Возможно ли преодолеть ключевое противоречие между безнравственным материальным поведением субъектов и декларируемой целью – достижением «всеобщего блага»? Возможно ли сделать цели гражданина и государства, власти и общества совпадающими?
Ответим: да, возможно
Достойная существования человека цель - стать нравственным. На пути к ней он неизбежно найдет смысл жизни, а государство должно создать условия и помочь человеку идти нелегким нравственным путем. В этом случае необходимо принципиально скорректировать цель государства, объявив верховным приоритетом – приоритет нравственности. Целью государства должно быть построение общества нравственности и социальной справедливости, а воспитание нравственности граждан должно служить средством достижения этой цели. Указанное положение верно для любого государства и цивилизации в целом. Оно определяет нравственный путь в будущее от существующей на земле безнравственной цивилизации.
Нравственный подход, будучи положен в основу идеологии различных субъектов (от человека до государства), способен изменить мировоззрение, взгляд на мир целых народов, привести к очевидно необходимой для многих смене приоритетов с материальных на духовные. Он позволяет не только улучшать настоящее, он устремлён в будущее – заставляет серьёзно думать о грядущих последствиях сегодняшних, сиюминутных деяний. Всё это даёт повод рассматривать концепцию нравственности не только как предмет для размышления и обсуждения, но и как руководство к действию.
Публикуемая работа имеет целью в доступной форме ознакомить общественность с основными положениями идеи нравственности. Это новое мировозрение на развитие цивилизации с точки зрения противоречий власти и общества с целью соблюсти баланс интересов.
Идеи правят миром. Без идеи, без четко сформулированной цели, без идеологии никакая власть, никакая политика не может быть эффективной. Иными словами, никакая организационная система, в том числе и государство, не может полноценно функционировать без явно и неявно поставленной цели, без понятной и принимаемой большинством субъектов идеологии. Те, кто не осознает этого, не имеют права быть политиками, занимать ключевые посты в государстве. Цель общества должна быть ясной, асимптотически достижимой и ощутимой каждым конкретным человеком.
Концепция нравственности – способ понимания и трактовки всех мировых явлений с нравственных позиций, на основе ясно сформулированного принципа, именуемого принципом нравственности. Людям нужно понятное и конструктивное учение. Основа, проникающая идея – глубокая простота и в то же время - глубочайший смысл! Этим и отличается нравственный подход к жизни.
Нравственный путь для конкретного ЧЕЛОВЕКА и для ОБЩЕСТВА в целом интересен и неисчерпаем, как сама жизнь. Мы только в начале пути.
ПУТЬ В БУДУЩЕЕ (читать)
ЧЕЛОВЕК ничего не знает о цели и смысле существования явления, осознаваемого как жизнь. Прошлое человечества также туманно, как и его будущее. При ближайшем рассмотрении феномен жизни представляется хрупким и всё более непостижимым. Материальная парадигма, исповедуемая цивилизацией в последние века, грозит его разрушением. Экстенсивный технологический прогресс удаляет нас от постижения тайны Человека, оставляя всё меньше времени задумываться о сущности бытия. Завтра обязательно выяснится, что мир устроен совсем не так, как воображают себе даже наиболее проницательные из людей. Будет ли существовать ЧЕЛОВЕК в обозримом будущем, во многом зависит от самого ЧЕЛОВЕКА. Сегодня ясно одно: мы можем прекратить свое существование «досрочно» из-за нежелания следовать нравственному закону.
Осознаваемые большинством понятия добра и зла – скорее праздный вопрос. Наука начинается там, где заканчиваются праздные вопросы. В качестве аксиомы надо принять: некий высший процесс так сформировал мозг, душу ЧЕЛОВЕКА, что большинство людей может различать добро и зло, приходит к осознанию идеи нравственности. Нравственный закон мы чувствуем в глубине нашего сознания. Он должен быть признан врожденным в саму ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА, независимо от того, есть ЧЕЛОВЕК плод Божественного творения или продукт некой самоорганизации материи. Известный задолго до возникновения современных мировых религий фундаментальный принцип «не причинения ущерба» РОДу и приРОДе лежит в основе формирования ЧЕЛОВЕЧЕСТВА как РОДа.
Глубинным, «нравственным чутьем» люди осознают изначальную целостность того, что называется «совестью», «праведностью», «справедливостью», «нравственным идеалом», чувствуют нечто «божественно-сущностно-труднопостижимое». Это «нечто» существует в душах большинства независимо от вероисповедания и отношения к религии вообще. Видимо, есть глубокий смысл даже в схожести звукорядов: «праведность», «право», «правда», «правый», «справедливость», «нравы», «нравиться», «нравственность», «равный». Для различных культур или социальных групп, выделяемых по национальному, религиозному и другим признакам, характерны свои нюансы представлений о нравственности и морали. Можно даже отрицать мораль, но не нравственность, присущую «генетически» обычным жизненным отношениям.
Общий принцип нравственности – нравственный принцип - определен тремя постулатами: субъект не должен причинять ущерба себе, окружающим субъектам и среде обитания. Степень ущерба, его приемлемость и допустимость определяются особенностями социальных групп, применительно к которым и принято определять нравственность как “высокую” или “низкую”. По вопросу о том, что есть нравственно, а что безнравственно, можно сказать: каждая действительно нравственная норма нашла бы одобрение со стороны всех затрагиваемых ею лиц, если бы они могли принять участие в каком-либо практическом ее обсуждении, некоем интерсубъективном диалоге. По сути, мера ущерба, наносимая окружающему миру деятельностью субъекта, закрепляется в законах. Именно в силу этого законы могут быть нравственными и безнравственными (неправыми, неправедными, несправедливыми).
Если в обществе действуют безнравственные законы, то противостоящие им нравственные люди будут оцениваться властью как криминальные элементы. Термин «преступность» носит юридический характер и понимается субъективно в рамках писаных законов. Великие пророки Заратустра, Христос и Мухаммед были великими преступниками с точки зрения морали и этики того времени. Категорией же, дающей объективную характеристику такой «преступности», является нравственность и ее антипод – безнравственность (порок, порочность).
Безнравственность наносит ущерб самому субъекту, негативно воздействует на его поведение и поведение его близких, ведет к разрыву и деградации поколений, - что причиняет моральный и материальный ущерб окружающим субъектам, негативно отражается на окружающей среде в целом. Доминирование в обществе безнравственности, господство в нем порока обрекает его на гибель (чему свидетель - история). Активно действующие на политической сцене субъекты, организующие написание безнравственных законов и неуклонно проводящие их в жизнь, могут быть гораздо опаснее, чем даже организованое сообщество уголовников. В этом смысле блокирующие их нравственные законы могут способствовать оздоровлению духовно-нравственной атмосферы общества. Они находятся под покровительством высших сил.
