Загрузка данных
Публикация

Меры поддержки несырьевого экспорта обсудили на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам

  • 28 сентября 2016 г.
  • 1153
  • 0

Вступительное слово Дмитрия Медведева:

"Тема заседания нашего президиума посвящена международной кооперации и экспорту. Давайте обсудим вопросы, которые связаны с поддержкой несырьевого экспорта и международной интеграцией. Сегодня мировая торговля находится не в самом простом состоянии, поэтому реализовывать экспортную стратегию непросто. Темпы роста практически во всей мировой экономике остаются довольно низкими, в целом ряде стран сохраняются кризисные явления. Поэтому сейчас невозможно какое-либо развитие вне тесной кооперации с партнёрами, без создания взаимовыгодных торгово-экономических альянсов.

В рамках проектного подхода мы договаривались отработать порядок поддержки экспорта, который бы позволил извлекать прибыль и нашим компаниям, предприятиям, и государству. В условиях ограниченных ресурсов нужно согласовать и сконцентрировать усилия на поддержке именно тех секторов, где имеется экспортный потенциал, и, конечно, увязать это с отраслевыми приоритетами.

Наши цели – следующие. Во-первых, увеличить объёмы несырьевого, неэнергетического экспорта. Прежде всего это товары высокой степени обработки, высокотехнологичная продукция, услуги в сфере IT, транспорта, образования и целого ряда других перспективных направлений. Надо выйти на темпы прироста объёмов экспорта несырьевых товаров не менее 7% в год в стоимостном выражении. Задача довольно амбициозная, как показывает последний период нашего развития.

Во-вторых, надо создать условия для увеличения числа предприятий, которые осуществляют экспорт, включая предприятия малого и среднего бизнеса. С учётом ожидаемого эффекта число экспортёров к 2019 году должно существенно увеличиться. Многие российские компании сегодня позиционируют себя исключительно как локальных игроков и даже не стремятся выйти на международные позиции. Никого за уши тянуть не надо, но стимулы для того, чтобы предприятия хотели заниматься экспортом, создавать необходимо. Для этого нужен определённый алгоритм действий.

В-третьих, крайне важно расширять линейку экспортируемых товаров, а также географию их продаж, запускать новые проекты в сфере кооперации. Нам надо научиться зарабатывать на торговле несырьевыми товарами, причём зарабатывать столько, сколько требуется и для нашего внутреннего развития, и для решения социальных задач, – иными словами, принципиально больше, чем мы можем это сделать сегодня. 

У нас есть определённое движение вперёд, но этого мало. Качественных изменений в структуре экспорта проектная работа пока не дала. На чём надо будет сосредоточить внимание? Первое – это усовершенствование системы поддержки экспорта и международная кооперация. Риски и издержки компаний при работе на международном рынке выше, чем на внутреннем. Экспортёрам приходится преодолевать массу препятствий в сфере логистики, технического регулирования, санитарно-эпидемиологического контроля и других направлениях. Поэтому должны быть эффективные инструменты, которые позволяли бы справляться с этими сложностями. По разным предприятиям должна быть разная поддержка. Одни испытывают дефицит в доступных заёмных средствах или гарантиях, другие имеют проблемы с сертификацией, третьим нужна информационная поддержка, хотя с этим сейчас попроще. И надо со всеми, кто нуждается в такой помощи, определить чёткий формат взаимодействия. Особенно со средними и небольшими игроками, которым наиболее трудно. С крупными предприятиями экспортная стратегия должна обсуждаться отдельно, потому что они оказывают существенное влияние, но, с другой стороны, им проще за себя постоять. Все эти возможности должны быть по-настоящему доступны в режиме одного окна с едиными, унифицированными требованиями.

Второе – это упрощение процедур и порядка регулирования. Здесь пока тоже не всё идеально. Должна быть экспортная среда мирового уровня, без избыточных требований в сфере таможенного регулирования, экспортного и валютного контроля. Но всё же какие-то требования необходимы, с чёткой процедурой оформления разрешительных документов, особенно в пунктах пропуска через границу. Важно развивать механизмы государственно-частного партнёрства, различные бизнес-ассоциации, чтобы сами предприниматели решали, как руководить своим развитием.

В-третьих, это доступ российской продукции на внешние рынки. Чтобы добиться более выгодных условий для наших предприятий, нужно встраиваться в кооперационные цепочки, добиваться особых торговых режимов с отдельными странами или объединениями. Мы такую работу ведём, в том числе в рамках Евразийского экономического союза, в многосторонних форматах типа АСЕАН, БРИКС. Всё это надо теснее увязывать с интересами бизнеса и дополнять шагами по выстраиванию зарубежной инфраструктуры поддержки экспорта.

Сегодня рассмотрим первоочередные подходы, для того чтобы как можно быстрее продвинуться вперёд по этой тематике".

