Загрузка данных
Публикация

Стандарт

  • 26 февраля 2021 г.
  • 0

 

Стандарт разработан на основе Целевой модели по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды с целью уточнения и расширения положений данного документа.

Стандарт вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды (далее — Стандарт) призван систематизировать практики и форматы вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды, повысить эффективность взаимодействия, а также степень ответственного участия всех сторон.

В соответствии со Стандартом рекомендуется обеспечивать вовлечение граждан как при работе с общественными пространствами общегородского значения (городские набережные, центральные парки, городские ООПТ, центральные площади, улицы, бульвары и иные территории), так и при разработке и реализации проектов общественных пространств в жилых зонах (локальные скверы, дворовые территории, межквартальные территории и т.д.). Кроме того, возможно применение Стандарта для развития пространств, находящихся в частной собственности при согласии собственников.

Вовлечение граждан не требуется при осуществлении планового ремонта и замене инженерной и иной инфраструктуры общественных пространств, в случае если производимые работы не изменяют общий облик, архитектурные и функциональные решения пространства. В ситуациях, когда проводимые работы предполагают существенное
изменение функционального, архитектурного и/или пространственного решений, рекомендуется применение данного Стандарта.

Вовлечение граждан в решение вопросов развития городской среды — одна из форм гражданского участия, подразумевающая процесс определения целей, функций, технико-экономических показателей и иных факторов проекта развития городской среды совместно со всеми заинтересованными сторонами и потенциальными пользователями проекта, а также обеспечение участия граждан в реализации программы развития проекта. Граждане Российской Федерации вправе участвовать в разработке и реализации проектов развития городской среды как лично, так и в составе
коммерческих, некоммерческих организаций и иных объединений.

Развитие городской среды — комплекс мер, реализуемых федеральными, региональными и муниципальными органами власти для создания, корректировки и реализации документов стратегического и территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки и межевания территории, архитектурно-строительного проектирования с целью формирования комфортной городской среды в муниципальных образованиях Российской Федерации.

Этапы жизненного цикла проекта развития общественных пространств — перечень последовательно реализуемых мероприятий развития общественного пространства — от инициирования проекта до обеспечения его долгосрочного функционирования. Жизненный цикл проекта развития общественного пространства включает в себя следующие этапы: инициация проекта, разработка и согласование концепции общественного пространства, разработка и согласование ПСД, реализация и приемка СМР, функционирование территории.

Стандарт представляет собой систематизацию и обобщение лучших практик по вовлечению граждан в проекты развития городской среды и основывается на двух важнейших положениях:

- Вовлечение граждан должно быть ответственным и продуктивным процессом, который осуществляется на всех этапах жизненного цикла развития проекта;
- Вовлечение граждан должно быть структурированным, управляемым процессом, ориентированным на достижение заранее поставленных целей городского развития.

Добиться лучших результатов вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды можно путем последовательного применения рекомендаций Стандарта на всех этапах реализации деятельности по развитию городской среды. Рекомендовано применение Стандарта в полном объеме в соответствии с этапами, уровнями и форматами вовлечения. Пользователь Стандарта не ограничен в применении иных
форматов вовлечения, если они позволяют достичь заявленной цели. 

Для жителей города вовлечение в развитие городской среды будет означать:

- Появление современных, актуальных городских пространств и объектов, соответствующих их интересам и потребностям;
- Улучшение качества городской среды и качества жизни;
- Возможность активно влиять на вопросы, касающиеся непосредственно самих жителей и осуществлять контроль за развитием территории, на которой они живут;
- Формирование активного и сплоченного сообщества местных жителей, заинтересованного в развитии города.

 Для бюджетных организаций, институтов культуры, религиозных учреждений, НКО и СМИ, вовлечение в развитие городской средыбудет означать:

- Возможность реализации уставной деятельности организации в контексте развития города и эксплуатации городских территории;
- Решение социальных проблем;
- Получение дополнительного физического пространства для осуществления уставной деятельности;
- Реализация иных национальных муниципальных и региональных проектов и программ;
- Укрепление лояльности и авторитета среди жителей и привлечение новых участников;
- Привлечение дополнительного финансирования;
- Расширение целевой аудитории.

Для предпринимательского и бизнес-сообществ вовлечение в развитие городской среды будет означать:

- Повышение эффективности коммерческой деятельности (для бизнесов, расположенных в непосредственной близости от территории реализации проекта);
- Повышение капитализации территории реализуемого проекта путем повышения качества проектных решений и удовлетворения потребностей местного населения;
- Формирование позитивного имиджа бизнеса внутри города;
- Формирование позитивного имиджа города и его туристический и инвестиционной привлекательности;
- Реализацию корпоративной социальной ответственности (КСО);
- Повышение эффективности проектных решений путём получения от жителей полной и актуальной информации о территории проекта.

