Инициатива

Развитие государственного университета. Авторская концептуальная версия

  • 24 февраля 2023 г.
  • 0

Инициатива (действие, мероприятие): Цель
Концептуальное конструирование социально-практической модели университета как системообразующей единицы развития народнохозяйственного комплекса субъекта федерации Российской Федерации.
Задачи
Солидаризация экономической, управленческой, научно-технической, творческой элит субрегиона с целью оптимального использования местных финансовых, материально-технических, природных, интеллектуальных ресурсов. Совершенствование методологии и технологии образовательной и научной деятельностей университета классического типа. Расширение использования инновационных продуктов, ориентированных на существенное повышение эффективности научно-педагогической деятельности.
Введение
Одной из характерных особенностей периода комплексного развития научно-педагогической системы государственного университета является оптимальная интеграция инновационной составляющей образовательной и научно-исследовательской деятельностей, ориентированных на сущностное обновление принципов и механизмов регионального экономического, социального, культурного взаимодействия. Развитие университета требует осуществления ряда образовательных, научно-организационных, экономических изменений, обусловленных современным, динамично трансформирующимся, социально-экономическим и социокультурным заказами системе образования как социальному институту, а также обновления форм, методов и средств научной работы и социального управления. В настоящей концептуальной версии представлен комплекс конкретных социально-практических инфраструктурных реформ, центрированных на развитие университета.
Отличительной особенностью данного инновационного процесса является то, что трансформационные процессы предстоит осуществлять одновременно с разработкой концептуальной модели принципиально новой организационной структуры высшего профессионального образования, предназначенной для сущностного инновирования локальных образовательного, научного, социально-экономического и социокультурного пространств Российской Федерации. Формирование принципиально нового методологического подхода и социально-практических механизмов регионального и субрегионального развития Российской Федерации обуславливает актуальную потребность и настоятельную необходимость разработки концептуальной схемы институциональной модернизации. Инфраструктуру университета, экстенсивно обогащенную за счет включения в ее состав высших учебных заведений областей, целесообразно дополнить рядом исследовательских, научно-практических и научно-методических организационных структур, необходимых и достаточных для интенсивного выполнения в полном объеме регионального/субрегионального, общероссийского социально-экономического и социокультурного заказов.
Содержание и направленность образовательной, научной и социально-практической деятельностей университета будут определяться потребностями позитивной динамики коллективных субъектов социально-экономического и социокультурного пространства области, федерального округа, Российской Федерации в целом, а также в определенной мере интеграционными процессами, зарождающимися в социально-политических организмах Евро-Азийского Союза, Шанхайской Организации Сотрудничества, БРИКС - Бразилии, России, Индии, Китая, Южно-Африканской республики.
В отношение последнего необходимо отметить, что так называемый заказ без заказчика может формироваться перед интегральным научно-педагогическим и студенческим коллективами высших учебных и научных заведений области и федерального округа, сверх актуальной потребностью социально-этического преобразования сущностных особенностей мирового социального процесса. Успешность и эффективность интегральной инновационной деятельности, системообразующим ядром которой предстоит стать окружному опорному университету в качестве одного из ведущих институтов социально-экономического пространства России, во многом будет обеспечиваться интенсивной актуализацией ранее не задействовавшегося совокупного – интеллектуального, социально-творческого, деятельностного, информационного – ресурсного потенциала области и федерального округа в целом.
Одно из направлений инновационной деятельности опорного университета будет состоять в инициативной разработке концептуальных моделей преобразовательных программ, нацеленных на позитивную трансформацию проблемных сегментов народнохозяйственного комплекса области, федерального округа, а также выдвижение стратегических инициатив и авангардных проектов совершенствования различных сфер жизнедеятельности государства и общества в соответствии с приоритетами внутренней и внешней политики Российской Федерации. В данной связи актуальная социально-политическая задача заключается в том, чтобы максимально задействовать совокупный интеллектуальный и социально-творческий потенциал окружных сообществ в целях совершенствования существующего социально-экономического механизма России и гармонизации её социокультурного пространства.
Научная деятельность.
