Загрузка данных
Публикация

Медведев на инвестфоруме в Сочи: российская экономика должна быть открытой и умной

  • 28 февраля 2017 г.
  • 1052
  • 0

Фото: ИА "ТАСС" / Александр Рюмин . Дмитрий Медведев

Правительство РФ стремится к тому, чтобы российская экономика была открытой и умной, а для этого необходимо создать устойчивую среду для развития бизнеса, обеспечить занятость и уделять особое внимание развитию интеллектуального потенциала. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев. Его выступление на пленарном заседании стало центральным событием первого дня Российского инвестиционного форума в Сочи, в работе которого участвует порядка 4 тысяч руководителей крупных отечественных и зарубежных компаний, российских губернаторов, представителей деловых и научных кругов. 

"Форум - хорошая площадка для того, чтобы подискутировать, посмотреть на возможных новых партнеров, презентовать экономические возможности. Теперь мы форум решили проводить в феврале. Это будет наш зимний форум, открытый для всех гостей и сориентированный на региональную проблематику", - отметил Медведев.

Глава правительства подчеркнул, что дискуссия на форуме должна быть сосредоточена вокруг тех вызовов, которые возникают перед Россией. "В последние несколько лет они так или иначе касались преодоления кризисных явлений, вызванных и проблемами в мировой экономике, и нестабильностью сырьевых рынков, и структурными дисбалансами, которые существуют в российской экономике, а также санкциями за нашу политическую позицию", - напомнил премьер-министр. 

Кризис преодолён

"Сегодня уже можно твердо сказать - мы со всеми этими вызовами научились справляться. Падение валового внутреннего продукта прекратилось", - заявил глава правительства. Он привел январскую статистику, которая продемонстрировала выход реальных располагаемых доходов в положительную зону, их прирост составил около 8% к уровню прошлого года. Существенную роль в этом, по мнению Медведева, сыграла единовременная выплата пенсий. 

"Но и без учета этой самой единовременной выплаты реальные доходы наших граждан потихоньку стали повышаться. Надо эти тенденции закрепить, - добавил он. - У нас уже сейчас, как вы знаете, рекордно низкая для современной России инфляция - порядка 5,4% в 2016 году и 5% по итогам января 2017 года. Еще совсем недавно, по итогам 2015 года, у нас инфляция была почти 13%. И конечно, абсолютно реальные планы довести инфляцию до 4% в год". Как отметил премьер, это позволит последовательно снижать процентные ставки и сделать кредитные ресурсы более доступными. А это принципиальный вопрос для бизнеса, в том числе для инновационного.

Говоря о положении на рынке труда, Медведев также отметил, что оно стабилизировалось. "Мы справились с безработицей. Но сегодня мы должны уже думать о решении других задач, - сказал он. - В наших среднесрочных планах содержится ряд мер по преодолению демографических ограничений, которые могут в последствии препятствовать развитию страны. Они охватывают практически все сферы: и здравоохранение, и социальную политику, и миграционную политику".

При этом показатели роста промышленного производства пока скромные - около 1% по итогам прошлого года, однако есть отрасли, которые показывают значительно более высокие результаты, отметил Медведев. "Это не только сырьевой сектор наконец-то. В транспортном и сельхозмашиностроении, некоторых сегментах химической промышленности, в фармацевтике у нас темпы роста, которые измеряются двузначными цифрами. Хорошо развивается сельское хозяйство и пищевая промышленность", - отметил глава кабинета министров.

Комплексный план

В основу дальнейшего развития отечественной экономики будет положен Комплексный план работы правительства на период до 2025 года, сообщил Медведев, добавив, что разработку этого документа он берет под свой личный контроль.

"На данном этапе можно было бы организовать работу следующим образом: общее управление возьмет на себя Министерство экономического развития, а по ключевым направлениям будут созданы профильные рабочие группы. Они доработают перечень конкретных действий плана. Общую координацию будут осуществлять вице-премьеры и я лично", - сказал глава кабинета министров. 

Он особо отметил, что список возможных направлений Комплексного плана не является закрытым и может дополняться. По его словам, свои предложения уже представило деловое сообщество, стратегия действий обсуждается и в экспертных кругах.

