Загрузка данных
Публикация

Как правильно обустроить детские площадки?

  • 1 сентября 2016 г.
  • 1665
  • 0
Современные дворы в обязательном порядке оборудуют детскими площадками и, на первый взгляд, эти яркие новенькие комплексы различных снарядов - отличное пространство для детей, их игр и отдыха. Но от взгляда профессионального не утаятся недостатки, и молодой архитектор Никита Маликов из Твери в своем провокационном посте "Ваших детей ненавидят. Но вы счастливы от этого" поделился заключениями об ошибках современных создателей детских площадок и о том, как их можно исправить.

Посмотрите на эту фотографию детской площадки в центре двора в Санкт-Петербурге. На первый взгляд все замечательно.

 
Однако какие проблемы видит Никита:

1
Детские площадки не оборудованы зоной отдыха для родителей (максимум это будет скамейка с урной рядом). Нет и снарядов или комплексов, где родитель мог бы поиграть вместе с ребёнком: взрослые качели, тренажеры, лесенка, куда может залезть не только малыш. Что делать родителям, пока их ребёнок играет?

Решение: продумывать на этапе проектирования такие зоны и такие снаряды, учитывать интересы всех посетителей площадки, не только детей.

2
Площадки часто не "вписаны" в естественную среду, их строят комплексом, посреди пустыря, на них нет деревьев, которые являются естественной ветрозащитой и создают тень.

Решение: создавать индивидуальные проекты для каждого двора, учитывать каждое дерево, задействовать естественные газоны, делать площадки интересной, естественной, а не только квадратной формы, использовать больше природных материалов (песок, дерево, камни). Это поможет детям чувствовать себя не в загоне, а в естественной среде.

3
Площадки не зонируются на разные пространства для разных возрастов и категорий игр. Нет тихих мест, мест для творчества или настольных игр. Все снаряды, лестницы и качели собраны в один квадратный комплекс, все на виду, каждый ребёнок, даже тот, что от природы не любит шумные игры и толпу, должны быть все время вместе.

Решение: зонировать площадки, продумывать пространства для детей с разными характерами, разделять активные зоны и зоны творчества, разделять зоны для малышей, детей среднего возраста и подростков, разделять зоны для передвижения на самокатах, велосипедах и скутерах от остальных и т.п.

4
Сами городки и снаряды часто стандартны, создаются по общему типу или проекту и потому скучны, однообразны и не развивают детей, не привлекают их (если в каждом дворе одна и та же горка с лесенкой на другой стороне, то какой интерес на неё взбираться?).

Решение: необходимо создавать уникальные проекты, привлекать дизайнеров и прежде всего самих детей для проектирования интересного, необычного пространства, со сложными снарядами. Больше мест для лазания, веревочных лестниц, конструкций похожих на деревья (чтобы максимально приблизить ребёнка к природе). Создавать разноуровневый рельеф, он не должен быть плоским, однотипным, ведь детям нравится прятаться, играть в разные игры и т.д.

5
Все-таки мы живём в стране, где полгода снег лежит - площадка должна предусматривать и зимнее использование.

Как пишет Никита, проблема такого положения с детскими площадками объясняются довольно просто: в штате компаний-производителей нет ни одного детского психолога, ни одного архитектора, ни одного специального дизайнера детских товаров. Вся производимая продукция жестко соблюдает отечественные ГОСТы. Их соблюдением занимаются проектировщики, которые создают чертежи на основе своих представлений о том, что нужно детям. Художники раскрашивают площадки на основе своих представлений. Сотрудники не смогли назвать ни одного пособия или даже книги про детские площадки, знаниями из которых они пользуются. Все предложенные источники информации о проектировании были ими отвергнуты с фразами «я сама мама и знаю, что нужно детям/ не нужно нам показывать заморские примеры».

 

Для чего нужны детские площадки? Простой вопрос. На который мне не может ответить практически ни один изготовитель. 

 

Варианты разные: для игры, для отдыха, для выплеска энергии, для прогулки на свежем воздухе. Для развития – вот правильный ответ. Для обучения ребенка взаимодействию с окружающим миром и познанию возможностей своего дела. Это формирует личность и развивает способности маленького человека. Игра – это один из способов.

Чтобы развить из ребенка личность, ему нужно "падать и набивать синяки". Только пройдя через путь ошибок, ребенок может понять границы своих возможностей и составить мнение об свободе и ответственности. Впоследствии эти знания дадут самоуверенность и даже сделают человека счастливее. Но наши детские площадки для этого не предназначены. Творчески стерильная яркая среда. Загон, который напрочь исключает фантазию и возможность получить даже малейшую травму. Опять же – это изучение окружающего мира. Если человеку не дать возможность почувствовать страх и боль от своих ошибок в детстве, то он это с радостью компенсирует это когда вырастит. Яркий пример – молодые водители, которые последние 5 лет массово бьются в городе и на трассах. И их количество растет.

Опубликовано: Марина Буторина

1665

Комментарии 0