Загрузка данных

Великий нравственный путь

  • 17 октября 2021 г.
  • 3616
  • 5


Абсолютной ценностью в мире является человек.
Высшей ценностью является нравственный человек.
Нравственный человек – единая цель общества и государств.
Планетарная миссия человечества – Великий нравственный путь!

"Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов"

Клод Адриан Гельвеций (1715 - 1771)

Человечество вошло в эпоху великого эволюционного перелома и замерло на пороге неизвестности. Будет ли великая смута или золотой век зависит только от нас, тех кто не потерял рассудок в определении осмысленного разума. На выбор нам предлагается два основных направления  англосаконская "новая реальность" и китайский "справедливый рейтинг", а проблема современности состоит в том, что оба направления ведут людей в один "цифровой концлагерь". Для того чтобы пользоваться исскуственным интелектом, надо сегодня разобраться с естественным.

Мы наблюдаем множество глобальных кризисов, по сути они обусловлены одним - нравственным кризисом. Это связано с тем, что идеология денег разложила все государственные, религиозные и другие глобальные холистические проекты. Все они оказались разрушены, никаких идей нет, зверствует и злобствует во всём мире глобальная идеология - сверхвласти денег, то есть в основании всех кризисов лежит один – нравственный кризис человечества.

Идеология - это всепроникающая идея, идея пронизывающая и понятна всему обществу с верху до низу.

Идеология денег, она пронизывает сегодня все и вся и ведет человечество сначала в цифровое рабство, а затем к самоуничтожению. И ей есть только одна альтернатива, способная блокировать идеологию денег, идеология нравственности, это единственный верный путь к источнику саморазвития и гармонии человечества.

Идеология нравственности: НЕ ВРЕДИ И СОЗИДАЙ  основа (Нравственный Манифест) 

19 октября 2021 года, доклад: "Великий нравственный путь - достояние России"  был заслушан на Сретенском Клубе им. С.П. Курдюмова.

Докладчик (Алексей Сафиоллин)

Презентация (смотреть

Текст доклада (читать

Тема сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей для большинства людей в России волнительна и вызывает неоднозначную реакцию. Внешняя экспансия России требует от граждан поиска пути по сохранению своей идентичности и целостности государства, уже давно всем понятно что без изменения принципов поведения, управления, кадровой политики, принятия решений и методов местного самоуправления России в новых условиях сложно устоять.

Существующая на сегодня «вертикаль управления», во многих случаях не работала в режимах с обострением, не имеет опыта преодоления сложных экономических проблем, не решала задач массового социального преобразования. В России расслоение общества побило все показатели общественной̆ безопасности. Значительная часть населения живет в бедности и нищете, вне системного внимания государства. Большинство людей предоставлены сами себе и выживают, сплачиваясь по сетевому принципу. Точка кипения смещается в область крайней̆ непредсказуемости. Особенно остро это ощущается в регионах. В переферийных промышленных районах, при давлении крупного производственного капитала, отдельные исполнительные органы ориентированы на снижение фискальной̆ нагрузки на него в ущерб экологии и развитию территорий. В горной̆ и степной̆ периферии часто процветают «неофеодальные схемы отношений». Жесткая централизация финансовых потоков вверх и порой̆ их непрозрачное перераспределение некоторыми чиновниками вниз - является дополнительным фактором региональной̆ неустойчивости. 

Изменение принципов жизнедеятельности общества, позволяет влиять на фактическое состояние социума, так как светлое и справедливое будущее коренится в духовно-нравственном настоящем. Без нравственности, справедливости патриотизм воспитать невозможно, а без организации нравственного координирующего начала и жить с достоинством точно не получится. 

Основные принципы Великого Нравственного Пути России и всего человечества 

Глобальный принцип:

Не вредить себе, другим людям, среде обитания - ни мыслью, ни словом, ни делом

Следствием глобального принципа является этика поведения: 

Созидать для себя, для других, для среды обитания - мыслью, словом, делом
 
Нравственность, как идея непричинения вреда принимается большинством и может использоваться в идеологическом обеспечении институтов гражданского общества.

