Загрузка данных

Цифровая экономика РФ. Новые инструменты взаимодействия должны быть понятны людям

  • 7 ноября 2020 г.
  • 2495
  • 0

Вопросы развития цифровизации и информатизации муниципалитетов и местных сообществ субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями национального проекта «Цифровая экономика РФ» стали главной темой Всероссийского онлайн-совещания, прошедшего 3 ноября.

Мероприятие было организовано Координационным центром местных сообществ при поддержке Федерального экспертного совета по местному и общественному самоуправлению и местным сообществам (ФЭС) при Общенациональной Ассоциации территориального общественного самоуправления (ОАТОС), Комитета Государственной Думы РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, Центром местного самоуправления ИУРР РАНХиГС, Торгово-промышленной палаты РФ, Российской муниципальной академии, Общенационального союза некоммерческих организаций и др. 

Во всероссийском совещании принимало участие более 1300 руководителей и сотрудников региональных министерств и региональных советов муниципальных образований, глав и их заместители муниципальных образований и местных администраций, председателей и депутатов представительных органов муниципальных образований, местных сообществ и ТОС, подключившихся из 68-ми субъектов РФ.

Открывал и модерировал мероприятие Бабичев Игорь Викторович, председатель ФЭС при ОАТОС, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, д.ю.н., профессор, академик РАЕН.

Цифровая трансформация страны

Открывая видеоконференцию, эксперт подчеркнул важность цифровой трансформации для местного самоуправления и местных сообществ, отметив, что национальные цели развития Российской Федерации, в том числе развитие цифровой трансформации определяют Указ Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и Общенациональный план действий, принятый Правительством РФ 23 сентября 2020 г., и обеспечивающий восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.

На совещании выступал Айгистов Александр Анатольевич, сопредседатель ФЭС при ОАТОС, президент Российской муниципальной академии, президент Общенационального союза некоммерческих организаций, руководитель Российского Агентства развития информационного общества (РАРИО), осветивший вопросы информационной политики и цифровизации муниципальных территорий в РФ.

В совещании принял участие  директор Департамента цифрового развития ТПП РФ Владимир Маслов. Руководитель департамента рассказал о цифровизации МСП на муниципальных территориях и о развитии электронной торговли, отметив, что тема цифровой трансформации субъектов МСП является одной из ключевых в рамках реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Эксперт отметил, что ситуация с цифровой трансформацией в России, в целом, не однородна и требует отдельного осмысления и принятия конкретных решений:

- На базе Торгово-промышленной палаты прорабатывается вопрос создания центров компетенций цифровой трансформации, которые будут призваны стать точками знаний и практик по цифровизации предприятий МСП и муниципалитетов.

Директор научно-образовательного Цента местного самоуправления ИУРР РАНХиГС Ксения Иванова поделилась проблемными вопросами цифровизации муниципальных образований. В своем выступлении она выделила три блока вызовов:

Первый – техническое оснащение органов местного самоуправления и вопросы безопасности. Только 10 % муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве РФ требованиям по уровню цифровизации. Иногда в сети Интернет размещают по ошибке персональные данные и не подлежащую разглашению информацию. Поэтому прежде всего, помимо вопросов технического оснащения, необходимо обучение корректному поведению в информационном интернет-пространстве.

- Второй блок вопросов составляют проблемы создания новых процессов управления в органах местного самоуправления. Невозможно внедрить «Цифровой муниципалитет» без понимания муниципальными служащими его необходимости, - уточнила руководитель центра. - Более того, часто переход в онлайн усложняет работу, поскольку помимо бумажных экземпляров документов требуются еще и электронные.

Третий блок вопросов – это взаимодействие с жителями, в том числе с помощью цифровых технологий. Здесь крайне важно соблюдать баланс между онлайн инструментами (такими, как опрос на сайте муниципалитета) и личным общением. Так, публичные слушания (в отличие от общественных обсуждений) наиболее эффективны при их проведении в реальном мире. Необходимо помнить, что цифровые технологии являются важным, но лишь инструментом. Их применение не должно являться самоцелью, а наоборот, упрощать работу в муниципалитете.

Секретарь комиссий ФЭС при ОАТОС, директор Координационного центра местных сообществ, руководитель Лаборатории развития сельских территорий Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г.Разумовского Алексей Войтенок представил комплексную образовательную программу по развитию муниципальных территорий «Цифровой муниципалитет". 

