Летняя Сретенская конференция 2024 продолжает осмысление с разных сторон жизнедеятельность человечества, условия воспроизводственной деятельности современного общества. Задача очередного обмена мнением постараться нащупать и выявить существующие аттракторы и освободить их от существующих препятствий.
Именно в этом заключается управление Большим антропным переходом. Но в «горлышке» ли мы находимся? Если посмотреть с точки зрения управления государством, а тем более относительно духовно-нравственных ценностей. Хаос ли это, который многим видится в образе государственного управления, или это на самом деле малоизученный порядок.
Может нам стоит не мешать, не сопротивляться тем процессам и явлениям, которые происходят в современном мире. Вот тот вопрос, на который может ответить, только научное сообщество. Сретенский клуб носит имя известного ученого синергетика Сергея Павловича Курдюмова, который предсказывал, что управление будущим заключается в видении заданных свыше основных направлений, аттракторов. «Знание путей развития, внутренних целей и сознательный выбор правильного этически применимого для человечества пути – вот задача!» Движение по этим линиям ускорит переход в новое качество и даст человечеству новый исторический шанс. По словам С.П.Курдюмова, «те, кто идет против этого, будут сметены!».
Докладчик: Сафиоллин Алексей Маулитжанович, Действительный муниципальный советник 1 класса, Директор Института нравственной культуры, Основатель платформы «Стратегия 24», Эксперт Сретенского клуба.
Тема моего доклада: «Государственное и муниципальное управление в парадигме духовно-нравственных ценностей»
Технология изменения государственной политики без опереления принципов, методов и инструментов достижения поставленных руководством страны в Указе №809 невозможно.
Начнем с государственного и муниципального управления. рассмотрим взаимодействие двух основных систем, которые определяют воспроизводственную деятельность. Деятельность людей способную воспроизводить, а не уничтожать себя, изменять в лучшую сторону качество жизни, безопасность, культуру, благосостояние и конечно определять суверенитет государства.
Государственная политика в сфере стратегического планирования представляет собой совокупность скоординированных мер, направленных на определение долгосрочных целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности, стратегических национальных приоритетов, путей и основных инструментов их достижения с учетом национальных интересов Российской Федерации. Основным направлением являются обеспечение непрерывности цикла разработки, реализации и корректировки документов стратегического планирования.
Важнейшим, значением для эффективности работы сложной системы является многоуровневая сетевая конфигурация (расположение частей элементов), сетевой матрикс (удерживать связь и работоспособность частей между собой и сетевой мотиватор (тяговая сила, социальный движок направленный на сетевой дискурс), это основные факторы, обеспечивающие динамику всей системы.
Формирования единого цифрового информационного пространства осуществляется в интересах стратегического управления в Российской Федерации. Совершенствование управлением информационными потоками для повышения эффективности использования распределенной информации, содержащейся в государственных информационных системах. Формирования единых исходных данных, используемых участниками стратегического планирования, а также унификации методологии расчетов показателей, их целевых и предельно допустимых (критических) значений, информационного обеспечения координации процессов стратегического планирования и мер бюджетной политики.
Развитие технологических возможностей обработки больших объемов данных и подготовки на их основе обобщенных информационных и аналитических материалов, необходимых для выработки стратегических и тактических решений и моделирования последствий принятия оперативных управленческих решений.
В общей системе выделено зеленым цветом связь ДСП (Документы стратегического планирования, согласно ФЗ-172) которые составляют основу-скелет «единой системы», определяют связь конкретных действий (мероприятий) с руководством страной, ресурсами и возможностями государства, планируют, программируют и уточняют роль и влияние на социально-экономическое развитие РФ и определяют качественные изменения в жизни каждого человека. Прогнозы являются статическими документами системы, документ отражает отчетный период на 3 года и является основным документом для формирования и корректировки федерального, региональных и муниципальных бюджетов расходов.
Механика стратегического планирования и управления создана на принципах саморазвивающейся системы развития, но для ее «оживления» требуется еще один механизм «СОЦИАЛЬНЫЙ МОТИВАТОР». Он выполняет функцию оперативного управления, дисциплинирования и мотивации с помощью системного мониторинга, анализа текущей ситуации.
ПРИНЦИПЫ
Принципиальное в АСУ заключается в том, что это автоматизированная система управления сконструирована как дискурсивно - оценочная сеть. Суть новой субъективности – это визуализация реакции на происходящее.