Для представителей органов власти вовлечение жителей будет означать:

- Выполнение целевого показателя «Увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30%» национального проекта «Жильё и городская среда»;
- Повышение уровня лояльности и социального оптимизма горожан;
- Предотвращение и разрешение градостроительных, социальных и экономических конфликтов;
- Формирование лояльных и конструктивных отношений с городскими элитами;
- Повышение инвестиционной привлекательности города;
- Синхронизацию программы «Формирование комфортной городской среды» с иными национальными проектами, региональными и муниципальными программами;
- Привлечение дополнительного финансирования на реализацию проекта;
- Повышение качества комфортной городской среды в муниципальном образовании;
- Формирование лояльного городского сообщества.

Рамочно проект развития общественного пространства включает в себя следующие этапы:

Этап 1. Инициирование проекта развития общественного пространства: выбор и согласование территории, определение целей, задач и необходимых функций общественного пространства ʙ анализ социального, экономического и пространственного контекстов территории;

- информирование и привлечение граждан к развитию общественных пространств;
- выбор общественного пространства;
- определение приоритетов развития общественного пространства;
- согласование целей и задач развития общественного пространства и целей и задач заинтересованных сторон;
- определение источников финансирования;
- формирование ТЗ на концепцию проекта.

Этап 2. Разработка и согласование концепции развития общественного пространства ʙ предпроектное социокультурное исследование;

- формирование концепции проекта, в том числе с использованием методов соучаствующего проектирования;
- проведение изысканий (при необходимости);
- согласование концепции проекта и визуального облика архитектурных решений;
- запуск процесса программирования территории: разработка плана функционального зонирования и размещения сервисов на территории, разработка сценариев использования территории и ее событийного наполнения, выбор и вовлечение операторов развития территории;
- разработка и согласование ТЗ на ПСД.

Этап 3. Разработка и утверждение проектно-сметной документации (ПСД) ʙ проведение изысканий;

- разработка ПСД;
- экспертиза ПСД на предмет соответствии концепции проекта;
- согласование ПСД;
- разработка и согласование ТЗ на СМР.

Этап 4. Выполнение строительно-монтажных работ (СМР) и приемка объекта

- осуществление СМР;
- общественный контроль СМР;
- авторский надзор за СМР;
- волонтерское трудовое участие в СМР;
- завершение СМР;
- формирование комиссии по приёмке территории с участием представителей общественности и заинтересованных юридических лиц;
- выбор или создание балансодержателя, приёмка и передача на баланс;
- выбор или создание эксплуатирующей организации (управляющей компании).

Этап 5. Функционирование общественного пространства ʙ повседневное функционирование и обслуживание территории;

- проведение событий и мероприятий;
- изменение сценариев использования в случае необходимости;
- ремонтные работы;
- обновление программы развития общественной территории;
- интеграция территории в систему использования общественных пространств населенного пункта и существующую событийную программу;
- смена операторов территории;
- постпроектный анализ социальных, экономических и культурных эффектов.

Распределение ролей и ответственностей при создании проекта развития общественных пространств

- Инициатор— инициирует проект развития общественного пространства;
- Модератор— лидер процесса общественного участия, организует коммуникацию между участниками процесса и привлекает заинтересованные стороны;
- Заказчик— отвечает за распределение ресурса на разработку и реализацию проекта развития общественной территории и несет юридическую ответственность за соблюдение процедур и результаты работы;
- Опосредованный заказчик— носитель сформулированного запроса на функции общественной территории, но не наделенный ресурсом;
- Пользователь— конечный потребитель общественной территории;
- Оператор— группа лиц или организация, которая обеспечивает событийное наполнение территории принимает участие в управлении территорией;
- Исполнитель (–и)— архитекторы, проектировщики, строители и иные специалисты, реализующие весь необходимый объем работ по развитию общественного пространства.


Стандарт выделяет четыре уровня вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды.

Уровень 1. Информирование — предоставление гражданам и организациям информации о планируемой инициативе, последствиях ее реализации, ключевых технико-экономических и иных показателях проекта,
существующих и возможностях граждан принять участие в подготовке, утверждении и реализации инициативы. Допустим только в редких случаях повторной работы с готовыми проектами.

Уровень 2. Консультирование— выяснение мнений, пожеланий, позиций граждан, представителей определенных сообществ или организаций, по существующим гипотезам, альтернативным решениям, предложениям в рамках реализации проекта. Этот уровень является обязательным при решении любых вопросов развития городской среды.

Уровень 3. Соучастие — совместная с гражданами или организациями работа над разработкой и реализацией инициативы/проекта, успешным результатом которой является согласованный и устраивающий все стороны проект/концепция.