По словам премьера, одной из основных задач на период до 2025 года является обеспечение стабильности макроэкономической динамики и системы налоговых платежей. "Первое -"Устойчивая среда". Это комплекс мер, которые направлены на обеспечение стабильности макроэкономической динамики, а также стабильности ведения бизнеса. В том числе устойчивость систем налоговых и неналоговых платежей, тарифов естественных монополий, принципов контрольно-надзорной деятельности и мер государственного регулирования и поддержки. Понятные правила - один из ключевых моментов для принятия инвестиционных решений как в масштабах всей страны, так и в региональном разрезе, а также на уровне отдельных компаний", - сказал Медведев.

Еще один блок мер, по словам премьера, будет касаться повышения эффективности в сфере занятости. Медведев отметил, что ближайшие пять лет будут непростыми для рынка труда. "Причем речь не о безработице, надеюсь, мы научились управлять этими процессами, а скорее о дефиците квалифицированных рабочих рук - это результат целого ряда накопившихся проблем и демографического провала 90-х годов. В план мы заложим ряд шагов, которые позволят наиболее эффективно использовать имеющиеся трудовые ресурсы, помочь людям, нашим гражданам максимально реализоваться", - добавил глава правительства.

Третьей важнейшей задачей Медведев назвал создание "умной" экономики, опирающейся на интеллектуальный потенциал нации, на достижения науки и технологии. Он назвал недопустимой продолжающуюся "утечку мозгов" из страны. "Сегодня мы экспортируем нефть, газ и, к сожалению, интеллект. Но если за первые две позиции российский бюджет получает деньги, то интеллект уходит из страны и безвозвратно, и бесплатно. Это не просто расточительно. Это недопустимо по отношению к собственной стране", - сказал премьер-министр.

По его словам, теряя талантливых ученых и специалистов, Россия теряет не только время и деньги, потраченные на их подготовку, но и позиции в конкурентной гонке за будущее. "Мы должны создать все условия, чтобы новое поколение могло реализовать свой потенциал именно в России. Система образования также должна исходить из того, что современная экономика требует от человека постоянной учебы, совершенствования знаний. Теперь мы учимся всю жизнь. Задача этого блока - соответствующим образом настроить нашу систему образования", - сказал Медведев. Он добавил, что надо выстроить грамотную систему управления талантами, чтобы за рубеж отправлялись интеллектуальные товары и услуги, а не интеллект.

"У России есть все слагаемые, чтобы стать одной из ведущих технологических стран мира: интеллектуальный потенциал, ресурсы, а главное, что мы смогли за последнее время возродить, - это психология страны-лидера. Лидера, который не раз доказывал, что может делать лучшие в мире продукты", - сказал Медведев. Он отметил, что "страны, которые сегодня не могут перейти к новым технологиям, могут оказаться в тяжелом положении, просто отстать безвозвратно, их не спасет ни дешевая рабочая сила, ни сырье".

Медведев посетовал, что сегодня российские стартапы нередко "утекают" за границу, потому что там сформирована максимально комфортная среда для тех, кто способен создавать революционные технологии и продукты, "государственные фонды и частные структуры вкладывают в такие проекты серьезные средства, даже если изобретатель живет в другом государстве". "Столь же эффективную "экосистему" нам необходимо создать в России. Наша задача - чтобы цифровые технологии охватывали все сферы: от торговли и логистики до государственных услуг, от промышленности до образования, здравоохранения и ЖКХ", - подчеркнул глава правительства.

Конкретные шаги

Премьер-министр перечислил некоторые конкретные шаги, которые необходимо предпринять уже в ближайшее время с целью трансформации структуры экономики: роста несырьевого экспорта, реализации новых инвестиционных проектов, а также опережающего развития малого и среднего бизнеса.

"Предлагаю уже в ближайшее время реализовать ряд шагов. Во-первых, разработать механизм, который упростит хеджирование валютных рисков для российских экспортеров. У нас этого механизма просто нет. Речь идет о создании единого окна, через которое экспортеры смогут зафиксировать будущий денежный поток от экспортных поставок в рублевом эквиваленте", - сказал Медведев.

Кроме того, премьер отметил необходимость обеспечить конкурентоспособные условия кредитования потребителей российской продукции за границей. "Для этого часть иностранных активов Министерства финансов может быть направлена на такое финансирование. Поручаю Минфину и Минэкономразвития проработать этот вопрос", - сказал он. Помимо этого, по его словам, необходимо создать на базе ВЭБа "фабрику проектного финансирования". "Финансирование проектов должно быть построено с привлечением ресурсов сторонних инвесторов на принципах синдикации, при этом риски изменения процентных ставок в будущем должно взять на себя государство", - пояснил глава кабинета министров.

