Читайте больше

«FUTURA-Architects»: мы фанаты ручных эскизов

  • 12 апреля 2022 г.
  • 0

12 Марта 2015

Молодые архитекторы из петербургского бюро «FUTURA-Architects», помимо проектной деятельности, активно занимаются общественными проектами, налаживая коммуникации в среде своих коллег. Еще они с особым чувством относятся к архитектурной графике: все в бюро — прекрасные рисовальщики. «FUTURA-Architects» издает собственный журнал об архитектуре, где все иллюстрации — нарисованы от руки. Про деятельность мастерской нам рассказал ее глава Олег Манов.

«FUTURA-Architects» основано в 2012 году. До этого руководитель бюро Олег Манов девять лет проработал в мастерской ведущего петербургского архитектора Евгения Герасимова, в частности, над такими проектами, как жилой дом «Венеция» и гостиница на площади Островского. У нас, конечно, родился вопрос, как проектирование в стилях, которым знаменит Герасимов, могло соединиться с футурными устремлениями начинающего бюро. На это Олег Манов нам заметил, что неверно ассоциировать «FUTURA-Architects» с футуристами, и что и в футурной архитектуре есть место орнаментам, традиционному членению и пропорциям фасадов. Главное правило — никого не копировать, в том числе и самого себя, и постоянно изобретать что-то новое.

Олег Манов: «Мы фанаты ручных эскизов, скетчей, потому что по-другому ничего нового не придумаешь. Мы пачками рисуем эти эскизы, это целый процесс. В нашем бюро практически все — прекрасные рисовальщики, это, как правило, выпускники Академии художеств».

Манифест на сайте «FUTURA-Architects» гласит: «Сегодня все говорят о сохранении истории через воссоздание архитектуры. Но гораздо важнее сохранять прошлое, создавая будущее». Таким образом, чтобы быть футурным, нужно быть новым, однако проекту не обязательно иметь сложные бионические формы — новизна может проявляться в деталях и конструкциях.

Олег Манов: «Конечно, копирование — это не наша тема, но мы соблюдаем традицию в прочтении деталей, текстур, членении здания на несколько зон — нижнюю часть, среднюю и аттик — они воспринимаются на разном расстоянии и поэтому мы всегда, например, выделяем нижнюю часть, потому что она ближе к зрителю. Здесь располагаются самые интересные детали».

«FUTURA-Architects» также придерживаются традиционных градостроительных принципов в формировании улиц, кварталов, дворов, площадей.

Олег Манов: «Для нас принципиальным является отделение общегородской территории от дворовой. Мы всегда за то, чтобы эти пространства разделялись, потому что они живут по-разному, они для разных людей и видов деятельности. Санкт-Петербург по традиции развивался именно пространствами — не отдельными домами, а улицами, проспектами, набережными, поэтому это очень важно».

Все это, впрочем, не мешает мастерской заниматьсяи совсем передовыми направлениями архитектурной мысли, например, параметрикой. Так, по желанию застройщика крупного жилого квартала в Кудрово архитекторы разработали параметрический арт-объект высотой 15 м.

Олег Манов: «Несмотря на свой размер, объект оказался сложным, так как конструкция очень необычная, требует много расчетов и детальной проработки. После завершения работ по монолиту мы снимаем верхние отметки конструкции и делаем металл над ним. Потом будем снимать верхние отметки металлической конструкции, и выполнять более точные чертежи раскосов между мачтами. Проект предполагается достроить к лету. Заказчик называет его „яйцом Фаберже“ из-за его сложности и функции. Говорят, что нашу конструкцию уже видно с КАД, хотя она выполнена только на половину по высоте».

— Что могло бы помочь молодым архитекторам начать уверенные профессиональные шаги, выйти на рынок?

— Во-первых и во-вторых, это участие в составе крупных мастерских в реализации больших проектов, от первых эскизов, доведения их до рабочего проектирования и сдачи в эксплуатацию. Мне повезло — к открытию своей мастерской у меня за плечами было уже четыре таких объекта, один из которых довольно крупный и сложный — «Невская Ратуша». Это незаменимый опыт. И мне, честно говоря, очень трудно представить, как без этого опыта можно открыть архитектурную мастерскую после института и сразу заниматься большой архитектурой.

— Участвуете ли вы в архитектурных конкурсах?

— В открытых конкурсах мы не участвуем. Пока мы не можем себе этого позволить, так как выполняем обязательства по текущим договорам. Мы принимаем участие только в закрытых конкурсах, когда нас приглашают лично или мы убедительно предлагаем свои услуги. Один из интереснейших проектов такого рода, это Научно-исследовательский комплекс на ш. Революции (заказчик УВЗ, общая площадь 80 тыс. кв. м). Этот заказчик занимается тяжелой техникой? как военной, так и гражданской, поэтому мы придумали некий бронированный дом. А потом такие же брутальные интерьеры. С этим проектом мы были на согласовании уже у двух главных архитекторов Санкт-Петербурга: Митюрева Ю.К. и Рыбина О.В. И сейчас мы ждем назначения нового главного архитектора города.