Стратегия формирования и развития университета может включать формирование ряда новых научных школ и направлений с оригинальными образовательно-научными проблемно-тематическими пространствами, привлечением к научно-исследовательским работам признанных авторитетов соответствующих отраслей знания федерального округа, России, ближнего зарубежья на кооперативных началах. Организационный механизм научной деятельности как в целом в Российской Федерации, так и в субрегиональном измерении, в частности, эволюционно архаизировался, и не отвечает современным требованиям. В силу данного обстоятельства точки принятия решений безуспешно пытаются интегрировать традиционные для Европы и США, принципы научной деятельности. Одному из временных творческих коллективов университета предстоит разработать концепцию радикального реформирования порядка научной деятельности и представить на суд научному сообществу, а также соответствующим социально-профессиональным корпорациям России. Основные направления совершенствования существующего механизма научной деятельности находятся в плоскости формирования заказа, изменения принципов работы её коллективных и индивидуальных субъектов, преобразования критериально-индикативных методик оценки конечных результатов, особенно в социогуманитарных науках, взаимодействия академического и вузовского её компонентов, реконструкции технологий аттестации и проектирования индивидуального исследовательского пути кадров высшей квалификации в контексте формирования интеллектуальной элиты нации.
Развитию обновленной инфраструктуры университета во многом могла бы способствовать демократизация порядка формирования проблемно-тематического пространства его научной деятельности в масштабе федерального округа, а также экспертно-аналитическое сопровождение различных сегментов его ведущих социально-экономических и социокультурных субъектов и объектов. Одной из отличительных особенностей конструировании и осуществления образовательно-научной деятельности является проблемность, предполагающая ориентацию на глубокое и всестороннее теоретическое, учебно-познавательное и, по возможности, социально-практическое, освоение соответствующих тематических тезаурусов и локальных познавательных картин различного уровня сложности, с учетом сущностных противоречий в деятельности коллективных субъектов, включая интегральный мировой.
В связи с существенным изменением содержания деятельности ского опорного университета в проблемно-тематическом поле его социогуманитарных – магистерских, кандидатских, докторских – исследований целесообразно уменьшать удельный вес научных работ абстрактно-теоретического плана и целенаправленно увеличивать долю социально-практических, ориентированных на поиск оптимальных решений актуальных задач федерального округа. Одной из сущностных характеристик образовательно-научной деятельности университета предстоит стать выявление и всемерная актуализация приоритетно-перспективных научных направлений, ориентированных на решение злободневных проблем и задач субъектов федерального округа. Такого рода деятельность предполагает формирование и эффективное функционирование системы межакадемического партнерства, повышение академического статуса и социально-практической значимости совокупного коэффициента полезного действия университета.
Таким образом, региональный и окружной субрегиональный народнохозяйственные комплексы со временем обретут статус государственного базового экспериментального полигона социального конструирования, апробации новых видов социально-экономической, научной, образовательной и социокультурной деятельностей. Одним из позитивных результатов деятельности университета может быть виртуально-реальная реинтеграция высококвалифицированных научных кадров, покинувших по разным причинам в свое время Россию, а также формирование принципиально нового его академического порядка организационно-педагогической системы. Структурно-функциональной конструкции опорного университета предстоит формироваться в соответствии с, ниже означенными, стратегическими приоритетами инновационного развития.
Омоложение научного сообщества. Значительное снижение «стартового» возраста диссертантов, сокращение, до минимума, а в идеале, ликвидация разрыва между тремя ступенями (магистратура – аспирантура – докторантура) подготовки кадров высшей квалификации в целях максимального увеличения продуктивного «рабочего времени» интеллектуального труда на протяжении всего жизненного пути ученого. Создание социально-практической модели оптимальной интеграции академической и вузовской, прикладной, отраслевой наукой и предпринимательской средой, социально-профессиональными корпорациями, авангардом гражданского общества. Оптимизация процесса генерирования нового знания и оптимального его использования.
Для пропаганды социально-практической эффективности науки представляется важным создание информационно-аналитической программы на одном из областных телевизионных каналов «Наука и жизнь».
Образовательная деятельность.
Одним из основных методологических подходов к образовательной деятельности университета может быть подготовка одаренных студентов по индивидуальным учебным планам в соответствие с необходимой и достаточной номенклатурой инвариантных антропосоциальных моделей личности суперпрофессионала. Естественно, внедрение данного сущностного новшества, обусловленного суровыми требованиями современного этапа развития России, повлечет за собой комплекс нормативно-правовых реформ и иного рода, организационно-педагогические изменения кластерного свойства.
