Загрузка данных

Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года

  • 19 июня 2020 г.
  • 2427
  • 0

Основные показатели развития мировой экономики
на долгосрочный период
В 2017 г. и в первой половине 2018 г. ситуация в мировой экономике складывалась позитивно.
Рост мирового ВВП последовательно ускорялся на фоне расширения инвестиционной активности,
промышленного производства и торговли. При этом увеличение темпов экономического роста
наблюдалось в широком круге развитых и развивающихся стран.
Однако, начиная со второй половины 2018 г., наметилась тенденция к замедлению глобальной
экономической активности. В октябре Международный валютный фонд (МВФ) снизил прогноз
по росту мирового ВВП до 3,7 % в 2018 и 2019 гг. с 3,9 % ранее. При этом аналитики МВФ
указывают, что глобальный рост стал менее сбалансированным, а негативные риски для прогноза
возросли. Пересмотр участниками рынка ожиданий относительно развития экономической
динамики стал одним из факторов коррекции цен на финансовые активы во второй
половине 2018 года.
В среднесрочной перспективе на рост мировой экономики будут оказывать сдерживающее
влияние циклические факторы. Его ускорение в 2017-первой половине 2018 гг. в значительной
степени было обусловлено восстановлением после периода слабой экономической динамики.
По оценке МВФ, глобальный разрыв выпуска может перейти в положительную область
уже в текущем году. Таким образом, потенциал дальнейшего восстановительного роста мировой
экономики практически исчерпан.
По мере перехода разрыва выпуска в положительную область ожидается постепенное усиление
инфляционного давления в развитых экономиках. В этих условиях мировые центральные банки
продолжат нормализацию денежно-кредитной политики. Ужесточение глобальных финансовых
условий будет сопровождаться увеличением волатильности потоков капитала, что может оказать
негативное влияние на развивающиеся страны. При этом в группе повышенного риска находятся
те страны, которые не реализовали структурные макроэкономические реформы, направленные
на обеспечение устойчивости к колебаниям внешней конъюнктуры.
В долгосрочной перспективе на рост мировой экономики будут по-прежнему оказывать
сдерживающее воздействие нерешенные структурные проблемы. Так, в развитых странах
старение населения и медленный рост производительности труда обусловят сохранение темпов
потенциального роста на уровнях ниже докризисных. Дополнительным ограничением для роста
в данной группе стран является по-прежнему высокое неравенство, которое ведет к стагнации
доходов в наименее обеспеченных группах населения и ведет к недоинвестированию
в человеческий капитал.
Развивающиеся страны в долгосрочной перспективе по-прежнему будут расти опережающими
темпами, а их доля в мировом ВВП продолжит увеличиваться. Вместе с тем на прогнозном
горизонте ожидается замедление роста в данной группе стран на фоне исчерпания возможностей
для догоняющего развития. В частности, в долгосрочной перспективе ожидается дальнейшее
замедление экономики Китая по мере дальнейшей переориентации внутреннего спроса
с инвестиций на потребление, а также ужесточения регулирования в финансовой сфере
и в области защиты окружающей среды. Вместе с тем сохраняются риски более существенного
замедления роста китайской экономики, связанные с накопленными дисбалансами, в том числе
высокой долговой нагрузкой корпоративного сектора и избыточными инфраструктурными
инвестициями в предшествующие годы.
Существенным источником рисков для роста развивающихся стран и мировой экономики в целом
является замедление глобальных интеграционных процессов, которое в настоящее время
выражается в усилении торговых противоречий между крупнейшими странами. В то время как уже
введенные торговые ограничения пока не оказывают выраженного негативного влияния на рост,
дальнейшее разворачивание «торговых войн» приведет к замедлению глобального
инвестиционного спроса из-за роста неопределенности, нарушит сложившиеся цепочки добавленной стоимости, а также негативно скажется на производительности труда из-за барьеров
для распространения новых технологий.
Влияние новых технологий на рост глобальной экономики в долгосрочной перспективе
не поддается однозначной оценке. С одной стороны, в настоящее время одним из ключевых
трендов технологического развития является беспрецедентное расширение и ускорение
инновационных процессов. Вместе с тем наблюдаемый инновационный бум пока не привел
к сопоставимому ускорению мирового экономического роста. Международные эксперты называют
различные причины такой ситуации. В частности, нередко указывается, что современные
инновации в меньшей степени влияют на производственные процессы и технологический уклад,
чем «прорывные» технологии прошлого (двигатель внутреннего сгорания, электричество,
телефонная связь и т.д.). В качестве других причин упоминаются недостаточно активная
диффузия новых технологий, а также сложности в измерении их вклада в благосостояние.
С учетом описанных тенденций прогнозируется снижение темпов роста мирового ВВП до 3,2 %
к 2024 году. В дальнейшем глобальная экономика продолжит расти темпом чуть ниже 3 %,
что ниже долгосрочных средних уровней (за последние 30 лет – 3,6 %).
Замедление глобального роста в средне- и долгосрочной перспективах будет сдерживать спрос
на сырьевые товары. В частности, снижение темпов роста китайской экономики негативно
скажется на конъюнктуре рынков базовых металлов и угля, где Китай является крупнейшим
потребителем. Вместе с тем реализация рядом стран мер по снижению доли угля
в электрогенерации будет оказывать поддержку конъюнктуре рынка природного газа.
На рынке нефти ключевую роль в формировании цен в ближайшие годы будет играть динамика
предложения. Производство сланцевой нефти в США продолжит расти, при этом в 2019 году будут
устранены инфраструктурные ограничения на ее транспортировку. Увеличению предложения
нефти на мировом рынке будет также способствовать наращивание добычи Саудовской Аравией,
Россией и другими странами ОПЕК+ в результате изменения параметров соглашения
в июне 2018 года. В этих условиях ожидается постепенное снижение цен на нефть марки «Юралс»
с 69,6 долларов США за баррель в 2018 г. до 63,4 долларов США за баррель в 2019 году
и 53,5 долларов США за баррель к 2024 году.
В более длительной перспективе ценовая динамика на рынке нефти будет также сдерживаться
такими тенденциями, как ужесточение экологического регулирования в развитых странах,
увеличение доли сектора услуг в ВВП развивающихся стран, развитие энергосберегающих
технологий и более широкое распространение возобновляемых источников энергии.
Вместе с тем на прогнозном горизонте нефть продолжит играть важную роль в мировом
энергобалансе, в особенности в транспортном секторе. В связи с этим ожидается стабилизация
цен на нефть на уровне 52-53 долл. США за баррель в 2025-2030 гг. с последующим умеренным
ростом темпами долларовой инфляции. 