Духовность - человеческая способность делать дела для других людей. Чем больше других, тем крепче дух.

Только двигаясь по нравственному пути можно преодолеть последствия нравственного кризиса, в ходе которого произошла девальвация традиционных ценностей, сформировался культ денег и обогащения любой ценой. Нравственный кризис привел к кризисам во всех сферах жизнедеятельности человека. Возникли новые угрозы общественной безопасности, усилились традиционные вызовы, такие как коррупция, организованная преступность, терроризм, экстремизм, бедность и нищета.  Стала очевидна необходимость защиты нравственности и создание правового механизма её обязательного учета во всех сферах жизнедеятельности граждан.

Надо често признаться себе, что мы давно находимся в состоянии идеологической войны. Пришло время всеобщей мобилизации человечества на борьбу с поработившей весь мир идеологией сверхвласти денег, ведущей к мировой катастрофе.

Чтобы избежать этой катастрофы необходимо изменить принипы:

1. Принцип нравственного поведения (смотреть)

2. Принцип принятия решений (смотреть)

3. Принцип местного самоуправления (смотреть)

Нравственность, как основа развития личности и государства является условием смены существующей парадигмы.

 

 I. Принцип нравственного поведения 

Нравственность – это общее выражение тех свойств человеческой природы, которые выполняют функцию регулятора отношений между членами общества, независимо от социального, национального, конфессионального и других факторов. Это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания.

Вред – ощущаемое или подлинно переживаемое человеком нарушение его жизнедеятельности. Угроза – потенциальный вред жизнедеятельности человека. 

Нравственный принцип – реализуется в простом нравственном правиле 3-С:

Не вреди себе, соседям, среде - ни мыслью, ни словом, ни делом;

Созидай для себя, соседей, среды - мыслью, словом и делом.

Нравственность, являясь наднациональной, надгосударственной, надконфессиональной, надпартийной  категорией, может использоваться любым человеком для определения собственной системы ценностей.  Нравственные ценности доходят до любого человека добровольно в силу их привлекательности и универсальности, поддерживаются участием всех граждан в нравственном воспитании и просвещении.
 
Обеспечение нравственности
 
Нравственность обеспечивается нравственным воспитанием, просвещением, пропагандой, институтами гражданского общества. Нравственное просвещение и пропаганда нравственности организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Они направлены на наглядное представление преимуществ нравственного поведения и обеспечивают предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.

 
Светская этика и гражданское общество
 
Доверие – общественные отношения, возникающие между гражданами и организациями граждан при отсутствии взаимного вреда и угроз. Без доверия невозможно существование гражданского общества.

Открытое гражданское общество – совокупность свободных граждан и их объединений, осуществляющих свою жизнедеятельность независимо от вмешательства и регламентации со стороны власти на основе взаимного доверия.

Единая цель гражданина и гражданского общества – взаимное развитие и созидание. Развитие гражданского общества обеспечивается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения социальных субъектов, правом граждан и их объединений формировать институты гражданского общества.
 
Гражданское согласие и шкала этической оценки
 
Гражданское согласие (позитивное или негативное) – это мнение граждан, выраженное в оценочной форме по поводу социальных действий субъектов.

Социальное действие – результат активности социального субъекта:  намерения, заявления, решения,  поступки, затрагивающие интересы, способные нанести вред, создать угрозу для общества.

Социальный субъект – это отдельный человек, группы людей и их объединения, организации, предприятия, администрация, правительство, гражданское общество в целом.

Негативное гражданское согласие – это консолидированное осуждающее мнение множества социальных субъектов  по поводу социальных действий или бездействий других социальных субъектов. Является инструментом гражданского общества по коррекции социальных процессов.
 