Крайне важно разработать и осуществить комплексную программу реформирования системы образования области, предусматривающую интенсификацию эффективного взаимодействия, как между ее структурными единицами, так и формирования инновационного механизма оперативной взаимосвязи с региональным народнохозяйственным комплексом. Осуществление в полном объеме данной задачи потребует создания в организационно-педагогической системе университета субрегионального научно-практического центра мониторинга развития локально-территориальных систем образования федерального округа. В плане совершенствования системы академической и научно-методической работы, повышения квалификации кадров общего среднего образования целесообразно создать в структуре педагогического института университета факультет дополнительного профессионального и последипломного образования для повышения квалификации учителей средних школ федерального округа и таким образом ликвидировать областные институты усовершенствования учителей или реорганизовать их в областные институты образования взрослых. Аналогичному реформированию необходимо подвергнуть и все остальные областные учебно-методические организационные структуры, занимающиеся повышением квалификации.
В контексте повышения уровня жизнедеятельностной, социально-практической компетенции различных социально-профессиональных и половозрастных групп населения субъектов федерации, входящих в федеральный округ, представляется крайне важным создать на базе ликвидированных областных институтов совершенствования учителей многопрофильные институты образования взрослых или муниципальные университеты совершенной социальной деятельности взрослых. Основополагающий дидактический принцип организационно-педагогической системы, данной инновационной для образовательного пространства России, социально-педагогической организационной структуры – «Все учат всех». Следовательно, в структуре университета, необходимо будет создать научно-методический центр образования взрослых.
Усиление экзистенциальной проблематики в содержании образования с необходимостью повлечет увеличение в учебно-познавательном материале социальных и гуманитарных наук удельного веса смысловых конструктов гуманитарных технологий, эффективных социальных практик, принципов совершенной индивидуальной жизнедеятельности, то есть тактик социального поведения. Данное обстоятельство с необходимостью потребует диверсификации существующих учебных программ и дидактических систем в соответствии с инновационными принципами гуманитаризации и гуманизации индивидуального развития личности одаренного профессионала.
Предметом особой заботы и внимания научно-педагогического коллектива опорного университета должна стать задача концептуального конструирования модели организационной структуры, предназначенной для повышения научно-методического и педагогического уровня, комплексной мониторинговой оценки профессиональной деятельности и объективной аттестации профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений федерального округа.
В плане создания субрегионального социально-педагогического механизма развития и задействования национальной элиты необходимо в системе образования области создать два – лицей естественнонаучного профиля и гимназию социогуманитарного профиля – инновационных средних учебных заведения для творчески одаренных подростков и старшеклассников – 8-11 классов. Одним из каналов комплектования опорного университета талантливой абитуриентской молодежью является социально-педагогическая технология дистанционно-интерактивного сопровождения личностного и интеллектуального развития талантливых старшеклассников субъектов федерального округа. Естественно, для осуществления данного вида образовательной деятельности необходимо создать в организационно-педагогической инфраструктуре университета интерактивный учебно-методический центр сопровождения интеллектуального и личностного развития талантливых старшеклассников, особенно из сельской местности.
Одним из основных направлений инновационной научно-образовательной деятельности университета, безусловно, должно стать учреждение дифференциальной магистратуры, предназначенной для работы с одаренной студенческой молодежью области и высших учебных заведений федерального округа. Студенты дифференциальной магистратуры принимают активное участие в социально-практических проектах кафедр, научно-исследовательских структур в соответствии с индивидуальными планами личностного роста и социально-профессионального развития. Осуществление, в полном объеме означенного вида образовательной деятельности потребует применения принципиально нового социально-педагогического инструментария, включающего авторские учебно-методические комплексы, оригинальные магистерские программы, а также дидактические и психолого-педагогические технологии социального воспитания и интеллектуального развития. Кроме этого инновационный блок организационно-педагогической системы университета предстоит пополнить учебно-методическим центром антропосоциального развития одаренной студенческой молодежи.
