В Минэкономразвития России рассмотрели инициативу Сургутского района о внесении изменений в закон «О недрах» и Градостроительный кодекс

  • 23 августа 2019 г.
  • 327
  • 0

22 августа в Минэкономразвития России прошло согласительное совещание. Участники мероприятия под председательством заместителя министра экономического развития РФ Вадима Живулина рассмотрели поступившие замечания федеральных органов исполнительной власти к предложениям экспертной группы.

Совещание прошло в режиме видеоконференцсвязи с некоторыми регионами России: в работе совещания приняли участие эксперты из Воронежа, Москвы, Нижегородской области, Самары, Санкт-Петербурга, Сургута.

 

Актуализация плана мероприятий ТДК подготовлена по результатам заседаний экспертных групп по направлениям ТДК, в работе которых принимали участие представители предпринимательского сообщества, федеральных и региональных органов исполнительной власти.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 24 января 2019 г. № СА-П13-495 в проект распоряжения включены мероприятия и ключевые показатели эффективности, направленные на достижение Российской Федерацией 20-го места в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» в 2024 году.

Кроме того, проект распоряжения предусматривает дополнение плана мероприятий ТДК новыми направлениями: «Экология», «Предпринимательская деятельность в сфере сельского хозяйства», «Защита прав и законных интересов» и «Развитие предпринимательства в сфере туризма».

Кроме того, предусмотрено объединение направлений «Доступ субъектов МСП к закупкам компаний с государственным участием» и «Доступ субъектов МСП к финансовым ресурсам» в единое направление «Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства».

В распоряжение вносятся изменения в части определения федеральных органов исполнительной власти, ответственных за достижение ключевых показателей эффективности плана мероприятий ТДК.

По итогам проведенных заседаний экспертных групп ТДК по ряду мероприятий сделаны замечания федеральных органов исполнительной власти, с учетом которых подготовлены соответствующие таблицы разногласий.

Участники совещания отметили необходимость комплексного решения предложений и замечаний. В ходе совещания, в частности, было рассмотрено предложение о внесении в законодательство Российской Федерации термина «временные и вспомогательные сооружения», перечня и условий строительства до получения разрешения на выполнение основных строительных работ.

С точки зрения авторов инициативы, внесение термина позволит сократить сроки начала строительства, реконструкции и уменьшить административные барьеры при строительстве, реконструкции объектов федерального и регионального значения. Кроме того, это изменнение позволит обеспечить возможность выполнения подготовительных строительных работ для объектов капитального строительства до получения разрешения на строительство.

Одним из вопросов, рассмотренных участниками совещания, стала инициатива Сургутского района о внесении изменений в закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» и статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части введения оснований отказа в выдаче согласия недропользователя на застройку площади принадлежащего ему горного отвода (при намечаемой застройке площади горного отвода) в случае если участок недр планируется застроить.

Сопредседатель общероссийской общественной организации «Инвестиционная Россия» Алексей Сафиоллин предложил ввести в статью 25 закона «О недрах» исключения, в соответствии с которым не требуется получение заключения федерального органа управления государственным фондом или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах, а также получение разрешения на застройку под участком предстоящей застройки при проектировании и строительстве объектов на земельном участке, расположенном в территориальной зоне, исключающей осуществление недропользования.

Эксперт также предложил в случае перспективы пользователем недр дальнейшего использования лицензионного участка ввести в обязанности недропользователю оформить права на данный земельный участок с целью компенсации доходов бюджета и исключения возможности предоставления такого земельного участка другим заинтересованным лицам.

Внесение изменений, по мнению экспертной группы, позволит привести в соответствие два федеральных закона, которые в настоящее время явно конфликтуют друг с другом, поскольку у них разные пути регулирования.

Вынесенное мероприятие в настоящее время не зависит от разрешения вопросов, поставленных Минэкономразвития, так как предложения касаются, во-первых, возможности строительства «наземных гражданских» объектов, а, во-вторых, четкого регулирования вопросов выдачи разрешений на застройку.