Соблюдение нравственного закона – это выражение интуитивного знания о существовании высших сил. Высшие силы обязательно откликаются на обращение знающего к себе. Пребывающему в ладу с «высшим», неведомым эта сила объясняет закономерность кажущихся «случайными» событий: мимолетных встреч, не к месту заданных вопросов, опозданиий куда-либо. А в результате – решение «нерешаемой» проблемы, достижение желаемого результата.
Нравственный принцип верно служит ЧЕЛОВЕКУ, и ЧЕЛОВЕК в своих поступках должен быть верен нравственному принципу. Нравственный принцип должен служить догматом, быть основой методологии, доктрины и идеологии, определять мировоззрение, стратегию и тактику выживания человека и общества. На следовании ему должна строиться вся жизнедеятельность «общественного организма». Загадочный и пока неразумный «общественный организм» должен с необходимостью встать и без отклонений следовать по нравственному пути в интересах самого своего существования. Нравственный принцип по природе своей способен в каждый момент правильно ориентировать общество, указывать ему единственно верный нравственный путь. Только на этом пути цивилизация имеет шанс выживать и глубже познавать смысл своего бытия. Любой субъект, будь-то конкретный человек или общественный организм, решая стоящие перед ним проблемы, выполняя возложенные на него функции, должен руководствоваться нравственным принципом.
В основном законе Российской Федерации и, соответственно, в стране налицо явное противоречие между личным и общественным благом. Оно не может быть преодолено в рамках существующей парадигмы развития материальной цивилизации, в условиях общей установки на массовое, безудержное потребление. Идеологема страны должна стать, в буквальном смысле слова, НРАВСТВЕННЫМ ЗАКОНОМ жизни страны.
Возможно ли преодолеть ключевое противоречие между безнравственным материальным поведением субъектов и декларируемой целью – достижением «всеобщего блага»? Возможно ли сделать цели гражданина и государства, власти и общества совпадающими? Ответим: да, возможно. Главное – необходимо принципиально скорректировать цель государства, объявив верховным приоритетом – приоритет нравственности.
Целью государства должно быть построение общества нравственности и социальной справедливости, а воспитание нравственности граждан должно служить средством достижения этой цели. Указанное положение верно для любого государства и цивилизации в целом. В современном мировом образовании отсутствует систематическая нравственная компонента. Как важнейшая часть системы образования она должна быть включена в процесс воспитания во всём цивилизованном мире. Именно нравственная компонента обеспечивает решение любых мировых проблем. Необходимым представляется создание системы непрерывного нравственного воспитания.
Вне нравственной цели смысл существования субъектов сводится к банальной и грубо осуществляемой борьбе за жизнь. Не следует думать, что человечество достигло на этом пути поразительных высот по сравнению с ушедшими поколениями и цивилизациями прошлого. Миф, что сегодняшний человек умнее и развитее своих предшественников. Действительных высот достигали лишь отдельные личности, но немногие из них остались в исторической памяти современников. Истины, к которым они пришли, по-прежнему закрыты и недоступны для большинства. Их будут вновь и вновь открывать, и забывать заново.
Человечество, возможно, неоднократно делало попытки встать на нравственный путь. Все они закончились неудачно. Рассыпались империи, гибли цивилизации, но чудом выжившее человечество, еще не окрепшее духом, с энергией, достойной лучшего применения, вновь устремлялось по гибельному пути борьбы за передел «материи». Обычная цель жизни субъекта – в завершение своего жизненного цикла назвать как можно больше вещей своей собственностью – не достойна ЧЕЛОВЕКА, ущербна. В современных условиях возрастания материальной мощи человечества она неизбежно ведет к гибели цивилизации. Безнравственная цивилизация рано или поздно обречена пойти нравственным путем, если не хочет исчезнуть. К сожалению, при всех своих технологических достижениях она примитивна и слаба в духовно-нравственном плане. Шансов встать на нравственный путь в ближайшем будущем у нее немного. Но пытаться надо. В противном случае представляется весьма вероятным новое сокрушительное столкновение мировых держав за передел планетарных ресурсов.
Уже своим географическим положением и климатическими условиями Россия обречена на менее удовлетворительное (по «золотомиллиардным» меркам) существование. Только сильный в духовно-нравственном смысле народ способен в таких условиях выживать. Встать на нравственный путь можно в отдельно взятой стране. Для России – это единственный шанс уцелеть в геостратегической перспективе. Достойное предназначение России – явить миру пример нравственного пути. Приоритет нравственности, общего блага над другими целями индивидов государство должно обеспечить формированием и проведением в жизнь идеологии нравственности, формированием нравственного мировоззрения, пропагандой очевидных преимуществ нравственного пути.
Идеология нравственности – это своего рода «парашют», который (при наихудшем сценарии развития ситуации) позволит миллионам «лишних», «экономически неэффективных» людей не «разбиться», а плавно перейти к новым формам натурального хозяйства. Хаотическому управлению обществом, движению по порочным кругам должен быть положен конец. Необходимо формирование идеологической (духовной) «сверхвласти», основанной на концепции нравственности и способной изменить само направление, в котором человечество движется к пониманию смысла своего существования. Концепция нравственности выводит на единственно верный курс - нравственный путь, позволяет не отклонятся от него. Она не только «компас», указатель направления, но и тонкий регулятор, позволяющий своевременно обнаруживать и устранять отклонения от «траектории». Сегодня есть веские основания полагать, что с выходом на нравственный путь, с преодолением «цивилизационного инфантилизма» начнется и подлинное «взросление» человечества.
Использование принципа нравственности позволяет так организовать власть, что она становится почти независимой от конкретных конфигураций организационных структур управления. Нравственный принцип, будучи положен в основу государственного управления страной, сделал бы ненужной имитацию структурно-функционных реформ исполнительной власти. Уже существующие властные структуры стали бы работать эффективнее и в процессе функционирования приобрели бы оптимальную структуру путем самоорганизации, основанной на том же принципе нравственности.
Нравственный принцип позволяет перейти на опосредованные, обезличенные (так называемые бесструктурные) способы управления обществом. Все существующие властные структуры будут постоянно ощущать мощное влияние «духовного центра», идеологической (духовной) «сверхвласти», которая и реализует нравственный принцип, пронизывая им, как всепроникающим «излучением», все существующие управленческие структуры. Идеологическая «сверхвласть» нравственности, будучи однажды создана путем сознательного выбора нравственного пути, придает традиционным демократическим механизмам обновления власти - выборам - принципиально иные возможности (свойства) истинного народовластия. Списки кандидатов во власть формируются с учетом их нравственных качеств, а за проявление безнравственности во власти субъект оперативно возвращается «в народ».
