Методика контент-анализа материала на предмет соответствия требованиям Указа Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года разработана и утверждена Научным консорциумом высоких гуманитарных и социальных технологий, рекомендована для использования в экспертном обеспечении исполнения Указа Президента № 809 от 09.11.2022 года с целью пояснения искомого смысла Указа Президента России в исследуемых материалах, документах, проектах.
Автор: П.И. Юнацкевич https://sci.ast.social
Контент-анализ – процедура выявления смысла текста.
Предмет контент-анализа: установление связи смысла документа с целью Указа Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года – воспитание нравственной личности гражданина России, формирование нового мышления граждан (в том числе государственных служащих), для которого характерно доминирование духовного над материальным.
Нравственность – это безвредное и созидательное поведение человека по отношению к самому себе и другим людям. Безнравственность – это вредное поведение и эгоистическое отношение к другим.
Созидание – это самоотдача: человек отдает другим больше, чем получает взамен.
Под приоритетом духовного над материальным понимается процесс созидательного труда человека.
Терминологический глоссарий (ссылка) новой этики определяет понятия мировоззрения высокого нравственного идеала где под приоритетом духовного над материальным понимается процесс созидательного труда человека.
Духовность возникает в человеке, когда он созидает для других. Он одухотворяется этим процессом, становится творцом, мастером.
Запрос на новое мировоззрение, на переформатирование/смену мировоззренческой парадигмы граждан тесно связан с запросом на нравственность.
Для каждого человека фундаментальными ценностями являются свобода и справедливость. Однако старое мировоззрение, основанное на утилитарном, монетарном подходе, по-прежнему утверждает приоритет материальных ценностей над духовно-нравственными ценностями. Это означает, что человек ценит материальное (деньги, собственность, власть как любование своим произволом) выше служения другим людям, которые становятся лишь инструментом добычи денег, собственности, власти. Никому никого не жалко, человека можно использовать, и приносить в жертву, используя старый взгляд на мир (мировоззрение) – разделяй и властвуй.
Опираясь на этот принцип, генерируются различного рода разделители (дизъюнкторы) по религиозному, этническому, социальному и другим признакам, опираясь на которые, разжигается рознь, усугубляются противоречия. Итогом является летальное, кровавое противоборство.
Дизъюнкция, логическое сложение, логическое ИЛИ, включающее ИЛИ; иногда просто ИЛИ — логическая операция, по своему применению максимально приближённая к союзу «или» в смысле «или то, или это». Она выполняет функцию разделения.
Новое мировоззрение граждан основано на духовно-нравственных ценностях. Оно использует конъюнкцию (объединение).
Конъюнкция — логическая операция, по смыслу максимально приближенная к союзу «и». Синонимы: логическое «И», логическое объединение. Конъюнкция выполняет функцию объединения. Её использование в социальной практике генерирует один универсальный соединитель – новый политический принцип «объединяй и созидай».
Функтором принципа нового мировоззрения (нравственного мировоззрения) является категория «нравственность».
Функтор — особый тип отображений между категориями. Его можно понимать, как отображение, сохраняющее структуру. Структуру категории «Нравственность» военные ученые (В.А. Чигирев и П.И. Юнацкевич) институализировали путём переопределения нравственности через ГЭП (глобальный экологический принцип) – человек не должен вредить другому человеку.
Институционализация — процесс превращения каких-либо отношений в институты, то есть в форму организации отношений с установленными правилами, нормами и их саморегуляция.
Нравственные отношения (отношения, построенные на известном правиле «Три С» (III-С): не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
20-летними усилиями ученых Института нравственности (https://in.ast.social) привели к началу процесса смены мировоззренческой парадигмы во всём мире. Декларация нравственного пути человечества (https://in.ast.social/menu-news/645-in021.html) поддержана обществом во многих странах мира. Она основана на нравственном правиле III-C, нормы задаются, поддерживаются, корректируются с помощью дискурсивно- оценочного метода.
Дискурсивно-оценочный метод (ДОМ) — способ организации общественных отношений посредством групповой экспертной и массовой этической оценки социально-значимых решений.
Саморегуляция общественных отношений также осуществляется дискурсивно-оценочным путём (методом).
Преимущество этого института (социального института) в том, что каждый человек может выразить свою оценку и дать комментарий в отношении социально-значимого решения. Причем он может менять свою оценку и комментарий. Наблюдая за дискурсивно-оценочным процессом, каждый может выбирать для себя наиболее безвредное, то есть нравственное отношение к предмету дискурса и оценки. Инструментом саморегуляции выступают дискурсивно-оценочные или социально-оценочные сети нового поколения. Пример такой сети уже создан – это ГлобалНрав (Глобальная нравственность, https://www.m.globalnrav.ast.social).