Существенное увеличение удельного веса инновационной составляющей в содержании деятельности университета и связанное с этим рождение нового вида образовательной деятельности, выдвигает актуальную задачу разработки критериально-индикативной методики ее измерения и оценки в соответствии с четко структуированным механизмом, объективно отражающим ее социально-практическую, научную результативность, а также социально-экономическую и социокультурную эффективность. После экспериментальной апробации данной социально-педагогической технологии, она может быть рекомендована к использованию в аналогичных университетах иных федеральных округов. Таким образом, впервые в мировой социально-педагогической практике откроется возможность оценки образовательных услуг его непосредственными заказчиками-потребителями на основе системного отсроченного контроля их качества. Государственным и коммерческим организационным структурам, а также органам административного управления представится возможность заказывать выпускников в соответствии экономически обоснованной номенклатурой социально-профессиональных свойств и личностных характеристик суперпрофессионалов.
Содержание инновационной деятельности
Квалифицирование и гуманитарная экспертиза инновационных проектов. Выявление рубежей функционального пространства, организационных патологий и инновационного потенциала субъектов хозяйственной, научной, образовательной деятельности, вероятных зон их ближайшего развития. Создание инфраструктуры региональной инновационной деятельности: разработка комплектов документов, определяющих меры по реализации инновационного интеллектуального продукта, новых конкурентоспособных товаров и услуг, существенно улучшающих структуру и качество производства, и/или) социальной сферы.
Формирование целостных схем жизнедеятельности, средств и способов совершенствования инновационных социальных объектов, механизмов повышения рефлексивной компетенции руководителей инновационных социально-экономических и социокультурных организационных структур; анализ их позиционной структуры и динамики межпозиционного взаимодействия, мониторинговых программ реализации системных инновационных проектов.
Разработка и внедрение механизмов консультативно-методического обеспечения авангардного развития инновационных процессов в народнохозяйственном комплексе области с ориентацией на максимальное использование местной природной и интеллектуальной ресурсной базы.
Запуск процессов саморазвития экономических, производственных и социальных предприятий и учреждений благодаря всемерной оптимизации их функционирования и “взрывной” актуализации резервного инновационного потенциала.
Разработка концептуальных моделей инновационных социально-экономических структур: научно-методическое обеспечение осуществления конструктивных преобразовательных программ для коллективных субъектов различного уровня внутренней организации.
Обучение одаренных студентов технологиям разработки конструктивных программ для инновационных коллективных субъектов различного уровня внутренней организации.
Оперативное применение многопредметных комплексов знаний для решения актуальных проблем индивидуальных и коллективных субъектов традиционной и инновационной социально-экономической деятельности
Совершенствование регионального инновационно-технологического сектора промышленности и предпринимательства.
Разработка технологий формирования и внедрения в социальную практику долгосрочных целевых программ деятельности инновационных организационных структур, системно-ориентированных проектов.
Формирование региональной системы генерации и распространения знаний, ресурсной базы реализации инновационных идей, проектов, программ, целостных схем инновационной деятельности экономических, социальных, культурных объектов.
Региональная элита нации.
В контексте формирования регионально-национальной элиты на первом этапе деятельности опорного университета в новом статусе предстоит осуществить концептуальное конструирование модели областной региональной организационно-педагогической программы «Творческая одаренность: детство – отрочество – юность – взрослость», произвести ее экспериментальную апробацию в течение одного календарного года, с последующим внедрением в локальные образовательные пространства всех, кроме Москвы, субъектов федерального округа. Таким образом, будет сформирована субрегиональная система поиска, диагностики, развития и плодотворного использования социально-творческого потенциала одаренных, талантливых людей на всех этапах их жизненного цикла.
Систематическая и последовательная деятельность по поиску и развитию творчески одаренной учащейся и студенческой молодежи в образовательном пространстве областей федерального округа эволюционно сформирует благоприятную возможность выявления талантливого абитуриентского контингента (3-5%) для обучения в элитарном университете. На научно-педагогический коллектив университета и Правительства областей будет возложена задача эффективного использования во всех сферах жизнедеятельности суперпрофессионалов. В данной связи научно-педагогическая структура Белгородского опорного университета с необходимостью должна будет включать научно-методический центр развития регионально-национальной элиты.
Совершенствование механизмов социального руководства и административного управления регионами.