Власть людей, осмысленно взявших на вооружение и воплощающих в жизнь идею нравственности, способна оптимальным образом обновлять и укреплять сама себя, «самоочищаться» от безнравственных субъектов, реализуясь в процессе функционирования как духовная «сверхвласть». Так происходит потому, что концепция нравственности способна сформулировать ясную, непротиворечивую и в то же время идеальную (никогда полностью не достигаемую) цель – построение общества нравственности. Причем сразу два обстоятельства позволяют «сверхвласти» самоукрепляться и самоочищаться, оптимальным образом самоорганизовывать свою структуру: первое – ее замкнутость на «саму себя» («сверхвласть» укрепляет традиционную власть, а последняя, в свою очередь, способствует упрочению «сверхвласти») и второе – то, что средством достижения поставленной цели служит воспитание индивидуальной нравственности граждан.
Нравственная «сверхвласть» выступает одновременно в двух ипостасях: как власть идеи и как власть людей, осмысляющих и реализующих эту идею. Таким образом, идея нравственности обеспечивает единство целей человека и общества. Каждый стоит на страже нравственности другого, чем укрепляет нравственность общества. А общество, обладающее «сверхвластью» над конкретным человеком, укрепляет нравственность каждого человека принуждением, да еще и побуждает его к самовоспитанию собственной нравственности.
Испытывающие на себе постоянное влияние нравственной «сверхвласти» и оказывающиеся в едином «нравственном поле» люди – даже если они не связаны структурно – одинаково понимают идею (зачем). Такие люди имеют единую цель (куда), знают способ достижения цели (как). Они располагают четкими критериями оценки степени достижения цели (сколь близко - далеко). Знание способа (как воспитать нравственность граждан) дает возможность четко осуществлять стратегическое, оперативное и тактическое планирование движения к цели. Критерии оценки степени достижения цели предельно операциональны (по результатам деятельности), обеспечивают быстроту и удобство оценки. Привлечение сколь угодно большого числа экспертов для оценки факта поведения субъекта с предельно ясной позиции "нанесения-ненанесения ущерба" обеспечивает точность и объективность оценки (насколько вообще возможно говорить об объективности оценки деятельности субъекта).
Будучи раз принятой, концепция (идеология) нравственности и порождаемая ею «сверхвласть», подобно матрице в полиграфии (но являясь матрицей информационно-энергетической), начинает формировать все более и более нравственную власть и все более нравственных людей, заставляя их (и власть, и людей), помимо их воли или используя их волю, приобретать нужные, заданные идеологией нравственности, качества.
Такова суть идеологической «сверхвласти», формирующей административную власть и поддерживающая с ее помощью саму себя в общем процессе взаимодействия. Другими словами, «сверхвласть», обладает свойством поддерживать саму себя (собственную власть над властью) с помощью сформированной (административной) власти, постоянно самоукрепляется, «подпитываясь» от порожденной ею же власти.
Синергетический эффект взаимодействия власти и идеологической «сверхвласти» позволит направлять энергию человека «вовнутрь» - на внутреннее самосовершенствование субъекта-человека, на более глубокое постижение сущности и смысла собственного бытия, на получение все более глубоких познаний об окружающем мире. Организационные системы-субъекты, испытывая влияние «сверхвласти», начинают работать с невиданной доселе эффективностью, побуждая и мотивируя функционирующих в них субъектов-людей к более целеустремленной деятельности, направленной на достижение локальных целей по переработке «материи» в интересах текущей жизнедеятельности.
Возникающий при взаимодействии власти и «сверхвласти» эффект внешне напоминает термоядерную реакцию, когда энергия деления ядер «запускает» реакцию синтеза, высвобождающую неизмеримо большую энергию. Взаимодействие власти и «сверхвласти», основанное на фундаментальном принципе нравственности, способно привести в действие невиданную созидательную энергию человеческих масс.
Концепция нравственности порождает поразительную по своей творческой, созидательной мощи нравственную «сверхвласть». Эффект ее действия на мир трудно переоценить, ибо он превосходит все известные на сегодня виды энергии. Обращаться с такой энергией человеку еще предстоит научиться.
По отношению к субъектам концепция нравственности и основанная на ней идеологическая «сверхвласть» – это информационно-энергетическая «матрица», способная обеспечить формирование субъектов с нравственным мировоззрением. Она с неизбежностью заменит англосакскую (протестантскую) концепцию, на которой сформировалась безнравственная идеология «набивания карманов».
Концептуальная власть, возникшая на основе концепции нравственности, будет нравственной властью. Частной собственностью ЧЕЛОВЕКА в нравственном обществе может быть лишь то, что создано ЧЕЛОВЕКОМ, людьми, а не ПРИРОДОЙ («высшими силами», Богом). Только нравственно приобретенная частная собственность - легитимна. Частная собственность не может быть объявлена «священной». Любая частная собственность – это лишь вознаграждение ЧЕЛОВЕКА (или его предков) за созидательный труд на благо общества.
Пользование собственностью должно быть нравственным – должно служить общей цели. Естественные ресурсы должны быть переведены в общую собственность. Управлять общими ресурсами должны нравственные субъекты. Только такое управление является нравственным. Только такое управление может быть эффективным. Безнравственно приобретённая частная собственность заставляет человека и далее совершать всё более безнравственные поступки. Стремление удержать безнравственно нажитую собственность принуждает к сговору, к тому, чтобы искать безнравственный компромисс даже помимо воли и, в итоге, порождает преступность. Только нравственно приобретённая частная собственность способна внешне и внутренне оправдать важнейшее из прав субъекта – право не соглашаться, поступать по-своему; только она позволяет человеку быть действительно независимым и свободным. Нравственный идеал, воспитание нравственных граждан, построение нравственной экономики и нравственного государства - есть сегодня единственная действительно общая цель гражданина и государства.
НА НРАВСТВЕННОМ ПУТИ ОСНОВНОЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ ПРОТИВОРЕЧИЕ МЕЖДУ ОБЩИМ БЛАГОМ И ЛИЧНОЙ ВЫГОДОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СНЯТО.
Построение общества нравственности и социальной справедливости – цель идеальная и лишь асимптотически достижимая. Тем не менее, в отличие от строительства коммунизма, она предельно конкретна и может быть ощутима каждым. Субъект может попробовать вести себя нравственно хоть с завтрашнего дня. У большинства без внешнего воздействия, без глубоких нравственных инвестиций, это, скорее всего, не получится. Здесь-то и осознаётся строгая необходимость участия государства в процессе формирования духовно-нравственной сферы своих граждан. Замена примитивных материальных устремлений дезориентированного большинства, выдвижение на первый план нравственности возможны путем спонтанного, индивидуального осознания объективной необходимости нравственного поведения, либо путем внешних воспитательных воздействий, так сказать, «нравственных инвестиций» в человеческий капитал.