МЕТОДЫ
Дискурсивно-оценочный метод заключается в закрытом и открытом режиме в реальном времени направленный на дискурс. Цель визуализация положительных и отрицательных обратных связей для органов власти муниципалитетов, субъекта и страны в целом.
ИНСТРУМЕНТЫ
Дискурсивно-оценочные сети составляют технологическую базу экосоциальных технологий. Учет, контроль, прогноз, обоснование проектов и программ на оптимальное использование производственных сил и бюджетных средств.
ПРАКТИКИ
Дискурсивные практики как публичные процедуры, это свободное участие заинтересованных общественно-экспертных Советов в оценке и обсуждении социально-значимых действий. Дискурсы носят непрерывный характер.
Как встроить новую государственную политику по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей в государственное управление?
ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
1. Сохранение и укрепление традиционных ценностей, обеспечение их передачи от поколения к поколению, поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России;
2. Укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности и российской самобытности, межнационального и межрелигиозного согласия на основе объединяющей роли традиционных ценностей;
3. Воспитание в духе уважения к традиционным ценностям как ключевой инструмент государственной политики в области образования и культуры, необходимый для формирования гармонично развитой личности.
МЕХАНИЗМЫ
1. Обеспечение межведомственной координации деятельности по защите традиционных ценностей;
2. Корректировка документов стратегического планирования в целях более эффективного решения задач по сохранению и укреплению традиционных ценностей, определения ориентиров для выбора целей и наиболее эффективных механизмов обеспечения национальных интересов в данной области;
3. Разработка органами публичной власти планов мероприятий по реализации настоящих Основ; доработка органами власти документов стратегического планирования с учетом целей и задач государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
ИНСТРУМЕНТЫ
1. Мониторинг достижения целей государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей, в том числе выполнения планов мероприятий по реализации настоящих Основ;
2. Оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки;
3. Осуществление органами публичной власти контроля за соответствием финансируемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации мероприятий целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей;
ПРАКТИКА
1. Совершенствование нормативно-правовой базы на региональном и муниципальном уровнях;
2. Поддержка общественных проектов и институтов гражданского общества в области патриотического воспитания направленных на продвижение традиционных ценностей в информационной среде и сохранения историко-культурного наследия народов России;
3. Защита и поддержка русского языка как языка государствообразующего народа, привлечение институтов гражданского общества, в том числе религиозных организаций, методическая помощь при формировании государственного заказа на проведение научных исследований, создание информационных и методических материалов.
Организации взаимодействия власти, бизнеса и общества является важнейшей задачей сегодняшнего дня. Обеспечение обратной связи формируют следующие ценности:
Для власти - увеличивает доверие. Единый общественный ситуационный центр по поддержке принятия решений, комплексное планирование развития, эффективный контроль за деятельностью на местах, организация прозрачной обратной связи с бизнесом и гражданами, выявление проблемных точек деятельности аппарата, системное повышение уровня доверия.
Для бизнеса - усиливает влияние. Сетевое взаимодействие, быстрый поиск партнеров, реализация проектов в любой точке страны, упрощение ведения бизнеса, системное взаимодействие с региональными и местными органами власти.
Для общественных лидеров - обеспечивает признание. Творческая реализация собственных проектов, выдвижение инициатив в общественной жизни, прямое участие в общественном контроле деятельности власти и бизнеса, публикации личного мнения по конкретным социально-общественным проектам.
Разработанные технологии снижения социального напряжения людей разделены на две группы:
1. Экосоциальные технологии воспитания и обучения, которые объединены в новое педагогическое направление - нравственную педагогику, состоящую их специальных учебно-воспитательных комплексов, реализуемых через традиционные педагогические системы (учреждения образования) на протяжении всей жизни человека, обеспечивающие формирование нравственного поведения человека, то есть практическую реализацию правила III-C в поведении и мышлении каждого гражданина: на вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом.
2. Экосоциальные технологии дисциплинирования, к которым относится формирование профилей публичной личности, групп и коллективов, социальная оценка (экспертным сообществом и другими) любого субъекта деятельности, индексирование на базе применения методов групповой, коллективной и массовой оценки публичной личности (ГОЛ, КОЛ, МОЛ) и метода естественных тестов (МЕТ), основанных на распознании и экспертной социально-психологической оценке фрагментов поведения человека. Применяются эти технологии в автоматическом режиме с помощью соответствующих автоматизированных систем управления (АСУ) для дисциплинирования поведения человека. Эти технологии позволяют купировать недостатки правовой системы государства, в котором институты права не в состоянии обеспечить дисциплинирование масс, минимизировать криминализацию государства и общества.
