Загрузка данных

Стандарт комплексного развития территорий. Основные принципы и область применения стандарта комплексного развития территорий

  • 12 ноября 2020 г.
  • 0

2.1. В основу принципа функционального разнообразия положено формирование многофункциональных районов с включением мест приложения труда в состав территорий жилой застройки – это, прежде всего, предприятия обслуживания, торговли и общепита ‑ объекты малого бизнеса.

Равномерное распределение жилья, общественно-деловой и рекреационной инфраструктуры по территории города обеспечивает широкому кругу пользователей пешеходную доступность самых разнообразных объектов, что в конкурентной среде стимулирует рост разнообразия объектов торговли и услуг в составе жилых кварталов и зданий.

2.1.1. Немаловажным фактором насыщения территорий жилой застройки дополнительными общественными функциями является уменьшение радиусов пешеходной доступности, что актуально для территорий с суровыми климатическими условиями.

2.1.2. С другой стороны, насыщение жилых территорий общественными функциями наряду с повышением уровня благоустройства общественных пространств, стимулирует рост пешеходной активности, что положительно сказывается на здоровье и способствует общественным коммуникациям, обеспечивает высокий уровень социального контроля и, как следствие, безопасности.

2.2. Принцип плотности и масштабности застройки включает задачи создания плотной и компактной застройки из объектов преимущественно малой и средней этажности, и организацию при этом сомасштабных человеку открытых городских пространств.

2.2.1. Плотность застройки определяет максимально допустимую общую площадь объектов капитального строительства для размещения в расчетных границах, приведенную на 1 га территории. В «Своде принципов комплексного развития городских территорий» (STRELKA КБ, 2019 г. по заказу Фонда единого института развития в жилищной сфере), рекомендуется рассчитывать плотность застройки в зоне пешеходной доступности в целом на квартал и плотность застройки отдельных участков. Эти показатели взаимосвязаны и способствуют созданию оптимальной и наиболее благоприятной для жителей архитектурно-планировочной структуры планировочной единицы. Так, например, плотность застройки отдельных кварталов в зоне пешеходной доступности может различаться: повышаться в кварталах, расположенных в центрах городской жизни, и понижаться в тихих жилых зонах.

         2.3. Принцип связанности и комфорта перемещений подразумевает усиление роли городского общественного транспорта путем повышения его комфортности и надежности, создания разнообразных маршрутов, регулирование обеспеченности автостоянками. Также ключевыми задачами являются развитие инфраструктуры пешеходного и велосипедного движения.

         2.3.1. Учитывая складывающиеся и развивающиеся агломерационные перемещения к центрам тяготения из прилегающих населенных пунктов, важными задачами для округ в сфере транспортного обслуживания является обеспечение устойчивых, бесперебойных и комфортных межпоселенческих перевозок и взаимосвязь междугороднего транспорта с городской транспортной системой.

         2.3.2. Связанность городских территорий определяется скоростью и комфортом перемещений на различных видах транспорта. В больших и крупных городах повышение связанности предполагает развитие транспортной системы, которая обеспечивает скоординированное использование двух или более видов транспорта: автомобилей, автобусов, железнодорожного транспорта. Такая система создает широкую вариативность маршрутов и сокращает время ежедневных перемещений горожан.

         2.4. Принцип безопасности и здоровья подразумевает прежде всего экологическую безопасность, обеспечение высокого качества воздуха, акустического и микроклиматического комфорта, а также безопасность при перемещениях, обеспечение социального контроля на открытых городских пространствах.

         2.4.1. Безопасность при перемещениях зависит от скорости движения участников, в первую очередь автомобилистов, и обеспечивается путем разделения потоков с различной скоростью движения и применения мер по успокоению трафика (минимизации ширины автомобильных полос, использования искусственных неровностей, устройства пешеходных переходов). Разделение потоков достигается за счет размещения в составе профиля улиц выделенных зон для движения пешеходов и велосипедистов, четкого обособления полос движения автомобилей - средствами вертикальной планировки, а также при помощи шумовой разметки и дорожных ограничителей.

