Причину внезапной отставки правительства Медведева прояснил отчет Счетной палаты

  • 6 февраля 2020 г.
  • 0

Правительство при Медведеве не справлялось с планированием задач и достижением целей. Такой вывод следует из материалов Счетной палаты, вывешенных сегодня на сайте ведомства. В отчете о результатах *Стратегического аудита формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство* за 2017-2019 годах детально описывается удивительный даже для нашей страны управленческий пофигизм.

Мы не знаем, оказал ли этот отчет СП влияние на решение об отставке правительства. Но, судя по тому, какой безнадежный бардак там описывается, он должен был сыграть немалую роль.

Всем, кто работает или прежде когда-то работал в бюджетных учреждениях, известно, какое большое значение придается отчетам и планам.

Каждый год каждое подразделение каждой бюджетной структуры пишет отчет о работе за прошлый год и план на будущий год.

Поскольку в этих документах важнее всего форма, а не содержание, делается это крайне формально. Берутся аналогичные документы за прошедший год и полностью переписываются, а начальство указывает, к каким цифровым показателям надо прибавить-убавить 5 или 10%.

Наверху все эти планы низовых структур также формально сводятся в единый документ. Обычно он в точности повторяет прошлогодний, но немножко с другими цифрами. Поскольку составляется он бездумно, в нем может быть масса несовпадений.

Не учитываются новые цели и задачи или они не коррелируются со старыми.

Промежуточные показатели долгоиграющей задачи, которые должны быть достигнуты в том или ином году, не указываются. Методика их определения не продумывается. Одна и та же цель дублируется разными ведомствами, возникает путаница.

В результате по всем этим планам-отчетам оказывается невозможно проверить, кто чего реально достиг: выполнены поставленные задачи или не выполнены?

Никто, правда, особо их и не проверяет до тех пор, пока у Счетной палаты не дойдут руки до аудита. Вот тогда выясняется, что в планах-отчетах-докладах несусветный бардак, и объективно оценить эффективность работы бюджетной структуры по ним невозможно.

Именно такая картина вырисовывается из опубликованных сегодня материалов: *В стратегическом планировании выявлены проблемы нормативного регулирования, методического обеспечения, организации контроля, открытости и доступности информации.

Анализ показал, что нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, не формируют завершенную систему стратегического планирования. Они не согласованы и не актуализированы в соответствии с документами, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально- экономического развития страны.

В результате ни один из утвержденных планов деятельности ФОИВ (федеральные органы исполнительной власти, то есть министерства и ведомства РФ) на 2019 ;2024 годы не соответствует установленным требованиям. В планы деятельности ФОИВ включено только 26% показателей госпрограмм и подпрограмм, за которые они отвечают. Из показателей национальных и федеральных проектов в планах учтено 55 %*.

Если попросту, речь вот о чем:

1) Правительству указаны национальные цели. Чтоб их достигнуть, надо решить ряд задач.

2) Задачи сформулированы в федеральных и национальных проектах. Решать их должны министерства и ведомства.

3) Министерства и ведомства половину показателей по этим проектам включили в свои планы работы, а на остальные *забили*.

Больно их до фига, этих ваших показателей...

Халтура при планировании приводит к точно такой же халтуре при подведении итогов того, что было напланировано.

*Выборочный анализ итоговых докладов федеральных органов исполнительной власти за 2018 год показал, что они в большинстве случаев носят характер *рапорта* о достигнутых результатах, который не содержит анализа имеющихся проблем и не отражает реальное состояние дел.

Например, текстовая часть итогового доклада Министерства финансов в 2018 году и задачах на 2019 год не содержит анализа недостигнутых показателей, которые создали риски недостижения Минфином России всех шести предусмотренных целей.

Эти сведения также отсутствуют и в приложениях к итоговому докладу, где содержатся сведения только о недостигнутых целевых показателях государственных программ.

По сути, имеет место искажение фактов и сведений, что способствует необъективной оценке деятельности федеральных органов исполнительной власти*.

Так любят вообще-то делать подростки. Успехи выставить вперед, а о провалах как бы забыть. Про *пятерки* рассказать родителям, а про *двойку* молчать. Зачем портить настроение себе и им.