Путь в будущее человечества неразрывно связан с новой этикой, направленной на воспитание нового человека, невредящего и созидающего. Такой человек не будет вести летальных войн, а противоборство неизбежно и будет осуществляться с помощью нелетальных гуманных средств и способов борьбы, которые разработаны были еще в СССР нашими военными учеными.
Оценка этичности социального действия каждого каждым обеспечивает права и свободы каждого не декларативно, а, по существу.
Ценности не возникают без их оценки.
Сохранение и укрепление ценностей осуществляется путем их регулярной групповой и коллективной оценки субъектов публичной деятельности, а не массовой оценки населения по типу социального рейтинга в Китае или QR- кода англо-саксонских технологий Шваба. В этом принципиальное отличие новой или дискурсивно-оценочной этики от старой этики. Этическая норма задается дискурсом, корректируется групповой, коллективной и массовой оценкой поведения конкретных субъектов, придавая этому поведению этический, то есть нравственный характер.
Основным способом формирования нравственного поведения выступают массовые этические оценки и визуализация их результатов в режиме реального времени. Визуальное отражение в информационных средах и дискурсивных площадках результатов массовых этических оценок выполняет функцию формирования нравственного поведения – этического регулятора.
Институтом нравственной культуры разработана новая этика как технология блокировки деструктивной идеологии (дискурсивно-оценочная этика).
Этика (нрав, обычай) — практическая наука и философская дисциплина, исследующая нравственность и нравственные правила, лежащие в основе поведения людей.
В науке под этикой понимают область знания, а под нравственностью — то, что она изучает. Термин «этика» иногда употребляется также для обозначения системы моральных норм определённой социальной группы, построенных на базе того или иного нравственного правила или принципа с учетом особенностей своей культуры и жизнедеятельности, традиций и взглядов.
Старая этика, которую использовало человечество, была основана на манипуляторных понятиях «добро» и «зло», с помощью которых объект, подлежащий разграблению, раскашивался под «зло», а субъект ограбления под «добро». Таким образом старая этика стала причиной постоянных кровопролитий при перераспределении ресурсов и обеспечивала высокую летальность войн. Она оказалась противоречивой, обманчивой, вредной для всего человечества. Цель старой этики – разделить людей на «добрых» и «злых», «хороших» и «плохих», «наших» и «не наших». Возникло неравенство, эксплуатация и угнетение человека человеком, и как следствие летальные войны.
Большинство людей нуждается в простой и понятной истине, близкой и достижимой цели. Эта истина–цель находится рядом. Она интуитивно ясна и близка каждому человеку. Имя ей - «нравственность». Именно нравственность является имманентно присущей и принципиально не отчуждаемой собственностью человека.
Нравственный путь, по которому завтра или послезавтра будет вынуждено пойти человечество чтобы выжить, и есть путь построения будущей цивилизации. Государство и общество призваны помочь человеку стать нравственным. Каждый человек, идя по пути достижения нравственности, вносит свой вклад в построение этой цивилизации.
Новая этика определяет содержание мировоззрения нравственного человека, формирует социально-важные качества и объединяет в себе традиционные российские духовно-нравственные ценности, отраженные в Указе Президента России № 809 от 09 ноября 2022 года «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
В новой российской государственной политики впервые в мире юридически определены и закреплены правовые механизмы и инструменты достижения высокого нравственного идеала и дана правовая основа примата духовного над материальным.
Реализовывая Указ Президента России «Путь в будущее» станет духовно-нравственным, гуманным и благостным для каждого гражданина, будет являться практическим примером народам всего мира. Он укажет верное направление цивилизационного развития – «Великий нравственный путь России и всего человечества», это формирование нравственной атмосферы на планете Земля. Путь нравственности для конкретного человека и для общества в целом интересен и неисчерпаем, как и сама жизнь. Мы – только в начале пути в будущее.
Новая или дискурсивно-оценочная этика – это область исследований, в рамках которой изучается нравственность и способы её воспитания. Нравственность - поведение человека, при котором не причиняется вред себе, другим и окружающей среде.
