Загрузка данных

Социально - важные качества человека

  • 19 января 2023 г.
  • 3251
  • 2

Источник финансирования: Государственный

Год начала: 2023

Год окончания: 2030

Статус проекта: Запланирован

 

Новое качество человеческого потенциала характеризуется формированием, закреплением и поддержкой следующих социально-важных качеств (СВК) личности каждого гражданина Российской Федерации:

ПРИОРИТЕТ ДУХОВНОГО НАД МАТЕРИАЛЬНЫМ - выражается в преобладании нравственных идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения;

ДУХОВНОСТЬ - возникает тогда, когда человек работает во благо других, созидает и не вредит другим.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ

это нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России

 

К ЧИСЛУ ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОТНОСЯТСЯ согласно Указа №809 от 09.11.2022

Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству ‎и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России

Все выше перечисленные понятия не могут быть реализованы без нравственности потому, что только нравственность обеспечивает справедливость, а следом патриотизм. Это ключевые понятия, составляющие основу достоинства человека и государства в целом.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Это общее выражение тех свойств человеческой природы, которые выполняют функцию регулятора отношений между членами общества, независимо от социального, национального, конфессионального и других факторов.

Это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания (правило III-C).

 

СОЦИАЛЬНО - ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА

 

1.     ЖИЗНЬ (ценность человеческой жизни)

•       это взаимосвязанный процесс функционирования человека как биологическое, физиологическое и социальное явление, направленное на воспроизводство новых поколений людей не вредящих себе и друг другу, а также созидающих для себя и друг друга; ценность жизни человека заключается в его жизни для общества, а не в жизни для себя, т.е. степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам других людей; если эти интересы нравственные, то и ценность человеческой жизни приобретает свое высокое значение; если человек выступает объектом эксплуатации и угнетения, то его жизнь не имеет ценности для эксплуататоров и угнетателей; в нравственном обществе и государстве ценность человеческой жизни абсолютна; никто не имеет права отнять у человека жизнь, так как он не создает угрозы и вреда себе и другим людям;

2.     ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ ИДЕАЛЫ

•       нравственное мышление - способность и готовности применять нравственные идеалы для решения поставленных задач; нравственность – это общее выражение свойств человека, которые выполняют функцию этического регулирования отношений между членами общества; это особый настрой мышления и поведения, позволяющий не причинять вред себе, окружающим, среде обитания; формируется с помощью других граждан и организаций, постоянно корректирующих поведение и самооценку человека;

•       нравственно-правовое поведение – способность и готовности вести себя по отношению к другим нравственно, не нарушать законы;

3.     СПРАВЕДЛИВОСТЬ

•       чувство человека, которое возникает в ответ на нравственное поведение человека и других людей, при котором поступки, мысли и слова едины, соответствуют представлениям людей о должном поведении и распределении общественных благ согласно нравственному правилу III-C: не вредить себе (С1), соседям (С2), среде (С3) ни мыслью, ни словом, ни делом; созидать для себя, соседей, среды мыслью, словом, делом;

4.     ПАТРИОТИЗМ

•       чувство гордости за принадлежность к Российской Федерации и готовность защищать Россию с оружием в руках, мужественно выносить тяготы и невзгоды защиты России; патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества.

•       патриотизм возникает как следствие нравственного поведения, установления и поддержания справедливости в обществе и государстве, обеспечивает готовность граждан к защите Отечества;

5.     ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИ  

•       рассматривается с двух сторон; с одной стороны, достоинство личности — один из важнейших конституционных принципов, положенный в основу правового статуса личности, а также регулирующий взаимоотношения человека, общества и государства; с этой позиции закрепление за человеком прав и свобод и их реализация являются проявлением принципа достоинства личности; с другой стороны, достоинство личности является качеством человека, которое формируется в процессе оценки этой личности другими людьми; достоинство составляет нравственное мышление и поведение человека, его созидание для себя и других, а также умственные способности критическим воспринимать действительность и проявлять субъективную активность по влиянию на улучшение окружающей социальной действительности; улучшая других людей, человек улучшает и себя; это улучшение может иметь разные формы: созидательный труд во благо других людей, участие в массовых этических оценках, воспитание и обучение других, просвещение, научная работа, культурная деятельность, искусства и художества, политика как вид нравственной общественной и государственной деятельности.