Совесть и социальная справедливость
 
Совесть – этический регулятор поведения человека и гражданина, его внутренний настрой, формируемый в процессе нравственного воспитания с помощью других граждан и организаций граждан, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека. Совесть возникает при этической оценке, общественном обсуждении и осуждении поведения социального субъекта. Социальная справедливость устанавливается и поддерживается социальными субъектами, действующими по совести.
 
Правовая ответственность за безнравственность
 
Наказание и иные меры правового характера, применяемые к социальным субъектам, совершившим безнравственные, не этичные поступки, действующим не по совести, допустимо лишь в той мере, в которой они определены действующим законодательством. Совершение социальным субъектом социального действия, этически оцениваемого другими субъектами как безнравственное, приводит к формированию негативного гражданского согласия. Негативное гражданское согласие в отношение социального субъекта приводит к утрате доверия к нему со стороны других социальных субъектов. Утрата доверия приводит к разрушению репутации социального субъекта. Отсутствие доверия и репутации естественным образом препятствует осуществлению жизнедеятельности социального субъекта. Таким образом осуществляется самонаказание за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.
 
Общественная безопасность
 
Общественная безопасность – состояние защищенности социальных субъектов от угроз и вреда. Общественная безопасность обеспечивается путем поддержания  нравственности социальных субъектов и гражданского согласия. Коррупция, социальное расслоение, бедность и нищета разрушают нравственность, создают основания для экстремизма, терроризма и других безнравственных деяний, нарушающих общественную безопасность.

Противодействие коррупции – действия социальных субъектов по предотвращению безнравственных действий других социальных субъектов с помощью консолидации и наглядного представления негативного гражданского согласия в этической оценке коррупционных действий, коррупционных проявлений. Ликвидация социального расслоения, бедности и нищеты обеспечивается нравственной экономической политикой, неприкосновенностью частной и личной собственности граждан. Безнравственная социально-экономическая политика власти ведет к утрате общественного доверия, разрушает гражданское согласие.

Ротация кадров, в том числе дискредитирующих власть фактом своего присутствия на публичных должностях, восстанавливает доверие к власти, способствует минимизации безнравственных процессов.
 
Социальный паразитизм и ротация управленческих кадров
 

Социальный паразитизм – способ существования социального субъекта, руководствующегося идеей личной наживы любой ценой.  Следствие культа денег, двойных стандартов, расхождения слова и дела. Социальный паразит живет за счет других социальных субъектов, не участвуя или имитируя участие в их созидательной деятельности. Социально-паразитическая структура – организация, все усилия которой направлены на получение средств для поддержания собственного существования. Характерным свойством такой структуры  является имитация ее основной деятельности по решению социальных задач, актуальных для граждан.  Социальный паразитизм  является причиной возникновения коррупции, социального расслоения, экстремизма и терроризма.

Пути профилактики социального паразитизма – общественный контроль и этическая оценка социальных субъектов.
Управленческие кадры обязаны строго соблюдать нравственные нормы. Граждане могут непрерывно оценивать социальные действия управленческих кадров. Этот процесс может дополняться публичным дискурсом социальных субъектов и наглядном представлением результатов дискурсивных практик.

Не соблюдение нравственных норм, выявляемое в ходе этической оценки  действий управленческих кадров со стороны граждан, должно приводить к их ротации. Ротации управленческих кадров, уличенных в безнравственном поведении, обеспечивают солидарность гражданского общества с органами государственной и муниципальной власти города,  противодействие коррупции, криминалу, экстремизму и терроризму.

Идеология-технология нравственности
 
Идеология-технология нравственности является социальной технологией и включает в себя свободно принимаемую и разделяемую большинством социальных субъектов идею нравственности как идею непричинения вреда; и связанную с ней процедуру измерения нравственности социальных субъектов.

Измерение нравственности социальных субъектов осуществляется в процессе этического оценивания их социальных действий. В результате каждый социальный субъект получает индивидуальный индекс нравственности, постоянно корректируемый в процессе дискурсивных практик.