— Работают ли, на ваш взгляд, конкурсы в роли социальных лифтов для молодых архитекторов?

— Если говорить о творческом развитии и опыте, я считаю, институт архитектурных конкурсов сам по себе эффективен, и не только в России. Но именно в России это больше похоже на искусство и спорт и в меньшей степени может являться лифтом для молодых архитекторов. Единственным исключением является Москва. В столице сегодня, благодаря личной инициативе Сергея Кузнецова, конкурсы значительно подняли качество архитектуры, и вместе с этим каждый год рождаются новые звезды среди молодых архитекторов. Это великолепно, и можно лишь пожелать, чтобы конкурсная практика Москвы приобрела всероссийский масштаб.

— А в Питере сегодня какая-то конкурсная деятельность, например, на объекты локального масштаба происходит?

— Сейчас конкурсы в основном проходят в закрытом формате и с участием трех-четырех бюро. А открытые конкурсы — это, как правило, студенческие, на благоустройство и малые архитектурные формы. Конкурсов на объекты большого градостроительного масштаба сейчас не проводится, последним, насколько я помню, был Судейский квартал.

— Много из ваших концепций реализуется?

— За прошлый год мы выполнили 24 концепции, из которых сегодня на стадии реализации три. Одна — это архитектурная инсталляция в Кудрово, о которой я уже упомянул. И две другие — это интерьеры: входные группы бизнес-центра «Фландрия Плаза» и приспособление помещений под детский музейный центр в Петергофе.

— Вы издаете в своем роде уникальный журнал об архитектуре, целиком рисованный. В чем его идеология?

— Наш журнал «FUTURA» задумывался как социальный проект, одна из форм общения и обмена опытом с коллегами. Он занимает много времени, но с другой стороны, позволяет нашей мастерской получать массу полезной информации из первых рук при подготовке материала к печати. Например, в последнем номере, в разделе «Рука мастера» были опубликованы прекрасные работы Лебиуса Вудса, предоставленные музеем Архитектурной графики в Берлине. Есть и чисто практические плоды: мы, например, перешли уже в плоскость делового общения по двум строящимся объектам с коллегами, участвующими в создании журнала.

 

— Еще вы проводите ежегодные «Арх-Митинги». Расскажите о них....

— Примерно пять лет назад я занимался созданием сайта молодых архитекторов Archnest.com совместно с коллегами из Москвы, Хабаровска, Минска и других городов. У этого сайта появилась планшетная выставка и подходила очередь показать эту экспозицию в Санкт-Петербургском Союзе Архитекторов. Очередь мы занимали за полгода, и мне хотелось пригласить коллег из Москвы, предложить им рассказать про свои проекты. Так родился «Арх-Митинг» как продолжение общения в профессиональной среде, но не в интернете, а в реальном времени. Цель этих встреч — это обмен опытом и, пожалуй, самое важное, новые контакты. Наверное, если бы не эти контакты, опыт общения и презентации, то вряд ли бы я дерзнул открыть архитектурную мастерскую.

Эти встречи мы проводим один раз в год, в ноябре, начиная с прошлого года, в рамках Международной недели урбанистики Urban Week. На них выступают с презентациями архитекторы, конструкторы и девелоперы. Последние три раза «Арх-Митинг» проходил в Фонде «ПРО АРТЕ» в Петропавловской крепости. На встречах проходит и презентация нашего журнала"FUTURA«.

— А что такое архитектурный клуб «Максимализм», который вы основали?

— Идея архитектурного клуба родилась уже год назад, но осуществить ее удалось, реализуя еще одну — выставку архитектурной графики. В сентябре прошлого года нас пригласили организовать выставку молодых архитекторов Санкт-Петербурга на форуме A.city. И мы собрали работы своих уважаемых коллег под девизом «Максимализм» — как вызов современному минимализму. Это была выставка проектов с фотографиями, чертежами и визуализациями. Но так как мы фанаты ручной графики, то у нас появилась идея на следующем форуме, который будет проходить с 18 марта в конгрессно-выставочном центре «ЭКСПОФОРУМЕ», сделать выставку под этим же девизом, но целиком из нарисованной графики. Нам прислали уже более ста работ со всей России. Но что самое главное, это не конкурс и не соревнование. Это именно Архитектурный дискуссионный клуб. В скором будущем мы думаем объединить его с нашим журналом «FUTURA».

Опубликовано: Евгений Картамышев

Комментарии 0