Необходимость разработки нового документа обусловлена, прежде всего, тем, что с момента принятия Стратегии авиапрома на период до 2015 года произошли масштабные изменения как в России, так и в мире. Они коснулись геополитической, экономической и рыночной ситуации. Авиационная промышленность страны претерпела существенные структурные трансформации. Это потребовало актуализации стратегического документа для отрасли.
Мировой рынок авиационной промышленности, включая услуги по техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР), в 2014 году превысил 500 миллиардов долларов. На этом рынке Россия занимает третье место по выпуску финальной продукции и седьмое - по совокупному объёму производства авиационной продукции.
Наиболее устойчивыми позициями Россия обладает на мировом рынке финальной продукции в сегменте авиационной техники военного
и специального назначения. При этом наблюдается дисбаланс в части производства гражданской продукции.
Целевое видение отечественного авиастроения ― это экономически устойчивая, глобально конкурентоспособная отрасль, встроенная в мировой рынок и международное разделение труда, а также способная обеспечить всю научно-производственную цепочку для нужд государственной авиации.
В целевом состоянии российские производители летательных аппаратов удерживают лидирующие позиции по поставкам на глобальный рынок, прежде всего в военном сегменте, и постепенно наращивают присутствие в гражданском сегменте.
В целевом состоянии в военном и гражданском сегментах сформирована развитая система поставщиков всех уровней, конкурентоспособных на мировом рынке и встроенных в международную кооперацию.
В части решения задач национальной безопасности авиапром обеспечивает безусловное исполнение государственного оборонного заказа (ГОЗ), технологический суверенитет в военном и военно-транспортном сегментах, постоянное совершенствование авиационной техники специального назначения.
Для обеспечения транспортной доступности и связанности территории страны в целевом состоянии увеличится действующий парк отечественных воздушных судов (ВС), в том числе за счёт дополнительных мер поддержки продаж российских воздушных судов на внутреннем рынке, поддержки развития операционного лизинга российскими лизинговыми компаниями, обеспечения возможности использования потенциала военно-транспортной авиации, в интересах пассажирских перевозок в труднодоступных и отдалённых регионах страны.
Организации авиационной промышленности в целевом состоянии финансово устойчивы и не требуют постоянной поддержки операционной деятельности со стороны государства.
Для достижения целевого видения отрасли необходимо ответить на ряд ключевых вызовов:
- недостаточный для конкурентоспособной экономики производства масштаб внутреннего рынка;
- отсутствие развитой системы поставщиков;
- ограниченность финансовых ресурсов государства в условиях сложной макроэкономической ситуации;
- ослабление позиций в научно-техническом и технологическом обеспечении отрасли и дефицит квалифицированных кадров.
Государство, промышленность и наука предпримут совместные стратегические шаги для достижения целевого состояния отрасли.
В числе важнейших результатов Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года будут следующие:
- реализация потенциала внутреннего рынка;
- переориентация выпуска продукции авиационного промышленного комплекса на глобальный рынок;
- развитая система поставщиков комплектующих и возможность привлечения участниками отрасли долгосрочного льготного капитала.
Интегральными показателями выполнения Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года являются совокупная выручка отрасли, объём экспорта авиационной продукции и услуг, производительность труда в промышленных организациях отрасли.
Авиационная промышленность России должна стать экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной отраслью, встроенной в мировой рынок и международное разделение труда.
Комментарии 0