 

II. Принцип согласования принятия решений

Дискурсивно-оценочный метод
 
1. В основе дискурсивно-оценочного метода лежит глобальный принцип, под которым понимается способ поведения людей, обеспечивающий выживание человечества, основанный на  ненанесении человеком вреда  среде обитания, другим людям и себе. Из глобального принципа проистекает глобальный этический принцип, согласно которому человеку нужно вести себя так, чтобы не наносить вреда себе, окружающим и среде обитания.

2. Дискурсивно-оценочный метод заключается в создании специальной информационно-коммуникационной конструкции, позволяющей осуществлять направленный сетевой дискурс и массовую этическую оценку в режиме реального времени, визуально отразить вред или угрозу, исходящую от социального субъекта. Такое отражение позволяет людям оказать точное гуманное влияние на социального субъекта, и предотвратить  наносимый им вред, разрушить представляемую им угрозу.

3. Дискурсивно-оценочный подход – это  процедура оценивания этичности (нравственности, моральности) поведения конкретных социальных субъектов, опирается на дискурсивные практики конкретной жизнедеятельности этих социальных субъектов. В ходе этих процедур возникают дискурсивно-оценочные регуляторы. Они напоминают субъекту, как нужно вести себя в той или иной социальной ситуации, предоставляют субъектам возможность пояснять, почему они делают так, а не иначе. Другим субъектам дают возможность оценивать социальные действия субъектов, которым рекомендовано изменить свое поведение в соответствии с глобальным экологическим принципом.

Дискурсивно-оценочные сети
 
1. Конструирование дискурсивно-оценочных или социально-оценочных сетей осуществляется на основе дискурсивно-оценочного метода.

2. Дискурсивно-оценочные или социально-оценочные сети составляют технологическую базу экосоциальных технологий,  визуально отражающих процесс группового экспертного и массового этического оценивания и обсуждения поведения социальных субъектов с использованием различных шкал.

3. Оценка поведения в режиме реального времени позволяет осуществлять воспитание человека, формирует способность соблюдать в своем поведении требование глобального экологического принципа, глобального этического принципа и правила "Три С".

4. Дискурсивно-оценочные сети, используемые гражданскими и профессиональными сообществами для  самоуправления   и организации своей деятельности вправе называться экологическими сообществами: экокультура, экообразование, экомедицина, экоправо, экополиция, экобезопасность, экоэкономика, экополитика и так далее.
 
Наши всеобщие задачи: изменить метакультурный код человечества, перейти к экокультуре; осуществлять экообразование, под которым понимается такая организация обучения и воспитания, при которой в основу образования положены модели личности специалистов и граждан, получаемые в ходе исследований их реальной деятельности. Экообразование могут осуществлять субъекты, обладающие необходимыми нравственными качествами и опытом исследований реальной деятельности специалистов и граждан, способных организовать учебные и воспитательные дискурсивно-оценочные практики. Таких работников экообразования мы называем субъектологами, специалистами по получению, анализу и учету в обучении и воспитании, управлении данных об отношениях к конкретному гражданину, специалисту, руководителю.

Решаются эти задачи путем поддержания в человеческих  отношениях экоповедения и экоуправления с помощью экосоциальных технологий, основанных на визуализации в информационно-коммуникационных средах, конструируемых на основе дискурсивно-оценочного метода,  обратных социальных связей в режиме реального времени. 
 
Дискурсивно-оценочный метод, используемый в управлении и иной деятельности,  позволяет каждому человеку стать субъектом своей жизнедеятельности, созидать для других людей и себя; не вредить среде обитания, соседям и себе.  Так наша цивилизация станет экологичной (нравственной), безвредной для окружающей среды и для каждого человека на планете Земля.

Дискурсивная практика, как гражданская процедура

1. Дискурсивная практика, как гражданская процедура – это свободное участие заинтересованных социальных субъектов в этической оценке и обсуждении социально-значимых действий других социальных субъектов.

2. Дискурсивная практика может осуществляться гражданами в форме гражданских форумов, государственных, научных, экспертных и общественных советов, открытого общения, отражаться в средствах массовой информации и иных информационно-коммуникационных ресурсах.