Уровень 4. Партнерство — совместная с гражданами работа над разработкой и реализацией проекта, при которой гражданам или организациям передается часть функций или полномочий разработчика или инициатора проекта.

Форматы информирования и коммуникации

Информирование посредством печатных СМИ

Использование печатных СМИ, таких как периодические муниципальные газеты, рекомендуется обязательно использовать для населенных пунктов с населением менее 10 тыс.человек, в случае низкой обеспеченности жителей Интернетом (менее 50% семей имеют доступ к глобальной сети дома). Информацию о планируемой разработке проекта и мероприятиях по вовлечению следует помещать на первую полосу, крупным заметным шрифтом. При составлении текста следует избегать профессиональных терминов и формулировок, которые могут быть не понятны неспециалистам. Информация должна быть исчерпывающей, но при этом лаконичной, рекомендуемый объем: 1200–1500 знаков.

Информирование на сайте администрации

Информация должна быть размещена на главной странице сайта администрации, на видном для пользователя месте. Не рекомендуется размещать информацию таким образом, чтобы пользователю сайта было необходимо прокручивать страницу вниз, либо переходить с главной страницы в другие разделы сайта. Требования к содержанию и объему информации аналогичны требованиям к печатным СМИ.

Информирование в социальных сетях

Информирование жителей посредством социальных сетей является одним из наиболее эффективных способов информирования жителей. При этом следует учитывать, что некоторые категории населения не являются активными пользователями социальных сетей, поэтому для них следует применять иные способы информирования. При размещении информации в социальных сетях следует использовать официальные страницы администрации муниципалитета, а также популярные у жителей группы и публичные страницы.

Размещение информационных баннеров, вывесок, объявлений, стендов

Информирование посредством распространения печатных материалов эффективно и охватывает все категории населения, включая жителей, которые не пользуются социальными сетями и не посещают сайт администрации муниципалитета. Размещать печатные материалы следует на специально отведенных для этого информационных стендах и рекламных конструкциях, а также использовать почтовую рассылку. Информация должна быть заметной, разборчивой и считываться на расстоянии. Рекомендуется дополнять информацию ссылками/QR-кодами на страницы в соцсетях и на сайты, на которых жители смогут подробнее узнать о планируемой разработке документа, форматах вовлечения, датах и адресах проведения мероприятий.

Иные типы информирования

В случае необходимости разработчиком проекта могут быть применены иные формы информирования жителей, включая использование телевидения, телефонных звонков и др. методов, позволяющих обеспечить необходимый охват целевой аудитории.

Рекомендации по реализации этапа в дистанционном формате

Если разработчик планирует использовать только дистанционные форматы, то следует предусмотреть использование каналов распространения информации, направленных в первую очередь на пользователей сети Интернет. К примеру, посредством создания сайта проекта, с помощью размещения информации в социальных сетях на страницах администрации и в популярных у жителей города интернет-сообществах, на официальном сайте администрации, на сайтах муниципальных и региональных газет и журналов.

Рекомендации по дистанционным форматам консультирования:

Проведение онлайн-голосований и опросов предоставляет возможность жителям выбрать из нескольких вариантов наиболее предпочтительный и может касаться выбора территории реализации проекта, выбора стратегии разработки проекта, определение основной концепции будущей территории и др. На онлайн-голосование рекомендуется выносить значимые стратегические вопросы, в которых важен учет мнения жителей.

В иных случаях рекомендуется проводить онлайн-опрос. Онлайн-опрос позволяет разработчику выделить основные заинтересованные категории населения, собрать социологические данные различного характера, в зависимости от цели и поставленных вопросов.

Глубинные интервью посредством онлайн-сервисов видеокоммуникации или телефонных звонков. Позволяет разработчику получить от жителей и экспертов более комплексную и полную информацию, нежели
чем посредством проведения опросов.

Краудсорсинг — использование специализированных цифровых платформ, на которых жители путем коллективной работы могут сформулировать идеи, выработать единое консолидированное мнение о проекте, предложить набор решений или пожеланий к проекту.

Формирование онлайн-сообщества проекта из заинтересованных жителей или волонтеров, которые могут участвовать в опросе населения, мониторинге СМИ и социальных сетей, заниматься продвижением
проекта в социальных сетях. Координация работы сообщества осуществляется на специально созданной странице в социальных сетях или мессенджерах.

Чат-боты — цифровой инструмент, который реализован в формате виртуального собеседника, по факту представляющего из себя разветвленный алгоритм вопросов и ответов, который выясняет потребности или
информирует пользователей о проекте, с помощью текста или голоса.