Враждебные нравственной жизни идеи господствовали на протяжении целых веков. Сегодня, в связи с иллюзией прогресса и ускорения времени, они приобретают более разрушительное влияние на общество. Сегодня прогресс общественной нравственности все более сильно отстает от прогресса технологий. В связи с этим меняется социальная суть технологического прогресса. Он превращается в свою противоположность – в болезненный регресс, приобретает характер укоренившегося зла. Именно поэтому в особого рода инвестициях – инвестициях нравственных – остро нуждается духовная сфера общества. Только баланс духовного и материального способен уберечь человечество от катастрофы. Нравственное инвестирование в гуманитарную сферу должно получить мощную поддержку государства. Глобальную социальную проблему отставания духовно-нравственной сферы от сферы материального производства и потребления сегодня способно решать только государство. Нравственное поведение человека должно реально (в том числе и материально) поощряться. Безнравственные субъекты должны нести действительный ущерб, потребление ими общественных (в том числе и материальных благ) должно быть ограничено. Надо ясно отдавать себе отчет в том, что никакие «целевые программы» по «привитию» нравственности, равно как патриотизма и т.п. - работать не будут. Они в принципе бессмысленны без официального принятия и проведения в жизнь идеологии нравственности.
Принуждение к нравственности - в высшей степени нравственно и неизбежно на пути к построению общества нравственности и социальной справедливости. Объявить о необходимости изменения Основного закона (с точки зрения его согласования с нравственным принципом) может либо оппозиция, либо легитимно избранный и осуществляющий властные полномочия лидер. В этом смысле можно говорить о принципиально новом подходе к преодолению системного цивилизационного кризиса как в отдельной стране, так и в мировом масштабе. Оппозиции, открыто выступающей против предлагаемого нравственного пути - не может быть в принципе. Все, кто против нравственности – суть безнравственные люди, нуждающиеся в «нравственных инвестициях» (формы которых могут быть различными). Начало процессу духовно-нравственного оздоровления задает крепкое в своих нравственных устоях энергичное меньшинство. Но первые, наиболее самоотверженные борцы за нравственность всегда оказываются бессильны без хотя бы пассивной поддержки миллионов людей. Пусть даже полусознательной, полуинстинктивной поддержки. Без нее даже самое энергичное меньшинство бессильно. Поэтому главный лозунг духовно-нравственной революции: «кто не против нас – тот с нами».
Легитимный лидер, провозгласивший примат нравственности и нравственного пути - не может быть безнравственным по определению, независимо от его личностных свойств и их субъективного восприятия. Главное, - чтобы его дальнейшее поведение было нравственным в глазах общественности. Проводимая им политика, таким образом, явится единственно верной и должна будет корректироваться лишь на тактическом уровне. Удержание власти осуществляется хорошо известными приемами. Процедуры перераспределения властных полномочий и обеспечения преемственности власти могут проектироваться исходя из соображений нравственности и деловой целесообразности; здесь не трудно предложить широкий диапазон решений.
Идеология нравственности, являющаяся, по сути, надпартийной, действительно объединяющей, общечеловеческой, дает возможность без привлечения двухпартийной или многопартийной системы легко обеспечивать кадровое обновление властных структур. Безнравственные и недостаточно квалифицированные функционеры (что тоже безнравственно) легко идентифицируются и оперативно удаляются из властных структур. Опасение быть уличенными в безнравственности будет способствовать внутренней мобилизации аппарата власти и, значит - повышению общей эффективности государственного управления. Это позволит, наконец, избавиться от бездарных и алчных корешей, заполонивших властные структуры, никогда и ни за что не несущих никакой ответственности.
Некомпетентность – едва ли не самое губительное проявление безнравственности. Но самое губительное ее проявление – безнравственная компетентность. Безнравственный профессионал опаснее врага именно потому, что высокопрофессионально, т.е исключительно эффективно, плодит вокруг себя безнравственность. Законодательная борьба с коррупцией – это война известного литературного персонажа с ветряными мельницами. Эффективным на этом фронте может быть только оружие нравственности. Всегда при серьезных поворотах истории известная часть «старых» лидеров выпадала из властной «телеги», освобождая место новым. Поворот на нравственный путь – это серьезное дело, ТОВАР-ищи безнравственные руководители. В России особенно остро осознается творящаяся несправедливость. Массы хотят справедливости, исторически верят в нравственность и справедливость первого лица. И еще более поверят ему, если будет объявлен новый, нравственный путь, если в подтверждение его будут совершены первые акты справедливости.
Убеждать в необходимости нравственного пути никого в России не надо. Люди хотят быть убежденными и будут убеждены по первому объявлению нового курса. Наличие желания «быть убежденным» позволяет предположить, что сила убеждения и убежденности будет огромной и позитивной. Нравственность – не пустышка пропаганды, а точное и содержательное понятие, отражающее сущность эпохи и волю народа. Тот, кто восстает против нравственности – восстает против народа.
В СССР уже был прообраз нравственного суда. Был кодекс « Строителя коммунизма» и была КПСС, были члены партии, у которых имелись партбилеты. Нравственный суд в случае обвинения в «безнравственности» отбирал партбилеты. Старшее поколение хорошо помнит, что происходило с руководителем после. В один момент «начальник» становился «равен» с простым народом. Была идеологическая власть, коммунистическая «сверхвласть», которая удерживала сидящих на партийном собрании, хотя большинство в президиуме и зале понимали бессмысленность и иррациональность происходящего. Но как говорится, «чем хуже, тем лучше», - несмотря на все такие «извращения», простому народу все-таки было лучше. Может быть, метод «удаления из власти» путем исключения из членов руководящей партии был недостаточно «нравственным»? Возможно, что и так. Но это лишь свидетельство дефекта «общественной цели» и слабости самой коммунистической идеологии. Тем не менее, коммунистическая идеология «исправляла» несовершенное законодательство, решала проблему «правоприменения» законов. Суды не были завалены «мусором» незначительных и бессмысленных «делишек». Сегодня мы видим, что творится без «парткома и партбилета». Так называемая новая элита, на всякий случай записываясь в «псевдопартию власти», фактически принявшую мировую идеологию «набивания карманов», сделались практически несменяемыми и неподсудными. Предприниматели выискивают дефекты законодательства (или «заказывают» заведомо ущербные законы), осуществляют аферы.