- Главным ответственным исполнителем этого изменения вместо Минстроя предлагается Минприроды. Мы с этим согласны и готовы дорабатывать формулировки вместе с Минприроды. - высказал свою позицию Алексей Сафиоллин. - В настоящее время закон «О недрах» и градостроительный кодекс при реализации конфликтуют друг с другом. Запрет нефтяников на строительство распределительных инвестиционных объектов рядом с лицензионными участками негативно влияет на инвестклимат муниципальных образований, и конкретно в Сургутском районе.

Эксперт пояснил, что, по факту, Закон «О недрах» предполагает субъективное мнение недропользователя при принятии решения о согласовании или отказе в застройке, что с одной стороны, содержит коррупционные риски, с другой стороны, для бизнеса создает дополнительные административные барьеры, которые не регламентированы.

Первый шаг в данном направлении сделан Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 342-ФЗ, которым исключено получение разрешения на застройку в пределах населенных пунктов, но с учетом отказов в согласовании генеральных планов, делает данную норму декларативной.

При этом использование горного отвода не предполагает дальнейшего появления недвижимости, т.к. предполагается добыча полезных ископаемых. В случае, если действительно участок будет использоваться для добычи полезных ископаемых, он должен быть вовлечен в гражданский оборот, путем заключения договора аренды земельного участка.

В случае отсутствия необходимости добычи полезных ископаемых, земельные участки также должны быть вовлечены в гражданский оборот, но только уже другими участниками – инвесторами, с правом возведения ОКС.

Специалисты Минэкономразвития считают необходимым уточнить и развить данное предложение, в частности, решить вопросы о порядке оформления и регистрации прав на такие объекты недвижимости и разделении «подземной» недвижимости на гражданскую, строящуюся в силу градостроительных документов и горную, необходимую для осуществления недропользования.

По итогам совещания принято решение изложить проект распоряжения по направлению ТДК «Градостроительная деятельность и территориальное планирование» в следующей редакции:

«Совершенствование процедуры выдачи разрешений на застройку территорий, необходимых для разработки месторождений полезных ископаемых, и (или) территорий предоставленных в пользование участков недр, имеющих статус горного отвода, при строительстве объектов капитального строительства в границах населенных пунктов, а также за их пределами, а также исключение необходимости излишних согласований с недропользователями».

В декабре 2019 г. планируется внесение проекта федерального закона в Правительство РФ, в феврале 2020 г. – в Госдуму Федерального собрания РФ.

Сопровождение рассмотрения федерального закона Советом Федерации Федерального собрания РФ будет осуществляться в октябре-ноябре 2020 г.

Еще одна инициатива, вынесенная на рассмотрение, позволит строителям, и в первую очередь застройщикам жилья, значительно упростить ведение бизнеса в рамках нацпроекта «Жилье и городская среда».

- Речь идет не о крупных помещениях, а о квартирах в жилых домах, которые имеют отклонения от нормативных требований в 0,5-1,5 см, - отметил Алексей Сафиоллин. - Из-за этих отклонений, которые абсолютно не влияют ни на конструкцию жилья, ни на его безопасность, застройщикам требуется еще раз проходить экспертизу и получать разрешение. А это, в свою очередь, приводит к переносу сроков регистрации.

Экспертная группа детально обосновала свое предложение, чтобы преодолеть эти барьеры и скорректировать нормативную базу.

Представители Минэкономразвития отметили, что в России пока нет разной градации отклонений для разных типов жилых объемов и площадей. Это создает дополнительные трудности для застройщиков. Чтобы решить эту проблему необходимо разработать шкалу допустимых отклонений от градостроительных норм для различных типов объектов. При этом предстоит решить, будет ли применяться эта шкала для объектов капитального строительства, в том числе линейных.

Один из экспертов, Дмитрий Шаповал, принимавший участие в совещании, поддержал данную инициативу. По его мнению, расхождения в разрешительных документах будут в любом случае. Эксперт допустил отклонения от нормативных требований в 5%, отметив, что самый главный параметр должен соответствовать требованиям технических регламентов и строительной безопасности.

Напомним, что 19 августа Правительство Российской Федерации утвердило Правила реализации плана, определяющие порядок актуализации, мониторинг и контроль реализации, а также список экспертных групп по 12 направлениям плана и их руководители, организации, ответственные за организационно-техническое обеспечение деятельности экспертных групп.

 

Прикрепленные документы 1


327

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Наверх
Вниз