Он также предложил увеличить на 50 млрд рублей программу льготного кредитования малого бизнеса под 6,5%. "Надо расширить программу "шесть с половиной" по кредитованию малого и среднего бизнеса. Этот инструмент мы создали для помощи тем малым и средним компаниям, которые ведут проекты в приоритетных отраслях - здравоохранении, АПК, обрабатывающих производствах и других отраслях. Предлагаю увеличить лимит программы, объем кредитования на дополнительные 50 млрд рублей для выдачи кредитов региональными банками, а также на инвестиционные цели", - сказал премьер.

Он поручил Минэкономразвития вместе с Минфином в двухнедельный срок представить согласованные предложения по этим мерам, отметив, что задача кабмина "поддержать растущую активность этих сегментов".

По словам Медведева, серьезным фактором, который сдерживает инвестиционную активность и ухудшает условия ведения бизнеса, является несовершенство госстандартов в разных отраслях экономики. Многие из них существуют еще с советских времен и являются избыточными, посетовал он. "Мы занимаемся этим довольно давно, последние 10-12 лет, но не так интенсивно, как требуется. Прошу Экспертный совет при правительстве проанализировать, какие дальнейшие шаги здесь можно было бы предложить", - заявил глава правительства.

"Точки роста" и уход от "сберегательной модели"

Медведев выступил за определение экономической специализации региона, отметив, что под такие "точки роста" необходимо скорректировать государственные и инвестиционные программы. "Я уверен, в России, несмотря на текущие трудности, нет бесперспективных регионов. У каждого - свои особенности и свои конкурентные преимущества - природные, отраслевые, ресурсные, трудовые, на которых и нужно зарабатывать", - сказал глава правительства.

По его словам, задача состоит в том, чтобы "выявить для каждой территории собственные "точки роста". "Исходя из них - скорректировать госпрограммы, инвестпрограммы естественных монополий, которые касаются развития федеральной транспортной, энергетической и социальной инфраструктур, а в увязке с ними - программы создания или модернизации инфраструктуры регионального и местного значения", - уточнил Медведев. На его взгляд, "это позволит снять существующие ограничения, которые во многих регионах просто "ставят крест" даже на самых интересных проектах, и напрямую влияют на жизнь людей".

Председатель правительства пояснил, что такой подход необходим для ухода от "сберегательной модели". "Сегодня во всем мире - и Россия не исключение - доминирует "сберегательная модель" экономического поведения. Это - реакция экономических агентов, инвесторов на общую неопределенность. У нас это триллионы рублей, которые могли бы развивать экономику, но которые остаются без движения", - констатировал он. "Наша задача - задача федеральных и региональных властей - сделать так, чтобы эти деньги начали работать", - заявил Медведев.

"Мы прекрасно понимаем, что исходные позиции у наших регионов разные. Это касается многих вещей, включая природные ресурсы, наличие крупных предприятий, дорог, электростанций, университетов, научных центров. И у нас нет универсального механизма, который бы гарантировал успехи", - отметил премьер.

По его словам, "те инфраструктурные проекты, которые имеют определяющее значение для развития региона, должны получать гарантированное финансирование". "Такие механизмы должны быть разработаны в ближайшее время", - указал глава кабмина.

Медведев признал, что сейчас возникает множество проблем с реализацией важных проектов в регионах. "Начинаем строительство дороги или энергетических сетей. Бизнес, ориентируясь на наши планы, приступает к реализации инвестиционного проекта, который опирается на эту инфраструктуру. Дальше происходят какие-то сложности, в том числе сложности с бюджетом, строительство "замораживаем", в результате - проект срывается", - описал он типичную ситуацию.

Председатель правительства напомнил о применении других инструментов, которые должны стимулировать инвестиции. Среди них он назвал создание территорий опережающего развития, технопарков, индустриальных парков, туристических кластеров, государственно-частное партнерство - строительство объектов инфраструктуры с софинансированием из федерального бюджета. "Здесь может возникнуть "проблема выбора" - инструментов много. Важно, чтобы их многообразие не дезориентировало инвесторов", - подчеркнул глава кабинета министров.