Общая характеристика базового сценария социальноэкономического развития
Научно-технологическое развитие Российской Федерации является одним из основных
приоритетов государственной политики в долгосрочной перспективе, в этой связи прогнозом
социально-экономического развития России предполагается существенное увеличение роли
научно-технологического развития и его влияния на экономический рост.
В ближайшие 10-15 лет приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации
следует считать те направления, которые позволят получить научные и научно-технические
результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего
рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке.
Научно-технологическое развитие Российской Федерации на прогнозный период определено
Стратегией научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной
Указом Президента Российской Федерации 1 декабря 2016 г. N 642, а на реализацию будут
направлены в том числе мероприятия, предусмотренные в рамках национальных проектов
«Наука» и «Цифровая экономика Российской Федерации».
Долгосрочный прогноз социально-экономического развития разработан с учетом ожидаемых
тенденций в мировой экономике, на товарных и финансовых рынках на период до 2036 года.
Одновременно долгосрочный прогноз учитывает реализацию и влияние на основные
макроэкономические параметры комплекса мер, реализованных в период 2018-2024 гг.,
направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указом Президента
Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах
развития Российской Федерации на период до 2024 года»1
.
Темпы роста мировой экономики на протяжении прогнозного периода будут постепенно
замедляться под воздействием структурных ограничений в развитых странах и накопленных
дисбалансов в развивающихся. С точки зрения структуры мирового спроса по мере роста среднего
уровня благосостояния в мире будет происходить дальнейшее смещение структуры в сторону
услуг. Этому также будет способствовать тенденция старения населения, в результате которой
в структуре мирового спроса будет возрастать доля расходов на здравоохранение и новые формы
образования за счет снижения доли расходов на товары длительного пользования.
Замедление мирового экономического роста приведет к постепенному охлаждению спроса
на энергоресурсы. Дополнительное сдерживающее воздействие на спрос на энергоносители будет
оказывать распространение энергосберегающих технологий, а также технологий, использующих
альтернативные источники энергии.
С учетом вышеизложенного в базовый сценарий Минэкономразвития России заложена
предпосылка о постепенном снижении цен на нефть марки «Юралс» до уровня 52-53 доллара
за баррель в 2025-2030 гг. с последующим ростом в номинальном выражении темпом долларовой
инфляции.
В части внутренних условий социально-экономического развития в базовый сценарий заложены
следующие предпосылки. На прогнозном горизонте продолжится реализация денежно-кредитной
политики в рамках режима инфляционного таргетирования. Особое внимание Банк России
продолжит уделять мониторингу рисков финансовой стабильности и ее поддержанию. Бюджетная
политика продолжит проводиться в рамках бюджетных правил, направленных прежде всего
на изоляцию ключевых внутренних экономических параметров от волатильной
внешнеэкономической конъюнктуры и создание условий для устойчивого экономического роста.
Тарифная политика будет проводиться в соответствии с долгосрочными принципами тарифного регулирования, приоритетом которых сохранится ограничение темпов роста цен на услуги
естественных монополий уровнем инфляции.
В этих условиях не прогнозируется каких-либо существенных колебаний обменного курса рубля.
За пределами среднесрочного периода ослабление рубля будет происходить темпами
ниже инфляционного дифференциала, что будет обеспечиваться сравнительно высокими
(по сравнению со странами-торговыми партнерами) темпами роста производительности труда.
Комплекс мер экономической политики, реализованный в 2018-2024 гг. (включающий
национальные проекты, реформу пенсионной системы, а также ряд других мероприятий,