Цель программы профессиональной переподготовки «Мастер управления и развития территорий» -  формирование и актуализация знаний, умений и навыков в области государственного и муниципального управления, устойчивого развития городских и сельских территорий. Программа состоит из 10 автономных модулей и начнется в декабре 2020 года.

Слушателями этой программы могут быть сотрудники региональных министерств и региональных советов муниципальных образований, главы муниципальных образований, представительные органы муниципальных образований, ТОСы. Соорганизатором одного из автономных модулей выступает Центр местного самоуправления ИУРР РАНХиГС.

О цифровизации ТОС и местных сообществ рассказал ответственный секретарь ФЭС при ОАТОС, директор ОАТОС Юдин Захарий Геннадьевич.

Директор группы компаний «ЮСИ» Алексей Сафиоллин в свое докладе рассказал о повышении эффективности взаимодействия органов власти с бизнесом и общественными организациями на примере общероссийской сквозной цифровой платформы "Стратегия 24".

По мнению руководителя группы компаний, понятие «цифровая экономика» для людей становятся похожими на цифровое рабство:

- На самом деле экономика страны – не цифровая, она представляет товарно-денежные отношения, а цифровизация – это новая среда, в которой мы активно живем и работаем. Цифра – это всего лишь средство для того, чтобы экономика была более экономной. Платформа "Стратегия 24" – это инструмент, который позволяет сегодня решать эти вопросы более качественно, эффективно и с пользой для государства.

Алексей Маулитжанович рассказал участникам онлайн-совещания о том, что пять лет назад Президенту России Владимиру Владимировичу Путину. В то время еще не было никаких цифровых стратегий, однако было понятно, что наша страна – ресурсоемкая, у нас достаточно много государственных вложений. Глава государства говорил о необходимости выполнения государственной задачи - соединить государственные вложения с внебюджетными средствами в разрезе субъектов, муниципалитетов, населенных пунктов по отраслям – это было государственной задачей. Причем выполнить эту задачу, а именно «прошить всю страну насквозь», предстояло на отечественных продуктах.

Все эти годы группа компаний «ЮСИ» стремилась выполнить эту задачу, и в первую очередь на уровне муниципальных образований. Ведь именно цифровая среда может сегодня обеспечить баланс интересов трех социумов: бизнеса, общества и власти.

При этом систематизировать, синхронизировать государственные цели, стратегические задачи на уровень людей и муниципалитетов – достаточно сложно. Но если это получится сделать за счет цифровой среды, то цель по соблюдению балансов интересов трех социумов будет выполнена.

Руководитель группы компаний продемонстрировал на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югра участникам онлайн-совещания возможности единой цифровой платформы "Стратегии 24", которая обеспечивает связь со всеми территориями Российской Федерации. Помимо субъектов и муниципалитетов на платформе найдется место даже для ТОСов, причем на бесплатной основе.

- Эта информация не просто систематизирована, в ней есть разбивка по 12 национальным проектам, причем каждая цифра в разрезе любого субъекта или муниципалитета может быть событием, мероприятием, программой либо проектом, которые увязаны в рамках всей страны.

Компания создала кейсы, которые активно внедряются на уровне всех населенных пунктов районного типа и сельских поселений. Например, в Сургутском районе до каждого поселения можно дойти с точки зрения понимания людей, какие изменения здесь будут происходить в рамках реализации нацпроектов вплоть до 2030 года.

- Люди должны это знать, понимать и видеть, а муниципальная власть должна создать для этого условия, - считает руководитель группы компаний, который продемонстрировал реализацию нацпроектов и использование цифры в форме пирамиды.

На верхушке этой пирамиды - государство и федеральные округа осуществляют руководство. В середине находятся субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, которые занимаются управлением, а у подножия пирамиды – все населенные пункты вплоть до поселений и граждане нашей страны, которые осуществляют взаимодействие.

- Цифровые платформы, по моему мнению, должны перевернуть эту пирамиду, - считает Алексей Сафиоллин. - Для того, чтобы эта воронка собирала все, что необходимо гражданам России. Чтобы инициативы и проекты жителей населенных пунктов систематизировались и поступали в муниципальные образования, затем согласовывались в субъектах и выходили на федеральный уровень.

Цифровые двойники

На платформе "Стратегия 24" также создаются цифровые двойники каждого субъекта и муниципалитета. Цифровые двойники отображают объективные показатели развития, статус реализации нацпроектов и госпрограмм, по сути, они позволяют обычным гражданам зарегистрироваться на платформе, и принимать участие в обсуждении, создавать собственные публикации, проекты развития, формировать инициативы.