6.     ПРИОРИТЕТ ДУХОВНОГО НАД МАТЕРИАЛЬНЫМ

•       выражается в преобладании нравственных идей, идеологий в регулировании поведением человека, чем материальное стимулирование этого поведения; несовпадение идеологии и назначения материального стимулирования приводит к противоположному результату и недостижению целей материального стимулирования поведения; духовность возникает тогда, когда человек работает во благо других, не вредит другим, созидает для других;

7.     СОЗИДАТЕЛЬНЫЙ ТРУД

•       деятельность человека, в ходе которой создаются материальные и нематериальные блага для других людей, которые дают положительные обратные связи, потребляя данные блага;

8.     КОЛЛЕКТИВИЗМ

•       чувство долга перед своим профессиональным (учебным) коллективом и личной ответственности за благополучие других людей, с которыми человек вместе созидает;

9.     ВЗАИМОПОМОЩЬ И ВЗАИМОУВАЖЕНИЕ

•       взаимопомощь – привычка человека помогать и поддерживать других людей, оказавшихся в опасности, сложной жизненной ситуации; это врожденное чувство человеческого единства, с помощью которого балансируется внутривидовая агрессия;

•       взаимоуважение – привычка человека выражать положительное отношение к качествам личности других людей, с которыми он находится во взаимодействии; формируется в процессе нравственного воспитания и обучения; закрепляется примерами подражания проявления взаимоуважения со стороны влиятельных субъектов к конкретному человеку;

10.  ГУМАНИЗМ

•       это нравственное чувство человека, которое проявляется в привычке поступать по совести по отношению к себе и другим людям; главным признаком гуманистического мышления является возведение человека для человека в качестве ценности; гуманное отношение человека к человеку проявляется в том, что человек не причиняет вреда другим людям и созидает для других людей;

11.  МИЛОСЕРДИЕ

•       чувство жалости к побежденному врагу, прощение его для создания основания к совместной созидательной деятельности;

12.  КРЕПКАЯ СЕМЬЯ

•       союз мужчины и женщины, чувство принадлежности человека к семье созданной на основе чувства любви и опыта созидательной деятельности друг для друга, а также рождения, воспитания и обучения детей, их дальнейшей занятости и развития.

•       в крепкой семье поддерживается доминирование духовных ценностей над материальными, которые проявляется в способности не вредить своим членам семьи и созидать для них, осуществлять семейное воспитание и обучение, принимать участие в совместной трудовой деятельности;

13.  ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ

•       историческая память – отражение и закрепление в общественном мнении событий, информация о которых передается из поколения в поколения путем устной и письменной речи, литературы, а также с помощью работников образования, культуры, науки, искусств, кино и музеев;

•       преемственность поколений заключается в передаче от поколения к поколению идей, идеологии, отношений, способов труда и преобразования действительности, культурного кода (привычек и типовых поступков человека), традиций, ритуалов и обычаев, знаний, умений и навыков, которыми ранее владели предыдущие поколения; проявляется в том, что человек помнит и уважает своих предков, родителей, учителей, наставников, научных руководителей, хранит и передает их традиции своим преемникам;

14.  ЕДИНСТВО НАРОДОВ РОССИИ

•       это чувство дружбы народов страны, скрепленное общей идеологией, нравственным воспитанием и обучением, государственным и общественным непрерывным контролем уровня профессионального соответствия управленческих кадров, совместным ведением хозяйства и справедливым разделением результатов совместного труда;

15.  СЛУЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВУ

•       активное участие гражданина в процессе защиты Отечества от различного рода внешних и внутренних врагов, создающих угрозы и причиняющих вред соотечественникам; формы участия могут быть формальными и неформальными; формальное служение Отечеству – это когда гражданин занимает соответствующие должности государственной военной или гражданской службы и должным образом исполняет свои обязанности, профессионально соответствует занимаемой должности; неформальное служение Отечеству – это когда гражданин, невзирая на свои должности и звания, проявляет чувство личной ответственности за защиту Отечество, самостоятельно и коллективно выявляет и пресекает деструктивную деятельность внешних и внутренних врагов Отечества;