Когда категория «нравственность» четко определена, когда сформулирована концепция и идеология нравственности – Нравственный суд уже возможен. Он нужен для удаления «зарвавшихся в безнравственности» из власти, для «коррекции» безнравственного законодательства. Целительная сила нравственного суда в том, что он без всяких репрессий и шельмования удаляет проявившего безнравственность из власти. Ничто так не воспитывает нравственность, как постановка в единый трудовой строй с народом. Воспитав в себе ответственность и осознав необходимость вести себя нравственно, исцеленный духовно человек имеет все шансы трудиться на пользу общества, в том числе и на руководящем посту. Нравственный суд с помощью глубоких нравственных инвестиций решает вопросы, связанные с безнравственно приобретенной собственностью. Нежелание расстаться с собственностью не влечет для порицаемого никаких последствий, кроме соответствующего общественного мнения. Никакой конфискации нравственный суд не осуществляет. Это делает (позже, в случае законного обвинения) уголовный суд.
Существующий суд хорошо защищает безнравственных и безнравственно приобретенную собственность. Нравственные решения в отношении простых людей он принимает, если обстоятельства дела становятся известны общественности, или по указанию «свыше» для утверждения в пропагандистских целях видимости независимого правосудия. Суть современного суда - в поддержании миража правосудия. Он сам нуждается в Нравственном суде. Нравственный суд не должен утруждать себя судебной казуистикой, выслушивать безнравственную болтовню адвокатов и обвинителей, ибо он не наказывает, а, скорее, ставит «диагноз» и назначает «лечение». В результате проявивший безнравственность руководитель мягко (по собственной воле) удаляется из властной пирамиды и продолжает трудиться как обычный гражданин, укрепляя народную нравственность.
Нравственный суд – подлинно народный и самый гуманный суд. Он воспитывает и перевоспитывает как власть, так и народ Он защищает безнравственных от гнева народа, удаляя их из власти, снимая с их плеч ответственность, для них непосильную. Он исцеляет безнравственные души. Он – инструмент идеологической «сверхвласти», связывающий власть с народом. Зная о наличии Нравственного суда не всякий проходимец станет, как это имеет место сегодня, стремиться во власть. Выдвигаясь во власть, субъект будет четко понимать, что при малейшем подозрении на безнравственное деяние он будет безапелляционно и быстро удален из властной структуры. И никаких репрессий. Простое общественное недоверие и порицание. При достижении обществом определенного «критического» уровня нравственности это будет гораздо эффективнее, чем обычное наказание в виде лишения свободы.
Никто не запрещает инициативным гражданам на уровне местного самоуправления создавать Нравственные суды для борьбы с очевидной безнравственностью. С их помощью легко убирать из власти ключевые фигуры, организующие коррупцию и мешающие нормальной жизнедеятельности. Было бы неправильно утверждать, что объявление безнравственности вне закона приведет к беззаконию в отношении ко всему народу. Судьбу «удалённых» из власти за безнравственность одни будут переживать как несчастье, другие – как радость. Но ни у кого не должно быть и не будет сомнения в справедливости произошедшего, в виновности порицаемых. Преступник ощущает себя виновным преступником только тогда, когда окружение считает его таковым. В такой только ситуации и возможно истинное раскаяние и подлинное духовно-нравственное исцеление. Нравственный суд подобен «страшному суду» - безнравственному справедливо и с должной строгостью воздается по делам его.
Принуждая к нравственному поведению на всех уровнях управления, власть будет способствовать развитию самой себя в нравственном плане. Это обеспечит ее необратимое сближение с народом, сделает действительно демократической, т.е. порождаемой и осуществляемой гражданами. Таким образом, будет запущен механизм «нравственной самоорганизации» власти и осуществляющих ее субъектов. Только такая «нравственная власть» сможет воплощать в жизнь созидательные общественные проекты. Власть, основанная на нравственном принципе, будет самой прочной властью из всех существующих в мире властей. В нравственном обществе противостояние народа и власти теряет смысл. Безнравственные субъекты будут вынуждены «притвориться» нравственными, хотя бы прилюдно демонстрировать нравственное поведение. Сегодня даже такая «неискренняя» нравственность лучше проявляемой на каждом шагу воинствующей безнравственности. Завтра – сформируется привычка поступать нравственно, а послезавтра – появится поколение действительно нравственных людей. Один из самых эффективных способов борьбы с безнравственностью – прозрачность и гласность. СМИ, претендующие на роль общественной власти, должны служить возрождению народной нравственности, а не создание и распространение контента за деньги под заказ. Оглашение, публичное обсуждение и осуждение фактов безнравственного поведения любых субъектов – есть высшее проявление свободы и истинной демократии.
Наиболее деструктивным проявлением дарвинистского принципа «борьбы за существование» является агрессия субъектов по отношению к окружающему субъектному и предметному миру. Кажущаяся немотивированной потребность в асоциальном поведении у подростков (так называемые хулиганские побуждения) трансформируются у взрослых в зависть, в стремление причинить уже сознательный ущерб другому. Это – одно из самых гнусных проявлений безнравственности. Доносы, сплетни и слухи как материально выраженное стремление ухудшить положение другого присущи безнравственным субъектам в особой степени. Но эти пороки, приводящие в движение огромную разрушительную энергию, надо использовать на благо построения общества нравственности.
Ни любовь, ни слава, ни деньги не приносят удовлетворения, не являются истинными человеческими ценностями, если они приобретены в результате безнравственных действий. Необходимо ясно осознавать, что, несмотря на циничную демагогию вседозволенности и анархической свободы, самым страшным наказанием для любого, сколь угодно материально богатого, облеченного властью субъекта является его общественное осуждение, неприятие окружающими людьми. Все богатства мира ничего не стоят без общественного признания и уважения. Здоровый, мобилизующий стресс субъекта, возникающий из-за опасения совершить безнравственный в глазах окружающих поступок, естественно порождает эмоцию страха, но страха не репрессий, а совершенно иного рода - перед общественным мнением (страх, как известно, для многих - единственный источник трудового энтузиазма и «правильного» поведения). Работать плохо, «спустя рукава» - безнравственно. Таким образом будет обеспечено резкое повышение производительности труда во всех сферах: от науки до материального производства.
Именно такой нравственный фундамент необходим России. Строить его должно государство!
Влиятельные либеральные круги должны осознать, что нравственная идеология нужна прежде всего предпринимательскому сообществу, и не кричать о «тоталитаризме», «сталинизме», «угнетении»,…. лишь только речь заходит о проведении хоть сколько-нибудь внятной государственной политики в области общественных нравов, в области «идеологии». Безудержное нравственное обличение («нравственный трибунал») и поиск справедливости могут приобрести репрессивный оттенок, а в крайнем, доведенном до абсурда случае могут даже привести к конфликтам, к «диктатуре нравственности», к произволу и угнетению личности. Но надо ясно отдавать себе отчет, что к еще большему угнетению, вплоть до голодной смерти, могут привести и доведенный до абсурда «свободный рынок», и построенный сегодня у нас тоталитарный либерализм, и олигархический капитало-феодализм.