Новая этика выражает основную сферу регуляции человеческих отношений и связанные с ней чувства солидарности, справедливости, свободы и этических ограничений поведения. Новая этика лежит в основе экологических социальных технологий (экосоциальных технологий), обеспечивает гармоничное развитие личности в гармонично развитом обществе.
Экосоциальные технологии - совокупность приемов применения дискурсивно-оценочного метода при формировании нравственного мировоззрения для всего человечества. Эти технологии используются для обеспечения примата духовного над материальным в сознании и поведении человека. На базе экосоциальных технологий конструируются, и внедряются дискурсивно-оценочные сети, встроенные в единое пространство государственного управления с функцией публичной поддержки принятия решений, которые обеспечивают нравственное и созидательное поведение людей, нравственное поведение и нравственное управление.
Нравственное поведение – это поведение, при котором исключается причинение вреда себе, другим людям и окружающей среде.
Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека. Нравственность, это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества.
Нравственное управление – это процессы целеполагания, мотивации, организации, исполнения и контроля решений органов власти и частных организаций, исключающие причинение вреда гражданам и среде их обитания.
Структуру новой этики составляют экосоциальные технологии, обеспечивающие формирование нравственного поведения у любого социального субъекта.
В старой этике использование понятий «добро» и «зло» осуществлялось для прикрытия последующего отъема и перераспределения ресурса к личной выгоде. Особенно это присуще и глубоко завуалировано в технологиях неолиберальной идеологии. Так реализовывался корыстный мотив, прикрываемый полной безответственностью. Лица, мировоззрение которых составила старая этика, стали получать и использовать криминальный опыт для личного материального обогащения. Они оказались неспособными управлять государством во благо народа. Поэтому и не могут найти поддержки в народе, что очевидно во время войны, когда народ не заинтересован в победе своего правящего режима, особенно, если эта война идет не за человека, а за территории. Опереться на народ такие криминальные руководители не могут. Их опора – это банды, мафии, кланы, куда они и несут все наворованное. Такой путь утомил все человечество, ибо он кровавый, несправедливый, безнравственный.
Новая этика обеспечивает примат духовного над материальным, задает нравственное координирующее начало любого дела. Социальные субъекты не должны наносить ущерба друг другу, все проблемы решаются в дискурсах. Привычка нравственного поведения социальных субъектов в публичных и частных отношениях, построенных на принципе непричинения ущерба друг другу, формируется автоматически путем практического применения экосоциальных технологий.
Нравственность, как идея непричинения вреда, естественным образом принимается каждым человеком, используется в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации, выступает основой всей жизнедеятельности граждан, обеспечивает истинный суверенитет, безопасность и благосостояние народа.
Указ Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 года направлен на преодоление последствий нравственного кризиса, в ходе которого произошла девальвация традиционных ценностей, сформировался культ денег и обогащения любой ценой. Нравственный кризис привел к кризисам во всех сферах жизнедеятельности человека. Возникли новые угрозы общественной безопасности, усилились традиционные вызовы, такие как коррупция, организованная преступность, терроризм, экстремизм, бедность и нищета. Стала очевидна необходимость защиты и укрепления нравственности человека, общества и государства, создание правового механизма её обязательного учета во всех сферах жизнедеятельности граждан.
Указ Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 года определяет механизм обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на основе учета нравственности в регулировании общественных отношений и социальных процессов. На основе данного Указа Президента Российской Федерации вводится этическая, профессиональная и правовая ответственности за безнравственность, неэтичное поведение и бессовестность. Исполнение Указа Президента Российской Федерации должно обеспечить реализацию нравственного подхода во всех процессах жизнедеятельности граждан Российской Федерации.
Слом сговоров и репутаций членов международных административных преступных групп (МАПГ – сговор международных финансовых аферистов с должностными лицами государств по ограблению населения страны, назначенной «мировым злом», «врагом человечества»), а также внутренних АПГ (административных преступных групп – сговоров должностных лиц по ограблению своего населения) осуществляется путем опрозрачивания их (МАПГ, АПГ) деятельности. Осуществляется изобличение в доступной для общества форме вредительской деятельности МАПГ, АПГ, делая эту деятельность публичной и доступной для общества.