Если есть возможность схалтурить при планировании и составлении отчетов, руководящие чиновники стараются извлечь из нее пользу для себя.

К примеру, какая-то задача сложна. Они понимают, что требуемый показатель точно не будет достигнут их ведомством. Раз так - они его просто не включают в план. И, соответственно, за него не отчитываются.

*Поскольку в настоящее время отсутствует требование о необходимости включения всех без исключения показателей госпрограмм в планы деятельности ФОИВ, имеется возможность невключения показателей, по которым высокая вероятность их невыполнения, - констатирует Счетная палата. - В этом случае эти показатели не учитываются в ходе осуществления оценки эффективности деятельности федерального министерства, что может привести к ее необоснованному завышению*.

Тоже трюк из арсенала подростков. Сделать вид, что просто не увидел трудное задание, как-то его пропустил. Вдруг прокатит?

Счетная палата провела колоссальную работу, сверяя и сравнивая показатели отчетов и планов федеральных органов исполнительной власти за последние три года. Со всеми её *находками* можно ознакомиться на сайте ведомства.

В газетной статье мы, к сожалению, не можем пересказать даже десятой доли всех сведений, собранных в ходе аудита, поэтому приводим здесь только выводы, совершенно убийственные для уже ушедшего, слава Богу, правительства.

; Цели государственного управления на этапах планирования, корректировки планов, мониторинга, контроля и оценки промежуточных и конечных общественно значимых результатов по сферам деятельности ФОИВ не достигаются.

; Отсутствие стратегии деятельности ФОИВ не позволяет повысить эффективность их деятельности, направленной на достижение национальных целей.

; Доклады о ходе реализации планов деятельности ФОИВ за отчетный год носят формальный характер. Они не содержат оценку и анализ причин недостижения целей и показателей и не могут быть использованы в качестве инструмента принятия управленческих решений.

; Контроль Правительства Российской Федерации за реализацией планов деятельности ФОИВ на основе их докладов не приводит к повышению качества управления. Отсутствие обратной связи по результатам рассмотрения данных докладов не способствует принятию мер по решению проблемных вопросов.

; Низкий уровень применения информационных технологий снижает эффективность системы стратегического управления деятельностью ФОИВ.

И окончательный приговор:

*Система стратегического планирования деятельности ФОИВ в настоящее время разбалансирована и неэффективна, недостаточно нормативно урегулирована и методически обеспечена, с низким уровнем контроля и исполнительской дисциплины.

В этом состоянии она не способствует достижению национальных целей и требует совершенствования*.

Одно совершенствование уже случилось: прежнее правительство распущено и сформировано новое.

За дальнейшие совершенствования отвечает теперь новый премьер. Будем надеяться, он научит федеральные министерства и ведомства составлять отчеты и планы так, чтобы у них концы сходились с концами...

Правительство руководит деятельностью 53-х федеральных органов власти ; министерств и ведомств. Их деятельность направлена на социально-экономическое развитие страны. От эффективности их работы напрямую зависит достижение национальных целей, определенных Президентом Российской Федерации.

На 1 января 2019 г. штатная численность 53 ФОИВ составляла 368 173 единицы.

Количество занимаемой ими площади ; 22 923,1 тыс. кв. м.

Количество обслуживающих автотранспортных средств ; 21 396 единиц.

В 2018 г. эти 53 ФОИВ получили из федерального бюджета 9 510,1 млрд рублей (данная сумма включает расходы на реализацию функций в установленной сфере).

Весь федеральный бюджет на 2018 год составлял 16,5 трлн. 53 ФОИВ, выходит, потратили больше половины всего годового бюджета страны ; 57,5%.

Это все были наши общие деньги. 53 ФОИВ должны были на них развивать экономику и социальную сферу, приближая показатели к целям, поставленным президентом. Но поскольку стратегическое планирование в 53-х ведомствах велось кое-как, мы не знаем, насколько эффективно это делалось.

Да что там - мы! Сами власти не знают, насколько эффективно расходовались 57% годового бюджета страны. И это, конечно, шок.

Юлия Калинина

Опубликовано: Администратор ЮСИ


Комментарии 0

Наверх
Вниз