При вступлении общества на нравственный путь необходимы процедуры, не допускающие тоталитарного развития ситуации. Сегодня понятны принципы и технологии создания таких процедур. Здесь лишь кратко заметим, что они могут базироваться на идее достижения согласия в процессе определенным образом организованного интерсубъектного диалога (дискурса), на поиске консенсуса и т. п. Но все они предполагают решение практических вопросов посредством рациональных обсуждений и аргументов, признание «Другого» и даже «Чужого», с которым необходимо жить в согласии.
Дело за практической разработкой таких диалоговых, консенсусных процедур и их законодательным закреплением. Не должно вызывать сомнения, что, в случае принятия обществом идеологии нравственности, они будут реализованы. Их практическое применение позволит достичь полезных результатов при поиске выхода из различных конфликтов (в том числе и политических), будет способствовать созданию и законодательному закреплению процедур постоянной беспристрастной и справедливой оценки конфликтных ситуаций и поиска компромиссов. Внедрение таких процедур в практику политических противоборств будет способствовать смене «пещерной» политики на политику «уважительного диалога», продуктивной дискуссии, сделает, наконец, политику и политиков нравственными.
Действия политических лидеров особенно сильно подкрепляют или ослабляют нравственное поведение людей. Даже один легитимный лидер, практически вставший на нравственный путь, принесет больше пользы, чем многочисленные призывы и проповеди. Первые успехи не должны кружить голову добровольцам нравственного пути. Особенно легко прививают дух самомнения успехи, доставшиеся сравнительно легко. В этом случае теряется чувство меры и адекватного понимания действительности, появляется стремление переоценивать свои силы и недооценивать силы безнравственности. Самое страшное – появляется авантюризм, свойственный коммунистам прошлого века: возникает иллюзия, что взмахом шашки разрешаются нравственные проблемы.
В современном мире особую остроту приобрели национальные проблемы. Если противоречия между субъектами, различными по партийному и религиозному признакам, принципиально устранимы (можно сменить партию, принять новую веру), то совершенно иное дело – национальный вопрос. Расу, национальность сменить нельзя. «Замаскироваться» не удается: «тут не по паспорту…».
Рассмотрим, как решается в рамках концепции нравственности национальный вопрос, в частности, такой умышленно усложненный, как «вопрос еврейский». Вместо традиционной его постановки: «Мы не любим москалей, хохлов, жидов,…», дадим такую формулу: «МЫ НЕ ЛЮБИМ БЕЗНРАВСТВЕННЫХ МОСКАЛЕЙ, ХОХЛОВ, ЖИДОВ…». Здесь имеет место тот самый случай, когда новая формулировка проблемы приводит к ее решению. Из безнравственного еврея можно и нужно сделать еврея нравственного, а из еврея сделать «не еврея» - очевидно, нельзя.
С патологическим состоянием духовно-нравственной сферы населения тесно связано соматическое здоровье граждан, рост числа обычных заболеваний. Иными словами, больной дух ведёт к серьёзным системным заболеваниям тела. Проведение идеологический политики, основанной на подлинной нравственности, будет способствовать не только здоровью духовному, но и улучшению физического здоровья нации, сокращению неестественно быстрой убыли населения, позволит решить демографическую проблему. Такой общественный стандарт, как нравственность, обеспечит человеку осознание того, что при стремлении к этому эталону его поймут в обществе, он будет востребован, «нужен» обществу.
Только человек, чувствующий свою общественную «нужность», чувствующий, что его понимают, осознающий, что он в глазах окружающих есть именно тот, кем он сам себя считает, может испытывать удовлетворение от жизни, быть счастливым. Движение человека к общественному признанию, в том числе и во власть, должно обеспечиваться общественной оценкой степени соответствия его личностных качеств декларируемым нравственным идеалам. Нравственный подход совмещает индивидуальные интересы с интересами общества, способствует возрождению духа коллективизма и взаимовыручки, столь свойственного русскому народу. Укоренившаяся безнравственная практика «награждения непричастных» и поразительного «всепрощения» действительно виновных привела к печальному результату: разрушенной оказалась система стимулирования общественно полезного поведения и деятельности. Циничное мздоимство и воровство в России – порождение тотальной безнаказанности. Безнаказанность – следствие круговой поруки, где каждый «поручился» не замечать безнравственности других.
Процедура поощрения и порицания по сути такова, что искусственно создает неравенство субъектов по отношению друг к другу. «Несправедливость», «незаслуженность» здесь особенно заметны и пагубны, поскольку усугубляют объективно существующее неравенство способностей и материального положения. Поэтому при принятии решений о награждении и порицании особенно необходим нравственный подход, гласность, консенсусные процедуры. Первый шаг к справедливому распределению материальных благ – нравственно справедливая система поощрения и наказания. Только открытые и гласные процедуры награждения делают привилегии награжденных легитимными. В идеале общественная «благодарность» должна иметь ценность неизмеримо бóльшую, нежели любая современная премия, подкрепляемая немалым материальным вознаграждением. Сегодня это кажется невероятным, недостижимым. Но так должно быть, и так будет. Для этого и нужна духовно-нравственная революция.
Духовно-нравственная революция не потребует миллионов жертв. Она даже не предполагает репрессий. Эволюционная передача власти осуществляется постепенно, путем кадровых замещений во властных структурах на основании нравственного принципа. Нацеленные на борьбу с безнравственностью правоохранительные органы будут вызывать безусловное доверие граждан. Помогать им, сотрудничать с ними – станет действительно почетным делом каждого человека. Работа в органах будет восприниматься как признание высшей нравственности. Люди перестанут бояться «своих защитников», потому что спецслужбы на самом деле смогут эффективно решать самые сложные и насущные проблемы борьбы с преступностью и терроризмом.
Реально за власть будут бороться действительно нравственные, желающие справедливости люди, а также субъекты, прикрывающиеся идеологией нравственности и притворяющиеся нравственными. Но в этом уже заключается колоссальный прогресс: фактическое принятие, утверждение нравственного подхода. Простые люди, электорат, будут оценивать риторику и действия конкурирующих субъектов по совершенно ясным и понятным критериям нравственности, смогут вполне осознанно осуществлять свой выбор. Это и есть подлинная демократия.
Практика показала, что наиболее безнравственные и циничные субъекты, преуспевшие в борьбе за власть и «материю», буквально с полуслова понимают потенциальные возможности и значение идеологии нравственности. Воспринимая ее позитивно, как новый инструмент передела «материи», они, тем не менее, из-за понятных опасений приводят аргумент: «Эдак любого можно обвинить в безнравственности и «раскулачить». – Мы отвечаем: « Да, практически любого из вас можно обвинить в безнравственности и нужно «раскулачить». Деловые люди должны вести дела, руководствуясь нравственным принципом. Только такой бизнес реально служит обществу и действует созидательно, только он эффективен и ответственен в долгосрочной перспективе.
