Загрузка данных
Публикация

Стратегия на достижение. Глава 1. Осмысление

  • 27 августа 2016 г.
  • 1894
  • 1

Стратегия на достижение. Глава 1. Осмысление

01-02-2013

Когда меня спрашивают, знаю ли я, в чем смысл моей жизни, я отвечаю: прожить осмысленно и не жалеть об этом. 

Работа над стратегией Сургута, которую мы начинаем, очень сложна. Но эта задача качественно будет решена только в одном случае: если мы, сургутяне, подойдем к этому с глубоким осмыслением – что есть Сургут сегодня, каким он должен стать в будущем, какой путь нам предстоит пройти и что для этого сделать. И для начала, конечно, следует разобраться в понятиях. 
 
Что такое "стратегия", как оказалось, каждый понимает по-своему, да это и неудивительно – все мы разные. Для одних это просто концепция, для других – набор идей или целей, для третьих – планы. Но чтобы двигаться в одном направлении, мы должны разговаривать на одном языке.
 
Всем нам необходимо набраться терпения, для того чтобы осмыслить стоящую перед городом задачу – сформулировать план будущего на ближайшую перспективу (2015 – 2017 годы), среднюю (2018 – 2022 годы) и дальнюю (2023 – 2030 годы). 
 
Осенью 2014 года стратегический план развития Сургута должен быть утвержден на Думе города.
 
Июнь 2013 – июнь 2014 – период написания работы согласно заданию на разработку стратегического плана.
 
До июня 2013 года необходимо вместе с горожанами сформулировать задание специалистам (тем, кто будет писать). Нам правильно надо задать направления развития города, условия, возможности и т.д. И кроме нас, сург
Подробнее:http://usirf.ru/news/blog_alex/strategiya-na-dostizhenie-glava-i-osmislenie.html
утян, это никто не сделает.
 
У "стратегии" есть несколько определений, самое короткое из которых – "искусство полководца" (буквальный перевод с древнегреческого). 
 
Развернуто стратегией называют способ достижения сложной цели. Способ, который в дальнейшем может частично или кардинально корректироваться под влиянием изменяющихся условий существования. Таким образом, стратегия есть система решений и действий, направленных на достижение долгосрочных целей. А инструментом реализации стратегии является уже тактика. Сверять, что получается согласно принятым планам, актуализировать на будущее необходимо ежегодно. А уже по реализации самих планов – и Главе города, и администрации, и депутатам Думы отчитываться перед жителями.
 
Какими будут эти цели и как их реализовывать, в осмыслении данных моментов нам не обойтись без вас, сургутяне. Сегодня, когда мы делаем первые шаги и только ступаем на путь формирования стратегии, мне бы хотелось, чтобы вы понимали: ставка сделана на каждого из вас, на ваши способности и личностный потенциал. Это условие лежит в основе предстоящей сложной работы. Некоторые советуют руководителям города самостоятельно определить стратегические цели, раздать задания подчиненным и контролировать их выполнение. Но в этом случае мы существенно сужаем круг представлений о будущем города и лишаем горожан возможности непосредственно влиять на планы развития тех или иных сфер жизнедеятельности. Зачастую предприниматели в беседе между собой обсуждают слухи о подлинных или мнимых проектах, ограничениях и санкциях со стороны властей, у них нет доверия к переменам, нет убежденности в их последовательности. Анонимность проектов и программ, таинство их подготовки делают безадресными любые претензии авторам.
 
Чтобы неформально, заинтересованно привлечь горожан к разработке стратегических планов и проектов, нам, представителям органов местного самоуправления, необходимо принять такую ценность, как индивидуалитет. Индивидуалитет означает, что государство, мэрия, семья – любые надындивидуальные сущности – служат человеческому индивидууму, только в этом смысле они полезны и нужны. Сознавая и принимая эту ценность, мы научимся видеть в горожанах не объект предполагаемых реформ, а равноправных соучастников качественных изменений жизни всего городского сообщества. Соединив интеллектуальные потенциалы профессиональных управленцев и горожан-пассионариев, мы сможем получить от совместной работы больший эффект, чем от отдельных управленческих решений власти. 
 
