Загрузка данных

Садовничий

  • 4 марта 2022 г.
  • 0

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
САДОВНИЧИЙ Виктор Антонович
слишком уж молоды. Зато приняли в шахте «Комсомолец» (г. Горловка, До- нецкая область). Первые две недели пришлось интенсивно учиться, а потом еще два года в забое рубить пласты угля в темноте и сырости на глубине 600 метров. Работала молодежь недалеко от известной шахты Стаханова, пару раз ребята даже пытались повторить трудовой подвиг знаменитого героя, но оказалось не по силам.
Зарплату в 500 рублей, на кото- рые в то время можно было купить целую машину, Виктор складывал в коричневый портфель и оставлял в общежитии. Соседями по комнате молодого шахтера были зэки, но от- ношения складывались вполне добро- желательные: они иногда просили де- нег взаймы и всегда отдавали; уважали его за рвение к учебе и старались не беспокоить «Витьку-студента» после занятий в вечерней школе рабочей молодежи. На прощание преподнесли Садовничему костюм и часы. «В про- исхождении костюма я засомневался. Их главный – Миша-заводила – по- становил: «Ладно. Но часы возьми. Это наши». Я их носил, даже когда доцен- том стал. Все знали в университете, что эти часы Куйбышевского завода зэки мне подарили».
Вечернюю школу будущий рек- тор окончил с отличием, правда, меда- ли так и не получил – «золото» доста- лось однокласснице. «Тогда все медали
С родителями
Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, президент Российского Союза ректоров, доктор физико-математических наук, академик РАН, лауреат Государственных премий страны (1989, 2001 гг.), почетный гражданин города Москвы
Садовничий Виктор Антонович родился 3 апреля 1939 г. в селе Красно- павловка Лозовского района Харьков- ской области Украинской ССР.
Отец, Антон Григорьевич (1909– 1992 гг.), трудился краснодеревщи- ком, печником, кузнецом, а мать, Анна Матвеевна (1909–1994 гг.), работала в колхозе.
Детство будущего ученого при- шлось на военное время. «Отец ушел рядовым на фронт, а я и мой старший брат с мамой остались дома. Самое страшное – мы жили в ста метрах от железной дороги, и когда немцы бом- били ее, мама хватала нас и бежала в степь. Мне тогда было три года, но в памяти осталось до сих пор».
В школу Витя пошел в 1946-й, в первый послевоенный год. Днем в гор- нице одной из немногих уцелевших хат занимались дети с учительницей, а за стеной жила хозяйка дома. По ве-
черам играли в футбол и лапту, прятки и классики. Маленький Виктор мечтал быть то летчиком, то лесником, то ме- ханизатором, но больше всего ему хо- телось стать водителем машины.
Уже в то время ему неплохо дава- лась математика – в пятом классе учи- тель даже иногда просил вести за него уроки. Вкус к расчетам и измерениям прививал дома и Антон Григорьевич. Отец часто делал в уме расчеты, кото- рые нужны были при конструирова- нии разных приспособлений.
«Условно: кладется печь, так надо же рассчитать, выдержат ли перекры- тия. И отец уже как-то понимал, что надо считать размер балки и вес, пото- му что от этого зависит нагрузка. Я этот закон механики уже в университете учил, а он это без обучения в высшей школе просчитывал. Когда начались задачи – из пункта А в пункт Б вышел пешеход, а навстречу велосипедист... я приходил к отцу, и он, логически рас- суждая, помогал мне решать».
Ключевую роль в развитии даль- нейших отношений с математикой сыграл учитель-предметник. Николай Гаврилович Лилитко, выпускник Харь- ковского педагогического института, собрал целый кружок по интересам, в котором в итоге остался только Садов- ничий, и прорешал с ним все задачки из «Сборника экзаменационных задач по математике» П.С. Моденова.