Брифинг Дениса Мантурова по завершении заседания:

Д. Мантуров: "Сегодня обсуждалась программа поддержки экспорта на период до 2025 года с учётом системы проектного управления. Мы подготовили проект, связанный с международной кооперацией, поддержкой экспорта. Приоритизировали четыре отрасли, по которым мы видим потенциал роста. В частности, это сельхозмашиностроение, автопром как одна из крупных отраслей, транспортное машиностроение и авиация гражданская, включая самолёты и вертолёты, естественно, это не исключает возможности поддержки предприятий радиоэлектронной промышленности. Это и нефтегазовое машиностроение, энергетическое и ряд других перспективных отраслей.

Мы сконцентрируем наибольшее внимание и ресурсы на тех четырёх отраслях, которые мы выделили, для того чтобы показать максимальную эффективность и кратное увеличение объёмов в этих отраслях.

Это и традиционные экспортные субсидии. По ним будут меняться правила, которые позволят иметь более длительный срок обеспечения ресурсами – на весь срок кредитных соглашений. Поскольку сегодня есть изменения в постановление Правительства, также придётся корректировать бюджетное законодательство, чем сейчас активно занимается Министерство финансов. Таким образом, мы должны сверстать и синхронизировать эти нормативные документы.

Намечен ряд других мер государственной поддержки, включая предэкспортное финансирование и международное страхование по экспортным кредитам. В совокупности мы сможем реализовать те индикаторы, которые заложены в программе. По приоритетным отраслям – это ежегодный рост до 17%, а в целом по несырьевому экспорту – 6–7%".

Вопрос: "Каковы цифры в росте экспорта на автомобильном рынке? Есть спрос на наши автомобили?"

Д. Мантуров: "Конечно, есть спрос на наши автомобили. Мы исходим из того, что к 2018 году мы можем вдвое увеличить объёмы экспорта по сравнению с сегодняшними прогнозами экспорта на 2016 год. И не менее 300 тыс. автомобилей к 2025 году – такой консервативный сценарий. Но у нас есть более амбициозные планы, всё будет зависеть от возможностей бюджета. С учётом бюджетной эффективности этих мер поддержки мы рассчитываем, что у нас с Министерством финансов сложится взаимопонимание и будут обеспечены дополнительные средства поддержки. Таким образом, мы сможем выйти на более амбициозные цифры, в частности по автопрому, к 2025 году".

Вопрос: "Какое финансирование предполагается на программу поддержки экспорта в ближайшие годы и учтены ли эти цифры в проекте бюджета на трёхлетку?"

Д. Мантуров: "Что касается учёта в бюджете на ближайшую трёхлетку, мы подали соответствующую заявку. Мы работаем с Министерством финансов, и всё зависит от финальных цифр бюджета. Что касается абсолютных цифр, то это около 100 млрд на ближайшие три года именно на поддержку экспорта".

Вопрос: "Будет ли поддержка автопрома продлена на следующий год и какие меры планируются?"

Д. Мантуров: "Пока окончательных решений не принято. Мы понимаем, что какие-то меры поддержки точно потребуются, но они будут сильно дифференцированными и разбиты по секторам автопрома в зависимости от итогов этого года. Собственно, и решения будут приниматься в конце этого года".

Вопрос: "Когда будет принято решение по концерну «Тракторные заводы» и будут ли концерну выделены деньги из бюджета?"

Д. Мантуров: "Концерну деньги из бюджета напрямую не планируется выделять. Планируется принять решение в целом по конструкции концерна «Тракторные заводы»: либо сохраняем сегодняшнюю структуру, либо выделяем оттуда военную составляющую. Окончательное решение на этот счёт пока не принималось".

Вопрос: "Обсуждается ли в рамках бюджетного процесса пересмотр и утверждение программ поддержки промышленности? На какую сумму вы рассчитываете?"

Д. Мантуров: "Что касается электронного бюджета и заявок, которые мы подавали, это доступно всем для ознакомления. Снижения по мерам поддержки отраслей промышленности не предвидится с учётом планируемого трёхлетнего бюджета. Мы исходим из сохранения параметров примерно 2016 года".

Вопрос: "Вы сказали, что меры поддержки автопрома в следующем году будут сильно дифференцированы. Какие параметры будут оцениваться, чтобы определить, какие сектора получат, а какие не получат поддержку?"

Д. Мантуров: "Тем секторам автопрома, которые сегодня наращивают положительную динамику, в следующем году мы будем снижать объёмы поддержки. Будем делать программы – например, «Первый автомобиль» или «Автомобиль для села», то есть программы, которые будут ориентированы на определённые группы потребителей и секторы автопрома. Это имелось в виду".

Вопрос: "По объёму производства автомобилей на этот год вы меняете свой прогноз? Каков прогноз на будущее?"

Д. Мантуров: "Мы не меняем прогноз по этому году. В целом рынок будет меньше 2015 года примерно на 10%. Что касается следующего года, мы исходим из стабилизации производства. И в последующем, с 2018 года, рассчитываем на постепенный рост".  

Опубликовано: Марина Буторина

1153

Комментарии 0