Инициатива

Инновационный центр развития региональной элиты нации. Организационная программа

  • 24 февраля 2023 г.
  • 0

Инициатива (действие, мероприятие): Цель
Развитие региональной элиты нации.
Задача
Формирование концептуальной модели и социально-педагогического механизма непрерывного профессионального образования на основе однозначного представления о его содержательном результате, обеспечивающего выбор одаренными старшеклассниками и студентами индивидуальной образовательно-развивающей траектории, способа социально-профессионального и личностного роста.
1 этап – организационно-подготовительный.
1. Проведение фокус группы с одаренными старшеклассниками школ любого областного центра и их родителями:
- выявление диапазона образовательных потребностей, которые не удовлетворяются в рамках традиционной организационно-педагогической модели общего среднего образования;
- обсуждение идеи создания областного инновационного центра развития региональной элиты нации.
2. Проведение фокус группы с одаренными студентами учреждений высшего профессионального образования области и их родителями, а также активом студенческих и молодежных общественных организаций:
- выявление диапазона образовательных потребностей, которые не удовлетворяются в рамках традиционной организационно-педагогической модели высшего образования;
- обсуждение идеи создания областного инновационного центра развития региональной элиты нации.
3. Проведение фокус группы с молодыми людьми (до 30 лет), в том числе бывшими одаренными студентами учреждений высшего профессионального образования области:
- выявление диапазона социально-профессиональных и личностных качеств и свойств, отсутствие которых является причиной трудностей и проблем в тех или иных сферах жизнедеятельности;
- обсуждение идеи создания областного инновационного центра развития региональной элиты нации.
4. Проведение смешанной фокус группы в составе представителей областной организации работодателей, (торгово-промышленной палаты и т. п.) творческой части работников общего среднего образования, профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования области:
- выявление инвариантного проблемного поля, касающегося качества содержательного результата образовательной деятельности и процессов социально-профессиональной адаптации одаренных старшеклассников в учреждениях высшего профессионального образования области и социально-профессиональной адаптации одаренных студентов.
Разработка необходимого и достаточного комплекта нормативно-правовой и учебно-методической документации:
- положения о областном инновационном центре развития региональной элиты нации;
- штатного расписания областного инновационного центра развития региональной элиты нации;
- инвариантной антропосоциальной модели выпускника высшего учебного заведения со следующими экспериментальными профессиональными направленностями - концептолог, социальный теоретик, социогуманитарный методолог, системный социальный аналитик, отраслевой социальный технолог-оптимизатор, эксперт-аналитик, социосистемный кризисный менеджер;
- базовой методики антропосоциального проектирования жизненного пути одаренного студента, включающей социально-профессиональную и личностную составляющие;
- базовой структуры индивидуальной учебной программы одаренного студента;
- базового учебного плана областного инновационного центра развития региональной элиты нации, оснащенного учебно-методическим комплектом, включающим авторские факультативы и специальные развивающие курсы.
Подготовка программы действий
- проведение областного конкурса специальных развивающих курсов и факультативов среди профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования области с целью формирования авангардного академической ресурсной базы проекта;
- формирование «банка» доступных аудио-видео лекционных курсов и научных докладов выдающихся умов и социальных практиков России и всего мира;
- привлечение к работе в Центре представителей профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования с активной жизненной позицией и оригинальным стилем мышления, также продвинутых социальных практиков, представителей различных социально-профессиональных корпораций региона;
- привлечение к работе в Центре представителей творческой и научно-технической интеллигенции;
- формирование корпуса социальных наставников для одаренной учащейся и студенческой молодежи Центра.
2 этап – формирующий - реализация проекта в части высшего профессионального образования.
Проведение подготовительных работ, связанных с реализацией в текущем учебном году общеобразовательной составляющей проекта:
- организация областного консультативно-методического Центра индивидуального обучения и воспитания одаренных старшеклассников, в том числе обучающихся в экстернатуре;
- организация регионального Центра дистанционного профессионального самоопределения, развития творческой одаренности и подготовки старшеклассников сельской местности к сдаче единого государственного экзамена;
- решение вопроса с органами государственного управления об учреждении областной гимназии и лицея интернатного типа для одаренной учащейся молодежи области;
- создание областного благотворительного фонда «Региональная элита нации».
Связи с общественнностью
Все мероприятия, связанные с организацией деятельности Центра целесообразно проводить с привлечением СМИ. Это позволит привлекать в ряды его сторонников волонтеров, энтузиастов, иного рода гражданских активистов различных половозрастных и социально-профессиональных групп населения, разделяющих замысел данного инновационного направления образовательной деятельности, ориентированного на формирование и развитие региональной элиты нации. Безусловно, успеху данного начинания во многом будет способствовать формирование позитивного мнения широких кругов общественности о цели и задачах его своевременной и благородной деятельности.