В 17 лет будущий академик начал свою карьеру, пока еще далекую от на- уки. Паспорта в сельской местности не выдавали, поэтому пришлось искать ра- боту, которая помогла бы получить до- кументы. Вместе с ребятами из своего села Виктор Садовничий поехал устра- иваться на шахту. Путешествовали на поезде безбилетниками и, завидев пер- вые терриконы шахт, сразу же выбега- ли из вагона на перрон. В первом месте, в Никитовке, не взяли – сказали, что
2
МОСКВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ СОВРЕМЕННИКОВ «ВСЯ РОССИЯ - XXI ВЕК»

распределялись в гороно. Директор школы поехал за ней и как-то сумел выписать на имя этой девушки. Она потом поступила без экзаменов в тех- никум. Я не завидовал. Говорят, у меня довольно сильная интуиция. Навер- ное, и тогда чувствовал, что обойдусь без медали». А вот друзья, видимо, уже увидели в нем задатки настоящего ученого, ведь именно благодаря одно- му из них в 1958 г. Виктор оказался на механико-математическом факульте- те МГУ, а не в Белорусской сельскохо- зяйственной академии, куда изначаль- но планировал поступать.
Начальник соседнего участка механизации Николай Майоров уго- ворил Виктора поехать вместе с ним в Московский университет и пере- хватил на почте уже отправленные в Минск документы, переслав их на мех- мат. Вступительные экзамены Садов- ничий сдал успешно, хоть и пришлось поволноваться – после вечерней шко- лы остались пробелы в знаниях. На устном экзамене комиссия вошла в по- ложение. «Преподаватель все понял и решил помочь – сказал: раз не знаешь свойств прямой функции, то выведи их через обратную. Я так и сделал». Абитуриенту тогда помогли логика и упорство, а поступление стало настоя- щим триумфом.
Однако учиться на первом курсе оказалось далеко не просто: в группе учились ребята – победители пред- метных олимпиад, надо было не только подтянуться до их уровня, но и удер- жать планку. Приходилось заниматься дополнительно и самостоятельно, до ночи засиживаясь в читальном зале или пустой университетской аудитории. Не сойти с выбранного пути помог кура- тор группы Олег Сергеевич Ивашев- Мусатов, приемный сын академика А.Н. Колмогорова. Он посоветовал не сдаваться ни в коем случае и перетер- петь временные сложности. И действи- тельно, уже во втором семестре вче- рашний шахтер стал отличником, а с третьего курса начал заниматься функ- циональным анализом – отраслью на- уки, в которую «сразу влюбился».
Студенческие годы определили не только вектор дальнейшей научной работы. Именно в это время у Виктора появился интерес и к организаторской деятельности. Своеобразной пред- посылкой начала административной карьеры можно считать случай, кото- рый произошел на первом курсе. Сту-
денты Московского университета пош- ли в поход, в котором, ориентируясь по карте, нужно было добраться до конеч- ного пункта – «звездочки». Матема- тики весело провели время у костра с гитарой, а когда собрались возвращать- ся домой, то заблудились. «Девчонки захныкали: ночь, дождь, лес. А я – все- таки шахтер как-никак! – бью себя в грудь: мол, знаю, как выйти. Ничего я не знал конечно. Построил их, и шли, шли
?
и в итоге вышли на железную дорогу. А на следующий день выборы старо- сты курса. И одна встает и говорит: «А что нам выбирать? Вот он нас из леса вывел». С тех пор Виктор Садовничий занимался организацией студенческой жизни курса, к концу учебы стал секре- тарем комитета комсомола факультета.
Университетской стипендии на жизнь хватало не всегда, и приходи- лось искать дополнительные источни- ки дохода. Например, разгружать ваго- ны на узкоколейках или грузить туши на Микояновском мясокомбинате. Летом в статусе председателя студен- ческого стройотряда Виктор Садов- ничий строил развязку на Ленинском проспекте, станцию аэрации в районе Битцы, МКАД. На одну из зарплат он купил фотоаппарат ФЭД, о котором мечтал много лет. Интерес к фотогра- фии не угас и до сих пор: ректор МГУ любит снимать пейзажи.