Направленная дискурсивно-оценочная процедура точечно поражает социальных паразитов, раскрывая их взаимосвязи и нарушая их социальную маскировку. Разъясняя все это населению, исполнительная, законодательная и судебная власть приобретает доверие, опору, силу. Так и только так население убеждается в правоте своего руководства.
Ясная этическая позиция (новая этика) руководства страны восстанавливает доверие народа. Следующим шагом осуществляется защита народа от деструктивной неолиберальной идеологии – идеологии денег во всем её многообразном проявлении.
Эта деструктивная идеология выполняет функцию оружия массового поражения. Эффективное средство ведения когнитивной войны – переформатирует любое мышление, осуществляет морально-психологическое разложение человеческого потенциала страны. Раб денег не способен воевать, защищать Отечество. Он способен воровать, паразитировать, вступать в сговоры, хитрить и маскироваться под «слугу народа».
Примат материального над духовным – источник разрушительной энергии социального паразитизма, ведущего человечество к катастрофе.
Только всечеловеческий запрет на вред человеку позволяет остановить эту повторяющуюся вновь и вновь трагедию очередной летальной войны.
Основа этого запрета – новая этика, которая принимается добровольно каждым человеком на планете Земля. Научные основы новой этики базируются на глобальном экологическом принципе, глобальном этическом нравственном принципе, правиле III-C и дискурсивно-оценочном методе. Технологии, обеспечивающие принятие и использование новой этики – экосоциальные технологии. Они делятся на два вида технологий:
Технологии дисциплинирования, которые принуждают без всяческого объяснения к воздержанию от причинения вреда человеку;
Экопедагогика как целенаправленный процесс непрерывного нравственного воспитания и обучения по разработанным для всех категорий населения учебно-методическим комплексам защиты и укрепления духовно-нравственных ценностей.
Экопедагогика включает в себя следующие элементы:
1. Ценности - передаваемые из поколения в поколение и культивируемые нравственные ориентиры человека, формирующие его мировоззрение, цели и способы жизнедеятельности, лежащие в основании цивилизационной идентичности гражданина как нравственного и справедливого человека.
2. Нравственные ориентиры человека определяются его нравственностью.
Нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества. Особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания. Формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека.
3. Ценности формируются путем обучения и нравственного воспитания граждан, направленного на формирование безвредного и созидательного поведения во всех сферах жизнедеятельности.
4. Сохранение и укрепление ценностей обеспечивается нравственным единством человека, общества и государства. Нравственность человека является необходимым условием самого существования ценностей.
5. Для воспитания нравственности в образовательных учреждениях и иных организациях проводится урок нравственности.
В ходе урока нравственности граждане овладевают умением давать публичные нравственные оценки событиям и действиям, которые совершаются другими субъектами. Умение распознавать безнравственные поступки в собственном поведении, и поведении других граждан и организаций – обязательный учебный результат проведения урока нравственности.
Подготовка и реализация урока нравственности обеспечивается органами государственной и муниципальной власти, координируется институтами гражданского общества, заинтересованными гражданами и организациями.
6. Нравственное просвещение и пропаганда нравственности организуются в средствах массовой информации и с помощью информационно-коммуникационных ресурсов. Просвещение направлено на наглядное представление преимуществ нравственного поведения и обеспечивает предоставление гражданскому обществу примеров наступления правовой ответственности за безнравственность, не этичное поведение и бессовестность.
7. Сохранение и укрепление ценностей обеспечивается и поддерживается открытостью социальных процессов, процедур государственного управления и местного самоуправления, свободным обсуждением и этической оценкой поведения граждан и организаций.
8. Этическая оценка – это оценка гражданами нравственности действий (бездействий) других граждан и организаций граждан с позиций причинения или непричинения вреда и угроз в целях предупреждения безнравственного поведения. Процесс этической оценки носит открытый характер, регулируется обществом и государством.
Основанием этической оценки является совершение гражданином или организацией деяния, оцениваемого другими лицами как вредное или угрожающее им. Негативная этическая оценка удерживает человека от несправедливых действий по отношению к другим людям.
9. Справедливость устанавливается и поддерживается нравственными действиями граждан и организаций. Государственное управление и местное самоуправление осуществляются с нравственных позиций. Все решения государственной власти и органов местного самоуправления носят нравственный характер, что обеспечивает их легитимность и справедливость.
10. Патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.