Описание проблемы: В настоящее время только 40 % выпускников учреждений высшего профессионального образования работает по специальности, на Западе - 80 %. Естественно, что это существенно снижает эффективность общественного производства. Поэтому период профессионализации субъекта труда растягивается во времени, что значительно усиливает безработицу выпускников и увеличивает расходы субъектов хозяйствования на переподготовку. В связи с этим следует отметить, что в существующем организационно-педагогическом механизме образовательной деятельности смысловые акценты переставлены местами. В контексте успешной профессиональной деятельности целесообразно было бы задействовать модели выпускников средней и высшей школы, концентрированно выражающих заказ общества. Вместо этого данным организационным структурам предлагаются, периодически обновляемые стандарты содержания образования. Таким образом, модель содержательного результата образования заменена моделью образовательного процесса. Это базовый принцип классической анархии - процесс все, результат ничто. Отсутствие навыков и потребности в интеллектуальном совершенствовании, овладении профессиональными и социальными компетенциями угрожает субъекту труда несоответствием требованиям предмета труда и социальной «инвалидизации» в плане отсутствия навыков развития и применения эффективных социальных технологий, обеспечивающие социально-профессиональную успешность. Препятствием на пути эффективного использования данной теории может быть отсутствие достоверной типологической классификации взрослых в целом, профессионально зрелых взрослых, в частности.

Желаемый результат: Создание и оперативное применение многопредметных комплексов знаний для решения актуальных проблем субъектов традиционной и инновационной деятельностей. В процессе экспериментального внедрения инновационных технологий, будет создан принципиально новый (модельный) вид организационного социально-педагогического механизма, органично интегрирующего учебно-воспитательную деятельность учреждений высшего профессионального образования с серьезной инновационной деятельностью как в социокультурном, так и в социально-экономическом пространствах локальных социальных организмов. Таким образом, будет созданы благоприятные условия для экспериментального подтверждения положения о том, что универсальным средством воспитания навыков и умений социального творчества у одаренных студентов - будущих экстра профессионалов является инновационная деятельность, в которой на солидарных правах участвуют заинтересованные в прогрессивных изменениях, субъекты социальной деятельности.
Подобного рода деятельность с необходимостью динамизирует социально-педагогическое взаимодействие в студенческо-преподавательском коллективе (разновозрастные и многопрофильные временные творческие коллективы, формирующиеся под выполнение конкретной практической задачи, решения интеллектуальной проблемы), а также интенсифицирует использование активных форм их работы с индивидуальными и коллективными субъектами локальных социальных организмов.
В ходе формирующего эксперимента и преподаватели и одаренные студенты приобретут навыки и умения комплексирования многопрдметных блоков (фрагментов академических дисциплин и прагматико-практических дисциплин) знаний для решения тех или иных задач инновационной деятельности.
Целевая аудитория
Региональные народнохозяйственные комплексы. Одаренная и талантливая учащаяся и студенческая молодежь. Родительская общественность. Гражданское общество. Работодатели. Орган социального руководства и административного управления территориально-административной единицей Российской Федерации

Срок (год): 2023

Вид документа: Постановление

"Примечание"

Настоящая инициатива может быть преобразована  в реальный  проект  в любой  территориально-административной  единице  Российской  Федерации, которой  посчастливится быть управляемой  руководителями с солидным инновационным потенциалом.

Инициатор: Закревский Аристарх Энгельсович

Ответственный исполнитель: Органы местного самоуправления

0

Комментарии 0