В ту же «золотую студенческую пору» Виктор познакомился и со сво- ей женой. Ада Сапрыкина тоже была студенткой мехмата, одногруппницей Садовничего. В МГУ она приехала по- ступать из Красноярска, а ее старшие
брат и сестра уже учились в этом уни- верситете. Отец Ады был комиссаром и редактором газеты «Красноярский рабочий», погиб во время войны; мама студентки работала журналисткой в той же газете. На пятом курсе пожени- лись по-студенчески, пригласив дру- зей на застолье «с колбасой и вином».
Университет Виктор окончил с отличием и получил приглашение учиться в аспирантуре. Супруги жили в общежитии главного здания МГУ, куда Аде Петровне поначалу прихо- дилось заходить окольными путями, нелегально, так как она не имела фор- мального права на проживание в вы- сотке. Потом пропуск все-таки сдела- ли, а еще позднее встали и в очередь на квартиру, в которую въехали уже втроем с сыном Юрием.
В 1966 г. молодой математик до- срочно защитил кандидатскую дис- сертацию на тему «Регуляризованные суммы собственных значений общих задач для обыкновенных дифференци- альных уравнений» под руководством доктора физико-математических наук Анатолия Гордеевича Костюченко и остался работать ассистентом на кафедре. Затем Садовничий стал до- центом, а в 32 года был назначен за- местителем декана по научной работе механико-математического факуль- тета. В то время на мехмате работали А.Н. Колмогоров, А.Ю. Ишлинский, Л.И. Седов, И.М. Гельфанд и многие другие математики и механики с ми- ровой известностью.
В 1973 г. Виктор Антонович удо- стоен премии имени М.В. Ломоносова за цикл работ «Обратные задачи спек- трального анализа», еще через год защи- тил докторскую диссертацию «О неко- торых вопросах теории обыкновенных дифференциальных уравнений, завися- щих от спектрального параметра».
В 70-е–80-е гг. Садовничий ак- тивно занимается и наукой, и управ- ленческой работой. В эти годы он создает кафедру функционального анализа и его приложений на факуль- тете вычислительной математики и кибернетики, а затем становится за- ведующим кафедрой математическо- го анализа механико-математического факультета, которой продолжает ру- ководить до сих пор.
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
МОСКВА
3
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ СОВРЕМЕННИКОВ «ВСЯ РОССИЯ - XXI ВЕК»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
В 1982 г. он – проректор универ- ситета, а в 1984 г. назначен первым про- ректором. На этих постах приходилось решать много важных и нетривиаль- ных вопросов. Например, связанных с инфраструктурой университета и об- ликом главного здания. За 30 лет зна- менитая сталинская высотка потеряла былой вид: износилась кровля, деко- ративная плитка закоптилась и начала обрушаться, перестали работать ста- рые лифты. Проректору Садовничему приходилось буквально круглосуточно сидеть в Госплане, чтобы добиться фи- нансирования на приведение в поря- док объекта культурного наследия.
«Был случай, когда я сидел в при- емной у заместителя Председателя Со- вета Министров СССР, председателя
Государственного планового комитета СССР Николая Константиновича Бай- бакова до часу ночи, а потом он вышел и сказал: «Все, утром». И я не уезжал из Госплана, чтобы в 7 утра быть первым». На этом история, конечно, не закончи- лась: после решения финансовых во- просов надо было найти специалистов высокого уровня. Очищать облицовоч- ную плитку высотки из соотечествен- ников никто не взялся, поэтому Виктор Антонович пригласил профессионалов из Франции, договорился с ними и сам внимательно следил за ходом работ.
«В открытой клети я поднимал- ся вдоль фасада на 22-й этаж – по- смотреть, как работают французы. С учетом наших ветров действо не для слабонервных. Спецы отстукивали
каждую плиточку, слабые плитки за- крепляли; пескоструили специальны- ми шариками, похожими на пшенку, – они сбивали грязь и растекались за- щитной пленкой. Мухинские мону- ментальные скульптуры, из которых уже росли березы, восстановили поли- мерами. МГУ тогда сделали по высше- му разряду, высотка сияет и сейчас».
