Современные мировые тенденции реформирования государственного управления свидетельствуют о целесообразности создания новой системы взаимодействия между вла-стью и бизнесом, которая ориентирована на социальную ответственность, сдерживание и обеспечение прав граждан и предпринимателей, повышение уровня благосостояния населения и социально-экономическое развитие страны.
Общественные вызовы относительно необходимости модернизации государственного управления концентрируют внимание институтов власти на реализацию в механизме их функционирования процессов, присущих «сервисному государству» вместо административных методов влияния. В основе такой технологии положено понимание органи-зационно-правовой структуры государства как инструмента обслуживания разнообраз-ных социальных групп и слоев населения.
Построение диалога на партнерских принципах между властью и бизнесом требует применения новых механизмов государственного управления, которые обеспечат эф-фективность и результативность административно-управленческой деятельности в условиях демократического управления. Вызовы глобализаций, мировой кризис, стремление занять влиятельную позицию на мировом рынке требуют формирования соответствующего уровня конкурентоспособности, как товаров, так и услуг, в том числе в сфере государственного управления.
Главные проблемы, препятствующие эффективному диалогу между бизнесом и властью
- несовершенство системы взаимодействия власти и бизнеса в процессе оказания государственных услуг, в том числе с использованием технологий электронного правительства, что проявляется в значительном уровне административных барьеров и низкой доступности и открытости услуг по принципу «одного окна» или «единой точки доступа»;
- предприниматель не является в полной мере «клиентом государства», а само государство не считает себя «исполнителем услуг». Изменить ситуацию воз-можно благодаря переходу к «цифровому государству» и «цифровой экономике», к «сервисному государству», основанному на применении технологий электронного правительства;
- недостаточно развиты социальная ответственность, гражданское общество, права граждан и предпринимателей, уровень благосостояния населения и социаль-но-экономическое развитие государства. В настоящее время все эти позиции яв-ляются кране актуальными и своего рода показателями результативности рабо-ты органов власти и доверия к власти в целом граждан РФ;
- несовершенство как законодательной базы, которая бы устанавливала институциональные требования к внедрению механизма государственного управления оказанием государственных услуг бизнесу, так и научно-практических рекомендаций по реализации такого механизма;
- пробелы в научном аппарате сопровождения процесса взаимодействия власти и бизнеса в контексте оказания услуг предпринимателям, что повышает риск по-явления проблем в указанной сфере и требует разработки механизма государ-ственного управления процессом оказания услуг предпринимателям;
- несовершенство, а в некоторых случаях и отсутствие единой системы стратегического и пространственного планирования территорий;
- несовершенство системы государственной кадровой политики.
Решение проблемы
создание и внедрение единого общенационального стандарта (механизма государственного управления) взаимодействия власти, бизнеса и общества на основе передовых информационных технологий, в том числе – технологий электронного правительства и методов управления, присущим «сервисному государству», результатом которого является оказание качественной услуги представителям бизнеса, с одной стороны, и с другой – достижения общественного благосостояния при условии соблюдения требований национальной безопасности России.
Подобный механизм уже разработан и создан на базе сквозной цифровой платформы компании ЮСИ портал Стратегия РФ и апробирован на пилотных проектах.
Идея создания общероссийской онлайн платформы с использованием новейших отече-ственных информационных технологий для обеспечения возможности активного уча-стия бизнеса и общества в реализации федерального закона «О стратегическом плани-ровании в Российской Федерации», была озвучена представителем компании ЮСИ на встрече с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным. За три года идея была реализована в общероссийский портал взаимодействия бизнеса – власти - общества «Стратегия РФ».
Ядром такой цифровой платформы Стратегия РФ является инфологическая модель, ориентированная на алгоритм, который дает возможность потребителю получить необходимую информацию для оформления запроса на конкретную государственную услу-гу. И в случае осуществления его ожиданий обеспечить сопровождение этого запроса на получение адресной услуги через такой инструмент, как «единая точка доступа».
Особенность платформы Стратегия РФ заключается в ее вариативности и обеспечении адаптации процесса предоставления/получения услуг предпринимателям к изменениям во внешней среде с помощью специфических процедур взаимодействия органов государственной власти и представителей реального сектора экономики, что позволяет собирать информацию в реальном времени во всех субъектах федерации, непрерывно анализировать информационные потоки, выдавать ответы практически на любые за-просы.
Внедрение платформы Стратегия РФ как единого общероссийского стандарта (механизма государственного управления) взаимодействия власти, бизнеса и общества позволит добиться:
- сокращения расходов на получение услуги предпринимателем;
- доступности информации об услугах и технологий ее получения;
- технологического единства процесса предоставления услуги;
- качества услуги и ориентации на результат;
- прозрачности процесса предоставления услуг и открытости деятельности органов госу-дарственной власти для предпринимателей;
- защиты личных данных предпринимателей, которые подаются в органы государствен-ной власти в процессе получения адресной услуги;
- обеспечения прав и интересов предпринимателей;
- ответственности должностных лиц при осуществлении ими своих полномочий в про-цессе принятия решения при предоставлении услуги;
- соотношения и баланса интересов общества и бизнеса;
- прогнозирования действий в форс-мажорных обстоятельствах, что предусматривает обеспечение непрерывного и независимого от внешних факторов процесса получения услуги предпринимателем.