Социальные активисты, подвижники, добровольцы нравственного пути могут, используя дискурсивно-оценочный метод и новую этику (дискурсивно-оценочную этику, построенную на базе синтеза нравственного правила III-C и дискурсивно-оценочного метода), генерировать новые социально-оценочные или дискурсивно-оценочные сети. Их совокупность будет выполнять функцию глобального этического регулятора поведения социально-значимых субъектов, от которых зависит распределение благ и ресурсов, в том числе финансовых.
Функторы (социально-оценочные сети со встроенной дискурсивно - оценочной этикой, пример ""Стратегия 24") связывают такие категории, как «свобода» и «справедливость», и балансируют их в диапазоне «нравственно – безнравственно», то есть свобода и справедливость становятся в зависимость от проявления их субъектом своих духовно-нравственных ценностей и коррекцией поведения другими.
Духовность — это труд для других людей, при котором человек отдаёт им больше, чем берет взамен. Труд во благо других людей одухотворяет человека, становится его духовной основой.
Нравственность – это такое поведение человека, при котором он не причиняет вред себе и другим людям.
Таким образом, духовно-нравственные ценности преобладают, когда человек не вредит и созидает, а созидая, не вредит себе и другим людям.
Кто обеспечивает этот баланс? Другие. Эта категория включает в себя каждого человека на планете Земля, является основной для нового мировоззрения – нравственного мировоззрения.
Переформатирование старого мировоззрения обеспечивается экосоциальными технологиями.
Технология смены старой мировоззренческой парадигмы основана на дискурсивно-оценочном методе (ДОМ), который заключается в организации широкого участия граждан в обсуждении и оценке социально-значимых решений с позиций ГЭП и III-C;
Экосоциальные технологии (ЭСТ) – это совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании новой мировоззренческой парадигмы нравственного человека.
Новая парадигма мышления основана на практическом применении каждым человеком нравственного правила III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
Технологическое обеспечение новой парадигмы задается экосоциальными технологиями и экопедагогикой.
Экопедагогика – практическая педагогическая наука об обучении и воспитании, дополненная дискурсивно-оценочным методом. Она направлена на то, чтобы во всех сообществах и государствах педагогические системы, используя традиционные методы воспитания и обучения, формировали с 2 лет, и поддерживали на протяжении всей жизни привычку поступать в соответствии с нравственным правилом III-C.
Какая выгода от этого для руководства государств?
Если граждане будут придерживаться единого этического стандарта – не вредить и созидать, тогда граждане не навредят руководителям государства.
А в чем выгода для граждан всех стран мира?
Не вредя другим – невредим будешь. Такой жизненный путь гарантирует каждому сохранение здоровья и долголетия. См. популярную работу Елены Галушко «Долголетие»: https://rpi.ast.social/menu-news/33- iip016.html
Старая парадигма мышления, основанная на приоритете материальных ценностей над духовно-нравственными, Указом Президента Российской Федерации № 809 от 9 ноября 2022 года отменяется. Она устарела, обильно полита кровью людей. Принцип «разделяй и властвуй» заменен на «объединяй и созидай».
Организационное обеспечение продвижения в массы новой парадигмы мышления осуществляют органы государственной и муниципальной власти, институты гражданского общества, такие, например, как международное движение «Нравственная солидарность».
Каждый может принять участие в этом движении, внести свой вклад в прекращение летальных войн.
Это движение фактически выполняет функцию нового интернационала, о котором начали говорить российские политики: https://ivgt.ast.social/246- ivgt013.html
Патологическая привычка управлять путем разделения (разделяй и властвуй) дорого обошлась человечеству.
Вначале был проект двухполярного мира.
Двухполярный мир — это геополитическая концепция, которая предполагает наличие двух главных силовых центров в мировой политике, соревнующихся за глобальное господство. В таком мире влияние и интересы этих двух силовых центров пересекаются и между ними начинается противоборство, разжигаются летальные войны, гибнут люди.
После развала двухполярного мира патологическими лицами (социопатами, утратившими совесть и чувство сопереживания другим людям) для продолжения своего паразитизма была разработана и реализована концепция однополярного мира.
Однополярный мир — это геополитическая концепция, описывающая ситуацию, в которой одна страна или группа стран является доминирующей силой в мировой политике, экономике и военном деле. Но и эта концепция рассыпалась, её человечество не поддержало.
Тогда социопаты, проникшие в органы государственного управления бывшей однополярной державы и международные организации предложили новую концепцию многополярного мира. Её по недомыслию и фундаментальной умственной скромности подхватили многие.