11. Безнравственность обществом и государством осуждается, недостойное и вредное поведение граждан публично порицается. Граждане могут оценивать действия руководящих кадров. Этот процесс дополняется публичным обсуждением, осуждением или одобрением.
12. Несоблюдение нравственных норм является основанием для последующего увольнения по утрате доверия, что обеспечивает солидарность общества с органами государственной и муниципальной власти, гарантирует общественную и государственную безопасность.
Граждане и организации регулируют свою деятельность с учетом этических оценок. Учет положительной или негативной этической оценки осуществляется самостоятельно в форме принятия надлежащих мер к восстановлению и поддержанию общественного и государственного доверия, сохранению своей репутации.
Формирование умения обсуждать и оценивать осуществляется в дискурсивно-оценочных сетях. Примеры таких сетей: Российская цифровая платформа со встроенной новой этикой «Стратегия 24» (https://strategy24.ru).
Негативное гражданское согласие – консолидированное (агрегированное) осуждающее мнение множества социальных субъектов по поводу социальных действий (бездействия) других социальных субъектов, сегодня можно визуализировать в виде наглядных образов, буквально раскрашенных в разные цвета.
Социальный этический светофор
Плоскости негативного гражданского согласия визуализированы в цвете (зеленый, желтый, красный). Это этический светофор. В его основание положена шкала вреда.
Зеленый цвет означает, что другие оценивают субъекта публичной деятельности как действующего без вреда, который может продолжать дальнейшее действие.
Желтый цвет означает затруднение в оценке субъекта, сложности в распознании вреда от него, успешности социальной маскировки оцениваемого, угрозы которого не различаются другими.
Красный цвет напоминает действующему субъекту, что в его действиях другие видят вред или угрозу. Это повод задуматься, проанализировать сложившуюся ситуацию, привести новые аргументы за и против соответствующих действий.
Важной конструктивной особенностью дискурсивных этических регуляторов является используемый в них принцип самонаказания. Здесь реализуется принцип воздаяния за вред при жизни конкретного человека. Реализуют его другие путем массовой этической оценки.
Массовая этическая оценка – определение уровня нравственности социального субъекта другими оценщиками. У объекта массовой этической оценки формируется ответственность за совершение социального действия. В случае вредного социального действия возникает чувство вины, без которого не может быть и речи о полноценном исправлении, восстановлении социального здоровья. Целительное чувство вины и связанное с ним чувство стыда приводит к самокоррекции поведения субъекта. Он может публично покаяться, извиниться в сети перед другими за свои вредные действия. При этом у него возникает ясное понимание, что никто другой, кроме него, не виноват. Он сталкивается с внутренним вопросом: «Зачем я это сделал?», «Я больше не буду». И это путь к его нравственному совершенствованию.
Дискурсивно-оценочная этика – способ регулирования поведения человека посредством определения уровня нравственности конкретного человека или организации другими людьми: группами экспертов и массами граждан.
У объекта дискурсивно-этической оценки формируется ответственность за совершение социального действия. В случае вредного действия возникает чувство вины, без которого не может быть и речи о полноценном исправлении, восстановлении здоровья.
Целительное чувство вины и связанное с ним чувство стыда приводит к самокоррекции поведения человека, ставшего объектом дискурсивно-этической оценки. Он может публично покаяться, извиниться перед другими за свои вредные действия. При этом у него возникает ясное понимание, что никто другой, кроме него, не виноват. Он сталкивается с внутренним вопросом: «Зачем я это сделал?», «Я больше не буду». И это путь к его нравственному совершенствованию, сохранению здоровья и продлению жизни. Так осуществляется коррекция поведения тех лиц, которые не могут самостоятельно изменить свое поведение.
Только так человек приобретёт подлинную свободу, легитимное богатство и добьётся справедливости в своих делах. Нравственная атмосфера и дискурсивная этика распространится в населенных пунктах, регионах, странах и на всей планете Земля.
Нравственный путь, по которому завтра или послезавтра будет вынуждено пойти человечество, и есть путь построения будущей цивилизации.
Государство и общество призваны помочь человеку стать нравственным. Каждый человек, идя по пути достижения нравственности, вносит свой вклад в построение этой цивилизации.
Путь нравственности для конкретного человека и для общества в целом интересен и неисчерпаем, как и сама жизнь.
Мы – только в начале пути в будущее.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Все материалы Сретенской конференции (доклады, презентации)
Комментарии 0