Необходимо сделать лозунг служения и созидания основным для власти и бизнеса.
Молодым, алчным, чувствующим себя обделенными людям все труднее бороться за власть и деньги с захватившими ресурсы безнравственными субъектами широко распространенными безнравственными методами. «Обделенные», несомненно, возьмут на вооружение концепцию нравственности для борьбы за «материю» с теми, кто уже «переел у кормушки» и не способен к активному и творческому сопротивлению. Придя во власть, «новые нравственные», даже не являясь подлинно нравственными, будут вынуждены демонстрировать нравственное поведение, понимая, что борьба с ними (за очередной передел) также будет вестись с нравственных позиций путем обвинения их в реальной или мнимой безнравственности. Так они попадут в своеобразную «нравственную ловушку», будут вынуждены стать хотя бы отчасти нравственными. Так будет запущен механизм нравственной самоорганизации власти и общества. Это и есть первая победа, первый успех нравственной революции.
Воспитывающее влияние нравственности на бизнес заключается в том, что безнравственные предприниматели начинают осознавать: полноценно обогащаться можно только за счет креативных, созидательных технологий ведения дела, присваивая себе часть реально созданной прибыли, а не путем «распиливания» и передела имеющихся ресурсов.
Особенность России состоит в том, что в трудной борьбе за выживание на малопригодной для жизни территории народ представляет собою армию, в которой каждый сражается исходя из собственных представлений о тактике. В такой ситуации правительство, как верховный главнокомандующий, должно тщательно следить, куда направляется энергия масс и, внимательно изучая театр борьбы, представлять верную стратегию. Более того, с помощью всех имеющихся в его распоряжении ресурсов оно должно умело и своевременно устранять все встречаемые на пути преграды. Взгляните пристально с нравственных позиций на собственное правительство. Что вы теперь думаете о необходимости духовно-нравственной революции? Она представляется неизбежной!
Государственные руководители или не понимают (в силу недостаточной квалификации), что происходит в стране, или понимают, но ничего не предпринимают, занятые личным обогащением. В обоих случаях их надо заменить нравственными представителями народа. Чтобы поправить положение страны, на руководящих постах в государстве и бизнесе требуются не безнравственные «государственные хулиганы» и бизНЁС-мены (выносящие все, что встречается на пути, кто больше успеет), а прежде всего, здоровые в духовно-нравственном отношении люди. Подлинно государственный ум формируется только на незыблемом нравственном основании. Нравственный подход делает предельно ясной кадровую политику: отбор людей на все руководящие должности проводится с учетом нравственных критериев. Детальная разработка правовых, экономических и других механизмов функционирования государственного аппарата на основании нравственного принципа не является проблемой. Это задача. Она может быть решена с помощью действительно демократических процедур после общественного обсуждения и одобрения предлагаемого нравственного подхода.
Можно с уверенностью сказать, что сегодня Россия если и нуждается в инвестициях, то более всего - в инвестициях нравственных. Государство должно не только задавать «правила игры», но и создавать базовые инфраструктуры, без которых немыслим никакой бизнес, никакой «свободный рынок». А основной, «надбазовой» инфраструктурой должно быть нравственное, духовное состояние общества. Каждый, кто хоть чуть-чуть задумывался об «общественном благе», подспудно ощущает: люди, и бедные и богатые, устали от «властных бюрократических извращений», от вопиющей некомпетентности, от безответственности и «нравственной разрухи». Сегодня необходим и возможен переход от материальной парадигмы развития цивилизации, суть которой составляет идеология «обогащения любой ценой», к духовной парадигме, построенной на приоритете нравственных ценностей.
Человек и время связаны сложным образом. Временем определяется духовная наполненность человека со всеми её проблемами, а человек путём разрешения этих проблем раскрывает истинный смысл своего времени. Проблема настоящего времени заключается в его наполнении нравственным смыслом. Движение добровольцев нравственного пути составляют пока только подлинные подвижники, интуитивно чувствующие его перспективы для человечества, необходимость и неизбежность смены материальной парадигмы развития цивилизации. Они не имеют материальных выгод, но благодаря им движение ширится и набирает силу без видимых усилий. Они - люди нового ведущего слоя. Они не рвутся к власти, но уже осуществляют служение другим. Они обладают независимостью, не повязаны криминалом и готовы для ответственного действия. Сам факт существования таких людей – лишнее свидетельство правильности выбранного курса. Не следует думать, что добровольцы нравственного пути будут в буквальном смысле воевать с воинствующей безнравственностью, захватывать власть с оружием в руках. Нравственный путь крепок в своём основании, он слишком силён и притягателен, чтобы прибегать к помощи оружия и массовому кровопролитию.
Двигаясь по нравственному пути, человек не испытывает усталости. Работа на общее благо не изнуряет так, как безрадостный труд ради куска хлеба в безнравственном обществе безудержного потребления. Международное движение добровольцев нравственного пути - не семейный кружок, не артель личных друзей-ТОВАР-ищей, не какая-нибудь партия, борющаяся за власть во имя «материи». Это созидательная сила, ведущая мир к действительному единению, к обществу нравственности. Идеология нравственности, несомненно, будет более всего востребована в России, будет в ближайшее (по историческим масштабам) время определять лицо державы, сначала внутреннюю, а, по мере побед мировой духовно-нравственной революции, и внешнюю политику страны. Нет ничего предосудительного, если российское государство будет поддерживать (в том числе и материально) мирную, духовно-нравственную революцию и её авангард – движение «Добровольцев нравственного пути»,
Нравственный путь и есть тот «особый путь России», о котором столько говорили начиная еще со второй половины позапрошлого столетия.
Энергия человеческих масс огромна и превосходит все известные человечеству виды энергии. Гибкие стратегии нравственного инвестирования в человеческий капитал как высшую ценность дадут возможность эффективно управлять этой энергией. Изменив цели управления, направляя основную энергию Человека не «вовне» - на изматывающий и гибельный «передел материи», а «вовнутрь», - на нравственное и интеллектуальное совершенствование, государство сможет решить практически все стоящие перед цивилизацией проблемы. Концентрация энергии масс на познании мира, а не на его грубом приспособлении «под себя», разрушающем среду обитания и душу, позволит пролонгировать существование человека как вида в обозримое будущее.
Наверное, нет на Земле человека, который хотя бы иногда не размышлял о смысле своего существования. Можно даже сказать, что в жизни любого есть сверхцель - придать собственной жизни смысл. Смысл не может быть дан, смысл должен быть найден. Потеря смысла жизни, утрата воли к ней есть следствие безнравственного существования.