В те же годы заменены все уже изношенные лифты в университете, куплен в Финляндии стеклянный ку- пол на здание факультета журналисти- ки, который, объездив многие фирмы, выбрал Садовничий.
1992 г. стал поворотным в судьбе математика Садовничего: распад СССР изменил не только государственный строй, но и отношение к науке, обра- зованию, людям, которые этим зани- маются. Ушел с поста ректора Анато- лий Алексеевич Логунов. Назначили выборы нового руководителя. «Они были трудными. Четыре кандидата: Емельянов, Лунин, академик Скулачев и я. После первого тура нас осталось двое: Скулачев и я. На выборы пришел министр науки и высшей школы Бо- рис Салтыков. Он резко выступал про- тив моей кандидатуры – видимо, по чьему-то поручению. Меня тогда отно- сили к «красным директорам» – я ведь состоял в парткоме университета».
И все-таки на первых в истории МГУ демократических выборах ректо- ра победил именно самовыдвиженец Садовничий. На последующих выбо- рах (1996, 2001 и 2005 гг.) Виктора Ан- тоновича вновь избрал коллектив для руководства университетом, в 2009-м и 2014 гг. он был назначен ректором указами Президента РФ.
За годы ректорства В.А. Садовни- чего Московский университет получил статус российского самоуправляемого (автономного) высшего учебного заведе- ния (1992 г.), была возобновлена деятель- ность Татианинской церкви (1995 г.), приняты новый устав МГУ (2008 г.) и Фе- деральный закон, закрепляющий осо- бый статус МГУ как уникального науч- но-образовательного комплекса (2009 г.).
За эти 25 лет вуз вырос по всем параметрам: укрепились его позиции в международных университетских рей- тингах, было открыто 20 новых факуль- тетов и 6 филиалов, запущено шесть спутников, создан самый мощный в России суперкомпьютерный комплекс. Благодаря Садовничему Московский университет «шагнул» за Ломоносов-
4
МОСКВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ СОВРЕМЕННИКОВ «ВСЯ РОССИЯ - XXI ВЕК»

ский проспект и удвоил свой кампус: его площадь была расширена на мил- лион квадратных метров, на новой тер- ритории построены Фундаментальная библиотека, Шуваловский и Ломоно- совский учебные корпуса, новые кор- пуса общежитий для студентов, Уни- верситетская гимназия для одаренных детей, Медицинский научно-образо- вательный центр МГУ. Все это – уни- кальный в истории Московского уни- верситета вклад в развитие Москвы, ее научной инфраструктуры, укрепление ее интеллектуального потенциала.
Сейчас Виктор Антонович руко- водит работой над созданием Научно- технологической долины МГУ «Воро- бьевы горы», в состав которой войдут междисциплинарные научно-исследо- вательские, инновационные и образо- вательные кластеры. Реализация этого масштабного проекта также станет важной вехой в развитии столицы.
Виктор Антонович много дела- ет для того, чтобы люди Московского университета знакомились с лучшими образцами классического искусства. Ему принадлежит идея регулярных бесплатных концертов и встреч с таки- ми выдающимися деятелями культуры, как Валерий Гергиев, Юрий Башмет, Владимир Федосеев, Владимир Спи- ваков, Денис Мацуев и многие другие. Виктор Антонович является также ини- циатором проведения Всероссийского Фестиваля науки, основная цель ко- торого – рассказать, чем занимаются ученые, и привлечь молодежь в науку. Первый такой фестиваль прошел на базе университета в 2006 г., а в 2011 г. получил статус Всероссийского меро- приятия и стал первым шагом в пово- роте к популяризации науки в стране.
Все это время Виктор Антонович сам продолжает заниматься наукой и
преподаванием. Читает курсы лекций «Математический анализ», «Функцио- нальный анализ» на мехмате, с 1995 г. руководит Институтом математиче- ских исследований сложных систем, созданным вместе с лауреатом Нобе- левской премии по химии Ильей Ро- мановичем Пригожиным, и научным семинаром «Время, хаос и математи- ческие проблемы».