Онлайн-обсуждения. В случае осуществления участия граждан в утверждении документа в дистанционном формате рекомендуется проведение общественных обсуждений с обязательной экспозицией проекта посредством онлайн-платформ. Общественные обсуждения проводятся на официальном портале администрации в сети Интернет
на странице «Общественные обсуждения», либо на официальном сайте проекта путем размещения проекта и информационных материалов к нему и проведения экспозиции проекта. Также возможно размещение проекта на страницах в социальных сетях (с обязательным указанием официального сайта).

Форматы соучастия

Поведение сессий по совместному с жителями и заинтересованными участниками проектированию в формате соучаствующего проектирования. Для организации соучаствующего проектирования рекомендуется руководствоваться Целевой моделью по организации общественного участия, а также вовлечения бизнеса и граждан в реализацию проектов благоустройства городской среды Минстроя России.
Тестирование гипотез и проектных решений с помощью реализации проектов быстрых изменений в формате практических мастерских.

Проведение экспертных сессий — для получения экспертной оценки разработанного проекта, проекта в стадии разработки, либо экспертную оценку ситуации, проблемы, профессиональную поддержку и практический опыт в различных сферах городского развития.

Рекомендации по реализации этапа в дистанционном формате:

Совместная разработка проекта в дистанционном формате возможна с помощью организации онлайн-обсуждений жителей и разработчиков на цифровых платформах видеоконференций. Следует разделить
такие конференции тематически на три этапа, по аналогии с очным соучаствующим проектированием. При организации онлайн-мероприятий, необходимо заранее опубликовать на сайте проекта и в социальных сетях всю необходимую сопроводительную информацию (карты, схемы, дизайн-проекты и проекты документов), работа над которыми запланирована. Также в случае необходимости следует заранее предупредить участников о регламенте работы, предоставить рекомендации по установке и настройке используемого программного обеспечения. Для повышения компетентности и подготовленности жителей к работе над проектом, рекомендуется организовать онлайн-трансляцию экспертных вебинаров и видеолекций от архитекторов, проектировщиков, краеведов и иных профильных специалистов, вовлеченных в разработку проекта, а также виртуальную прогулку по территории.

Для повышения прозрачности и открытости мероприятий по разработке проекта, рекомендуется организовать онлайн-трансляцию обсуждений, экспертных совещаний и видеоконференций.

На этапе разработки проекта также возможно проведение дистанционных видеоинтервью и фокус-групп с наиболее активными участниками и лидерами городских сообществ. Эффективным дистанционным форматом могут стать онлайн-конкурсы (рисунков, проектов, сочинений, концепций отдельных элементов или объектов), направленные на вовлечение таких категорий жителей, как школьники, студенты, представители творческих профессий.

Форматы партнерства

Создание механизмов софинансирования проектов (инициативное бюджетирование, запуск грантового фонда, закрытые и открытые паевые инвестиционные фонды, проведение кампаний по краудфандингу— аккумулированию денежных средств жителей для достижения определенной цели);

Создание механизмов и инструментов для реализации возможности управления и обслуживания территории, в том числе государственно-частное партнерство— концессия (особо актуально для парков, протяженных набережных и т.д.);

Авторский надзор за реализацией концепции при подготовке документа и/или строительстве объекта со стороны авторов концепции; надзор и участие в реализации проекта со стороны жителей и пользователейтерритории.

Рекомендации по применению дистанционных инструментов вовлечения

Используя дистанционные варианты вовлечения граждан, рекомендуется применять инструменты, позволяющие осуществлять общественный надзор за ходом реализации. На официальном сайте проекта (на официальной странице проекта на портале администрации, а также на официальных страницах проекта в соцсетях) необходимо разместить ссылку на видеотрансляцию строительно-монтажных работ в режиме реального времени. Для этого потребуется установка соответствующей аппаратуры/использование уже имеющихся городских камер видеонаблюдения. Также наблюдатели должны иметь возможность внесения своих комментариев на онлайн-платформе, где будет вестись трансляция, либо посредством иных онлайн-сервисов для совместного дистанционного просмотра. Комментирование должно быть модерируемым. Модератор рассматривает оставленные комментарии, дает обоснованные ответы авторам, а также при необходимости доносит сведения до авторов проекта.

Любой процесс разработки проекта, предусматривающий вовлечение жителей, заказчик проекта должен начинать с составления поэтапного плана действий. Планирование процесса, определение ключевых факторов, показателей, этапов и сроков позволят эффективно распределить имеющиеся ресурсы, синхронизировать планируемые мероприятия с иными реализуемыми программами и проектами для повышения качества мероприятий по вовлечению и качества результатов реализации проекта.

Стандарт (документ)

Опубликовано: Алексей Сафиоллин


Комментарии 0