3. Личная этическая оценка любого социального субъекта может быть изменена только им лично неограниченное количество раз в ходе дискурсивной практики.

4. Дискурсы носят непрерывный характер и обеспечивают воспитание нравственности социальных субъектов, социальную справедливость и гражданский мир, формируют частные нормы, регулирующие поведение социальных субъектов.

5. Дискурсивные практики динамичны, субъективны и не могут быть основанием для привлечения к ответственности участвующих в них социальных субъектов в соответствии с действующим законодательством.

Этическая оценка

1. Этическая оценка – это оценка гражданами нравственности действий (бездействий) других граждан и организаций граждан с позиций причинения или непричинения вреда и угроз в целях блокирования безнравственного поведения.

2. Процесс этической оценки носит открытый характер, регулируется гражданским обществом, является одной из форм общественного контроля.

3. Основанием этической оценки является совершение гражданином или организацией деяния, оцениваемого другими лицами как вредное или угрожающее им.

4. Негативная этическая оценка является этическим обременением социального субъекта.

Этическая оценка, как гражданская процедура
 
1. Этическая оценка – гражданская процедура, осуществляемая гражданами, ощутившими вред от деятельности других граждан и организаций. Публичная этическая оценка является общедоступным способом регулирования социальных отношений, реализует   право граждан на свободу слова и нравственный выбор.

2. Социальный субъект может вынести информацию о безнравственных деяниях других социальных субъектов в публичную сферу для открытого обсуждения. За достоверность этой информации социальный субъект отвечает в соответствии с действующим законодательством.

3. Вынесенная в публичную сферу информация о безнравственном поведении социальных субъектов, подлежит этической оценке. В процессе этического оценивания могут принять участие все заинтересованные социальные субъекты.

4. За этическое оценивание вынесенной в публичную сферу информации, субъекты, осуществившие этическую оценку, и (или) ее организовавшие, не могут быть привлечены к ответственности в соответствии с международным правом.

5. В ходе этической оценки гражданин на письменных или электронных носителях информации в произвольной форме выражает свою оценку вреда, который он получил от оцениваемого физического или юридического лица, или свое мнение по поводу вреда от того или иного социального действия любого социального субъекта.

6. Физические и юридические лица регулируют свою деятельность с учетом этических оценок граждан. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного доверия и репутации.

 

III. Принцип организации местного самоуправления

Применение дискурсивно-оценочного метода, используемого в процессах стратегического планирования и управления, позволит сформировать и удерживать в состоянии динамического равновесия интересы участников стратегического планирования, как в процессе разработки (корректировки, актуализации), так и в процессе реализации комплекса документов стратегического планирования, мобилизуя и направляя энергию социума в созидательное русло. Это позволит создать у большинства населения целостный и однозначный образ будущего страны, и позволит вовлечь в достижение этого будущего каждого заинтересованного человека на территории его проживания. 

 

27.09.2021 Президент РФ В.В. Путин на заседании Совета Безопасности охарактеризовал сложившуюся систему стратегического планирования в РФ, как не обеспечивающую комплексного подхода в стратегическом планировании, с документами регионального и муниципального уровня, не согласованными между собой по целям и срокам, и сформулировал направления развития этой системы, обратив особое внимание на необходимость совершенствовать систему стратегического планирования, развивать её на качественно новой основе - сбалансированной, единой, целостной, чтобы создавать современные, выверенные, нацеленные на конкретный результат планы и программы, которые будут настраивать все органы власти, гражданское общество в целом, деловые круги - работать в единой логике и вместе добиваться достижения приоритетных целей ради успешного, благополучного будущего России.

Согласно вышеизложенному, а также учитывая отсутствие в РФ специализированных государственных сервисов и коммерческих программных средств, с помощью которых возможно оперативно запустить процесс усовершенствования системы стратегического планирования на всех  уровнях управления, Компания «ЮСИ» предлагает экосистему со встроенной дискурсивной этикой на основе сервисов общероссийской цифровой экосистемы «Стратегия 24», разработанной специалистами нашей компании и являющейся отечественным программным обеспечением, распространяющимся по модели SaaS.