Внедрение в социальную практику механизмов социального партнерства, коллективистского сотрудничества и взаимопомощи, присущих общественному сознанию славянско-православной цивилизации, потребует создания на базе учебно-научного инновационного комплекса института управления университета национальной научно-исследовательской междисциплинарной лаборатории субрегиональных социальных стратегий, ориентированной на следующее предметное поле.
Экспертная оценка бизнес-планов, проектов стратегических решений и программ региональных органов социального руководства и административного управления, прогноз их реализуемости, потенциальной эффективности. Аналитическое обслуживание одаренными студентами совместно с преподавателями и креативными социальными практиками организационных структур, ориентированное на повышение адаптивности управленческих структур к эволюционно трансформирующимся требованиям и вызовам. Реконструкция существующей организационной структуры управления научно-технологической и инновационной деятельностями. Существенное повышение креативного потенциала и инновационной культуры представителей органов социального управления и административного управления, местного самоуправления, территориальных общин.
Одним из эффективных механизмов взаимосвязи научно-исследовательских структур социогуманитарной отрасли, органов государственного управления и иных субъектов социального организма являются так называемые социально-философские технологии, прикладная суть которых заключается в том, что все виды интеллектуального продукта должны быть структуированы таким образом, который позволял бы однозначное и эффективное их использование в социальных процессах тех или сфер жизнедеятельности субрегиона. Определенной мерой осуществлению данной инновации может способствовать деятельность кафедры социальных технологий и национальной научно-исследовательской междисциплинарной лаборатории субрегиональных социальных стратегий университета федерального округа. В рассматриваемом контексте кафедре социальных технологий предстоит стать выпускающей, по специальности «социальный технолог». Данные специалисты должны трудоустраиваться по направлениям преимущественно в органы социального руководства и административного управления. Одним из основных направлений их деятельности в органах государственного управления и местного самоуправления может быть внедрение в те или иные сферы социальных организмов результатов социогуманитарных исследований, благодаря умениям интерпретации социально-философских технологий в социальные технологии. В процессах имплементации результатов социальных и гуманитарных наук в социальную реальность активнейшее участие предстоит принимать одаренным студентам-исследователям, для которых данная социально-практическая деятельность будет пролонгированной социально-педагогической практикой. Успешность данного вида деятельности будет обеспечена еще и тем, что концептуальное конструирование и социально-практическое проектирование определенной части внедряемых социальных технологий осуществлялось при их непосредственном участии.
Реализация в социальном взаимодействии данной инновации откроет широкие возможности, с одной стороны, значительно усилить социально-практическую составляющую результатов научных исследований в социогуманитарной отрасли, а с другой – повысить деловую квалификацию работников органов социального управления. Таким образом, опорный университет получает реальную возможность принимать более активное участие в региональных социально-экономических и социокультурных процессах, а коллективные субъекты социального организма будут постепенно учиться формам и методам развития прямых форм общинной демократии, присущих славянскому менталитету.
Осуществление, выше охарактеризованных, реформационных мероприятий закономерно выдвинет задачу проведения формирующего эксперимента по установлению надежности новой критериально-индикативной методики измерения и соответствующей социально-педагогической технологии оценки конечной социально-экономической и социокультурной продуктивности научно-образовательной деятельности национальных исследовательских и окружных опорных университетов в образовательном пространстве федерального округа, в соответствии с её ценностно-смысловыми, объективно-содержательными, социально значимыми результатами.
Международная деятельность
В контексте настоятельной необходимости и актуальной потребности в последовательном развитии университету крайне важно принимать активное участие в двусторонних и многосторонних образовательных и научных проектах, как в рамках межгосударственных объединений, членом которых является Российская Федерация, так и на инициативной основе, в ходе образовательных обменов и иных видов международного академического сотрудничества.
Риски и потенциальные угрозы осуществления проекта
Отрицательный социальный эффект от повышенного уровня социально-психологического дискомфорта и связанное с этим, возможное, противодействие определенной, скорее всего, руководящей части, входящих экспериментальную зону, коллективов учреждений высшего профессионального образования, подлежащих реорганизации либо ликвидации, может быть устранен в результате осуществления программ массовой коммуникации, направленных на формирование позитивного имиджа в общественном сознании как самого системного инновационного проекта, так и положительных образов его индивидуальных и коллективных субъектов.

Примерная организационная программа развития государственного университета.