Многополярный мир (многополюсный, мультиполярный мир) — концепция мироустройства, предполагающая наличие многих центров силы (политических, военных, экономических и культурных), сравнимых по своим возможностям и не стремящихся распространить своё влияние друг на друга путём насилия или обмана. Однако на практике многополярность превратилась в раздробленность государств, руководители которых вынуждены придумывать различные разделители своего особенного пути, и погрязли в летальных войнах.
Новая концепция, изложенная в Декларации нравственного пути человечества, устраняет все недостатки двухполярности, однополярности и многополярности мироустройства: https://rpi.ast.social/menu-news/34- iip017.html
Она поддержана общественностью Египта, Киргизии, России, Израиля, Финляндии, Турции, Филиппин, Королевства Таиланд, Франции, Абхазии, Республики Сербия, Беларусью, Вьетнамом, Монголией, а также Русской Православной Церковью, Верховным Буддийским Советом в России и восточной Европе, Инкери, Международным Союзом Женщин, Ассоциацией «Женщины бизнеса». Идет дальнейшее обсуждение декларации и присоединение к ней других народов мира.
Тезис «за то, чтобы всем» принимается мировым сообществом. Процесс глобализации приобретает нравственное координирующее начало. Формируется нравственная атмосфера на планете Земля. Так начинается новый этап эволюции человечества без потрясений, катастроф и летальных войн. Противоборство не исчезнет, оно будет сопровождать человечество и дальше. Однако оно будет иметь гуманный нелетальный характер.
Мир устал от безнравственности, паразитов, великих вождей и людей, использующих старый принцип «разделяй и властвуй». Им на смену приходят политики нового типа – нравственные политики.
Нравственная политика – это такое распределение общественных (не только материальных) благ, при котором соблюдается нравственное правило III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде обитания (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
Политика – это социальные отношения по поводу распределения общественных (не только материальных) благ.
Безнравственная политика – это такое распределение общественных благ, при котором обществу наносится вред, разрушаются социальные и биологические основы жизни человека, возникает неравенство. Безнравственная политика приводит к социальной катастрофе.
Нравственная политика поддерживается правом и дискурсивно- оценочным процессом. Граждане принимают участие в обсуждении и оценке решений по распределению общественных благ. Так создается условие доверия органам государственной и муниципальной власти. У руководства страны возникает нравственное превосходство. Такая власть одерживает победы во всех видах противоборств. Нравственное превосходство, основанное на вовлечении общества в самоуправление и открытое распределение общественных благ, предоставляет каждому подлинную свободу, восстанавливает справедливость, обеспечивает легитимное благосостояние (богатство) граждан.
Нравственная политика становится мягкой силой государства и общества, которая гарантирует их безопасность и развитие. Мягкая сила нравственного государства и общества в виде свободных и богатых граждан, блага которых защищены таким государством, приходит на смену летальным войнам.
В условиях неотвратимости конфликтных ситуаций нравственная политика направлена на формирование гуманного нелетального противоборства конфликтующих сторон.
Нравственная политика является источником национального и международного права ― источником, обеспечивающим экологию социальных отношений в обществе и государстве.
Нравственная политика осуществляется через государственную политику и общественное самоуправление, обеспечивающие поддержку и ответственность в отношении нравственных или безнравственных деяний социальных субъектов.
Нравственную политику могут принимать как руководство к действию политики и граждане всех стран международного сообщества.
Нравственные политики безвредно разрешат основную проблему человечества — неравенство. Для этого они сделают деньги доступным для каждого инструментом созидания, а не эксплуатации и унижения человека.
Люди хотят мира и благополучия. А мир возможен только на нравственном пути: не вредить и созидать, созидая — не вредить; всё вместе обсуждать, оценивать и исполнять.
Чтобы практика нравственного поведения стала основой для гуманитарного прогресса человека (отказа от убийства человека человеком), важно поддерживать в обществе ритуалы дискурса и массового этического (нравственного, морального) оценивания. Для этого руководители органов государственной власти, общественных и частных организаций формируют управленческие, учебные и профессиональные коллективы, через которые осуществляют управленческую и профессиональные практики, процесс воспитания и обучения граждан.
Коллектив – социальная группа, в которой сформирована нравственная атмосфера, характеризующаяся следующими признаками: внутренним единством идей, целей, задач; совместным способом деятельности; взаимовыручкой и поддержкой друг друга по принципу «один за всех и все за одного»; самоуправлением, где каждый член коллектива играет роль исполнителя при решении одной задачи и руководителя при решении другой задачи; возможностью каждому члену коллектива завоевать авторитет в форме общего признания социального и профессионального соответствия занимаемой должности или роли; дружбой, спокойствием и уверенностью в будущем каждого члена коллектива; конструктивным поведением членов коллектива, обеспечивающим им сохранность психического и соматического здоровья; чувством гордости за принадлежность к коллективу; совместным обсуждением и принятием управленческих решений.
