 13 международных договоров, более 60 нормативных правовых актов ЕАЭС, внесение порядка 25 изменений и дополнений в договор о союзе, а также изменений в национальные законодательства государств-членов ЕАЭС. Стратегические направления будут реализовываться поэтапно до 2025 года, при этом общий мониторинг их выполнения будет осуществлять коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Безусловно, данные меры важны и актуальны. Потенциал ЕАЭС позволяет существенно увеличить импортозамещение – как минимум на 10-12%, если будут реализованы основные стратегические направления. Но нужно гармонизировать законодательства между собой, потому что иногда  наблюдаются случаи, когда правительство какой-то страны принимает решения для защиты внутреннего рынка и поддержки местных производителей, а это создает в итоге препятствия для взаимной торговли.

 

 

Опубликовано: Денис Сафиянов

2731

Комментарии 0