Загрузка данных

Ахиезер

  • 9 февраля 2022 г.
  • 0

Памяти Александра Самойловича Ахиезера (1929-2007) СЛОВАРЬ АХИЕЗЕРА

Российский социальный философ и культуролог. Доктор философских наук. Известен своей социокультурной концепцией истории России. В 1991 году вышло трёхтомное философско-социологическое издание «Россия: критика исторического опыта (социокультурная динамика России)», которому учёный посвятил годы упорного труда.

1) Это развитие социокультурной теории и методологии анализа динамики общества. Его метод основан на объединении предметов социологии и культурологии. Ахиезер рассматривает в качестве основы, субстанции общества массовую способность людей, групп, сообществ принимать эффективные решения, способные обеспечить им выживаемость. Теория и методология Ахиезера является теорией переходных процессов, в которой на историческом опыте России показана зависимость выживаемости, жизнеспособности культуры и общества от исторически сложившейся способности людей непрерывно формировать смыслы, осмысливать мир. Эта способность реализуется через диалог между сложившимися смыслами культуры, между полюсами дуальной оппозиции. Этот процесс совпадает с поисками нового смыслового пространства, что необходимо для решения все более сложных проблем как ответ на опасности, связанные с ростом сложности человеческой реальности. Тем самым Ахиезер предложил новую теорию развития общества как социокультурного процесса, где каждая инновация должна осмысливаться как попытка преодоления противоречия, угрозы раскола между полюсами дуальной оппозиции. Дуальная оппозиция рассматривается не только как исходная клеточка организации культуры, необходимая для формирования нового смысла, но и как форма организации человеческой реальности. Осмысление мира является предпосылкой, аспектом диалогизации, в частности, диалогизации традиционной и либеральной суперцивилизаций.

Ахиезер ввел в научный оборот понятия "инверсия" и "медиация" как способы движения мысли между полюсами дуальной оппозиции. По Ахиезеру, инверсия - логика метания между полюсами-абсолютами, игнорирующая смыслоформирующую "середину" и характерная для динамики русской культуры, медиация (media - лат. середина) - логика поиска нового смысла в сфере между полюсами, слабо выраженная в русской культуре. Эти логики составляют противоречивое единство мыслительного процесса русского человека. Отличие "медиации" Ахиезера от "медиации" К. Леви Стросса, впервые введшего это понятие в научный оборот, огромно. Леви Стросс, изучавший мышление первобытных племен, понимал медиацию как статичную смысловую альтернативу статичным полюсам в сфере между ними. Ахиезер, изучавший мышление русского человека, понимал медиацию как динамичный процесс, альтернативный исторически сложившимся статичным полюсам в динамике русской культуры. Результат впечатляет: инверсия+медиация+"внелогичное мышление", которое я вывожу из диалогики Библера, составляют целостный набор понятий, которыми можно проникнуть в самое трудное для анализа - в логику диалога.

2) Это теория циклического развития России, которая объясняет закономерности маятникового развития циклов, начиная с Киевской Руси и по настоящее время. Ахиезер раскрыл конкретно-историческое содержание каждого этапа и периода. Он также показал природу раскола русской культуры и общества, механизм адаптации русской культуры к расколу, что рассматривается им как "историческая ловушка", в которой находится русская культура. Сегодня это единственная в российской науке теория развития России, основанная на социокультурной методологии. Ахиезер предсказал логику и время распада СССР.

3) Это новая интерпретация философствования на его современном этапе в специфических условиях России. В статьях в журнале "Вопросы философии" и книге "Труды" Ахиезер обосновывает необходимость философствования, "погруженного в культуру". Разрабатываемое им понятие "субъект-диалог" он нацеливает на понимание того, что в основе человеческой реальности лежит выраженная в культуре и организации человеческих отношений способность к диалогизации общества, к постоянному на этой основе повышению его жизнеспособности.

4) Это разработка типологии нравственных идеалов как основания форм деятельности. Он выделил в российской культуре нравственные типы: вечевой (соборный, авторитарный), утилитарный (умеренный утилитаризм, развитый утилитаризм), либеральный, ввел понятие "нравственный гибрид". Эта типология позволяет понять изменения культурных оснований хозяйственных решений, всей человеческой деятельности.

Источник

 

СЛОВАРЬ АХИЕЗЕРА

 Предисловие Матвеева С.Я.

1. АБСТРАКТНОЕ — КОНКРЕТНОЕ

2. АВТАРКИЯ

3. АВТОРИТАРНО-ЛИБЕРАЛЬНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

4. АВТОРИТАРНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ

5. АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ

6. АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ИСТОРИИ

7. АМБИВАЛЕНТНОСТЬ

 

КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

ИНЕРЦИЯ ИСТОРИИ

ЗЛО

ДУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ

Элита

Опубликовано: Алексей Сафиоллин

Прикрепленные документы 24

00_predislovie-Yakovleva
PDF, 940 Кб, 9 февр. 2022 г.
01_ot_avtora
PDF, 111 Кб, 9 февр. 2022 г.
02_Bukva_A
PDF, 401 Кб, 9 февр. 2022 г.
03_Bukva_B
PDF, 327 Кб, 9 февр. 2022 г.
04_Bukva_V
PDF, 417 Кб, 9 февр. 2022 г.
05_Bukva_G
PDF, 386 Кб, 9 февр. 2022 г.
06_Bukva_D
PDF, 583 Кб, 9 февр. 2022 г.
07_Bukva_E
PDF, 97 Кб, 9 февр. 2022 г.
08_Bukva_Zh
PDF, 115 Кб, 9 февр. 2022 г.
09_Bukva_Z
PDF, 334 Кб, 9 февр. 2022 г.
10_Bukva_I
PDF, 608 Кб, 9 февр. 2022 г.
11_bukva_K
PDF, 574 Кб, 9 февр. 2022 г.
12_bukva_L
PDF, 332 Кб, 9 февр. 2022 г.
13_bukva_M
PDF, 509 Кб, 9 февр. 2022 г.
14_bukva_N
PDF, 354 Кб, 9 февр. 2022 г.
15_Bukva_P
PDF, 959 Кб, 9 февр. 2022 г.
16_Bukva_R
PDF, 725 Кб, 9 февр. 2022 г.
17_Bukva_S
PDF, 1 MБ, 9 февр. 2022 г.
18_Bukva_T
PDF, 442 Кб, 9 февр. 2022 г.
19_bukva_U
PDF, 360 Кб, 9 февр. 2022 г.
20_bukva_F
PDF, 257 Кб, 9 февр. 2022 г.
21_bukva_H
PDF, 231 Кб, 9 февр. 2022 г.
22_Bukva_Ts
PDF, 196 Кб, 9 февр. 2022 г.
23_Bukva_Ch
PDF, 216 Кб, 9 февр. 2022 г.

Комментарии 0