Ключевые решения, которые позволяет выполнить платформа Стратегия РФ:
- Оповещение населения и предпринимателей о реализации органами власти программ социально-экономического развития, приоритетных проектов;
- Публикации, обсуждения и реагирование властями на общественные и предпринима-тельские инициативы;
- Мониторинг и контроль выполнения планов и показателей по комплексному развитию территорий, прогноз и анализ государственных программ и национальных проектов субъектов РФ и муниципальных образований;
- Взаимодействие власти, бизнеса и общества для доведения инициатив до реализации через встроенную гражданскую сеть, которая является уникальной краудсорсинговой площадкой;
- Современное комплексное онлайн-планирование (в разрезе всех муниципалитетов и субъектов) с горизонтальной и вертикальной интегрированной публичной обратной связью.
На портале «Стратегия РФ» в разрезе муниципальных образований и субъектов Россий-ской Федерации в автоматическом, полуавтоматическом и ручном режиме системати-зируются согласно Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и синхронизируются с указом президента от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»:
- документы стратегического планирования
- документы о государственных, смешанных и негосударственных инвестициях
- общественные инициативы с прямой и обратной связью
- мониторинг показателей по направлениям развития субъектов и муниципалитетов РФ
Возможности платформы Стратегия РФ
Пользователь
Зарегистрированный (идентифицированный) пользователь имеет доступ к полной ин-формации, размещенной на портале. Он может принимать участие в голосованиях, вы-сказывать свою позицию по предложениям и инициативам от органов власти, бизнеса и других пользователей. Создавать сообщества с привлечением участников для продви-жения идей, инициатив, проектов на все уровни власти и всех территорий РФ. А так же может создавать компании, продвигая идеи, проекты, технологии, товары и услуги, организовывая эффективное взаимодействие с бизнесом, потребителями и вла-стью.
Компания
Зарегистрированные компании имеют возможность организовать на портале эффектив-ное взаимодействие внутри своей компании и внешней коммуникации. Представить компанию, размещать публикации о деятельности, проекты, инициативы и неликвиды — продавать, покупать, арендовать и обмениваться ресурсами. Проводить внутренние или внешние опросы, устраивать тендеры. Кроме того, есть возможность формировать и систематизировать публичные или закрытые показатели.
Органы власти
Портал является инструментом доведения инициатив, проектов, организации опросов для устойчивого развития всех населенных пунктов, субъектов и страны в целом. Орга-ны власти информируют бизнес и общество о своей деятельности в разрезе муници-пальных образований и субъектов РФ.
Портал также позволяет осуществлять онлайн мониторинг выполнения планов по ком-плексному развитию территорий, автоматизированный контроль показателей прогноза, проектов и программ социально-экономического развития и анализ эффективности де-ятельности муниципальных образований и субъектов РФ.
Сообщество
Цель создания сообщества — организация людей для продвижения своих идей, проектов, инициатив до реализации. На портале имеется возможность создания нескольких типов сообществ:
- Открытое - публичное сообщество. Участником может стать любой зарегистрирован-ный пользователь.
- Закрытое - публичное сообщество. Участником может стать любой зарегистрирован-ный пользователь, по согласованию с владельцем сообщества. Определены дополни-тельные функции владельца, администратора и модератора сообщества.
Инструменты платформы Стратегия РФ
Инструментальный уровень функционирования платформы Стратегия РФ связывается с внедрением единой информационной системы (так называемой «единой точки доступа»), введением в практику деятельности органов власти соответствующих классификаторов, призванных обеспечить единство методологии и технологии относительно процесса предоставления услуг, механизма поиска конкретной адресной услуги, регла-ментации и стандартизации процесса оказания услуг, а так же обеспечением соответ-ствующего кадрового потенциала, способного работать в новых условиях, ориентиро-ванного на результат – оказание качественных услуг бизнесу и обеспечение эффектив-ности диалога между властью, бизнесом и обществом. Методологическое единство и системность в процессе оказания услуг предпринимателям, создание соответствующей законодательной базы, ее согласованность, отсутствие противоречий в нормативно-правовых актах по вопросам развития предпринимательства является основой дей-ственного механизма государственного управления взаимодействия власти и бизнеса.
В основу ЕИС «Единая точка доступа» взаимодействия власти, бизнеса и общества, в том числе и предоставления государственных услуг предпринимателям, положена цифровая платформа Стратегия РФ. Она включает в себя:
- унифицированную базу данных государственных услуг для предпринимателей, напол-нение которой осуществляется за счет информации от органов государственной власти всех уровней в соответствии со стандартами и регламентами предоставления услуг; регулирующую и регламентирующую базу (находится в доработке);
- единственную точку доступа к государственным услугам для предпринимателей, аккумулирующую в себе запрос на информацию или предоставление необходимой услуги потребителю (находится в доработке);
- поисковый механизм – «путеводитель по государственным услугам для бизнеса» (находится в доработке);
- классификатор государственных услуг для предпринимателей, который предусматривает единство технологии процесса предоставления услуг (находится в доработке).
Структура информационной системы портала Стратегия РФ с применением технологий электронного правительства при взаимодействии органов государственной власти и бизнеса обеспечивает минимизацию непосредственного личного контакта с государственным служащим, который отвечает за предоставление адресной услуги, что уменьшает риски коррупционных проявлений.
Комментарии 0