Садовничий – автор более 600 научных работ, в том числе 180 моно- графий и учебников, используемых в отечественных и зарубежных универ- ситетах. Среди наиболее известных – учебник по функциональному анализу «Теория операторов», классические учебники «Математический анализ», «Курс математического анализа», трех- томный задачник по курсу математи- ческого анализа и два задачника с ма- териалами математических олимпиад студентов университетов, а также мо- нографии «Математические задачи ди- намической имитации полета», «Спек- тральный анализ многочастичного оператора Шредингера». Основными направлениями научной деятельности ученого являются математическое мо- делирование и математические методы обработки информации.
Математик внес существенный вклад в разработку спектральной тео- рии дифференциальных операторов и получил окончательные результаты в теории следов таких операторов.
Сегодня В.А. Садовничий прини- мает участие в междисциплинарных исследованиях, но в каждом из про- ектов, конечно, ключевым элементом является математика.
«Математика – это часть культу- ры. Наверное, нет другой науки, кото- рая так строит человеческую мысль и всю жизнь. Она логична, доказательна, беспристрастна, красива и увлекает».
Вместе с математиками, эконо- мистами, социологами из ведущих на- учных институтов России Садовничий разработал математическую модель, которая помогает более точно спрог- нозировать экономические кризисы. В основе работы лежат циклы Кон- дратьева, переосмысленные в свете
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
МОСКВА
5
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ СОВРЕМЕННИКОВ «ВСЯ РОССИЯ - XXI ВЕК»

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
математической теории хаоса. Под научным руководством академика разработаны математические методы обработки космической информации, позволившие существенно продви- нуться в разрешении проблемы рас- шифровки космических съемок.
Ему также принадлежат работы по проблемам динамической имита- ции управления движением, в част- ности – космического корабля, ле- тательного аппарата. Благодаря этим наработкам впервые в мировой прак- тике удалось осуществить сквозное имитационное моделирование после- довательно всех этапов аэрокосмиче- ского полета, включая невесомость. На созданном тренажере прошли предполетную подготовку свыше пя- тидесяти отечественных и зарубеж- ных космонавтов.
Жизнь ректора очень насыщен- ная, а график всегда четко спланиро- ван. И даже отдых, по мнению Садов- ничего, должен быть плодотворным. «Никогда не лягу спать, если полтора часа не похожу, даже если это глу- бокая ночь. Когда я был свободным математиком, то некоторые теоремы доказал исключительно на прогулке. Приходил – только записывал. Так я доказал основной результат своей докторской диссертации». Кроме на- учно-исследовательской работы и ру- ководства крупнейшим университе- том России, В.А. Садовничий является президентом Российского союза рек- торов (с 1994 г.), президентом Москов- ского общества испытателей природы (с 2000 г.), членом президиума РАН (с 2008 г.), членом Совета при Прези- денте РФ по науке и образованию.
Его заслуги отмечены многочис- ленными государственными награда- ми: два ордена Трудового Красного Знамени (1980, 1986 гг.); Государствен- ная премия СССР за работы в области математики и механики (1989 г.); Госу- дарственная премия РФ в области на- уки и техники (2001 г.); Золотая медаль имени М.В. Келды-
ша РАН за работы
по спектральной
теории операторов
(2006 г.); премия
Правительства
Российской Феде-
рации в области
образования (2006,
2012 гг.); орден «За
заслуги перед Оте-
чеством» II, III и
IV степени (1999,
2005, 2009 гг.); пре-
мия Правитель-
ства Российской
Федерации в области науки и техники (2011 г.); орден Александра Невского (2014 г.).
Он был избран Почетным док- тором многих зарубежных универ- ситетов и научных центров, удосто- ен многих государственных наград и премий разных стран.
6
МОСКВА
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ СОВРЕМЕННИКОВ «ВСЯ РОССИЯ - XXI ВЕК»

МОСКВА
7
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ БИОГРАФИЙ СОВРЕМЕННИКОВ «ВСЯ РОССИЯ - XXI ВЕК»

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Комментарии 0