Основными преимуществами этой экосистемы принципиально новые возможности для коммуникаций людей с помощью дискурсивно - оценочного метода.

Стоит отметить, что общероссийская цифровая экосистема «Стратегия 24» не дублирует функции существующих информационных систем, а только агрегирует данные из различных источников в едином цифровом информационном пространстве, позволяя с опорой на них строить Систему стратегического планирования и государственного/муниципального управления, отвечающую текущим вызовам, так как система:

- основана на обработке распределённой информации, содержащейся в федеральных, региональных и муниципальных информационных системах, данных официальной государственной статистики и других сведений, необходимых для учета при принятии обоснованных управленческих решений,

- обеспечивает процесс согласованного взаимодействия участников стратегического планирования при осуществлении разработки, корректировки, актуализации, мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования.

Только такой подход полностью отвечает законодательно принятым принципам стратегического планирования. Внедрение цифровой экосистемы «Стратегия 24» в разрезе субъекта РФ, с технологической точки зрения представляет собой эффективное средство учёта и согласования разнородных, разно уровневых и разнонаправленных интересов, выраженных в измеряемых характеристиках и параметрах, которое позволяет обеспечить непрерывный процесс согласования большого числа быстро меняющихся во времени требований (условий, ограничений), как в ходе разработки (корректировки, актуализации), так и в ходе реализации комплекса документов стратегического планирования в режиме реального времени.

Решение данной задачи является сверхсложным процессом управления и без соответствующего специализированного программного обеспечения не реализуемо в принципе, тем более с широким участием общественности, представленной физическими и юридическими лицами. Внедрение цифровой экосистемы «Стратегия 24» в разрезе субъекта РФ - позволяет запустить процесс актуализации комплекса документов стратегического планирования регионального и муниципального уровней управления одновременно во всех муниципальных образованиях на территории региона в едином цифровом информационном пространстве и унифицированном стандарте согласованного взаимодействия участников стратегического планирования, обеспечивающим максимальную увязку муниципальных и региональных документов стратегического планирования.
 

Заключение
 

Главная цель человечества и каждого человека – построение на земле общества нравственности и народовластия.

Идея Великого Нравственного Пути является живой, она сегодня только зарождается и моделируется в режиме реального времени, ваши комментарии очень важны!

Публичная дискурсия открыта, с уважением Алексей Сафиоллин

Сообщество на "Стратегия 24" Институт нравственной культуры                              
http://iov.ast.social 
 
Российская цифровая платформа «Стратегия 24» 
https://strategy24.ru 
 

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 3


Комментарии 4

Уважаемый Алексей Маулитжанович!
При знакомстве с вашим материалом «Великий нравственный путь» на сайте https://strategy24.ru/rf/news/velikiy-nravstvennyy-put-rossii-i-vsego-chelovechestva сложилось впечатление, что судьба подарила мне единомышленника, потому и пишу это письмо к Вам с приглашением к сотрудничеству, в том числе в рамках Международного конкурса-разработки концепций Общества будущего и их методологических оснований, проводимого по инициативе и под эгидой международного общественного движения «Народный институт развития». 11-14 мая в зуме будет проходить отчетно-плановая конференция за первый год Конкурса (Программа конференции в первой редакции прилагается). Посмотрите, быть может, Вас заинтересует. Список участников и докладчиков еще открыт. Приглашаю. Прилагаю также базовый документ, разработанный коллективно за год в первой редакции, – Манифест гармоничного общества.
С уважением,
Зобов Марк Иванович