         2.4.2. Основа экологической безопасности жителей - обеспечение высокого качества воздуха в открытых городских пространствах. Градостроительными мерами для устранения негативных воздействий автомобильных выхлопов, составляющих значительную часть вредных выбросов в атмосферу, является:

  • размещение озелененных территорий - парков и скверов - на территориях жилой и многофункциональной застройки;
  • высадку плотного озеленения и организацию элементов искусственного рельефа, препятствующих в том числе распространению пыли и шума от проезжей части и повышающих, таким образом, уровень микроклиматического и акустического комфорта горожан;
  • развитие рекреационной инфраструктуры для круглогодичного досуга в открытых городских пространствах способствует всесезонной двигательной активности горожан, улучшению их здоровья.

2.4.3. Усилению социального контроля для предотвращения правонарушений может способствовать:

  • повышение степени освещенности открытых городских пространств и дворовых территорий, что актуально на территориях автономного округа еще и в связи с длительным осенне-зимним периодом, характеризующимся недостаточной естественной освещенностью;
  • благоустройство открытых городских пространств пространств и размещение вдоль их границ сомасштабной человеку застройки с широким спектром  объектов общественно-деловой инфраструктуры в первых этажах. Это стимулирует пешеходные потоки и обеспечивает постоянное присутствие людей в течение дня, тем самым повышая уровень социального контроля;
  • четкое разграничение дворов и пространств общего пользования позволяя избежать конфликтов между различными группами пользователей - местными жителями и посетителями территории.

2.5. Принцип соответствия жилья потребностям жителей предполагает прежде всего внедрение разнообразных типов жилой застройки и планировки квартир.

Другими ключевыми задачами являются обеспечение жителей многоквартирных домов помещениями общего пользования и стимулирование развития сообществ жильцов многоквартирной застройки как одного из способов управления домом и придомовой территорией.

2.5.1. Комфорт проживания в многоквартирных домах связан с размером домовладений. Ограничение количества квартир в доме до 200 способствует формированию здоровой социальной атмосферы, основанной на взаимном доверии. Активизируется взаимодействие между жильцами, упрощается процесс принятия решений по вопросам содержания дома и придомовой территории, назначения помещений общего пользования.

2.5.2. Следует уделять больше внимания качеству организации мест общего пользования в многоквартирных домах как одному из средств повышения комфортности и безопасности. Остекленные входные группы обеспечивают просматриваемость прилегающих к дому территорий, снижают риски проникновения в него асоциальных элементов и совершения правонарушений. Устройство сквозных входных групп здания позволяет одинаково легко выходить как во двор, так и на улицу. Места хранения велосипедов и колясок при входе в здание, личных вещей жильцов в подвальных и полуподвальных помещениях или в индивидуальных ячейках на этаже позволяют более рационально использовать пространства квартир.

2.5.3. Наличие в составе многоквартирного дома общих многофункциональных помещений, которые могут использоваться как игровые комнаты для детей, спортивные залы, залы для проведения праздников и мероприятий или коворкинги, расширяет возможности для отдыха жильцов, для удаленной работы.

2.6. Принцип гибкости и адаптивности подразумевает, что территории могут быть легко приспособлены к изменениям экономических и социальных условий, запросов и потребностей горожан и при этом обеспечивать стабильно высокое качество жизни.

2.6.1. Гибкость функциональной и планировочной структуры, позволяющая городским территориям адаптироваться к изменениям обеспечивается за счет формирования ограниченных по размеру базовых модулей градостроительного развития - земельных участков (парцелл). Каждая парцелла может застраиваться и развиваться независимо от соседних - преобразование застройки одного домовладения не нарушает функционирования района или квартала. Для размещения школ и уникальных объектов нежилого назначения допускается выделение крупных земельных участков.

2.6.2. Адаптивность подразумевает возможность изменения функционального назначения объектов в зависимости от факторов развития. Решение этой ключевой задачи обеспечивает широкий спектр видов разрешенного использования каждого земельного участка, а также планировочные и конструктивные решения зданий, позволяющие изменять конфигурацию и назначение помещений с жилого на офисное, торговое, производственное и обратно.

Опубликовано: Администратор 5

Комментарии 0