16.  НАУЧНОЕ МЫШЛЕНИЕ

•       способность и готовность осуществлять поиск, критический анализ и синтез научно-методической информации, применять научные рекомендации для решения поставленных задач;

17.  ВОСПИТАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА

•       качество, которое характеризует сформированную привычку поступать по совести, нравственно во всех жизненных ситуациях;

18.  ОБРАЗОВАННОСТЬ ГРАЖДАНИНА

•       качество, которое характеризует преобладание духовных ценностей над материальными в структуре мировоззрения человека, сформированную привычку созидательной деятельности и социальной активности, направленной на преобразование окружающей действительности; образованный человек становится субъектом деятельности, он перестает быть объектом обмана и манипуляций деструктивной идеологии, критично воспринимает действительность и активно придает ей нравственное координирующее начало, владеет дискурсивно-оценочным методом, разделяет идею нравственного пути человечества и руководствуется ей в повседневной жизнедеятельности;

19.  ВЕЛИКОДУШИЕ

•       чувство человека, проявляющееся в его бескорыстии, победе над собственной жадностью, глупостью, подлостью, завистью, лицемерием и иными отрицательными качествами человека, а также преодоление умственной скромности;

20.  УМСТВЕННЫЙ ТРУД

•       способность человека к умственному труду, которая проявляется в освоении научных знаний и умений переложить полученные знания в жизнь;

21.  СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ

•       способность человека оценивать себя глазами других людей и осуществлять самокоррекцию поведения;

22.  СОВЕСТЬ

•       способность человека критически оценивать свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному поведению; совесть как этический регулятор поведения формируется в процессе нравственного воспитания и обучения, является одной из форм самоконтроля; совесть ориентирована на самосохранение и благополучие индивида, на принятые групповые нормы, ожидания окружающих или мнение авторитетов; в качестве нравственного регулятора, совесть осуществляется как внутренний мыслительный процесс, ориентирующий человека на непричинения вреда себе и другим людям; СО-Весть – это совместная весть других, указывающих на нравственный путь развития человека; утрата совести может иметь как биологический, так и физиологический и социальный характер; человек без совести – социопат, он не чувствует боли других людей, способен их угнетать и эксплуатировать, совершать против людей любые преступления ради личного благополучия;

23.  ДРУЖБА

•       процесс устойчивых личных отношений между людьми, основанный на разделении общих идей, нравственной идеологии, симпатии, уважения, общих интересов, духовной близости, взаимной привязанности, понимания и поддержки друг друга;

24.  ТОВАРИЩЕСТВО

•       это отношения между людьми, основанные на общности их идей, идеологии, мировоззрения, интересов, проявляющиеся во взаимной помощи и солидарности, уважении и доверии, доброжелательстве и симпатии, созидательной деятельности;

25.  КОЛЛЕКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

•       способность и готовность осуществлять социальное взаимодействие при решении жизненных и профессиональных (учебных) задач, взаимопомощь, брать на себя ответственность и исполнять взятые на себя обязательства; умение вовлекать других в свое созидательное дело, поставить себя в коллективе и завоевать авторитет; развитие коллективных начал российского общества    - это способность и готовность российского человека осуществлять формирование своей семьи, профессионального коллектива на базе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, разделяемых и поддерживаемых членами семьи, профессионального коллектива, органами государственной власти;

26.  АВТОРИТЕТ В КОЛЛЕКТИВЕ

•       уважительное отношение членов коллектива к конкретному своему члену, который показывает пример, как надо поступать в конкретной жизненной и профессиональной (учебной) ситуации;

27.  ЧЕСТЬ

•       обладание человеком рядом морально-психологических качеств, которые другими людьми оцениваются как качества, заслуживающие уважения, образующие репутацию такого человека; бесчестие – утрата таких качеств, разрушение репутации человека в результате его безнравственных действий;

28.  ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

•       образ жизни без вредных привычек (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков);