Осуществление организационной программы развития государственного университета является началом интегрального социально-педагогического, социально-экономического эксперимента. Сегментарное реформирование традиционных механизмов научной, образовательной, воспитательно-развивающей деятельностей в рамках конструирования социально-практической модели принципиально нового типа высшего учебного заведения Российской Федерации, а также изменение порядка его взаимодействия с локальными народнохозяйственными комплексами, с необходимостью выдвигает актуальную потребность дополнительного ресурсного - финансового, материально-технического, нормативно-правового, информационного обеспечения инновационной составляющей означенных трансформационных процессов. После поддержки Законодательными Собраниями и Правительствами областей данной стратегической инициативы закономерно определится необходимость последовательного решения ряда оперативных задач.
1. Создание временного научно-практического коллектива государственного университета для:
- разработки проектов нормативной базы: уставы, положения, должностные инструкции, профессионально-квалификационные характеристики, регламенты деятельности новых организационных структур и т. п., предназначенной регулировать социально-педагогическую динамику, определяемую инновационной составляющей его деятельности;
- выявления состояния и меры реализации основных смысловых конструктов государственной нормативно-правовой базы, регламентирующей те или иные сегменты сфер деятельности социальных организмов, в жизненном пространстве которых предполагается осуществление инновационных преобразований;
- определение уровня обеспеченности планируемого объема инновационной деятельности, существующей государственной нормативно-правовой базой
2. Внесение предложения Председателям Правительств областей округа о целесообразности установления взаимодействия с Советом при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России, в части консультативного обеспечения инновационной деятельности, связанной с экспериментальным развитием государственного университета федерального округа.
3. Внесение предложения Министерству высшего профессионального образования и науки Российской Федерации о делегировании комитету по развитию государственного университета федерального округа полномочий по подготовке предложений о дополнениях и изменениях нормативных актов существующей Федеральной нормативно-правовой базы, регламентирующей образовательную, научную деятельности, а также разработке на инициативной основе проектов нормативных актов, регулирующих порядок деятельности тех или иных аспектов деятельности высшего профессионального образования России.
4. Внесение предложения Министру высшего профессионального образования и науки Российской Федерации, Президенту Российской Академии образования о совместной деятельности по научно-методическому и информационно-аналитическому обеспечению научно-исследовательскими институтами теории и истории педагогики, содержания и методов обучения, педагогических исследований одаренности, развития образовательных систем, научной и педагогической информации, управления образованием, стратегических исследований в образовании, педагогики и психологии профессионального образования, педагогического образования и образования взрослых, семьи и воспитания социально-педагогических проблем сельской школы, социологии и культурологии образования и психологическим институтом им. Л. Г. Щукиной Российской Академии образования как трансформационного процесса, так и последующего развития последнего в качестве системообразующего механизма формирующего эксперимента государственного масштаба, ориентированного на отработку социально-практической модели инновационного механизма реинтеграционной оптимизации совокупного ресурсного потенциала типичных субъектов Российской Федерации и субрегиона федерального округа.
5. Внесение предложения Президенту Российской Академии наук о целесообразности установления продуктивного взаимодействия существующих и вновь создающихся научно-исследовательских организационных структур государственного университета с институтами философии, социологии, психологии, экономики, социально-политических исследований, государства и права, проблем рынка, международной безопасности, народнохозяйственного прогнозирования, социально-экономических проблем народонаселения, социально-экономического развития территорий, проблем региональной экономики, аграрных проблем, российской истории, всеобщей истории, этнологии и антропологии, славяноведения, русского языка, истории материальной культуры, русской литературы, программных систем, проблем развития науки Российской Академии наук.
6. Создание междисциплинарного творческого коллектива в составе ведущих ученых государственного университета, работодателей, представителей Российской Академии образования, Министерства высшего профессионального образования и науки Российской Федерации Российской Федерации, студентов, социально-профессиональных корпораций, гражданского общества в целях концептуального конструирования и организационно-педагогического проектирования базовой модели выпускника высшего элитарного учебного заведения, определения социально-педагогической технологии её социально-профессионального варьирования в соответствии с государственным перечнем профессий и специальностей и динамикой социального заказа.