Александр Новиков:
Великий нравственный путь!
Для чего я все это решил написать?
Мне просто стало интересно, неужели все действительно так сложно и запутано в нашей жизни. Неужели некоторые вопросы нашей жизни, понятия, которые мы повторяем достаточно часто - настолько сложны в осознании, что разобраться в них могут только какие-то конкретные узкие специалисты?
Недавно, через один наш популярный месенджер ко мне пришла статья о Великом нравственном пути! Статья достаточно большая. Я начал ее читать и уперся в полное не понимание написанного текста. Слова наши, русские. Понятия старые, известные. А смысл куда-то ушел. Спрятался.
Индекс нравственности, этическое оценивание, технология нравственности, измерение нравственности, глобальный этический принцип, экоэтика и так далее. Что это? О чем? Я же учился в школе, закончил пару ВУЗов, но сходу так и не сообразил, как это логически положить на те знания, которые у меня были раньше. Вот и пришлось потратить пол дня, чтобы освежить у себя в голове основные базовые понятия, которые каким-то образом сложились в эти и похожие экзотические формулировки.

Начну с того, что Нравственность, в русском языке, по всей вероятности происходит от слова - Нрав! Во всяком случае, эти слова созвучны и имеют один корень.

Если задуматься, то на первый взгляд кажется, что Нрав - то же самое, что и Характер. Или, как минимум, эти два понятия близки друг другу по содержательной части.
Крутой нрав у твоего отца. Веселый нрав у моей девушки. Хотя, при этом - крутой характер, звучит несколько не очень логично.
И все же, эти понятия очень похожи, Нрав и Характер, это определенная совокупность привычек и поступков, которые характеризуют человека как личность.
Так есть ли разница?

Думаю - Да. Вот моя мысль.
Нрав - это направленность Характера человека. Не сам Характер, а то как он проявляется и к чему может вести.
Характер человека - это совокупность свойств его Личности (Души). Логично, что слово Характер синхронизируется с понятием - Характеристика.
Понятие, Характеристика, значит - осознание, какими проявлениями и факторами (качественными и количественными) можно описать Личность человека, банально так же, как и любой предмет или машину.
Условно - решительный, смелый, добрый или трусливый, скрытный, ненадежный и тд.
Можно предположить (хотя тут вроде бы и спорить не с чем), что все вот эти качества Характера через что-то проявляются. Они проявляются через его (человека) привычки, поступки, слова и мысли, через его Знания и Опыт.
Именно так мы оцениваем человека и даем ему характеристику, определяем его Характер, а то, что можно от него в связи с этим ожидать - его Нрав!

Это о том, что касается отдельного человека (Личности). А если мы будем говорить про общество (большое или маленькое не имеет значение), то понятие - Характер, уже как таковое не применяется. Зато на первое место выходит новое обобщенное понятие - Нравы!

Нравы в этом городе были суровыми. Или - Нравы здесь хорошие, добрые. Никто никого не обидит.
Конечно, дать Характеристику обществу можно по разному. Но обычно, в обществе это больше оценивается именно через проявление характеристик, заложенных в Традиции (Обычаи), Знание и Опыт, которыми обладает и пользуется это общество.

Так же, важно отметить, что понятие Нрава тесно связано со словом - Нравиться (уж не знаю, что здесь первично, а что вторично).
Ваша девушка мне по Нраву (нравится). Или - Ваши традиции мне не по Нраву (не нравятся).
Очевидно, что Нравится и Не нравится, это четкое эмоциональное отношение к тому или другому явлению или предмету, основанное на индивидуальностях собственного Характера или (в данном случае) Нраве. Сравнивая окружающую нас действительность со своими Привычками (Традициями) и своими Знаниями, мы выражаем к ней свое отношение.

Далее. Живя вместе, единым обществом, люди постепенно синхронизируют свои привычки (в первую очередь те, которые касаются взаимодействия друг с другом и процесса налаживания между Людьми общественных отношений). Они не могут их не синхронизировать. Иначе они будут разговаривать на разном языке. И в прямом и в переносном смысле. Иначе не получится общества. Они не поймут друг друга и общество развалится, возможно не успев сформироваться. Чтобы общество получилось, надо для начала учиться понимать друг друга.
Совместные привычки членов общества называются Традиции или Обычаи (видимо от слова - Обычно, обычно мы делаем так или вот так. Так принято).
Что касается Знаний и Опыта (что не тоже самое, что само Знание), то общественное Знание и общественный Опыт формируются совокупностью Знаний и Опыта каждого индивидуума входящего в это общество.
Таким образом формируются Нравы этого общества. Его Традиции, его Знания и Опыт его существования. В принципе, это и есть - Культура.