Больше полномочий регионам

Премьер указал на необходимость повышения роли регионов и не исключил, что в будущем в ведении регионов будет оставаться больше денег от собранных налогов. "С 2018 года у регионов появится возможность оставлять у себя часть прироста налога на прибыль. Может быть, нам стоит подумать над тем, чтобы такой подход распространить и на другие налоги и сборы, но это нужно проанализировать. И часть средств оставлять в местных бюджетах", - сказал глава правительства.

Он отметил увеличение ответственности региональных и местных властей в создании благоприятного инвестиционного климата: "Нужно активнее работать с потенциальными инвесторами, концентрировать и государственные, и частные деньги на приоритетных экономических направлениях, которые могут дать максимальную отдачу - для города, области и для всей страны; в инициативном порядке предлагать бизнесу инвестиционные идеи, а не просто тиражировать многочисленные инструкции и предписания или изобретать очередные формы отчетности".

Медведев констатировал, что "сегодня система финансовой поддержки региональных бюджетов строится, в том числе на том, чтобы стимулировать региональные власти развивать собственный экономический потенциал". В 2017 году, напомнил премьер, власти "увеличили общий объем дотаций и субсидий (регионам) почти на 200 млрд рублей", "расширили возможности регионов в плане принятия решений о льготах и преференциях (для инвесторов)". "Начиная с прошлого года, мы выделяем гранты тем регионам, которые достигли наивысших показателей динамики экономического развития. В 2017 году мы планируем израсходовать на эти цели 20 млрд рублей", - привел он еще один пример поддержки регионов.

По словам главы правительства, "следующий шаг - распространить эти подходы и на взаимоотношения региональных властей с муниципалитетами, чтобы усилить мотивацию местных властей активно работать с инвесторами и повысить их ответственность за результаты". "И конечно, нужно сделать гибкость и адаптацию к новым условиям базовыми принципами работы госаппарата. Критерием оценки должно стать количество созданных современных компаний, рост экспорта несырьевых товаров, повышение доходов людей", - подчеркнул Медведев.

Сражаться за каждый процент

Премьер-министр призвал всех представителей власти и товаропроизводителей "сражаться за каждый процент роста". Медведев процитировал Уинстона Черчилля, возглавлявшего правительство Великобритании в середине ХХ века: "Он как-то сказал: "Меня часто спрашивают: "За что мы сражаемся?" Могу ответить: "Перестанем сражаться, тогда узнаете".

По мнению Медведева, "это неплохо характеризует деятельность любого правительства и любой власти". "Чтобы ни мы, ни наши дети не узнали, что такое отставшая от всего мира страна, мы должны сражаться каждый день. За каждый процент роста. За каждый регион. За каждый населенный пункт. За каждую компанию. За каждую идею. Сражаться за будущее России", - призвал председатель правительства.

Конверсия без перегибов

После пленарного заседания форума Медведев принял участие в работе "круглого стола", посвященного задачам диверсификации оборонно-промышленного комплекса. "Планируется, что доля продукции гражданского и двойного назначения в общем объеме (производства ОПК) должна составлять не менее 30%, а к 2030 - не менее половины", - указал глава кабинета министров. Он отметил, что в 2016 году эта доля составляла порядка 16%-17%.

Медведев напомнил о конверсии, проводившейся в начале 1990-х годов. "Доля "гражданки" в ОПК составляла 57%, 1991 год, может быть, не показательный, потому что это еще советское наследие, а вот уже несколькими годами позже (доля гражданской продукции в ОПК) - 80%", - сказал премьер. "Не знаю, надо ли нам стремиться к тем цифрам, более того, мы все прекрасно понимаем, почему эти цифры в какой-то момент сложились: потому что произошло абсолютное падение в ОПК, и такой ценой наращивать гражданскую компоненту мы точно не будем", - заявил Медведев. По его мнению "в этом смысле опыт конверсии для нас не годится". Премьер уверен, что на данном этапе "нужно решать важнейшие задачи развития отрасли".

Конверсия - это не самоцель, а средство повышения устойчивости отрасли, отметил, в свою очередь, вице-премьер Дмитрий Рогозин. "Целью диверсификации ОПК должно быть не перепрофилирование военной промышленности, а повышение ее устойчивости за счет диверсификации при безусловном поддержании технологий основного производства, кадрового потенциала, передового уровня науки в рамках своей базовой специализации", - сказал он.