Это хорошо прослеживается на примере, описанном профессором, социологом, создателем первой в России школы управленческих консультантов Аркадием Пригожиным в его книге "Дезорганизация". Вот что он, в частности, по этому поводу пишет: "В одной из региональных стратегий я увидел такой проект. На Волге браконьеры изводят ценную рыбу настолько, что некоторые популяции осетровых вот-вот исчезнут. Репрессии были бесполезны, поскольку местным жителям просто не на что было жить (местные совхозы и мелкие производства закрылись, работы не было). Рыбнадзор и милиция не в силах были обуздать такое количество браконьеров. Региональные руководители сумели привлечь инвестиции на строительство садков и бассейнов для промышленного производства осетровых и заняли на нем какую-то часть населения, предложив другим, кто со средствами, вкладываться в расширение этого перспективного производства. Таким образом, вместо безработицы, браконьерства и тяжких конфликтов с главами голодающих семей появились рабочие места, заработки, налоги и гораздо лучшие возможности для обуздания оставшихся браконьеров". Убежден в том, что и в Сургуте немало спорных ситуаций между гражданами и властью можно разрешить с помощью подобных взаимовыгодных проектов. 
 
Из существующих пяти типов стратегий стоит остановиться подробно на двух – инерционной, то есть направленной на улучшение того, что уже создано, и стратегии на достижение, суть которой в поэтапном достижении эталонного объекта. Мы выбрали стратегию на достижение с элементами опережения.
 
В концепции стратегического управления сначала разрабатываются видение (образ желаемого будущего) и идеология (система избранных ведущих ценностей), а затем – механизмы проведения того и другого через разные сферы жизнедеятельности (ЖКХ, транспорт, безопасность, экология и т.д.) При этом говорить о том, каким должен быть город в перспективе, нельзя без сравнения с другими – в Югре, в России, в мире – городами. То есть надо взять города, сопоставимые с Сургутом по климату, численности населения, истории, и разрабатывать стратегию на достижение тех критериев, по которым эти города опережает Сургут сегодня, и добиваться этих показателей. Это и будет поэтапное приближение к состоянию эталонного объекта.
 
При этом надо понимать, что не из любого исходного состояния достижимо желаемое будущее. И чтобы нам понять, куда мы сможем прийти, имея перед собой какой-то первичный ориентир, надо провести качественную диагностику состояния города. Не примитивный SWOT-анализ, методику, которая была придумана почти 40 лет назад, а конкурентный анализ, который гораздо точнее диагностирует состояние объекта в сопоставлении с ему подобными.
 
После проведения такого анализа мы и должны сформулировать цели, чтобы они были, с одной стороны, достижимы – пусть и трудно, но достижимы. А с другой, чтобы они были понятны. Скажем, я неоднократно ранее говорил о том, что в качестве примера мы рассматриваем стратегию Екатеринбурга. Это хороший документ, но Аркадий Пригожин в одной из наших бесед сказал об этой стратегии, в частности, следующее: "…Ведущая идеологема (у Екатеринбурга – это "город для человека") не расшифровывается, не раскрывается и забывается в конкретной работе. А именно – сохранение и развитие человеческого потенциала, конечно же, дежурная фраза и указывает лишь на инерционный характер стратегии. Вернее говорить о создании конкурентных преимуществ в составе населения. Но опять-таки: в сравнении с кем? Эти преимущества могут быть хотя бы регионального порядка, а то и федерального… В п.6 стратегии Екатеринбурга говорится о конкурентных преимуществах, но крайне неопределенно. Уж точно, что высококвалифицированная рабочая сила, о которой там речь, это лишь минимальное, за что стоит конкурировать. Ведь это ценность всего лишь для индустриального общества". 
 
А, может, кто-то знает отлично разработанную и работающую стратегию в каком-либо другом городе? Мы бы с удовольствием поучились.
 
Таким образом, при составлении стратегии развития Сургута мы должны учесть, в том числе, и ошибки наших соседей. Главные стратегические цели города на сегодня еще не согласованы. Очень много разных мнений. И самое время – начать работать именно над этим. Мы уже провели первое заседание координационного штаба, где определили укрупненный план мероприятий. Теперь надо, чтобы в дальнейшую работу включились и жители города. 
 
Сегодня уже сформирован и согласован Главой города перечень объектов, необходимых Сургуту для формирования лучшего качества жизни и социального благополучия населения, – т.е. планы города до 2030 года по разным направлениям. Перечень подготовлен специалистами администрации как предложения для включения в Стратегию Югры до 2030 года и представлен на публичной площадке для широкого обсуждения, сбора ваших предложений по каждому направлению развития города.
 
Продолжение следует
Направления развития города
 
  
Сафиоллин Алексей

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

1894

Комментарии 1

Прекрасная статья!
www.surgut2030.usirf.ru – хороший инструмент для широкого обсуждения, сбора общественных предложений по каждому направлению развития города.