7. Существенному повышению академического уровня исследовательской работы научных организационных структур, формированию научных школ государственного университета во многом могло бы способствовать налаживание сотрудничества с научными школами, возглавляемыми выдающимися учеными России, международным советом научных союзов, неправительственной научной организацией, объединяющей международные союзы, национальные научные учреждения и научные ассоциации по естественным и точным наукам.
8. Научно-образовательная структура государственного университета для того, чтобы в полном объеме осуществлять, возлагаемые на неё задачи, должна быть расширена за счет следующих единиц.
8. 1. Субрегиональный научно-практический центр мониторинга развития систем образования территориально-административных единиц округа.
8. 2. Факультет дополнительного профессионального и последипломного образования учителей средних школ.
8. 3. Научно-методический центр аттестации кадров высшей квалификации и рейтинговой оценки их научно-педагогической работы.
8. 4. Лицей и гимназия интернатного типа для творчески одаренной учащейся молодежи 8-11 классов в структуре государственного университета.
8. 5. Интерактивный учебно-методический центр сопровождения интеллектуального и личностного развития одаренных старшеклассников.
8. 6. Дифференциальная магистратура государственного университета для одаренной студенческой молодежи высших учебных заведений федерального округа.
8. 7. Учебно-методический центр антропосоциального проектирования жизненного пути и профессиональной траектории одаренных студентов.
8. 8. Научно-методический центр развития национальной элиты.
8. 9. Национальная междисциплинарная научно-исследовательская лаборатория субрегиональных социальных стратегий.
8. 10. Мониторинговый центр рейтинговой оценки эффективности деятельности отечественных элитарных университетов.
8. 11. Межуниверситетская национальная лаборатория новых дидактических и развивающих технологий высшего элитарного образования.
8. 12. Научно-методический Центр поиска, диагностики и развития одаренной учащейся и студенческой молодежи федерального округа.
8. 13. Комплексный учебно-научно-внедренческий центр.
8. 14. Учебно-методический центр субрегионального межэтнического и межконфессионального взаимодействия.
8. 15. Муниципальный университет социальной культуры для взрослых.
8. 16. Научно-методический центр образования взрослых.
8. 17. Мощный суперкомпьютерный центр, позволяющий применять в научно-образовательной деятельности новейшие интеллектуальные системы, интерактивные и сетевые технологии образовательной и научной деятельностей.
8. 18. Субрегиональный научно-образовательный портал государственного университета федерального округа. Пропаганда в субрегиональном сообществе инновационной социально-педагогической и социально-экономической деятельностей.
8. 19. Интеллектуальный банк развития. Концентрация идей, планов, проектов, программ, инициатив, предложений граждан и коллективов, направленных на развитие федерального округа.
8. 20. Учебно-методический центр социального партнерства, межсекторальной кооперации и гражданской взаимопомощи.
8. 21. Научно-практический центр концептуального конструирования и социальной инженерии.
8. 22. Центр рекламных технологий и массовой коммуникации.
8. 23. Научно-технологическая долина при национальном исследовательском опорном университете для одаренной студенческой молодежи федерального округа.
9. Тематический диапазон социогуманитарного блока проблемного поля научно-исследовательских работ государственного университета может быть расширен за счет включения следующих направлений: «Социальная психология развития», «Измерения в психологии и образовании», «Управление в высшем образовании» «Управление образованием», «Развитие когнитивных компетенций в области социальной теории», «Комплексный социальный анализ», «Социальная эпистемология», «Социальная антропология», «Феноменология социального», «Критическая история современности и постсовременности», «Современные проблемы философии», «Междисциплинарные аспекты изучения социально-политических процессов», «Современные проблемы социальной философии» «Современные теории коммуникации», «Эпистемологические проблемы информационных теорий», «Философия науки», «Теория и практика онлайн-исследований», также ряда учебно-методических комплексов естественно-научного и технического направлений.