Борьба за экологию

Государство считает борьбу за сохранение природной среды одной из своих приоритетных задач и будет решительно бороться с нарушителями экологических норм, заявил, выступая на форуме, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

"Подавляющее большинство наших компаний понимают, что без внедрения наилучших доступных "зеленых" технологий они сильно рискуют и фактически обречены утратить свою конкурентоспособность, особенно на внешних рынках", - сказал он. "Ну, и кроме этого, в руках государства остается дамоклов меч в виде прогрессивно повышающихся экологических штрафов, и его государство намерено твердо держать в руках", - добавил Иванов.

Он напомнил, что только в 2016 году государство собрало около 6 млрд рублей экологических сборов и штрафов. "И дальше они будут прогрессивно расти", - подчеркнул спецпредставитель президента.

Иванов также призвал бизнес готовиться к росту взносов предприятиями за вредные выбросы. "Чтобы (предприниматели) не говорили о непредсказуемости, хочу сразу сегодня сказать, что с 2020 года плата за выбросы в воздух, и в воду сверх нормативов увеличивается в четыре раза. Готовьтесь!" - предупредил спецпредставитель президента. "Потом прошу не обижаться!" - добавил он.

При этом Иванов отметил, что некоторые крупные российские компании уже приняли свои корпоративные программы по переходу на наилучшие доступные технологии в сфере экологии.

"У нас круче"

В рамках первого дня работы форума глава правительства наградил лауреатов конкурса "Премия развития". Эта награда, учрежденная Внешэкономбанком в 2012 году, присуждается за заслуги в реализации значимых для экономики проектов.

В этом году призы вручены победителям в шести номинациях: "Лучший инфраструктурный проект" (Создание бесплатной сети Wi-FI в подвижном составе московского метрополитена), "Лучший проект в отраслях промышленности" (запуск промпроизводства отечественного высокопроизводительного энергоэффективного процессора), "Лучший проект по комплексному развитию территорий" (проект сети детских технопарков "Кванториум"), "Лучший проект в сфере инноваций и высоких технологий" (организация высокотехнологичного производства субстанций и готовых лекарственных форм для лечения сложных онкологических и аутоиммунных заболеваний), "Лучший проект в области экологии и "зеленых" технологий" (сибирские топливные гранулы), "Лучший экспортный проект" (экспорт российских технологий в Суперкомпьютерный центр в ФРГ).

Вручая лауреатам дипломы и памятные знаки, Медведев отметил, что у России "есть реальные достижения". "Об этом нужно помнить и культивировать истории успеха, которые достойны того, чтобы их особым образом отметили", - сказал председатель правительства. Он провел параллель с вручением кинематографических премий "Оскар": "У них там за океаном "Оскара" вручают за "Ла-ла ленд", а у нас - за производственное развитие". "Мне кажется, это круче", - сказал премьер.

Презентации и соглашения

Российский инвестиционный форум (ранее назывался Международный инвестфорум "Сочи") был инициирован властями Краснодарского края в 2002 году для привлечения инвестиций в регион. Последний, 15-й по счету Сочинский форум прошел с 29 сентября по 2 октября 2016 года. Тогда по предложению правительства решено было перенести сроки проведения мероприятия на зимний период.

Двухдневная деловая программа форума включает в себя 27 мероприятий. Оператором "Сочи-2017" второй год подряд выступает Фонд "Росконгресс". В этом году в качестве партнеров в форуме участвуют компании: ПАО "Газпром" - официальный партнер; Сбербанк - банк-партнер; ПАО "Ростелеком" - телекоммуникационный партнер; Внешэкономбанк, АО "АИЖК", ПАО "ГМК "Норильский никель", Общероссийская общественная организация "Деловая Россия" - партнеры по деловой программе; ОАО "РЖД", ПАО "ЛУКОЙЛ" - партнеры по организации; мероприятие пройдет при поддержке госкорпорации "Ростех". Информагентство ТАСС второй год подряд выступает генеральным информационным партнером форума.

Сочинский форум - это не только площадка для дискуссий и презентации инвестиционного потенциала регионов, но и место для установления партнерских связей. В 2016 году по итогам форума было заключено 255 соглашений на общую сумму 721,89 млрд рублей. Ожидается, что объем и количество подписанных соглашений на Российском инвестиционном форуме в 2017 году будет значительно выше, чем в предыдущие годы.

Опубликовано: Марина Буторина

Источник: ИА "ТАСС"

1052

Комментарии 0