Инструмент дисциплинирования поведения властных субъектов получил название «Негативное гражданское согласие».
Негативное гражданское согласие – консолидированное (агрегированное) осуждающее мнение множества социальных субъектов по поводу социальных действий (бездействия) других социальных субъектов, сегодня можно визуализировать в виде наглядных образов, буквально раскрашенных в разные цвета.
Плоскости негативного гражданского согласия визуализированы в цвете (зеленый, синий, красный).
Экологические дискурсивные регуляторы общества (https://www.globalnrav.ast.social) Это этический светофор. В его основание положена шкала вреда.
Зеленый цвет означает, что другие оценивают субъекта как действующего без вреда, который может продолжать дальнейшее действие.
Желтый цвет означает затруднение в оценке субъекта, сложности в распознании вреда от него, успешности социальной маскировки оцениваемого, угрозы которого не различаются другими.
Появление красного цвета напоминает действующему субъекту, что в его действиях другие видят вред или угрозу.
Это повод задуматься, проанализировать сложившуюся ситуацию, привести новые аргументы за и против соответствующих действий.
Важной конструктивной особенностью дискурсивных этических регуляторов является используемый в них принцип самонаказания.
Здесь реализуется принцип воздаяния за вред при жизни конкретного человека. Реализуют его другие путем массовой этической оценки.
Массовая этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта другими оценщиками.
У объекта массовой этической оценки формируется ответственность за совершение социального действия. В случае вредного социального действия возникает чувство вины, без которого не может быть и речи о полноценном исправлении, восстановлении социального здоровья.
Целительное чувство вины и связанное с ним чувство стыда приводит к самокоррекции поведения субъекта. Он может публично покаяться, извиниться в сети перед другими за свои вредные действия. При этом у него возникает ясное понимание, что никто другой, кроме него, не виноват. Он сталкивается с внутренним вопросом: «Зачем я это сделал?», «Я больше не буду». И это путь к его нравственному совершенствованию.
Для того чтобы эта технология носила гуманный характер, её применение корректно не для оценки поведения простых граждан, а для отражения обратных социальных связей к субъектам управления (руководителям). Именно эта социальная группа является объектом публичного внимания, а их решения проходят через дискурсивно-оценочные практики, что автоматически совершенствует их, делает адекватным запросам человечества на мир и благополучие.
Можно ли злоупотребить такой технологией? Нет, так как она имеет свойства блокирующей технологии (БЭСТ): https://www.igumt.ast.social/menu-news/59-igu009.html
Технология БЭСТ для каждого гражданина:
1. Лично встать на нравственный путь, перестать вредить себе, другим людям и среде обитания.
2. Увидел вред – говори «нет» мыслью, словом, делом. Проявляй несогласие с произволом социопатов. Игнорируй информационный мусор и ложь, которую распространяют социопаты. Сам производи оценки, а не пересылай чужие мысли.
3. Обсуждай и оценивай социопатов в дискурсивно-оценочных сетях. Пример такой сети: Глобальная нравственность GN (https://globalnrav.ast.social).
4. Приглашай к обсуждению и оценке как можно больше других граждан, специалистов, экспертов. От количества и качества участников обсуждения и оценки зависит наступление блокировки паразитической вредоносной активности социопата, ставшего объектом групповой экспертной и массовой этической оценки.
5. Активно информируй общество всеми средствами коммуникаций о результатах осуждения и оценки конкретного социопата. Тогда сработает блокирующий эффект, который называется визуализацией негативного гражданского согласия.
Новое мировоззрение – это взгляд на мир через «призму нравственности».
Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества; особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Нравственность формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.
Нравственное воспитание граждан направлено на формирование безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности.
Безопасность человечества обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования всего человечества. Это основание для эволюции без потрясений и катастроф и нового принципа локального и глобального управления «объединяй и созидай», построенного на логической связке «И», «И».
Деструктивную связку «ИЛИ», «ИЛИ» человечество оставляет в мрачном прошлом, чтобы её не повторить в своем будущем.
Порядок экспертизы
При анализе закона, документа, проекта, решения, приказа, постановления (а также любого материала: текста, видео, аудио, фрагмента публичной речи, вербального поведения в социальных сетях и так далее) на его соответствие Указу Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года применяется научный метод контент-анализа текста документа.
Задачи контент-анализа:
- установление смысловых логических связей между способами достижения цели в изучаемом документе и способами, отраженными в Указе Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года;
- установление связи между результатом, описанным в документе и результатом, установленным Указом Президента № 809 от 09 ноября 2022 года.