10. Определение оптимального механизма полномасштабного использования совокупного интеллектуального потенциала федерального округа российского экспертного сообщества по актуальным, для государственного университета, предметным полям: экономическая деятельность – социальные аспекты экономики и рынок труда; научная деятельность – осуществление фундаментальных исследований и поисковых научных исследований по приоритетным тематическим направлениям исследований; науковедение - анализ новых направлений научных исследований и разработок; развитие системы научных коммуникаций, ее дисциплинарные и междисциплинарные особенности и новые тенденции; науковедческие аспекты развития новых технологий; философские проблемы междисциплинарных исследований; философия и методология науки; наука в социокультурном контексте; образовательная деятельность – теория и методология инновационных процессов в образовании, экспериментальная и инновационная деятельность в образовании; специальная педагогика и образование; инклюзивное образование; теория и методология профессионального образования; теория и методология воспитания; педагогика; философия – философские науки; социальная философия; философия истории; философская антропология; исследования социальных проблем; культурология – философия и теория культуры; культура и личность; межнациональные отношения и этносоциальные процессы – анализ мирового и отечественного опыта – причины возникновения конфликтов и механизмы их прогнозирования, предупреждения и регулирования; национальная идентичность и взаимодействие

Описание проблемы: Не полное соответствие высшего профессионального образования реально сформировавшемуся динамичному социально-экономическому и социокультурному заказам. Недостаточная интеграция региональных учреждений высшего профессионального образования с соответствующими народно-хозяйственными комплексами. Несовершенные существующие механизмы (схемы ) развития учреждений высшего профессионального образования, а также программы (стратегии) развития, разрабатываемые самостоятельно.Большинство из них почти ничем не отличается от тривиальных "планов" советских времен. Неудовлетворительные места российских университетов в международных рейтингах. Отсутствие удовлетворительной отечественной критериально-индикативной системы оценки деятельности университетов. Преобладание в существующих схемах измерения качества образовательной деятельности университетов количественно-процессуальных переменных и игнорирование, таким образом, сущностных составляющих, отражающих требования социального заказа.

Желаемый результат: Сформированная на основе нового методологического подхода к развитию локальных – моносубъектных и субрегиональных мультисубъектных социальных организмов Российской Федерации, настоящая концептуальная версия научно-образовательного механизма опорного университета откроет возможности оказания нетрадиционных, социально-педагогических, экспертно-аналитических, научно-практических, конструктивно-пребразовательных, консультативных и мониторинговых услуг органам административного управления регионами, государственным предприятиям, организациям, учреждениям, коммерческим структурам.
Целенаправленное и последовательное проведение университетом программ массовой коммуникации, направленных на формирование благоприятного общественного мнения и, соответственно, позитивного отношения регионального/субрегионального сообществ к инновационной социально-экономической и социогуманитарной деятельности, безусловно, будет способствовать развитию социального изобретательства и творчества как в рамках социально-профессиональных корпораций, так и в гражданском обществе в целом.
Реализация в полном объеме данной стратегической инициативы позволит готовить элитарных специалистов: социальных теоретиков, методологов, системных и отраслевых социальных технологов-оптимизаторов, экспертов-аналитиков, топ-менеджеров, кризисных менеджеров и т. д., по индивидуальным учебным планам в соответствие с адресными заказами государственных и коммерческих структур. Использоваться такого рода суперпрофессионалы могут для эффективного выполнения общеизвестных, длительное время не решаемых проблем, ликвидации социально-экономических долгостроев – «замороженных» проблем, хронических трудностей, а также в процессах разработки и осуществлении авангардных проектов, нацеленных на генерирование интеллектуального продукта, предназначенного для совершенствования тех или иных сфер жизнедеятельности государства и общества. Инновационному механизму научно-образовательной деятельности университета будет присуще оптимальное сочетание академической фундаментальности, организационно-педагогической оперативности в применении поливариантного дидактического аппарата, а также четкой целевой направленностью производства и потребления интеллектуального продукта фундаментальных и прикладных исследований.
После нескольких лет успешного функционирования определенной части исследовательских университетов в режиме трансформации в опорные, образуется благоприятная перспектива реформирования высшего профессионального образования в направлении, наилучшим образом соответствующим требованиям развития экономики и культуры области, федерального округа, а также усиления позиции России на международной арене в качестве одного из социально-экономических и социально-этических лидеров современного драматического этапа мирового процесса.

Срок (год): 2023

Вид документа: Постановление

"Заметка"Настоящая инициатива может быть преобразованна  в реальный  проект  в любой  территориально-административной  единице  Российской  Федерации, которой  посчастливится быть управляемой  руководителями с солидным инновационным потенциалом.

 

Инициатор: Закревский Аристарх Энгельсович

Ответственный исполнитель: Органы местного самоуправления

0

Комментарии 0