направленных на достижение национальных целей, в том числе – План по ускорению темпов
роста инвестиций в основной капитал и повышению их доли в ВВП до 25 %) обеспечит ускорение
потенциальных темпов роста российской экономики до уровня около 3 %.
Это будет достигнуто за счет следующих факторов:
 Постоянный рост численности рабочий силы в результате увеличения продолжительности
жизни, роста продолжительности здоровой жизни и, соответственно, повышения уровня
экономической активности населения;
 Модернизация основных фондов, достигнутая за счет более высокого уровня
и эффективности инвестиций в основной капитал;
 Более высокая производительность труда, обусловленная технологической
модернизацией, цифровизацией экономических процессов, использованием
инновационных технологий, а также повышением эффективности бизнес-процессов.
Важную роль здесь также будет играть донастройка системы образования;
 Ростом совокупной факторной производительности, что представляет собой
синергетический эффект от вышеперечисленных структурных изменений.
В этих условиях темпы роста ВВП стабилизируются на уровне около 3 % при сохранении
инфляции на целевом уровне. Изменения в структуре спроса, которые произойдут в 2019-2024 гг.
окажутся устойчивыми и в долгосрочном периоде. Доля инвестиций в ВВП сохранится на уровне
26-27 %, обеспечивая постоянное технологическое обновление основных средств.
После опережающего роста в среднем на 5,7 % в реальном выражении в 2018-2024 гг.
темпы роста инвестиций в основной капитал постепенно замедлятся до 3 % и стабилизируются
на этом уровне.
По мере введения в эксплуатацию нового оборудования, распространения новых технологических
процессов и повышения эффективности управления рост производительности труда в целом
по экономике будет ускоряться в период до 2024 г. (в первую очередь за счет опережающего роста
производительности труда в базовых несырьевых секторах). В дальнейшем рост
производительности труда будет постепенно замедляться по мере приближения по уровню
благосостояния к развитым странам.
Постепенное увеличение рабочей силы будет трансформироваться в рост численности занятых
также благодаря некоторому снижению естественного уровня безработицы, который будет
достигаться благодаря расширению возможностей по оперативному поиску работы (в том числе
благодаря массовому распространению цифровых технологий), а также структурному снижению
уровня безработицы в отдельных регионах, в которых в настоящее время этот показатель
превышает среднероссийский уровень.
Ожидается, что рынок труда будет находиться преимущественно в равновесии. В результате
реальный темп роста заработных плат будет в течение прогнозного периода близок к темпам
роста производительности труда. Устойчивый рост заработных плат в реальном выражении
(наряду с индексацией страховых пенсий по старости выше инфляции) создадут основу
для устойчивого темпа роста потребления домашних хозяйств. В результате расходы домашних
хозяйств на конечное потребление, начиная с 2025 г., будут расти темпом не ниже 3 % в реальном
выражении В течение прогнозного периода будет возрастать вовлеченность России в мировую экономическую
систему (в том числе – в международную торговлю). При относительно стабильных долях
в структуре ВВП экспорта и импорта товаров возрастет торговля услугами. Так, доля экспорта
услуг в ВВП вырастет с 3,7 % в 2017 г. до 5,3 % в 2036 г., а доля импорта услуг в ВВП вырастет
с 5,6 % в 2017 г. до 8,6 % в 2036 году.
В структуре товарного экспорта произойдут серьезные структурные сдвиги. Доля экспорта
топливно-энергетических ресурсов снизится более чем вдвое (с 54,1 % в 2017 году до 26,5 %
к 2036 году) в пользу продукции химической и пищевой промышленности и отрасли
машиностроения.
Соответствующие изменения произойдут и в структуре произведенного ВВП. Возрастет доля
сектора услуг. При снижении доли добычи полезных ископаемых возрастет доля обрабатывающей
промышленности, строительного сектора.

Опубликовано: Администратор № 3

Прикрепленные документы 1

prognoz2036
PDF, 487 Кб, 19 июня 2020 г.

2427

Комментарии 0