Заключение, которое делает руководитель, осуществляя экспертизу любого документа или материала на соответствие его требованиям Указа Президента России № 809 от 09 ноября 2022:
Выявлена или не выявлена связь между целями, способами ее достижения и планируемым результатом документа с целями, способами ее достижения и планируемым результатом, установленным Президентом России в Указе № 809 от 09 ноября 2022.
Анализируемый фрагмент материала текст документа, фрагмент видеоматериала, фрагмент аудиоматериала, фрагмент речи должностного лица.
Эталон сравнения:
- Направлен на формирование нравственных идеалов в мировоззрении и поведении человека;
- Направлен на формирование нравственных идеалов в мировоззрении и поведении человека;
- Направлен на профилактику суицидального поведения (укрепление ценности жизни) граждан;
- Направлен на поддержание достоинства (чести и достоинства) граждан
- Направлен на защиту прав и свобод человека (перечень прав и свобод указан в Конституции РФ)
- Направлен на укрепление гражданственности (формирование способности и готовности граждан реализовывать свои гражданские права)
- Направлен на формирование мотивации служения Отечеству и закрепление чувства ответственности за его судьбу
- Направлен на формирование способности и готовности граждан создавать и сохранять крепкую семью
- Направлен на формирование способности и готовности граждан созидательно трудиться
- Направлен на формирование в мировоззрении человека приоритета духовного над материальным
- Направлен на формирование в мировоззрении человека гуманного отношения к другим людям (не вредить другим)
- Направлен на формирование способности и готовности граждан проявлять милосердие к другим людям
- Направлен на формирование способности и готовности граждан поддерживать справедливость в отношениях
- Направлен на формирование способности и готовности граждан к коллективному действию и труду
- Направлен на формирование исторической памяти граждан Российской Федерации
- Направлен на формирование преемственности поколений в Российской Федерации
- Направлен на формирование у граждан представления и чувства единства народов России
Указаны субъекты, ресурсы, способы, методы, сроки, индикаторы контроля и ответственные лица за формирование ценности у граждан
Вывод о соответствии или ненадлежащем соответствии требованию Указа Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года
Итоговое заключение:
Контент анализ произвел:
Дата, время, место экспертизы:
Результаты контент-анализа переносятся в дискурсивно-оценочный процесс, который позволяет их уточнить и скорректировать.
Описание подхода к исследованию
В качестве материалов, содержащих объекты контент-анализа, могут выступать материалы, документы, проекты, аудио и видеоматериалы, также вещественные доказательства (ч. 1 ст. 81 УПК РФ), и иные документы (в их понимании в контексте уголовно-процессуального права). Согласно ст. 83 УПК РФ иные документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменном, так и в ином виде.
На экспертизу представлены информационные материалы (тексты, изображения, а также их комбинация), которые отражают речевую и коммуникативную деятельность и поведение человека, в том числе являются продуктами такой деятельности.
Объектом исследования может является сообщение, имеющее визуальную форму (вербальная и невербальная информация или их совокупность), размещенное в сети Интернет, извлеченное из него и зафиксированное в протоколах ОРМ «Исследование предметов и документов», рапорте по результатам проведения ОРМ (оперативно- розыскного мероприятия).
Объект экспертизы исследуется только с учетом контекста его размещения и той коммуникативной ситуации, в которой он использовался. На экспертизу может быть представлен материал, который фиксирует речевую, коммуникативную деятельность человека.
Основная экспертная задача состоит в установлении типа "нравственного" значения, выраженного в материалах через установление совокупности специальных - психологических и лингвистических - признаков явлений, соотносимых с понятиями, содержащимися в законодательных актах, имеющих отношение к регулированию действий, направленных на практическое исполнение требований, определенных Указом Президента России № 809 от 9 ноября 2022 года в целях воспитания нравственной личности гражданина России, формирования нового мышления граждан (в том числе государственных служащих), для которого характерно доминирование духовного над материальным, а также защиту от деструктивной идеологии.
Типы «нравственных» значений отражены в применяемых нормах Указа Президента России № 809 от 9 ноября 2022 года:
- (Н1) «доминирование духовного над материальным» в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поддержания международного мира и безопасности";
- (Н2) «созидательный труд» - самоотдача: человек отдает другим больше, чем получает взамен в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- (Н3) «коллективное управление» - процесс совместного обсуждения, принятия и исполнения управленческих решений, что является условием национальной безопасности Российской Федерации.