В отличие от утверждающих, что человек должен найти свой смысл сам, спонтанно, что он может найти или не найти его, мы говорим: «Дан путь, обозначена цель – стать нравственным; идите и на этом пути найдете свой смысл с необходимостью». Говорят: «нет универсального смысла жизни, а есть лишь уникальные смыслы индивидуальных ситуаций и судеб». Мы говорим: «есть универсальная цель, абсолютный смысл, и на пути к этой цели ЧЕЛОВЕК должен сознательно обрести свой «уникальный» смысл. Только тот действительно осуществит себя, кто осуществит нравственный смысл во внешнем мире.
ЧЕЛОВЕК только тогда ЧЕЛОВЕК, когда его душа трудится во благо других людей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ, важное для осмысления прочитанного
ЧЕЛОВЕК, в отличие от ЖИВОТНОГО, не может выжить, сообразуя свои действия только с текущим моментом. Он может выжить, только сообразуя их с нравственным принципом. Субъект, грубо нарушающий нравственный принцип – находится в состоянии живого трупа, вещи, непригодной для существования. Это уже не только не ЧЕЛОВЕК – это даже ниже ЖИВОТНОГО, это именно ВЕЩЬ. Вещь, которая никогда не постигнет сути и смысла своего существования и тащится сквозь годы в агонии бездумного саморазрушения. Придерживаясь нравственного принципа (по принуждению или спонтанному осознанию), субъект обретает внутреннюю гармонию. Она позволяет ему быть максимально гармоничным с внешним миром. Гармония с внешним миром делает еще более гармоничным мир внутренний. Возникает положительная обратная связь. Только такая взаимная гармонизация ЧЕЛОВЕКА и ОБЩЕСТВА (при посредстве нравственной «сверхвласти») позволит ЦИВИЛИЗАЦИИ гармонично существовать в объектном мире. Безнравственная власть с помощью “идеологии деидеологизации” всячески скрывает свою суть, сводящуюся к установке на обогащение любой ценой. Нравственной же власти, наоборот, скрывать нечего, потому что собственной нравственностью она лишь самоукрепляется. Только подчиняя себя нравственному началу, она способна стать действительно новой, пронизывающей собою всё общество, концептуальной сверхвластью. Только такая власть окажется способной направлять энергию масс в русло созидания. Источник силы добровольца нравственного пути, мать, которая его родила и вскормила - нравственный подход ко всему окружающему. Обращаясь к ней в трудный и ответственный момент, доброволец нравственного пути получает новые нравственные силы, делается непобедимым как Антей, черпавший свою силу от земли-матери. Оторванный от земли, Антей погиб. Так же и доброволец нравственного пути, будучи оторванным от матери-нравственности, неминуемо погибнет, будет «задушен» безнравственными субъектами. Влияние добровольцев нравственного пути на народ растет потому, что в тяжелые времена господства безнравственности они оказываются единственными надежными и самоотверженными борцами за его интересы. «Простые русские люди» могут с успехом постоять за себя, вступив на нравственный путь. У них, у миллионов тружеников, появится общая цель - нравственный ориентир. Эти новые миллионы добровольцев нравственного пути способны без крови сменить любую власть, любое правительство. О будущем можно с уверенностью знать лишь то, что оно явится совсем не таким, каким представляется сегодня. Но можно надеяться на то будущее, которое сумеет подчинить себя нравственному началу. Любой духовно, душевно и физически здоровый человек осознанно стремится максимально продлить и сделать комфортной свою жизнь. Чем более развит он в социальном плане, тем сильнее у него желание продлить не только свою личную жизнь, но и увековечить себя в потомках, в будущем. Таким образом реализуется извечная иррациональная мечта людей о бесконечной жизни. Эта цель-мечта все более и более осознается большинством, как, впрочем, и то обстоятельство, что при современном уровне духовно-нравственного развития человечества достигнутой она быть не может. Цивилизация неминуемо погибнет без выполнения людьми нравственных предписаний, без осуществления идей умеренности и ответственности. Коль скоро цель-мечта – максимально пролонгировать существование человеческого РОДа – осознана, то необходимо осознать и идею неизбежности соблюдать нравственный закон, следовать по нравственному пути. Пойдет ли безнравственная цивилизация по нравственному пути, будет ли дальше существовать человечество, зависит от нравственного выбора каждого из нас.
Задумайтесь об этом и сделайте свой выбор.
Согласование материальных интересов с духовными воспринимается нравственно здоровым человеком как необходимость, в осознании которой он приходит к истинной свободе. Более того, такой разумный баланс доставляет человеку удовольствие. Нравственное мировоззрение – взгляд на мир сквозь ясную призму нравственности. Нравственное мировоззрение помогает принимать наиболее созидательные в долгосрочной перспективе решения, в нужный момент делать осмысленный выбор, а не полагаться на волю случая.
Испытывающие на себе постоянное влияние нравственной «сверхвласти» и оказывающиеся в едином «нравственном поле» люди – даже если они не связаны структурно – одинаково понимают идею (зачем). Такие люди имеют единую цель (куда), знают способ достижения цели (как). Они располагают четкими критериями оценки степени достижения цели (сколь близко - далеко). Знание способа (как воспитать нравственность граждан) дает возможность четко осуществлять стратегическое, оперативное и тактическое планирование движения к цели. Критерии оценки степени достижения цели предельно операциональны (по результатам деятельности), обеспечивают быстроту и удобство оценки. Привлечение сколь угодно большого числа экспертов для оценки факта поведения субъекта с предельно ясной позиции "нанесения-ненанесения ущерба" обеспечивает точность и объективность оценки (насколько вообще возможно говорить об объективности оценки деятельности субъекта).
Великий нравственный путь России и всего человечества
Не вредите - невредимы будете
Не вреди себе!
Не вреди соседу!! Иначе сосед навредит тебе.
Не вреди среде!!! Иначе среда навредит тебе.
Чтобы не навредить себе, нужно не вредить другим людям и среде обитания - то есть стать добровольцем нравственного пути. Не вреди себе - здесь и сейчас - и ты обеспечишь светлое будущее себе и своим потомкам.
Нравственность заключается в непричинении вреда себе, соседям, среде обитания. Другие определяют жизненный путь каждого человека. Они оценивают и обсуждают любого гражданина или (и) начальника. Если другие установят, что от этого конкретного гражданина или (и) начальника есть вред, то доверия к нему НЕТ. Поэтому вредитель, утративший доверие, тут же становится объектом влияния других. Это влияние может быть разным, опасным и даже смертельным. Чтобы избежать вреда от других, вредитель может спастись, встав на нравственный путь. Для самосохранения ему важно перестать вредить другим, чтобы в итоге не вредить себе!!!
Присоединяйтесь!
ПУТЬ В БУДУЩЕЕ... Организационно-методические рекомендации
Источник@В.А.Чигирев. Нравственный путь безнравственной цивилизации
Комментарии 0