Теперь все члены этого общества в похожих жизненных ситуациях поступают одинаково и обладают совокупным багажом Знаний и Опыта при принятии тех или иных решений.
При этом, индивидуальные привычки отдельных Личностей остаются, поскольку мы все равно все разные по рождению. Но, так или иначе они (привычки), буду подстраиваться (влияния условий жизни или воспитания) к общим привычкам или Традициям данного общества.

Теперь Нравственность.
Нравственность (исходя из вышесказанного) - это совокупность норм и принципов поведения людей (Личностей) по отношению друг к другу, сформировавшаяся на основе принятых в обществе Традиций, состоянии Знания и Опыта присущих этому Обществу. Нравственность - это консолидация Нравов этого общества.

Я думаю, Нравственность в исторической перспективе развития общества в целом и в различных обществах в принципе, всегда была категорией не одинаковой. Даже очень не одинаковой.
По историческим меркам очень недавно, только с развитием широких коммуникаций и трендом на всеобщую глобализацию, мы начали говорить об относительно общих принципах Нравственности всего человечества в целом.
Поэтому, выражение - Нравственный или Безнравственный, всегда надо применять с четким пониманием того, о каком историческом периоде ты говоришь и какое конкретно общество имеешь в виду.

Таким образом, если подходить к понятию Нравственности в наиболее чистом ее виде (без нанесения оттенка от уже известных нам наших собственных нравственных принципов), то Нравственность должна быть отстранена от критериев - хорошо или плохо. Как говориться, что Русскому хорошо, но Немцу - смерть. Нравственность, категория относительная.

Ближе к осознанию понятия.
Если человек с силу своего Характера, принимает решения или совершает поступки не соответствующие общепринятым нормам поведения (определяемым совокупностью Традиций, Опыта и Знаний), принятым в этом обществе, то его решения и поступки несомненно будут признаны Безнравственными. Они не будут нравится большинству членов общества, принимающих общие правила существования данного общества.
И наоборот. Если он соблюдает правила и нормы официально или не официально принятые в данном обществе, то его решения будут в той или иной степени Нравственными.

Теперь о Морали. // Не надо мне читать мораль. //
От латинского moralitas, moralis, mores - традиция, народный обычай, позднее - нрав, характер, нравы.
Все очень близко. Просто, латинское слово.
Я бы сказал так.

Мораль - это нравственное учение, свод правил Нравственности для данного общества (большого или маленького, не имеет значения), в данное конкретное время.

Давайте еще раз.
Нравственность - это нормы и принципы поведения, а Мораль - это учение об этих нормах и принципах.
Не надо мне читать Мораль - это значит, что не надо повторять или объяснять нормы поведения в данном обществе, потому что я их и так знаю или не хочу знать в принципе.
Мораль той басни такова - это значит, что живя в обществе надо соблюдать принципы существования данного общества, иначе результат твоих действий будет отрицательным.

Да. Но есть еще и понятие - Этика.
Как говорят большинство философских энциклопедии и словарей, Этика - это учение (наука) о Морали и Нравственности.
Похоже на масло масляное.
Но я думаю, что все же разница есть. Мораль (как понятие), касается конкретной ситуации и конкретного общества. А Этика - это наука в принципе, изучающая основы появления тех или иных нравственных принципов и правил. А так же их существование, развитие и трансформацию.

Вот. Как то так я это понимаю. У меня в голове Матрешка давно сложилась. Правда, логику и значение вышеприведенных экзотических выражений я так и не понял.)

Поддерживаю

Поддерживаю !

Роман, нас пока мало, но мы в тельняшках