Маркеры нравственности:
жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Типы деструктивных значений также отражены в применяемых нормах Указа Президента России № 809 от 9 ноября 2022 года:
- (Д1) «доминирование материального над духовным», то есть ориентация на извлечение выгоды, корыстный умысел завладения деньгами, собственностью и иными материальными ценностями, что является условием подрыва национальной безопасности Российской Федерации, нарушения международного мира и безопасности;
- (Д2) «эгоизм» как исключение созидательной деятельности, узкая направленность интересов человека на удовлетворение исключительно своих потребностей во вред другим гражданам, что является условием подрыва национальной безопасности Российской Федерации;
- (Д3) «произвол» - нарушение этических и правовых норм в угоду личным корыстным интересам во взаимоотношениях с гражданами и организациями, что является условием подрыва национальной безопасности Российской Федерации.
В соотнесении с типами «нравственных» и «деструктивных» значений и соответствующими понятиями законодательства в рамках экспертизы решаются следующие вопросы:
1. Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков нравственности и/или деструктивной идеологии?
2) Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков обоснования, убеждения, оправдания деструктивного способа реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов, исполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления Российской Федерации своих полномочий?
Маркеры деструктивной идеологии:
Деструктивная идеология – это культивирование приоритета материального над духовным: безнравственности, вседозволенности, эгоизма, веры в деньги как в Бога.
Деструктивное идеологические воздействие на граждан России - насаждение чуждых российскому народу и разрушительной для российского общества системы идей и ценностей, включающая культивирование эгоизма, вседозволенности, безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценностей крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений, путем распространения деструктивной идеологии, а равно публичное безнравственное поведение должностного лица органа государственной и муниципальной власти.
Социально-паразитическая структура – организация, все усилия которой направлены на получение средств для поддержания собственного существования. Характерным свойством такой структуры является имитация её основной деятельности по решению актуальных социальных задач.
Социальный паразитизм – способ существования социального субъекта, руководствующегося идеей личной наживы любой ценой. Следствие культа денег, двойных стандартов, расхождения слова и дела. Социальный паразит живет за счет других социальных субъектов, не участвуя в их созидательной деятельности или имитируя такое участие.
Социопатия – общественно-опасное заболевание, сопровождаемое утратой совести и чувства сопереживания другим людям.
Результаты распространения деструктивной идеологии:
а) создание условий для саморазрушения власти и общества, развал государственного управления, ослабление семейных, дружеских и иных социальных связей;
б) усиление материального, образовательного и культурного расслоения общества, снижение роли социального партнерства, обесценивание идей созидательного труда и взаимопомощи;
в) причинение вреда нравственному здоровью людей, навязывание представлений, предполагающих отрицание человеческого достоинства и ценности человеческой жизни;
г) внедрение антиобщественных стереотипов поведения, распространение аморального образа жизни, вседозволенности и насилия, рост употребления алкоголя и наркотиков;
д) формирование общества, пренебрегающего духовно-нравственными ценностями;
е) искажение исторической правды, разрушение исторической памяти;
ж) отрицание российской самобытности, ослабление общероссийской гражданской идентичности и единства многонационального народа России, создание условий для межнациональных и межрелигиозных конфликтов;
з) подрыв доверия к институтам государства, дискредитация идеи служения Отечеству, формирование негативного отношения к воинской службе и государственной службе в целом;
и) корыстную мотивацию пребывания лиц на должностях государственной службы и торговлю государственными функциями и должностными обязанностями.
Задачи, связанные с установлением признаков «нравственности» и «деструктивности», решаются путем выявление признаков нарушений Указа Президента России № 809 от 9 ноября 2022 года с использованием в качестве сравнительного образца диагностического комплекса.
Диагностический комплекс «нравственность»
Компонент значения: Тематика
Лингвистические признаки: Предмет материала, проекта, документа, речи:
а) граждане Российской Федерации
б) органы государственной власти Российской Федерации
в) органы муниципальной власти
Сообщаемый тип информации: аргументирующий
Психологические признаки значения: Отраженная в материале ситуация (контекст, смысл) связаны с категорий «нравственность»:
- (Н1) «доминирование духовного над материальным» в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, поддержания международного мира и безопасности";
- (Н2) «созидательный труд» - самоотдача: человек отдает другим больше, чем получает взамен в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;
- (Н3) «коллективное управление» - процесс совместного обсуждения, принятия и исполнения управленческих решений, что является условием национальной безопасности Российской Федерации
Компонент значения: Отношение
Лингвистические признаки: Выражена оценка действий, связанных с реализацией материала, документа, проекта: автор считает их необходимыми, целесообразными для адресата
Психологические признаки: Автор/публикатор выражает свое позитивное эмоционально-смысловое отношение к ситуации, оценивает ситуацию как позитивную для адресата, соответствующую его потребностям и интересам и требующую его участия, вмешательства, совершения определенных действий, отвечающих этическими правовым требованиям России. Автор дает положительную оценку предлагаемым (описываемым) им действиям и их последствиям и/или обосновывает их правильность
Компонент значения: Цель
Лингвистические признаки: Речевая цель: обоснование, побуждение к определенным действиям.