- Цифровые двойники позволяют не только доступно рассказать людям, что будет происходить в их городах и поселениях, но и проводить публичный мониторинг на российской, отечественной платформе. Предлагая свои инициативы и проекты, люди должны быть уверены, что власть на них среагирует. Например, чтобы открыто взаимодействовать в публичном режиме, администрация Сургутского района, вплоть до главы муниципалитета, уже два года назад разместила на платформе номера своих мобильных телефонов.

И сегодня это муниципальное образование занимает не только первые места в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, но и имеет лидирующие позиции среди муниципалитетов по всей стране. А ведь еще пять лет назад Сургутский район был в числе аутсайдеров, в том числе по инвестиционной привлекательности и взаимодействию с гражданами.

Выйти в лидеры Сургутскому району удалось благодаря взаимодействию с бизнесом, общественными организациями и гражданами в открытом режиме. Властям района удалось установить «Полный контакт». В рамках этого муниципального образования ведется работа на сервисах платформы, структурированных по названиям – это, в том числе «Бизнес», который может изменять законодательство не только на уровне муниципалитета или субъекта, но и на федеральном уровне. Истории подобных успехов уже есть.

«Проектное управление», «Витрина для продвижения товаропроизводителей» и другие сервисы успешно работают и позволяют оценивать рост доверия к власти, который сегодня фиксируется в рамках муниципального образования.

- Стратегия доверия строится снизу, - уверен руководитель группы компаний. – Власть должна публично и понятно для граждан сформулировать свои планы в структуре платформы, и, соответственно люди, а не анонимы, могут организовать на платформе взаимодействие с властями до реализации своих проектов. Главное - люди будут вовлечены в эту работу.

Алексей Сафиоллин отметил, что сейчас многие муниципалитеты и субъекты транслируют некие сложно понимаемые системы, напоминающие электронные «Книги жалоб». Общероссийская платформа взаимодействия "Стратегия 24" дает возможность системно участвовать в развитии государства всем трем социумам: бизнесу, власти и обществу.

В качестве примера руководитель группы компаний открыл свой личный кабинет, где он размещает и продвигает по всей стране свои инициативы и проекты. На платформе также зарегистрированы не только люди, но и компании, которые, например, имеют возможность осуществлять между собой товарообмен, а также ассоциации, общественные организации и т.д.

В заключение своего выступления Алексей Сафиоллин предложил активнее использовать новые инструменты взаимодействия, которые выгодно отличаются своей публичностью, доступностью и прозрачностью. Руководитель группы компаний пригласил всех участников онлайн-совещания, в том числе заинтересованных людей и руководителей муниципалитетов к сотрудничеству в рамках Федерального экспертного совета.

По технологиям и системам обеспечения цифровизации и информатизации муниципалитетов выступил Степанов Кирилл Андреевич, директор практики ООО «ОТР», советник ООО «Информатизация и Цифровая трансформация», консультант ФКУ НПО СТиС МВД России, консультант Федеральной службы войск национальной гвардии по вопросам информатизации.

О цифровизации некоммерческого сектора доложил секретарь комиссии ФЭС при ОАТОС, генеральный директор ООО «АРМА», управляющий делами Российской муниципальной академии Десенко Вадим Вячеславович.

И в завершающем выступлении директор Координационного центра местных сообществ, секретарь ФЭС при ОАТОС, к.полит.н., член-корр. РАЕН Войтенок Алексей Витальевич рассказал о запуске в декабре 2020 года 1-го модуля «Цифровой муниципалитет» комплексной образовательной программы профессиональной переподготовки «Мастер управления и развития территорий». Им было обозначено, что в настоящий момент открыта предварительная регистрация для участия в программе по ссылке: https://kcms.timepad.ru/event/1472064/

Участниками онлайн-совещания было задано докладчикам множество различных вопросов. Они отметили актуальность и своевременность проведения этого всероссийского мероприятия, так как большинство проблем цифровизации субъектов РФ сосредоточено именно на муниципальном уровне. Это связано и с отсутствием необходимых компетентных кадров, и с отсутствием должного финансирования, программных комплексов и оборудования. Участники совещания призвали Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ также включаться и помогать в решении задач цифровизации муниципалитетов и местных сообществ.

Ознакомиться с записью онлайн-совещания можно по ссылке:

Игорь Свинков

Опубликовано: Администратор № 1


2495

Комментарии 0