29.  БЛАГОПОЛУЧИЕ ЧЕЛОВЕКА

•       чувство, отражающее сохранность соматического и психического здоровья, легитимности приобретенных богатств с помощью общественно-полезного труда, в том числе приобретение знаний и умений созидательного труда и безвредного поведения;

30.  ВЕРА

•       внутренний эмоционально-чувственный процесс познания действительности, опирающийся на эмоциональный опыт коллективного поведения и совместного труда людей; один из древнейших способов познания и преобразования действительности, позволяет людям, которые верят друг другу, объединяться, кооперироваться и осуществлять совместную деятельность, созидательно трудиться, не вредить другим людям, создавать крепкую семью и брак (союз женщины и мужчины);

31.  НАДЕЖДА

•       положительно окрашенная эмоция, возникающая при напряжённом ожидании исполнения, желаемого и предвосхищающая возможность его свершения;

32.  ЛЮБОВЬ

•       чувство глубокой эмоциональной и физической привязанности и устремлённости к другому человеку, ставшему объектом симпатии, увлеченности, создавшему чувство безопасности и безвредности совместной деятельности;

33.  СВОБОДА ВОЛИ

•       способность человека определять смысл вещей проявляя неравнодушие в отношениях с другими;

•       базовая позиция - это забота о других, помощь ближнему или совместное бытование, для завоевания свободы;

•       управление самим собой, вызывает активность человека, высшее благо - это свобода. Свобода воли – возвышенная мечта. Осуществить себя и быть признанным другими, позволит не рассеиваться по жизни;

•       человек сам выбирает свой путь, выбор пути, это сознательный выбор найти себя;

•       открыть в себе свободу воли – это и есть путь в будущее.

  

НРАВСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ

 

•      ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

•      Социально - важные качества человека

•      Основные понятия новой этики

•      Человек, путь в будущее

•      Фундаментальная теория управления энергией человеческих масс

НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

•      Терминологический словарь

 

 

ПУТЬ В БУДУЩЕЕ

 

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности,

тот более идет назад, чем вперед»

Аристотель

  

ИНСТИТУТ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

•       Институт нравственной культуры – это “интеллектуальное предприятие” с функциями научно-методических разработок и внедрения новых экосоциальных технологий на основе дискурсивно-оценочного метода;  

•       Причина возникновения Института нравственной культуры обусловлена переживаемым сегодня периодом социальной разрухи, когда многие государственные институты исполнительной, законодательной и судебной власти под влиянием идеологии сверхвласти денег имитируют социальную функцию государства.

•       Отсутствие в системе государственного управления общественного механизма социокультурного развития является ключевой проблемой цивилизации. Воспитание субъективности человека - личности как ячейки общежития и общества в целом является основополагающей задачей Института нравственной культуры.

•       Проект “Института нравственной культуры” является выражением общественной потребности в преодолении социальных болезней (коррупции, терроризма, политического лицемерия и цинизма, двойных стандартов и др.), порождаемых чисто формальной природой института демократии.

•       В сущности, проект “Институт нравственной культуры” – это констатация того факта, что демократия без нравственности – пустой звук и что все её основополагающие принципы обессмысливают само понятие народовластия.

  

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности.

Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней. Согласно этому гражданственность можно определить, как качество нравственно политическое, важной составляющей частью которого является патриотизм. В такой трактовке гражданственность интегрирует общечеловеческие духовные ценности: высокий строй души и чувств, социальную направленность мыслей.

«Содержание понятия «гражданин» (социальное, юридическое, политическое, нравственное) существенно изменяется от одной исторической эпохи к другой. В научной литературе эта идея рассматривается в трёх аспектах.

Первый разрабатывается в юридических исследованиях, регламентирующих роль гражданина в государстве перечнем особых функций. К их числу относятся: «подданный государства», «участие гражданина в политической и правовой жизни общества», «несение обязанностей, предусмотренных конституцией, законами», «знание прав и свобод» и т.д….

В философских работах понятие «гражданин» определяется через комплекс нравственных качеств. Гражданин (греч. Polities, лат. Civis, англ. Citiztn) – лицо, обладающее способностью иметь гражданские права и нести обязанности, своими действиями (самостоятельно) приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Следовательно, гражданин – это лицо, имеющее полную субъективную самостоятельность, имеющее право, как быть партнёром государства и общества, так и находиться к ним в определённой оппозиции.

Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы. В отечественной педагогической литературе к числу основных нравственных свойств гражданина относили гражданскую ответственность и гражданский долг.

Гражданская ответственность «представляет собой сознательный акт, в котором личность действует как существо, способное оказать активное воздействие на окружающую действительность. Она проявляется в способности гражданина в различных ситуациях самостоятельно принимать правильные с точки зрения общественных правил и норм морали решения и отвечать перед обществом за последствия своих поступков…

Это связующее звено между обязанностями и гражданским долгом, так как именно ответственность выражает степень понимания гражданином своего долга перед обществом».

Гражданский долг - признание и принятие ответственности перед обществом, гражданином которого являешься, это совокупность юридических и нравственных обязанностей личности перед государством. В этом понятии отражаются не единичные поступки и действия, а общественное поведение человека в целом.

По определению Г.Н. Филонова, «гражданственность» – это комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им основных социально-ролевых функций – осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых, межнациональных и межличностных отношений».

Гражданственность — степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.

Гражданственность — качество личности, позволяющее человеку осознавать себя гражданином того или иного государства, чувствовать свою принадлежность к Родине, к той стране, в которой он живёт и трудится. Патриотизм — чувство любви и преданности Отечеству, своему народу, готовность служить интересам своей Родины.

Гражданственность – одно из ведущих идейно-нравственных свойств личности. Гражданственность «подпитывается» патриотизмом, своей интеллектуальной ментальной российской спецификой. Гражданин обладает совокупностью прав и обязанностей. Патриот чувствует любовь к своей Родине, а гражданин знает свои обязанности перед ней.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. 

@А.М. Сафиоллин "Путь в будущее" (Организационно-методические рекомендации по исполнению Указа Президента Российской Федерации № 809 от 09.11.2022 года)

Докладчик: САФИОЛЛИН АЛЕКСЕЙ МАУЛИТЖАНОВИЧ

•       Создатель экоплатформы «Стратегия 24»

•       Директор института нравственной культуры

•       Член Сретенского Клуба им. С.П. Курдюмова

•       Член-корреспондент АЭСТ

 

Разработано на идеологической основе

Института нравственной культуры,

Академии экосоциальных технологий,

при научно-методологической поддержке

Сретенского Клуба имени С.П. Курдюмова

Спасибо за внимание

Прикрепленные документы 1

Социально-важные качества
PDF, 4 MБ, 5 марта 2023 г.

0
3251

Комментарии 2

В ответ на ваши инициативы я разместила материал: Нравственность: смысловая нагрузка и социальная значимость.
http://infoperson.lsap.ru/aktualno-obsuzhdaem/nravstvennost-smyslovaya-nagruzka-i-sotsialnaya-znachimost Я не претендую на истину в последней инстанции.
Новое время требует переосмысления понятий. Это процесс непростой и его нужно проектировать в направлять без выбора предпочтений, отвечающих личным симпатиям и мнениям

У Вас расширительное применение термина " Нравственность" и совсем нет моральности. Мораль регилирует неформальное взаимодействие между людьми , а нравственность выражает совокупность ментальных образований, ответственных за принятие большими группами людей неких общезначимых ценностей - Родина, Бог.Обе этические ипостаси взаимосвязаны.Шахматисты ратуют за то чтобы шахматы ввести у учебную программу средней школы -- мозги сильно развиваются. Церковь настаивает за введение уроков православия,танцоры - танцев, военные за возобновление начальной военной подготовки , родители за возобновление уроков труда. А недельная программа всего 36 часов. Куда все это вмещать вперемешку с физикой, химией, литературой и тому подобной умственной материей..Школе советовать ничего не надо, а просто пойти поработать учителем немного и все сразу станет на свои места. Состав социально- важных качеств человека очень широкий.Для того чтобы формировать этот весь компендиум надо радикально менять не только образование в целом,но и социокультурное пространство, включая циркуляцию информационных потоков. Как это сделать надо думать сообща .