Психологические признаки: Формирование у адресата представления о возможности действия и отношения, соответствующего этому представлению, а также готовности (намерения) совершить указанные действия.
Для этого могут использоваться различные способы воздействия на сознание адресата: приемы предъявления юридического, экономического, технического, социального доказательства, образа для подражания, эксплуатации значимых потребностей и отношений адресата и др.
Задачи, связанные с установлением признаков деструктивности, решаются с использованием в качестве сравнительных образцов диагностических комплексов.
Диагностический комплекс «деструктивность»
Компонент значения: Тематика
Лингвистические признаки: Предмет материала, проекта, документа, речи:
а) граждане Российской Федерации
б) органы государственной власти Российской Федерации
в) органы муниципальной власти
Сообщаемый тип информации: аргументирующий
Психологические признаки: Отраженная в материале ситуация (контекст, смысл) связаны с категорий «деструктивность»:
- (Д1) «доминирование материального над духовным», то есть ориентация на извлечение выгоды, корыстный умысел завладения деньгами, собственностью и иными материальными ценностями, что является условием подрыва национальной безопасности Российской Федерации, нарушения международного мира и безопасности;
- (Д2) «эгоизм» как исключение созидательной деятельности, узкая направленность интересов человека на удовлетворение исключительно своих потребностей во вред другим гражданам, что является условием подрыва национальной безопасности Российской Федерации;
- (Д3) «произвол» - нарушение этических и правовых норм в угоду личным корыстным интересам во взаимоотношениях с гражданами и организациями, что является условием подрыва национальной безопасности Российской Федерации
Компонент значения: Отношение
Лингвистические признаки: Выражена оценка действий, связанных с реализацией материала, документа, проекта: автор считает их необходимыми, целесообразными для адресата
Психологические признаки: Выражение негативного отношения к идеалам патриотизма, служения Отечеству, естественного продолжения жизни, ценности крепкой семьи, брака, многодетности, созидательного труда, позитивного вклада России в мировую историю и культуру, разрушение традиционной семьи с помощью пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений
Выражения позитивного отношения к приоритету материального над духовным, извлечению выгоды из отношений
Нравственные действия граждан, органов власти оцениваются как вредные, опасные, направленные против интересов Российской Федерации и ее граждан, против международного мира и безопасности
Предлагаемый адресату взгляд на проблему преподносится как единственно верный, справедливый, соответствующий потребностям адресата
Компонент значения: Цель
Лингвистические признаки: Выражена (в том числе имплицитно) речевая цель "убеждение", т.е. побуждение к изменению мнения в том, что цели граждан, органов государственной и муниципальной власти не являются нравственными, они деструктивны
Психологические признаки: Автор стремится сделать адресата своим единомышленником.
Коммуникативные действия направлены на формирование у адресата:
- представления о несоответствии (противоречии, противоположности) совершаемых действий целям защиты интересов государства и его граждан, поддержания международного мира и безопасности;
- негативного образа органов государственной и муниципальной власти и негативного эмоционально- смыслового отношения к их действиям (их использованию); готовности к принятию предлагаемой точки зрения;
Информация сообщается для изменения установок адресата (используется рациональная и/или эмоциональная аргументация рассчитанная на активацию определенных реакций, переживаний, отношений - тревоги, страха, доверия, чувства долга, сопереживания, негодования, стыда, вины, вражды и др.)
Последовательность действий специалиста по экспертизе
В соответствии с общими принципами построения процесса решения диагностических задач исследования включают аналитический и сравнительный этапы. На стадии аналитического исследования специалист устанавливает особенности материала, коммуникативной ситуации, изучает признаки объекта, поступившего на исследование, проводит трехкомпонентный лингвистический и психологический анализ объекта:
1) предметно-тематический (о ком/чем и что именно говорится);
2) оценочно-экспрессивный (как оценивается то, о чем говорится, и какие эмоции у автора вызывает);
3) целевой (зачем говорится).
Далее проводится сравнительное исследование выявленных лингвистических и психологических признаков представленного объекта и сравнительных образцов (диагностических комплексов признаков «нравственных» и «деструктивных» значений) с целью установления их совпадений и различий.
Сравнение осуществляется последовательно по всем выявленным признакам. Задача сравнительного исследования состоит в установлении наличия/отсутствия системы признаков, характерной для образца (соответствующего диагностического комплекса (ДК)). При сравнении исследуемого объекта с ДК должны сопоставляться все типы признаков - тематические, оценочные, целевые - и вся совокупность признаков - психологических и лингвистических (таблицы 2, 3).
Оценка результатов исследования осуществляется на основе установленных совпадений или различий признаков исследуемого объекта с диагностическим комплексом (сравнительным образцом). Выявленные признаки совпадения должны образовывать требуемую (приведенную в таблицах 2, 3) совокупность. Итогом оценки всех выявленных признаков является констатация того, что совокупность признаков, наблюдаемая в исследуемом объекте, присуща либо не присуща сравнительному образцу (ДК).
Итоговая оценка является интегративной, т.е. основывается не на сложении (сумме), а на совокупности признаков. Ее обоснование (т.е. указание того, как выражено «нравственное» или «деструктивное» значение) приводится в синтезирующей части заключения специалиста.
Результаты оценки признаков служат основанием для формулирования следующих выводов специалиста:
1. Категорический положительный (свидетельствующий о наличии искомого значения) - при наличии совокупности признаков (всех лингвистических и всех психологических признаков по трем компонентам - тематике, отношению и цели), совпадающих с признаками соответствующего ДК.
В случаях, когда имеет место размещение (публикация), использование самостоятельного продукта (ролика и т.п.) публикатором, не являющимся его автором, коммуникативное действие заключает в себе два разных сообщения, которые могут существенно различаться по направленности и составу признаков:
1) сопровождающее сообщение, сделанное публикатором, передается самим фактом привлечения внимания к сообщению через его размещение в Интернете, а также через сохраняемое или присваиваемое ему название и возможные комментарии, которые содержат информацию об отношении к размещаемому сообщению и транслируют это отношение адресату;
2) само размещаемое, публикуемое сообщение, создателем которого может быть как сам публикатор, так и другие лица. Если обнародуется чужой текст, то коммуникативные цели автора-публикатора и автора-создателя могут принципиально различаться и иметь противоположную направленность. Специалист в таких случаях не может просто положительно или отрицательно ответить на вопрос, имеются ли в материалах совокупность признаков, а должен указать, где именно содержатся такие признаки:
а) в размещенном тексте (ролике) под названием ...;
б) в коммуникативных действиях публикатора (разместившего ролик под названием ..., с комментарием).
2. Категорический отрицательный:
1) при неполном совпадении признаков объекта с признаками ДК (типичные случаи неполного совпадения с диагностическим комплексом: отсутствие указанной в ДК тематики, предмета речи; наличие тематики, но отсутствие указанного отношения и/или коммуникативной цели; отсутствие адресата и др.);
2) при полном несовпадении признаков объекта с признаками ДК.
3. Условно-разделительный (положительный или отрицательный) - в тех случаях, когда имеет место альтернативная неоднозначность смысла объекта: возможность двоякого - "нравственного" и "деструктивного" - понимания значения использованных средств.
4. Вероятный положительный или отрицательный в тех случаях, когда имеется двусмысленность текста, и одно из значений двусмысленного текста является "деструктивным", совокупности однозначно установленных признаков недостаточно для категорического вывода. Если коммуникативная ситуация исключает спонтанность, необдуманность высказывания, то эксперты указывают в заключении на наличие признаков выражения такого "деструктивного" значения, при этом в выводе должна быть отражена и неоднозначность текста;
5. О невозможности решения поставленного вопроса (в тех случаях, когда существует полная неоднозначность, выявленные признаки недостаточны для какого-либо определенного положительного или отрицательного вывода). Материал, документ, проект, сообщение могут носить настолько неопределенный характер, что допускает самые разные варианты понимания, не опирающиеся на коммуникативную ситуацию и значение использованных вербальных и невербальных средств, вследствие чего установить значение какого-либо смыслового компонента невозможно (ситуация полной неоднозначности). В таком случае выраженность в тексте «деструктивного» значения не может быть установлена (не может быть установлено, о чем идет речь либо что сказано, каковы цель и отношение).
Поставленные вопросы должны входить в структуру знаний специалиста и его подготовки:
1) Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков нравственности и/или деструктивной идеологии?
2) Содержится ли в представленном материале совокупность лингвистических и психологических признаков обоснования, убеждения, оправдания деструктивного способа реализации гражданами своих прав, свобод и законных интересов, исполнения государственными органами власти и органами местного самоуправления Российской Федерации своих полномочий?
Директор Научного консорциума консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий П.И. Юнацкевич
https://sci.ast.social Контакт для сотрудничества и повышения квалификации эксперта: 9301742@gmail.com
Источник: Научный консорциум высоких гуманитарных и социальных технологий
Комментарии 0